Фридрих Кулау и его флейтовые сочинения



бет1/3
Дата16.07.2016
өлшемі241 Kb.
#203265
түріАвтореферат диссертации
  1   2   3

На правах рукописи




ХВОСТИКОВ
Михаил Владимирович


Фридрих Кулау

и его флейтовые сочинения


Специальность 17.00.02 – «Музыкальное искусство»


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения



Москва 2012

Работа выполнена в Российской академии музыки им. Гнесиных

на кафедре аналитического музыкознания



Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор,

зав. кафедрой аналитического

музыкознания РАМ им. Гнесиных

СУСИДКО Ирина Петровна
Официальные оппоненты: Имханицкий Михаил Иосифович

доктор искусствоведения,

профессор кафедры баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных
Заднепровская Галина Викторовна

кандидат искусствоведения,

доцент Московского городского

педагогического университета


Ведущая организация: Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке

Защита состоится «15» мая 2012 г. в 16.45 ч. на заседании диссертационного совета Д 210.012.01 при Российской академии музыки им. Гнесиных (121069, Москва, ул. Поварская, 30/36).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАМ им. Гнесиных.
Автореферат разослан апреля 2012 г.

Ученый секретарь


диссертационного совета,

доктор искусствоведения И.П. Сусидко



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В наше время имя и творчество Фридриха Кулау (1786-1832) находится в тени его великих современников – Л. ван Бетховена, К. М. фон Вебера, Ф. Шуберта. Однако в XIX веке он был очень популярен. Его оперы «Разбойничий притон», «Лулу», «Холм эльфов» каждый год шли в Датском Королевском театре с аншлагами. На темы Кулау писали сочинения его современники – Л. Шпор, А. Фюрстенау, П. Камю. Его музыку высоко ценили многие композиторы и музыканты-исполнители. Так, П. И. Чайковский принял участие как флейтист в исполнении Квартета для четырех флейт Кулау на концерте в Санкт-Петербурге в честь Клары Шуман. И. Брамс великолепно интерпретировал на фортепиано музыку из оперы Кулау «Лулу» и признавался, что «с удовольствием освоил бы и игру на флейте, чтобы исполнять флейтовые сонаты Кулау»1. Т. Бём для демонстрации возможностей своей новой конической флейты выбрал не что иное, как его музыкально-виртуозную «Фантазию op. 38 для флейты соло». Бетховен также высоко оценивал творчество Кулау и подарил ему на память о легендарной встрече в Вене в 1825 году свой литографический портрет с посвящением: «Моему другу Кулау от Л. в. Бетховена»2.

Последние два десятилетия интерес к творчеству Кулау возрос. В Дании им гордятся как национальным классиком, и его зингшпиль «Холм эльфов» продолжает оставаться одним из самых успешных спектаклей Датского Королевского театра. Германия, считая его в первую очередь немецким композитором, проводит регулярно на его родине, в Ильцене, Международный конкурс флейтистов. В 1999 году флейтист Тошинори Ишикара создал Международное общество Фридриха Кулау (IFKS), пригласив председателем скандинавского музыковеда Горма Буска – главного исследователя жизни Кулау и его музыкально-драматических сочинений. Весной 2000 года в Токио была поставлена опера Кулау «Лулу». Однако, несмотря на все это, сегодня имя Фридриха Кулау по-прежнему ассоциируется у большинства музыкантов с его фортепианными сонатинами и несложными сонатами, которые входят в педагогический репертуар детских музыкальных школ.

Вместе с тем, музыкальное наследие композитора огромно: оперы, музыка к театральной постановке, фортепианный концерт, концертино, флейтовые, скрипичные, фортепианные сонаты, сонатины, вальсы, рондо, вариации, фантазии, дивертисменты, танцы, песни, различного состава дуэты, трио, квартеты, квинтеты. Значительное место занимают в творчестве Кулау флейтовые сочинения, которые представляют собой яркую страницу в развитии флейтового искусства. Отсутствие в отечественном музыковедении исследования, посвященного им, определяет актуальность темы диссертации, в которой сделана попытка до некоторой степени заполнить этот пробел.

В отношении к творчеству Кулау очень ярко проявляется проблемная ситуация, касающаяся флейтового творчества первой половины XIX века в целом. В течение многих лет музыковеды утверждали, что из-за отсутствия интереса к флейте главных композиторов этого и предшествующего времени – Моцарта, Бетховена, Вебера, Шуберта – «флейтовая музыка начала XIX века, состоящая из салонных пьес, вариаций и камерных сочинений некоторых композиторов второго ряда, не представляет большого музыкального интереса»3. Оценка базировалась на почти полном отсутствии исполнительского интереса к музыке композиторов, отнесенных ко «второму» плану. В последние годы их флейтовые сочинения были открыты заново, их стали издавать, играть в концертах, записывать. Музыка Ф. Девьена, Т. Бёма, А. Рейха, А. Фюрстенау и особенно Кулау стала фактом нашей – современной – музыкальной культуры.



Эта тенденция, вместе с тем, не сопровождается, к сожалению, серьёзными академическими исследованиями их творчества. Флейтовые сочинения Кулау не стали исключением. Его музыка находится как бы вне научно-исторического пространства, хотя она составляет интереснейший пласт флейтовой литературы. Из 127 опусов, сочиненных Кулау, почти четверть – флейтовые: пьесы для флейты соло (фантазии, вариации, каприччио), ансамбли для двух, трех, четырех флейт, квинтеты для флейты и струнных, сонаты, интродукции и вариации для флейты и фортепиано. Объем и разнообразие флейтовых сочинений Кулау уже сами по себе вызывают интерес и позволяют высказать научную гипотезу: их изучение дает возможность по-новому оценить место, которое занимала в инструментальной музыке первой половины XIX века флейта – не только как традиционный оркестровый, но и как сольный концертный инструмент, а также внести некоторые новые акценты в понимание процессов, происходивших в европейской музыкальной культуре этого времени. Таким образом, основная проблема исследования связана с необходимостью устранить диспропорцию между тем, что мы знаем о творческой биографии и музыке Кулау, о его флейтовых сочинениях, и тем, какую роль, судя по дошедшим до нас оценкам современников, они играли в свое время.

Целью работы является комплексное исследование флейтового творчества Фридриха Кулау. Она определила ряд задач:

  • рассмотреть жизненный и творческий путь Ф. Кулау в контексте музыкальной культуры его времени;

  • проанализировать в связи с творчеством Кулау процесс развития флейтового искусства в XVIII – первой половине XIX веков (модернизация конструкции инструмента, исполнительство, педагогика);

  • изучить флейтовые сочинения Кулау разных жанров в их отношении к развитию европейской флейтовой музыки XVIII – XIX веков;

  • исследовать их композиционные и стилистические особенности.

Объект исследования – флейтовое творчество Фридриха Кулау. Предмет исследования – композиционные и стилевые особенности его флейтовых сочинений. В связи с этим материалом диссертации стали сочинения Кулау для флейты соло, произведения для двух, трех, четырех флейт, для флейты и струнных, для флейты и фортепиано, а также флейтовые произведения его современников (А. Фюрстенау, Г. Шнайдера, И. Габриэльского, С. Меркаданте) и предшественников (И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Г. Ф. Телемана, И. И. Кванца, И. Г. Тромлица), составляющие музыкально-исторический контекст. Так как Кулау во многом опирался на венскую классическую традицию, но его творчество фактически разворачивалось в эпоху романтизма, в диссертации для сравнения привлекались также сочинения разных жанров В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Дж. Россини.

Методы исследования. Принципиально важным для работы стало рассмотрение флейтового творчества Кулау как явления, рожденного музыкальной культурой своего времени и включенного в эту культуру, что обусловило приоритетную роль для исследования исторического подхода. Он проявляется и в рассмотрении биографии композитора, и в выявлении историко-культурных причин создания столь богатого флейтового репертуара, в анализе генезиса и развития разных жанров флейтового творчества. В этом плане мы опирались на известный трактат И. И. Кванца «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» (Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen. Berlin, 1752), «Трактат о конструкции. История и практика флейты» Р. С. Рокстро (A Treatise on the Construction. The History and the Practice of the Flute London, 1890), а также музыковедческие работы нашего времени по истории флейты и проблемам инструментального исполнительства А. Адоряна (2009), В. Березина (2000), Р. Бигио (2006), Г. Буш-Салмена (1999), Ф. Вестера (1985), В. Качмарчика (2008), Л. де Лоренцо (1992), А. Пауэлла (2003), Ю. Усова (1989), Г. Шека (1975), Г. Шмитца (1958), П. Юнга (1993).

Сравнение сочинений Кулау с музыкой его предшественников и современников обусловил применение компаративного метода (Н. Гуляницкая, 2009). В исследовании композиции флейтовых сочинений Кулау использовался метод структурно-функционального анализа, традиционного для отечественной теоретической школы (Л. Мазель, В. Цуккерман, В. Протопопов, Ю. Тюлин, Е. Назайкинский, В. Бобровский, Е. Чигарева и др.). Важную роль в рассмотрении особенностей композиции сыграли также принципы историко-контекстной интерпретации, своего рода теоретической «аутентичности». Были использованы подходы и понятия, разработанные в музыкальной теории конца XVIII – первой половины XIX веков и описанные в работах Л. Ратнера (1980), Л. Гервер (1991, 1996), Л. Кирилиной (1996, 2007), П. Луцкера и И. Сусидко (2008), а также учебники и учебные пособия Т. Кюрегян (1998) и В. Холоповой (2001), в которых музыкальная форма рассмотрена в историческом аспекте.



На защиту выносятся следующие положения:

  • творчество Ф. Кулау является одним из ключевых этапов в развитии флейтового искусства, завершившим переход от трактовки флейты как преимущественно оркестрового инструмента к подтверждению ее нового – сольного – статуса; этот процесс был связан с модернизацией конструкции и возросшим интересом к инструменту;

  • в сочинениях Кулау ассимилированы черты музыки разных стран (датские фольклорные темы, мелодические и фактурные влияния итальянской оперы) при ведущей роли австро-немецкой традиции (форма, принципы тематического развития, большая роль полифонии);

  • творчество Кулау развивалось «на стыке» двух стилевых эпох – классической и романтической. В его стиле ощущаются основы, заложенные венской классикой (трактовка формы, наличие типичных для венской классики интонационных «топосов»); элементы сложной полифонической техники напоминают о контрапунктическом искусстве барокко; виртуозная трактовка инструмента, мелодический стиль brilliant свидетельствует о близости некоторым тенденциям музыкального романтизма;

  • во флейтовых сочинениях Кулау проявляется тенденция в трактовке мелодического инструмента, сформированная в XVIII веке, а именно – ориентация на вокал, опора на принципы оперного пения; влияние вокальной музыки отражается также в принципах формообразования камерных сочинений Кулау.

Степень изученности темы. В отечественном музыкознании специальному изучению творчества Кулау, в том числе флейтового, не посвящено ни одной специальной работы. Сведения о жизни композитора в энциклопедиях и учебниках по истории музыки крайне скупы.

В зарубежном музыкознании небольшие статьи о жизни и творчестве Кулау имеются в европейских и американских изданиях4, которые носят справочный характер; некоторые из них содержат неточности (например, утверждение, что Кулау работал флейтистом Королевского оркестра в Копенгагене, чего на самом деле не было).

Первое исследование биографии композитора предпринял Карл Тране (1886)5. Карл Граупнер в своей диссертации (1930)6 также сосредоточился на изложении биографии Кулау, ограничившись описанием обстоятельств создания сочинений. Он отметил «второразрядность» его флейтовых опусов, на долгие годы определив отношение к музыке композитора в музыковедении7. Биографический характер имеет и книга Горма Буска8 (1990). Ее достоинство – обилие документального материала, прежде всего, собрание писем Кулау членам семьи и издателям. Книга Рихарда Мюллера «Немецко-датский композитор Фридрих Кулау»9 носит характер очень краткого хронографа политических и культурных событий, произошедших в Европе за годы жизни Кулау, что позволяет вписать биографию композитора в исторический контекст. Несомненно, важное значение имеет тематический каталог произведений Ф. Кулау, составленный Дэном Фогом в 1972 году10, а также еще одна книга Горма Буска, в которой собраны сохранившиеся до наших дней каноны Фридриха Кулау11.

Анализу творчества композитора посвящено всего три работы: диссертация Г. Буска «Фридрих Кулау: биография и критический анализ главных музыкально-драматических произведений»12, работа Йорна Баймфора «Фортепианный концерт С-dur op. 7 и фортепианные сонаты Фридриха Кулау»13, а также книга А. Меринга «Фридрих Кулау в зеркале его флейтовых сочинений»14. Последняя изобилует интересными фактами из жизни композитора, но в силу фрагментарности аналитических наблюдений не может претендовать на научное исследование флейтового творчества Кулау.



Все эти работы составили основу предпринятого в диссертации исследования. Помимо них использованы работы, в которых освещена музыкальная культура времени Кулау – это труды по истории музыки, монографии о композиторах–классиках (Моцарте, Бетховене) и современниках. Особое значение для нас имели те работы, в которых поднимались вопросы соотношения классического и романтического. Это книги П. Вульфиуса (1974, 1983), Ю. Хохлова (1998), диссертация Т. Русановой (2002), где данная проблема рассмотрена в связи с творчеством Ф. Шуберта, диссертация Т. Щукиной (2006) о М. Клементи, фундаментальная монография М. Томашевского (2011) о Ф. Шопене. Помимо этого важную роль сыграли исследования, посвященные взаимодействию инструментальной музыки и оперы – ставшая классической книга В. Конен «Театр и симфония» (1974), монография П. Луцкера и И. Сусидко о Моцарте, диссертация О. Подколзиной (2010), посвященная моцартовским скрипичным концертам и ряд других. Так как в стилистике флейтовых сочинений Кулау большое место занимает виртуозный компонент, особое внимание мы уделили роли виртуозности в музыке и исполнительском искусстве первой половины XIX века – данная проблема освещена, в частности, в диссертациях С. Грохотова (1990) о И. Н. Гуммеле, А. Хоффманн (2008) об итальянском бельканто. В анализе полифонической техники и фактурных особенностей музыки Кулау мы опирались на работы отечественных ученых (В. Протопопова, М. Скребковой-Филатовой, В. Холоповой и др).

Научная новизна работы во многом обусловлена ее темой и материалом. Она является первым исследованием на русском языке, посвященным музыке Кулау. В диссертации проведен многосторонний анализ его флейтовых сочинений разных жанров в историческом контексте, в сравнении с музыкой (в том числе и малоизвестной) предшественников и современников композитора. Это позволило по-новому оценить жанровую «палитру» музыкальной культуры 1800-1830-х годов, акцентировать в ней место флейты и музыки, написанной для этого инструмента. Рассмотрение сочинений Кулау с точки зрения теории конца XVIII – первой трети XIX века ранее не предпринималось ни в отечественном, ни в зарубежном музыковедении, равно как изучение соотношения классических и романтических черт в композиции и стилистике композитора. В диссертации впервые на русском языке изложена детальная биография Кулау, собраны и обобщены факты, касающиеся истории создания, издания и исполнения его сочинений.

Практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах истории зарубежной музыки, анализа музыкальных произведений, истории и теории флейтового искусства. Они также представляют интерес для музыкантов-исполнителей и педагогов.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре аналитического музыкознания Российской академии музыки им. Гнесиных. Ряд положений диссертации был освещен на научной конференции «Исследования молодых музыковедов» (РАМ им. Гнесиных, 2011), а также в публикациях по теме диссертации в журналах, входящих в список ВАК (Музыкальная жизнь, 2011, №№ 7 и 12; Вестник МГУКИ, 2011, № 6).

Структура работы обусловлена её целями и задачами. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и Приложения, содержащего полный список сочинений Ф. Кулау для флейты.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается обоснование темы, ее актуальности, ставятся цели и задачи диссертации, определяется методология, приводится обзор литературы по теме диссертации.



Глава I. Фридрих Кулау и музыкальная культура его времени

§ 1. Фридрих Кулау: детство, юность, зрелость

В первом параграфе изложены основные вехи биографии Ф. Кулау, отмечены факторы, которые содействовали его творческому росту. Приведенные воспоминания современников и его собственные письма позволяют окунуться в ту атмосферу, в которой жил композитор.

Биография Кулау (1786-1832) в чем-то была обычной для музыканта его времени, а в чем-то – исключительной. Он родился в небольшом немецком городке Ильцене в семье военного музыканта. В девять с половиной лет из-за несчастного случая мальчик потерял правый глаз. Травма сказалась на его личности: он вырос сдержанным, застенчивым, не создал семьи. Однако сам композитор называл этот несчастный случай «чрезвычайным проявлением счастья», которым наградила его судьба, поскольку родители на время болезни поставили у его кровати клавир, и он впервые почувствовал наслаждение от импровизации. Музыкальный талант мальчика всячески поддерживался: церковный органист обучал его игре на фортепиано, а отец – на флейте. Образование Фридрих получал в различных интернатах.

В дальнейшем определяющее значение в жизни Кулау сыграли три города: Гамбург (1803-1810), Копенгаген (1810-1832) и Вена (1821, 1825). В Гамбурге он обрел профессионализм, в Копенгагене получил признание, а Вена подарила ему незабываемые впечатления и встречи: главная из них – встреча с Бетховеном.

В Гамбурге Кулау обучался композиции у Ф. Г. Швенке – ученика знаменитого Кирнбергера, выступал на концертах как пианист, начал публиковать свои первые работы. Но агрессия и военная политика Наполеона превратили почти всю среднюю Европу во французскую оккупационную зону. Гамбург был охвачен массовой безработицей, культурная жизнь пришла в упадок, а молодые мужчины подлежали призыву в наполеоновскую армию. Чтобы избежать мобилизации, Кулау под вымышленным именем Каспер Майер эмигрировал в Данию.

Оперы «Разбойничий притон» (1814), «Волшебная арфа» (1817), «Элиза или Дружба и Любовь» (1820), «Лулу» (1824), «Хуго и Адельхейд» (1827), зингшпиль «Холм эльфов» (1828), музыкальная комедия «Три брата из Дамаска» (1830), музыка к театральной постановке «Уильям Шекспир» принесли ему славу датского классика.

Но, несмотря на пришедшее к нему при жизни признание, Кулау испытывал постоянные финансовые трудности. Как говорил его биограф Карл Тране: «Если бы Кулау имел регулярный ежегодный доход, и у него не было бы необходимости зарабатывать себе на жизнь только написанием музыки, то значительная часть его произведений просто не могла бы появиться»15. Именно так возникли 30 опусов для разных составов с участием флейты, за что Кулау стали называть «Бетховеном флейты». Так были созданы четыре цикла его знаменитых сонатин, а также около 70 опусов для фортепиано и с фортепиано, незаслуженно сейчас забытых.

Сохранившиеся письма Кулау характеризуют его как образованного и культурного человека с огромным кругом друзей и знакомых. Он был скромным и даже несколько застенчивым. Он сдержанно оценивал собственную музыку, никогда ее не «продвигал» и не рекламировал.



§ 2. Кулау и музыкальная культура Дании 1800-1850 годов

Фридрих Кулау, немец по происхождению, большую часть жизни (22 года) прожил в Дании. Это время совпало с исторически неоднозначным этапом датской истории: страна находилась в «жерновах» внешнеполитических интересов крупных европейских государств, экономически была очень слаба, но это не остановило ее культурное развитие. Период 1800-1850 годов называют «Золотым веком» Дании. В Королевском театре ставились оперы, балеты, музыкально-драматические спектакли. Важнейшим их источником был богатый национальный фольклор: народные песни, баллады, танцы. Забытые национальные мелодии в композиторской обработке получали новое звучание, становились достоянием всего народа. В Дании, находящейся на грани банкротства, в 1814 году был издан закон, который делал минимум семилетнее начальное образование неотъемлемым правом всех датских детей. Растущая грамотность способствовала приобщению простого народа к высокой культуре.

Наряду с театром в Копенгагене работали музыкальные общества: «Det Harmoniske Selskab» и «Det Musikalske Akademi», в чью компетенцию входила организация концертов.

Музыкально насыщенной была жизнь и в богатых поместьях: в «Софиенхольме» торговец К. Брун с женой пианисткой регулярно организовывали «Клубные концерты», подобные вечера проводили барон Карл Лёвенскёльд и торговец Кристиан Ваагепетерсен. Кулау, как признанный пианист и композитор, был частым гостем таких приемов.

Подъем датской музыкальной культуры был связан, прежде всего, с именами трех немецких музыкантов, эмигрировавших из Германии – И. А. П. Шульца, Ф. Л. Э. Кунцена и К. Э. Ф. Вайзе. Они сыграли немаловажную роль и в жизни Кулау. Два тома народных песен в обработке Шульца послужили для Кулау примером в создании подобной коллекции, мелодии которой были позже использованы им в операх и инструментальных сочинениях. Творческая жизнь Кулау была тесно связана с деятельностью капельмейстера Королевского театра Кунцена. Он дирижировал во время датской премьеры Фортепианного концерта op. 7 Кулау, а также оперой «Разбойничий притон», которая неизменно собирала аншлаг. Дружеские отношения связывали Кулау с превосходным пианистом Вайзе.

В параграфе приводится информация о музыкантах Дании, чье творчество было связано с флейтой: о друге Кулау, флейтисте-профессионале К. П. Бруне, ученике Кулау, композиторе и флейтисте Н. П. Йенсене, музыканте Х. О. К. Цинке и флейтисте-любителе В. Гидде.

§ 3. Флейта в XVIII – первой половине XIX века

Флейтовое исполнительство. Период, охватывающий XVIII век – начало XIX века, вплоть до его середины, – время, ставшее кульминационным в развитии флейты, самой яркой страницей в ее истории, чему в немалой степени способствовало особое положение флейтового искусства в Германии. Увлечение флейтой высокопоставленных любителей музыки – королей Августа II и Фридриха II, курфюрста Карла Теодора – явилось решающим фактором в создании особых условий для развития флейтового исполнительства. Играть на флейте считалось признаком хорошего тона. Музицированием на флейте увлекались немецкий писатель Жан Поль, поэт Фридрих Гёльдерлин, философ Артур Шопенгауэр, композиторы Гектор Берлиоз и Петр Ильич Чайковский.

Исполнительство на флейте существовало в двух видах – любительское и профессиональное, но иногда любительское доходило до столь высокого уровня, что отличалось от профессионального только тем, что не являлось средством для существования музыканта. Самый яркий пример – ежевечерние концерты Фридриха II, проходившие на протяжении нескольких десятилетий.

Основными флейтовыми школами в Европе считались (и до сих пор считаются) Германия и Франция. Их взаимопроникновению способствовали в большой степени концертные туры музыкантов. В XVIII веке флейтисты-виртуозы потеснили других гастролирующих инструменталистов, раздвинув во флейтовом искусстве музыкальные рамки отдельных государств. Мы останавливаем наше внимание на концертной деятельности И. И. Кванца, И. Б. Вендлинга, Т. Бёма, А. Фюрстенау, Ф. Дюлона, Ф. Графа, Ф. Девьена, Ч. Николсона, Ф. Рюже, Д. Рабонни и др.

Модернизация конструкции флейты. В период жизни Кулау в исполнительской практике применялись различные типы флейт. В ходу были одно-, двух-, четырех-, шести- и восьмиклапанные инструменты. Следовательно, вполне оправданным стало рассмотрение в данной работе всего процесса эволюции флейты. Для полной характеристики используемых в то время инструментов мы также останавливаемся на двух важных моментах: характеризуем флейты основных производителей (династии Хаммиг, Ф. Кирста, К. Грензера, К. Годфро, К. Лоре, Т. Каюзака, Р. Поттера, Т. Монзани, Дж. Гордона, Ч. Николсона, Й. Циглера и др.) и рассматриваем материалы, из которых делали инструменты.

Процесс модернизации конструкции флейты нашел свое отражение в публикуемых методических работах. Их разнообразие подчеркивает факт сосуществования и практически одинаковой востребованности как одноклапанных, так и многоклапанных инструментов.

Флейтовые сочинения Кулау свидетельствуют о том, что композитор был в курсе технических особенностей разного типа флейт. Несовершенство инструментов заставляло его выбирать наиболее удобные и безопасные в интонационном смысле тональности (до двух знаков), чаще использовать диезные, чем бемольные. Однако жажда эксперимента, поиск новых красок и стремление испробовать возможности разного типа флейт выражались в применении Es-dur, c-moll, E-dur, cis-moll и даже весьма экзотической для флейтовой литературы тональности H-dur (дивертисмент № 3 op. 68). Диапазон первых флейтовых сочинений Кулау находится в пределах d1 - a3 , а следующих – расширяется до c1 - as3.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет