Габович Евгений
История под знаком вопроса. "Нева", СПб-Москва, 2005
Информация:
К сожалению, у нас нет доступа к последней, исправленной версии текста книги. Приносим извинения за встречающиеся опечатки и несоответствия с текстом печатного издания.
Аннотация
Предисловие А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского
Авторское предупреждение читателям
Глава1. Мое открытие новой хронологии
Глава2. Как мы моделируем прошлое. Литературные отступления
Часть 1. История с точки зрения исторической аналитики
Глава3. Что такое история? Как она создавалась?
Глава4. Фальсификаторы за работой
Глава5. История - куртизанка политики и идеологии
Глава6. Историческое мифотворчество на службе национализма
Глава7. Мифы предыстории
Часть 2. Хронология с точки зрения исторической аналитики
Глава8. Что такое хронология
Глава9. Всемирная хроника Гартмана Шеделя якобы 1493 г.
Глава10. Гениальный основоположник современной хронологии Жозеф Жюст Скалигер
Глава11. Соратники и продолжатели: Кальвизий и Петавиус
Заключение
Аннотация
Профессиональные историки – основные фальсификаторы наших представлений о прошлом! Такое громкое заявление делает один из ведущих авторов современной немецкой исторической и хронологической критики Евгений Габович. Академик Фоменко не одинок! Многие западные исследователи также уверены в том, что традиционная версия мировой истории неверна, а ее хронология не выдерживает никакой критики.
Автор убедительно доказывает участие историков в фальсификации наших представлений о прошлом, демонстрирует их неосведомленность в вопросах хронологии, их служение политике, литературной моде, идеологиям, в том числе и современным националистическим.
Е. Габович дает нам возможность проследить за тем, как шел процесс выдумывания хронологии ее классиками Скалигером и Петавиусом, Кальвизием и Казобоном. Биографии этих видных генераторов наших неверных хронологических представлений впервые даны столь подробно. «История принадлежит народу, а не академической элите жрецов религии прошлого, – считает автор, – и народ должен знать апостолов последней».
К сожалению, в первом тираже книги Е. Габовича имеется довольно много погрешностей и опечаток. На этом сайте текст книги публикуется в исправленном варианте. Издательство намерено выпустить дополнительный тираж, в котором исправления также будут учтены.
ПРЕДИСЛОВИЕ Г.В.НОСОВСКОГО И А.Т.ФОМЕНКО.
Книга Е.Я.Габовича, лежащая перед читателем, содержит много интересного материала, касающегося критики хронологии истории на Западе. Многое, что написано в книге, является новым для российского читателя, поскольку ранее на русском языке вообще не публиковалось. Не со всем в книге мы согласны и в особенности не приветствуем местами подчеркнуто шутливый тон автора (поскольку речь идет о достаточно серьезных вещах), но в целом книга представляется нам интересной и познавательной.
Скажем несколько слов об авторе настоящей книги. Профессор Евгений Яковлевич Габович - разносторонне образованный человек, имеет высшее физико-математическое образование. Работал в области математики (чистой и прикладной), естественных наук, экономики, современной техники и зашиты окружающей среды, параллельно стал известен также как писатель, журналист и переводчик. Его отличает широта взглядов, свобода мышления, способность к глубокому критическому анализу. Е.Я.Габович родился в 1938 г. и вырос в Эстонии, где и закончил Тартуский университет. О своей юности в Эстонии он пишет в первой главе книги. Учился в аспирантуре МГУ. Жил и работал в России в 70х годах ХХ в.. В настоящее время живет в Германии, куда переселился более 25 лет тому назад. В течение 22 лет заведовал отделом математического обеспечения в крупнейшем немецком Исследовательском центре в г. Карлсруэ. Очень много сделал для распространения в Германии идей Новой Хронологии и вообще критических взглядов на скалигеровскую версию истории. Путешествуя по миру, обнаружил много интересных и важных фактов, связанных с историей и хронологией. Является автором нескольких прекрасно написанных работ, посвященных анализу истории. В свое время был участником исторического салона в Берлине и конференций Г. Иллига (Германия). Затем им был создан новый исторический салон в Германии, который работает вот уже скоро десять лет и который по своей популярности уже значительно превзошел салон в Берлине. В значительной мере благодаря его усилиям работает Интернет-сайт на немецком языке по Новой Хронологии и критике истории. Ему принадлежит ряд ценных соображений и идей, относящихся к реконструкции подлинной истории.
Мы рады, что книга Евгения Яковлевича Габовича появляется теперь на русском языке.
Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко.
Июнь 2005 года. Москва.
Авторское предупреждение читателям
Когда Ромул основал Рим, по городу бегали сплошные волки.
Из книги Хельмута Минковского
«Самое крупное насекомое это слон.
Перлы профессора Галлеттиса»
Если бы я взялся писать о самых первых действиях по основанию Рима, то не смог бы ограничиться описанием возведения первых зданий и укреплений. Ведь Ромулу, скорее всего, пришлось сначала изгонять волков из будущего Рима, а они уже привыкли считать эту территорию своей и больно кусались! Отгонять волков нелегко, убивать их жалко, но мифических доблестных римлян было мало, а реальных волков – мириады. Вот и решай, о чем писать …
К тому же я намерен написать книгу, в которой что ни слово, то абсурдное утверждение, в которой черное называется белым, а белое фиолетовым, в которой опровергается то, что мы знаем с детства, и утверждается то, чего быть не может, потому что этого не может быть никогда.
Салман Рушди всего-то покусился на святость одного пророка одной религии и за это был осужден на смертную казнь ее духовными руководителями. В этой же книге будет рассказано о фактах, которые ставят под вопрос основу мировидения людей всех религий и всех мировоззрений, основу основ всей человеческой культуры, главную религию человечества - его историю.
Поэтому не должны ее читать те, кто не выносит ниспровергательства, любит душевный покой и привычный понятийный мир, для кого свято то, что он знает, и мерзко все то, что не соответствует этому его знанию. Не только детям нельзя давать ее читать, но и воспитанным на традиционной истории пенсионерам, а особенно школьным учителям истории, которые насилуют этим религиозным воспитанием все новые и новые поколения детей. И, вообще, всем тем, кто склонен верить, а не копаться в разных там истинах и неистинах.
И еще эта книга не показана тем, кто привык читать про прошлое строки, написанные с академическим спокойствием и гранитной уверенностью в своей правоте, кто ожидает от автора позиции великана на высоком цоколе, с которого он вещает прижавшимся к мостовой карликам-читателям. Эта же книга – по крайней мере в некоторых своих пассажах – опускается до уровня полемики и высмеивания устоявшихся воззрений, она обращается к здравому смыслу читателей и просит их быть судьей в споре. И, главное, в ней задается слишком много вопросов, на которые у меня не всегда есть ответы. А это все недостойно серьезного автора!
Фантастические сказки бабушки Истории.
Книга эта - не по истории. Она - об истории, а это не совсем одно и то же. Точнее, она о тех разделах истории человечества, которые составляют древнюю историю и историю средних веков (я могу для краткости говорить об истории старины). Вернее, она о тех фальсификациях, фантазиях, недоразумениях, ошибках, повторах и заблуждениях, которыми эта история старины в такой мере напичкана, что я считаю себя вправе говорить здесь не об исторической науке, как это принято еще и в наши дни, а о фантастической сказке по имени История.
Книга эта в какой-то мере и о конкретных людях, которые придумали или скомпоновали эту сказку, возвели ее в разряд канонизированных истин. Но и о тех людях, которые в эту сказку не поверили и постепенно вскрыли механизм возникновения и канонизации этого крупнейшего в истории человечества заблуждения, этого гигантского сборника фантастических сказок, которыми и по сей день морочат головы как детям, так и взрослым.
Оговорюсь сразу, что я ничего не имею против сказок. Я их сам охотно придумываю, рассказываю детям, а также читаю и другим настоятельно рекомендую. Но я убежден, что сказки следует читать и даже изучать именно как сказки, а не как науку о прошлом человечества. Даже сказки, записанные несколько сот лет тому назад, продолжают оставаться сказками по сей день.
Человечество знало много сказок, которые воспринимались в свое время всерьез. О плоской Земле, которая покоится на трех китах. О вращении планет и звезд вокруг нашей планеты. О флогистоне и о философском камне. Многие из них воспринимаются сегодня уже не как научные истины, а всего лишь как заблуждения, как боковые тупики того лабиринта познания мира, по которому наука, спотыкаясь и топчась на месте, ведет человечество.
В какой-то мере их разоблачили естественные наука и математика. Вернемся, например, к бывшему когда-то традиционным представлению об ежесуточном вращении звезд и планет вокруг Земли и рассмотрим их на фоне современной оценки расстояний между небесными телами, подтверждаемой всей практикой полетов автоматических космических станций по Солнечной Системе. Ведь если от Земли до Солнца приблизительно 150.000.000 км, то Солнцу, вращаясь вместе со звездами вокруг Земли, пришлось бы ежедневно пробегать весь круг вокруг Земли или около миллиарда километров. А это как-никак около 40 миллионов километров в час или 11000 км в секунду. Сатурн отстоит от Земли почти в 10 раз дальше, чем Солнце, так что его скорость вращения вокруг Земли составляла бы уже треть скорости света. Нептун еще в три раза дальше: ему пришлось бы вращаться вокруг Земли приблизительно со скоростью света. А уж Плутон мчался бы по космосу быстрее света. О звездах и говорить не приходится! Знающий физику может воспринимать такую картину только как сказку.
Алхимия уступила место химии, а астрология астрономии и астрофизике. Но возникшие несколько позже этих - начинающихся на «а» и крайне уважаемых еще не так давно - областей знания историческая «наука» и ее младшая сестра историческая хронология пережили своих методологически родственных им сестер в своем почти первозданном позднесредневековом виде. История разрасталась вширь, но сохраняла свой костяк хронологии и свою базисную номенклатуру выдуманных исторических персонажей и событий в течение последних 400 с малым лет. В отличие, например, от своей сестры географии (еще в канун Великой Французской Революции книги по истории носили сильно выраженный географический характер), которая за те же четыре века претерпела сильнейшую модернизацию и сегодня действительно является серьезной наукой.
Никто сегодня не пользуется средневековыми картами при подготовке очередного автомобильного путешествия (правда, их модно вешать на стены для украшения и для придания интерьеру интеллектуального привкуса, правда, их собирают музеи и коллекционеры, правда, их изучают историки науки), но почему-то до сих пор принято пользоваться составленной в эпоху возрождения и лишь незначительно подправленной в новое время исторической хронологией. Представьте себе богато инкрустированную карету, запряженную четверкой лошадей, на современной автостраде, карету, которую раздраженно сигналя обгоняют тысячи автомобилей, грузовиков и автобусов, и вы получите образ истории на фоне современных наук.
Человечество всегда воспринимает с недоверием любую новую картину мира. Вспомните, какие насмешки вызывал Пастер с его микробами у коллегврачей или великий Лобачевский с его пересекающимися "вторично" параллельными прямыми линиями у коллегматематиков (считалось, что две прямые, параллельные третьей, не могут пересекаться). Лобачевского – ныне общепризнанно крупнейшего русского математика своего времени – всячески поносили его знаменитые современники (профессора-математики с не потерявшими и по сей день значение заслугами перед своей наукой), которые не поняли революционных идей геометра, проложивших путь к современной математике. И, к сожалению, человеческая психика в этом смысле не изменилась и по сей день. В 20-м веке наука десятилетиями высмеивала идею Артура Вегенера о дрейфе материков, а история с Пастером повторилась, когда два молодых медика начали утверждать, что болезни желудка (гастрит, язва и рак) вызываются микробами.
Многие великие ученые так боялись консерватизма современников, что не решались публиковать свои научные изыскания. Так, великий немецкий математик Гаусс много раньше Лобачевского пришел к выводу о существовании новой геометрии, сегодня носящей имя Лобачевского, геометрии, в которой две прямые, параллельные третьей, могут иметь точку пересечения. Но он предвидел отрицательную реакцию коллег, побоялся потерять свой научный авторитет и не решился ничего опубликовать на эту тему.
Даже великий физик Исаак Ньютон, бывший одним из первых критиков традиционной хронологии, не был лишен этой научной трусости, причина которой кроется в хорошо известной резкой нетерпимости официальной науки к новым идеям, противоречащим научным догмам. Он не решался публиковать свою работу, демонстрирующую необоснованность общепринятой хронологии, и только настойчивость одной из его почитательниц (по совместительству – члена королевской семьи) привела к неавторизированной публикации его революционной хронологической работы (кстати, замалчиваемой историками по сей день). Не сумел великий физик отказать принцессе в ее просьбе дать ей почитать его труд по хронологии, как и не смог он помешать ей после этого отдать трактат в руки издателя.
Современная наука это не только (или не столько) инструмент познания мира, но и (сколько) способ обеспечения материальных выгод косной касте элиты от науки и удовлетворения болезненного самолюбия отдельных ученых. Наука, у истоков которой стояла религия, потеснила в последние пару веков позицию последней и частично заняла ее место в общественном сознании как почетный и полезный вид деятельности. Но она же переняла у религии и многие ее атрибуты - от сложной иерархии до веры в авторитеты и догмы (на сей раз – научные). И если наука все же полезна человечеству, то в первую очередь благодаря бесчисленным бунтарям, которые постоянно сражаются с косной научной иерархией.
Возвращаясь к истории, отмечу, что и здесь налицо бунт, который уже меняет наши представления о прошлом и изменит их еще больше в ближайшем будущем. Правда, еще и сегодня многие боятся отказаться от красивого сказочного ковра, который раскатывает у нас под ногами написанная многими талантливыми писателями мировая история. История, которая напоминает сборник арабских сказок «Тысяча и не один год». История, которая подобно ромуловским волкам рычит и больно кусается: историки знают, на каком шатком основании стоит их здание мировой истории и боятся, что оно рухнет от малейшего прикосновения очередного бунтаря. Но деваться некуда: сказки нужно оставить сказочникам, а прошлое человечества пора начинать исследовать на уровне современной науки.
Введение
Буква Г с легкостью переходит в физиологически ей близкую букву Ж: Бог – божок. Рог – рожок. Вот и слово хронология напоминает хроноложие. Не связано ли это с тем, что хронология – одна из наложниц истории?
Ссылку на автора этого замечания я найти не смог.
О чем эта книга? Ниже я кратко описываю две ее основные части: историческую и хронологическую. Этим двум частям предшествуют две главы вводного характера. В главе 1 я пытаюсь показать, как возникло мое скептическое отношение к историческим побасенкам. В главе 2 приводятся несколько примеров из художественной литературы, демонстрирующие, что некоторые выдающиеся писатели в полной мере осознавали фальшивый характер традиционной историографии.
Для обозначения критического направления в исследовании историографии и хронологии я использую термин «историческая аналитика».
О чем эта книга: часть историческая
Начиная с третьей главы, книга состоит из двух частей, первая из которых посвящена преимущественно истории, а вторая – хронологии. Такое их описание верно лишь в той мере, в которой можно разнести по разным главам две столь связанные друг с другом вещи. Но ведь и анатомы описывают скелет человеческого тела и его мускулатуру и разные органы в разных главах своих увлекательнейших книг. Историческая часть книги показывает придуманность истории в разных ее «древних» разделах, а хронологическая пытается довольно подробно осветить начальный этап становления хронологии как придуманного костяка выдуманной истории.
В первой главе исторической части настоящей книги (глава 3) я рассматриваю давно занимающий меня вопрос о том, что такое история и как и где возникла современная историческая идея. Впрочем, идея эта возникла вовсе не в том виде, в котором она нам знакома сегодня благодаря массовому гипнозу на основе традиционной истории (которую я обычно именую в этой книге коротко ТИ). Сегодняшнее религиозное историческое сознание прошло через несколько революционных этапов. От чудес и выдуманных «деяний» святых путь писателей, интересующихся прошлым, шел к истории отдельного города, а от нее к истории некой местности или отдельно взятой страны. Возникновение мировой истории было очередным революционным этапом историографии. Параллельно с эволюцией историографии шла и революция, приведшая к возникновению сначала относительной, а потом и сконструированной по принципам позднесредневекового мышления абсолютной хронологии. 19-й век проложил историку путь к архивам, а в 20 в. французская Школа Анналов переориентировала внимание историка с исторических событий на исторические процессы в обществе. Каждый из этих этапов был настоящей революцией исторического мышления.
Имея в виду эту революционную динамику процесса моделирования прошлого и считая историческую аналитику и НХ современными проявлениями очередного этапа этой динамики, этапа, который можно назвать хронологической революцией, я рассматриваю процесс возникновения истории с точки зрения западной исторической аналитики. Основные характеристики этого процесса: сравнительное позднее возникновение истории, ее преимущественно европейский (а не восточный) характер, ее ускоренное развитие как последствие игнорируемой ТИ катастрофы 14-го века, ее надуманность и выдуманность, ее виртуальный характер («как могло бы выглядеть прошлое» вместо «каким оно было на самом деле»). С точки зрения исторической части книги эта глава имеет вводный характер и может рассматриваться как сборник эссе на тему о нетрадиционном взгляде на историю.
В главе 4 я становлюсь конкретнее и привожу примеры схваченных за руку фальсификаторов истории. Для меня эти примеры - только малая «надводная» часть айсберга исторических подделок и я уверен, что большая часть таковых уже прочно обосновалась на страницах ТИ в качестве одобренных «исторической наукой» исторических догм. Фантастический характер древней истории вытекает из всего многообразия историко-критических исследований в разных странах и никоим образом не является следствием одних лишь разоблачительных исследований российской НХ. При всем моем уважении к последней и восхищении глубиной новаторской критики российских авторов, я исхожу в своих оценках и в своем восприятии наших знаний о прошлом в основном из моего опыта, приобретенного внутри немецкой историко-критической школы, в частности, в основанных мной Исторических Салонах в городах Карлсруэ и Потсдаме.
Многие критические авторы поднимали вопрос о продажности истории, о готовности последней состоять на службе политики и идеологии. История слишком часто презентует себя как миф. Не только в смысле правдоподобности на уровне мифа или сказки, но и в плане оперативной готовности творить новые мифы на потребу любой политике, любой государственной задаче, любой идеологии. Особенно для российского читателя с его опытом тоталитарного и автократического насилования истории тезис о том, что история – продажная девка политики, представляется чуть ли не самоочевидным. Тем не менее, мало кто представляет себе истинный масштаб продажности истории. Я посвящаю этой теме несколько глав.
Тезисы типа «Историю всегда пишут победители» упрощают и искажают сложный симбиоз истории и идеологии. И хотя в рамках книги о критическом взгляде на традиционную историографию тема взаимоотношения истории, политики и идеологии может быть затронута лишь вскользь, я попытался дать представление о ней. В главе 5 на примере исторических мифов народов Кавказа и других мифов советской и постсоветской историографии я показываю, что ТИ без особого смущения терпит взаимоисключающие версии истории, не впадая в истерику, которой характеризуется ее реакция на критику фантомных образов и фантомных времен, осуществляемую в России в рамках НХ. Удалось также кратко затронуть историческое мифотворчество в Африке и современные исторические мифы некоторых регионов Азии. Мифотворчество и придумывание истории остаются основным занятием историков и в наши дни.
Особенно преступным является активное участие историков в снабжении идеологической базой различных современных националистических течений. Большая часть гражданских войн и международных конфликтов современности основана на придуманной историками национальной мифологии. Руки историков не обагрены непосредственно кровью жертв этнических чисток и массовых уничтожений, жертв войн и терроризма, но именно они поставляют идеологическое оружие преступникам, отдающим приказы и организующим убийства представителей других наций. Я посвящаю главу 6 роли историков в разжигании некоторых из национальных конфликтов.
Очень сложен вопрос о роли фальсификации в истории. Во все времена историки были уверены в том, что они имеют право додумывать прошлое. Более того, на первоначальном этапе возникновения интереса к прошлому у них и не было никакого другого способа рассказать о своем видении прошедших веков, так как реальной информации об этом времени у них практически не было. Коллективная человеческая память не способна сохранять детальную информацию на протяжении веков. Лишь когда история древности была придумана, началось на основе созданного так фундамента домысливание образа прошлого, его доконструирование. На этой стадии еще не было понятия фальсификации прошлого или оно только-только зарождалось, применяясь лишь в отдельных редких случаях.
Но и после завершения строительства фундамента виртуального прошлого, у многих историков сохранилась вера в то, что они способны силой своего воображения, на основе своих эзотерических способностей, своей вжитости в образ, продолжать заполнять своими фантазиями те периоды внутри выдуманной ими временной канвы, до которых не дошли руки у предшественников. Я расскажу о некоторых таких случаях, имевших место вплоть до 19-го и 20-го веков. Фальшивкой оказываются и практически все наши представления о предыстории, фальсификации которой посвящена последняя глава первой части книги, ее глава 7.
О чем эта книга: часть хронологическая
В этой части книги речь идет не о хронологии прошлого, а о хронологии собственно традиционной истории, о том, как она возникла и как ее следует воспринимать: что она отражает, а что ей просто приписывается . Анализируя традиционные представления о хронологии, я пытаюсь вскрыть ту растерянность, которая господствует в ТИ в связи с хронологией. Вернее, в исторической хронологии, про возникновение и динамику которой историки в своей массе просто ничего не знают. Именно поэтому они пытаются в редких книгах по хронологии (я не имею в виду хронологические таблицы, а именно книги, посвященные хронологии, ее истории и ее построению) отвлечь читателя массивным изложением астрономической хронологии и рассказом о том, какими именно календарями якобы пользовались наши далекие предки.
В главе 8 я показываю, что эти представления историков носят характер мифа. Особенно подробно разбираются в этом плане два календаря: юлианский и григорианский, но не в аспекте их строения и ежегодных небольших различий между ними, а таких принципиальных вопросов, как введение и распространение календаря. Как следует из только что вышедшей в начале 2005-го года книги Христофа Дэппена (Цюрих) «Нострадамус и загадка мировых эпох», Нострадамус еще не был в состоянии пользоваться годами от Рождества Христова (как, впрочем, не делал этого и основатель современной хронологии Йозеф Юст Скалигер), а его современники в середине 16-го века распадались на секты, имевшие разное мнение на тему о том, когда именно родился Христос Более того, многие, как предполагает Дэппен, пользовались «христианской» эрой в варианте «после Христа», т.е. «после гибели Христа» или «после воскресения Христа», что все-таки означает разницу в приблизительно 30 лет между двумя вариантами этой эры.
На антифоменковском интернет-форуме М. Городецкого, для позиции которого типичен именно упор на анти, на «разоблачения», на упреки, а не на позитивную исследовательскую работу - прочитал как-то такое его утверждение, что новохронологов не интересуют, мол, древние календари. Не буду говорить от имени Новой Хронологии, в которой представлены не только критика ТИ и традиционной хронологии, но и попытка реконструкции прошлого. Зато с точки зрения исторической аналитики я бы прореагировал на это заявление следующим образом. Утверждать, что нас не интересуют календари - это приблизительно то же самое, как упрекать автомобилиста или представителя технического контроля в том, что их не интересует мотор автомобиля. Конечно, нас интересует мотор, но в первую очередь с точки зрения потребителя: работает ли он, хорошо ли он работает, какие он дает нам возможности. Соответствуют ли таковые описанным в рекламном проспекте? Конструкция мотора интересует только некоторых из потребителей, большинство же не в состоянии понять технических деталей, но вполне в состоянии оценить качество работы мотора.
Конечно, историческую аналитику интересуют календари. Но, в первую очередь, с точки зрения техконтроля работы историков: откуда они взяли всю эту информацию? (анализ показывает, что она часто бессмысленна или доказывает противоположное тому, что пытаются утверждать историки). Правильно ли они определили хронологию всех этапов, которые связываются с календарем: его изобретение, его введение, его распространение, его использование? Действительно ли описываемый календарь имел описанное или подозреваемое широкое распространение, не является ли он выдумкой поздних авторов? и т.п. Представьте себе, что нам пытаются продать автомобиль, в котором вместо действующего нового мотора помещен ржавый старый мотор, собранный из частей разных сломавшихся моторов. Или, еще хуже, на место мотора вставлен его картонный макет или просто кусок полена. Конечно, во всех этих случаях мы продемонстрируем свой интерес к мотору, но он будет отличаться от того, который историки от нас ожидают: вместо восторгов и умиления (ах, какой миленький макетик!) мы потребуем, чтобы на место подложного мотора был встроен действующий.
В одной из следующих глав я разбираю довольно подробно одну из самых древних «мировых хроник», а именно, знаменитую «Хронику» Шеделя якобы 1493-го года издания (глава 9). Я привожу аргументы в пользу более позднего написания и издания этой хроники, а также показываю, что для нее «наша эра» еще не была чем-то привычным: за исключением одной иллюстрации, которая вполне могла попасть в книгу при одном из ее многочисленных переизданий, в этой толстой книге нет христианского летоисчисления.
Одна из выдающихся заслуг А.Т. Фоменко (АТФ) заключается, как мне кажется, в том, что ему удалось развеять миф о долгой, тысячелетиями длившейся истории развития хронологии, и сконцентрировать наше внимание на деятельности основного создателя традиционной хронологии Скалигера. Интерес к его фигуре и к всему процессу исторического развития хронологии, возбужденный АТФ, побудил меня включить в книгу соответствующие главы о ранних хронологах, которые содержат в особенности подробное жизнеописание и анализ творчества не только Скалигера, но и нескольких других хронологов первой волны и в первую очередь видного деятеля хронологического упорядочения истории Дени Пето (Петавиуса). Скалигеру и его соратнику и соучастнику придумывания хронологии Исааку Казобону посвящена глава 10.
В последней главе рассмотрена хронотворческая деятельность Петавиуса и стоявшего между ним и Скалигером почти забытого немецкого систематизатора хронологии Сета Кальвизия (глава 11). Интересно отметить, что ни один из этих четырех хронологических корифеев не был ни историком, ни хронологом: Скалигер и Казабон были филологами, Кальвизий – музыкантом, а Петавиус – теологом. Читатель поймет, почему я позволяю себе отметить этот факт, меня лично не смущающей: очень уж любят историки обвинить современных критиков хронологии в историческом невежестве, которое, как им кажется, коренится в отсутствии у многих из критиков ТИ диплома о четырехлетнем изучении исторического материализма и других крайне важных наук под пристальным взглядом профессоров-историков, вовремя отсеивающих всех колеблющихся и сомневающихся кандидатов на профессию священнослужителя исторической религии.
Хронологию связывают с историей не только тесные узы, но и обилие неверных толкований роли хронологии для истории. Разобраться в этом клубке противоречий нелегко и я не претендую на окончательное прояснение драматических отношений этих двух якобы наук. Тем не менее, мной предпринята попытка описания соответствующей проблематики, в большой мере навеянная знакомством с книгами как российских хронологов, так и новохронологических авторов. Я рассматриваю новую хронологию и историческую аналитику как две опоры современного движения за пересмотр наших представлений о прошлом, и считаю, что совместно они осуществляют хронологическую революцию в познании прошлого, которая венчает собой череду более ранних историографических революций последних 4-5 веков.
Достарыңызбен бөлісу: |