Кто я?
Габриель, еврейcкий подросток в Германии, спрашивает: Кто я? Еврейский немец или немецкий еврей? 2 страницы
Кто я? Еврейский немец, немецкий еврей, еврей в Германии?
Я - немецкий еврей. Или я еврейский немец? Я действительно немец, так как у меня немецкое гражданство, но я никаким образом не чувствую себя принадлежным к этому народу. Но формулировку еврейский немец изменить нельзя - по закону я немец. Наши предки тоже так думали, живя в этой стране?
Вернемся на 80 лет назад: в начале этого века болшая часть немецких евреев была ассимилирована. Среди имен в Первой Миривой Войне погибших немецких солдат мы с легкостью найдем множество еврейских фамилий. Сегодня это звучит парадоксально, практически нереально: 12.000 еврейских немцев пали как солдаты за Германию. Они говорили о себе, что они немцы, другогo вероисповедания, но немцы. Они были готовы все отдать за Германию и стыдились своих собратьев, из Полши происходящих евреев, которые селились на пример на площади Александра в амбарном квартале. Они вели ортодоксалъных образ жизни, по старым порядкам и укладам, т.е. строго придерживаясь галахи. Поскольку их образ вероисповедания не изменился со времен средневековья, они значительно отличались от немецких ассимилированных евреев. Либеральные немецкие евреи упрекали их в том, что они порождают антисемитизм, нося отличающуюся от немецкой одежду (черный кафтан и шляпу) и живя в гетто. Но немецкие евреи не подозревали, что немного времени спустя, и они также пойдут в газ. В концентрационном лагере рaзницы не было: еврей был евреем. До последней секунды эти ассимилированые евреи, среди них многие известные личности как Вальтер Ратенау, Макс Либерманн и др., думали, что при правлении национал-социолизма им ничего не будет. Они же служили Германии, были частичнно даже "лучшими" немцами. Они сильно ошиблись.
Понятно, что после ужасных событий под режимом национал-социализма евреи в Германии подчеркивают свою религию и не дорожит своей принадлежностью к немцам, а скорее стыдится этого. Нередко случается, что израильская молодежь называет еврейских немцев нацистами. Частично можно услышать и упрек: Как может еврей после всего жить в Германии? Что бы вернуться к теме, я спрашиваю себя: Чем может еврей гордится в Германии? Или может еврей гордится Германией? Я пойду еще дальше: Чем мог бы гордиться немец (кроме Гете, Шиллера, Бетховена и др. Но вeдь и это было давно и не является представительным для Германии 20. века)? Чем мог бы гордится немец? Гитлером, Республиканцами, политикой, Колем, безработицей, производством ядовитого газа, бритоголовыми, поставками оружия, историей?
Это проблема, заниматься или не заниматься которой должны немцы; жить с которой должны немцы.
Американские еврей говорят: I am proud to be an American!
Французские евреи говорят: Je suis un francais!
Они могут это говорить, говорить без оговорки. Они празднуют не еврейские государственные праздники, точно также как и не евреи служат в армии. (Почему?)
Ни одна другая страна так не проблематизирует свое прошлое как Германия.
Судьба?
Пойдет в ближайшее время немецкий еврей в немецкую армию добровольно или без сопротивления?
В ближайшее время это будет для нас большой проблемой тождества, потому что мы не любим свою родину. И чем больше я занимаюсь этой тематикой, тем больше я констатирую, что расселина растет и растет.
И так я не немецкий еврей, а еврей, котому была уготивлена участь родиться в Германии, иметь немецкое гражданство, жить в Германии, принять немецкую культуру, говорить на немецком языке: быть немцем, но не чувствовать себя немцем.
Но где же моя родина?
Ведь и не в Израиле! Израиль имеет другую культуру, другой менталитет; там говорят на чужом мне языке. Кроме того, иcxодя из четырех недель в году, проведенных на пляже Тель-Авива между Хилтоном и Шератоном, не возможно судить о жизни там. И там я не чувствую себя дома! Так где же я чувствую себя дома? Это уже тема другой статьи.
Я полагаю, что я не единственный, кто так думает.
Габриель
Источник: еврейский молодежный центр Берлина, май 1991
Достарыңызбен бөлісу: |