Геодинамические режимы в фанерозое



Дата12.06.2016
өлшемі86.52 Kb.
#130064
түріЛекция
Лекция 6 2009
ГЕОДИНАМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В ФАНЕРОЗОЕ

Фанерозойский эон включает три эры: палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую


Палеозойская эра
1. Геодинамические режимы каледонского тектоно-магматического этапа
Палеозойская история Воронежской антеклизы, отраженная в каменной летописи, начинается с девона. В начале палеозоя в Северном полушарии существовали древние Восточно-Европейская, Сибирская, Китайская и Северо-Американская платформы, которые составляли единый материк Лавразию. Индостанская, Африканская, Южно-Американская и Антарктическая платформы входили в огромный южный материк Гондвану. В пределах платформ бóльшая часть их представляла сушу; четко различались поднятия (щиты, антеклизы) и погружения (синеклизы), покрытые неглубокими эпиконтинентальными морями. Между платформами располагались подвижные геосинклинальные пояса, отдельные части которых находились на различных стадиях развития. В конце силура — начале девона закончился каледонский тектонический цикл геологической истории Земли, завершившийся для ряда геосинклинальных поясов, примыкавших к платформам, складчатостью и горообразованием. Возникли каледонские горные сооружения. В течение Д. п. они интенсивно размывались и в конце его приобрели платформенный характер. Таковы геосинклинали: Грампианская, Алтае-Саянская, Капская и др. Ороген Центрального Казахстана и Северного Тянь-Шаня, находившийся в средней части подвижного пояса, сохранил обособленное положение. Раннедевонская эпоха была временем почти повсеместных трансгрессий. В живетском веке среднего девона трансгрессия достигла максимума, после чего произошло сокращение морского бассейна, его обмеление и создалась сложная картина распределения фаций с преобладанием лагунных.

2. Геодинамические режимы герцинского тектоно-магматического этапа
В среднедевонскую эпоху начинает формироваться новый структурный план, сохранившийся в общих чертах почти до конца палеозоя и характеризовавший герцинский этап развития Восточно-Европейской платформы, в течение которого преобладали погружения, особенно в восточной ее половине, а тектонические движения отличались значительной дифференцированностью. Значительно большую площадь по сравнению с геосинклиналями, примкнувшими к платформам, занимали продолжавшие погружаться герцинские и будущие альпийские части геосинклинальных поясов; они были заняты морями. Морские бассейны характеризовались значительными перепадами глубин, на суше преобладал расчленённый рельеф. Наиболее контрастный горный рельеф существовал в раннем девоне, в областях завершившейся каледонской складчатости. Имел место, связанный с разломами, обильный наземный вулканизм (порфировой или андезит-липаритовой формаций), накапливались мощные толщи наземных обломочных, обычно красноцветных, осадков — древний красный песчаник («олд-ред» Британских островов) и др. В более молодых геосинклиналях происходили поднятия геоантиклинальных зон с образованием цепочек гористых островов. В них отлагались обломочные (во внешних прогибах) и карбонатные морские осадки, а во внутренних глубоководных прогибах происходили излияния лав формаций начальных стадий геосинклинального развития. На платформах, представлявших высокие пенеплены, контрастность рельефа в начале Д. п. также была значительной.

Воронежская антеклиза существовала в это время как пассивная тектоническая структура, подвергавшаяся воздействию смежных активных структур. Балтийский щит испытывал восходящие движения, а на юге платформы в среднем девоне регенерировался Днепровско-Донецкий авлакоген, расчленивший юго-западную часть Украинско-Воронежского массива на южную половину (Украинский щит) и северную (Воронежскую антеклизу). Не исключена возможность более раннего» рифейского заложения этой структуры, как показывают данные ГСЗ. Максимальные погружения испытывали Прикаспийская синеклиза, Днепровско-Донецкий, Припятский и Днестровский прогибы. Северо-восточная часть Сарматского щита — в очертаниях современной Волго-Уральской антеклизы вместе с Московской синеклизой — также была охвачена опусканием. Эта обширная впадина, возникшая в девоне, была названа А. Д. Архангельским Восточно-Русской. Энергично прогибалась и западная часть платформы. На общем фоне нисходящих движений только небольшие участки испытывали относительное поднятие.



Средне-позднедевонский период на Восточно-Европейской платформе ознаменовался существенной перестройкой структурного плана, раздроблением восточной ее части и заложением ряда авлакогенов. Особый интерес представляют девонские отложения возрожденного Днепровско-Донецкого авлакогена (ДДА), где они образуют мощную толщу в его центральной части (2 км) быстро выклинивающуюся к бортам. Геодинамика этой активной структуры затрагивала юго-западный борт пассивной структуры Воронежской антеклизы, в которой как эхо нашла отражение так называемая тектоно-магматическая активизация, вплоть до проявления базальтового вулканизма.

Средний девон ДДА (начиная с живетского яруса) и низы верхнего представлены соленосной толщей мощностью более 1 км. Кроме каменных солей в ней встречаются прослои ангидритов, гипсов, глин На крайнем западе, в Припятском грабене в верхнем девоне (фаменском ярусе) присутствуют линзы и толщи калийных солей. В межсолевых отложениях девона обнаружены месторождения нефти.

Формирование ДДА сопровождалось вулканизмом. Так, в районе Черниговского выступа скважинами вскрыты оливиновые и щелочные базальты, трахиты и их туфы, около 0,8 км мощностью. Проявление щелочного базальтового вулканизма имело место и в Припятском грабене.

Франский век позднего девона — это время раздробления фундамента авлакогена. Вулканиты верхнего девона известны и по южным окраинам Донбасса, в бассейнах рек Кальмиус и Волноваха. Наряду с песчаниками, конгломератами, известняками и аргиллита в этом районе развиты оливиновые и щелочные базальты, трахиандезито-базальты, лимбургиты, авгититы и др. Выше появляются трахилипариты и их туфы. Мощность осадочного и вулканогенного девона превышает 0,5 км. Верхнедевонские покровы толеитовых базальтов обнаружены на юго-восточных склонах Воронежской антеклизы.. Скважины вскрыли верхнедевонские базальты и на Волго-Уральской антеклизе.

В позднем девоне на Кольском полуострове происходило внедрение кольцевых интрузий щелочных пород (Ловозерский, Хибинский и другие массивы). Это свидетельство начала заложения континентальных рифтов. В течение среднего и позднего девона во многих районах Восточно-Европейской платформы имел место магматизм, продукты которого подразделяются на типичные траппы, а также щелочно-базальтовые и щелочно-ультраосновные, тяготеющие к зонам крупных разломов..

В карбоновое время большая часть ВА оказалась сушей и лишь на юге происходило осадконакопление. Северная денудационная граница проходила примерно по линии г.г Рыльск, Обоянь, Россошь, Богучар, Калач, Борисоглебск.. Карбоновые отложения с размывом залегают на докембрии и лишь вблизи денудационной границе на девоне.

Девонское и карбоновое время для мегаблока КМА ознаменовалось развитием латеритных кор выветривания с образованием сопряженных мощных залежей элювиальных богатых железных руд и бокситов на раннепротерозойских породах курской серии. Они являются хорошими индикаторами геодинаической обстановки времени их формирования. Безусловная связь богатых железных руд с формированием палеозойской ла­теритной коры выветривания обоснована С.И.Чайкиным [76, 77, 80]. Характерны­ми признаками латеритного экзогенного режима в регионе КМА являются весь­ма высокие концентрации в остаточных продуктах выветривания оксидов железа и глинозема и низкие содержания кремнезема, щелочных и щелочно-земельных элементов

В период от нижнего протерозоя до среднего девона, длившегося около 1,3 млрд лет, древняя денудационная поверхность выравнивания в пределах Воро­нежского кристаллического массива была расчленена на ряд блоков, формировавших горную страну и разрушившихся под воздействием процессов физического и химиче­ского выветривания. Продукты размыва и выщелачивания выносились преимуще­ственно за пределы провинции КМА. Площадная кора выветривания полностью сре­зана, линейная кора додевонского возраста отмечается лишь в отдельных тектонических зо­нах

Первые проявления относительно богатых железных руд коры выветривания приурочены к краевым участкам крупных залежей железистых кварцитов, где они перекрываются старооскольскими и щигровскими слоями среднего и верхнего де­вона. Обычно эти проявления представлены переотложенными брекчиевидными сидеритизированными рудами небольшой мощности, часто с некондиционным со­держанием железа. Под более древними осадками богатых руд нет. Большая часть гряд железистых кварцитов вообще не перекрывалась девонскими отложениями и подверга­лась интенсивному выветриванию и в карбоне.

В результате преобразования девонской моноклинали северный склон и при­сводовая часть Воронежской антеклизы медленно опускались в сторону Москов­ской синеклизы, а юго-западный склон, развивавшийся под влиянием более мо­лодого Днепровско-Донецкого авлакогена, неоднократно воздымался и сохра­нялся в виде Белгородского плато до средневизейского времени

Наиболее благоприятной палеогеогра­фической обстановкой для формирования латеритной коры выветривания сложились в Бел­городском рудном районе для ранне-средневизейского времени. Останцовые гряды железистых кварцитов и вмещающих их сланцев шириной 200-800 м, иногда до 5 км, и протяженностью до 70 км ступенчато возвышались над прилегающими участками равнины на 5-10, 15-30,30-50 м и более.

С времени верхнего визе прои­зошло почти полное вытеснение денудационных и переходных ландшафтов мор­скими. Залежи бокситов и богатых железных руд оказались законсервированными (за исключением, возможно, локальных гряд, перекрытых позднее юрскими отло­жениями).

Перм­ская геологическая эпоха характеризуется аридным климатом, что также способствовало консервации сформировавшихся рудных залежей.

Латеритные коры выветривания перекрываются с глубоким размывом мезозойскими отложениями, начиная с юрских. То есть нет отложений пермского и триасового периодов. В пермском периоде почти вся территории нынешней ВЕП была сушей за исключением востока (западное Предуралье), где формировались соленосные и угленосные толщи.

Таким образом, главные особенности герцинского этапа развития Восточно-Европейской платформы заключаются в следующем. Длительность герцинского этапа составляет примерно 150 млн. лет и охватывает время от среднего девона до позднего триаса включительно.

Начало этапа сопровождалось перестройкой структурного плана, энергичными тектоническими движениями, дроблением фундамента и широким проявлением щелочно-базальтового ультраосновного — щелочного и траппового вулканизма. Структурный план ВЕП на протяжении герцинского этапа изменялся слабо и области поднятий к концу этапа постепенно разрастались, но в целом на платформе преобладали погружения, особенно в начале этапа, что резко отличает его от каледонского.


С середины этапа ориентировка прогибов была меридиональной и области прогибаний оттеснялись на восток, что обусловлено влиянием герцинской геосинклинали Урала. В конце герцинского этапа была сформирована Русская плита в границах, близких к современным, и сформированы основные ее структуры, в том числе и локальные.

Нижние части разреза герцинского комплекса слагаются преимущественно терригенными отложениями, местами соленосными, В середине разреза широким распространением пользуются карбонатные толщи, в верхах снова сменяющиеся терригенными, красноцветными, реже соленосными отложениями. В конце герцинского этапа начался рост соляных куполов в Украинской и Прикаспийской впадинах.


В течение всего периода климат оставался жарким, то влажным, то более засушливым
Мезозойская эра. Геодинамические режимы альпийского тектоно-магматического эта
Разрезы мезозойской эры в пределах ВА начинаются с юры. В триасе на всей Земле в целом доминировали геократические условия и вялый тектоно-магматический режим. Поэтому и в пределах ВА юрские отложения с глубоким размывом залегают на палеозойском, а местами в сводовой части прямо на докембрийском основании, выполняя древние речные долины доюрского рельефа. Средне-позднеюрские трансгрессии распространились и на Русскую плиту. В поднеююрское время морем была порыта вся платформа, но вулканитов нет.

Юрский период характеризуется активным тектоническим режимом, это время зарождения современных океанов, поэтому отсюда и трансгрессии на ВЕП. На древних платформах происходило заложение крупных рифтов, что сопровождалось мощным излиянием траппов на Сибирской платформе, в Восточной Африке, Южной Америке, Климат на Земле в целом стал более гумидным.



Меловой период завершает мезозойскую эру. Меловые морские отложения широко распространены в пределах ВА. Это время кардинального изменения видового состава органического мира. Расширяются трансгрессии, арктические моря соединяются с Мезотетисом., наиболее обширная трансгрессия происходит в сантонское время. Вулканитов среди меловых отложений ВА не обнаружено, но небольшие магматические эпизоды могли быть на смежных территориях. В аптских отложениях Липецкой области обнаружены цирконы, характерные для кислых вулканитов, для этого же возраста здесь установлены алмазосодержащие россыпи.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет