ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕРВЫХ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Новейшая история Русской Православной Церкви и религиозная политика советского государства первых лет его существования привлекали и привлекают внимание отечественных исследователей. В данной статье сделана попытка, разделил условно разнообразные работы, но указанной теме на группы, выяснить особенности, направления и тенденции научной разработки темы в 1920-1990-х гг.
Советская историография рассматривала историю государственно-церковных отношений с антирелигиозных и антицерковных позиций, согласно которым Русская Православная Церковь представлялась реакционным, антинародным институтом, а органы государственной власти освещались только в положительном плане. Основные установки и положения советской историографии сложились еще в 1920-е гг. и в целом без изменений переносились из одной работы в другую.
Первые советские работы, появившиеся в самом начале 1920-х п., невозможно считать в полном смысле научными, так как они в основном носили резко обличительный характер. Советские авторы тех лет П. Бляхин, К. Ф. Грекулов. Л. Кагорницкий, Б. П. Кандидов. Н. М. Лукин, С. Худяков и др. - выполняли «партийный заказ» в прямом смысле этих слов. Так, в отчетном докладе Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро от 12 декабря 1922 г. особо отмечалось, что «ощущается острый недостаток в литературе, освещающей с марксистской точки зрения историю российской церкви и взаимоотношения между церковью и государством. При полном отсутствии литературных сил, могущих
теперь же взяться за восполнение этого пробела, комиссия не видит другого выхода из положения кроме обращения к институту красной профессуры, кото-рому предполагается заказать ряд монографий»1 Уже 1 января 1923 г. комиссия докладывала в Политбюро ЦК РКП(б) о ходе выполнения этого решения.
В связи с готовившимся в 1922-1923 гг. судебным процессом над патриархом Тихоном руководящие партийные органы - Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) и Политбюро - планировали «обвинение против Тихона и его ближайших сотрудников поддерживать по четырем пунктам, а) активная борьба против проведения декрета об отделении церкви от государства: б) противодействие вскрытию мощей, и) противодействие изъятию церковных ценностей: г) систематическая контрреволюционная деятельность»3. Большинство изданных в тот период работ стремилось всячески обосновать указанные пункты обвинения4.
Примечательно, что некоторые авторы, писавшие в 1920-1930-х гг. разоблачительные брошюры и статьи о Русской Православной Церкви, до революции 1917 г. являлись православными священнослужителями (например, П. Брихничев, М. Галкин). Выполняя политический заказ, некоторые из них зарабатывали себе право на жизнь. Примером подобного рода можно считать, написанную перед началом Великой Отечественной войны (издана в 1961 г.) paботу обновленческою митрополита Н. Ф. Платонова, который в 1938 г. вынужденно порвал с религией и стал «воинствующим атеистом»!».
Работы по истории РПЦ, вышедшие в 1920 1930-х гг . и представлявшие Церковь как политического и идеологического противника советской власти, во многом характеризуют особенности и этапы борьбы с религией, которую в тот период вело атеистическое государство. Современные исследователи могут использовать приводимые в указанных работах материалы лишь с учетом идеологической заданностн и субъективной пристрастности авторов.
Установки и положения литературы 1920-1930-х гг. и значительной степени определили подходы к изучению темы всей последующей советской историографии. Именно с тех лет в советской исторической литературе утвердилось однозначное мнение, что в 1917 г. Православная Церковь придерживалась лишь промонархических позиций, «верой и правдой стояла за интересы самодержавия» и враждебно относилась к антицаристским настроениям в обществе*. После падения царизма Церковь якобы противилась преобразованиям в обшестве, а ее Поместный Собор, начавший работу в августе 1917 г., рассматривался лишь как «штаб церковной контрреволюции»7. Позднее, в 1980-х годах к этим положениям добавилось обвинение в том, что РПЦ неспособна была ни перестроиться, ни обновиться8.
Советские авторы посвятили немало работ первым мероприятиям атеистической власти в религиозной политике. Достоинством этих исследований является обстоятельное изучение истории подготовки и утверждения ленинского декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Были уточнены даты подписания декрета и издания инструкции Народного комиссариата юстиции о порядке его осуществления9.
Однако атеистическая литература на эту тему поддерживала миф об агрессивной и антинародной сущности Русской Православной Церкви в первые годы советской власти и о классовой злобе духовенства во главе с патриархом Тихоном. В работах 1920-1930-х гг. было сформулировано исторически недостоверное положение о том, что массы поддержали декрет от 23 января 1918 г., а против него были лишь отдельные выступления, спровоцированные контрреволюционным церковниками". Примечательно, что этот вывод безоговорочно повторялся и в работах 1950-1980-х гг., авторы, которых нередко весьма тенденциозно стремились привлечь некоторые архивные материалы, касающиеся проведения в жизнь декрета об отделении Церкви от государства11.
Исследователи стремились всячески оправдать антирелигиозную практику советской власти и прежде всего антицерковные кампании 1918-1922 гг. Изучение кампании по вскрытию святых мощей 1918-1920гг. в основном ограничивалось общими положениями о том, что «мощейная эпопея» проводилась по требованию самих трудящихся и имела одну цель - «разоблачить вековой обман со стороны церкви». Главное внимание при таком подходе обращалось на использование в антирелигиозной пропаганде искаженных результатов осмотра мощей. Написанные еще в 1920-х гг. на основе материалов осмотра останков православных святых «разоблачительные» опусы антирелигиозников издавались и переиздавались, составил целую библиотеку «аитимощейной» литературы12.
С начало 1920-х гг. в советской историографии была распространена официальная версия, согласно которой инициатором изъятия церковных в 1922 г, являлось страдавшее от голода население, духовенство обвинялось в нежелании помочь голодающим в Поволжье и в организации сопротивлений во время изъятия церковных ценностей13.
Масштабы и подлинные причины террора против духовенства и верующих советской историографией замалчивались или искажались. Атеистически настроенные авторы утверждали, что в советской стране гонения на религию никогда не было и нет, «отдельные репрессивные акции в отношении церковников осуществлялись исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, антисоветскую работу»14.
Русская Православная Церковь включалась в строенную партийными идеологами схему контрреволюционного заговора против рабочекрестьянской власти. Вывод о крайне реакционной роли Церкви в период гражданской войны и интервенции основывался, главным образам, на представлении о том, что РПЦ целиком, всеми помыслами и делами стояла на стороне Белого движения15. Вместе с тем следует отметить, что советские историки собрали определенный фактический материал, свидетельствующий в том, что представители духовенства, оказавшиеся на территориях, занятых белыми, нередко им сочувствовали и поддерживали их. Однако упор лишь на подобного рода примеры исключал возможность выяснения различий в общественно-политической позиции иерархов Православной Церкви, которые почти все огульно были зачислены в лагерь «монархистов-черносотенцев», «апологетов гражданской войны против рабоче-крестьянской власти, скрытно или явно поддерживавших белогвардейскую контрреволюцию».
Вот что, например, писал один из наиболее плодовитых антирелигиозников конца 1920-1930-х гг. Б. П. Кандидов о видном члене сибирского временного Высшего церковного управления епископе Уфимском Андрее (Ухтомском): «В лице Ухтомского церковь высказалась за создание союзов от черносотенцев до меньшевиков включительно, и эта желтая коалиция в союзе с иностранными оккупантами по плану мракобесов противопоставлялась Советское власти»16.
Примечательно, что, приведя нижеследующую выдержку из выступления епископа Андрея в 1919 г., Б. П. Кандидов по существу опроверг свое же утверждение. «С кем могут блокироваться приходские советы? Может ли быть блок приходских советов с кадетами? Невозможно... Возможен ли блок приходских советов с социал-революционерами? Должен оговориться, что эта партия для меня (епископа Андрея. - А. К.) из всех остальных самая близкая. Церковно-приходские советы и партия с.-р. должны составлять единое неразрывное целое...
Что касается русских социал-демократов, то они, вероятно, скоро убедятся, что Церковь для них - родная мать, а не враг, что Церковь открывает для них свои объятия и что радость человеческая имеет основание не в классовой борьбе, а в братской взаимопомощи...»17
Характерной чертой многих советских работ, особенно 1920-1930-х гг., являлось тенденциозное отношение к анализу церковных документов, когда из контекста цитаты подгонялись под заранее заданные положения и выводы. Например, в ряде антирелигиозных работ, трактовавших позицию Православной Церкви в гражданской войне, в дока-зателъство активной антисоветской и антинародной деятельности сибирского ВВЦУ упоминалось его послание к руководителям христианских Церквей с описанием гонений на верующих и духовенство в советской России. Содержавшуюся в этом послании просьбу к главам христианских Церквей помолиться вместе со своей духовной паствой «о столь страждущих за имя Христово исповедников XX столетия на северо-востоке Европы» антирелигнозники представляли как «обращение за военной помощью к империалистам»18.
Соответствующей разоблачительным задачам советской литературы 1920-1930-х гт. была и тенденциозно используемая источниковая база: декреты советской власти, труды руководителей государства и ведущих партийных идеологом, официальная советская и коммунистическая печать.
Одним из основных источников подавляющего большинства работ, посвященных истории РПЦ в первые годы советской власти, являлось составленное и подписанное в 1923 г. А. Я. Вышинским «Обвинительное заключение по делу граждан: Белла-вина Василия Ивановича, Феноменова Никандра Григорьевича, Стадницкого Арсения Георгиевича и Гурьева Петра Викторовича по 62 и 119 ст. ст. Уголовного кодекса». Исследователи нередко дословно воспроизводили основные положения этого документа", который был посвящен выявлению и описанию «контрреволюционных действий» обвиняемых со времен Поместного Собора 1917-1918 гг. Однако составлен этот документ был крайне тенденциозно и с грубым искажением действительности. Например, в обвинительном заключении утверждалось, что постановление Собора от 27 января 1918 г. по поводу декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства и патриаршее послание от 19 января того же год ,с осуждением гонении за веру и зверств в отношении мирного населения якобы «содержат в себе прямые призывы к мятежу и убийству»20. Составители обвинительного заключения допустили также ряд фактических неточностей, например, назвав членом Собора 1917-1918 гг. некую графиню Трубецкую»21.
Важно отметить, что обвиняемые отрицали «в своих действиях цель свержения советской власти»22 Обвинительное заключение было напечатано отдельной брошюрой в 1923 г. а в 1994 г. переиздано в сборнике церковно-исторических актов с фиксацией всех помет, сделанных патриархом Тихоном при ознакомлении с обвинением23. В связи с этим следует подчеркнуть, что весьма существенные оговорки, сделанные Тихоном в форме признания своей вины и зафиксированные в следственном деле, были полностью проигнорированы в тексте обвинительного заключения.
В целом этому обширному заключению присуще умелое перемешивание действительных фактов резких обличений патриархом богоборческой власти (главным образом в 1918 г.) с замалчиванием или квалификацией и качестве лицемерного обмана всех попыток Тихона в 1919-1921 гг. вынести Церковь из политического противостоянии и найти основы ее
легального существования в Советском государстве. С тех же позиций обвинение излагало историю попыток Церкви организовать действенную помощь голодающим в 1921-начале 1922 гг.: основные документы Церкви по этому поводу либо скрыты, либо изложены крайне тенденциозно. Так, скрыт факт обсуждения в Политбюро ЦК РКП(б) и одобрения воззвания патриарха о помощи голодающим от 19 (6) февраля 1922г. Для обвинительного заключения характерно также приравнивание религиозных обрядов, действий и идей к контрреволюционным.
Постатейное рассмотрение всех фальсификаторских приемов обвинения, ставшего для советских авторов одним из основных источников изучения темы, - предмет особого исследования24. Необходимо отметить, что 22 июля 1992 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации установила отсутствие состава преступления в деяниях патриарха и его подельников, т. е. обвинительное заключение признано ложным25.
При оценке внутреннего положения «тихоновской церкви» советские исследователи использовали полу мемуарного характера работы обновленческих деятелей (А. И. Введенского, Б. В. Титлинова и др.), обвинявших Высшее церковное управление при патриархе Тихоне в развязывании борьбы с советской властью и приведении в полное расстройство всех церковных дел26.
В отличие от пропагандистов атеизма и исследователей 1920-1930-х гг., исходивших из того, что их основная задача состоит в раскрытии классово-эксплуататорской и контрреволюционной, враждебной новому государственному строю роли религии и Церкви, авторы послевоенного периода в соотвстствии с изменившимися партийными установками считали, что борьба против религии и Церкви в целом приобрела характер идеологической борьбы за торжество научного мировоззрения27.
Особо следует выделить попытки отдельных исследователей в 1970-1980-х гг. выйти за рамки господствовавшего подхода к изучению темы. Определенную ценность,в связи с этим имеет монография А. А. Шишкина, посвященная проблеме обновленческого раскола28. Некоторым советским историкам в ряде случаев удалось критически переосмыслить традиционные представления и уточнить факты, касающиеся государственно-церковных отношений первых лет советской власти.
Долгое время в советской историографии была распространена версия, согласно которой создание монастырских коммун и артелей началось по указанию высшей церковной власти. Так, Р. Ю. Плаксин полагал, что, «потерпев поражение в открытой борьбе против декрета об отделении церкви от государства, церковники решили обойти революционное законодательство» и в целях «спасения монастырских хозяйств стали с благословения-патриарха создавать фиктивные трудовые артели и коммуны». Эти объединения, в состав которых входила вся монастырская братия, вплоть до игумена, претендовали на передачу им монастырских земель, сельскохозяйственного инвентаря и т. д. Однако, по мнению Р. Ю. Плаксина. против монашеских лжекоммун советская власть сравнительно быстро приняла соответствующие меры (объединения, преследовавшие религиозные цели, регистрировать не стала и т. д.)29. Следует отметить, что в данном случае Р. Ю. Плаксин почти дословно повторил версию, изложенную в обзоре VIII отдела Народного комиссариата юстиции, опубликованном еще в 1922 г.30 Еще раньше Р. Ю. Плаксина, в конце 1930-х гг.. эту версию поддержал Н. Ф. Платонов31.
В. Ф. Зыбковец в своей монографии, вышедшей в 1975 г., убедительно показал, «что уже с весны 1918 г. на территории советской России начался стихийный - «без благословения патриарха Тихона» - процесс «самоорганизации монастырей в трудовые артели и коммуны»32.
Советские исследователи Я. Б. Водарский и В. Ф. Зыбковец выявили и уточнили количество православных монастырей в России к началу 1918 г.33
Несмотря на отмеченные положительные тенденции, отечественная историография вплоть до конца 1980-х гг. основное внимание уделяла изучению процесса становления, развития и утверждения атеистических воззрений в СССР, а также партийного руководства атеистическим воспитанием34. В советской литературе систематически проводилась мысль о том, что «массовый отход от религии и Церкви» произошел в основном под влиянием изменений в условиях жизни трудящихся и был напрямую связан с успехами в социалистической индустриализации в городе и коллективизации сельского хозяйства, а также являлся следствием широко развернувшейся, особенно в ходе культурной революции, атеистической пропаганды. Исследователи при этом не учитывали влияния религиозной политики Советского государства, включавшей в себя различимо антицерковные кампании и акции вплоть до террора и насилия в отношении духовенства и верующих
Большое внимание и советских работах 1970-1980 гг. уделялось опровержению выходивших в основном в Западной Европе и США зарубежных исследований, которые были объявлены фальсификаторскими35.
Вплоть до конца 1980-х гг, подход советских историков к изучению темы был в основном односторонне-упрощенным и идеологически заданным. Так, деятельность государственных органов по осуществлению религиозной политики оставалась вне критики и, естественно, не подвергалась серьезному научному анализу. Историки ничего не могли писать о деятельности ВЧК-ГПУ-ОГПУ по проведению «церковной» политики государства в 1920-е гг. Не исследовались и документы органов Высшего церковного управления, отражавшие официальную позицию РПЦ, а не ту, которую ей приписывали.
Основные установки советской историографии о том, что Церковь как контрреволюционная политическая сила препятствовала освобождению угнетенных трудящихся от господста эксплуататоров и активно боролась против рабоче-крестьянской власти, особенно в первые годы ее существования, оставались неизменными.
Таким образом, при обилии разнообразной, рассмотренной выше литературы, фундаментальная проблема взаимоотношении Советского государства и Русской Православной Церкви являлась одной из наименее изученных в исторической науке.
С начала 1990-х гг. стала быстро расти новая отечественная историография темы. Наступившие в обществе изменения и открытие исследователям ранее недоступных, скрытых в архивах партии и спецслужб источников определили возможность качественно иного уровня источниковой базы, а соответственно и научного анализа, лишенного антирелигиозных пристрастий и политических предубеждений. К числу первых попыток сломать стереотипы «партийного подхода» и определить новые методы исследования следует отнести работы В. А. Алексеева и О. Ю. Васильевой36. Важно отметить сложность и постепенность утверждения новых подходов в изучении темы. Первоначально целый ряд отечественных исследователей сохранял приверженность некоторым прежним положениям. Так, Ю. А. Бабинов и М. И. Одинцов npoтивопоставляли «ленинскую традицию решения религиозного вопроса» «сталинскому форсированному, изживанию религии» с конца 1920-х гг.37 В действительности же новое наступление на религиозные oр-ганнзации, начавшееся в конце 1920-х гг., во многом исходило из опыта осуществления «церковной» политики в первые годы советской власти38. Сравнительная узость источниковой базы и в частности недостаточная изученность церковных документов, вызвали в ряде случаев фактологические неточности при изложении материала. Так, В. А. Алексеев и М. Ю. Крапивин полагали, что арест патриарха лишил Собор дееспособности и после этого он фактически перестал работать39. Однако последнее заседание Собора состоялось 20 (7) сентября 1918 г., а патриарх Тихон впервые был подвергнут домашнему аресту лишь 24 (11) ноября того же года40.
В ходе дальнейшего осмысления темы на основе изучения рассекреченных документов взгляды отмеченных выше историков становились более объективными. К середине 1990-х гг. исследователям удалось значительно расширить источниковую базу, раздвинуть границы в постановке проблем темы и конкретизировать ее отдельные аспекты.
М. И. Одинцов одним из первых ввел в научный оборот значительное число ранее неизвестных документов партийных и государственных органов власти, а также материалы следственного дела патриарха Тихона. Этот же исследователь проанализировал конституционно-правовую базу государственно-церковных отношений в советском обществе41.
В своей второй монографии В. А. Алексеев выявил и проследил особую роль комсомола в осуществлении антирелигиозных кампаний и акций, планировавшихся центральными органами власти. В книге убедительно показано, что комсомольские лидеры, особенно в первые годы советской власти, представляли себе борьбу с религией и Церковью весьма примитивно - путем «богоборства» и «попоедства», не исключавшим физических расправ с духовенством, угроз верующим насилием и т. п.42. Руководство комсомола во главе с П. Смородиным проводило в 1921-1923 гг. особую «комсомольскую» антирелигиозную пропаганду, в которой главный упор делался на внешне эффектные формы «противоцерковной борьбы», оскорблявшие религиозные чувства верующих43. Направлением в изучении темы стало исследование взаимоотношений органов государственной власти и Православной Церкви на местах44. Среди работ, касающихся этой проблемы, следует выделить монографию М. В. Шкаровского. которая написана почти целиком на основе ранее неизвестных архивных материалов и раскрывает важнейшие моменты истории Петроградской (Ленинградской) епархии, остававшейся и в 1920- 1930-е гг. в определенном смысле церковным центром страны45.
В связи с введением в научный оборот ранее недоступных исследователям документов ЦК РКП(б) впервые предметом специального изучения стала деятельность по руководству и проведению религиозной политики таких высших партийных инстанций, как Политбюро и Антирелигиозная комиссия ЦК. Так, работе Антирелигиозной комиссии было посвящено несколько публикаций, основанных на протоколах ее заседаний46. Исследованию политики коммунистической партии, главным образом ее руководящего органа - Политбюро ЦK - в отношении Русской Православной Церкви в 1922-1925 гг. на основе открытых в последние годы документов ЦК РКП(б) и ГПУ посвящена монография Н. А. Кривовой47. В работе убедительно показано, что руководство антицерковной кампанией 1922 г. осуществляло непосредственно Политбюро ЦК РКП{б|) при самом активном участии ГПУ, хотя жесткий партийно-чекистский контроль тщательно прикрывали ВЦИК и Комиссия Помгола48.
Большое внимание уделяли кампании по изъятию церковных ценностей 1922 г. как советские авторы, так и современные исследователи. Благодаря интенсивному течению событий того периода историкам в последние годы удалось установить подлинные цели кампании 1922 г. (терроризировав Церковь, сломить в первую очередь ее духовное сопротивление и, расколов, подорвать влияние на народ), а также проанализировать ход этой кампании и карательно-репрессивные методы ее осуществления49.
Некоторые из авторов обращали внимание на то обстоятельство, что всестороннее изучение изъятия церковных ценностей в 1922 г. невозможно без учета предшествовавших указанной кампании акций советской власти по экспроприации имущества религиозных организаций. По мнению В. Л. Алексеева, инструкция Наркомюста от 30 августа 1914 г. о проведении отделения Церкви oт государства явилась первым нормативным документом, в котором определялся порядок изъятия из церквей ценностей50. Н. Н. Покровский в обстоятельном предисловии к публикации документов Политбюро ЦК РКП(б) 1922-1925 гг. отмечает, что в 1918 1920 гг. процесс закрытия нескольких сетей монастырей сопровождался конфискацией монастырского имущества. Однако, как правило, проследить дальнейшую судьбу изъятых в то время монастырских ценностей по источникам невозможно51.
Анализ документов Политбюро ЦК РКП(б) позволил исследователям установить общую денежную оценку всего изъятого у Церкви в 1922 г., которая составила 4650 810 руб. 67 ком. (в золотых рублях). Если исходить из того, что В. И Ленин в письме от 19 марта 1922 г. надеялся па получение многих сотен миллионов или даже нескольких миллиардов золотых рублей, а Л. Д. Троцкий также считал возможным добыть церковные сокровища на несколько миллиардов золотых рублей, то Советское государство получило лишь тысячную долю ожидаемого52.
Сделаны первые шаги в исследовании распродажи изъятых церковных ценностей53.
Современные исследователи на основе многочисленных не публиковавшихся ранее документальных материалов убедительно опровергли устоявшееся в советской исторической литературе мнение о том, что весть об изъятии церковных ценностей духовенство якобы повсеместно встретило «в штыки» и стало «отчаянно сопротивляться» решению властей. В действительности же священнослужители во многих случаях старались удержать верующих от столкновений с властями на этой почве54. Разумеется, не обошлось и без эксцессов.
Из одной работы в другую по новейшей истории РПЦ переходит свидетельство активного участника событий 1922 г., лидера «живоцерковников» В. Д. Красницкого о том. что в ходе изъятия церковных ценностей в стране произошло 1414 кровавых инцидентов55. Известно, что В. Д. Красницкий в борьбе со своими противниками - «тихоновцами» - не исключал использования таких средств, как клевета, политические доносы и угрозы применения репрессий с помощью гражданских властей56. Уже одно это обстоятельство ставит под сомнение названное В. Д. Красницким количество эксцессов в период изъятия церковных ценностей.
До сих пор остается дискуссионным вопрос о точном числе жертв в антицерковной кампании 1922 г. В литературе часто приводятся сведения бежавшего из советской России священника М. Польского о том, что в 1922 г. общее число жертв, погибших при столкновениях и расстрелянных по суду, составило 8100 человек. В работах встречаются упоминания и о прошедших 231 судебных процессах, на которых были вынесены приговоры 732 человекам57. Согласно исследованиям Д. Волкогонова, в указанный период было репрессировано около 20000 священнослужителей и наиболее активных мирян58. Важно отметить, что для документальной проверки всех этих цифр необходимо погубернское выявление и сопоставление всех свидетельств, сохранившихся в центральных и местных архивах.
К работам современных исследователей можно отнести в определенном смысле и труды священнослужителей Московской Патриархии, касающиеся истории РПЦ 1920-х гг.59 Несмотря на то, что этому периоду посвящено несколько работ церковных историков, последние пока еще не приступили к специальному изучению ряда наиболее существенных проблем жизнедеятельности Русской Церкви в условиях первых лет советской власти. Так, в предисловии к книге, освещающей историю РПЦ с 1917 до 1997 гг. и написанной протоиереем В. Цыпиным, подчеркивается, что ее автор описывает преимущественно историю епископата и Высшего церковного управления60. Однако в разделах о 1917-1922 гг. В. Цыпин весьма лапидарно упоминает о Священном Синоде и Высшем церковном совете, не раскрывая конкретно их деятельность и влияние как на состояние внутрицерковных дел, так и на официальную позицию РПЦ по общественно-политическим вопросам.
Значительную публикаторскую и исследовательскую работу проводят в настоящее время православный Свято-Тихоновский богословский институт и Крутицкое патриаршее подворье. Ими подготовлены и изданы важные и разнообразные материалы по истории PПЦ новейшего времени - церковные документы, дневники, воспоминания и т. д. Православным Свято-Тнхоновским богословским институтом при участии светских историков сделана попытка составить статистику гонений на Церковь в первые годы советской власти61. Обширная информация о преследованиях верующих и духовенства содержится в специально посвященных этому вопросу трудах иеромонаха Дамаскина (Орловского)62.
Большое внимание в исторических работах мирян и клириков Московской Патриархии уделяется жизнеописаниям видных церковных деятелей, особенно сподвижников патриарха Тихона".
Следует отметить, что на характер исследований церковных историков в ряде случаев влияет принадлежность их к определенным ветвям Русского Православия. Например, в трудах некоторых священнослужителей пристрастно оценивается деятельность иерархов Русской Зарубежной Церкви в период ее становления и т. п.
До сих пор в исторической литературе по ряду вопросов темы преобладают прежние представления, унаследованные от советских работ атеистического характера. В первую очередь это касается вопроса об отношении к Белому движению. Начиная с 1920-х гг. советские авторы, доказывая, что Русская Православная Церковь была «вдохновляющей силой белого движения и стояла в центре всех контрреволюционных заговоров и выступлений против рабоче-крестьянской власти», чаше всего ссылались на деятельность временных Высших церковных управлений Сибири и юго-востока России, «всемерно поддерживавших белогвардейские армии и интервентов»64. Представление о «задушевном союзе попа, буржуя и генерала» настолько прочно вошло в общественное сознание, что перешло и в настоящее время, став на этот раз уже предметом идеализации в некоторых общественных и политических кругах.
До сих пор ряд отечественных исследователей, касаясь деятельности временных Высших церковных управлений (далее - ВВЦУ) на территориях, занятых белыми, продолжает следовать установкам атеистической литературы 1920-1930 гг. о «симфонии» Белого движения и ВВЦУ. «Созданные на «белой» территории церковные структуры выполняли роль политических организаций», - пишет М. И. Одинцов, - воспитывая паству в нужном для правительства духе»65. Вслед за литературой 20-х гг. некоторые исследователи утверждают, что само образование ВВЦУ преследовало сугубо политические цели - обеспечение поддержки Белого движения. Например, В. А. Алексеев полагает, что иерархи, находившиеся на территории, занятой армией А. И. Деникина, «решили организационно оформиться, демонстративно обособившись от Московской Патриархии», поскольку «Тихон категорически отказался от поддержки как белых, так и красных войск»66. Эту же точку зрения разделяет и М. Ю. Крапивин67.
В связи с подобными утверждениями А. Н. Кашеваров, используя недавно опубликованные в нашей стране воспоминания руководящих деятелей ВВЦУ, конкретизировал и уточнил взаимоотношения между этими церковными учреждениями и белыми правительствами (отсутствие между ними «симфонии»,неспособность поддерживавших Белое движение ВВЦУ оказать ему эффективную помощь и т. д.)68. В исторической литературе пока отсутствует полное представление о составе, полномочиях и деятельности особой делегации, которая от имени Поместного Собора, а затем от Высшего церковного управления, представляла и защищала перед правительством интересы Православной Церкви в первые годы советской власти. Первая попытка изучения этого вопроса была осуществлена автором данной статьи 69.
Как отмечалось выше, светские современные публицисты, освещая государственно-церковные отношения начала 1920-х годов, основное внимание уделили кампании, которая целиком велась новой власти - изъятию церковных ценностей связи с голодом в Поволжье. Поэтому резулътаты изучения кампании советской власти по вскрытию* святых мощей, начатой осенью 1918 г., в отечественной историографии, до выхода в 1995г. монографии А. Н. Кашеварова, в которой впервые подробно исследована эта - одна из самых крупных антирелигиозных кампаний70, были скромпы: обстоятельно рассмотрены лишь ее начало и ход в некоторых религиозных центрах (события осени 1918 г. в Александро.- Свирском монастыре, весны - лета 1919 г. в Троицко - Сергиевой лавре и т. п.)71, а также реакция на нее высшей церковной власти72. Для полного представления о результатах и последствиях кампании по вскрытию мощей А. Н. Кашеваровым выяснена ее связь с другими антирелигиозными мерами советской власти - закрытием монастырей, разрушением православного обряда погребения, а также с антицерковной кампанией 1922 г.
В современных отечественных исследованиях много внимания уделено выяснению позиции патриархе Тихона в 1918-1922 гг., особенно анализу его посланий, касавшихся отношения Церкви к общественно-политическим событиям того времени и акциям советской власти72. Однако, несмотря на то что патриарху было дано право Собором, на случай невозможности созывать Собор или Синод, управлять Церковью единолично, важнейшие решения принимались в соединенном присутствии Синода и Высшего Церковного Совета, заседавших под председательством патриарха. Деятельность этих органов высшей церковной власти в бурные 1918 -1922 гг., т. е. с начала работы и до вынужденного ее прекращения, специально изучена в статьях А. Н. Кашеварова. Восполнение этого пробела в историографии позволило мне вскрыть влияние революционных потрясений и гражданской войны на механизм функционирования высшей церковной власти, а также проследить эволюцию ее позиции от бойкота религиозной политики советской власти до защиты интересов Церкви путем апелляции к советскому законодательству и призывов к власти строго придерживаться и не нарушать ею же принятые декреты и нормативные акты в отношении религиозных организаций74.
Лишение Церкви материальных доходов являлось особо важной задачей атеистической власти, исходившей из марксистского положения о религии как о надстройке над материальным базисом. Считалось, что подрыв экономической основы Церкви резко ускорит ее распад. Несмотря на важность изучения финансово-экономического положения РПЦ в результате первых же соответствующих мероприятий власти, эта проблема исследователями не
ставилась и не освещалась. Впервые указанная проблема была сформулирована и изучена в работах автора данной статьи75.
. М.; Новосибирск, 1997. Кн. 1: Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. С. 345.
*'«См напр.: Брихничсв И. Патриарх Тихон и его Церковь. М., 1923; Зорин Д. Церковь и революция. Церковь и голод. Ростов н/Д. ,ви-Лужин А. О делах тихоновских. М.. 1922; Лукнн Н. М. I) Церковь и государство. М.. 1922; 2) Революция и Церковь. М., 1924.
/Платонов Н. Ф. Православна* церковь в 1917-1935 гг. Противодействие Церкви установлению к упрочению советской власти // Йвегодяих Музея истории религии и атеизма. М.; Л., 1961. Т. 5. С. 206-271.
гГ-ТроицкиЯ К. Церковь, и государство в России. М., 1923; Попов М. В. Церковь в годы реакции н революции. Иваново, 1931; Ху-Йия С. Классовая борьба и религия. Л.. 1931; Олещук Ф. Н. Борьба Церкви против народа. М., 1939; Юрии А. Под маской религии. Ml 939; Михалев И. Церковь в прошлом и теперь. Казань, 1962.
»Бойцов Н. Святейшая контрреволюция. М.; Л., 1931; Кандидов Б. П. Октябрьские бои в Москве и Церковь. М., 1931; Беляев D. Претив контрреволюционной деятельности церковников. Л., 1939; Оснпов В. С. Поместный Собор Православной Церкви 1917-|в|в гг. // Вопр. науч. атеизма. 1967. Вып. 3.
• См., напр.: Гордиенко Н. С. Современное русское православие. Л., 1987. С. 26.
»Перснц М. М. Отделение Церкии от государства и школы от Церкви в СССР (1917-1919 гг.). М., 1958; Красников Н. П. Великая (^пябрьская социалистическая революция и провозглашение свободы совести //По этапам развития атеизма в СССР. М.; Л., 1967; Филиппова Р. Ф. К истории отделения школы от Церкви // По этапам развития атеизма в СССР; Иванов А. Социализм и свобода eoeecmM., 1972.
«« Бляхи»! П. 1) За сколько сребреников попы и монахи продали своП народ? Казань, 1921; 2) Крест н пулемет. М., 1928; Канди-аовБ. П. Религиозная контрреволюция 1918-1920 гг. и интервенция: (Очерки и материалы) М.. 1930; Ярославский Ем. Борьба с религией в первые годы Октябрьской революции // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917-1932. М.. 1932; Кагорниюсий А.
Церковь в борьбе с социалистическим стрО1Ггельством. М., 1939.
и Персии М. М. Огделение Церкви от государства н школы от Церкви в СССР; Нейтман М. Л. Проведение ленинского декрета ^06 отделении Церкви or государства и школы от Церкви» в Забайкалье WAge^ '°23): Автореф. дне. ... канд. ист. наук. Иркутск. 1974: Дунаев В. Н. Социально-политическая ориентация и действия православЯЩ^рковников в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции и первые годы советской власти (1917-1922): (На материалах Воронеж., Курск, н Тамбов, губ.): Автореф. дне. .,. канд. ист. наук. Воронеж, 1972; Нечаев М. Г. Контрреволюционная деятельность Церкви в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции п гражданское войны на Урале (1917-1919 гг.): Автореф. дне. ... канд. ист. наук. Свердловск, 1988; Церковные мифы и историческая реальность: Критика фальсификации современ. Православием места и роли Церкви в историй России. Пермь,1985; Корзун М. С. Русская Православная Церковь, 1917-1945: Изменение еоц.-полит. ориентации н науч. несостоятельность вероучения. Минск, 1987.
«См., напр.: Рожицын В. Как и почему появилась вера в мощи // Мощи. Харьков, 1922; Паозерский М. Ф. Русские святые перед судом истории. М.; Пг., 1923; Пар а дин И. П. Задонский Богородицкий монастырь и святой Тихон. Воронеж, 1927; Богатое И. Владимирские святые и их чудеса. Владимир, 1929; Кандидов Б. Монастыри-музеи и антирелигиозная пропаганда. М., 1929; Порфирн-дов Н. Г., Семенов А. И. Мощи Софийского собора. Новгород, 1931; Ярославский Е. Мощи Киево-Печерской лавры // Антирелигп-озккк. 1934. №5;ндр.
" Горев М. Церковные богатпт.а и голод в России. М., 1922; Кандидов Б П. Голод 1921 г. и Церковь. М.; Л., 1932; Чемирис-ский Н. А. Изьятис в 1922 г. церковных ценностей для помощи голодающим // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1962. С. 166-212: Плакснн Р. Ю. Кр*х церковкой контрреволюции в 1917-1923 пг. М., 1966. Хенкин Е. М. Очерки борьбы Советского государства с голодом. Красноярск, 1988.
"См., напр.: Амосов Н. К. Октяорьская революция и Церковь. М., 1939.
"См., напр.: Плмссин Р. Ю. Тихоновщина и ее крах: Позиция Православной Церкви в период Великой Октябрьской социалистической революции и 1раждамской войны. Л., 1987. С.104-158.
16 Кандидов Б. П. 1) Релшиозная контрреволюция 1918-1920 гг. н интервенция. М.. 1930; 2) Церковь и гражданская война на юге. М., 1931; 3) Церковь и Врат ель. Харьков, 1931; Василенко В. Офицеры в рясах. М., 1933; Якушкин Е. Колчаковщина и интервенция в Сибири. Новосибирск, 1921?; Флеров В. С. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918-1923 гг. //Ученые записки Томского университета. 1959. Х> 37.
17 Кандидов Б. П. Церковь н шпионаж: О некоторых фактах контррсв. и шлион. орг. релнгиоз. Орг. М., 1940. С. 29. Что же касается обвинений в адрес епископа Анлрея в пристрастии к монархизму и разжигании братоубийственной войны, то в монографии современного исследователя М. Л. Зеленогорского достаточно убедительно показано, что владыка отрицательно относился к российскому самодержавию, особенно к последнему императору, не был апологетом гражданской войны н имел серьезные разногласия с «верховным правителем России» адмиралом А В. Колчаком (см.: Зсленогорскнй М. Л. Жизнь н деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.. 1991).
11 См., напр.: Кандидов Б. И. Религиозная контрреволюция 1918-19200 гг. и интервенция. С. 42-43.
"Так, Р. Ю. Плакснн в о;и<ой ю своих монографий писал: «Не было ни одного антисоветского заговора, ни одной белогвардейской авантюры, в которых так или иначе не принимало бы участие православное духовенство. (Сравни: Плакснн Р. Ю. Тилоновщинм и ее крах. С. 105 и Обвнните.п,ное заключение по делу граждан: Пслловина Василия Ивановича, Феиомепова Нпканлра Григорьевича и Гурьева Истра Вюсгоривина по 62 и 119 ст. ст. Уголовного кодекса. М., 1923. С. 16.) Один ю основных выводов отмеченной работы Р. Ю. Плакснна о том, что общее руководство антисоветской деятельностью православного духовенства в период гражданской войны на территории как советской России, так и занятой белогвардейцами, осуществлял патриарх Тихон, сделан прямо со ссылкой на обвинительное зяхтючснне (Плахсин Р. Ю. Тихоновщина и ее крах. С. 142).
» Акты святейшего Тихона, патриарха Московского н всея России, позднейшие документы и переписка о канонической преемстве •исшей церковной власти. I917-I9O. М., 1994 С. 231.
* Там же. С. 733. п Там же. С 267. "Там же. С. 225-280.
24 Подробную характеристику, данную обвинительному заключению ректором православного Свято-Тнхононского богословского института протоиереем В. Воробьевым, см.: Акты святейшего Тихона... С. 732 733.
* Архивы Кремля. Кн. I. С. 93. 539.
59
Историография и источниковедение
* Введенский А. И., протоиерей 1) Церковь и революции (Уход патриарха Тихона). Пг., 1922; 2) Церковь и государство: (Очер$ взаимоотношений Церкви н государства в России 1918-1921). М., 1923; 3) За что лишили сана патриарха Тихона. М., 1923; 4) Ц^ ковь патриарха Тихона. М., 1923; Титтшои Б. В. 1) Новая Церковь. М., 1923; 2) Церковь во время революции. Пг., 1924; 3) Смыщ обновленческого раскола в истории. Самара. 1926.
V См.. напр.: Лаюреико П. II К вопросу об изменении политической ориогтацни Русской ПрааославиоП Церкви (1917-1945) Jf Попр. религии и атеизм*. 1964. Пип. 12; Осимон К. С. Церковь в истории СССР. М.. 1967; К обществу, свободному от рслкгиц (Процесс секулярюации » условиях социалистического общества). М., 1970; Клочков В. В. Религия, государство, право. М., 1978.
а Шишкин A. A. Сущность и критическая оценка «обновленческого!» раскола Русской Православной Церкви. Казань. 1970.
»Плаксин Р. Ю. Крах церковной контрреволюции 1917-1923 гг. С. 88-89.
» Революция и Церковь. 1922. J* 1-3. С. 75. ;
« Платонов Н. Ф. Православная Церковьтв 1917-1935 IT. С. 223.
и Зыбковеи В. Ф Национализация монастырских имуществ в советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 102-103.
" Русское Православие: вели история. М., 1989. С. 554; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в советской Рос. сии. С. 27, ПО.
м Воронцов Г. В. Борьба КПСС .IB атеистическое воспитание трудящихся в годы первой пятилетки. Л., 1956; Давидович И. Разве-тне теории и практики пролетарского атеизма в СССР (1917-1930 гг.). М., 1958; Лукиносий Ф. А. Партийное руководство научно, атеистической пропагандой в Сибири (1920-1925 гг.) // Труды Новосибирского гос. мед. ин-та. 1960. Т. 34. Кя. 1; Шахнович М. И. Ленин и проблемы «теизма. М.; Л., 1961; Вешкков А. Путь к атеизму. М., 1965; Персиц М. М. Великая Октябрьская социалистически революция н создание условий для распространения атеизма в массах // Вопр. науч. атеизма. 1964. Вып. 4; Атеизм и строительств социализма в СССР: Сб. ст. М.. 1970; Тепляков М. К. Проблемы атеистического воспитания в практике партийной работы. Воронеж, 1972; Воронцов Г. В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917-1937). Л., 1973; Окулов А. Ф. Ратвитие мае. сового атеизма и проблема преодоления рслнпш в социалистическом обществе // Вопр. науч. атеизма. 1976. Вып. 20; Гордиенко Н. С. Творческое развитие научного атетма в теории н практике КПСС. Л.. 1980; Коновалов Б. Н. Руководящая роль партийных орган* заций в системе атеистического воспитания // Вопр. науч. атеизма. М., 1982. Вып. 29; Яремчук Д. А., Романюк Н. Г. Роль партийных организаций в атеистическом воспитании трудящихся // Вопросы науч. атеизма. 1982. Вып. 28; Атеизм в СССР: становление и разщ. тие. М„ 1986.
и Лисавцев Э. И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М., 1975; Бабий А., Гольденбсрг М. Религия ц антикоммунизм. Кишинев, 1975; Бегун В. Вторжение без оружия. М., 1977; Андреева О. В. Критика англо-американской буржуазной историографии современного положения православной религии н Церкви в СССР: Автореф. дис. ... канд. исг. наук. М., 1987; Юшнн Е. А. Англо-американская буржуазная историография взаимоотношений Советского государства и Русской Православной Церкви i 1917-1923 гг. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1988.
* Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и советская власть в 1917-1927 гг.// Вопр. истории. 1993. J* 8. С. 44-54.
17 Бабинов Ю. А. Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность. Симферополь. 1991; Одинцов М. И. 1)Путь длиною в семь десятилетий От конфронтации к сотрудничеству: (Гос.-церков. отношения в истории сов. о-ва) // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 29-71; 2) Государство и церковь: (История взаимоотношений 1917-1938 тт.). М., 1991.
п См. об этом подробно: Кашеваров А. Н. Государственно-церковные отношения в советском обществе 20-30-х гг.: (Новые и малоизученные попр,). СПб.. 1997, С. 25-34,
" Алексеев В. А, Иллюзии и догмы. С. 65; Крапивин М. Ю. Противостояние: большевики и Церковь (1917-1941 гг.). Волгоград, 1993.С. 17.
*°Вострышев М. Патриарх Тихон. М., 1995. С. 127-129.
41 Одинцов М. И. 1) «Дело»» патриарха Тихона//Отеч. архивы. 1993. № 6. С. 46-71; 2) Государство и Церковь в России. XX век. М., 1994; 3) Государственно-церковные отношения в России: (Н« материалах отеч. истории XX в.): Автореф. дис.... д-ра нет. наук. М.. 1996.
41 Алексеев В. А. «Штурм небес»» отменяется?: Крат, очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992. С. 26.
41 Там же. С. 40.
44 Белоглаэов М. Л. Взаимоотношения органов государственной власти и Православной Церкви на Алтае (октябрь 1917-1925 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1992; Иванов Ю. А. Местные власти Церковь в 1922-1941 гг.: (По материалам архива Ивановской области)//Отеч. архивы. 1996. Ли? 4 С. 90-93; Нечаев М. Г. Красный террор и Церковь на Урале. Пермь. 1992.
4' Шкаровский М. В. Пегсрбургская епар&ня п годы гонений и утрат. 1917-1945. СПб., 1995.
4< Савельев С. Бог и кимнсспры: (К истории комиссии по отделению Церкви от государства при ЦК ВКП(б) - Антирелигиозной комиссии) /' Религия и демократия: На пут к свободе совести. М.. 1993. Вып. 11. С. I64--215; Нежный А. И. Комиссар дьявола. М.. 1993.С 29-144.
*~ Кривое* Н. А. Власгь н Церковь в 1922-1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997.
«Там же. С. 216.
4'См., напр.: Вострышеп М. И. 1)Живцы: Церковь в годы революции//Слово. 1991. № 12; 2) Митрополит Петроградский н Гдов-скнй Вениамин //Жури. Московском1 Патриархии. 1993. № 2. С. 37-43; Латышев А. Г. 1) Провести беспощадный террор против nonoi //Аргументы и факты. 1996. ЛЬ 26; 2) Рассекреченный Ленин. М„ 1995; Одинцов М. И. 1) Хождение по мукам //Наука и религия. 1990. № 5-8: 2) И»ькт ю церковных имуществ // Гласность. 1991. Л* 31; 3) Золото Льва Троцкого // Диспут. 1992. N> 4. Кривова Н. А. Со-противление против изъггия церковных ценностей в 1922 г. // Ежегодная богословская конференция Снято-Тихоновского богословского института: Материалы I992--1996. М., 1996; Черные дни Русского Православия. Тюмень, 1992; «Шуйское дело»// Труд. 1992.16 июня.
50 Ажксеев В. А. Иллюзии и догмы. С. 77.
51 Архивы Кремля. Кн. I.C. 21.
«Taw же. С. 79.
" Васильева О. Ю., Кнъшкзский П. Н. Красные конкистадоры. М., 1994; Баляин В. И Золото Церкви: Ист. очерки. Иваново. 1995.
54 См.. напр., Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. С. 203-205.
" См., напр.: Васильева О. Ю., Кнышевскнй П. Н. Красные конкистадоры. С. 174; Цылин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. М.. 1997. С 76. - М. В. Шкаровский без ссылок на источники или литературу более осторожно пишет о свыше 1000 эксцессов, «в основном спровоцированных i-рубо насильственными действиями комиссий по кзьятию (Шхаронский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. С. 60).
'*См. об этом: Левитин А., Шааров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 78.
1" Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Париж: ИМКА-гтресс, 1977. С. 285. 314; Алексеев Н. А. Иллюзии и догмы. С. 214; ПоспеловсхиЙ Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 106.
"Волкогоиов Д. Ленин. М., 1994 Т. 2. С 209.
60
А. Н. Кашеваров
См., и«пр.: Митрофонои Г.. священник. Русская Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. СПб., 1995; Кра-А Г. Священный Собор 1917-1918 гг. о расстреле Николая II // Российский православный университет an. Иоанна Богослова, записки. М., 1995. Вып. I. С. 102-104; Цыинн В., протоиерей. 1) История Русской Православной Церкви 1917-1990 М 1994 ая Церковь (1917-1925). М., 1996. ' " Цыпии В.. протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. С. 6. о Согласно этой сппистике. общее число жерги репрессий составило 11 тыс. человек, m них 9 тыс. расстреляно. При этом на {918 г. приходится 3 тыс. расстреле» н 1.5 тыс. жертв других видов репрессий против духовенства, на 1919 г. - 1 тыс. расстрелов и 800 jjepTB ДР>ТИХ видов репрессий. Слспует учесть, что в эти годы не все сведения о репрессированных фиксировались. ПОЭТОМУ имею-дяес* статистические данные будут уточняться. (См.: Емельянов Н. Е. Оценка статисппси гонений на Русскую Православную Цер-^ в XX веке // Культура. Образование. Православие: Сб. материалов регион, науч.-практ. конф. Ярославль, 1996. С. 250; Кор-до В- В. Восстановление справедливости // Православная Москва. 1996. Mb 17. С. 5.)
с Дамаскин (Орловский), иеромонах: 1) Доклад на конференции «Церковь и советская власть в 20-30-х гг.». СПб., 1992; 2) Муче--даи. исповедники и иодлнжники благочестия Российской Православной Церкви XX столетня: Жизнеописания и материалы к ним. Т,ерь, 1^92. Кн. 1;1996. Кн. 2.
о Иоанн (Снычев), архиепископ Куйбышевский и Сьпранский. Церковные деятели Русской ПравославноД^лпкии 20-30-х годов у Вести. Ленингр. духовн. акад. 1990. N» 2. С. 9-35; Митрополит Вениамин (Казанский) / Сост. А. Б., А. Г. Щ&. стианское чтение. 1991 >Ь 6. С. 5-8; Дамаскин (Орловский), иеромонах. Ярославский митрополит Агафангсл // Культура. Образование. Православие; Сб. материалов... С. 243-247: История Русской Православной Церкви: От восстановления патриаршества до наших дней. СПб.. 1997. Т. 1: 1917-1970. С. 205-223.
**См., нппр.: Кандидов Н. П. Религиозная контрреволюция 1918-20 гг. и интервенция: (Очерки и материалы). М., 1930. С. 32-34. 42-43; Плаксин Р. Ю. Тилоновшнна и ее крах. Л., 1967. С. 123-140.
«Одинцов М. И. Государство и Церковь в России. XX век,М., 1994. С. 59
«Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 140.
tf Крапивин М. Ю. Противостояние: большевики и Церковь (1917-1941 гг.). С. 14.
** Кашеваров А. Н. Русская Православная Церковь на территориях, занятых белыми в гражданской войне 1918-1920 гг. // Клио. 1998. Л* 5. С. 153-162.
«* Кашеваров А. Н. Делегация Православной Церкви для сношений с советским руководством в 1918-1950 IT. // Клио. 1997. >fe 3. С. 75-80.
70 См. рецензии на монографию Кашеварояа А. Н. «Государство и церковь: Из истории )иаимоогношепнП советской власти и Русской Православной Церкви I917-I94S гг.»> (СПб., 1995): Свободная мысль. 1995. Nv 12. С. 118-119; Новый Часовой: Рус. воен.-ист. журн. 1996. С.276-277.
71 Алексеев В. Л. Иллюзии и догмы. С. 73-99; Козлов В. Судьбы мощей русских свитых // Отчество: Краевед, альм. М., 1991. Вып. 2.С. 136-159.
75 Вострышсв М. Божий избранник. Крестный путь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1990. С. 80-84.
71 См., напр.: Однмцон М. И. «/Тгло» патриарха Тихона // Отеч. архивы. 1993. № 6. С. 46-71; Алексеев В. А. Был ли патриарх Тихон вождем церковной контрреволюции?//Диалог. 1990.№ 10. С. 93-104; Вострышсв М. Патриарх Тихон. М., 1995.
74 Кашеваров А. Н. 1) Священный Синод и Высший Церковный Совет в первые годы советской власти // Вторые Димитриевские чтения. Материалы научной конференции 9-10 нояб. 1997 г. СПб., 1997. С. 57-70; 2) Высшее церковное управление Русской Православной Церкви в период гражданской войны // Новый Часовой. 1998 Ж» 6-7. С. 93-99.
75 Кашеваров А. Н. 1) Государственно-церковные отношения в советском обществе 20-30-х гг.: (Новые и малоизученные вопр.). СПб., 19V7. С. 17-^.5; 2) Советское государство и Русская Православная Церковь в 1917-1922 гг.: Автореф. дне. ... д-ра ист. наук. СПб.. 1998. v
61
Достарыңызбен бөлісу: |