«группа бессмертных» На площадке Внешнеполитической ассоциации



Дата25.07.2016
өлшемі45 Kb.
#221667
1991-1997. «ГРУППА БЕССМЕРТНЫХ»

На площадке Внешнеполитической ассоциации


Вспоминает Сергей Чернышев:

«В начале сентября 1991-го в Москве встретились двое безработных. Один безработный – ваш покорный слуга. А другой безработный был Александр Бессмертных, незадолго до этого уволенный с поста министра иностранных дел сверхдержавы под предлогом, что во время путча вел себя пассивно. Александр Александрович сказал: «Я всю жизнь мечтал создать независимый центр политического анализа, но никогда не думал, что мне удастся это сделать самому. Я думал, что буду помогать». И мы с ним сформировали такой Центр системного анализа в стенах Внешнеполитической ассоциации».


Так появилась ГРУППА БЕССМЕРТНЫХ. Первые три года она работала параллельно с клубом «Гуманус». Существовало разделение труда: общегуманитарная тематика обсуждалась на клубной площадке, а политическая, злободневная прагматика – в ГРУППЕ БЕССМЕРТНЫХ. Но люди – и в клубе, и в группе – наполовину были одни и те же.
Из работы «Собственная Россия. Очерк национальной программы»:

«В 1991 году на основе экспертного сообщества, сложившегося вокруг клуба «Гуманус», был создан аналитический центр «ГРУППА БЕССМЕРТНЫХ» на площадке Внешнеполитической ассоциации. В его работе принимали участие ведущие аналитики и эксперты самой различной политической ориентации: Андрей Белоусов, Александр Бессмертных, Олег Генисаретский, Вячеслав Глазычев, Андрей Клепач, Симон Кордонский, Сергей Кургинян, Владимир Малявин, Ефим Островский, Глеб Павловский, Джахан Поллыева, Петр Щедровицкий и целый ряд других».


Вспоминает Сергей Чернышев:

«Шуточное название – ГРУППА БЕССМЕРТНЫХ – писалось большими буквами, чтобы никто не знал: то ли это намек на гвардию Дария и Французскую Академию Наук, то ли – на то, что один из аналитиков носит фамилию Бессмертных.

Сообщество профессиональных политологов регулярно собиралось и по технологии клуба «Гуманус» разрабатывало некую теневую стратегию для страны, причем не только внешне-, но и внутриполитическую. При этом не бегая ни за кем с криками: «Возьмите у нас, давайте мы вам посоветуем!» Хотя, конечно, в душе мы таили некую горделивую надежду, что рано или поздно за нами кто-нибудь придет и скажет: «Ну, расскажите нам, как надо себя вести». Никто, конечно, не пришел...

В самом начале в дискуссиях участвовали люди, которых никто никогда в страшном сне не мог бы увидеть рядом. Но поскольку это было абсолютно табуировано, то легализация этого факта состоялась гораздо позже: в «Русском журнале» мы повесили две поздние аналитики – так назывались расшифрованные материалы группы. Хотя всего состоялось 112 аналитик, сохранились материалы общим объемом более двухсот авторских листов (5.000 машинописных страниц).

Идея была в том, что сообщество, очерченное в проекте «Гуманус», должно включать в себя практически действующих политологов-экономистов, в том числе как тех, кто сейчас находится во временном творческом отпуске и думает о сущности бытия и смысле жизни, так и тех, кто работает в структурах правительства; как тех, кто в оппозиции, так и тех, кто в фаворе и на белом коне. Потому что существует некоторый мета- или постгамбургский счет, без которого работать невозможно... Но приходилось хранить это в масонской тайне для того, чтобы никто не был дискредитирован.

Почти с самого начала там присутствовали безумно правые и безумно левые, встречался фундаменталист, суфий, мистик и великий сумасшедший, как некоторые считают, Шамиль Султанов с разными Павлами Кудюхиными из правительств. Андрей Фадин, ныне покойный, соседствовал с Сергеем Кургиняном. Там встречались Павловский и Кордонский, они то ссорились, то дружили.

Я был координатором этого клуба».
Из выступления Вячеслава Глазычева на симпозиуме «Tertium datur. Россия как страна среднего мира», 1995:

«У Александра Александровича Бессмертных собираются люди, которые в иных случаях могли бы размахивать совершенно разными знаменами и бегать по коридорам с разными боевыми кличами. Оказалось, что это приятное место, место, где просто сказать «Здравствуйте!» и улыбнуться, – огромная ценность!»


Постоянными участниками аналитик были Александр Бессмертных, Андрей Белоусов, Олег Генисаретский, Вячеслав Глазычев, Симон Кордонский, Сергей Кургинян, Захирджан Кучкаров, Владимир Малявин, Владимир Махнач, Глеб Павловский, Шамиль Султанов, Сергей Чернышев (координатор группы), Петр Щедровицкий.

На различных этапах деятельности ГРУППЫ БЕССМЕРТНЫХ существенный вклад в ее работу внесли Татьяна Ворожейкина, Виктор Гайдук, Борис Капустин, Алексей Кара-Мурза, Андрей Клепач, Сергей Кредов, Сергей Медведев, Анатолий Милашевич, Станислав Муравский, Джахан Поллыева, Вадим Радаев, Анатолий Слюсарь, Андрей Фадин, Вадим Цымбурский.

В качестве гостей в ее заседаниях участвовали Геннадий Алференко, Олег Вите, Дмитрий Галковский, Марат Гельман, Олег Григорьев, Александр Дугин, Вячеслав Игрунов, Владимир Каганский, Юлий Квицинский, о.Александр Кожа, Павел Кудюкин, Ярослав Кузьминов, Эдуард Кульпин, Михаил Леонтьев, Виктор Милитарев, Владимир Овчинский, Ефим Островский, Алексей Панкин, Владимир Пастухов, Евгений Румер (корпорация RAND), о.Владислав Свешников, Вячеслав Ушаков, Рустем Хаиров, Теодор Шанин (Манчестерский университет) и другие.

Среди тем, которые разрабатывала ГРУППА БЕССМЕРТНЫХ в 1991-97 г.г.:



  • «Дезинтеграция на Востоке и интеграция на Западе»;

  • «Кто победил и кто проиграл в августе 1991-го»;

  • «Россия: накануне изоляции?»;

  • «Модели политических конфликтов на территории СНГ»;

  • «Международная программа "Космический щит"»;

  • «Мифология экономической реформы»;

  • «О судьбе президентства в России»;

  • «Коммунизм и либерализм: две утопии»;

  • «Абстракции как фактор российской политической жизни»;

  • «Почему мельчают политические лидеры»;

  • «Выборы и деньги»;

  • «Имперский маятник в России»;

  • «Как видят аналитики RAND ситуацию в России»;

  • «Постперестроечная эволюция "административного рынка"»;

  • «"Собирание земель" и реинтеграция постсоветского пространства»;

  • «Геополитический проект "новых правых"»;

  • «Российская власть: предмет, идеал и форма деятельности»;

  • «Оргпреступность как уклад жизни и как фактор внешней и внутренней политики России»;

  • «Аналитика и власть»;

  • «Расширение НАТО на Восток»;

  • «О концепции военной реформы»;

  • «Российская власть: новые экспромты или новые тенденции?»


Вспоминает Сергей Чернышев:

«По мере того как мы пытались соотнести разнообразные дискурсы, выяснилось, что опять не обойтись без «проклятой» методологии. Для того чтобы согласовать столь далеко идущие и далеко расходящиеся позиции людей, абсолютно необходимо с уровня перебранки и квалификации текущих явлений в терминах «лево» – «право» перейти к основаниям, которые находятся в недрах каждого из них. Мы пошли вглубь, к основаниям, и тут выяснилось, что оснований недостаточно, что, несмотря на пестроту ГРУППЫ БЕССМЕРТНЫХ, в ней отсутствовал целый ряд жизненно важных точек зрения. И хотя у нас был кривенький, косой конфигуратор, но не было материала для этого конфигуратора. Было – чем, но не было – что конфигурировать...»


ГРУППА БЕССМЕРТНЫХ существовала до 1997-го года. На последних заседаниях обсуждалась тема, вполне созвучная ее многозначному имени: «Мировые схемы третьего тысячелетия», базовые общественные инварианты, которые транслируются сквозь века. Докладчиками были Сергей Попов, Вячеслав Глазычев, Владимир Пастухов, Леонид Ионин...

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет