Хайнц Херберт Шеффлер Рудольф Штейнер и Астрология



бет1/10
Дата18.07.2016
өлшемі2.57 Mb.
#207323
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Хайнц Херберт Шеффлер
Рудольф Штейнер и Астрология

Содержание:

1. Астрология в духовной науке Рудольфа Штейнера.

Биографическое рассмотрение
2. Учение о человеке и планеты
3. Астрологическое в циклах докладов

Рудольфа Штейнера


4. Знаки и созвездия Зодиака - Мировой · гороскоп

в «Двенадцати настроениях»


5. Гештальтастрология
6. Дома гороскопа
7. Метаморфозы от гороскопов рождения

к гороскопам смерти


8. Метаморфозы от гороскопов смерти

к гороскопам рождения


9. Указания Рудольфа Штейнера относительно

двух гороскопов для случаев альбинизма


10. Интерпретация гороскопов альбиносов
11. Свобода
12 Примечания
«Астрология - величайшая наука,

она достигнет своего апогея лишь в будущем.

Для этого понадобится вся антропософия,

а также другие вещи. »

Рудольф Штейнер1

АСТРОЛОГИЯ В ДУХОВНОЙ НАУКЕ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА


БИОГРАФИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ

В этом разделе мы постепенно, шаг за шагом, проследим через всю биографию Рудольфа Штейнера, как формировалось его отношение к астрологии, причем в первую очередь мы будем опираться на его высказывания, опубликованные в Собрании Трудов (Gesamtausgabe). В этом Собрании нет указаний, когда, где и через кого Рудольф Штейнер впервые познакомился с этими проблемами. Ничего не сказано об этом и в его автобиографии «Мой жизненный путь».

В инцерсдорфский период - т. е. около двадцать первого года жизни - Рудольф Штейнер познакомился с человеком, которого он описывает следующим образом: «Тип человека, встречавшийся начиная с 15 столетия на протяжении 16, 17, 18 столетий, который я хочу охарактеризовать хотя бы в двух словах. Это особый тип человека, который где-то в деревне числится сборщиком трав для аптек, или еще кем-то с весьма непритязательной профессией. Нам нужно представить себе какую-нибудь личность в этом роде. Такую личность мы можем встретить, если сами проявляем интерес к особенностям конституции человеческого существа, в той или иной индивидуальности. Это исключительно замкнутая личность, малоразговорчивая, он старается увести внимание от того, что в нем хотели бы найти, ведет намеренно тривиальные разговоры, стараясь создать впечатление, что он как личность не заслуживает, чтобы с ним вести беседу. Но если обращаешь внимание не только на содержание его слов, но на их звучание, на то, как они им произносятся, то все же продолжаешь слушать этого человека дальше. И если из каких-либо кармически обусловленных связей у него складывается впечатление, что он должен говорить, тогда его высказывания звучат пророчески, и в нем обнаруживается своего рода мудрец». Если сравнить это с тем, что можно прочитать в автобиографии Рудольфа Штейнера о Феликсе Когуцком, то мы видим, что приведенное выше описание может относится также к нему.

Мы знаем, что молодой Рудольф Штейнер учился у Феликса Когуцкого ботанике лекарственных растений. «Бывая вместе с ним, можно было обрести глубокий взгляд в тайны природы. Он носил на спине связки лекарственных трав, но в сердце своем он нес опыт, который извлек из духовности природы, собирая лекарственные травы». Из автобиографического доклада Рудольфа Штейнера от 4 февраля 1913 года мы узнаем, что у Феликса Когуцкого «вся комната была заставлена мистической оккультной литературой, и сам он глубоко проник в мистическую оккультную мудрость».



К областям, в которые он глубоко проник, принадлежала, очевидно, также астрология. Автору была представлена, при дружеском посредничестве Ганса Седлмайера из Меммингена, копия гороскопа, на котором стояла дата 17 мая 1898 года, подписанная его автором D. F. K. (= Феликс Когуцкий), Trunau.

Текст толкования - схема расположения звезд не сохранилась – выглядит следующим образом (речь идет о сравнительном рассмотрении констелляций рождения каких-то женщины и мужчины):

«Два элемента и их свойства, а именно: меланхолический и сангвинический тригоны.

Нумерация означает 1 для мужчины, 2 для женщины.

- 1: Телец, Дева, Козерог. - 2: Водолей, Близнецы и Весы. - 1: меланхолический (земной). - 2: сангвинический (воздушный). - 1: Солнце, женское. - 2: Сатурн, мужское. - 1: от природы влажный, но умеренно. - 2: холодный и сухой. - 1:

приказывающий. - 2: послушный. - 1: не особенно мудрый. - 2: очень одаренный.

- 1:. Часто веселый и оживленный, главным образом с 12 часов ночи до 6 часов утра, поскольку в этот период преобладает элемент земли, поэтому также властный, беспокойный, озабоченный экономическими вопросами.

- 2: Преобладает, как было сказано, элемент воздуха, особенно господствующий между 12 часами пополудни и 6 часами вечера. Этот элемент дает точность чувств, софистическое красноречие, т. е. приятный, подходящий ответ каждому человеку, хотя и не всегда идущий от сердца.

- 1: В отношении физической любви, объятий и т. п. умерен и редко успешен в этом.

- 2: Напротив. Если не испытывает удовлетворения, как последствия выступают сыпь на коже, потеря аппетита, головные боли, приступы слабости, вплоть до инфаркта и инсульта. Ибо это определяется природой, заложенной творцом всех существ.

- 1: Согласуется с - 2 в следующие дни недели: среда, пятница, суббота. К тому же - 2, согласно тритонам, стоит в том же отношении к трем планетам, как и - 1, а именно: Меркурию, Венере, Сатурну ( ☿ ☿♄)· В эти три дня недели, в особенности с 12 часов дня до 12 часов ночи, - 1 особенно выигрывает в физическом и моральном отношении, то есть в это время желания - 2 большей частью исполняются.

- 2 соответствует своему тритону: Близнецам, Весам, Водолею.

- 1: Тельцу, Деве, Козерогу.

- 2: соответствует числам 3, 7 и 11, что означает согласие и благоразумие. Если сложить все три числа, мы получим нечетное, а именно 21, что указывает на производительность, воспроизведение, гениальность.

- 1: соответствует четным числам 2, 6, 10, что означает: женское, работу и мировоззрение. Если сложить все три числа, получим 18, указывающее на богобоязненность и покой, особенно вступающие в силу, когда - 1 достает глубокой старости. Большей частью наблюдается контраст между - 1 и - 2. - 2 считает необходимыми рассудочность и предусмотрительность, поскольку желает наслаждаться спокойным бытием. И, наконец, - 1 мало ценит высокие природные задатки - 2. Поэтому - 2 вынужден все переносить с терпением и великодушием, ибо противостояние часто вызывает в жизни досаду и ожесточение.


Д. Ф. К.

С уважением, преданный Вам

Трумау, 17 мая 1898 г.
Можно предположить, что Рудольфа Штейнера впервые познакомил с астрологией Феликс Когуцкий. И мы должны добавить: с тем, что к тому времени осталось от астрологии - а осталось чрезвычайно мало. Астрологическое знание со второй половины четырнадцатого века - с того времени, как от него отказались в узких эзотерических кругах, - все более приходило в упадок, и ко времени последней трети девятнадцатого столетия достигло уровня, с которым мы знакомимся на примере гороскопа, вышедшего из-под пера Феликса Когуцкого. «Дилетантизм современной астрологии и ее неуклюжие откровения, » - сказал Рудольф Штейнер 28 августа 1915 года. Несомненно, что Рудольф Штейнер мог позже демонстрировать и развивать удивительное знание о лекарственных растениях на основе того, что он воспринял у Когуцкого, однако плоды астрологического обучения не проявились, еще не проявились или не полностью проявились. То, что мы встречаем у Когуцкого, как раз и есть декадентская астрологическая традиция.

Начиная с 1902 года, Рудольф Штейнер публично выступает с «духовной наукой». Тем самым уже через несколько лет потребовалось определить отношение к астрологии с точки зрения духовной науки. Это отношение было выражено в журнале «Люцифер-Гнозис» в статье под названием «Как относится теософия к астрологии». Астрология была там охарактеризована как нечто возвышенное в следующих словах: «Подлинная астрология - это всецело интуитивная наука, и она требует от тех, кто хочет ее практиковать, развития высших сверхчувственных сил, которые сегодня могут быть развиты только у очень малого количества людей. И если мы хотим обрисовать ее основной характер, то для этого нужно углубиться в высшие космологические проблемы в духовнонаучном смысле». Не следует видеть в этих словах отклонение астрологии. Подобно тому как практикующему врачу, ищущему указаний в антропософски расширенной медицине, не должно быть в них отказано, хотя он еще не достиг способности сверхчувственного восприятия, так же не должно быть отказано тому, кто хотел бы изучать спиритуальные формы звездной мудрости: «Солнце, например, оказывает на человека воздействие также и в других формах, не только в тех, которые в науке называют силами притяжения, светом и теплом. Также между Марсом, Меркурием и другими планетами и человеком устанавливаются отношения сверхчувственного рода. Исходя из этого, можно, имея к этому задатки, составить себе представление о переплетении сверхчувственных связей между мировыми телами и населяющими их существами. Но чтобы выяснить эти отношения, возвести это понимание до уровня научного знания, для этого требуется развитие сил высшего сверхчувственного видения. Это возможно только посредством высшей еще достижимой для человека интуиции». И дальше следует удивительная фраза: «Астрологические законы, относительно которых познание перевоплощения и кармы является сравнительно элементарным, также основаны на такой интуиции».

В этом очень глубокий смысл, видеть сопоставленными познания кармы и реинкарнации с астрологическими законами на такой высокой плоскости. Обычно это мимолетное указание Рудольфа Штейнера рассматривают как рекомендацию воздерживаться от астрологических устремлений. По нашему мнению, в них скорее можно видеть стимул для антропософского изучения и, прежде всего, для антропософских упражнений, без которых истинный научный подход к астрологии невозможен.

Некоторые высказывания Рудольфа Штейнера после 1905 года указывают на его знакомство с Аланом Лео. Как Генеральный секретарь немецкой секции Теософского общества, он познакомился с ним в Лондоне, поскольку Алан Лео был членом Теософского общества и главой теософическо-астрологической ложи. При выделений Антропософского общества Алан Лео остался в Теософском обществе. Он дожил до 1917 года. Его книги - несомненно, более высокого уровня, чем астрология Феликса Когуцкого - еще и сегодня находятся в употреблении у многих астрологов.

В каком смысле следует понимать указание Рудольфа Штейнера: «И если мы хотим обрисовать ее [астрологии] основной характер, то для этого нужно углубиться в высшие космологические проблемы в духовнонаучном смысле», - следует из прочитанного им в 1909 году в Дюссельдорфе цикла лекций об ангельских иерархиях. Там описывается предварительная ступень развития Земли, названная «древним Сатурном», которая была «тепловым космосом». В заключение было представлено, как высшие иерархические существа сгустили тепловую субстанцию Сатурна до воздушно-светового космоса, названного древним Солнцем. И подробно описывая жизнь этой новой ступени, он, в свою очередь, сообщает о деятельности высших иерархических существ, которые воздушное агрегатное состояние древнего Солнца сжали от размеров орбиты Юпитера до пространства, занимаемого орбитой Марса. Возникло водное состояние древней Луны.

Эти три преобразующих этапа сжатия важны для понимания "Thema mundi", Мирового гороскопа, этого египетского храмового учения Нехепсона-Петосирида последних дохристианских столетий. Рудольф Штейнер никогда не говорил обстоятельно об этих основополагающих также для современной астрологии свидетельствах, но при обсуждении отдельных вопросов можно было видеть, что он знал их до мельчайших подробностей.

Известно, что в Мировом гороскопе сказано, что в момент Сотворения Мира Луна восходила в 15 Рака, Солнце находилось в 15 Льва, Меркурий в 15 Девы, Венера в 15 Весов, Марс в 15 Скорпиона, Юпитер в 15 Стрельца и Сатурн в 15 Козерога.

Нереалистичность этого расположения усматривают в том, что Меркурий и Венера не могут быть так расположены в отношении Солнца. Меркурий может отклоняться максимум на 18 от Солнца, а Венера на 48. Сомнение относительно этой констелляции появилось довольно рано, а именно, у Фирмика Матерна в четвертом столетии, который сказал: «Это расположение не могло быть констелляцией рождения мира, к тому же мир не имел определенного дня своего рождения, что-то еще существовало во времени, когда мир был сформирован Божественной мыслью согласно Божественной воле». И он поясняет, как следует читать эту констелляцию: если планеты, с начальным расположением Сатурна в Козероге, Юпитера в Стрельце и т. д., будут совершать свое нормальное движение по эклиптике, то они будут последовательно становиться в оппозицию к Луне (которая восходит в 15 Рака). И к этой последовательности он приходит при - весьма динамическом – прочтении мистериальной формулы Мирового гороскопа: «Они (древние) поставили Луну на это место, чтобы она в первую очередь взаимодействовала с Сатурном... Они утверждали, что Сатурн характеризует эту дикую и ужасную эпоху. После Сатурна ведущей планетой эпохи становится Юпитер, поскольку он на втором месте соединяется с Луной». Таким образом показано, как могут в этой древней формуле Мирового гороскопа быть прочитаны шаги эволюции.

С 5 по 8 июня 1911 г. Рудольф Штейнер читает три доклада в Копенгагене, которые, будучи переработаны им самим, в том же году появляются в печати под названием «Духовное водительство человека и человечества». В этих докладах содержится исключительно важное для нашей темы замечание. Дословно: «И составление гороскопа основано на той истине, что знающий эти вещи может прочесть те силы, которые привели человека в физическое бытие. Каждому человеку соответствует определенный гороскоп, поскольку в нем выражены силы, приведшие его к бытию. Если, например, в гороскопе Марс стоит в Овне, это означает, что известные силы Овна не пропускаются Марсом, что они ослаблены. Итак, человек вступает в физическое бытие, и гороскоп представляет собой то, чем он направляется, прежде чем вступает в бытие. Но мы не должны касаться этих вещей, которые в наше время так смело проделываются, не указав, что почти все, что теперь делается в этом направлении, является чистейшим дилетантизмом - поистине суеверием, - и что для внешнего мира истинное значение этих вещей большей частью совершенно потеряно. Поэтому о сказанных здесь принципиальных вещах нельзя судить на основании того, что в наши дни зачастую в качестве астрологии влачит сомнительное существование. То, что приводит человека к физическому воплощению - это действующие силы звездного мира.

Рассматривая ясновидческим сознанием человека, можно в его организации увидеть, что он действительно является результатом взаимодействия космических сил. Это можно сделать наглядным в гипотетической, но полностью соответствующей ясновидческому восприятию форме.

Если взять физический мозг человека и ясновидчески исследовать его, как он построен, так, чтобы было видно, как определенные части расположены в определенных местах и простирают свои отростки, то можно обнаружить, что у разных людей мозг устроен по-разному. Нет двух людей с одинаковым мозгом. Но представьте себе, что мы сфотографировали весь этот мозг со всей его структурой, так что получилась полусфера, на которой видны все мельчайшие подробности, - мы для каждого человека получим особый образ. И если мозг какого-нибудь человека сфотографировать в момент его рождения, и затем сфотографировать небесный свод, простирающийся над местом рождения этого человека, то в этом образе мы увидим то же самое, что и в картине человеческого мозга. Этот мозг организован в своих частях так же, как и небесная сфера. Человек носит в себе образ небесного пространства, и каждый - свой собственный образ, в зависимости от места и времени своего рождения. Это указывает на то, что человек рожден из целого мира».

То, что в это время первого семилетия духовнонаучной работы не прекращалась также дальнейшая работа по астрологии, показывает замечание Манфреда Шмидта-Брабанта, давшего описание раннего берлинского периода: «Франц Зайлер, первый казначей Общества, был послан графом Брокдорфом к Рудольфу Штейнеру, чтобы пригласить его на доклад. Зайлер, один из первых двух главных стенографов, проявлял интерес к астрологии. Рудольф Штейнер заверил его, что составленный гороскоп соответствует физическому телу. Поэтому его можно использовать, чтобы найти путь к исцелению больного. В продолжение нескольких лет Рудольф Штейнер занимался вместе с Францем Зайлером астрологическими исследованиями, и в наследии осталось много сотен страниц рисунков, но никто кроме них не может ими воспользоваться".





Синий южный витраж Гетеанума (по эскизу Рудольфа Штейнера)

То, что физическое тело действительно имеет отношение к гороскопу, следует из цикла докладов, прочитанных в 1912 году в Осло. В пятом докладе для перехода к шестому описывалось то, что может быть обозначено как мелотезия. Мелотезия - это учение о соответствии человеческих членов знакам Зодиака. На протяжении столетий в медицинских учебниках давалось соответствие a capite ad calcem, от головы до ступней. Оккультный ученик должен начинать со строения собственного тела. «Когда оккультист рассматривает собственный облик, он при виде этого человеческого облика должен испытывать нечто, что выводит его за пределы всякого земного сознания». Затем основательно описывается все строение человеческого тела в его членах, и описанное представляется в общей схеме:

1. Прямостояние ОВЕН ♈

2. Соответствие тонобразованию ТЕЛЕЦ ♉

3. Симметрия БЛИЗНЕЦЫ ♊

4. Замкнутость РАК ♋

5. Внутреннее, самозамыкающее ЛЕВ ♌

6. Внутреннее в телесном отношении,

без отношения к внешнему миру ДЕВА ♍

7. Положение равновесия ВЕСЫ ♎

8. Органы воспроизведения СКОРПИОН ♏

9. Бедра СТРЕЛЕЦ ♐

10. Колени КОЗЕРОГ ♑

11. Голени ВОДОЛЕЙ ♒

12. Стопы РЫБЫ ♓

Возникает ощущение, что эти связи, которые были сначала представлены в художественной сфере в живой образной форме, должны также быть в образно-художественной форме изображены Рудольфом Штейнером. Впервые это было сделано по его наброскам с 1914 по 1916 годы в форме стеклянных рельефов для окон первого Гетеанума, и после его смерти художницей Асей Тургеневой по эскизам Рудольфа Штейнера для второго Гетеанума.

С 1912 года началось образование нового искусства движения, эвритмии. Посредством эвритмии становилась понятной связь, представляющая следующий шаг в развитии духовнонаучной звездной мудрости. 20-го сентября 1913 года в Дорнахе, в присутствии узкого круга приглашенных, состоялась закладка первого Гетеанума. На склоне холма, предоставленного швейцарскими друзьями, был выкопан котлован, 6 м "в окружности" и глубиной 1, 75 м, в который был забетонирован цоколь, имевший размеры: 1 м высоты, 1, 2 м длины, 70 см ширины. В него был помещен камень, содержавший медный футляр. В этом медном – дважды додекаэдрическом - футляре находилось в свернутом виде послание. Послание было написано Рудольфом Штейнером

это существенно для наших рассмотрений, - и оно завершалось словами: «Geledt vom J. B. V. am 20sten Tage des September-Monats 1880 n. d. M. v. G., d. i. 1913 n. Chr. Geb., da Mercurius als Abend stern in der Waage stand. » Смысл этой констелляции можно расшифровать только с помощью эвритмического значения звуков. AU соответствует Солнцу, жест А - Венере, El Луне, Е - Марсу, - Юпитеру, U - Сатурну и I - Меркурию. Также Зодиак представлен жестами, но уже представляющими согласные: Близнецы Н, Стрелец - G, Козерог - L, Водолей - М, Весы - С или СН. Итак, единственное слово, изображенное в первом Гетеануме - написанное над десятой колонной в малом куполе: Меркурий I, Весы СН = ЮН - представлено здесь планетной констелляцией.



В цикле докладов "Христос и духовный мир - О поисках Святого Грааля», последний цикл, который мог слушать Христиан Моргенштерн, в пятом докладе 1 января 1914 года Рудольф Штейнер говорит:

«Послеатлантические эпохи развиваются так же, как они свертывались до Мистерии Голгофы, до четвертого послеатлантического периода. Так что третий послеатлантический период как бы всплывает в нашей пятой культурной эпохе, второй - в шестой, и первый период, время Святых

Риши, проявится в седьмом культурном периоде, как я это уже неоднократно представлял. Ныне мне - и это является результатом многолетних исследований - представляется всё ясней и ясней, что действительно в наш временной период вживается как бы пронизанное Импульсом Христа восстановление астрологии третьего послеатлантического периода. Мы должны, хотя и по-иному, чем это делали в прежние времена, исследовать звезды, звездные письмена должны снова стать для нас чем-то говорящим».

После всего, что Рудольф Штейнер говорил об отношении антропософии к Импульсу Христа, слова «пронизанное Импульсом Христа восстановление астрологии» должны означать не что иное, как то, что это восстановление должно проходить на почве антропософии.

Несколько недель спустя Рудольф Штейнер в одном кратком цикле лекций на втором Генеральном собрании Антропософского общества в Берлине дал космологически-астрологическую конфигурацию мышления. Он соотнес двенадцать типов мировоззрений с созвездиями эклиптики и семь мировоззренческих настроений с семью планетами:

«Начиная с идеализма, обозначим его как духовно-зодиакальный образ Овна, рационализм определим в том же смысле как Тельца, математизм - Близнецы, материализм - Рак, сенсуализм - Лев, феноменализм - Дева, реализм - Весы, динамизм - Скорпион, Монадизм - Стрелец, спиритуализм - Козерог, пневматизм - Водолей, психизм - Рыбы. Отношения, в которых находятся отдельные зодиакальные образы в отношении пространственно-материального, в области духа существуют между мировоззрениями. И те отношения, которые устанавливаются между планетами при их прохождении по Зодиаку, соответствуют семи мировоззренческим настроениям таким образом, что мы можем воспринимать гнозис как Сатурн, логизм как Юпитер, волюнтаризм как Марс, эмпиризм как Солнце, мистику как Венеру, трансцендентализм как Меркурий и оккультизм как Луну».Здесь отчетливо показано, что эти звездные отношения не связаны с констелляцией рождения или гороскопом. А также что аспекты, играющие ведущую роль в обычном гороскопе, на этой духовной плоскости аспектов могут быть восприняты как препятствующие.

Всё же это упорядочение мировоззрений зодиакальным образом произвело определенное впечатление на неантропософских астрологов двадцатых годов, так что Герберт фон Клёклер включил их во второй том толкований своего «Курса астрологии».

Также и к другим специальным областям применим порядок двенадцати зодиакальных образов. Указание - хотя и не отчетливо высказанное - на это можно найти во втором докладе из цикла «Существо цвета».

В 1915 году произошло важное событие: ко дню рождения Гете впервые было поставлено - эвритмически проработанное - стихотворение Рудольфа Штейнера «Двенадцать настроений», отдельные строфы которого ориентированы по двенадцати знакам Зодиака. Каждая из этих строф состоит из семи строк, частично связанных аллитерацией; попарно строки связаны конечными рифмами. Кроме того, первая и седьмая строки связаны, большей частью, внутренней рифмой.

Первая строфа:

"Erstehe, o Lichtesschein,

Erfasse das Werdewesen,

Ergreife das Krflfteweben,

Erstrahle dich Sein-erweckend.

Am Widerstand gewinne,

Im Zeitenstrom zerrinne.

O Lichtesschein, verbleibe!

WIDDER" *21

«Явись, о сиянье света,

Объемли существо становленья,

Охвати прядение сил,

Излучайся, пробуждая бытие.

Окрепни в сопротивленьи,

В потоке времени раствори.

О сияние света, пребудь!

ОВЕН».

Первая и седьмая строки имеют внутреннюю рифму:



"Erstehe, o Lichtesschein,...

О Lichtesschein, verbleibe!"

Строки с первой по четвертую аллитеративно связаны:

"Erstehe, o Lichtesschein, Erfasse das Werdewesen,

Ergreife das ioyrfteweben,

Erstrahle dich Sein-erweckend. "

Строки пятая и шестая связаны конечной рифмой:

"Am Widerstand gewinne,

Im Zeitenstrom zerrinne. "

Рудольф Штейнер поставил первую и седьмую строки в соответствие Солнцу и Луне, строки вторая, третья и четвертая принадлежат Венере, Меркурию и Марсу, строки пятая и шестая соответствуют Юпитеру и Сатурну. На учительской конференции 21 июня 1922 года Мария Штейнер рекомендовала эвритмистам обратить внимание на эти «Двенадцать настроений». Рудольф Штейнер сказал об этом: «Эти «Двенадцать настроений» построены так, что могут быть проверены астрологическими законами. Они прямо космическое. Это нечто, что можно разрабатывать как в стилистике, так и в эвритмии. На основании этого оно стилизовано в своем звучании почти в каждом слоге. К тому же вы можете почти повсюду найти внутреннюю стилизацию. Объективное стилеобразование. Это можно также обработать музыкально. Если читать его строго объективно, из этого может многое получиться».

При изучении этого стихотворения всплывает множество вопросов, например, вопрос о знаках и образах. Где здесь связи знаков и где связи образов? И может ли это стихотворение дать что-либо в направлении христианизации? Можно ли обнаружить в этом стихотворении нечто, напоминающее о древнем египетском храмовом искусстве? Эти относящиеся к стихотворению вопросы будут рассмотрены ниже в отдельной главе.

В 1916 году двенадцать чувств были представлены в круговой схеме. Наряду с этим были упомянуты семь жизненных процессов: «Двенадцать чувственных областей мы должны представлять покоящимися в нашем организме. Однако через весь организм пульсирует жизнь, и жизнь, в свою очередь, дифференцирована». Жизненными процессами являются: дыхание, теплообмен, питание, выделение, сохранение, рост и воспроизведение. Также и они должны быть внесены в круг.

И далее он призывает слушателей (читателей) к собственной активности: «Если вы в двенадцати областях запишете знаки Зодиака, вы получите макрокосм, если вы впишете туда области чувств, вы получите микрокосм. Если вы к семи жизненным процессам припишете знаки планет, вы получите макрокосм, если вы припишете названия семи жизненным процессам, вы будете иметь микрокосм. И как в макрокосме

ведут себя планеты в отношении образов Зодиака, через которые они проходят, так и жизненные процессы пронизывают покоящиеся чувственные области. Вы видите, что во многих отношениях человек является микрокосмом».

И далее следуют важные слова: "Отношение между семиричностью и двенадцатиричностью выражает глубокую тайну бытия, выражает тайну отношения чувственного существа человека к его жизненному существу, к себе самому как живому существу. Двенадцатиричность содержит тайну о том, что человек может принять "Я". По мере становления двенадцати наших чувств, двенадцати покоящихся областей, они становятся основой "Я"-сознания Земли... Семиричность столь же полна тайн, связанных с астральным телом, как двенадцатиричность - тайн "Я"-природы, "Я" человека".

1917 год внес во внешний мир новый поток уничтожения, новые смерти. На фоне уничтожительной войны Рудольф Штейнер часто говорил о проблеме смерти, умирания, в частности, 21 января 1917 года. Рождение и смерть не являются для духовного исследователя границами жизни. Рождение и смерть - это скорее промежуточные пункты. Преображающий переход из одной формы бытия в другую. И здесь приобретают особую важность космические констелляции этих обоих переходов, значение имеет не только гороскоп рождения, но и гороскоп смерти. По этому поводу Рудольф Штейнер говорит следующее:

«У мертвых, находящихся еще в своем эфирном теле, особенно оказываются задействованы силы, которые связаны со звездной констелляцией, сложившейся в тот момент, когда умерший покидал физический мир. В целом это, конечно, кармически обусловлено. Если, вооружившись необходимым благоговением и уважением, составить гороскоп, и именно планетный гороскоп - расположение планет на момент смерти, - то из него можно извлечь множество более серьезных сведений, гораздо больше, чем получают, когда исследуют, нередко с эгоистическими целями, звездные констелляции на момент рождения. Гороскоп смерти позволяет получить исключительно много сведений о существе человека в целом, и исключительно много сведений о связи кармы с наступлением смерти именно в данный определенный момент.

Тот, кто когда-либо занимался исследованиями в этом направлении - правила те же самые, что и для гороскопа рождения, - тот мог прийти к весьма интересным результатам, особенно если он более или менее знал в жизни человека, для которого составляет гороскоп. Ибо умерший проносит со своим еще не отделившимся эфирным телом многое из того, что является отголоском планетной констелляции».

В дальнейшем мы будем изучать такие гороскопы смерти - особенно их отношение к соответствующим гороскопам рождения. И в рамках рассмотрения отношения реинкарнации к астрологическим фактам гороскопа смерти будем рассматривать и исследовать его метаморфозу в гороскопе нового рождения.

В докладе от 8 января 1918 года Рудольф Штейнер говорит о часах и астрологии: «... Всякий раз, взглядывая на часы, мы занимаемся астрологией». В эти дни Рудольф Штейнер говорит о Мировых часах - об эволюционных шагах, которые имели место с начала послеатлантической эпохи до нынешнего времени. Во время древнеиндийской эпохи точка равноденствия находилась в созвездии Рака, это действовало на человека так, что он «в некотором смысле, в сенситивности своей грудной клетки ощущал другого человека». Рак имеет особое отношение к Луне. «И в самом деле, можно сказать, с одной стороны, человек был в эту первую послеатлантическую эпоху таким восприимчивым, чувствительным, сенситивным, с другой стороны, всё то, что выступало в качестве интимных понятий послеатлантического мировоззрения, было связано с сексуальной сферой - тогда еще с полным правом, поскольку тогда еще существовала та наивность в отношениях людей, которая была утрачена в последующие порочные времена.

Затем Солнце со своей точкой равноденствия вступило в знак Близнецов». Началась вторая послеатлантическая культура, праперсидская культура. Близнецы связаны в человеке со всем тем, что делает его симметричным существом. Руки, скрещение глазных осей и т. д. «... в период культуры Заратустры произошло обращение к свойствам, обусловленным Близнецами - с одной стороны, к световой природе, с другой стороны, к природе тьмы... » «Как Луна имеет свой дом в Раке, так Меркурий имеет дом в Близнецах». Это обусловливает связь с пищеварительной системой, которая, в то же время, «является познавательным аппаратом». Из этой пищеварительной системы «...исходит действительная сообразительность,... глубокий дар комбинирования... ».

Когда точка весеннего равноденствия переместилась в Тельца - т. е. в третьем послеатлантическом периоде, - на передний план выступило всё то, «что имеет отношение к гортани». «В эту третью послеатлантическую эпоху с особой силой выступило ощущение сродства между словом и вещью, и именно внешними вещами». Венера имеет свой дом в Тельце. «В микрокосме, в человеке, это соответствует силам, которые находятся между сердцем и областью желудка».

В четвертую эпоху, когда точка равноденствия переместилась в Овна, мир познавался посредством «мыслительной культуры». Марс, «имеющий свой дом в Овне», поддерживает всё, «что в отношении окружающего мира развивается со стороны человека через его голову».

Сегодняшняя, пятая эпоха, являет точку весеннего равноденствия в течение 2160 лет, т. е. до 3573 года, в знаке Рыб. Связь небесных знаков с человеком указывает на стопы. «От головы осуществляется переход к стопам. Это колоссальный поворот... То, что человек ранее воспринимал от Неба, теперь он воспринимает от Земли».

Юпитер имеет свой дом в Рыбах. «Человек, с этой земной культурой пятого послеатлантического периода, может обрести истинное величие, ибо именно самостоятельным человеческим образом, посредством своих головных сил, он может постигать и облагораживать то, что к нему подводится с противоположной стороны в отношении прежних послеатлантических периодов... Но он имеет в эту пятую послеатлантическую эпоху величайшую возможность одухотворения себя. Ни одна из культур не была столь благоприятна для духовности, как эта пятая».
РАК БЛИЗНЕЦЫ ТЕЛЕЦ ОВЕН РЫБЫ
ГРУДНАЯ РУКИ ГОРТАНЬ ГОЛОВА СТОПЫ

клетка симметрич. и прилег. верхняя

органы область кругл. часть

головы
ПОЗНАНИЕ ПОЗНАНИЕ СРОСДСТВО МЫСЛИТЕЛЬН. МЫСЛИ

друг. людей света и тьмы слова и вещи культура теряют силы
ЛУНА МЕРКУРИЙ ВЕНЕРА МАРС ЮПИТЕР

Сексуальный Пищеварит. Между желудком силы Передний

регион регион и диафрагмой агресии мозг

Сообразительность Одухотворение



То, о чем шла речь в этом докладе, является важной главой спиритуальной астрологии.

И прежде всего в нем дана мелотезия между знаками Зодиака и анатомией человека.

Это рассмотрение развития, которое может быть обобщено под именем «Мировые часы», дополняется указанием на деканы. Рудольф Штейнер выбрал здесь египетский ряд, согласно Тевкру: Венера, Меркурий и Луна принадлежат Раку; Юпитер, Марс и Солнце - Близнецам; Меркурий, Луна и Сатурн поддерживают влияния Тельца; Марс, Солнце и Венера дифференцируют влияние Овна; Сатурн, Юпитер и Марс принадлежат Рыбам. «Марс здесь выполняет иную службу, чем если он находится в своем доме, когда он проходит через Овна, но здесь Марс является представителем сил человеческой крепости. Но во внешних планетах: Сатурне, Юпитере, Марсе - вы видите то, что связано с головой человека, с лицом человека, с человеческим словообразованием».

Дополнив ряд декан Тевкра от пятнадцатой до тридцать шестой позиции, мы получим халдейский ряд, представляющий эволюцию человека:
Овен Марс

Солнце


Венера 7

Телец Меркурий

Луна

Сатурн 1



Близнецы Юпитер

Марс


Солнце 2

Рак Венера

Меркурий

Луна 3


Лев Сатурн 1

Юпитер


Марс 4

Дева Солнце 2

Венера

Меркурий 5



Весы Луна 3

Сатурн 1


Юпитер 6

Скорпион Марс 4

Солнце 2

Венера 7


Стрелец Меркурий 5

Луна 3


Сатурн

Козерог Юпитер 6

Марс 4

Солнце


Водолей Венера 7

Меркурий 5

Луна

Рыбы Сатурн



Юпитер 6

Марс
Таким образом, этот доклад от 8 января 1918 года явился важной вехой на пути к антропософски расширенной астрологии.

Первый медицинский курс в марте и апреле 1920 года представляет следующий важный момент в ряду астрологических высказываний Рудольфа Штейнера. Соответствующие указания находим мы во многих местах. В первую очередь - это шестой доклад с описанием отношения планет к металлам. Этот отрывок следует за описанием спиральной тенденции роста растений, которую нужно рассматривать совместно с «так называемыми внешними планетными силами... с их спиралями. Ибо в действительности планеты движутся не по эллипсам, а по спиралям». О связи роста растений с планетами Рудольф Штейнер говорил уже в 1912 году. Йоахим Шульц написал об этом отличную работу, так что нам остается только упомянуть об этих связях. Все же нужно отметить, что весь шестой доклад посвящен теме «верхнего и нижнего».

«Если, скажем, во внеземном возникла некая констелляция, так что на какую-нибудь точку на Земле особенно благоприятно действует из нашей планетной системы, скажем, Сатурн, он особенно благоприятно может действовать тогда, когда его линия действия удалена... от других линий действия, т. е. воздействия Солнца, Марса и т. д. не проходят ни по его траектории, ни поблизости, но по возможности удалены, так что Сатурн действует как бы сам по себе, то наша Земля специфицируется по иным основаниям, если именно в этом месте Земли складывается благоприятная диспозиция для этих сил Сатурна, которые только слегка в этом случае затронуты другими внеземными силами, в земной субстанции начинает действовать структура, отличная от той, которая действовала бы под влиянием Марса в тех же условиях. Мы видим в земных субстанциях не что иное, как продукты взаимодействия звездных сил». «... Именно изучение металлов, если его вести так, как я наметил в этих докладах, обнаруживает определенные взаимосвязи, так что, например, свинец мы можем поставить в соответствие воздействию Сатурна, не искаженному никакими другими влияниями, олово - в соответствие чистому воздействию Юпитера, железо - чистому воздействию Марса, медь - чистому воздействию Венеры, ртуть, как мы ее обозначаем сегодня в химии, чистому воздействию Меркурия... и мы должны видеть сродство всего серебряного - я специально подчеркиваю – серебряного, со всем тем, что является неповрежденным воздействием Луны». «... Солнце поддерживает равновесие между духовным во Вселенной и материальным во Вселенной. Тем самым Солнце, можно сказать, является мировым телом, которое поддерживает порядок в планетарной системе, но порядок исходит также от сил, которые оно посылает в нашу планетарную систему. И точно так же, как мы выше охарактеризовали связь отдельных планет с металлами, мы можем установить связь между Солнцем и золотом». Семь металлов, описанные здесь, являются представителями. Остальные металлы «менее представительны», они образуются «вследствие того, что всевозможные другие планетарные влияния вступают в конкуренцию с описанными, так что, например, к линии действия Сатурна примешивается линия воздействия Марса и т.д. ». Затем все процессы, которые разыгрываются между верхним звездным миром и земным миром металлов, из пространственной полярности продолжаются в пространственно-временную последовательность. Так, сатурнически-свинцовый процесс должен рассматриваться не только как процесс склеротизации в теле, но он представляет собой также процесс распыления в период до рождения. И телесный юпитерианско-оловянный процесс - это склонность к гидроцефалии и ее последующей противоположности. «В сущности, нужно говорить не только о гидроцефалии, но также о противоположном, о слишком сильной потере воды в мозге».

В этом месте рассмотрений можно заметить, что оба процесса, внешний планетарный и внутренний планетарный мозга, имеют нечто общее. Среди трех траекторий верхних планет, Сатурна, Юпитера и Марса, траектория Юпитера обнаруживает сильнейшую тенденцию к скруглению, и такую же тенденцию к скруглению мы обнаруживаем также в телесном процессе гидроцефалии. Такое подобие форм является обликообразующим. На верхнем уровне мы имеем скругленный облик - орбиту Юпитера, и на нижнем уровне мы видим ту же тенденцию в виде гидроцефалии. Эти примеры приводят нас к одной ветви современной астрологии, которая недостаточно серьезно воспринимается, к гештальтастрологии. Что она такое и что она может дать для будущей связи антропософии с астрологией, об этом мы будем говорить в главе о гештальтастрологии. Здесь же мы должны лишь представить парадигмы, посредством которых Рудольф Штейнер хотел объяснить основные положения.

Оба последующих, нелегко постигаемых примера, также полностью относятся к области гештальтастрологии. Здесь же мы только дадим в определенной последовательности фрагменты текста. В восемнадцатом докладе первого медицинского курса говорится:

«Итак, мы должны рассматривать первичные причины тех заболеваний, которые, несмотря на имеющиеся, как было описано, первичные причины, выступают эпидемически. Ибо у всех тех людей, которые легко склоняются к нарушению своих ритмов груди и головы, испытывают затруднения в дыхательных ритмах, возникает предрасположенность быть чувствительными к определенным атмосферным явлениям, а также к определенным внеземным явлениям. Другие люди, которые с самого начала организованы здоровым образом в отношении своей системы дыхания, оказывают противодействие таким влияниям. Представьте себе, например, - я хочу кое-что выделить: естественно, дело обстоит так, что могут вмешаться другие причины, но всё же можно разобраться в этом, если описать дело соответствующим образом, - представьте себе, что в какую-то зиму мы испытываем сильное влияние солнечной активности. Я имею здесь в виду не воздействие света, но воздействие солнечной активности, обусловленное действием внешних планет: Марса, Юпитера, Сатурна. Такая зимняя констелляция действует иначе, чем солнечная деятельность, когда в нее меньше вчленяются действия Марса, Юпитера и Сатурна... На тех же, у кого этот ритм протекает нерегулярно, описанное выше влияние очень сильно, и уже нарушенный ритм имеет тенденцию нарушаться дальше, и все те люди, у которых выступает такая предрасположенность, на которых особенно действует определенное место Земли, особая небесная констелляция, оказываются кандидатами на так называемую инфлюэнцу и грипп. Эти вещи обязательно должны присутствовать, чтобы сложилась подходящая почва для инфлюэнцы и гриппа».

При углублении в эти замечания встают различные вопросы. Как мыслить влияние от верхних планет на Солнце? Можно ли в самой этой констелляции обнаружить ритм? Что содержится в этом с точки зрения учения о человеке? Что такое Tertium comparationis, сводящий все взаимосвязи к гештальт-астрологическим? Все эти вопросы будут рассматриваться в главе, посвященной гештальтастрологии. Они остаются актуальными также и при следующих указаниях Рудольфа Штейнера, взятых из девятнадцатого доклада первого медицинского курса. Там - в отличие от восемнадцатого - обсуждается не диагностическая проблема, космический диагноз и возможный прогноз эпидемии гриппа, но скорее терапевтическая проблема: свертывание крови, тиф и другие болезни, для лечения которых применяется сурьма.

«Повсюду действует, если можно так выразиться, сурьмяная сила. Эта сурьмяная сила как раз является тем, что в человеке действует регулирующе, но так, что человек в своем нормальном состоянии получает эту сурьмяную силу от внеземного. Он как бы из внеземного получает то, что в сурьме содержится в концентрированном виде. В нормальном состоянии, обращаясь к сурьмяной силе, к тому, что сконцентрировано в сурьме, но обращается не к земному, но к внешним, внеземным силам сурьмы. Первым делом, естественно, встает вопрос: чем являются во внеземном эти силы сурьмы?

Они представляют, с планетарной точки зрения, взаимодействие Меркурия, Венеры и Луны. Если эти планеты действуют не каждая сама по себе, но совместно, тогда их действие не будет ни меркуриальным, ни медным, ни серебряным, но тогда они действуют так, как на Земле действует сурьма. Это, естественно, может быть исследовано таким образом, что будет рассмотрено действие на человека таких констелляций, когда три силы, Луны, Меркурия и Венеры, нейтрализуются посредством их взаимных аспектов, когда они находятся в квадратуре или оппозиции. Если они нейтрализуются, если они все три так действуют друг на друга, что происходит их нейтрализация, тогда устанавливается такое их взаимодействие, которое подобно сурьмяному действию. Везде, где на Земле действует сурьма, действует от Земли та же самая сила, которая со стороны внеземного действует на Землю от этих трех планетарных тел».

Полное рассмотрение также и этих сурьмяных констелляций возможно, только если найти гештальтастрологические признаки.

Непосредственно по завершению первого медицинского курса был прочитан цикл докладов, в котором даны астрономические указания в дополнение к одному замечанию в шестом докладе медицинского курса. Там Рудольф Штейнер говорит: «Всё коперниканское мировоззрение должно уже сегодня быть перепроверено и заменено другим».

Здесь мы кратко укажем на то, что как интеграл своих космических идей Рудольф Штейнер приводит в цикле докладов «Соответствия между микрокосмосом и макрокосмосом. Человек - иероглиф Вселенной» и в цикле «Отношение различных естественнонаучных областей к астрономии», а также в других местах.

Солнце и следующая за ним Земля описывают лемнискатную траекторию, нижние планеты, Луна, Венера и Меркурий, описывают свои орбиты непосредственно вокруг ветви лемнискаты: целое охватывается орбитами верхних планет от Марса до Сатурна, Урана и Нептуна. Если положить в основу эту форму планетарной системы, то будет несложно, опираясь на указания в медицинском курсе, прийти к гештальтастрологической идее обеих констелляций, констелляции гриппа и констелляции сурьмы. Подробней об этом сказано в главе о гештальтастрологии.

В 1920 году произошло событие исключительной важности для антропософского движения. В сентябре состоялся многонедельный съезд открытия Гетеанума. Это здание, после своего основания незадолго до начала войны, 30 сентября 1913 года, было благодаря самоотверженной работе представителей семнадцати наций достроено во время войны. Оно еще не совсем было отделано в деталях, но уже находилось в такой степени готовности, что стало возможным его освящение наряду с многонедельным курсом, проводимым в Высшей Школе.

Впечатляющими элементами архитектуры были колонны и их капители. Дважды семь колонн зрительного зала несли большой купол и двенадцать колонн несли малый купол над сценой. Семь капителей большого купола выражали эволюцию от Сатурна до Венеры (Вулкан не мог быть представлен в материальной форме). Последовательность представлялась известным из халдейской астрологии рядом: Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера. Нам уже встречалась эта последовательность, а именно, при обсуждении позиций планет в деканах «Мировых часов» из доклада от 8 января 1918 года. Истинное значение этого халдейского ряда Рудольф Штейнер объяснил в докладе от 2 января 1914 года: «Попытаемся, мои дорогие друзья, научиться читать эти звездные письмена в новом облике, попытаемся научиться читать их так, как они нам здесь представлены. Ибо когда мы пытаемся представить эволюцию человечества в порядке развития Сатурна, Солнца, Луны, Земли - до Вулкана, мы делаем не что иное, как читаем звездные письмена. Но нам нужно знать, в какой связи мы в наше время должны расшифровывать звездные письмена. Будем же достойны этого!»

Итак, здание Гетеанума стояло под знаком халдейского ряда эволюции. Полностью отчетливым становится центральное положение халдейского ряда у Рудольфа Штейнера, когда мы осознаем, что все лекционное наследие Рудольфа Штейнера организовано по шагам этого ряда. Эти факты только недавно были открыты и опубликованы несколько месяцев тому назад. Итак, Гетеанум присутствует в каждой компоновке цикла лекций, в каждой драме-мистерии, в каждом курсе Высшей Школы - и обратно.

В 1921 году Рудольф Штейнер читал несколько циклов лекций, носивших при их опубликовании общее заглавие «Человек в его взаимосвязи с Космосом». Отдельные доклады этих циклов особенно выделяются в рамках нашей темы, так что мы их вкратце коснемся. Кроме того, следует упомянуть доклад от 5 мая 1921 года, не относящийся к упомянутому ряду, но имеющий сходное название: «<Я> и Солнце. Человек среди звездных констелляции». 39 Основную мысль этого доклада можно выразить следующими словами:

«<Я> и Солнце соотносятся как внутреннее и внешнее. То, что там, в мировом пространстве, движется как Солнце - это Мировое <Я>. То, что живет внутри нас - это <Я> человека». «Мы обязаны солнечному излучению тем, что имеем, в сущности, человеческий облик, тем, что делает человеческий облик образом Я». «Лунные силы - это то, что является внутренним для нижнего, для человека обмен веществ. Так что схематически мы можем изобразить это так: солнечные силы - это то, что формирует человека извне. То же, что со стороны обмена веществ формирует человека изнутри, это центрально излучающиеся лунные силы, которые коренятся в нем». « Можно сказать: Солнце - это то, что утверждает человека на Земле как индивидуума, как личность. Луна - это то, что как по волшебству творит человека на Земле в его многообразии, во всем его развитии. Человеческий род как физическая последовательность потомков является результатом действия лунных сил. Человек как отдельное существо, как индивидуальность, это результат действия солнечных сил».

В дополнение к этому рассмотрим теперь планетарные влияния. «То, что лежит выше сердца, модифицируется в отношении астральных влияний Сатурном, Юпитером, Марсом». «Так что мы можем сказать, что Сатурн имеет отношение к верхней части всего астрального тела.

Это отношение для людей прежних времен было чем-то определяющим. И если бы мы вернулись в третье-четвертое тысячелетие до Мистерии Голгофы, еще в египетско-халдейское время, мы бы обнаружили, что у учителей, у мудрецов мистерий, каждый человек определялся посредством данных своего рождения, его отношением к Сатурну, ибо тогда совершенно точно знали, что если человек родился при той или иной констелляции Сатурна, то он был человеком, который более правильно или менее правильно мог пользоваться своим астральным телом в физическом теле. Знание этих вещей в древние времена играло большую роль. Но прогресс человеческого развития в нашу эпоху, начавшуюся с 15 столетия, состоит как раз в том, что мы освободились от того, что тогда в нас действовало.

Но, мои дорогие друзья, не поймите меня неправильно. Это не означает, что Сатурн сегодня в нас не действует. Он действует в нас точно так же, как в древние времена, но только мы должны от этого освободиться. И знаете ли, в чем состоит этот правильный способ освобождения от влияния Сатурна? Хуже всего освобождаются от сатурнического действия, когда следуют теневым свойствам интеллекта нашего времени».

И как Сатурн имеет отношение к верхней части астрального тела, так «Юпитер преимущественно имеет отношение к человеческому мышлению». «То, что вообще укрепляет наше мышление - это действие Юпитера. Действие Юпитера связано преимущественно с астральной организацией человеческого мозга».

«Подобно тому, как Юпитер имеет дело с мышлением, Марс имеет отношение к тому, что является речью».

Меркурий: «Он является посредником между астральным телом и ритмическими процессами в теле».

«Затем мы имеем Венеру. Венера - это то, что действует преимущественно в эфирном теле человека, то, что из Космоса действует на эфирное тело человека: деятельность человеческого эфирного тела».

Луна: «Это то в человеке, что полярно противостоит солнечным силам, то, что изнутри вещество переводит в живое и тем самым связано также с воспроизводящей способностью. Луна является возбудителем как внутреннего воспроизводства, так и воспроизводства в смысле продолжения рода».

"Сатурн верхняя часть астрального тела

Юпитер мышление

Марс речь

Солнце "Я"

Меркурий посредничество между астральным и ритмическими

процессами в человеке

Венера деятельность человеческого эфирного тела

Луна возбудитель воспроизводства"

28 октября 1921 года*40 Зодиак рассматривался еще с другой точки зрения.

Рудольф Штейнер указал на древний способ представления Овна:

он хотя прыгает, но при этом оглядывается назад.

Телец не только оглядывается на себя. «Он видит окружающий мир. Таким образом, мы можем сказать: это уже не просто восприятие универсума, но взгляд в окрестности универсума и восприятие подвижности универсума. При этом становятся внутренне подвижными».

Вот общая картина:

Формирование человека из универсума: голова

1. Восприятие универсума. Оглядывание.

2. Взгляд на универсум. Восприятие подвижности универсума.

3. Постижение самого себя, ощупывание.

4. Самозамыкание.

Формирование человека изнутри: человек груди

5. Заполнение

6. Созревание

7. Включение себя в порядок неорганического мира. Поиск равновесия.

8. Ядовитое жало.

Формирование земной деятельности человека: человек

конечностей или человек земли

9. Охотник

10. Животновод

11. Земледелец

12. Торговец."

На следующий день, 29 октября 1921, рассмотрение переходит с физической плоскости в эфирную. И на этой плоскости рассматривается жизнь органов чувств, жизнь нервов, жизнь дыхания, циркуляционная жизнь, жизнь обмена веществ, жизнь движения, репродукционная жизнь. Совместно с планетами и соответствующими атрибутами составится следующая обзорная схема:

на веществ

Нервно- 1.Жизнь органов чувств - отмирающая жизнь

чувственный 2.Жизнь нервов - сохраняющая жизнь

человек

Циркуляционный 3. Жизнь дыхания - образная жизнь

человек 4. Циркуляционная жизнь

Человек конеч- 5. Жизнь обмена веществ - вещественные органы

ностей и обме- 6.Жизнь движения - укрепляющая жизнь

на веществ

7. Репродукционная жизнь - самообновляющаяся жизнь

В докладе от 5 ноября 1922 содержатся важные указания на явления, происходящие незадолго до рождения.

«И подобно тому, как мы проходили Луну, которая, собственно, направляет нас в земное бытие, так же мы проходим и другие планеты. Не безразлично, проходим ли мы, скажем, Сатурн тем или иным образом. Например, мы можем пройти Сатурн так, что благодаря особой констелляции сила Сатурна действует совместно с зодиакальной силой Льва. Благодаря тому, что мы проходим регион Сатурна, когда Сатурн усилен посредством зодиакального Льва, мы обретаем в душе силы, обусловленные, однако, предшествующей кармой, разумно встречать жизненные обстоятельства, так что они не могут нас подавить. Если Сатурн находится под влиянием, скажем, Козерога, мы становимся слабыми людьми, которые не могут противостоять внешним жизненным обстоятельствам.

Все это мы несем в себе, подготавливая из Космоса наше земное бытие. Конечно, все это может быть преодолено соответствующим воспитанием, но не потому, что мы в согласии с материалистами будем говорить: «Всё это чепуха, на это не следует обращать внимание», - но благодаря тому, что мы будем эти силы развивать, действительно развивать эти силы. И человечество в будущем снова научится не просто наблюдать - против такого рода наблюдения не может быть никаких возражений, - получает ли ребенок хорошее молоко и хорошее питание, но человечество научится наблюдать, действуют ли в том или ином человеке силы Сатурна или Юпитера под тем или иным влиянием.

Предположим, мы обнаруживаем в человеке, что из-за своей кармы он несет в себе силы Сатурна под неблагоприятным влиянием, например, Козерога и Водолея, так что он становится нестойким при встрече с различными трудностями. Тогда, если мы хотим сделать его сильным, мы тщательно должны искать в этом человеке другие силы. Мы, например, спрашиваем себя: проходил ли он через сферу Юпитера, через сферу Марса или через какую-нибудь другую сферу? - И всегда можно будет одно корректировать и парализовать другим».

Без сомнений, это место можно рассматривать как решительное требование к педагогике. В 1930-1934 годы был первый период, 1960-1964 - второй, и сейчас мы стоим в третьем периоде Сатурна, когда рождаются дети, на которых распространяется то, что наблюдал Рудольф Штейнер: индивидуальности проходят через Сатурн, который стоит в Козероге или Водолее, вследствие чего создается диспозиция к величайшим жизненным трудностям.

В докладе от 27 июля 1923 года среди важнейших высказываний Рудольфа Штейнера об астрологии содержится центральное указание на свободу человека и взаимосязь его жизни с планетами. До сих пор всё, что исходило от планет, рассматривалось в большей или меньшей степени как детерминирующая, определяющая сила. Если описывать гороскоп, сопровождающий какую-либо биографию, можно тотчас услышать: а где же свобода, если всё вплоть до частностей настолько регламентировано? И в отношении в целом астрологически описываемой биографии можно услышать: но это Гете, совершенно лишенный "Я", Моцарт, лишенный "Я". Кто так говорит, обнаруживает, что ему совершенно непонятно существо «второй самости». Оно влияет на наш жизненный путь в основном через инспирацию. Оно внедряет в наш жизненный путь элементы необходимости и действует тем самым против свободы, которую мы в борьбе завоевываем в жизни.

В докладе от 27 июля 1923 года Рудольф Штейнер говорит о Луне как о хранительнице древней мудрости. «То же, что Луна отражает из всего универсума, суть совокупность сил, поддерживающая животный мир Земли, а именно те, которые связаны с физически-чувственным воспроизводством в человеке».

Сатурн является «живым историографом планетарной системы», Юпитер - это мыслитель планетарной системы, Марс - самая разговорчивая планета нашей планетарной системы, всемирный агитатор, он хочет убеждать речами, тогда как Юпитер стремится доказывать.

Венера - подслушивающая мировая танцовщица, очень связанная с поэзией. «Она воспринимает земные события и преобразует их в образы грез. Так что весь путь, который Венера совершает вокруг Земли, это путь грез».

Меркурий «дает силы для всего того, что в человеке является способностями разума и рассудка. В то же время Меркурий - мастер комбинирующих познавательных сил».

И затем следуют высказывания чрезвычайной важности:

«Венера и Меркурий вносят в душевно-духовное человека более кармическое и дают ему возможность проявиться в чертах своего характера, темпераменте. Напротив, Марс, и особенно Юпитер и Сатурн, если человек стоит к ним в правильных отношениях, несут с собой нечто освобождающее. Они отделяют его от предопределенности его судьбы и делают его свободным существом».

«Сатурн, являющийся верным хранителем памяти универсума, сказал однажды: оставим человека свободным в его воспоминаниях. - Тогда влияние Сатурна на подсознательное было подавлено, и человек получил собственную память и вместе с ней предрасположенность к личной свободе.

Также внутренними волевыми импульсами, лежащими в основе свободного мышления, мы обязаны Юпитеру. Юпитер мог бы, в сущности, овладеть всем мышлением человека. Он является хранителем современного мышления всего универсума. Но он сдерживает его, он позволяет человеку мыслить как свободному существу.

Свободным элементом в речи мы также обязаны благородству Марса. Поскольку он, так сказать, должен прислушиваться к советам других внешних планет, не стеснять человека, то человек также и в речи, в определенном отношении, свободен, не совершенно свободен, но в некоторой мере.

Так что в некотором смысле Марс, Юпитер и Сатурн можно назвать освобождающими от судьбы человека планетами».

И Солнце в этих планетарных взаимосвязях «как бы создает гармонию между освобождающими человека и определяющими судьбу планетами».

Высказывания, сделанные в этом докладе, имеют центральное значение для построения спиритуализированной, христианизированной астрологии - целиком в духе указаний Рудольфа Штейнера от 1 января 1914 года.

Со временем высказывания Рудольфа Штейнера всё более ориентируются на детали жизненной практики. Все «глубже» постигаются нижние соответствия верхним небесным процессам. Жизненная потребность в этом возникла, когда Рудольфа Штейнера попросили дать направляющие указания для фермеров относительно борьбы с вредителями и для лечебных педагогов в качестве основы для космической диагностики.

Своеобразная астрологическая помощь в жизненных обстоятельствах была оказана вскоре после пожара в первом Гетеануме. Лизелотта Принц из Штуттгарта, тогда занимавшаяся естественнонаучными исследованиями в институте «Грядущий день» под руководством д-ра Ганса Теберата, входила в состав группы молодых людей, которые организовали дежурство на пепелище Гетеанума. Благодаря этому она вступила в непосредственный контакт с Рудольфом Штейнером, у которого она попросила совета. Ее вопрос был: «Будет ли хорошо, если я в Штуттгарте открою аптеку?» В ответ на это Рудольф Штейнер взял лист бумаги и написал адрес и имя одного средненемецкого астролога и сказал: «Пожалуйста, обратитесь к нему с этим вопросом». После сдачи экзамена на аптекаря Лизелотта Принц устроилась на работу аптекарем в главной Штуптартской аптеке, спустя довольно долгое время, после окончания войны она открыла собственную аптеку. Она умерла 9 октября 1974 года. Женщина, сделавшая это сообщение в 1991 году, заслуживает полного доверия.

В шестом докладе сельскохозяйственного курса он говорит о борьбе с полевыми мышами. «Представьте себе, что вы поймали совсем молоденькую мышь, вы можете снять с нее шкурку и у вас будет шкурка мышонка. Но задача состоит в том, чтобы эту шкурку,... чтобы эту кожицу полевой мышки сжечь в то время, когда Венера стоит в знаке Скорпиона».

«Теперь нам нужно сделать с этой шкуркой мыши нечто совершенно определенное. Мы сожгли эту мышиную шкурку, когда Венера стояла в знаке Скорпиона, теперь старательно соберем пепел, образовавшийся при сжигании, - его будет не слишком много, но если поймать некоторое количество полевых мышей, то будет достаточно - итак, мы имеем сожженные шкурки ко времени, когда Венера стоит в знаке Скорпиона. И в том, что уничтожено огнем, остается негативная сила в отношении репродуктивной способности полевой мыши. И если вы полученный таким образом порошок... рассыпете по вашим полям, если вы действительно провели его через огонь при конъюнкции Венеры со Скорпионом, то в этом порошке вы будете иметь средство, заставляющее мышей избегать этих полей».

В шестом докладе того же цикла предлагается метод для борьбы со свекловичной нематодой:

«Здесь вы берете не какую-нибудь часть насекомого, как в случае с мышью, но вы должны взять все насекомое целиком. Ибо, в сущности, такое насекомое... приносящее вред корням, как целое является результатом космических влияний. В земле оно нуждается только в качестве опоры. И вы должны сжечь все насекомое».

«Итак, вы должны сжечь насекомое. Можно ведь где-нибудь набрать этих насекомых, сохранить их и в сухом виде сжечь. Это сжигание должно происходить во время, когда Солнце стоит в знаке Тельца, как раз противоположном констелляции, где стояла Венера, когда мы сжигали шкурку мыши. Ибо мир насекомых тесно связан с силами, которые развертываются, когда Солнце проходит знаки Водолея, Рыб, Овна, Близнецов до Рака, в котором эти силы ослаблены, и также слабо они действуют в Водолее. Когда Солнце проходит через этот регион, оно излучает силы, которые тесно связаны с миром насекомых. Совсем не сознают, что Солнце - это совершенно своеобразное, специализированное явление. Совсем не одно и тоже, если мы видим Солнце с Земли со стороны Тельца, в его суточном или годовом движении, или со стороны Рака. Солнце каждый раз совершенно иное. И это будет даже бессмыслицей, если мы будем говорить о Солнце вообще. В сущности, мы должны бы выражаться так: Солнце Овна, Солнце Тельца, Солнце Рака, Солнце Льва и т. д. Это каждый раз совсем другое существо... »

Дальнейшие практические примеры применения астрологии мы находим в десятом и одиннадцатом докладах «Лечебнопедагогического курса». Здесь Рудольф Штейнер, проанализировавший совместно со стенографом Зайлером множество гороскопов больных людей, выступил как практически опытный астролог, показавший, что при альбинизме мы имеем повреждение Луны посредством Урана, Марса и Венеры. В этих докладах подробно разбирается, что это означает в плане учения о человеке и какие из этого можно извлечь терапевтические заключения. Обеим гороскопам альбиносов в этой книге посвящена довольно обстоятельная глава - для сравнения автор приводит двенадцать собственных гороскопов.

7 июля 1924 года ряд практических указаний достигает своей высшей точки и находит свое завершение в одном из докладов курса по звуковой эвритмии, который известен сегодня под названием «Формы, производимые существом человека».

Сразу в начале доклада описаны и продемонстрированы двенадцать жестов:

І. Поднимите обе руки вверх, кисти рук поверните наружу, все пальцы растопырены.

ІІ. Держите правую руку близко к телу, левая кисть слегка подпирает противоположный бок.

ІІІ. Обе руки вытянуты вперед, одна накрывает другую.

ІV. Обе руки вдоль тела, правая рука немного отставлена.

V. Одна стопа выдвинута вперед, левая кисть держит правый локоть.

VІ. Сжать левую кисть в кулак и положить ее на лоб, правой кистью, вытянутой далеко вперед, делается жест.

VІІ. Обе кисти впереди, левая внизу, правая вверху.

VІІІ. Стоять всей тяжестью на левой ступне, правая стопа слегка приподнята, правую руку поднять в вертикальное положение, левую руку отставить немного в сторону.

ІХ. Голову наклонить вперед, коснуться правой кистью подбородка, оставляя левую руку висеть сбоку.

Х. Обхватить правой рукой голову, закрывая гортань левой рукой.

ХІ. Поставить ступни так, что бы они были повернуты внутрь и скрестить руки.

ХІІ. Левую руку положить на грудь, правую держать за спиной.

«Теперь будем продвигаться через эти аспекты существа человека. Начнем отсюда (жест 4). Попытайтесь представить себе тот элемент в человеке, который мы называем интеллектом, разумом. Давайте впишем в нашу душу: мы имеем здесь жест, который выражает понимание, рассудок.

Рассмотрим теперь этот жест (1): Этот жест излучает солнечную энергию, это элемент, который может быть описан как воодушевление, источник которого в груди. Итак, мы можем сказать: жест 4 - голова, жест 1 - грудь, воодушевление, энтузиазм.

Теперь перейдем к этому пункту (жест 10). Здесь голова охватывается правой рукой, левая рука закрывает гортань. Здесь мы имеем всё то, что является в человеке выражением воли - слова должны умолкнуть, - здесь мы имеем человека как представителя воли, мы имеем всё то, что является выражением воли, что может стать деянием. Итак, мы можем сказать: система конечностей, воля, деяние.



Далее, мы имеем еще жест, который синтезирует в себе эти элементы. Вы можете видеть, как в этом жесте проявляется стремление к сбалансированности (жест 7). Вы ищете равновесие между остальными. Можно представить себе, что руки движутся вот так (вверх и вниз), что "Я" пытается найти равновесие... находящийся в состоянии равновесия человек. Описания, которые я даю здесь, вы должны рассматривать как материал величайшего значения».

Так последовательно представляются и все остальные жесты. Мы можем дать только небольшие выдержки и рекомендовать тем, кто хочет познакомиться с проблемой в целом, прочесть весь курс звуковой эвритмии.

К жесту 5 сказано: «Решение, мысль, которая хочет стать реальностью».

В жесте 6 мы видим «Приведение мысли в связь с внешним миром». В жесте 3: «Взвешивание мыслительных выводов».

Жест 2 означает переход от пламенного воодушевления (1) к 3: «Рассудительность».

Жест 12 назван «Побуждением к действию».

Жест 11 - это не просто побуждение, но «Способность к действию». В жесте 10 мы имеем «Само действие». В жесте 9 «Результат», и по поводу жеста 8 сказано: «Результат становится судьбой».

Семь планет здесь описаны не как покоящиеся, неподвижные жесты, но как жесты движения:

«Вытяните руки: правая рука вперед, левая рука назад, и теперь вы должны осуществлять круговое движение обеими руками одновременно». Этот жест назван: « Выражение всего человека в целом».

Второй: «Левая рука назад, правая рука вперед, левая рука совершает круговое движение, правая рука остается неподвижной». Это обозначено как «Исполненное любви, жертвенное существо».

Третий: «Правая рука впереди, левая сзади, правая рука совершает круговое движение». «Это эгоистичное существо».

Четвертый: «Вытяните руки вперед, скрестите предплечья. Это духовность, которая может оставаться спокойной. Все это то, что является в человеке творческим: творческая способность».

«Теперь переходим к пятому: вы должны руки вытянуть вперед, с пальцами внутрь, и всем телом будем исполнять движение, сгибаясь и выпрямляясь. Здесь мы имеем свойство человека, которое можно назвать агрессивностью, т. е. «агрессивная способность».

Шестой: «Вы спокойно сгибаете левую руку, а правой описываете вокруг нее круговые движения». Это «несущая мудрость деятельность».

И теперь последнее: положите руки на лоб, одну кисть поверх другой, теперь их, сцепленных таким образом, поднимайте вверх и опускайте вниз. Сделайте этот двигательный жест. Тогда мы будем иметь все то, что можно назвать глубокомыслием, замкнутостью в себе, глубиной чувств».

«Внешний круг (зодиак) движется слева направо с умеренной скоростью, внутренний круг (планеты) движется, сопровождая свое движение жестами, с большей скоростью, чем внешний. Итак, внутренний круг движется в танце быстрее, внешний - медленней».

«Тем самым у нас есть возможность представить себе, что в эвритмии мы обновляем то, что в древних мистериях было храмовым танцем: подражание звездным явлениям, подражание тому, что боги с небес говорят людям».

Мы хронологически упорядочили высказывания Рудольфа Штейнера, данные им относительно звездных влияний в земном бытии, относительно полярности верхнего и нижнего. Из универсальности этих высказываний можно почувствовать, что это не только некоторые частности, которые Рудольф Штейнер обрисовывает в ограниченной специальной области астрологии, но складывается отчетливое впечатление, что связь с космическими фактами вообще является предметом антропософии. «Антропософия - это путь познания, который духовное в человеке хочет привести к духовности во Вселенной». Она стремится установить связь и согласованность нижнего с верхним.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет