Характерные черты архитектуры барокко(слайд 1)



Дата07.07.2016
өлшемі38 Kb.
#182218
Характерные черты архитектуры барокко(слайд 1)

...Но перед красотой и зданья и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

...В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,

Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

И головы ягнят, увитые шнурком,

И статую найдешь в великолепной нише,

В узорах и резьбе карниз под самой крышей...

Перевод Е. Тараховской


Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко фран­цузский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоратив­ных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классиче­ских пропорций, оптический обман, преобладание сложных криво­линейных форм действительно создавали особый, неповторимый облик архитектурных сооружений барокко. Желание удивить, вос­хитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей ар­хитекторов. Искусствовед М. В. Алпатов (слайд 2)отмечал:

«Здание вовлекает зрителя в создаваемый им образ, как картина или театральная сцена, но вместе с тем отталкивает его, выходит за свои границы, как бы выплескивается за берега».(щелчок)

Казалось, что новый архитектурный стиль стремился лишь пе­ресмотреть и разрушить существовавшие ранее нормы и каноны. Выдающийся архитектор XVII в. Лоренцо Бернини (слайд 3)заметил:

«Тот, кто иной раз не выходит из правил, никогда их не превзой­дет».

Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. (щелчок) На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена — главная опора здания. Плоские пилястры усту­пают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбега­ются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движе­нии статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности Ренессанса, казалось, не осталось и следа.

«Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессан­се планы помещений имеют четкую геометрическую форму —круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная форма барокко — овал, дающий некото­рую неопределенность общей форме пространственного объема. Но это еще сравнительно простая и четкая форма; часто конфи­гурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпук­лостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов... В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоратив­ность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, про­изводить впечатление богатства и парадности» (А. Ф. Голъдштейн).

В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архи­тектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI — начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к сере­дине XVIII в. Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушны к пышному барокко. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооруже­ний. В Англии этот стиль проявился в смешанной форме («обароченный классицизм»). В Испании и Португалии мавританский и го­тический стили удивительным образом сочетались с барокко.

Архитектура барокко всегда вызывала крайне противоречи­вые суждения — от резко негативных в эпоху классицизма до вос­торженных в наше время. Но какими бы ни были эти оценки, не­сомненно, эпоха барокко оставила немало замечательных памят­ников.


. Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини
(слайд 4)Родиной архитектурного барокко по праву считается Италия, а столицей — «вечный город» Рим(щелчок). Здесь переплелись самым неве­роятным образом строгая Античность и роскошное барокко. Извест­ный теоретик искусства П. П. Муратов так писал об этом в книге «Образы Италии»:

«Барокко преобладает в Риме. Построенные в этом стиле дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневеко­вый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего, — это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнает каждый из нас. Все то, что определяет характер города, — его наиболее замет­ные здания, главные площади, оживленнейшие улицы, — все это здесь создано барокко, и все верно хранит его печать».

Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яр­кое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, — Франческо Борромини и Лоренцо Бер­нини.(слайд 5)

В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини (1599—1667) не знал равных. Экспрессивность архитектурных форм, стремление к парадности и театральности, контрастность масштабов, игра света и тени — вот что отличало творческую мане­ру архитектора. Церковь Сант Аньезе(слайд 6) (5 щелчков) на площади Навона в Риме — одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фа­сад церкви украшает величественный купол, помещенный на высо­ком барабане. Две многоярусные колокольни, расположенные по обе стороны от купола, уравновешивают фасад здания, придают ему особую нарядность и торжественность. Стены церкви как будто рас­творяются в игре светотени, в выступах и проемах. Не менее эффек­тен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных укра­шений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мра­морных колонн.

Лоренцо Бернини (1598—1680) по праву называют «гением ба­рокко». «В итальянской художественной истории не было после Микеланджело другой такой исполинской фигуры и яркой талантли­вой индивидуальности, как Лоренцо Бернини», — писал П. П. Му­ратов.(слайд 7)(щелчок) Он прославился не только как талантливый архитектор и скульптор, но и как живописец, комедиограф, режиссер феериче­ских спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных деко­раций. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал над формирова­нием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и сме­лость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера. В своем творчестве он ярко и полно выразил стиль эпохи барокко.

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра.( слайд 8 . 5 щелчков ) Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, до­биться впечатления единства площади и собора, стро­ившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами. Площадь должна была выражать главную идею Католической церк­ви: принимать в свои объятия город и весь мир. Кроме того, она должна была легко превращаться в колоссальную сцену для прове­дения торжественных церемоний. Архитектору Бернини удалось мастерски справиться с поставленными задачами.

Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стен собора. Вторая выполнена в излюблен­ной форме барокко — овале. Она обращена к городу и обрамлена ве­личественной колоннадой. «Подобно распростертым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, не­заметно вовлекая в свое пространство зрителей. Величественный фасад собора представал перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные очертания.

В центре огромной площади (ее глубина — 280 м) возведен обе­лиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фик­сирующие ее поперечную ось. В сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора: точный математиче­ский расчет, безукоризненное чувство масштаба, умение организо­вать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м) расположены в четыре ряда. Все они объединены изгибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 ста­туй с изображениями святых.



Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутрен­него архитектурного облика собора Святого Петра.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет