полевки), насекомоядные (кроты), копытные (лоси, косули), водные млекопитающие (норка, выдра, водяная крыса, ондатра и др.), пресмыкающиеся (ящерицы, змеи и др.).
Из птиц водятся охотничье-про-мысловые — глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, перепелка. Лет 50 — 60 назад повсеместно распространенные обитатели лесостепной зоны ныне встречаются редко. Водоплавающие птицы — гуси, утки, журавли — во время перелета останавливались на озерах, прудах и старицах рек Чермасан, Кармасан и их притоках, выводили птенцов, а на зиму улетали в теплые края. Теперь без остановки пролетают дальше на север. Хищные птицы — лунь, коршун, орел степной, канюк, кобчик — встречаются редко. Вороновые — ворона, грач, галка, сорока — распространены повсеместно, но главным образом близ населенных пунктов. В лесах, в уре-ме и на полях — жаворонок, перепел, коростель, стрепет, дрофа, дрозд, ласточка, скворец, синица, зяблик, свиристель, пустельга, мухоловка. Многие птицы (водоплавающие, болотные, певчие и некоторые хищные) с осени на зиму улетают в более теплые области обитания.
Естественные водоемы — реки, озера и колхозно-совхозные пруды — заселены преимущественно малоценными породами рыб (15 — 20 видов). Наиболее распространены: карп, лещ, плотва, голавль, пескарь, карась, язь, окунь, ерш, налим, щука, сом и др. Реки Чермасан, Кармасан, Большой Удряк, Балышлы и их притоки в пределах района не являются рыбопромысловыми. Они летом сильно мелеют, а зимой подвергаются периодическим заморам.
Хозяйственная оценка природных богатств. Благоварский район располагает крупным земельным фондом: общая площадь землепользования — около 163 тыс.га с высоким содержанием гумуса (10—15%) и благоприятными климатическими условиями. Здесь удается развивать многоотраслевое сельскохозяйственное производство. Естественные сенокосные
поля занимают около 4,5%. Пастбищ-но-выгонные — 17,3% сельскохозяйственных угодий. Последние расположены в основном на горных и предгорных территориях района, бедных растительностью. Для получения высокого надоя молока крупный рогатый скот в период пастбищного содержания подкармливается скошенной зеленой массой с фуражом.
Кроме пахотных земель, сенокосов, пастбищ и лесов, значительная площадь — 6,1 тыс.га (3,7% всей площади землепользования) приходится на земли, занятые вырубками, болотами, населенными пунктами, постройками, дорогами, водой, оврагами, карьерами и т.д.
Экологические проблемы района. До Октябрьской революции большая часть лесов принадлежала помещикам: Языковым, Базилевским, Адамантовым, Бабкиным, Аксантури-ным, Тевкелевым. Леса подвергались беспощадной рубке. Во время революции и гражданской войны местное население уничтожило близлежащие
леса на дрова. Лесовосстановитель-ные работы не проводились. Все это привело к образованию бросовых земель, пустырей.
В 1936—1938 гг. были заложены первые полезащитные лесные полосы, эта работа продолжена в послевоенные годы. Лесовосстановительная работа проводилась на лесных полянах путем посадок, в основном, из хвойных пород. Эти леса и полезащитные лесные полосы оказывают положительное влияние на гидрогеологический режим и на оздоровление экологической обстановки всего района. Обновленные леса стали для бла-говарцев излюбленными местами отдыха и сбора грибов, ягод и лекарственных трав.
Памятники природы. Уникальным объектом природы является Симбу-гинский овраг, впадающий слева в ручей Баткан (Баткак, Бизерган) — приток реки Кармасан, в 1 км к северо-востоку от бывшей деревни Сим-бугино — и считающийся опорным разрезом акчагыла и апшерона Башкирии. Разрез изучается с 1945 г. Впервые Симбугинский овраг описал М.С. Файрузов. В конце 1960-х годов сотрудники Института геологии Башкирского филиала АН СССР, начав изучение биостратиграфической, геохронологической и палеомагнит-ной шкал плиоцена и плейстоцена Урала и Предуралья, в качестве второго опорного разреза исследовали Симбугинский разрез. В разрезе оказались выделенными достоверно среднеакчагыльские, условно верхне-акчагыльские, нижне-, средне- и верхнеапшеронские образования, а ниже среднего акчагыла — аллювий, содержащий раковины моллюсков и флору кинельского типа, в основании оврага — серые алевриты и глинистые пески лиманного типа, а на цоколе из пермских отложений — остатки погребенной, видимо, еще более древней, гидрофильной почвы. В некоторых слоях разреза были обнаружены мелкие кости млекопитающих.
В 1974 г. разрез посетили участники Полевого симпозиума, организованного Волго-Уральской комиссией
по изучению четвертичного периода. Ученые мира признали важное стратиграфическое значение разреза Сим-бугино. В 2002 г. здесь состоялась Международная геологическая конференция «Верхний плиоцен и плейстоцен Южноуральского региона и его значение для корреляции восточной и западной частей Европы».
Археологические памятники.
Близ деревни Абзаново находятся курганы.
Золотоордынское погребение у се
ла Удрякбаш было обнаружено в 2004 г. учеником Удрякбашевской школы Ильдаром Сафиным в ходе разработки песчано-гравийного карьера. Погребение совершено на глубине около 1,5 м от современной поверхности. Могильная яма была полностью разрушена в ходе земляных работ. Опросом обнаружившего захоронение были восстановлены элементы погребального обряда. Кости ног были согнуты в коленях, возле коленей найдены кости кистей рук. Погребенный был уложен вытянутым на спине, головой на северо-запад. Тело умершего было завернуто в бересту. Карьер находится на горе Ха-жи в 0,5 км к востоку от деревни Удрякбаш. Первоначально гравийная насыпь карьера имела высоту, ориентировочно, 10 — 12 м. На месте погребения обнаружены части тазовых костей, кости голени, бедер и стоп, поясничный отдел позвоночника, а также кости лошади (зубы, первый шейный
позвонок), остатки сбруи (стремена), кожаной обуви, мужского амулета из костей в форме наконечника, несколько слоев бересты. Научные сотрудники Института истории, языка и литературы УНЦ РАН В.В. Овсянников и P.M. Юсупов считают, что кости скелета принадлежали, скорее всего, мужчине пожилого возраста (около 60 лет). Время захоронения можно определить XIII —XIV вв.
В деревне Иваненково, на территории бывшего маслозавода, расположена группа курганов под названием «Троицкие».
Близ деревни Иваненково, на южной окраине бывшей деревни Свисту ново, находится курган под названием «Свистуновский» (диаметр — 24 м, высота —. 1 м).
Каргалинское местонахождение. В 1957 г. археологом А.П. Смирновым близ деревни Каргалы найден бронзовый наконечник копья, происходящий, вероятно, из могильника. Датируется 1 тысячелетием до н.э.
Севернее деревни Новиковка, на левом берегу реки Чермасан, расположены земляные насыпи, одна — в 2,5 км и вторая — в 3 км.
Сынташтамакские курганы расположены на юго-западной окраине деревни Сынташтамак, на краю поймен-
ной террасы правого берега реки Чермасан. Могильник состоит из 18 курганов. Исследован в 1966 г. археологом СМ. Васюткиным. Один курган относится к абашевской культуре. В насыпи его встречаются большие каменные плиты, расположенные по кругу. В центре круга, под насыпью обнаружена могильная яма, перекрытая толстыми бревнами. Около западной стенки ямы находился сосуд вверх дном.
Остальные курганы относятся к железному веку. Пять погребений датируются VII —VIII вв. Все
оказались разграбленными. Умерших хоронили вытянуто на спине, головой на северо-запад. В двух погребениях находилось по одному сосуду, в одном — их фрагменты. Найдены также остатки поясного набора, железные удила, меч, костяные обкладки от сложного лука и другой инвентарь.
Вторая группа погребений эпохи железа включает 14 захоронений. В некоторых из них прослежены остатки подстилки из бересты и луба. Инвентарь отдельных погребений составляли наконечники стрел, костяные накладки на лук, сабля, конская сбруя (седла, удила, стремена, пряжки) и бытовые вещи (ножи, кресало), остатки кожаной обуви.
Интересны находки двух человеческих фигурок, изготовленных из тонких металлических пластин. Эти погребения датируются XII —XIII вв.
Тюрюштамакская стоянка находится на юго-восточной окраине деревни Тюрюштамак, на краю надпойменной террасы левого берега реки Чермасан. На огородах жителей встречаются многочисленные фрагменты керамики срубной и абашевской культуры.
Тюрюштамакские курганы, археологический памятник срубной культуры. Расположен в 0,2 км к северо-западу от деревни Тюрюштамак, на ровной надпойменной террасе левого берега реки Чермасан. Два кургана расположены на территории кладбища. Группа состоит из 15 курганов диаметром 10 — 20 м, высотой до 0,4 м.
В 1967 г. С.М. Васюткиным раскопан один курган, под которым оказались два погребения. Захоронения совершены в прямоугольных ямах, костяки лежали скорченно, на левом боку, головой на северо-восток. В одной могиле обнаружен плоскодонный сосуд, орнаментированный зубчатым штампом, рядом находились три ребра животного. В 1989 г. курганы осмотрены археологом В.Н. Васильевым.
Удрякбашевский могильник, памятник эпохи бронзы. Обнаружен около деревни Удрякбаш, на берегу реки Большой Удряк, размывается водой. Местонахождение вещей (вис-лообушный топор, кельты с ушками и прорезные копья), выявленных в нем, неизвестно. Исследовали: в 1945 г. — Б.А. Коишевский, в 1957 г. — А.П. Смирнов, в 1952 г. - И.А. Та-лицкая.
При земляных работах у деревни на значительной глубине был найден каменный наконечник булавы, переданный в Государственный исторический музей СССР.
Чатринское городище расположено в 1 км к юго-востоку от деревни Чатра на вершине холма, не имело укреплений, так как все склоны холма крутые и труднодоступные. В 1963 г. здесь раскопано 100 м2 площади. Находки представлены фрагментами круглодонных сосудов.
Памятники архитектуры:
• Никольская церковь из кирпича
(руины) в селе Новоникольское (Мо
исеево) (построена в 1839 — 1850 гг.);
• здание бывшей школы в селе Язы-
ково, в котором ныне расположен
районный историко-этнографический
музей (1906);
• в населенных пунктах Ямакай
(1979); Мирный (открыт в 1980 г.,
позднее установлен бюст Героя Со
ветского Союза М.П. Криворотова,
автор В. И. Плотников); Пришиб
(1984); Удрякбаш (открыт в 1985 г.,
позднее установлен бюст Героя Со
ветского Союза Х.Ш. Аглиуллина).
Памятники воинам, погибшим в годы
Гражданской войны:
• в населенных пунктах Старые Сан-
ны (1959); Шарлык (1952).
Обелиски погибшим в Великой Оте
чественной войне 1941 — 1945 гг.:
• в населенных пунктах Языково
(открыт в 1965 г., ныне снесен); Коб-
Покровка (1965); Ахуново (1965);
Первомайский (1965); Дмитриевка
(1965); Благовар (1967); Верхние
Каргалы (1967); Тан (1968); Старый
Кучербай (1971); Кашкалаши (1971);
Западное (1975); Сынташтамак
(1986); Янышево (1986).
А. Р. Гайсин, Л.А. Гафарова, Р. Г. Курбангулов.
Административно-территориальное устройство. В период Золотой Орды, с XIII в. современная территория Благоварского района вошла в состав тюб волостей Казанской и Ногайской дорог. Деление на дороги сохранилось до конца XVIII в. По росписи башкирских волостей и их тюб,
составленных в 1735 г., в числе 12 тюб Минской волости показаны Чуби-Минская и Кыркули-Минская, часть территории которых ныне приходится на Благоварский район. В данном документе определяется, что Минская волость Ногайской дороги занимает бассейн рек: Дема, Уршак, Чермасан; волости Казанской дороги: Каршин-ская — Кармасан; Дуванейская, Кан-линская — Чермасан.
После распада Золотой Орды часть территории современного Благоварского района оказалась под властью Казанского ханства, другая — Ногайской Орды. С вхождением Башкортостана в состав Русского государства эта территория была отнесена к Казанскому уезду, в 1708 г. — к Казанской губернии, с 1728 г. — в ведомство Сената, с 1744 г. — к Оренбургской губернии, с 1781 г. — к Уфимскому и Белебеевскому уездам Уфимской области Уфимского наместничества, с 1796 г. — к Уфимскому и Белебеевскому уездам Оренбургской губернии.
Указом от 10 апреля 1798 г. на территории Оренбургской губернии была введена система кантонного управления, действовавшая до 1865 г. И охватившая башкир и мишарей. Они были отнесены к военному сословию, из них формируется иррегулярное войско. Были образованы кантоны, которые делились на юрты и команды. Территория современного Благоварского района в основном входила в состав 7-го (затем 8-й, 9-й) башкирского и 3-го (4-й, 5-й) мишарского кантонов. Позже образовался дополнительно 12-й башкирский кантон. В материалах переписи 1816 г. баш-киры деревень Муталыпово (Старый Усман), Удрякбаш, Баштирма, Шамай, Балышлы были включены в 8-й башкирский кантон. Мишари Удряк-баша и Балышлы — в 3-й мишар-ский; мишари деревень Кучербай, Тюркей, Абзан — в 5-й мишарский кантон, башкиры последних — в 12-й башкирский кантон.
Указом Сената от 5 мая 1865 г. Оренбургская губерния была разделена на Уфимскую и Оренбургскую
(Симбугино), Марьевское (Топорни-но), Старо-Каранское, Александровское, Голышевское, Самаринское, То-булдакское, Токмакское (Бабкино). В Сафаровской волости Уфимского уезда — Кашкалаши, Башкирские Термы, Удрякбаш, Сарайли-Муталыпова составляли самостоятельные сельские общества; Балышлинское общество — Балышлы и Шамеева; Муталып-ское — Старо и Ново-Муталыпово; Ново-Первушино сельское общество не образовало. Тюрюшевская волость
Белебеевского уезда — сельские общества: Тюрюшевское (Тюрюшева и Шункеева), Ломовское, Тюрюшта-макское, Тюркеевское, Кучербаев-ские 2 общества, Старо-Абзановское, Ново-Абзановское. Впоследствии сюда относились хутора Ахуновский 1-й, Ахуновский 2-й, Ахуновский 3-й, Ахуновский 4-й, деревни Благовещенский, Васильевка, Дмитриевка, Климентовка, Кохановка, Ларионов-ка, Михайловский (Ново-Еланчак, Новомихайловский), Михайловский,
Территория района в 1919 — 1922 гг. находилась в составе Уфимской губернии, с ликвидацией которой по декрету В ЦИК от 14 июня 1922 г. была включена в состав Б АССР. Населенные пункты были отнесены к Ахуновской волости Беле-беевского кантона Абраевской, Ново-селовской волостям Уфимского кантона. В 1920 — 1925 гг. на территории современного Благоварского района насчитывалось до 220 населенных пунктов и 20 сельсоветов. В 4 065 дворах проживали 47 018 человек. В 1926 г. был образован Языковский сельсовет, в 1928 г. — Агар-динский сельсовет.
В августе 1930 г., с заменой кан-тонно-волостного деления районным, территория современного Благоварского района вошла в состав Чишмин-ского, Топорнинского и Буздякского районов. Постановлениями Президиумов Всероссийского ЦИК от 31 января 1935 г. и ЦИК Б АССР от 3 февраля 1935 г. в числе 14 новых районов был создан Благоварский район с временным административным центром в селе Языково, с последующим перенесением в село Благовар. Однако Благоварский райисполком обратился в БашЦИК с ходатайством об оставлении районного центра в Языково, мотивируя это тем, что: Благовар расположен почти на краю района, ряд сельсоветов находится далее 35 км от него и это будет затруднять райцентру руководство сельсоветами и колхозами; в Благоваре нет помещений под учреждения, школу, больницу, клуб; новое строительство, рытье колодцев (вода находится на глубине 16—18 м) потребуют больших расходов; Языково расположено почти в центре района и притягивает все население района: действуют 3 водяные мельницы, больница на 40 коек, имеются база для оборудования электростанции на реке Кармасан, 6 домов бывшей МТС, где размещены райучреждения; клуб на 200 посадочных мест; недалеко — в 15 км находится зерносовхоз имени БашЦИК.
В состав района вошли сельсоветы: Самаринский, Санжаровский, Языковский, Кобылко-Покровский, Кашкал ашинский, У дрякбашевский, Васильцовский и Балышлинский из Чишминского района; Немецкий, Агардинский, Сынташтамакский и Янышевский из Топорнинского района; Александровский, Больше-По-кровский, Токчуринский, Кучерба-евский, Абзановский, Троицкий, Алкинский, Второй-Покровский, Саннинский и Каргалинский из Буздякского района.
На основании ходатайств Чишминского и Благоварского райисполкомов решением Президиума ЦИК Б АССР от 29 апреля 1935 г. селения Ямакай, Барсуан, Биекусак, Башкирские Термы и Слакбаш Верхне-Тер-меневского сельсовета Чишминского района вошли в состав Благоварского района и образовали Ямакаевский сельсовет с центром в деревне Ямакай. В состав сельсовета были включены также деревни Троицкий и По-носово из Самаринского сельсовета.
Немецкий сельсовет, объединявший деревни Пришиб (Нейпришиб, 6-я колония), Александровка (Годо-фельд, 3-я колония), Алексеевка (ВоЛьдгейм, 8-я колония), Базилевка (7-я колония), Березовка (Обен-фельд, 11-я колония), Моисеево, Ново-Никольское (Николайталь, 2-я колония), Романовка (Шенталь, 10-я колония), Викторовка (Викторфельд, 4-я колония), Новиковка (Нейдарм-штад, 5-я колония), Ново-Варваровка (Барбарштад, 9-я колония), Розовка (Розенфельд, 1-я колония), Указом Президиума Верховного Совета Б АССР от 3 января 1943 г. был переименован в Алексеевский сельсовет.
По данным Всесоюзной переписи населения 1939 г., в районе проживали около 48 тыс.человек; в составе 22 сельсоветов насчитывалось 200 сел, поселков и хуторов; территория района составляла 1 586 км2.
Изменения в административно-территориальном устройстве продолжались и в последующие годы. 29 мая 1952 г. в составе Б АССР были образованы две области: Уфимская с
центром в г. Уфе и Стерлитамакская с центром в г. Стерлитамаке. Благо-варский район вошел в состав Уфимской области. 30 апреля 1953 г. области были упразднены. В Благоварском районе были объединены сельсоветы: Алкинский и Второй Покровский — в Алкинский сельсовет (центр село I Алкино); Янышевский и Сынташта-макский — в Янышевский сельсовет (деревня Янышево); Александровский -и Самаринский — в Александровский сельсовет (поселок Благо-вар); Кучербаевский и Абзановский — в Кучербаевский сельсовет (деревня Старокучербаево); Языковский, , Кашкалашинский. 15 июня 1953 г. Болыпе-Покровский сельсовет вошел в состав Троицкого сельсовета.
По постановлениям Президиума Верховного Совета Б АССР от 18 апреля 1960 г. поселок Комсомольского отделения и поселок МТФ этого отделения Буздякского совхоза из Карга-линского сельсовета были переданы в Буздякский район; от 29 июля 1961 г. населенный пункт Ахуновского отделения совхоза имени БашЦИК был перечислен из Кузеевского сельсовета Буздякского района в состав Троицкого сельсовета Благоварского района. По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 г. Благоварский район вошел в состав Чишминского района БАССР. В результате площадь Чишминского района составила 3446 км2. Он включал 27 сельсоветов, 16 укрупненных колхозов и 2 совхоза, за которыми числилось 280,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Насчитывалось 18 993 хозяйства с населением 75 548 человек. Укрупнение районов затруднило решение экономических и социальных проблем. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1966 г. Благоварский район с центром в селе Языково был восстановлен в прежних границах. 15 июня 1966 г. Александровский сельсовет был переименован в Благоварский сельсовет; Алкинский сельсовет — в Дмитриевский, центр из поселка I Алкино переведен в деревню Дмитриевка. Указом Президиума Верховного
Совета БАССР от 26 ноября 1981 г. поселок 4-го отделения совхоза «Смычка» был перечислен из Удряк-башевского сельсовета Благоварского района в состав Шингак-Кульского сельсовета Чишминского района. 31 октября 1989 г. из Троицкого сельсовета был выделен Мирновский сельсовет с центром в поселке Мирный, центр Троицкого сельсовета перенесен из Мирного в поселок Троицкий. С провозглашением Декларации о государственном суверенитете республики 11 октября 1990 г. БАССР именуется БССР, с 25 февраля 1992 г. — Республика Башкортостан. 29 марта 1993 г. Саннинский сельсовет был разделен на Саннинский и Первомайский сельсоветы. По Закону Республики Башкортостан от 25 июля 2001 г. в состав муниципальных образований Благоварского района были отнесены 19 сельсоветов: Алек-сеевский, Балышлинский, Благоварский, Восточный, Дмитриевский, Каргалинский, Кашкалашинский, Коб-Покровский, Кучербаевский, Мирновский, Первомайский, Саннинский, Сынташтамакский, Танов-ский, Троицкий, Удрякбашевский, Языковский, Янышевский, Ямакаев-ский. Ныне в районе насчитывается 86 населенных пунктов.
Г.Т. Хусаинова, Р. Г. Курбангулов.
ИСТОРИЯ КРАЯ
На основе анализа сведений башкирских шежере, средневековых арабских и персидских письменных источников, крупный ученый-этнолог Р.Г. Кузеев пришел к выводу, что древние башкирские племена кочевали между Аралом и Каспием, будучи частью печенежского кочевого объединения, и под давлением более сильных соседей переселились в Приура-лье и расселились в обширных степях Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Позже, в период Золотой Орды, в состав башкир влились новые этнические группы, в т.ч. кыпса-ки и минцы.
Изучение исторических исследований, шежере и преданий, археологических материалов долин рек Белой, Демы, Чермасана, Кармасана и др. дает возможность предполагать, что башкиры заселили благоварские земли примерно в конце первого или в начале второго тысячелетия. По преданию, когда они вышли из долины Сыр-Дарьи, дошли до мест слияния трех рек — Белой, Уфы, Демы — остановились перед естественной водной преградой, обрели здесь историческую родину.
Башкиры племени мин заняли обширную территорию долины Демы. Северные границы минских земель доходили до среднего течения Белой, охватывая нынешнюю территорию Уфы. К югу от Уфы их земли простирались до верховьев Демы и Ур-шака, на западе — доходили до истоков рек Кармасан, Чермасан, У сень и Ик. По подсчету краеведа-историка B.C. Юматова, «во всех тюбах или волостях минских башкир имелись более миллиона десятин земли».
Наличие водных путей, природные богатства, центральное расположение этого района способствовали тому, что он издавна был густонаселенным. Еще задолго до основания города Уфы здесь находилась ставка ногайского хана, а до монгольского нашествия возвышенность у слияния рек Уфы и Демы с Белой была центром сбора многих кочевых племен. Когда в 1236 г. монголы покорили Булгарское государство, соседние племена, в т.ч. чубиминцы, оказались в составе Золотой Орды. После ее распада минцы попали под власть Ногайской Орды, каршинцы, канлин-цы и дуванен — Казанского ханства.
После покорения Казани в 1552 г. Иван Грозный обратился к народам Южного Урала с призывом принять русское подданство. Такую грамоту получили и чубиминские башкиры. Ввиду решительного наступления русских на Казань ногайский хан и его мурзы бежали на юг. Предание гласит: «многие башкирцы тогда ушли с ногайскими мурзами, но другие остались». В числе оставшихся был
князь Канзафар-бий — один из родоначальников чубиминских башкир, потомок Урдач-бия. В критический момент он сумел сплотить народные массы и призвал не покидать родные места, не поддаваться уговорам и угрозам ногайских мурз. Канзафар-бий остался вместе с такими знаменитыми биями, как Чублек, Урман, Туман, Тенекэй и Акман. Позже многие башкиры, ушедшие с ногайцами, возвратились на родину. Оставшиеся в При-уралье и на Южном Урале ногайцы ассимилировались в среде башкир. После ухода ногайцев в этих краях были желающие утвердить свою власть, но получали отпор. В этих условиях минцы решили обратиться к Ивану IV с просьбой о принятии их в подданство.
В предании «Урдас-бий с тысячью воинами» сообщается, что «...Казань была взята царем Иваном. После чего башкирцы подчинились царю. Послы отправились в Казань, из-за отсутствия удобных путей на лыжах. Это было в 961 году, был год мыши, покорили русские». В числе послов были Канзафар-бий, Чублек, Урман и Туман. «Царь, расспросив чем изобильна земля их (т.е. минцев), обложил их легким ясаком — кого лисицей, кого куницей, а кого медом, и пожаловал землями». Кроме уплаты ясака, башкиры должны были нести воинскую повинность.
Таким образом, минцы заключили первое официальное соглашение с Русским государством об условиях вхождения в состав России. Башкиры получили от Русского государства жалованные грамоты, ставшие юридической основой их вотчинного права на землю. Минцы получили кроме своих и те земли, которыми прежде владели ногайцы, и расширили районы кочевья до верховья Демы и Ур-шака.
Земельные отношения. Землевладение у башкир было общинное. Земля считалась собственностью племени или рода. Такая система существовала и после принятия русского подданства. Уже в XVII в. начинается процесс раздела земель между родами,
что должно было смягчить борьбу за землю. В 1671 — 1672 гг. чубиминские башкиры решили, чтобы «друг-другу немалой обиды и насилия не чинить», разделить жалованную землю и вотчину между одиннадцатью родами. В раздельном письме на имя царя и великого князя Алексея Михайловича они указали, что «у Канзафара-бия имеется 4 сына — старший Козябах-ты, другой — Дистан, третий — Ку-дабахты, четвертый — Кадаш князь. Да еще у Чублековых четверо сыновей, еще Уразалы Урманов, Мамбет-кул Тенпкеев, Акунда Акманов». Далее они просят, «чтоб оное письмо нам записать в книгу, и оное письмо послать в Москву. Мы, а именно, с Янбахтою князем Кадашевым, с Уразлой Урмановым и Махмутом Дистановым, Камачиком Яиксубиным с товарищами», то есть от каждой семьи выделили по одному представителю. В документе показано, кому и по каким границам выделена земля. Как писал B.C. Юматов, «засвидетельствованная копия с этой раздельной выдана походному старшине Ахмеру Курбангулову из архива Оренбургской гражданской палаты при выписке 16 июня 1784 г. Во всех тюбах, или волостях Минских башкирцев, земли более миллиона десятин...»
По вотчинному праву башкиры могли распоряжаться землями, но им не разрешалось земли продавать, обменивать, закладывать или сдавать в наем на длительный срок.
После вхождения Башкирии в состав Русского государства правительство в целях организации управления и укрепления обороноспособности края начало создавать крепости. На земле минских башкир была построена крепость Уфа, прежде названная «Имэн кала» — «Дубовая крепость». Справедливости ради надо отметить, что Уфа основана по просьбе и согласию минцев. Кроме крепости, башкирам был нужен город и как место уплаты ясака, который до этого они доставляли в далекую Казань.
Русское правительство заселяло крепости служилыми людьми. Все разряды служилого населения наде-
лялись землей за счет башкирских вотчин. Уфимские дети бояр и дворян получили поместную землю еще в конце XVI в. Правда, их поместья были небольшие — около 150 четвертей пашни. Вначале мишари и татары за службу получали денежное жалованье, затем их также наделяли поместьями. На рубеже XVII —XVIII вв. началось изъятие башкирских земель под заводы. Кроме того, правительство практиковало отдачу рыбных мест, бортных лесов, перевозов, пашенных земель на откуп и оброк. В роли откупщиков выступали купцы, в т.ч. центральных и поволжских городов, монастыри, мелкие служилые люди, отчасти богатые крестьяне. Начались законные и незаконные захваты земель.
Соборным уложением 1649 г. запрещалось кому бы то ни было покупать, а башкирам — продавать свои земли. Возникает новая форма пользования башкирскими землями в виде припусков и аренды. Припущенника-мн были ясачные и служилые татары, мишари, иногда — башкиры, марийцы, мордва и чуваши. Припускные записи характеризуют мотивы припусков и аренды, а также земельные отношения между башкнрамп-вотчин-никамн, припущенникамн-башкирами и другими народами. Чаще припуск совершался из-за тяжелых материальных условий вотчинников, иногда с целью обогащения. Башкирские старшины, сотники и другие чиновники захватывали лучшие общинные земли.
Размежевание земель Минской волости. Как уже отмечалось, земля между племенами-родами периодически перераспределялась, делилась. Со временем возникала необходимость раздела земли между селениями. Как пишет исследователь А.З. Асфандия-ров, первый раз по просьбе самих башкир и по грамоте царя Алексея Михайловича от 15 августа 1646 г. произошел раздел земли Минской волости на И частей, затем в 1671 — 1672 гг. по обоюдному согласию сторон земли были разделены еще на И частей, и тот раздел царем Алексеем
Михайловичем был утвержден 9 февраля 1672 г. По данным 1816 г., земли Чубиминской волости Уфимского уезда составляли 36967 десятин, в том числе пашни — 2 509 десятин. Ранеее уже были отведены из нее спорные к мишарским и тептярскнм деревням 55 047 десятин, в т.ч. за участие в бунте в 1735 — 1740 гг. мишарям деревень Калмашево, Сафаро-во. Верхние Термы, Ермеева, Чишмы, Новая «закреплены земли Чубимин-ских башкир во владение решением Уфимской палаты и расправы Правительствующего Сената, или во время при генеральном межевании отмежевана за сими деревнями спорным отводом».
В XVIII в. идет интенсивная распродажа земель чубиминскими башкирами-вотчинниками. В «Материалах по истории Башкирии» по вопросу купли-продажи чубиминскими башкирами своих вотчинных земель с 1723 по 1797 гг. опубликовано более 30 документов купчих-крепостей.
В 1872 — 1874 гг. дачи башкир-вотчинников Чубиминской волости были размежеваны Башкирской комиссией. Тогда же прнпущенникам- башкирам бывшего военного сословия деревни Верхне-Хазятова и тептярям Ново-Усманова (140 душ по X ревизии) также был отведен общий надел — 825 десятин удобной и 45 десятин 2 398 сажень неудобной земли. Между этими двумя деревнями споры по земельным вопросам затянулись на долгие годы. Недовольство и споры возникали и между жителями других населенных пунктов. Размежевание земель Чубиминской волости было завершено лишь в 1896—1898 гг.
Согласно решению башкир-вотчинников, представленному в 1872 г. в губернское присутствие, отграничены 8 участков душевых наделов деревням: Усманова-Муталыпова; Башкирские Термы; Верхне-Хазятова; Ни-жне-Хазятова; Кучумова и Тюркеева: Караякупова по 15 десятин на душу по X ревизии. Итого было отграничено из двух дач удобной земли 18 574 десятины 1200 сажень и неудобной — 1 038 десятин 257 сажень, а всего —
19612 десятин 1457 сажень. В документе отмечено, что «участков общего пользования башкир-вотчинников с частными линиями нет». Земли были распределены из расчета по 15 десятин на душу 11 227 десятин 1 497 сажень и плюс свободной земли 12 участков, для каждой деревни отдельно по 11 десятин 1 650 сажень на душу. После X ревизии губернским присутствием было предложено производить раздел по деревням не по числу душ, значащихся в ревизских сказках, а по числу душ, ныне проживающих. Оказалось в деревнях: Караякупова 192 души, Кучумова и Тюркеева — 134, Верхне-Хазятова — 44, Нижне-Хазятова — 128, Усманова — 108, Башкирские Термы — 84 души. Позднее, 18 апреля 1898 г., в Уфимское губернское присутствие поступило прошение от уфимского мещанина Егора Петрова, принявшего крещение башкира: «Происходя родом из башкир деревни Тирмов Уфимского уезда, из семьи Нугумана Ижбулатова, звали меня Ахмер, а брата моего Гильманом, мы с братом приняли св. крещение и стали именоваться Егором и Степаном. После смерти нашего отца и троих братьев — тоже башкир, я введал доверенность своему брату Степану Анисимову на ходатайство об наделе, причитающейся нам земли от Термннского башкирского общества на 6 ревизских душ, считая в том числе отца и троих умерших братьев. Приговором Термннского общества, состоящего на И сентября прошлого года, нам отрезана земля при речке Удряк (речь идет о Яман Удряке — Р.К.) в количестве 159 дес. 300 саж. Приговор этот был представлен на утверждение... В настоящее время последний мой брат Степан Аннсимов умер, оставив после себя детей. Я считался отсутствующим, неизвестно где, поэтому и не имею у себя на руках никаких данных на право пользования землей».
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. В Крестьянской войне 1773—1775 гг. приняли участие жители многих населенных пунктов Башкортостана.
Отдельные волости остались верными официальным властям. Об этом свидетельствует ведомость Уфимской провинциальной канцелярии, направленная в Оренбургскую губернскую канцелярию, о нерусском населении Уфимской провинции. В ней указывается, что в восстании участвовали Кыркулиминская (старшина Алибай Мурзагулов — 107 дворов), Чуби-минская (Айса Якупов — 82 двора), Дуванейская (Исхак Баязитов — 131 двор),. Каршинская (Ахмер Шерипов — 74 двора), Канлинская (Ишали Якупов — 169 дворов) волости, также ясашные татары старшин Юлдаша Ижболдина и Ишкильды Ишмурзина в деревнях: Сабанаевой (34 души), Сабаевой (71 душа), Улы-Аремы (44 души), Янышевой (21 душа), Дюсме-товой (8 душ), Шерлоковой (2 души) и др.
Главный старшина Ногайской дороги и Кыркулиминской волости Алибай Мурзагулов (Элбэй, Элви) был одним из влиятельных личностей башкирского общества. От имени руководителей всех четырех дорог он был избран для составления наказов в Уложенную комиссию 1764—1774 гг. Оренбургский губернатор и уфимские власти нередко обращались к нему за поддержкой. В октябре —ноябре 1773 г. Алибай, собрав войско, находился на Ашкадарской пристани, где формировался пятитысячный башкиро-мишарский отряд, 10 ноября он вместе с Салаватом Юлаевым привел к Емельяну Пугачеву в Берд-ский лагерь 1 200 человек. Когда восстание начало терпеть поражение, Алибай Мурзагулов вместе с другими башкирскими старшинами ушел из лагеря восставших и призывал прекратить кровопролитие. По мере активизации повстанческого движения он вернулся в лагерь мятежников.
Восстание было жестоко подавлено. Главные «бунтовщики» наказаны. Императрица Екатерина II издала Указ о сборе с башкирского народа 4 000 лошадей в виде штрафа за участие в повстанческом движении. Об Алибае Мурзагулове известно, что в 1792 г. был старшиной.
О жестокости карателей существует множество преданий. Одно из них со слов Кинзябулата Абдрахмановича Ибрагимова (Зайлалов), жителя деревни Баштермы, в 1974 г. записал ученый-филолог Рашит Шакуров. Вот что поведал Кинзябулат бабай:
— Деревня Баштирма существовала со времен Чингисхана. Во время повстанческого движения все мужчины от 12 лет и старше приняли участие на стороне Салавата Юлаева и Емельяна Пугачева. Они выступили со своими лошадьми, обмундированием и самодельным оружием. После поражения Пугачевского восстания все юрты башкир нашей волости были сожжены, всех оставшихся, кто не успел спрятаться, закололи штыками, не пощадили даже грудных младенцев. После этой трагедии наш прадед Зайляу бабай сбежал и поселился в районе нынешней станции Дема, около деревни Александровка. Эти места называли усадьбами Балтаса и Тайгу-за. Там земли рода чубиминцев было 58 тыс. десятин. Здесь он со своей старухой четыре года жил в дупле, затем они переселились в деревню Балано-во, жили в землянке. Спустя 20 лет, узнав об указе императрицы о помиловании, вернулись в родные места.
Военная служба башкир и мишарей. С вхождением в состав Русского государства башкиры были обязаны нести военную службу. Они охраняли восточные границы государства, сопровождали царских дипломатов к сибирским татарам, калмыкам, казахам, каракалпакам, участвовали в военных походах российской армии. Особенно отличились башкирские конники в Отечественной войне 1812 г. Французы называли их «северными амурами». По преданию, в этой войне участвовали жители Муталыпова (Старый Усман), Кучербаева и других деревень. В списке башкир и мишарей — участников этой войны, составленном в 1836 г., упоминаются зауряд-хорунжий Шагиахмет Хисамутдино-вич Карачурин из Калмашева, Абдул-маннан Абдулханнанович Исмагилов из Сынташ-Тамака, Курбангали Сул-танмуратович Ишмаев из Кучербаева,
награжденные серебряной медалью «В память войны 1812 г.».
В 1798 г. башкиры и мишари были отнесены к военному сословию. Из них было организовано иррегулярное войско. В кантонах формировались команды и подразделения. Ежегодно по наряду от каждой деревни по очереди отправляли несколько солдат. Обычно из 4 — 5 домов призывали одного человека мужского пола в возрасте от 17 до 45 лет, в исключительных случаях — от 15 до 50 лет. Служивые жили за свой счет, их «заработок» составлял 1 руб. в месяц. Малоимущих собирали в солдаты всем миром, обеспечивали снаряжением, вооружением, лошадьми, продовольствием. Служба продолжалась от 15 мая по 15 сентября или 15 ноября. Во время дальних походов расходы оплачивало государство. Служивые носили форму: кафтан из голубого или белого сукна, широкие брюки с кантами красного цвета, белые высокие шерстяные шляпы. После 1855 г. эта форма была заменена на казачью. В каждом полку были свои муллы, зауряд-офицеры и урядники. Иррегулярные башкирские и мишарские войска действовали до 1863 г. Затем вводится обязательная всеобщая воинская повинность.
В архивных документах тех лет упоминаются урядники: из Муталы-пова (Старый Усман) — Мамалим Мухарямов, Гумер Даутов, зауряд-сотник Сулейман Даутов, походные старшины Ахмер Курбангулов, Кур-бангул Кулсар-бий;
из Удрякбаша — зауряд-сотник Абдулнасыйров Базикеев, из мишарей Исхак Ишбулатов, старшина Ги-батулла Муртазин, юртовый есаул Сиразетдин Мухаметрахимов;
из Балышлов — зауряд-есаул Му-хаметьзян Асаев, походный старшина Мухаметша Шагимуратов;
из Шамеева — зауряд-есаул Фат-хулла Сайфуллин, Яхъя Бурханов; из Янышева — Разяп Абдикеев; из Шарлыка — юртовый есаул Альмухамет Аликеев;
из Кучербаева — старшина Сает-батал Боязитов;
из Кашкалаши — юртовый старшина Абдулнасир Алмаев;
из Улы-Аремы — из башкир — зауряд-есаул Кагарман Боязитов, Сает-батал Боязитов, зауряд-сотник Магу-тислам Абдулхаликов, Абдулвахит Абдулкасимов, зау ряд-хорунжий Ал-лагул Худайдатов, Губайдулла Иш-мухаметов, из типтярей — Сайфулла Фахритдинов;
из Сынташева — из башкир зауряд-сотник Маулет Мухаметрахимов;
из Башкирских Термов — зауряд-сотник Килдекай — сын Хасана Бус-кунова, Исмагил Ибрагимов, зауряд-есаул Тимербулат Калкаманов Буску-нов, Абдулгани Рахимгулов и др.
Положение крестьян до Октябрьской революции. До первой половины XIV в. на территории современного района жили башкиры. В ходе присоединения к Русскому государству правительство выделило им их же земли в вотчину. Позже началось движение припущенников. Башкиры, лишенные права землевладения по той или иной причине, также превратились в припущенников. Это были люди, выдворенные из своего общества и припущенные башкирами-вотчинниками на свои земли с условием уплаты оброка. Движение припущенников широко распространилось в западных областях Уфимской губернии, включая территорию современного района. Согласно «Положению о башкирах» от 1863 г., у них сохраняются вотчинные права на свои земли. Башкирские общины имели право продавать или сдавать в аренду свои земли.
Тептяри в XVII в. составляли отдельную социальную группу припущенников. Вначале тептяри считались отчужденным сословием. Башкиры, лишенные вотчинных прав, как объясняет А.З. Асфандияров, добровольно или в принудительном порядке выходили из своего сословия, при этом они освобождались от своих обязанностей перед государством. Так продолжалось до 40-х годов XVIII в. Когда тептяри автономно начали платить оброк, среди башкир-
ских припущенников их число уменьшилось. В сословии тептярей были прервавшие связи со своими обществами из среды татар, башкир, мишарей, мари, удмуртов и чувашей.
После упразднения кантонной системы управления бывших военных припущенников (мишарей и тептярей) называли «новыми башкирами». Вначале это понятие применялось царской администрацией, позже — распространилось в народе.
Центром происхождения мишарей считаются бассейны рек Цна и Мук-ша. В Башкирию они начали переселяться в 70-е годы XVII в. и обосновались на вотчинных землях башкир в качестве припущенников. Переселение было столь интенсивным, что на своей родине их осталось очень мало, а в новых местах они составили большинство населения. В 1797 г. мишари с правами и обязанностями сословия военных казаков были включены в состав Башкиро-мещерякского войска. Как военные припущенники, указом от 10 апреля 1832 г. они получили по 30 десятин земли (по количеству мужских душ) из земель башкир-вотчинников. После упразднения кантонной системы управления (1865 г.) мишари были переведены из военного в гражданское сословие и приравнены в правах к государственным крестьянам. В 1869 г., как гражданским припущенникам, их земли сократили до 15 десятин. По данным А.З. Асфандиярова, в начале XIX в. на территории современного района припущенники в 2 — 2,5 раза превышали численность вотчинных башкир.
Переселенцев из Поволжья называли «казанскими татарами». В 1719-1744, 1744-1762 гг. поток переселенцев был особенно интенсивным. Договоры с вотчинными башкирами о землевладении и продаже земли приходятся на эти годы. Мусульмане Поволжья бежали на Южный Урал из-за широкого размаха насильственной их христианизации. Окончательное прикрепление территории края к России создало возможность переселения крестьян, занимавшихся
земледелием. В годы реформ и в начале XX в. среди переселенцев в Башкортостане был еще один сильный поток. В данном случае основная причина — нехватка земель для земледелия в прежних местах проживания. Они обосновались на казенных землях или в качестве припущенников на землях вотчинных башкир. Основная часть последнего потока оказалась в сословии государственных и удельных крестьян.
До отмены крепостного права в 1861 г. в крае жили государственные (ясачные) и удельные крепостные крестьяне. Ясачными называли государственных крестьян, не имеющих свои земельные угодья, но пользующихся общинными землями и уплачивающих за них ясак (налог) в пользу государственной казны. В своем большинстве таковыми были местные мишарские, башкирские и русские жители деревень. Удельными крестьянами считали тех, кто покупал земельные наделы у башкир — вотчинников и у государства в собственность на условиях, поставленных землевладельцами. В то же время они были освобождены от уплаты частичного ясака в пользу государства. В эту категорию входили в основном зажиточные крестьяне. Но их было не так много. Подавляющее большинство проживающих на территории района до середины XIX в. следует отнести к крестьянам-общинникам, т.е. ясачным. Они не имели постоянных земельных наделов. Лесами, пастбищами пользовались общиной. Пашни и сенокосы делили ежегодно жеребьевкой в соответствии с количеством ревизских душ мужского пола. Налоги государству платили с количества душ.
Уставные грамоты о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости, на территории Белебеевского и Уфимского уездов были утверждены в 1862 — 1863 гг.
В 1917 г. по распоряжению Временного правительства в стране была проведена Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись. На территории современного Благо-
варского района перепись продолжалась с конца мая по август. Согласно программе переписи, все сельское население делилось на три группы: наличных приписных, посторонних и отсутствующих крестьян.
Приписные крестьяне — это местные жители, члены сельского общества (общины), они составляли основную массу крестьянства. В то же время перепись зарегистрировала все сельское, негородское население — торговцев, учителей, ремесленников и прочих, не принадлежащих к данному сельскому обществу, но реально проживающих в этой деревне. Они назывались посторонними. Хозяйства, где семья отсутствовала более одного месяца, зачислялись в так называемые «отсутствующие». Но среди таковых часто попадались ушедшие на временные заработки, батрачить. В карточках зажиточных крестьян, кроме членов семьи, указывались прислуга, батраки. При определении классового расслоения применялся принцип классификации по посеву и выделялись пять основных групп (по М.И. Роднову).
Первую группу составляли хозяйства без посевной площади , в число которых включены дворы с маленькими участками до 0,15 десятины. Таковых по Богадинской волости было 4% от общего числа дворов, Тюрю-шевской — 5,5; Новоселовской — 5,10; Сафаровской — 8,7; Янышев-ской — 5,2; Базилевской (без деревни Алексеевка) — 52,25°о. В большинстве это были батраки, поденщики, сельские пролетарии, существующие исключительно за счет работы по найму.
Вторую группу — крестьянские дворы с посевной площадью до 4 десятин. Это тоже бедняцкие, полупролетарские хозяйства, в которых труд на своем участке совмещался с работой по найму в помещичьих и кулацких хозяйствах. Таких по Богалин-ской волости было 21,5%, Тюрюшев-ской — 34,42; Новоселовской — 18; Сафаровской — 40; Янышевской —
1 казенная десятина = 2 400 кв. саженей, т.е. = 1,09 га.
и свиней. В отличие от местных, у немцев хозяйственный строй имел предпринимательский характер. Они своей главнейшей задачей считали производство зерна (в основном пшеницы) с целью получения дохода от его реализации. В хозяйствах Тюрю-шевской волости (в границах современного района) было более 895 десятин посевной площади, 213 голов лошадей. В Новоселовской волости в 1912 г. зафиксировано 683 души (мужчин — 352 и женщин — 331); хозяйств — 106, надельной земли — 1 058 десятин; 77 хозяйств, организо вавших товарищество и имевших 1535,5 десятины; скота — 1828 голов, из них лошадей — 323, крупного рогатого скота — 354, овец — 876 и свиней 277 голов.
В целом в границах современного района соотношение крестьянских хозяйств к площади посева среди этносов выглядело следующим образом: русские хозяйства составляли 17,43% от общего количества хозяйств, их посевная площадь — 20,12%; украинские — соответственно, 11,62 и 17,10%; мишарскне — 18,87 и 17,53%; башкирские — 32,77 и 26,22%; тептярские - 8,74 и 7,27%; татарские — 3,80 и 3,23%; немецкие — 5,38 и 7,46%; остальные группы — 1,39 и 1,07%.
Имели посевных площадей на душу населения украинцы и немцы по 1,56 десятины; русские — 1,26; мишари — 1,12; татары — 1,11; тептяри — 1,05; башкиры — 1,02 десятины.
Посевной площади не имели 10,61% крестьянских хозяйств; имевших до 4-х десятин — 28,69%; свыше 4-х — 36,16; свыше 10 — 12,94; свыше 15 - 11,6%.
Сельскохозяйственная перепись 1917 г. показала, что во время Первой мировой войны произошло обнищание крестьянства. Увеличился удельный вес бедняцких хозяйств (до 39,3%), сократилось число зажиточных хозяйств (24,54%), до 36,16% увеличилось число середняцких дворов.
Р. Г. Курбангулов.
ИЗ РАННЕЙ ИСТОРИИ СЕЛ И ДЕРЕВЕНЬ
Башкирские деревни современного Благоварского района по письменным источникам XVIII в.: Абзанова (год фиксации —1755), Агарды (1727), Муталып (1788), Сарайлы-Муталып (1788), Узыбаш (1730), Санны-Ил-чимбетева (1778), Башкирские Термы (1768), Улы-Арема (1724), Юнай (1738), Янышева (1765).
Башкиро-татарские деревни XIX в.: Тирма, Удрякбаш, Дюсмет, Яныш, Сынташ, Агарды, Улы-Арема, Тюр-кей, Верхняя Тирма, Муталып, Сарайлы-Муталып, Абзан, Санны-Ил-чимбетева, Балышлы, Шамеева, Шарлык, Кашкалаши, Сынташ-Та-мак, Кучербаева.
Поселения бывших помещичьих крестьян. В XVIII в. уфимские дворяне — Ураковы, Пекарские, Протопоповы, Ахмаметевы, Аничковы, Чертовы и др. — владели землями на территории современного района. Первоначально их участки были незначительными. Как отмечает исследователь Б.М. Азнабаев, в 1718 г. всего за уфимскими помещиками было 112 поместных деревень и починков. Интенсивное формирование дворянского землевладения происходит во второй половине XVIII в. по Указу от 1736 г., разрешившему продавать и покупать башкирские земли. Так, в 1761 г. А.И. Тевкелев (настоящее имя Кутлумухамет) приобретает от каршинских башкир-вотчинников земли на большой площади по Карма-сану и Карамале. Впоследствии эти земли переходят по наследству сыну Тевкелева — Осипу, затем — жене Осипа — Дарье. Вдова Дарья продает эти земли в 1783 г. П.Ф. Квашнину-Самарину. В 1785 г. последний, купив у башкир Исланской волости Казанской дороги земли по Кармасану, расширяет свои владения. В 1761 г. приобретают земли Моисеевы, в 1790 г. — майор князь М.Г. Бековпч-Черкасский по Кармасану (ныне территория колхоза «Правда»). Михаил Ефимович Бедрин владел землями на большой площади (ныне территория
Достарыңызбен бөлісу: |