Немецкий язык в системе других языков
Немецкий язык относится к
германской группе языков, которая в свою очередь является ветвью большой
семьи индоевропейских языков. Родство германских языков базируется на общем происхождении от группы близстоящих диалектов
прагерманских племен, которые в
середине первого тысячелетия до нашей эры жили на западном побережье Балтийского моря, между Одером и Везером в Ютландии и Южной Скандинавии и были объединены в несколько больших союзов племен. Племенные диалекты прагерманцев объединяются под общим названием
общегерманские диалекты. С ростом племен и вызванным этим расколом накануне второго тысячелетия происходило также и
языковое разделение, которое привело к своеобразному развитию племенных диалектов и, в конце концов, к образованию на базе этих диалектов самостоятельных
германских языков.
Современные германские языки делятся на две группы:
-
Северогерманские - (скандинавские): шведский, датский, норвежский, исландский и фарерский (язык фарерцев, населяющих Фарерские острова, автономную область Дании. Он наиболее близок к исландскому, а лексика испытала сильное влияние датского).
-
Западногерманские - немецкий, английский, нидерландский, фризский (язык фризов), распространен в провинции Фрисландия, в Нидерландах - около 350 000 человек, и в ФРГ, в Затерланде (земля Нижняя Саксония) - 3000 человек, в земле Шлезвиг-Гольштейн, включая Северо-Фризские острова и остров Гельголанд - 16 000 человек и африкаанс (бурский язык), один из государственных языков ЮАР (наряду с английским) - 3,5 млн. человек. Он распространен на значительной территории ЮАР. Но главным образом в Трансваале и в оранжевом свободном государстве — в ЮАР. В этой группе языков английский существенно отличается от других, что объясняется ранним отделением англосаксонского от других известных западно-германских племенных диалектов после завоевания Британии в 516 г. н. э. и влиянием французского языка, вызванного завоеванием Англии норманнами (1066). Самым близким к английскому из западногерманских является фризский. Голландский и немецкий языки довольно близки. Особенно много точек соприкосновения в звуковой системе и морфологической структуре голландского с нижненемецким.
Карта культур доримского железного века, которые ассоциируются с прагерманцами, ок. 500 до н. э. — 50 до н. э.
Формы существования современного немецкого языка
Немецкий язык имеет, как и другие современные иностранные языки, несколько параллельно существующих форм: немецкий национальный литературный язык (Hochsprachе), городские говоры или просторечие (Umgangssprache) и диалекты.
Современный
литературный язык (Hochsprache, Hochdeutsche Sprache, или Hochdeutsch) существует в устной и письменной форме и развился на основе верхне- (южно-) и средненемецких диалектов, претерпевшие в VI—VIII веках н. э. так называемое
второе передвижение согласных. Источником общего литературного языка для немцев стал перевод Библии, затем — и богослужения на немецком языке монахом-августинцем Мартином Лютером еще в начале ХVI в. За основу общего немецкого языка он взял саксонский диалект, тогда наиболее распространенный в немецких государствах.
Образование литературного письменного немецкого языка было в основном завершено в XVII веке. В отличие от большинства европейских стран, литературный язык которых основывается на диалекте столицы, немецкий литературный язык представляет собой нечто «среднее» между средне- и верхненемецкими диалектами и считается местным только в Ганновере.
Следующей разновидностью немецкого языка являются диалектально окрашенные
городские говоры или просторечие (разговорный немецкий язык - Umgangssprache), например, берлинский говор (Berlinisch) или гамбургский говор (Hamburgisch).
Несмотря на почти полуторавековую консолидацию, немецкий язык представлен также многочисленными диалектами(Mundarten). Это диалекты севера, центра и юга страны, а также и отдельных географических районов. Диалекты представляют собой различные местные разновидности немецкого языка, бытующие главным образом в устном общении и отличающиеся друг от друга в области лексики, грамматических форм и особенно произношения. Местные диалекты сложились ещё в средние века, отражая присущую этой эпохе территориальную, политическую и экономическую раздробленность и разобщенность. От литературного языка больше других отличается нижненемецкий — платдойч (Plattdeutsch). Он наиболее близок голландскому и фламандскому языкам. Немецкоязычная территория исторически разделена на три региона: на севере в сёлах разговаривают на нижненемецком диалекте, в городах Hochdeutsch (с определёнными местными особенностями). На юге очень распространены верхненемецкие диалекты - баварский и швабо-алеманский. В центральной Германии разговаривают на средненемецких диалектах - саксонским, гессенским и мозельско-франкским. Но при этом почти везде говорят на литературном языке Hochdeutsch, в том числе в столице Австрии Вене. В Швейцарии Hochdeutsch является в большей степени письменным языком. Его изучают в школе, но много немецкоязычных швейцарцев не могут на нём разговаривать, что очень беспокоит швейцарское правительство.
В наше время распространение печатного слова, радио и телевидения привели к тому, что диалектальные нормы теряют свое значение, особенно в письменной речи.
Обычно выделяют три группы диалектов:
I. Нижненемецкие диалекты (Plattdeutsch oder Niederdeutsch), диалекты Северной Германии:
-
Niederfränkisch (нижнефранкский)
-
Niedersächsisch (нижнесаксонский).- Ostfällisch (остфальский), Westfällisch (вестфальский), Nordsächsisch (северосаксонский), Holsteinisch (гольштейнский)
-
Ostniederdeutsch (восточнонижненемецкий); Meklenburgisch (мекленбургский), Märkisch (маркийский), Pommersch (померанский), Brandenburgisch (бранденбургский).
II. Средненемецкие диалекты (Mitteldeutsch), диалекты Средней Германии:
-
Westmitteldeutsch (западносредненемецкие): Ripuarisch (рипуарский), Moselfränkisch (мозельфранкский), Rheinfränkisch (рейнскофранкский);
-
Ostmitteldeutsch (восточносредненемецкие): Thüringisch (тюрингский), Obersächsisch (верхнесаксонский), Schlesisch (силезский), Erzgebirgisch (ерцгебиргский).
III. Южнонемецкие диалекты (Oberdeutsch, диалекты Южной Германии:
-
Oberfränkisch (верхнефранкский): Südfränkisch (южнофранкский), Ostfränkisch (восточнофравкский);
-
Alemannisch (алеманский): Nordalemannisch (североалеманский), Südalemannisch (южноалеманский), Schwäbisch (швабский);
-
Bairisch-Österreichisch (баварско-австрийский): Oberpfälzisch (верхнепфальцский), Nordbairisch (северобаварский), Südbairisch (южнобаварский), Mittelösterreichisch (среднеавстрийский), Südösterreichisch (южноавстрийский).
Термины Niederdeutsch, Plattdeutsch, Mitteldeutsch и Oberdeutsch связаны с характеристикой ландшафта Германии. Niederdeutsch, Plattdeutsch - это диалекты Северо-Германской низменности (Norddeutsche Tiefebene), они противопоставлены диалектам более южной, возвышенной части Германии. Средненемецкие и южнонемецкие диалекты имеют ряд общих черт, особенно в области фонетического строя и объединяются под общим названием верхненемецкие диалекты (hochdeutsche Mundarten). Литературный немецкий язык сложился преимущественно на основе верхненемецких диалектов, поэтому его часто и обозначают термином Hochdeutsch.
Тема 2: Древние германцы и их языки
История древних германцев
Древнегерманские племена и их языки
История германской письменности
История древних германцев
Первые сведения о германцах. Заселение севера Европы индоевропейскими племенами происходило приблизительно за 3000-2500 лет до н.э., как об этом позволяют судить данные археологии. До этого побережья Северного и Балтийского морей были заселена племенами, по-видимому, иной этнической группы. От смешения с ними индоевропейских пришельцев и произошли племена, давшие начало германцам. Их язык, обособившийся от других индоевропейских языков, явился германским языком-основой, из которого в процессе последующего дробления возникли новые племенные языки германцев.
О доисторическом периоде существования германских племен можно судить лишь по данным археологии и этнографии, а также по некоторым заимствованиям в языках тех племен, которые в древности кочевали по соседству с ними - финнов, лапландцев.
Германцы обитали на севере центральной Европы между Эльбой и Одером и на юге Скандинавии, включая и полуостров Ютландию. Данные археологии позволяют предполагать, что эти территории были заселены германскими племенами с начала неолита, то есть с третьего тысячелетия до н.э.
Первые сведения о древних германцах встречаются в трудах греческих и римских авторов. Самое раннее упоминание о них было сделано купцом Пифеем из Массилии (Марсель), жившим во второй половине 4 в. до н.э. Пифей путешествовал морем вдоль западного побережья Европы, затем по южному побережью Северного моря. Он упоминает племена гуттонов и тевтонов, с которыми ему пришлось встречаться во время его плавания. Описание путешествия Пифея до нас не дошло, но им пользовались более поздние историки и географы, греческие авторы Полибий, Посидоний (2 в. до н.э.), римский историк Тит Ливий (1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.). Они приводят извлечения из сочинений Пифея, а также упоминают о набегах германских племен на эллинистические государства юго-восточной Европы и на южную Галлию и северную Италию в конце 2 в. до н.э. По описаниям античных авторов, это были рослые, светловолосые, сильные люди, часто одетые в шкуры или кожи животных, с дощатыми щитами, вооруженные обожженными кольями и стрелами с каменными наконечниками. Они разбили римские войска и после этого двинулись на запад, соединившись с тевтонами. На протяжении нескольких лет они одерживали победы над римскими армиями, пока их не разгромил римский полководец Марий (102 - 101 гг. до н.э.).
В дальнейшем германцы не прекращают набегов на Рим и все больше и больше угрожают Римской империи.
Германцы эпохи Цезаря и Тацита. Когда в середине 1 в. до н.э. Юлий Цезарь (100 - 44 гг. до н.э.) столкнулся в Галлии в германскими племенами, они обитали на большом пространстве центральной Европы; на западе территория, занимаемая германскими племенами, доходила до Рейна, на юге - до Дуная, на востоке - до Вислы, а на севере - до Северного и Балтийского морей, захватывая и южную часть Скандинавского полуострова. В своих "Записках о галльской войне" Цезарь более подробно, чем его предшественники, описывает германцев. Он пишет об общественном строе, хозяйственном укладе и быте древних германцев, а также излагает ход военных событий и столкновений с отдельными германскими племенами. Будучи наместником Галлии в 58 - 51 гг., Цезарь совершил оттуда две экспедиции против германцев, которые пытались захватить области на левом берегу Рейна. Одна экспедиция была организована им против свевов, которые перешли на левый берег Рейна. В сражении со свевами римляне одержали победу; Ариовист, вождь свевов, спасся бегством, переправившись на правый берег Рейна. В результате другой экспедиции Цезарь изгнал германские племена узипетов и тенктеров с севера Галлии. Рассказывая о столкновениях с германскими отрядами по время этих экспедиций, Цезарь подробно описывает их военную тактику, способы нападения и обороны. Германцы строились для наступления фалангами, по племенам. Они пользовались прикрытием леса для внезапности нападения. Основной способ защиты от врагов состоял в отгораживании лесными массивами. Этот естественный способ знали не только германцы, но и другие племена, жившие в лесистых местностях (ср. название Бранденбург от славянского Бранибор; чеш. бранити - 'защищать').
С первых веков новой эры сведения о германцах становятся несколько более подробными. Греческий историк Страбон (умер в 20 г. н.э.) пишет о том, что германцы (свевы) кочуют в лесах, строят хижины и занимаются скотоводством. Греческий писатель Плутарх (46 - 127 гг. н.э.) описывает германцев как диких кочевников, которым чужды всякие мирные занятия, такие, как земледелие и скотоводство; их единственное занятие - войны.
Надежным источником сведений о древних германцах являются сочинения Плиния Старшего (23 - 79 гг.). Плиний провел много лет в римских провинциях Нижняя и Верхняя Германия, будучи на военной службе. В своей "Естественной истории" и в других трудах, дошедших до нас далеко не полностью, Плиний описал не только военные действия, но и физико-географические особенности большой территории, занятой германскими племенами, перечислил и первый дал классификацию германских племен, исходя, в основном, из собственного опыта.
Наиболее полные сведения о древних германцах дает Корнелий Тацит (ок. 55 - ок. 120 гг.). В своем труде "Германия" он повествует об образе жизни, быте, обычаях и верованиях германцев; в "Историях" и "Анналах" он излагает подробности римско-германских военных столкновений. Тацит был одним из крупнейших римских историков. Сам он никогда не бывал в Германии и пользовался сведениями, которые он мог как римский сенатор получать от полководцев, из тайных и официальных донесений, от путешественников и участников военных походов; он широко использовал также сведения о германцах в трудах своих предшественников и, в первую очередь, в сочинениях Плиния Старшего.
Эпоха Тацита, как и последующие века, заполнена военными столкновениями римлян с германцами. Многочисленные попытки римских полководцев покорить германцев терпели неудачи. Чтобы воспрепятствовать их продвижению на территории, отвоеванные римлянами у кельтов, император Адриан (правивший в 117 - 138 гг.) возводит мощные оборонительные сооружения по Рейну и верхнему течению Дуная, на границе между римскими и германскими владениями. Многочисленные военные лагеря-поселения становятся опорными пунктами римлян на этой территории; впоследствии на их месте возникли города, в современных названиях которых хранятся отголоски их прежней истории.
Во второй половине 2 в., после непродолжительного затишья, германцы вновь активизируют наступательные действия. В 167 г. маркоманны в союзе с другими германскими племенами прорывают укрепления на Дунае и занимают римскую территорию на севере Италии. Лишь в 180 г. римлянам удается оттеснить их вновь на северный берег Дуная. До начала 3 в. между германцами и римлянами устанавливаются относительно мирные отношения, которые способствовали значительным изменениям в экономической и общественной жизни германцев.
Общественный строй и быт древних германцев. До эпохи Великого переселения народов у германцев был родовой строй. Цезарь пишет, что германцы селились родами и родственными группами, т.е. племенными общинами. Некоторые современные географические названия сохранили свидетельства такого расселения. Имя главы рода, оформленное так называемым патронимическим суффиксом (суффиксом "отчества") -ing/-ung, как правило, закреплялось за названием всего рода или племени, например: Валисунги - люди конунга Валиса. Названия мест поселения племен образовывались от этих родовых имен в форме дательного падежа множественного числа. Так, в ФРГ есть город Эппинген (первоначальное значение "у людей Эппо"), город Зигмаринен ("у людей Зигмара"), город Майнинген и др. Превратившись в топонимический суффикс, морфема -ingen/-ungen пережила распад общинно-родового строя и продолжала служить средством образования названий городов в более поздние исторические эпохи; так возникли Геттинген, Золинген, Штралунген на территории Германии. В Англии к суффиксу -ing прибавлялась основа ham (да. ham 'жилище, поместье', ср. на home 'дом, жилище'); из их слияния образовался топонимической суффикс -ингем: Бирмингем, Ноттингем и т.п.
Во главе германских племен стояли старейшины - кунинги (двн. kunung букв. 'родоначальник', ср. гот. kuni, да. cynn, двн. kunni, дск. kyn, лат. genus, гр. genos 'род'). Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решались советом старейшим. В военное время избирался военачальник (двн. herizogo, да. heretoga; ср. нем. Herzog 'герцог'). Он собирал вокруг себя дружину.
В эту эпоху у германцев господствуют патриархально-родовые отношения. Вместе с тем, у Тацита и в некоторых других источниках имеются сведения о наличии у германцев пережитков матриархата. Так, например, у некоторых германцев более тесные узы родства признаются между дядей и племянником по сестре, чем между отцом и сыном, хотя наследником является сын. В качестве заложника племянник по сестре более желателен для врага. Наиболее же верную гарантию в заложничестве представляли девушки - дочери или племянницы из рода вождя племени. Пережитком матриархата является и то, что в женщине древние германцы видели особую пророческую силу, советовались с ней в важнейших делах. Женщины не только воодушевляли воинов перед сражениями, но и во время сражений могли повлиять на их исход, идя навстречу обратившимся в бегство мужчинам и этим останавливая их и побуждая сражаться по победы, так как для германцев-воинов была страшна мысль о том, что женщины их племени могут попасть в плен. Некоторые пережитки матриархата прослеживаются в более поздних источниках, например в скандинавской поэзии.
О кровной мести, характерной для родового строя, имеются упоминания у Тацита, в древнегерманских сагах и песнях. Тацит отмечает, что месть за убийство может заменяться выкупом (скотом). Этот выкуп - "вира" - поступает в пользование всего рода.
Рабство у древних германцев носило иной характер, чем в рабовладельческом Риме. Рабами являлись военнопленные. Свободный член рода тоже мог стать рабом, проиграв себя в кости или в другую азартную игру. Раба можно было продать и безнаказанно убить. Но в других отношениях раб - это младший член рода. Он имеет собственное хозяйство, но обязан отдавать своему господину часть скота и урожая. Его дети растут вместе с детьми свободных германцев, и те и другие в суровых условиях.
Наличие рабов у древних германцев указывает на начавшийся процесс социальной дифференциации. Высший слой германского общества был представлен старейшинами рода, военными вождями и их дружинами. Дружина вождя становилась привилегированной прослойкой, "знатью" древнегерманского племени. Тацит неоднократно связывает два понятия - "военную доблесть" и "знатность", которые выступают как неотъемлемые качества дружинников. Дружинники сопровождают своего вождя в набегах, получают свою долю военной добычи и нередко вместе с вождем идут на службу к иноземным правителям. Основную же массу воинов составляли все взрослые мужчины германского племени.
Свободные члены племени доставляют вождю часть продуктов своего труда. Тацит отмечает, что вожди "особенно радуются дарам соседних племен, присылаемым не от отдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней, ценного оружия, фалер (т.е. украшений для конской сбруи) и ожерелий; мы научили их принимать также деньги".
Переход к оседлости совершался у германцев в течение первых веков новой эры, хотя непрерывные военные походы эпохи Великого переселения народов вынуждали их к частой смене местожительства. В описаниях Цезаря германцы еще кочевники, занимающиеся в основном скотоводством, в также охотой и военными набегами. Земледелие играет у них незначительную роль, но все же Цезарь неоднократно упоминает в своих "Записках о галльской войне" о земледельческих работах германцев. Описывая в книге IV племя свевов, он отмечает, что каждый округ ежегодно высылает на войну по тысяче воинов, тогда как прочие остаются, занимаясь земледелием и "кормя себя и их; через год эти последние в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома. Благодаря этому не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело". В той же главе Цезарь пишет о том, как он сжег все поселки и хутора германского племени сигамбров и "сжал хлеб". Землей они владеют сообща, применяя примитивную залежную систему земледелия, периодически, через два-три года, меняя землю для посевов. Техника обработки земли еще низка, однако Плиний отмечает случаи удобрения почвы мергелем и известью, а археологические находки говорят о том, что земля обрабатывалась не только примитивной мотыгой, но и сохой, и даже плугом.
По описанию быта германцев у Тацита уже можно судить о переходе германцев к оседлости и о возросшей у них роли земледелия. В главе XVIII Тацит пишет, что в приданое, которое по их обычаю не жена приносит мужу, а муж жене, входят упряжка волов; волы же использовались в качестве тягловой силы при обработке земли. Основными злаками были овес, ячмень, рожь, пшеница, выращивались также лен и конопля, из которых выделывались ткани.
Цезарь пишет о том, что питание германцев состоит в основном из молока, сыра, мяса, в меньшей мере из хлеба. Плиний упоминает в качестве их пищи овсяную кашу.
Древние германцы одевались, по свидетельству Цезаря, в звериные шкуры, а Плиний пишет о том, что германцы носят льняные ткани и что они занимаются прядением в "подземных помещениях". Тацит же, кроме одежды из звериных шкур, упоминает кожаные плащи с нашитыми украшениями их меха, а у женщин - одежду из холста, окрашенного в красный цвет.
Цезарь пишет о суровом образе жизни германцев, об их бедности, о том, что они закаляются с детства, приучая себя к лишениям. Об этом же пишет и Тацит, который приводит пример некоторых развлечений германских юношей, развивающих у них силу и ловкость. Одно из таких развлечений состоит в том, чтобы прыгать обнаженными между мечами, воткнутыми в землю остриями вверх.
По описанию Тацита, селения германцев состояли из бревенчатых хижин, которые отстояли друг от друга на значительном расстоянии и были окружены земельными участками. Возможно, в этих жилищах размещались не отдельные семьи, а целые родовые группы. О внешнем украшении своих жилищ германцы, по-видимому, не заботились, хотя части строений обмазывали цветной глиной, что улучшало их вид. Германцы выкапывали также помещения в земле и утепляли их сверху, там они хранили припасы и спасались от зимних холодов. О таких "подземных" помещениях и упоминает Плиний.
Германцам были известны различные ремесла. Кроме ткачества, они знали производство мыла и красителей для тканей; некоторым племенам было известно гончарное дело, добыча и обработка металлов, а те, которые жили по побережью Балтийского и Северного морей, занимались также судостроением и рыболовством. Торговые сношения существовали между отдельными племенами, но интенсивнее торговля развивалась в местах, пограничных с римскими владениями, и римские купцы проникали в германские земли не только в мирное, но даже и в военное время. Германцы предпочитали меновую торговлю, хотя деньги были им известны уже во времена Цезаря. У римлян германцы покупали металлические изделия, оружие, домашнюю утварь, украшения и разные принадлежности туалета, а также вино и фрукты. Римлянам они продавали скот, шкуры, меха, янтарь с побережья Балтийского моря. Плиний пишет о гусином пухе из Германии и о некоторых овощах, которые вывозились оттуда римлянами. Торговые отношения с Римом стимулировали развитие ремесел у германских племен. К 5 в. можно наблюдать значительный прогресс в различных областях производства - в судостроении, обработке металлов, чеканке монет, изготовлении украшений и т.д.