И. М. История античной литературы, 5-е изд. М.: Либроком, 2012. (+ предыдущие издания) Анненкова-Шарова Г. Г., Дуров В. С. Античная литература



Дата29.06.2016
өлшемі149.34 Kb.
#165393
Основные пособия
1. Тронский И.М. История античной литературы, 5-е изд. М.: Либроком, 2012.

(+ предыдущие издания)

2. Анненкова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература. 2—е изд. Спб. 2005 — 490с.

3. Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Греция. Антология. Т. 1-2. М., Высшая школа. 1988-1989. 2-е изд. Античная литература. Греция. Хрестоматия, 2002.

4. Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Рим. Хрестоматия. -М.: Высшая школа 1981. 2-е издание — Антология. М., 1988. 3-е изд. Античная литература. Хрестоматия. 2003.

5. Античная литература под ред. проф.А.А.Тахо-Годи. М., 1967; 2-е изд. М., 1973; 3-е изд. -М., 1980; 4-е изд. -М.,1986.

6. Чистякова Н.Я., Вулих Н.В. История античной литературы. М., Лгу, 1963.

7. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., МГУ, 1959, 1977.

8. Дератани Н.Ф., Тимофеева Н.Ф. Хрестоматия по античной литературе. М., Учпедгиз, 1965 (Том I. Греческая литература. Том II — Римская литература)

9. Боннар Андре. Греческая цивилизация. В 3-х томах. М.: Искусство, 1992. Или любое другое издание.

10. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура. Т. 1-2. М.: 1994.

11. Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги. Учебное пособие. М.: Флинта — Наука, 2001.

12. Гиленсон Б.А. Античная литература. Учебное пособие. М.: Флинта — Наука, 2001. Кн. 1 Древний Рим. Кн. 2 Древняя Греция.

13. Никола М.А. Античная литература. Учебное пособие. Практикум. М.6 Флинта — Наука, 2001.

14. Дуров В.С. История римской литературы. Филология и культура. -Спб.. филфак СпбГУ. 2000.

15. Эллинские поэты. М., Ладомир, 1999.

16. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. I-II. М.: Дрофа, 2003.

1



План практического занятия по теме: «Поэмы «Илиада» и «Одиссея»


  1. Тема и композиция «Илиады».

  2. Тема и композиция «Одиссеи».

  3. Сравнительный анализ двух поэм (с тематической и композиционной точки зрения).

  4. Сравнительная характеристика Ахилла и Гектора.

  5. Сравнительная характеристика Елены и Пенелопы.

  6. Характеристика Одиссея.

  7. Гомеровское общество. Прогрессивные тенденции у Гомера.

  8. Стилевые особенности гомеровских поэм.

  9. Структура гомеровского стиха.

  10. Гомеровский вопрос: основные школы XIX века; современное состояние его изучения.

  11. Пушкинские отзывы о Гомере – критические и поэтические.


Литература:

  1. Гомер. Илиада, пер. Гнедича (можно по хрестоматии). Одиссея, пер. Жуковского (желательно полностью).

  2. Тронский И.М. История античной литературы, 5-е изд. М.: Либроком, 2012.

  3. Аннеткова-Шарова Г. Г., Дуров В. С. Античная литература, 2-е изд. – М.: Academia, 2005.

  4. Античная литература (учебник /А.Ф Лосев ,Тахо-Годи, М., 1986. Гл. 3. Гомеровский эпос. С. 32-61).

  5. Лосев А.Ф. Гомер. Учпедгиз, 1960.

  6. Толстой И.И. Аэды. Изд-во АН СССР, М., 1958.

  7. Шталь И.В. Гомеровский эпос. М.: Высшая школа, 1975.

  8. Шталь И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М.: Наука, 1975.

  9. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.: Наука, 1983г.

  10. Гордезиани Р.В. Eia в древнейших греческих источниках //Античность и современность.- М.: Наука, 1972.

  11. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. 1-2.- М.. 1957 (Lozanne
    1954) или любое другое издание. Т. 1 - От Илиады до
    Парфенона. Т. 2. - «Илиада» и гуманизм Гомера Т 3. - Одиссей и
    море. С. 74-94.


  12. Штоль Г. Шлиман. М.: ЖЗЛ – 1965. ( Stoll G.A. Der Traum von Troja)

  13. Никола М. И. Гомеровский эпос // Никола М. И. Античная литература. Практикум. М.: Флинта-Наука, 2001. С. 36-92.

  14. Вахрушев В. Гомер // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. I. М.: Дрофа, 2003. С. 292-301.

2

План практического занятия по теме: Греческая лирика
Задание 1.

Выбрать и подготовить для чтения вслух одно из стихотворений Солона, Архилоха, Алкея, Сапфо или Анакреонта (можно привлечь стихи других поэтов — представителей монодической лирики).

Объяснить свой выбор и дать комментарий к прочитанному стихотворению.
Задание 2.

Ответить на следующие вопросы:



а) Чем привлекательна для Вас греческая лирика?

б) Чем отличаются формы греческой лирики от знакомых нам поэтических форм?

в) В чем заключается основное различие между манерой перевода античной лирики старыми и новыми поэтами, между XIX - XX – XXI веками?

Задание 3.

Определить понятие хоровой лирики и дать общую характеристику пиндарической оды.




Литература:

(кроме учебника и хрестоматии)




  1. Эллинские поэты. М.: Ладомир, 1999.

  2. Античная лирика. Серия БВЛ. - М.: ГИХЛ, 1968.

  3. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. М.: Высшая школа, 1960.

  4. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980. См. в этом издании М. Л. Гаспарова: Древнегреческая хоровая лирика — С. 331-360; Поэзия Пиндара. - С. 361-383.

  5. Гаспаров М. Л. От античной поэзии. Спб: Азбука, 2000. См. эти же две статьи.

  6. См. статьи об Анакреонте, Архилохе, Сапфо (М. И. Никола) в биобиблиографическом словаре «Зарубежные писатели», ч. I и II.

3



План практического занятия по теме: Трагедия Софокла «Антигона»
Задание 1.

Выбрать и разыграть 2-3 эпизода из трагедии.



Задание 2.

Исходя из этих эпизодов, определить:



а) основной конфликт трагедии;

б) нравственную позицию и нравственную оценку основных персонажей -

-Антигоны и Креонта.



Задание 3.

Рассмотреть и выявить художественные особенности трагедии сравнительно с трагедиями Эсхила:



а) соотношение хоровых и актерских партий;

б) способ изображения характеров и смысл введения парных персонажей

(Антигона – Исмена);



в) поэтическое звучание и идейный смысл стасимов (особенно 1-го и 3-го)

и их отзвуки в русской поэзии (стихотворение В.Я.Брюсова «Хвала че-

ловеку».)

Литература:

(кроме учебника и хрестоматии)

1. Софокл. Антигона//Античная драма (БВЛ). – М.: Худ.литература, 1970;

или любое другое издание.

2. Ярхо В.Н.Эсхил и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М.:

Худ.литература, 1987. – С. 165-180.



  1. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». – М., 1986.

Никола М. Софокл // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. - М.: Дрофа, 2003. Часть I. С. 363-368.



План практического занятия №4

«Поэзия Катулла»


  1. Римская литература конца республики (середина I века до н.э.). Поэты-неотерики, их своеобразие.

  2. Гай Валерий Катулл: что мы знаем о нем как о человеке и поэте?

  3. Поэтическое наследие Катулла, его общий объем и состав.

  4. Стихи Катулла посвященные Лесбии. Диалектика любовного чувства, в них выраженная.

  5. Политические стихи Катулла. Стихи адресованные друзьям. Сатира и юмор в его творчестве.

  6. Жанр эпиллия в творчестве Катулла. Эпиллий «Аттис». А. Блок о Катулле.

  7. Русские переводчики Катулла. (А.С. Пушкин, А.А.Фет, С.В. Шервинский).



Литература к теме:

(дополнительно к учебнику и хрестоматии)


  1. Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. М., 1981. С. 182-196.

  2. Античная литература / под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1986. С. 308-318.

  3. Античная лирика (БВЛ). М., 1968. С.357-369.

  4. Катулл Веронский, Гай Валерий. Книга стихотворений. М.: Наука, 1986.

  5. Гаспаров М.Л. Поэзия Катулла // Гай Валерий Катулл. Книга стихотворений. - М., 1986.

  6. Блок А. Каталина. Собр. Соч.: в 8 т. Т. 6. С. 80-84.

  7. Пронин В. Катулл. ЖЗЛ. М., 1994.

  8. Гиленсон Б.А. Античная литература. Древний Рим. Учебное пособие. М.: Флинта — Наука, 2001 (гл. VIII).


План практического занятия по теме: Античный роман


  1. Жанр романа в античной литературе: жанровые признаки, терминология, истоки и представители.

  2. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

  3. Роман Гелиодора «Эфиопика», его своеобразие сравнительно с романом Лонга.

  4. Сатирико-бытовой роман в литературе Рима. «Сатирикон» Петрония.

  5. «Метаморфозы» Апулея: своеобразие художественной структуры. Значение вставного эпизоды (сказка об Амуре и Психее).

Тексты:

  1. Античный роман. Серия ВБЛ. - М.: ГИХЛ. 18, 19.

  2. Греческий роман. - М.: Правда, 1988.

  3. Петроний. Сатирикон. - М.: 1990.

Литература:

(кроме учебника)



  • Античный роман: сборник статей / под ред. М.Е. Грабарь-Пассек. - М.: Наука, 1969. [Использовать статьи, характеризующие включенные в план занятия произведения.]

  • Полякова С.В. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея. - М.: Наука, 1988.

  • Гиленсон Б.А. Античная литература. Древняя Греция. Гл. XII, раздел 2: учебное пособие. – М.: Флинта-Наука, 2001.

  • Гиленсон Б.А. Античная литература. Древний Рим. Гл. XII и XX: учебное пособие. – М.: Флинта-Наука, 2001.

  • Статьи об Апулее и Лонге см. в Биобиблиографическом словаре «Зарубежные писатели» (ч. I) – М.: Дрофа, 2003.


План практического занятия по теме: Поэма Вергилия «Энеида»

  • Характеристика эпохи, которой принадлежит Вергилий.

  • Основные факты его биографии. Внешний и внутренний облик.

  • Вехи творческого пути Вергилия: «Буколики»-«Георгики»-«Энеида».

  • Замысел, история создания и публикации поэмы «Энеида».

  • Идейная направленность поэмы (прославление могущества Рима).

  • Структура поэмы: две ее основные части, их соотнесенность с поэмами Гомера.

  • Новаторские черты поэмы: характер главного героя, патетика высоких чувств (гибель Трои, любовь Энея и Дидоны, дружба Ниса и Эвриала), сжатость и отточенность стиля.

  • Вергилий в веках. Данте и Вергилий. Русские переводы «Энеиды», современное звучание Вергилия.

Литература:

(кроме учебника и хрестоматии)



  1. Вергилий. Энеида // Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. – М.: Худ. литература, 1971. (БВЛ).

  2. Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий (БВЛ).

  3. Аверинцев С. Филология – наука и историческая память // Вопросы литературы, 1984. С. 168-169.

  4. Гелинсон Б. А. Античная литература. Древний Рим. Гл. X, XI: учебное пособие. - М.: Флинта-Наука, 2001.

  5. Никола М. И. Вергилий // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь, часть I. - М.: Дрофа, 2003. С. 169-171.


План практического занятия по теме:

Овидий и его поэтическое наследие


  1. Овидий и его место в литературе века Августа.

  2. Вехи жизненного пути: судьба Овидия — человека и поэта.

  3. Ранние произведения Овидия: «Любовные элегии», «Героиды», «Наука о любви». Их содержание и поэическая структура.

  4. Зрелые произведения Овидия: «Метаморфозы», «Фасты». Содержания и поэтическое структура. Конкретный анализ одного из эпизодов «Метаморфоз».

  5. Овидий в изгнании: «Печальные элегии» и «Письма с Понта».

  6. Пушкин об Овидии.


Литература:

(кроме учебника и хрестоматии)



  1. Гаспаров М.Л. Овидий в познании // Гаспаров Михаил. Об античной поэзии. - Спб.: Издательство «Азбука», 2000. С. 191-245.

  2. Овидиу Дримба. Овидий, поэт Рима и Том. Бухарест: Мередиане, 1967.

  3. Овидий. Элегии и малые поэмы. - М.: Художественная литература, 1973.

  4. Овидий. Скорбные Элегии. Письма с Понта. - М.: 1983 (серия Литературные Памтники).

  5. Овидий. Метаморфозы. - М.: 1997.

  6. Никола М. И. Овидий // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. - М.: Дрофа, 2003 (Ч. I, с. 148-150).


План практического занятия по теме: Творчество Горация

  • Основные вехи жизни и творчества Горация. А.С.Пушкин о Горации.

  • Общая характеристика «Од» Горация. Политическая и философская тема в них (оды 1,2,3 I книги, 14 III книги).

  • Ода 7 II книги («К Помпею Вару»). Сравнительная характеристика переводов А. С. Пушкина и Б. Л. Пастернака.

  • Тема поэта и поэзии в «Одах» Горация (20 ода II книги, 30 ода III книги).

  • 30 ода книги III «К Мельпомене» и «Памятник» А.С.Пушкина. Структурная близость и отличия, внесенные временем. Идейное расширение и обогащение горациевского образа в пушкинском стихотворении.

  • «Наука поэзии» Горация (Послание к Писонам). Ее отличие от аристотелевской «Поэтики». Основные положения.


Литература:

(кроме учебника и хрестоматии)



  1. Квинт Гораций Флакк. Оды, эподы, сатиры, послания / Вступительная статья М. Гаспарова. - М.: 1970.

  2. Античная лирика (БВЛ). - М.: 1968. С. 370-426. Вступительная статья С. Шервинского (о Горации – с. 18-20); комментарий (с. 561-569).

  3. Античная литература / под ред. А.А.Тахо-Годи. - М.: 1986. С. 340-354.

  4. Гиленсон Б.А.Античная литература. Древний Рим. Гл. XII: учебное пособие. - М.: Флинта-Наука, 2001.

  5. Христинина П. Гораций // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. - М.: Дрофа, 2003. Ч. I, с. 305-307.



Художественные тексты для обязательного прочтения




  1. Гомер. «Илиада» (пер. Гнедича или Вересаева). «Одиссея» (пер. Жуковского). Одна из поэм полностью, другая по хрестоматии

  2. Гесиод. «Труды и дни» – по хрестоматии.

  3. Лирика (Архилох, Солон, Алкей, Сапфо, Анакреонт и др.).

  4. Эсхил. «Прометей Прикованный», «Орестея» – полностью.

  5. Софокл. «Антигона», «Эдип царь» – полностью.

  6. Еврипид. «Медея», «Ипполит»- полностью, «Ифигения в Авлиде» – по хрестоматии.

  7. Аристофан. «Всадники», «Облака», «Лягушки», «Мир» – полностью 2-3 комедии.

  8. Аристотель «Поэтика» – полностью.

  9. Платон «Пир» – полностью.

  10. Феокрит. Идиллии – по хрестоматии.

  11. Менандр. «Третейский суд», «Брюзга» - по антологии.

  12. Лукиан. «Разговоры богов», «Разговоры в царстве мертвых», «О кончине Перегрина» – по хрестоматии или антологии.

  13. Лонг. «Дафнис и Хлоя» – полностью.

  14. Гелиодор. «Эфиопика» – по хрестоматии.

  15. Плавт. «Комедия о горшке», «Хвастливый воин», «Псевдол» – одно произведение из трех полностью. «Привидение» – по антологии.

  16. Теренций. «Братья» – по хрестоматии. Или «Самоистязатель» – по антологии.

  17. Лукреций. «О природе вещей» – по антологии.

  18. Катулл. Лирика.

  19. Вергилий. «Энеида» – по антологии.

  20. Гораций. Сатиры. Оды. Послания.

  21. Овидий. «Метаморфозы», «Печальные элегии» – по антологии.

  22. Ювенал. Сатиры – по антологии.

  23. Марциал. Эпиграммы – по антологии.

  24. Апулей. «Метаморфозы, или Золотой осел» – полностью.

  25. Плутарх. «Сравнительные жизнеописания» (2-3 связки).


Требования к экзамену
Знать наизусть


  • Пять-шесть строк Гомера, уметь дать определение гексаметра и его схему.

  • Элегический дистих (любой); уметь дать его определение и схему.

  • Один образец греческой монодической лирики (из Алкея, Сапфо, Анакреонта).

  • Одно стихотворение Катулла.

  • Одну оду Горация.

  • Пять-шесть строк Вергилия.

  • Переводы античных поэтов (Анакреонт, Гораций, Катулл), выполненные А. С. Пушкиным.


Требования к ответу
Экзамен принимается по билетам, в каждый из которых входит два вопроса. Дополнительно дается текст для атрибуции. Контрольные вопросы могут быть заданы устно с целью выяснить степени свободы, с которой студент ориентируется в материале. Положительная оценка ставится при условии ответа на оба вопроса. Проверяется при этом также знание текстов наизусть.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1. Историческое значение античной литературы, ее своеобразие сравнитель-

но с литературами древнего Востока.

2. Греческая мифология. Мифотворчество как определенная ступень в про-

цессе познания мира. Этапы развития греческой мифологии.

3. Космогонические мифы. Основные циклы мифов о героях.

4. Поэма Гомера «Илиада». Сюжет и композиция.

5. Поэма Гомера «Одиссея». Сюжет и композиция.

6. Социально-историческая основа и прогрессивные тенденции в поэ-

мах Гомера.

7. Характерные особенности художественного стиля «Илиады» и

«Одиссея».

8. Поэтическая техника эпоса. Стих Гомеровских поэм.

9. Гомеровский вопрос. Основные школы ХIХ века и современное

состояние. Пушкин и Белинский о Гомере.

10. Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни».

11. Греческая декламационная лирика: Архилох, Тиртей, Солон.

12. Греческая монодическая лирика: Алкей, Сапфо, Анакреонт.

13. Греческая хоровая лирика: Пиндар.

14. Возникновение трагедии, ее особенности.

15. Творчество «отца трагедии» Эсхила, его эволюция от «Просительниц»

до «Орестеи».

16. Трагедия Эсхила «Прометей прикованный». Альтернативные оценки

Прометея.

17. Творчество Софокла. Проблематика трагедий, их художественные

. особенности.

18. Трагедия Софокла «Антигона».

19. Трагедия Софокла «Эдип-царь».

20. Творчество Еврипида. Проблематика трагедий, их художественные

особенности.

21. Трагедия Еврипида «Медея».

22. Трагедия Еврипида «Ипполит».

23. Трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде».

24. Возникновение комедии и ее особенности.

25. Творчество «отца комедии» Аристофана, тематическое и художественное

его своеобразие.

26. Комедия Аристофана «Облака» -сатира на софистику.

27. Комедия Аристофана «Всадники». Ее политический смысл и своеобразие

28. Развитие прозаических жанров. Историография(Геродот, Фукидис, Ксе-

нофонт) и красноречие (Демосфен). Философский диалог: «Пир» Плато-

на.


29. Аристотель и его «Поэтика». Учение Аристотеля о трагедии.

30. Понятие эллинизма. Новая аттическая комедия. Менандр.

31. Александрийская поэзия, ее основные течения. Идиллии Феокрита.

32. Критика угасающей античной мифологии и нарождающегося христианс-

тва в творчестве Лукиана из Самосаты.

33. Греческий роман: Гелиодор и Лонг.

34. Истоки римской литературы. Ее своеобразие. Роль греческого влияния.

35. «Комедия плаша»: Творческое наследие Плавта.

36. Литературное наследие Теренция Афра. Своеобразие его комедий.

37. Лукрекций Кар и его философская поэма «О природе».

38. Римская проза Iв. до н.э. Понятие «Золотой латыни».

Литературное наследие Цицерона, его учение об ораторском искусстве.

Исторические труды Юлия Цезаря, их образцовый стиль.

39. Творчество поэтов –«неотериков». Катулл, его поэтическая биография.

Диалектика чувств в стихах Катулла к Лесбии.

40. Поэтические мотивы в поэзии Катулла. Стихотворные обращения к

друзьям. Эпиллий «Аттис». Пушкин и Блок о Катулле.

41. «Золотой век» римской литературы. Общая характеристика. литератур-

ного развития в период принципата Августа.

42. Жизненный и творческий путь Вергилия. Ранние произведения: «Буко-

лики», «Георгики».

43. Поэма Вергилия «Энеида». История создания и публикации. Замысел,

структура.

44. «Энеида» как национальная поэма римского народа.

45. Вергилий и Гомер. Момент переклички «Энеиды» с «Илиадой».

46. Новаторство Вергилия в «Энеиде»: новые способы характеристики,

выражение индивидуальных чувств, особенности стиля.

47. Вергилий в веках. Вергилий и Данте. Суждение о Вергилии Пушкина,

Белинского, Брюсова. Современный взгляд на его значение.

48. Поэтическое наследие Горация. Биографические мотивы. Философия

«золотой середины».

49. Тема поэта и поэзии в «Одах» Горация. «Ода к Мельпомене» и ее эхо в

веках. Пушкин и Гораций.

50. Содержание и значение послания Горация «О поэтическом искусстве».

51. Овидий, его жизнь, вехи творчества. Пушкин о судьбе Овидия.

52. Ранние произведения Овидия.

53. «Метаморфозы» и «Фасты» -крупнейшие создания Овидия. Их строение

и идейная направленность.

54. Творчество Овидия в период ссылки: «Печальные элегии» и «Письма с

Понта».


55. Сенека как философ и писатель. Трагедии Сенеки.

56. Поэты-сатирики.: Марциал и Ювенал.

57. Петроний Арбитр и его роман «Сатирикон».

58. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».



59. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха.

60. Возникновение христианской литературы. Христианство и античность

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет