Идеализм Готфрида Лейбница Бенедикт Спиноза монизм Томас Гоббс Психофизическая проблема соотношения души и тела и ее решение



бет1/3
Дата30.06.2016
өлшемі489.7 Kb.
#167130
түріРешение
  1   2   3
Периодизация истории психологии.

Всю историю можно разделить на 2 части: граница между ними – становление психологии как самостоятельной науки. 1879 лаборатория Вундта.

I период.
Представления о душе в древности.

Мифологические представления

Представления ранних натуралистов Древней Греции

Идеализм Сократа и Платона

Психология Аристотеля. Душа как форма живых тел

Психологические воззрения скептиков, киников, стоиков, эпикурейцев.

Развитие психологии в Средневековье.

Общая характеристика эпохи зарождения христианства

Ранняя схоластика о душе. Платон, Августин II-IV в.

Психологические воззрения арабских мыслителей Xв. Авиццена, Аверроэс (Ибн-Роид) – возрождение традиций Аристотеля.

Богословская интерпретация учения Аристотеля Фомой Аквинским - томизм

Реализм и номинанизм в поздней схоластике ( Дунс Скотт, Уильям Оккам, Р. Бэкон)

Развитие психологических воззрений в XVII в.

Оформление эмпирического и экспериментального направления в науке

Философско-психологическая система Декарта

Идеализм Готфрида Лейбница

Бенедикт Спиноза – монизм

Томас Гоббс

Психофизическая проблема соотношения души и тела и ее решение мыслителями XVII в.

Английская ассоциативная психология XVII-XX вв.

Джон Локк

Классический ассоцианизм (Толанид, Гартли, Пристли)

Субъективный ассоцианизм Д. Юм

Естественно-научная линия середины XIX в. Александр Бэн, Герберт Спенсер.

Психология французских материалистов.

Развитие идей Дж. Локка в системе Эмиль Кондельяра – сенсуализм.

Психологические взгляды Жана-Жака Ламетри («Человек – машина»)

Позитивизм – классификация наук и социология Огюст Конт.

Психологические идеи в немецкой классической философии.

От Лейбница – объективный идеализм.


Х. Вольф (Эмпирическая и рациональная психология)

Общая характеристика философских и психологических взглядов И. Канта.

Критика психологии Кантом

Гербарт (пороги сознания, применение математики в психологии)

II период.
1. Непосредственные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки.
1. Физиология и учение о рефлексии
2. начало изучения времени реакции
3. психофизика Вебера и Фехнера
4. психофизиология Герман Гельмгольц
5. учение Дарвина
6. французская психиатрия
7. развитие математических методов – Ф. Гальтон.
2. Психология как самостоятельная наука XIX в.
а) Основные теоретические направления в психологии в начале ее зарождения:
В. Вундт; его школа, структурализм

Российский – Г. И. Челпанов; Американский – Титченер


Функционализм. Предпосылки (дарвинизм, Ф. Брентано, К. Штумф – европейский функционализм; У. Джемс – американский)

И.М. Сеченов и поведенческая психология

б) Основные направления первых экспериментальных исследований.
Исследования ощущений, восприятия, внимания, (Вундт, Дж. Кеттелл, Н. Н. Ланге)

Начало исследований эмоций, т. Джемса-Ланге ( не Н.Н.)

Изучение ассоциаций (Гальтон) и памяти (Эббингауз)

Вюрцбургская школа – исследование мышление

Исследование индивидуальных различий, тестология. Французская традиция Б. Бурдо, А. Бине. Англо-американская традиция – Ф. Гальтон, Дж. Макин Кеттелл

Промышленная психология – психотехника ( Гуго Мюнстерберг)

Культурно - историческая психология (Кавелин, Герберт Спенсер, Габриэль Тард, Эмиль Дюрнгейм)

3. Развитие психологии в 1900-1930 гг.


а) Бихевиоризм
б) Психоанализ
Предпосылки (французская психиатрия, физиология, идеи Фр. Брейера, гипнотерапевтическая практика Фрейда с Брейером)

Возникновение психоанализа как метода и теории ли личности

Основные положения психоанализа Фрейда (структура личности, стадии психосексуального развития)

Индивидуальная психология А. Адлера (комплекс неполноценности, социальный интерес, анализ ранних воспоминаний)

Аналитическая психология К-Г Юнга (коллективное и индивидуальное бессознательное, архетипы, психологические типы)

Значение психоанализа как метода и теории

в) Гештальт-психология
Предпосылки (недостатки структурализма, новая физика, понятие о качестве формы – Эрик Фельс, исследование фигура-фон (Катц, Рубин)

Представители гештальт-психологии и их достижения: Макс Вертгеймер (исследование законов восприятия, продуктивного мышления), Курт Коффка (проблема развития психики), В. Кёллер (исследования мышления, «инсайт»)

Основные положения гештальт-психологии – примат целого над частью, принцип изоморфизма, принцип прегнантности – «хорошей формы», тип эксперимента

Курт Левин: модель личности и модель ситуации, экспериментальные работы, концепция групповой динамики

(?)г) Психология индивидуальных различий
· экспериментальные исследования индивидуальных различий, тестология, Гальтон, Кеттелл. Французская, американская традиция.
· Персоналистика В. Штерна. Личность, свойства личности (диспозиции).
д) Психология в России до 17 года
Основные направления

1. Философско-религиозные


2. Структурализм
3. Естественно-научное (функционализм, рефлексология)
Экспериментальная психология Челпанова

Функционализм и педагогическая психология Нечаева: Н. Ланге, А. Нечаев (школы психологии и организация первых психологических съездов 1906-1909 гг.)

Рефлексология В. М. Бехтерева – организации психоневрологического института

е) Психология в России 1917-1936 гг.


Общая характеристика периода

Педология (Арон, Залкинд)

Психотехника (Иван Шпильрейн)

Основные направления в психологии:

а) Психоанализ – Залкинд
б) культурно-историческое направление – Челпанов, Шпет
в) Поведенческая психология (реактология Корнилова, Басов, Блонский, рефлексология Бехтерева)
Борьба за выживание психологии

Построение новой теории на принципах марксизма: культорно-историческая концепция Выготского и теория деятельности Рубинштейна (преодоление постулата непосредственности)

4. Развитие психологии после 30-х гг.
а) Необихевиоризм
Принцип операционнализма в психологии ( Бриджмэн, Стивенс)

Когнитивный бихевиоризм Толмена

Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм к. Халла

Оперантный бихевиоризм Скиннера

Влияние психоанализа: разработка проблем мотивации (Мюррей, К. Спенс, Тейлор и др.)

Влияние школы Павлова: линия активации Хебб, Берлайн

Линия социального научения – А. Бандура, Дж. Роттер

б) Эволюция психоанализа


· К. Хорни: базальное чувство тревоги и понятие о невротической личности
· Эрих Фромм: психоанализ и марксизм, экзистенциональное противоречие человеческого существования
· Эрик Эриксон – эпигенетическая теория развития личности
(?)в) Генетическая психология Жана Пиаже
г) Основные направления когнитивной психологии
Основные предпосылки: кибернетика, теория связи (Дж. Брунер, Джордж Милнер)

Инфомационно-кибернетический подход (у. Найсер)

Когнитивная – социальная психология

д) Гуманистическая психология


Истоки ( Штерн, экзистенциальная психология и т.д.)

Личностно-центрированный подход К. Роджерс

Теория самоактуализации А. Маслоу

е) Теоретико-личностный подход


Движение «За личность» 30 гг.

Нормотетический (нормографический) и идеаграфический подход Г. Олпорт

Развитие лини психодиагностики способностей – разнообразные теории интеллекта ( Ч. Спирмен, Леон Терстоун, Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл)

Теории личности в терминах свойств ( Р. Кеттелл, Г. Айзенк).


Представления о душе в древности.

I.Мифологические представления.
Душа традиционно рассматривалась отдельно от тела – вне пространства и времени Þ невозможно научное рассмотрение души. Н. Смит считал, что это приобретенное возрение(христианская религия).

15-30 в. назад. Исходные представления – анимистический натурализм – наделение жизненной силой, энергетикой всего сущего. Слово «душа» происходит от «дыхание». 2 формы: свободная сила (присуща всему живому, у человека проявляется во время сна, экстаза, помутнения рассудка) и телесная сила (руководит мышлением, действиями, пониманием действий). В древности душа несверхестественна, а то что принадлежит всему живому. Часто душа отождествлялась с имением имени. Традиция передачи имени.

II. Представления ранних натуралистов Древней Греции.

Древняя Греция 8-6 в. до н.э. – натурализм без анимизма. (натурфилософия). Милетская школа, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит.


Общая характеристика периода:
Единство мира – мир состоит из одних и тех же состовляющих. Несколько исходных элементов – первооснова всего сущего. У одних огонь, у других – сочетание стихий. Все сущее состоит из 4-х стихий. Отличаются между собой, в зависимости от того какая стихия преобладает. В душе преобладает огонь. У Гипократа в зависимости от преобладания – индивидуальные ососбенности ® 4 типа темперамента.

Душа помимо того, что это часть материи, еще и самая легкая часть этой материи – искра. Это то, что придает активность телу.

Свобода от идеологических догматов и религиозных запретовÞ непредвзятое накопление фактов.

Появление государств. Участие, в которых, требовало красноречия, образования, умения убеждать ® софистика – учительство (преподавание). Первые софисты – учителя государственных деятелей. Появляется диалектика, развиваются философские, познавательные системы.

Наиболее типичные представители:
Эмпедокл (V век до н.э.). 4 стихии: главные силы – любовь и вражда. Организм состоит из 40-х стихий. Основной орган, ответственный за жизненные силы организма – сердце (сердцецентрическийц подход) – управляет телом посредством крови.

Гипократ 4 стихии. Болезни от нарушения их пропорций. Сангвиник- кровь, Меланхолик – черная желчь, холерик – желтая, флегматик – слизь.

Демокрит (V-IV век до н.э.) – основатель атомистического направления. В основе всего сущего – атомы – мельчайшие неделимые частицы (до Демокрит об этом говорил Анаксагор – «гомеомерии»). Атомы отличаются друг от друга размерами, формой, положением ® определяет свойсво вещества и определяет какие атомы друг с другом соединяются. Нас окружает пустота, а объект – это сцепление атомов в пустоте. Жизнь – сцепление влажных и теплых атомов. Жизнь появляется в воде, в иле. Выживают наиболее совершенные. Душа состоит из атомов, которые являютя наиболее мелкими и округлыми, родственные огненным. Эти атомы содержаться во всех веществах; из них состоят звезды (разум), проникают с первым вздохом и покидают с последним выдохом. Описал локализацию различных душевных функций в организме: основной орган – голова – познание сердце - эмоции печень – влечения. Проблема познания. Систематически рассмотрел процесс познания. Начинается с ощущения и восприятия. Объяснял ощущения с помощью принципа подобия и истечения: все объекты испускают атомы, из которых они состоят; органы воспринимают атомы подобные атомам органов – т.о. воспринимается качество. Как формируется целостный образ? Он впервые задал этот вопрос. Считал, что вещи еще испускают тонкие оболочки, несущие информацию о форме вещи, т.о. воспринимается целостный образ вещи. В этот преиод в Древней Греции – демократия, интерес к человеческой жизни.

III. Идеализм Сократа и Платона.


Сократ ( век до н.э.). Человек и природа даны изначально и неизменныÞ нет необходимости вмешиваться в эти творения и т.о. истинное назначение философии – изучение того как следует жить и воздействовать на других людей. Основным искусством, которым необходимо владеть, это повседневная жизнь.
Знания – понятия о предмете. Предмет – это то, что подвластно человеку – его собственный мир, поступки Þ основное познание должно быть направлено на познание собственных поступков, своего мира. Основной инструмент познания – диалектика. Знание невозмржно переместить из одной головы в другую. Знание рождается у самого человека, его нужно открыть в нем.
Платон – основа европейского идеализма. Все сущее имеет две первоосновы:
1. материя – вещество, которое само по себе бесформенно.
2. идея – то, что оформляет вещество – формирующий принцип. Это оригинал. В чистом виде неизменна, соединяясь с материей она становитсявещью, которая является подобием этой идеи. Идеи существуют независимо от вещей, являются прообразами вещей.
Говорил о том, что ощущения недостоверны, но разуму доступна истина, путем диалектики, рассуждения – инструмент познания чистых идей. На системе Платона построено христианство.
Виды познания (от ощущуения до идей)
мнение – позанание чувственных образов – низший уровень

рассудок – ему доступны идеи, но с опорой на образ. «Душа пользуется изображением».

разум – высший уровень – оперирует системой общезначимых идей, не наполненных чувственным пониманием «абстрактное мышление».

Представление о частях души: врожденность индивидуальных различий, обусловлены местом и условием рождение. Душа состоит из 3-х частей: разумная, чувственная высшая (пылкая), чувственная низшая (вожделеющая). Люди отличаются тем, какая часть души преобладает. С раннего возраста необходимо выявлять это и в соответствии с этим воспитывать. В Греции у людей преобладает разумная часть души Þ возникновение цивилизации, государственные работники (голова); у северян – волевая Þ воины (сердце), у южан – вожделеющая Þ их предназначение трудиться ради куска хлеба – рабы (печень). Платона выступал против системы, по вопросу, что должно познаваться. У Демокрита – чувственные данные.


IV.Психология Аристотеля. Душа как форма живых тел.
Аристотель – ученик Платона. Был врачом. Наставником Александра Македонского. Знал, что человеческий мозг не обладает чувствительностьюÞ не может быть вместилищем души. Сердцецентрический подход. Мозг для охлаждения крови. Две первоосновы:
1. материя
2. форма (поянтие родственное идее, но более совершенное) – сущность вещей, организующее начало, источник активности, жизненной энергии. Форма не может существовать без материи и материя не может существовать не оформляясь. Существуют различные формы. Они составляют иерархию:
· формы неживой природы – неактивные
· формы живой природы:
1. растительные. Их основная функция – рост, питание, размнофение.
2. чувсвующая форма. Основные функции – ощущение и восприятие.
3. разумная форма - основа формирования понятийного мышлениЯ и ума.
Рассмотрел понятие «усвоение». У растительных форм усваивается вещество вместе с формой (при питании), у животной – усваивается форма без вещества, у разумной – усваивается форма чувственных форм (абстракция).

Т.о. – душа это форма живой формы – высший уровень. Познание – усвоение формы без вещества. Душа опрерирует теми же самыми объектами, но без их вещества. Это отношение между объектом и организмом (монистический подход).


объект


организм

Монистический


подход

y
объект

организм

y

Дуалистический подход.


Познание начинается из взаимодействия организма с объектом.


Снятие формы чувственных форм

Разум


Надиндивидуальный разум

Интеграция чувственных форм

Общее чувствилеще

Снятие чувственных форм

Органы чувств

Пространство, среда

объект

V. Психологические возрения скептиков, киников (циников), стоиков, эпикурейцев.

Скептики – воздерживались от общих суждений, отрицание общих истин.

Киники – отождествление своего образа физни с собакой, отрицание общественных норм, материальных благ в угоду безмятежности.

Стоики (конц IV века до н.э. – до конца III века). Лидерами были беглые или освобожденные рабы. Пассивное начало – материя – вода и земля, а активное начало – пневмавоздушно-огненная – духовное начало. Вносит упорядоченность в мир, закономерность. Вразной степени присуща разным объектам Þ назначение человека познавать мир, то что предопределено и т.о. согласовывать свои поступки с тем, что предопределено. Выделяли 8 способностей души: размнофение, рост, 5 видов чувствительности, гегемоникон – высшая способность души; переработка всех внешних впечатлений. Основной инструмент записей – речь, т.о. мышление связано с речью. Аффекты – следствие ошибок мышления. Печаль, удовольствие – неверные представления о настоящем, желание, страх – о будущем. Если человек знает, что предопределено, он избавляется от аффектов. Смысл жизни – невозмутимость духа.

Эпикурейцы. Основной смысл жизни – достижение удовольствия.


Развитие психологии в средневековье.

I. Общая характеристика эпохи зарождения христианства.



Меняется социальная ситуация, смута, войны Þ людей меньше интересует устройство жизни и они обращаются в ценности индивидуализации. Несмотря на развитие естественных наук, представления о душе становится все более мистическим. Аллегорический метод поиска истины в рамках текста. Перемещение народов Þ знакомство с индусским учением. ВIV веке христианство – официальная религия. В основе христианства философия неоплатонизм – интерпретация античных текстов (в основном Платона). Воспринималось как относительно прогрессивное учение, противопоставлялось аскетизму. На этом фоне еще более затормозился интерес к природе. Догматы веры ложились в основу представлений о душе (триединство и Боговоплощение).
· В соответствии с христианством «я» соотносится с потусторонним миром, общение с которым – смыслом существования. Христианство – божественное откровение.
· Античная картина мира – на основе наблюдения. Христианство – божественное откровение.
Меняются мотивы интеллектуального поведения под влиянием поведения под влияния идеологии; изучается не то, что есть, а то, должное, то что соответствует идеологии.
Развивается схоластика. Закрывается Платонова академия.
II. Ранняя схоластика о душе. Платин, Августин II-IV век.
Метод Прокла (Прокл видел смысл своей деятельности в том, чтобы находить все ответы в трудах античных философов)
Один из основателей нового учения – Платин - неоплатоник. Его учение соответствует христианству. Особое представление о структуре бытия – иерархия.
· В основе всего - сверхсущее единое благо – непосягаемое человеческим разумом, первоначало всего сущего. Все прочее происходит из него (эманация).
· Бытие – всеобщий, единый разум, с идеями (по образцу с Платону). Идея определяется как существующие реально, субстанционально.
· Душа, обращенная к уму, идеям – бессмертна т.к. содержит в себе идеи
· Душа, обращенная к чувственному – временна.
· Чувственный космос – материя, вещи. Эта идея воплощается в литературе, скульптуре.
Душа взирает вверх, т.о. ей доступны идеи – истина и вниз Þ три части души (отражение Троицы):
- дух – то что располагает истинным знанием.
- Логос – обеспечивает способностью проявлять волю, логически мыслить
- Низшая – восприятия, воображения, страсти.
Возражения против заключения души в теле (Душа содержится в теле как свет в воздухе).
Сознание. Решающий признак душевного – способность сознавать. Сознание – та загадочная вещь, которая связывает воедино множество разрозненных впечатлений. Тело обеспечивает внешнее впечатление – ощущение.
Все поделено на две части: то что материально, чувственно и то что упорядочивает – сознание – естественный свет человеческой души, исходящее от божества.
Августин (IV-V век) Блаженный.
Весь мир замыкается в психическом. Душа бестелесна и бессмертна. Связь души с телом непостижима, т.к. присутствие души не ограничивается сосредоточением в какой-либо части тела. Душу следует рассматривать без отношения к телу и внешнему бытию. Для познания души необходимо полностью погрузиться во внутреннюю жизнь, т.к. душа изначально содержит в себе всё. Анализируя функции души, выделяет:
- содержание – мемория, память
- движение – интеллект
- волю
Душа точка опоры в познании, а источник всех знаний – божественное откровение. С учения Августина начинается новая
Эпоха в мировоззрении.
III. Психологические воззрения арабских мыслителей Х в. Авиценна, Аверроэс – возрождение традиций Аристотеля.
К Х в. налаживаются торговые связи ® связь с Востоком. На Востоке развития Византийская культура, затем мусульманство. Через византийскую культуру знакомятся с античными работами (Аристотель). Авиценна (X-XI в) – врач, в работе опирался на труды Аристотеля. Развивал учение о душе и теле. Зависимость психики от состояния мозга, тела и наоборот. Исследовал аффекты, неврозы (волк и овцы).

В Европе в это время упадок культуры, но строительство продолжалось, врачи лечили людей и основы знаний почерпывали из арабской культуры, и т.о. в Европе все большую популярность приобретают труды Аристотеля + интерпретация его трудов арабскими мыслителями.

Наиболее популярен Аверроэс. У Аристотеля надиндивидуальный разум. В трактовке Аверроэса вечным является надиндивидуальный разум, а индивидуальный разум умирает вместе с телом. С божеством связь осуществляет только надиндивидуальный разум.

IV.Богословская интерпретация учения Аристотеля Фомой Аквинским – томизм.

Учение Аверроэса считалось наиболее опасной ересью. Официальная церковь запрещает труды Аристотеля.

Открываются первые университеты в Италии, Париж, Англии – как первые научные центры: семь искусств.

Осознается необходимость адаптации Аристотеля к церкви.
Фома Аквинский (ХII век). Устанавливает монопсихизм – неотделимость разума от души; и разделение единой души и тела. У Аристотеля душа – форма; у Фомы Аквинского – душа чистая форма, или чистый субъект, необладающий ничем, кроме способности сознавать. Между душой и телом отношения такие же как и между формой и материей, но есть чистые формы (высшие), существующие независимо от материи и есть низшие, которым присуща материя. Душа занимает промежуточное положение, являясь низшей из чистых (высших), принадлежа потустороннему и, с другой стороны, являясь высшей из низших, принадлежа телу, т.о. человеческая душа соединяет 2 круга бытия.
Теория чувственного познания. Познаваемы из внешнего мира лишь отдельные свойства вещей и только умственные познавательные способности позволяет построить целостный образ – деятельностный рассудок.
Познание делится на 2 части:
- чувственное, телесное, направленное на вещи, то что происходит в чувственном мире
- божественное, боговдохволенное, рациональное, познающие сущность.
Признается ценность чувственного познания ® признаются 2 области науки:
- о здешнем мире – светские науки
- теология, богословие
Многими признается ценность чувственного опыта, т.о. возрождается эмпирический подход.

V. Реализм и номинализм в поздней схоластике (г. Скотт, Вильям Оккам, Р. Бэкон).

Традиционные богословские идеи можно охарактеризовать как реализм. Идеи существуют реально. У номиналистов универсалии (идеи) относятся к области названий, имен Þ номинализм.

Роджер Бэкон. Мы привыкаем называть разные вещи сходными именами, т.к. это название становится универсалием – имя большой категории вещей. Т.е. универсалии – общие имена.


У. Оккам. Принцип «бритва Оккама» - следует отсекать существующие или предполагаемые силы, причины там где можно обойтись меньшим числом. Если существует более простое определение, то оно более истинно. «Принцип экономии мышления».
Д. Скотт. Ставит вопрос не является ли мышление свойством материи.
Считалось, что к истине можно прийти путем логики.
Развитие психологических воззрений в XVII веке.

I. Оформление эмпирического и экспериментального направления в психологии.

См. окончание №3. +

Альберт Великий наряду с дедуктивным путем, признавал необходимость проведения эмпирических исследований.

С XVII века великого возрождения наук – первые систематические эксперименты Галилео Галилея. Незыблемость дедуктического пути подвергается сомнению.

Ф. Бэкон систематизирует экспериментальные данные и разрабатывает методологию эксперимента.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет