Глава из книги «Туризм в Чувашии» (Самостоятельный подбор и литературная обработка материала по предоставленному плану. Книга написана по заказу ректора Института туризма и сервиса, чл-коррю РАЕН и будет опубликована за его подписью.)
-
Глава III. Осязаемое время
Один из мощнейших магнитов, влияющих на интерес туристов к той или иной дестинации – это музеи. Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Метрополитен в Нью-Йорке, Британский музей в Лондоне ежегодно привлекают сотни тысяч посетителей. В нашей республике также работает немало музеев, пусть и не таких известных, как перечисленные выше. Наши музеи раскрывают жизнь народа Чувашии во всех ее проявлениях, помогают гостям республики лучше понять – а значит, полюбить – наш край.
Беглое знакомство с музейным миром Чувашии по праву следует начать со старейшего хранилища истории – Чувашского национального музея. За свою почти столетнюю историю, музей перенес немало тягот и испытаний, долго ютился в случайных, неприспособленных помещениях. Тем более заслуживает внимания и уважения самоотверженная работа его ученых, зачинателей музейного дела в Чувашии. Чувашский центральный музей – таково его первое имя – был открыт по инициативе местной интеллигенции 12 февраля 1921 г. Первым экспонатом, занесенным в тот день в книгу поступлений, стало чучело головы лося. Увы, первый экспонат не сохранился – его впоследствии передали Дому пионеров. Были и другие утраты в музейных коллекциях: в годы расцвета антирелигиозной пропаганды и массовых репрессий многие экспонаты были изъяты из хранилищ и уничтожены. Несмотря на все сложности, характерные для первых десятилетий Советской Республики, сотрудники музея энергично и со знанием дела взялись за работу. По их инициативе и при непосредственном участии на земле Чувашии состоялись археологические экспедиции 1921, 1925-1927 гг. под руководством профессоров В.Ф. Смолина (г. Казань) и П.П. Ефименко (Ленинград). За все время работы музей аккумулировал 140 тысяч единиц хранения, многие из которых уникальны. Сегодня музей размещается в прекрасном, недавно реконструированном здании на берегу залива. Его посетителям доступна экспозиция площадью….. кв.м.
Чувашский национальный музей дал толчок развитию музейного дела в республике. Сегодня он стал центральным, основным звеном в сети филиалов. На одном из них, музее В.И. Чапаева, хотелось бы остановиться чуть подробнее, поскольку посвящен он событиям, которые оцениваются сегодня неоднозначно.
Гражданская война 1917-1922 гг. стала одним из самых трагичных этапов бурной российской истории. Единственная гарантия от повторения таких катаклизмов – изучение, сохранение и объективный, без идеологических оценок, показ ее противоречивых событий и явлений. И действительно, никогда в российской истории не было попыток дать ответа на вопрос: а в чем истоки братоубийственных войн, в которых одни патриоты уничтожают других? Мало кто станет отрицать, что Василий Иванович Чапаев был истинным патриотом своей страны, искренне желавшим счастья своему народу. Но с кем же он сражался? Вот один из противников нашего земляка – адмирал и «Верховный правитель России» Александр Васильевич Колчак. Потомственный военный моряк; ученый, внесший большой вклад в исследование Арктики. Однозначно отважный человек и патриот – с самого начала русско-японской войны добился направления в Порт-Артур, где командовал миноносцем, несмотря на хроническую пневмонию и суставной ревматизм (последствия полярных экспедиций). За русско-японскую войну Александр Васильевич был награжден Георгиевским оружием и высшими орденами Российской империи. В перерыве между японской и Первой Мировой войнами, Колчак снова занимается Арктикой, за что его избирают действительным членом Русского географического общества. С началом Первой Мировой он опять в строю, на Балтийском и Черноморском флотах. Февральскую революцию Колчак встретил если не восторженно, то с пониманием: сам сообщил о ней матросам, приказал провести парад и молебен и в то же время вывел флот в море, тем самым продемонстрировав противнику, что он сохраняет боеготовность. Но… революция не приняла Колчака. Вот что он писал своей возлюбленной уже после своей отставки: «Я хотел вести свой флот по пути славы и чести, я хотел дать родине вооруженную силу, как я ее понимаю, для решения тех задач, которые так или иначе рано или поздно будут решены, но бессмысленное и глупое правительство и обезумевший дикий, неспособный выйти из психологии рабов, народ этого не захотели». Он мог осесть в США и даже подавал прошение о принятии его на английскую военную службу, но судьба распорядилась иначе. С ноября 1918 г. Колчак возглавил контрреволюционное движение в Сибири. Начинавшаяся громкими успехами борьба с новой властью закончилась расстрелом по личному указанию В.И. Ленина. Тело адмирала и ученого, «вспыльчивого идеалиста, полярного мечтателя и жизненного младенца» (по не очень доброй характеристике современника), было сброшено в прорубь во льду Ангары. Не правда ли, здесь есть, о чем задуматься?
Известно, что после гибели В.И. Чапаева сразу несколько городов оспаривали друг у друга честь называться родиной знаменитого комдива. Однако после выхода на экраны фильма братьев Васильевых «Чапаев» в редакции газет и в Чувашский обком партии стали приходить письма, в которых жители деревни Будайка (сегодня вошедшей в городскую черту) утверждали, что Чапаевы были их односельчанами, а Василий родился и рос в этом селе. Вскоре ученые и журналисты нашли запись о рождении будущего героя в метрической книге Вознесенской церкви г. Чебоксары. Самое интересное, что сам комдив никогда не скрывал места своего рождения, в оформленных его рукой документах оно указано правильно. Но биографию военачальника долгое время никто детально не изучал, было принято считать, что Василий Иванович – уроженец г. Балаково Николаевского уезда Самарской губернии, хотя семья Чапаевых перебралась сюда, когда Василий был уже подростком.
Так сложилось, что в свое время мне довелось окончить школу № 6, директор которой, кстати, тезка комдива Чапаева, был дружен с Клавдией Васильевной, его дочерью. Она часто посещала нашу школу, рассказывала о своем легендарном отце, нашем земляке. Можете представить, какое влияние оказывали эти рассказы на нас – мальчишек послевоенного времени! Чуть позже сотрудники НИИ языка, литературы искусства и экономики Чувашской АССР нашли подлинный дом Чапаевых, который они продали перед отъездом в Балаково. Выяснилось, что дом приобрел мой дед по отцу, который перевез его в свою деревню. Тот самый дом, в котором мы с двоюродным братом так любили гостить у бабушки! Все эти события взволновали меня и в голове родилась смелая идея: добиться установки памятника Чапаеву на заводе его имени, где сам я тогда работал сначала токарем, а затем секретарем заводского комитета комсомола. Сегодня это может показаться странным, но тогда директор завода Захарцев поддержал мою идею и отправил нас, меня и Риту Баскакову в Москву, в ЦК ВЛКСМ. План наш был прост: ни много, ни мало добиться передачи стоявшего на ВДНХ памятника герою гражданской войны Чапаеву нашему заводу. Нам повезло: тогдашнему директору ВДНХ Богданову памятник не нравился: стоял неудачно, и он разрешил нам его забрать. Через месяц согласований мы демонтировали памятник и на огромном грузовике доставили его в Чебоксары. И только собрались устанавливать у проходной завода, как в дело вмешался заместитель Председателя Совета Министров ЧАССР М.В. Зайцев. Вполне резонно он указал нам, что Чапаев принадлежит всему чувашскому народу и негоже прятать памятник ему где-то на задворках (завод и сегодня не в центре города, а тогда и вовсе был недосягаем). Так в городе появился памятник герою. А у нас, комсомольцев завода, появилась новая идея: коль скоро есть памятник, пусть будет и музей. На создание музея мы решили перечислить свой однодневный заработок. В 1986 г. мы с семьей решили передать музею дом моего деда, купленный когда-то у семьи Чапаевых, родной дом Василия Ивановича. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба автора, в юности начинавшего карьеру инженера. Но образ Чапаева, встречи с Клавдией Васильевной, работа на заводе имени героя гражданской войны, находка чувашских ученых – все это привело сначала к заинтересованности туризмом, а затем и к научным занятиям туристикой. Автор далек от мысли, что история родного края может сыграть столь же решающую роль в судьбе любого человека. Но всю мощь такого воздействия, на мой взгляд, этот случай иллюстрирует довольно ярко.
Во времена, когда создавался музей В.И. Чапаева, все было предельно ясно и понятно: власть строго следила, чтобы музейные экспозиции не выходили за рамки строго утвержденной черно-белой идеологии. С крушением СССР, включая и устоявшуюся идеологию, музеи оказались в сложнейшей ситуации: перед ними встала задача выжить в условиях почти полного отсутствия государственного финансирования и полного отсутствия государственной идеологии. В этих обстоятельствах часть музеев нашла выход, сделав ставку на зрелищность, привлекательность экспозиций, в сотрудничестве с коллективами, представляющими народное искусство, предприятиями торговли. Иногда такой подход полностью оправдывает себя. Так, удачным примером подобной тактики можно назвать уникальный для Поволжья Музей Пива. Созданный при участии пивоваренной фирмы «Букет Чувашии» – одного из крупнейших предприятий своей отрасли в регионе – он изначально задумывался как место, где посетители смогут во всей полноте ощутить прелесть национального напитка чувашей. Само расположение музея, открытого 4 октября 1977 г., говорит о сохранении и развитии традиций пивного производства – музей находится на месте бывших погребов купцов Ефремовых. Здесь можно не только ознакомиться с технологией выращивания хмеля и производства пива с древнейших времен до наших дней, но и попробовать пенный напиток, увидеть древние чувашские обряды, причем декорациями им служат традиционные крестьянские постройки. Известно, что хмелеводство и пивоварение – исконные занятия чувашей. Мы до сего дня стараемся удержать свои позиции в производстве хмеля. Традиции пивоварения (а этот напиток, напомню, имеет сакральный смысл в народной религии) бережно хранятся и передаются из поколения в поколение в каждой чувашской семье. На одном из самых современных пивоваренных заводов компании «СанИнтербрю» в г. Новочебоксарске варят всемирно знаменитые сорта пива, причем часть из них – только здесь и больше нигде в России. Но в таком подходе есть и свои подводные камни: так, власти города и республики не раз высказывали в адрес музея замечания о том, что он, а точнее, его пивной двор, где торгуют пивом, постепенно превращается в банальную пивную в историческом центре города.
Совсем другое применение своим фондам нашли, используя эту же концепцию музея как открытого учреждения, сотрудники Геологического музея. Он был открыт для посетителей 16 ноября 1999 г., в преддверии 300-летия Российской горно-геологической службы. Появление подобного музея (кстати, крупнейшего в регионе) в столице бедной полезными ископаемыми республики было бы невозможно без человека, влюбленного в камень, беззаветно ему преданного – лауреата Государственной премии Российской Федерации, заслуженного строителя РФ и ЧР Нурияна Аюповича Андрбаева. В основу экспозиции музея легла его личная минералогическая коллекция из более чем 2500 образцов. Долгие годы возглавляя созданное им же специализированное управление отделочных работ (СУОР), Нуриян Аюпович лично побывал на многих месторождениях в России и за рубежом в поисках лучших отделочных минералов. Сегодня его коллекция занимает 57 многоярусных шкафов на площади в 200 кв. м в двухэтажном здании музея. Посетители могут увидеть экспозиции «Минералы и горные породы России и стран СНГ», «Природный камень в нашей жизни», «Минеральные воды Чувашии», «Полезные ископаемые и горные породы Чувашии». Здесь же экспонируется первая в республике дактилотека (коллекция гемм). Экспонаты музея активно используются при проведении учебных занятий со студентами и школьниками, лекций по литотерапии.
Однако, принцип превращения музея в место проведения шоу, пусть и несущих какой-то познавательный смысл, подходит далеко не всем этим организациям. Все же, музей – это, в первую очередь, структура, призванная не только хранить, но и изучать прошлое. Обязанность музея – знакомить своих посетителей с историей, не искажая ее ни идеологическими, ни авторскими правками. Совместить такой показ с сильным эмоциональным воздействием, учитывая при этом реалии сегодняшнего дня, удается не всем. В результате, как отмечают сами музейные работники, экспозиции либо выхолащиваются, становясь пресным набором наглядных пособий, либо превращаются в пустые декорации. В том и другом случае результат один: рано или поздно посетители теряют интерес к музею.
Одним из краеведческих музеев Чувашии, которому удалось избежать и той, и другой крайности стал музей «Бичурин и современность», расположенный в поселке Кугеси Чебоксарского района. Его экспозиция лишена налета провинциальности: раздел, посвященный нашему земляку, основоположнику российского востоковедения и синологии Никите Яковлевичу Бичурину (о. Иакинфу), выводит районный музей на международный уровень. А экспозиции, посвященные истории района, демонстрирующие предметы человеческого быта от каменного века до наших дней зримо связывают Чувашию со всем миром. Высокой оценкой музею, признанием его значимости в рамках всей страны стал грант Президента РФ В.Путина, присужденный в ноябре 2004 г. за создание творческого проекта общенационального уровня. Директору музея И. Удаловой, при всемерной поддержке администрации Чебоксарского района, ученых-историков, деятелей культуры, удалось доказать, что музей может стать средоточием культурной, образовательной и научной жизни, может оказывать серьезное влияние на культурно-экономическое развитие района. Так и вышло: благодаря музею, маленьким пригородным поселком Кугеси заинтересовалось Посольство Китайской Народной Республики, сюда приезжают китайские делегации и экскурсионные группы. Сформированная в музее экспозиция фабрики народной вышивки «Паха тере» полностью отвечает задачам продвижения продукции предприятия и может служить базой для проведения переговоров с крупными потенциальными партнерами. Частые гости музея – школьники (кстати, районный музей фактически вырос из школьной экспозиции). Здесь они не только изучают родную историю на реальных предметах, но и сами готовят и проводят экскурсии, в том числе – и на иностранных языках.
Свое уникальное лицо есть почти у каждого районного музея. С этой точки зрения удачным примером может служить Ибресинский этнографический музей, состоящий из двух отделов: художественной галереи и собственно этнографической экспозиции. Посетители музея могут вживе ощутить здесь дыхание времени. Деревенские избы, амбар, ветряная мельница, колодец-журавль, создают неповторимый колорит крестьянской жизни конца XIX – начала XX вв. Интересно, что реконструированная здесь курная изба, воссозданная местными умельцами, точнее ее печь, топящаяся по-черному, это «действующий экспонат» – печь вполне функциональна. Экспозиция предметов быта, включающая национальный костюм, деревянную посуду, простую мебель и нехитрые орудия труда деревенского кустаря дают ясное представление о том, как протекала размеренная, определенная строгими рамками традиций и общинного уклада жизнь крестьянина. Наполняют музейные стены жизнью представления местного этнографического коллектива.
Летом 2004 г. в столице Чувашии проходили Всероссийские сельские игры. Возглавлял судейскую коллегию наш прославленный земляк – уроженец села Шоршелы, космонавт-3 Андриян Николаев. После торжественного открытия и парада состоялась пресс-конференция. Андриян Григорьевич, выступивший перед журналистами, был бодр, много говорил, отвечал на вопросы. А утром по республике разлетелась шокирующая новость: Николаева не стало – сердце… Руководство республики, посовещавшись с родственниками космонавта, приняло решение похоронить космонавта на его родине, в селе Шоршелы, на территории его мемориального музея. Андриян Григорьевич любил свою родину, и, как истинный сын своего народа, желал быть с ним до конца. Вот и в свой последний приезд отказался от апартаментов-люкс в элитном отеле в пользу обычного номера в гостинице, где жило большинство участников соревнований. И сегодня его могила – в самом центре Шоршел, рядом с Аллеей Космонавтов во дворе музея.
День 11 августа 1962 г., когда стартовал пилотируемый А.Г. Николаевым космический корабль «Восток-3» стал днем народной славы Чувашии. Впоследствии по стопам первопроходца поднялись в космос уроженец поселка Киря, что под Алатырем Николай Бударин и Муса Манаров, чьи школьные годы прошли также в Алатыре. Кто-то из высоких гостей республики однажды даже пошутил, что по количеству космонавтов на душу населения Чувашия давно вышла на первое место в мире. Но подвиг Андрияна Николаева навсегда останется в сердце народа Чувашии. Неудивительно, что все, связанное с этим именем, стало историческими реликвиями. В музее космонавтики можно увидеть не только личные вещи космонавта Николаева (ручку, шлемофон, часы «Полет» и др.), космические скафандры и спускаемый аппарат «Союза-9», на котором Андриян Григорьевич совершил свой второй полет. Здесь экспонируется школьная парта, за которой учился будущий космонавт, его студенческие тетради. В то же время музей широко освещает историю экспансии человека в космос и в этом смысле также далеко выходит за рамки местечкового музея, пусть и посвященного такой легендарной личности, как космонавт Николаев.
С 6 ноября 2001 г. музей космонавтики работает в специально построенном для него здании (прежде экспозиция размещалась в здании сельской церкви, ныне возвращенной верующим). На пресс-конференции, посвященной открытию музея, отвечая на вопрос журналиста, Андриян Григорьевич высказал мысль, что космический туризм неизбежен, этот рынок надо осваивать уже сейчас, хотя он еще не скоро станет легким и доступным делом. Но так уж спрессовано время в третьем тысячелетии, что, когда пишутся эти строки, космический туризм уже не кажется делом далекого будущего. Его развитие идет в полном соответствии с предвидением К.Э. Циолковского: «Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
Одним из первых художественных произведений, созданных на чувашской земле и дошедших до нашего времени, специалисты считают икону «Житие царевича Дмитрия». Помимо художественной ценности, она имеет и собственную историю – это любопытный документ своей эпохи. Согласно легенде, икона написана по заказу боярыни Марии Шестовой, бабушки первого русского царя из династии Романовых – Михаила. По сути, икона, обвинявшая Годунова в убийстве законного наследника престола, была неким политическим плакатом, заказанным боярыней в знак протеста против ссылки и насильственного пострига. Случилось это в 1601 г., а значит, уже в то время в Чебоксарах жили люди, прекрасно владевшие кистью и красками. Сегодня их шедевры, как и работы их более поздних последователей, современных живописцев хранятся в Чувашском государственном художественном музее. Первоначально произведения живописи, скульптуры и графики хранились как отдельная коллекция в отделе изобразительного искусства Чувашского центрального музея, но 17 сентября 1939 г. музей обрел самостоятельность. Сейчас музей размещается в просторном здании, построенном по специальному проекту архитектора В.Д. Шатилова. Кроме того, музей располагает двумя филиалами: картинной галереей на ул. К. Иванова и Выставочным залом на ул. Урицкого. Фонды музея хранят не только произведения чувашских представителей изобразительного искусства. В предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны из Государственного музейного фонда, Третьяковской галереи, Русского музея в Чувашию прибыли работы видных русских художников – Саврасова, Левитана, Куинджи, Кустодиева и многих других. Тогда же в Чебоксарах оказался «Портрет царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной» работы неизвестного художника, можно сказать, раритет: портретов матери Петра I в музейных коллекциях России сохранилось очень мало. Выставочный зал на ул. Урицкого интересен тем, что здесь работают постоянно действующие выставки-продажи подлинных произведений современных художников. Картина или миниатюра с изображением чебоксарского пейзажа, скульптура, отражающая народные традиции – разве можно найти лучший сувенир на память о пребывании в Чувашии?
С 2005 г. россияне празднуют 4 ноября как день освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени, как день единства всех российских народов. Из истории мы помним, что честь освобождения российской столицы принадлежит народному ополчению, ведомому князем Дмитрием Пожарским и «выборным всей земли человеком», нижегородским земским старостой Кузьмой Мининым-Сухоруком. В состав ополчения входили отряды представителей многих народов России, в т.ч. и чуваши. По мнению ряда историков, присоединение к русскому ополчению «иноверческих» подразделений стало возможным благодаря именно Минину, который пользовался большим авторитетом среди народов Поволжья. Есть версия, что смерть Минина, к тому времени – уже думного дворянина, косвенно вызвана уважением, которым он пользовался. Якобы зимой 1616 г. Минин и еще два его, как сказали бы сегодня, сослуживца выехали в Казанский уезд по делам казны. «Царь послал боярина, Ромодановского, а в придачу ему Козьму (Минина – А.Н.) да дьяка Позднеева дал. Уговорите, мол, царским словом. Козьму, мол, послушают. Уважает-де его черемисия и татарове… Точно. Уговорил. И стрельцов не понадобилось. Добрым словом покорил. Решили миром. А дорогой он застудился… Пурга, стало быть, была, а потом распутица, чтоб ей!.. Тут он и помер. В дороге Богу душеньку отдал, на руках у чувашей, под Чебоксарами…» Писатель В. Костылев, написавший эти строки, опирался на мнение ряда историков. И пусть оно не стало общим, достоверно установленным фактом, это все же дает нам право задуматься об установке в Чебоксарах памятника Минину, как символа единения всех народов России.
С 1972 г. при республиканском военном комиссариате работает Музей воинской славы. В 2000 г. в здании музейно-выставочного центра открылся Музей воинской славы Чувашской Республики. Его посетители могут охватить взглядом всю войну – от замысла гитлеровской военщины (экспозиция открывается копией плана «Барбаросса») до парада победителей в Москве. Отдельные экспозиции посвящены партизанскому движению, жизни в фашистских концлагерях, фронтовым будням и редким минутам отдыха. Запечатлен здесь и подвиг нашего земляка Н. А. Афанасьева, подобно А. Матросову закрывшего собой амбразуру вражеского ДЗОТа. Есть в экспозиции музея и примеры героизма тех, кто ковал победу в тылу, как Н.Г. Кузьмина, сдавшая во время войны 139 литров крови. Казалось бы, для Чувашии, находившейся глубоко в тылу, такого музея более чем достаточно. Но, на наш взгляд, это не так. Заслуживают отдельного изучения и показа биографии таких выдающихся уроженцев Чувашии, как конструктор лучшего пистолета-пулемета второй мировой войны А.И. Судаев; кинодокументалист, соавтор фильма о Нюрнбергском судебном процессе над военными преступниками второй мировой войны (в сотрудничестве с С. Герасимовым и Р. Карменом) В.А. Штатланд; участник Нюрнбергского судебного процесса, профессор, доктор юридических наук К.П. Горшенин. Только три фамилии уроженцев одного города – Алатыря, а какие знаменательные судьбы и события! И таких примеров можно привести еще немало. Кроме того, заслуживает особого внимания мысль о создании музея побежденной Германии в комплексе с мемориальным кладбищем пленных немецких солдат. Не в качестве злорадства победителей, но как напоминание о том, что любая захватническая война неминуемо приведет агрессора к поражению, как бы высоко он ни был развит экономически, технически и научно. Поэтому останавливаться на достигнутом, считая, что история Великой Отечественной войны отражена в наших музеях полностью, кажется, еще рано.
Достарыңызбен бөлісу: |