Иконоборческий период в Церкви 726 г. – 843 г. Смута в государстве: 740 г. – 742 г. Вступление на престол Константина V копроним



Дата28.06.2016
өлшемі100.7 Kb.
#164434

Университет Св. Апостола Иоанна Богослова

Вера Михайловна Еремина «История Вселенской Церкви» Курс лекций.




История Цеpкви №22.

Иконоборческий период в Церкви 726 г. – 843 г.

1. Смута в государстве: 740 г. – 742 г. Вступление на престол Константина V Копроним (“крещенный в дерьме”, имел также прозвище “кобылятник”). Репрессии против патриарха Анастасия.

2. Смута в Церкви: разбойничий собор 754 г. (февраль - август). Анафематствование иконопочитателей, так называемых древопоклонников, и почитателей святых мощей – костепоклонников.

3. Наступление государства на монастыри и монашествующих. Усиление репрессий. Общая характеристика иконоборческого периода – историософская.

4. Мученики и исповедники Церкви иконоборческого периода: Стефан Новый, Андрей Критский (не автор Великого канона), Петр Каливит (калива – калибка, хижина).
Иконоборчество начиналось как заблуждение внутри Церкви, против которого выступают свидетели Христовы Герман Константинопольский, Иоанн Дамаскин.

Но в данном случае – это другое, можно сказать – это поход православного государства и помазанных государей на Церковь и благочестие, т.е. противостояние Церкви и государства. (апостол Павел (2Тим.3,12): “Да и все, хотящие жить благочестиво – гонимы будут”). В церковной жизни практически не было периодов, когда все было спокойно.

Императоры, начиная с Юстиниана, пытались вмешиваться в дела церковные – 6-я новелла Юстиниана, что император имеет долг и право пещись о чистоте догматов, о достоинстве священства и о соблюдении канонов. И это все потихоньку воплощалось в жизнь.

После смерти Льва III начинается смута – выступает на политическую арену полководец Артавазд, женатый на одной из дочерей Льва III, как претендент на престол – он сумел объявить даже о внезапной смерти Константина V. Артавазд обещал немедленно восстановить иконопочитание и этим склонил на свою сторону патриарха Анастасия.

Смута продолжалась 2 года, но победу одержал Константин V. Патриарх Анастасий был подвергнут публичному позору: его высекли, раздели, посадили задом наперед на осла и весь день возили по императорскому ипподрому на потеху толпе, так сказать, небольшое внушение за гражданскую нелояльность. После этого Константин V вернул патриарха на его престол и Анастасий продолжал свое патриаршее служение и скончался мирно в 753 г.

11-ть лет Константин Копроним не занимался церковными делами, а занимался военными – защищался от арабов, возвращал провинции и делал это успешно. Константин – император = воин, любимец войск.

Но в конце 752 г. он открыто объявляет себя иконоборцем и пишет 13-ть поучений (они не сохранились). В 810 г. – 820 г. патриарх Никифор в своем послании привел эти мнения императора и опроверг их.

Можно сказать, что христологические вопросы и православная мариология не вошли в плоть и в кровь церковного сознания. Да, Соборы были, но это не значит, что каждый православный христианин это понимает для себя и про себя.

Константин, в отличие от Юстиниана, был рядовым членом Церкви и плохо разбирался в догматах, поэтому он однажды спросил патриарха (тоже Константина): “Не лучше Богородицу называть Христородицей” - патриарх умолял императора не подвергаться такой же анафеме, какой подвергается Несторий.

Православное исповедование на всех уровнях воспитания и образования – это всегда труд сердца и это всегда духовный подвиг. Если человека правильно крестили и правильно рукоположили во священника, то это еще не делает его православным.

В 752 г. проходят ряд предвыборных собраний, на которых как бы складывается императорская партия среди высшего духовенства. Готовится собор, который пытаются объявить вселенским. Кстати, на VII Вселенском Соборе, который состоится только через 33 года, те же самые отцы говорили: “Нас никто не принуждал, а мы сами говорили то, чему были научены с малых лет”.

Константин V, как бы, наследовал и продолжал церковную политику своего отца Льва III. Но история знала много примеров, когда преемство наследственной политики нарушалось – Феодосий II активно участвовал в перенесении мощей Иоанна Златоуста, велегласно и прилюдно просил прощения за своих родителей.

В это время всплыло наружу, что монастыри и другие богоугодные учреждения владеют третьей частью пахотных земель империи. Константин задавал вопросы типа: “На каком основании здоровые и боеспособные мужчины” и т.д. (такие же аргументы были и у Петра I, но он еще и добавлял, “а что молятся монахи - так и все молятся - какая от этого прибыль”).

Одной из главных причин, вызвавших гонения, была реакция государства на существование Церкви как некоторого status-a in statu - государства в государстве, со своими законами, со своим имуществом, со своим бесспорным нравственным авторитетом и т.д.
Таким образом, пружиной было то, что государство, утверждающее свое самодовление, как бы, само от себя получает святость (это же было и у Александра I), начинает рассматривать Церковь как социальную соперницу и начинается противоцерковный поход.

Поэтому, наказание патриарха, но не его удаление, было тоже вполне продуманным политическим шагом - нужно было продемонстрировать власть и низкий авторитет высшего духовенства.

Ответственность за иконопочитание монахи и миряне несли не одинаковую. Мирян никто не трогал. Житие Филарета Милостивого, праведной Анфусы, дочери Константина - свидетельствуют об этом. Но страшные репрессии обрушились на монашествующих, у которых вырывали бороды, палили лицо, разбивали головы иконными досками и т.д. Монахам предлагали альтернативу: отказ от монашеских обетов и мирную жизнь в новом статусе - женатых мирян или пытки и смерть. Многие, более половины, выбирали первое, т.е. переход в мирское состояние.

Когда проходил процесс Стефана Нового, то ему вменилась в преступление проповедь об отречении от мира.1

Примерно с конца 752 г. и по февраль 754 г. идет пропагандистская компания. В 753 г. умирает патриарх Анастасий и, видимо, он эту кончину у Господа вымолил, как впоследствии Макарий Московский - перед опричниной.
После смерти Анастасия Константин V приказал рассылать приглашения на, так называемый, вселенский собор, который открылся 10 февраля 754 года в г. Иерии. На этом соборе не было даже Константинопольского патриарха. Не участвовали в его работе ни папа Римский (все папы после Григория III и Стефан II и Стефан III осуждали константинопольскую политику), не было ни одного из Восточных патриархов, т.е. ни Иерусалимского, ни Антиохийского, ни Александрийского.

Настроение (изоляционистское), которое было распространено в Константинопольском патриархате - нам достаточно самих себя (Такое настроение было и в Русской Церкви в XIX-м веке). Эти настроения пришлось преодолевать уже патриарху Тарасию накануне VII-го Вселенского Собора (через 33 года).

Императорская власть, опираясь на популярность в народе, на престиж государственной власти, на удачные войны, начинает диктовать стране все - сверху донизу (как и Петр I - меня, мол, на это Константинопольский патриарх помазал – чего не было).

К концу разбойничьего собора, когда были подписаны протоколы, император возводит на патриарший престол Константина и сам же возглашает ему аксиос - достоин. (Константин до этого был епископом Килейским - маленький городок).

Император Константин V был женат трижды - церковные каноны это допускают.

Первая жена - Ирина (дочь хазарского хана) была иконопочитательницей. От этого брака родилась благочестивейшая дочь Анфуса, строгая девственница, никогда не выходившая замуж, и сын Лев - будущий император Лев IV.

От второго брака - несколько сыновей.

На собор собралось 338 епископов (на II-м Вселенском Соборе было 150 епископов), т.е. наблюдается тенденция изоляционизма - и желание подавить числом, что ли.

Протоколы этого собора отчасти сохранились, отчасти входят в протоколы VII-го Вселенского Собора, потому что VII-й Вселенский Собор удалось собрать только в отмену разбойничьего.
Основные декларации этого разбойничьего собора. (Так или иначе на соборе был значительный контингент Константинопольского епископата и в какой-то мере собор отражал настроения мирян).

Первое: идолослужение под видом христианства - что они осуждают.
Второе: обвиняют иконопочитателей в том, что они смешивают природу божескую и человеческую, как пишут - вместо неизреченного соединения.

События показали, что учение о воипостасности с перихорезой, все свидетельства Церкви в бессмертных формулировках Максима Исповедника, для людей оказались сложны и малоприемлемы. Максим Исповедник даже не упоминается ни в положительном, ни в отрицательном контексте.



Третье: “Живописец хочет грязными руками дать форму тому, что воспринимается только сердцем и исповедуется устами”.

В принципе, это положение против Иоанна Дамаскина, который на этом соборе анафематствуется четырежды. Анафематствуется и патриарх Герман, но как двоедушный.

По Иоанну Дамаскину - то, что исповедуется устами, имеет словесное выражение, а слово - это тоже образ, это тоже - форма и, поэтому, в сущности, нет принципиальной разницы.

Четвертое: икону Христа называют Христом - это тоже обвинение иконопочитателей. Но Христос есть имя Бога и человека: божество Христа неизобразимо, значит, художник смешивает божество с сотворенной плотию, т.е. поступает на деле, как поступали мысленно Диоскор и Евагрий, смешавшие божество и человечество.

Позднее Федор Студит поставил вопрос: “Кто изображается на иконе?” Изображается не естество человеческое, а личность - Ипостась Господа Иисуса Христа - Бог Сын, вочеловечивыйся и вознесшийся на Небеса в человечестве и божестве.



Пятое: если художник пишет тело Христа, как бы, необожествленное, то поступает как несторианин.

Собор запретил держать иконы дома, писать их и вносить в церковь. За нарушение - священнослужители - извергаются, а миряне и монахи - анафематствуются. На VII-м Вселенском Соборе все эти положения опровергались.

Начались, можно сказать, погромы: мощи Евфимии Всехвальной выброшены в море, церкви превращались в военные склады и конюшни, фрески сбиваются. Разгар этой политики пришелся на 761 год. Пострадали преподобномученики: Стефан Новый (767 г.), Андрей Критский (767 г.).

Много монахов не выдержали - вменили в ничто свои монашеские обеты. Значительная часть монахов эмигрировала в Рим, в Сицилию.

От служащих на государственной службе требовали клятвенного подтверждения в лояльности иконоборцам.

Монастыри, например, Святого Далмата в Константинополе, обращаются в казармы, другие разрушались.

765 г. - 770 г. - разгар гонений, но очаг только в Константинополе, в провинции - гораздо меньше.

В 765 г. - заговор 18-ти приближенных против императора Константина. К этому заговору был причастен и патриарх. По доносу патриарха схватили, сослали, но через год возвратили в Константинополь. И здесь уже новый патриарх Никита произнес ему отлучение, затем его остригли, обрили, одели в шутовской наряд и возили на осле и, наконец, обезглавили , а тело бросили в ров, как преступника.

В это время Рим принимает меры для государственной защиты Римского папского престола от притязаний императора. Рим искал военную защиту, которую все-таки надо было представить как церковное дело.

Королевство лонгобардов было не прочно, поэтому Стефан II обращается за помощью во Францию и привлекает Пипина Короткого, короля франков – отца Карла Великого. Помазывает в 754 г. Пипина и его двух сыновей, Карла и Карломана. Пипин дал присягу блюсти интересы Римского папского престола и защищать его.


Почему Господь попускает все это позорище?! Это и есть историософское осмысление таких, казалось бы, провалов.

Провал начался гораздо раньше, еще при Юстиниане, заявления которого не казались абсурдом; но Господь попускает этот провал, чтобы абсурд идеи священного империума был выявлен уже для всех.

Император, которому Юстиниан своими измышлениями пытался вменить особое церковное служение, т.е. император - не просто мирянин. Никакое помазанничество не является гарантией даже элементарного благочестия.

Разгар первого периода гонений иконопочитателей продолжался с 765 г. – 770 г. В 770 г. за наследника престола Льва (будущий император Лев IV) была просватана афинянка Ирина, скромного происхождения, и была объявлена августой.

Церковная политика для Константина V не была доминирующей, т.к. он неустанно укреплял империю и с административной стороны, и от внешних врагов. В 775 г. в Болгарском походе Константин заболел и умер, причастившись Святых Христовых Таин.

Бывшая Фракия – Болгария в это время имеет правительство языческое, но действует Константинопольский патриархат. Болгарский хан принимает крещение в Константинополе и женится на византийской принцессе, но просвещение Болгарии произошло только через 100 лет при равноапостольном царе Борисе.

Следующий византийский император Лев IV был коронован еще при живом отце. В 770 г. у него с Ириной родился сын, будущий император Константин VI, и права Ирины стали несомненны, как матери наследника.

С 775 г. можно обозначить как предсоборный период перед VII-м Вселенским Собором.

Гонения после смерти Константина V затихли, но решения архирейского собора никто не оспаривает. Ирина не скрывает своего иконопочитания, тем более, что в Афинах иконы никто и не гнал.
С 754 г. Константинопольский патриархат пребывает в полной изоляции, т.е. не имеет евхаристического и литургического общения ни с одним из вселенских патриархатов. Фактически Константинопольский патриархат оказывается в расколе.

Но самое опасное, как церковная тенденция, как экклезиологический провал, – эта изоляция мало кого волнует - мало кого волнует, что никто Константинополя не признавал. Престиж Константинопольских патриархов падает.


В 780 г. патриарх Павел слагает с себя патриаршее достоинство и добровольно удаляется в свое имение, а потом в монастырь. Объясняет он это тем, что Константинопольская церковь попирает правила благочестия.

В патриархи выдвигают Тарасия – статс-секретаря империи, мирянина. (Для патриарха тогда не требовалось прохождения всех ступеней монашеских, достаточно было пострига в рясофор.)

Патриарший авторитет сильно поколеблен, в Церкви собственно – борьба партий, разрыв общения со всеми патриархами, да и поддержка гражданской власти – проблематична; такое наследство получил новый патриарх Константинополя.

Лев IV скончался в 780 г. при странных обстоятельствах – был в ссоре с Ириной за власть.

С 780 г. Ирина – регентша. Ирина предпринимает шаги: во-первых, для сближения с Западом и, во-вторых, она решила, опираясь на решения авторитетных лиц, что архирейский собор не может почитаться вселенским, - созвать настоящий Вселенский Собор.

Обыкновенно, признать статус собора вселенским может только следующий собор или по прошествии времени к этому собору должна присоединиться вся церковная полнота.

VII-й Вселенский Собор – получил полное каноническое утверждение только при патриархе Фотии, т.е. в 879 г.

Но все же собор был нужен, чтобы отменить решения Иерийского собора 754 г., которые не соответствовали вере и благочестию, но это еще надо было доказать.




1 Петр I перед смертью подписал в 1724 г. указ об упразднении всех монастырей в России и рескрипт об организации в мужских монастырях военных госпиталей, а в женских - ткацких и прядильных мастерских, но даже проворовавшееся окружение Петра не дало ход этим указам и положило их под сукно.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет