Лотова Т.П. учитель начальных классов
высшей категории
МОУ гимназии № 23,
руководитель РМО учителей начальных классов
Калининского района г. Челябинска
Имидж учителя как фактор формирования успешной педагогической деятельности.
Значимость профессии учителя для современной России очевидна. Президент Дмитрий Медведев определил основным приоритетом развития России "умную экономику", а значит и конкурентоспособную и эффективную систему образования. Очевидно, что образование следует модернизировать не столько "сверху" - от научных институтов и лабораторий, сколько "снизу" - со школьной скамьи. И именно в этом аспекте на первый план выходит учитель, как человек долгом которого является не только преподавание предметов в рамках школьной программы, но и помощь, в раскрытии таланта и потенциала учащихся.
Учитель сейчас, к сожалению, далеко не самая престижная профессия. Непривлекательной делают профессию учителя стресс и напряжение, с которым ежедневно сталкиваются педагоги, страдающие в последствие от синдрома хронической усталости. В результате, лишь немногие учителя дорабатывают до пенсионного возраста.
Несмотря на социальные льготы и общественное признание, мало кто из молодых людей готов идти на небольшую учительскую зарплату и заниматься с ребятами, многие из которых не ценят учительского труда. Низкий процент молодых учителей в школе – одна из наиболее острых проблем российского среднего образования. Молодые учителя, это не только задел на будущее, но еще и целевая аудитория инновационных программ для школ, это те кадры, которым намного легче освоить интерактивную работу с учениками с применением новых технологий (например, использование проекторов, интерактивных досок и нового электронно-вычислительного оборудования).
Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги.
Профессия учителя в меняющемся мире интересна, разнообразна и сложна. Но сегодня он сталкивается с целым рядом противоречий, и вынужден искать пути выхода из них
Проблемы педагогической деятельности
стаж
|
Этап профессионализма
|
Характерные черты
|
Типичные проблемы
|
До 6 лет
|
Этап формирования стиля
|
— низкий материальный уровень;
— нагрузка до 30 часов и менее;
— ситуация не соответствует подготовке в вузе (недостаток опыта и знаний);
— желание самоутвердиться;
— сложный период приспособления к нормам и принципам школы;
— большая часть сил и времени уходит на подготовку к урокам;
— перенапряжение, неумение переключать внимание, отделять главное от второстепенного.
|
— Как добиться взаимопонимания с учащимися?
— Как завоевать авторитет в глазах учеников?
— Что значит найти свое место в педагогическом коллективе?
— Как вести себя в каждом конкретном случае?
|
7-16 лет
|
Этап профессиональной зрелости
7-15 лет стажа -стабильный период
16- 25 лет стажа –период лидерства и мастерства
|
этот этап характеризуется как педагогический кризис, когда учителя, достигшие высокого уровня профессионализма, единовременно испытывают некоторую монотонность, однообразие, статичность в преподавании. В то же время именно педагогические кадры с пятнадцатилетним стажем пополняют «золотой фонд» педагогических кадров.
|
- нет ожидаемой отдачи от своей деятельности;
-«механизм мастерства» (при объективно эффективной работе субъективно нет чувства новизны, увлеченности, удовлетворения);
- взаимоотношения с коллективом.
|
После 25 лет
|
Этап мастерства
|
«Зрелые люди — это те, кто заботится о детях, которых они произвели на свет, о работе, которую они выполняют, о благосостоянии других людей в том обществе, в котором они живут.»
Э. Эриксон
|
— коммуникативные нагрузки;
— с учениками учитель говорит 6—10 часов в сутки;
— за урок учитель предъявляет около 100 требований учащимся;
— неудовлетворенность бытовыми условиями (приблизительно 60 % учителей);
— неудовлетворенность своей работой в качестве классного руководителя или нежелание работать классным руководителем (приблизительно 40 %);
— непонимание в коллективе (приблизительно 50 %);
— несправедливость действий руководства (17 %);
— нет социального признания;
|
33-40 лет
|
Стабильный период
|
— профессия — главный смысл деятельности;
— завышенное количество времени, отданного работе;
— средняя продолжительность рабочей недели доходит до 57 часов (наибольшая нагрузка у учителей русского языка и литературы — свыше 60 часов, затем у математиков — 57 часов, у педагогов начальных классов — 35 часов);
— в воскресенье 60 % учителей работают, а среди учителей русского языка и литературы — 80 %;
— у мастеров рабочая неделя на 10—14 часов выше.
|
50-60 лет
|
Пик мастерства
|
-исполнительность;
- ответственность;
- трудовой патриотизм
|
— ощущение одиночества в семейной сфере (более 80 %);
— психофизиологические и нервно-эмоциональные перегрузки;
— состояние здоровья (70 %);
— дефицит общественного признания;
— неудовлетворенность своим положением в педагогическом коллективе.
|
Универсальный выход из сложившейся ситуации:
Если мы не можем изменить обстоятельства, то нужно изменить свое отношение к ним. Изменить свою жизненную установку (если она не способствует успеху), изменить свой имидж .
Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нём профессиональный отпечаток. Специфика педагогической деятельности учителя - в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких факторов, как большой объем аналитико-синтетической деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.
Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, прессе и на телевидении, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.
Имидж – загадочное красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, как было уже сказано выше, оно означает “образ”. Причем под “образом” нужно понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни, карьере.
Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации - печать, радио, телевидении. В-четвертых, его создают и окружающие люди - друзья, родные, сотрудники.
Значение имиджа:
— предмет любимый, потому что нравится преподаватель;
— из двух способов воздействия: «убеждать» и «нравиться» — наиболее эффективен второй.
Ядро имиджа — личностные качества:
— природные;
— профессиональные (например, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях).
Структура имиджа.
На первоначальной стадии контакта с человеком формируется не мнение, а впечатление. Психологи считают, что для формирования впечатления достаточно несколько мгновений: А устойчивое мнение оформляется в пределах от 30 секунд до 4 минут.
Основные составляющие имиджа.
Внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я».
Имидж
|
Вербальный
|
Кинетический
|
Габаритный
|
(от verbum- слово)
Мнение о человеке, которое формируется на основе вербальной продукции
|
Мнение, которое создаётся о человеке на основе его кинетики (от греческого «относящийся к движению»), характеристика типичных движений и положений в пространстве частей его тела
|
Мнение, которое формируется о человеке по его внешнему виду (конституция, одежда, причёска, макияж, аксессуары)
|
38% информации человек получает при словесном (вербальном) общении
-тон, высота, тембр
|
65 % впечатлений определяется при невербальном общении (тем, что видим )
|
|
- пространственная организация в общении;
- мимика, жесты;
-зрительный контакт
(60-70% времени необходимо встречаться взглядом)
|
-внешнее неприятие блокирует информацию об ученике
|
Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам.
Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества.
Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Высокая педагогическая культура — условие успешной профессиональной деятельности учителя.
Культура педагога — комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность), общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр. Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий.
Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Вербальный имидж
Многие профессиональные современные педагоги своим успехом обязаны и голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд.
Многозвучным и разным должен быть и наш голос. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают друг друга, шумят, отвлекаются в конце концов) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает такой голос, особенно учащихся со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью).
Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет начинающему учителю создавать ритм своей речи (т. е. повышение и понижение громкости и длительности звуков), страдает и мелодика речи. Трудно становится улавливать окраску звука говорящего – тембр, изменение частей фраз, родственных по смыслу фраз, их согласование и объединение (гармонию речи).
А ведь при бедной мелодике речь бессмысленна, при бедном ритме речь бесчувственна, ибо мелодика есть музыкальное начало мысли, ритм - музыкальное начало энергии, тембр – музыкальное начало чувств. Чем ярче выявляются эти элементы, тем речь становится более музыкальной, более художественной, более выразительной и интересной. Самое красивое, что звучит на земле, - это человеческий голос. Но не будучи обработан, он походит на расстроенный инструмент.
К особенностям нашего общения с учащимися относится появление “любимчиков”.
(…Учитель должен одинаково относиться к детям, а не выделять кого-то.)
Невербальный имидж
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза.
Значение внешнего вида заключается не только в том, что он значительно влияет на то, что другие думают о вас, но и на то, что вы думаете о себе.
Меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении, учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.
В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и «закладки непререкаемого авторитета», к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного.
Оранжевый цвет, как никакой другой создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе учителя необходимо. Другое дело, что использование его также должно соответствовать требованиям ситуации. К примеру, при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении «открытых уроков», когда учителю необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, снять нервозность.
С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет также следует включить в гардероб учителя.
Использования зелёный цвет в своём гардеробе нужно дозировано, поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства.
Голубой цвет, так же как и зеленый, 6удет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда от него потребуются дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.
Синий — помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.
Фиолетовый — цвет внутренней сосредоточенности. Он способствует внутреннему углублению: помогает абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь — фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. И эту особенность необходимо учесть учителю при оформлении интерьера класса.
Черный — цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. Именно поэтому не рекомендуется его часто использовать в одежде и окружении учителя.
Белый — цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами.
Главный принцип габаритного имиджа — вы должны сами получать удовольствие от своего внешнего облика.
Желаемый учитель начальных классов: улыбающаяся, стройная женщина с аккуратной прической, открытым взглядом, одевающая юбки, блузы, блузоны зеленых, красных, розовых, желтых тонов. Не нравится, если она одета в черное, темно-коричневое, серое, если у нее хмурое выражение лица.
Если лицо круглое, то учительница добрая, слабая, беззащитная; с треугольным лицом — злая, язвительная, сухарь; с грушевидной фигурой — «душка», «мамочка», веселая.
Говоря о походке учителя, целесообразно подчеркнуть, что она также является выражением его имиджа. Сутуловатая фигура учителя, затяжеленно, размеренно передвигающаяся по кабинету, настраивает учащихся на выполнение педагогических требований, держит их в психологическом напряжении. Легкая, "порхающая" походка, напротив, расслабляюще действует на детей и способна вызвать у них противоположный настрой. Она в меньшей степени мобилизует учащихся на выполнение учебных заданий. В этом случае внимание школьников скорее будет сосредоточено на экстравагантности учителя, чем на важности учебного материала.
Интерес учащихся к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.
Литература:
1. М. В. Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва, “Просвещение”, 1995 г.
2. Удовенко М. На уроке и после звонка. Газета “Школьный психолог”, №7, 2006 г.
Степанов М. Творческая личность нашего времени. Газета “Школьный психолог”, №31, 2004 г.
3. Оводова А.Г. «Имидж современного педагога» //Начальная школа плюс до и после. - 2004 - №5. - с.80.
4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.
5. Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимися.//Учитель. – 1999.-№1. – С. 64-69.
6. http://www.scribd.com/doc/9224731/
7.http://image.websib.ru/05/text_article.htm?455 Анатолий Афанасьевич Калюжный, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова, д.п.н.
Достарыңызбен бөлісу: |