Индия в геополитической картине древней и средневековой Азии



бет1/4
Дата21.06.2016
өлшемі326.5 Kb.
#151698
  1   2   3   4
ВВЕДЕНИЕ. Индия в геополитической картине древней и средневековой Азии.

Индия – излучающий тип культуры. Китай и Япония – поглощающий.

Периодизация:


  1. Древнейший (брахманизм) – 3 – сер 1 тыс. до н. э., сер 1 тыс. до н.э. – 4 в до н.э.

  2. Древность (буддизм) – 4 в до н.э. – 6 в н.э.

4-2 в до н.э. – Маурьи, хинаяна

1 в.до н.э. – 3 в.н.э. – Кушан, махаяна

4-6 в - классическое Гуптское искусство


  1. Средние века – (индуизм) - 7-12 в,

(ислам) - 13-18 в.

КУЛЬТУРА ДОЛИНЫ ИНДА. 3 - сер. 2 тыс. до н.э
История открытия и изучения Хараппской культуры, открыта в 1920 г.

Города северо-запада древней Индии. Мохенджо-Даро.

-около 100 тыс. жителей, земледельцы

- регулярный характер планировки: главные улицы с С на Ю, города обносились стенами

- Виды зданий: жилые дома с внутренним двором и купальней,

цитадель для зерна, колодцы, водопровод (нет храмов и дворцов).

- высота зданий до 3 этажей

- строительные материалы – хорошо обожженный кирпич, штукатурка из глины и гипса

- конструкции перекрытий- плоские.

Глиптика: печатки-омулеты

- 4 на 4 см., стеатит, слоновая кость, медь

- буйвол, коза, священный бык, носорог, тигр, слон ,мужчина с 2 тиграми, богиня змей, богиня плодородия. Вверху – пиктографические знаки, (обобщенные формы)

Круглая скульптура мелких форм.

- Танцовщица из бронзы, Танцор из Хараппы, Бюст жреца с 3-листниками, Богиня-мать, Мужской торс с дополнительной парой рук, повозка с волами из терракоты



Ювелирное искусство: браслеты, ожерелья, стеклярус из сердолика

Чернофигурная керамика:

- на красном фоне – черные росписи: птицы, козы, олени.

- сосуд с птицами и оленями, сосуд с лепестками (геометризовано)
КУЛЬТУРА ДОЛИНЫ ГАНГА.

сер. 2 - сер. 1 тыс. до н.э. до IV в. до н.э.
Вторжения Ариев (скотоводы, общинно-родовой строй) и ассимиляции дравидийских племен, к концу освоения Индии – монархический строй.

До нас дошли только литературные источники (Веды) на санскрите, шрифт деванагари.

Появление т.наз. ведической кульуры

Артхашастра об устройстве дворцовых и жилых покоев, ювелирном и декоративно-прикладном искусстве.

Веды, Махабхарата, Рамаяна и др. тексты о пантеоне божеств

Система варн и каст:

Брахманы – белый – духовенство

Кшайтрии – красный – воины

Вайши – желтый, зеленый – ремесленникики

Шудры – синий, черный – низшее

Пантеон Божеств

Варуна – (Митра) – бог неба, Космического океана

Агни – бог огня

Сурья – бог Солнца

Ушас – богиня Зари

Индра – глава пантеона, бог грозы

Брахман. Троица:

Брахма – созидатель – на гусе, лебеде – с лотосом – жена Сарасвати (музыка)

с бородой, четками

Вишну – охранитель – на гаруде (чел-птица) – с раковиной – жена Лакшми (с попугаем)

(Кама, Кришна) с мечом, дубинкой

Шива – разрушитель – на быке Канди – с трезубцем – жена Парвати (дети Ганеша и

Картинея)

Понятие о ваханах - “ездовых животных” - как иконографических детерминантах персонажей. Древнейшие образы доарийского происхождения.



Важнейшие графические символы древней Индии:

Свастика – символ добра, солнца 4 стороны света ( лучи по часовой стрелке)

Чакра

Лингам - фаллос



▲ – муж. Начало (Пуруша)

▼ – жен. Начало (Пракрити)

Линга-йони как янтра (дух + материя)

Круг ○ – время

Квадрат □ - простарнство

Мандала – круг в квадрате (схема устройства мира)


Ведический алтарь и его происхождение (по реконструкциям): алтари(столбы в форме летящей птицы)

Военные поселения ариев и города периода расцвета рабов. государств VII-IV вв. до н.э.

Рамаяна о городе Айодхье и результаты его арх. раскопок в штате Уттар Прадеш.

Принципы градостроительства:

- круглые поселения, 4 ворот, обход по час стрелке

- регулярная застройка,улицы под уг.90,

- прямое, бочковидное, килевидное перекрытие



Дворцовая архитектура ( по текстовым источникам).

-деревянные, плетеные стены, балочное, бочковидное перекрытие

- балкончики с хорами – у богатых

Храмовая

- из камня, похожи на колесницу

- шикхара – башенная форма

Деревянная жилая архитектура (по археолого-этнографическим материалам и по реконструкциям на основе более поздних сохранившихся каменных сооружений - пещерных храмов).

ИСКУССТВО ИНДИИ IV ВЕКА ДО Н.Э. -СЕРЕДИНЫ I В. ДО Н.Э
321 г- нашествие Александра Македонского – Греко-персидское население

Династия Маурьев 4-2 в.до н.э. :Чадрагупта (322-300) и Ашока (273-232)

Ситхара Гаутама – основатель буддизма, Будда – «просветленный». Жизнь Будды переплетается с легендами. Зачатие Будды произошло, когда его мать спала, вынашивала 10 мес., родила во время поездки в Непал, из бока. Младенец сразу сделал 7 шагов. Его отцу - князю предсказали, что его сын станет царем или отшельником. Его воспитывали в радости, скрывали от него болезни. Он женился на царевне. Во время охоты увидел обратную сторону жизни, стал замышлять уход от мира (символ – белый конь, размотанный тюрбан). Он ушел в горы в 29 лет, вел аскетическую жизнь (спуск с Гималаев). Созерцание под деревом «бодхи» - где произошло просветление. Первая проповедь Будды – к священным оленям (2 оленя). Будда запустил своей проповедью колесо закона – дхарма чакра (символ учения в целом). У Будды возникает монашеская община, ученики, но были и отступники.

Искусство хинаяны. Пари нирвана – кончина Будды, его переход в нирвану.

Суть учения – вся жизнь – страдание, не удовлетворяет желания. Желания – это энергия, которая движет колесо жизни, колесо перерождения. Отсутствие желаний – нирвана («Угасание») – угасание страстей. Нирвану можно достичь через монашество (хинаяна)

Джатаки – рассказы о прежних перерождениях Будды

Первые символы буддийского искусства:

Белый слон – символ чудесного зачатия 11 мес.

Белый конь – символ удаления Будды от земной жизни

Север – символ рождения Будды (откуда пришел)

Пара оленей – символ буддизма, проповеди

Колесо учения - дхарма

Непал – символ просветления
Буддизм позаимствовал идеи брахманизма:

схема мира = плоская земля + полусфера неба + посох мира ( реликварий)

Буддизм долго существовал без ритуала, Будда не обожествлялся

261 г – Ашока принял буддизм, стали строить каменные сооружения

Основные виды буддийских монументальных сооружений:

1) стамбха - колонна,на месте важных событий жизни Будды,столб врыт в землю без базы

капитель – перевернутый лотос, фигуры животных, иногда с эдиктами

2) ступа – реликварий, насыпное мемориальное сооружение (нет прост-ва внутри),

Облицована камнем

столб реально проходит внутри – юпа - ось Вселенной,

вверху – шест с несколькими зонтиками – небесные сферы

4 волота – 4 стороны света, устройство Вселенной, символ нирваны,

обряд поклонения ступе – ее обходят по часовой стрелке

3) скальные и пещерные монастыри: - храмовые помещения-чайтьи со ступой

- кельи-вихары.

Львиная Капитель из Калькутты, 242 г. до н.э.

- 1 лев, лотос- трон Будды,

- на подушке -лебеди– геом. форма



Капитель с быком

Львиная капитель из Сарнатха. (Гос герб Индии)

- 2,14 м.

- 4 полуфигуры львов на перевернутом цветке лотоса,

- львы сделаны Греко-первидскими мастерами (остались после ухода Ал. Македонского)

- внизу 4 чакры, между ними –

слон - Индра – В – символ буддийского зачатия

бык - Шива – З – созвездие Будды

лев - Вишну – С – рождение в царской семье

конь - Сурья – Ю – удаление от мира
Большая ступа в Санчи № 1 250 г. до н.э.

- диаметр цоколя – 31м, высота ограды – 4 м, высота ворот -11 м

- ограда воспроизводит конструкцию деревянного плетня (ведика)

- ворота – тораны- стоечно-балочная конструкция

- ступа – полусфера со стержнем внутри, облицована блоками песчаника, окружена основанием в виде барабана, по которому проходит обход, всего 3 обхода – прадакшаны.

- в зените каменной сферы – куб с оградой и стержень с 3 зонтами

-ворота были красными, облицовка ступы белой

Ограда ступы в Бхархуте 180-150 г до н.э.

- ограда из песчаника.

- на балках ограды – плоский рельеф

- на столбах ворот более объемные: Лакшми, Якша - муж.бог плодородия – страж ограды

- иконография раннего буддизма: - пустой трон Будды,

- нет антропоморфного изображения Будды

- колеса закона, на осях – цветочные гирлянды

- сверху зонт – высокий сан

- поклоняющиеся идут парами (митхуны), на ездовых животных - ваханы

- в медальонах ограды джатаки: притча о благородном олене, поклонение дереву Будды

- натуралистично, гибкая, свободная трактовка

Восточные ворота Ступы в Санчи № 1, 1 в до н.э.

- 2 столба несут 3 перекладины

- рельефы перекладин: поклонение ступе, дереву бодхи - фигуры слонов похожи на резьбу по слоновой кости

- колесо закона и фигуры гениев венчают ворота вверху

- на концах балки – спирали – годовые кольца деревьев

- слоны с цветами и плодами, птицы, танцовщицы- якшини (духи плодородия),

- фигуры более объемны, чем на ступе в Бхархуте
Пещерные и скальные монастыри с чайтьями и вихарами.

Культура отшельничества издревле распространена в Индии. Монахам разрешалось только в сезон дождей пользоваться укрытиями.

На высоких берегах рек обычно вымываются пещеры. В дин. Маурьев появляется 2 типа помещений:

Чайтьи (храмовые помещения) – монолитная, высекалась из скалы, в ней – ступа для поклонения, план похож на базилику, завершается полукруглым сводом и конхой

Вихары (кельи монахоав)

Чайтьи в Бхадже , Махараштра, 2 в до н.э.

- на фасаде ниши имитируют арх-ру, вихары по ярусам

- каменный портик не сохранился

- внутри – колоннада с 2 обходом, колонны без баз и капителей

- солнечное окно (от дерев. конструкций)

- ложные стропила - гнутые балки на своде(от дерев. конструкций), стрельчатые



Чайтьи в Карли:

- высота 45 м.

- перед храмом – стамбха

- 6 солнечных окон, ранее были и решетки на них

- настоящие деревянные стропила - гнутые балки на своде

- колонны 8-гранные, базы – кувшинки, капители – лотосы, на них митхуны на слонах

- маленький интерколумний, узкие боковые нефы, большая ступа с высоким зонтом

- - портик внутри: изображения донаторов (жертвователей на строит-во храма) в виде митхун (супружеская чета), между ними триада: Будда с ававлокитешварами

- Скульптура – сосредоточие праны (энергии), резкая светотень, почти 3-мерна, без полировки песчаника- пористая бархатистая поверхность, живость, легкость улыбки, изображение гармония, счастья.

архитектура, скульптура; проблема синкретизма.


Искусство времени Кушанского государства.( I-III вв. н.э.)
Эпоха махаяны – широкий путь спасения

78 й г. – 4 буддийский Собор узаконил махаяну

Объекты поклонения антропоморфны:

- Будда Шакья Муни - Будда, Ситхартха Гаутама,

- Бодхисаттвы (бодхи-просветленный, сатва-благодать, распространяют учение среди людей)

Складываются 32, 84 признака совершенства Будды( длинные пальцы, мягкие ступни),

позы – асаны, положение рук – мудры

3 вида Будд в махаяну:



Матрейя – Будда будущего

Авалокитешвара – Будда милосердия

Маджушри – Будда охраны учения

Доделаны Ворота ступы № 1

Центры:

Матхура.

- традиционный индийский подход, мясистые губы, массивная, крепкая фигура, широкое крестьянское лицо, одежда облипает тело

- Бодхисатва Матрейя, крас. Песчаник, стоит, ладонь вверх

- Будда «капардин», красный песчаник, по пояс, ладонь вверх



Гандхара (Афганистан)

- выше техника обработки, более утонченные, эллинистические веяния, складки манерно изысканны

- Будда из Калькутского муз.: сидит в позе лотоса, нимб, волосы в пучке, глаза закрыты

- Будда Тахт-и-Бадхи: на троне в позе лотоса, завитки волос в пучке, плащ на 1 плечо

Амаравати,

- одухотворенное овальное лицо



- Рельефные плиты облицовывали ступу: многофигурные композиции: Рождение Будды, Удаление Будды в Гималаи, Оплакивание Будды учениками, Сон Майи, Искушение Будды войском Мары (живо, объемно, натуралистично, разный масштаб фигур)

 
ИСКУССТВО Индии IV-VI вв. н.э.



Классическое гуптское 320 - 485 и постгуптское 2 пол. 6 – 7 в
Расцвет государственности, рафинированной городской культуры.

Гупты – конец древности, связанной с расцветом монастырей (они играют роль университетов)

«Атха-Шастра» - трактат об искусстве политики, домохозяйствовании

Трактат Кама Сутра - Кама – любовь, страсть, бог воплощения Вишну, с луком

Учение о Чакравартене – об идеальном правителе

Шипа-шастры – трактат о ремесле (о ваянии только по правильным пропорциям)



Жилая и дворцовая архитектура (по материалам росписей монастырей)

- строили из дерева, применяя драгоценные ткани



Гуптская классическая скульптура.

Будда из Калькуттского муз, Сарнатх, 5 в.

- стоит, мокрые одежды – прозрачный плащ облипает тело

- тело кажется имматериальным, из энергетического потока,

- пропорции вытянуты, тело=108 модулей (длина большого пальца)



Будда из Сарнатха 4-5 в

- сидит в позе лотоса, руки в мудре, волосы в пучке из мелких завитков,

-большой ажурный нимб, прозрачная одежда без складок,

- отвлеченность, одухотворенность



Будда из Матхуры 4-5 в, Калькуттский музей.

- массивная, крепкая фигура, лицо благородное, одежда облипает тело, мокрые складки



Аджанты

В скульптуре:

- эффект мокрых одежд, идеально тонкая проработка

- создается иконография: прическа из мокрых прядей, с пучком на макушке

- система жестов: 12 хаст и мудр

- отвлеченность, величие образа

- неполированная поверхность
Арзитектура и живопись Аджанты
- возник еще в 100 г.до н.э.

- обучалось 10 тыс студентов.

-на берегу реки Вагхора (тигровая река), 29 помещений

- кельи выходят в центр зал, главное – не чайтья , а вихара

- ступа превращается в трон с балдахином, на ней сидит Будда (уже не сфера мира!)

- скульптура портик живописна, но не такая, как раньше. Она была ракрашена

- Сложение в скульптуре Аджанты алтарной триады и роль живописи в этом процессе.

- принцип оформления Аджанты – живописный, сохранились на высоте 1,5 м.

Архитектура:

Вихара № 1

- на фасаде пещеры – веранда с 6 колоннами разной отделки, сам зал квадратный, с 4 сторон по 20 колонн стоят по Р кельи. Напротив входав святилище - алтарь



Первый алтарь: каменный горельеф Будды во время 1й проповеди (у ног – 2 оленя),

К нему примыкают 2 изображения: Шакья Муни (царевич с короной) и Авалокитешвара

Философское прочтение – по бокам учения – царственность и милосердие.

Свита Шакья Муни: монахи-брахманы и царевич с лотосом

Свита Авалокитешвары: митхуны, небесная музыкантша

- выпуклая нижняя губа, полузакрытые веки, темное тело с пробелами

- чувственность, одухотворенность, мягкость, эмоциональность

Чатья № 19

- вход оформлен портиком, солнечным окноми рельефами Будд, внутри – разные колонны, над ними – ниши с Буддами , ступа вытянулась:трон с балдахином, на нем стоит Будда (в чайтье 26 он сидит)



Росписи Аджанты IV-VI вв. н.э. и более ранние буддийские “фрески”, начиная с I в. н.э. Техника, материалы, красители:

- 2 слоя штукатурки (грубый и нежный), грунт и краски (на сухую штукатурку, минеральные: охра, сажа, белила, лазурит, малахит, индиго), преобладает коричнево-оранжевый колорит


 - 8 гр. Столбы и потолки расписаны одинаково: челов.фигуры, цветочные гирлянды, капители, меандр, подвесные ожерелья

- потолок:- деревянные кассеты, из которых видно небо, растения, птицы,

- балки объемны, но нет единого источника света,

- в центре – рисунок навесного дер.купола

- танцовщица несет лотос Будде

- небесные музыканты, лебеди, лотосы славят Будду

- 2 человека, 2 змеи – митхуны

- белый слон – нет черных линий

Храм № 1 :джатаки- истории предыдущей жизни Будды (на фоне дворца):

- Будда на коне в окружении локапал (стражи сторон света), несут копыта коня

- Джатака и Вишвантаре: Вишвантар выходит из дворца, становится отшельником, находит хижину, царевич изображен 4 раза.

- джатака о царе нагов (змей), о царевиче Шибе (спас голубя)

Проблема композиции решается локальным освещением : зеркало

Храм № 17

- Будда встречает жену и сына (условный масштаб)

- Летящий Индра в сопровождении музыкантов и небесных дев (один Индра белокожий)

- принцесса с зеркалом и служанки

В лит-ре – стиль кавья – слащавый, украшенный



Индийские пещерные и скальные комплексы 7-8 в.

С 7 в. новобрахманская религия (индуизм), стала преобладать. “Hindu revival’.

Иконография Брахмы, Вишну и Шивы и родственных им божеств - Лакшми, Парвати (Дурги), Картикеи (Сканды), Ганеши.

Предыстория индуистского зодчества в IV-VI вв.



Храм Дурги в Айхоле 6 в:

- сложение типа отдельно стоящего индуистского храма : куб с башней над алтарем

- признаки его сходства с чайтьей:

основные части - святилище вимана с целлой гарбхагриха (целла с алтарем линга-йони внутри), притвором и помещением для молящихся мантапа (мандапа).

- наружная часть напоминает открытую галерею на столбах

Скальный комплекс в Мамаллапураме 8 в.

- Рельеф “Нисхождение Ганга”

Гнев богов – задержан Ганг. Герой Арджуна не смог отпереть Ганг. Отшельник Бхагиратха попросил Шиву открыть Ганг. Шива открывает – поэтому в его волосах морские чудовища. Слева рельефа – гении, Шива, Арджуна, отшельник, в центре-расщелина с имитацией водопада и Нагом с Нагиней, справа - люди и животные приветствуют богиню Ганги, большие фигуры слонов, мелкие фигурки людей

- Ратхи:

из цельной скалы вырублено 5 ратх, названы по именам эпических героев:

Квадрат в плане, завершены многоступенчатыми формами: пирамида или бочкообразное покрытие

- из этой же скалы высечены крупные животные: лев, бык, слон (культ Шивы)



-Пещерные храмы: вырубленные в скале пещеры с поддерживаемым колоннами вестибюлем: пещера 5 братьев-Пандавов – рельеф Кришну, храм Тримурти - Шиве

Отдельностоящий Прибрежный храм Шиве 8 в.

- квадратная цела + вестибюль + зал для собраний на колоннах. Над целой и залом – шикхары, многоярусные, с круглой подушкой

- храм обнесен каменной оградой с быками Нанди, посвященными Шиве: борьба Шивы со львом

Пещерный комплекс в Эллоре.

-Храм Рамешвара (пещера № 1); усиление иллюзионистических эффектов скульптурного декора. Влияние особенностей освещения в индуистских храмах на восприятие скульптуры.

-Храм Кайласанатха 8 в.

- находится посреди вырубленного из скалы двора 58 на 51 м и на 33 м уходит в скалу

- храм вырублен из скалы вместе с фигурными украшениями

- скульптурный декор – монументальные сцены индуистской мифологии



Пещерный комплекс на о-ве Элефанта.

- Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы. Формы отражения идей универсализма в его иконографии и художественном решении всего комплекса храма .


Средневековое Искусство Северной Индии. IX-XII ВВ.
Развитие эстетической мысли в Индии в средние века. Разработка теории раса и ее отражение в театральном и изобразительном искусстве. Концепция “игры” (лила) и стилистика оформления культа Кришны в искусстве.
Развитие индуизма, разрабатывается пантеон, строительство храмов

Архитектура: разрабатывается отдельно стоящий тип храма



  1. С-В Индии, княжество Орисса ( Бхубанешвар, Конаракк)

  2. Матхья –Прадеш (срединное княжество) ( Кхаджурахо)

Бхубанешвар: все храмы из красноватого песчаника

Муктешвары:

- башня имеет слегка наклоненные грани, завершается подушкой – амалака

- декор только на наружных стенах храма: растения, стебли, завитки на порталах

Парашурамешвар

- из каменных блоков

- 4 гранная шикхара над алтарной частью

- сверху – круглая подушка и трезубец – атрибут Шивы

- к ней примыкает зал для священной церемонии с 2-скатной крышей

- декор: низ – антропоморфный, верх – растительный


От 8 к 11 в шикхара и зал вытягиваются:

Башня – в кукурузный початок, зал – в пирамиду

Муктешвар,

Раджарани (Царь и царица)

- органичная форма: початок (фаллос Шивы и жен. Плодородный орган), по углам – 4 мал.башни

- внизу – 2-яр рельеф: митхуны, Наика красит ступни,

- в 11 в скульптура становится манерной: сильный спиральный изгиб, прием трипханга



Лингараджи 1000 г

- действующий, к 3-зубцу присоединены флаги, вокруг – дочерние храмики

- шикхара в виде початка и пирамидальный зал

-макс число ярусов, самый высокий

- все числа символичны, 108 (строгое обрядово-ремесленное руководство)

храм Сурьи в Конараке

- Сурьи – бог Солнца на колеснице из 7 коней

- город паломников, исцеления; построил правитель

- шикхара обрушилась, осталась только пирамида (черная пирамида)

- храм уподоблен колеснице : шикхара – балдахин, зал –возничий, были 7 коней

- на цоколе – 24 колеса, большие колеса в рост человека – на спицах – митхуны

- нижние 2 яруса – Эротические сцены божеств

- на ярусах зала – небесные музыканты, мелкие –резьба для Бога, не для нарда

- неподалеку от храма – слоны борются с демонами (выше обычных слонов) – упадок вкуса



Кхаджурахо: - эротизм макс выражен, культ Камы

- над целой, антаралой, мандапой и входом – самостоятельные шикхары,

самая высокая – башня целы, ступенчато понижаются
Паршванатх (IX в.)

- 4 гр.шикхара с дополнительными башенками остается, но пирамида зала скашивается и примыкает к шикхаре – как человек на корточках обхватил колени

- верхняя часть – геометр рельефы с математ символикой

- нижняя часть – 3 яр рельефы, разделены горизонт кружевом:

2 ряда богов внизу и ряд митхун сверху

Симха – морда льва, Маккара – спутник Камы (дельфин-носорог)

- стена раскрепована

- Наики в гиперрельефе, Наика умащивает волосы маслом,, Макара, Ян (бог смерти), Шива с Парвати, Кама с Рати, в руках – лук и стрелы, целится в глаз,супружеские пары

- условные тонкие одеяния

- упругий изгиб фигур

- глазной контакт супругов

- тонкий длинный нос, бровь до виска как жгут, пухлые губы, выпуклые глаза



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет