Е. Бурбо, Таллинн
Интегрированный урок :
«Тема милосердия в еврейской литературе 20 века»
Цели урока:
-
Ученики ознакомятся с понятиями иудаизма – цедака (милостыня), гмилут хасадим (добрые дела).
-
Ученики ознакомятся с мнением Рамбама об этих понятиях.
-
Ученики приобретут опыт работы с классическим еврейским текстом.
-
Ученики познакомятся с творчеством Я. Шехтера на материале рассказа «Признание сумасшедшего».
-
Ученики разберут различные проблемы, могущие возникнуть при оказании помощи ближнему.
-
Сформировать у учащихся потребность в оказании помощи ближнему на основе изученных классических и литературных текстов.
1-й урок
Вступление:
1. Слово учителя - рассказ о нищих в московском метро. Чтение отрывка из рассказа Я.Шехтера «Сюжет, продиктованный чаем»:
«... и неисчеслимое количество старушек , молящих о милосердии, предлагающих в переходах три морковинки, кучку яблок. У бабок нормальные лица и усталые от многолетней работы руки...».
(Можно прочитать «Отрывок о нищем» или «Разговор между двумя друзьями»).
2. Постановка проблемы: Нужно ли помогать ближнему? (Вопросы к классу).
3. Построение ассоциативного ряда - отрицательные и положительные стороны помощи ближнему (запись на доске):
« + » « - »
Выполнение заповеди Унижение берущего
Доброта Тщеславие дающего
Благодарность нуждающегося Развращение деньгами
Чистая совесть и т.д.
и т.д.
Предварительное деление на группы: кто «за» и кто «против» помощи ближнему ( учащиеся высказывают свое мнение)
4. Какая заповедь приводит к мысли о необходимости помощи ближнему? (Возлюби ближнего как самого себя»).
5. Чтение отрывка рабби Ш. Р. Гирша «Неопубликованные письма»:
«Бесконечный круговорот объединяет и связывает между собой все сотворенное… Все что-то отдают от себя и получают что-то взамен, ничто и никто не живет ради себя….Мудрецы сказали: «Бог есть любовь». Любовь – основа мироздания. Вся вселенная нашептывает тебе: « Любовь, любовь, любовь…».
Возможно прочитать отрывок из рав И.Д.Соловейчика «Община и индивидуум»:
«Когда «я» осознает свою ответственность за благополучие «ты» …Это означает общину совместной боли, общего страдания».
(Чтение отрывков на выбор и с комментариями учителя).
6. Как называется милостыня в классических текстах иудаизма?
Цдака: чтение определений Цдаки в классических текстах : глава «Дары беднякам» и глава «О милосердии». Какое значение еще имеет это слово?
Почему «цдака» обозначает и справедливость? (Дополнение ассоциативного ряда
справедливость, праведность, благодеяние). Комментарии учителя
7. Вопрос к классу: Какие примеры из классических текстов вы знаете?
(Положительные и отрицательные примеры: Авраам и ангелы, сдомовцы - Тора).
Основная часть урока:
1. Слово учителя: Как в литературе раскрывается тема «цдаки»? Обратимся к новелле Якова Шехтера «Признание сумасшедшего» (2- 3 предло-
жения о творчестве Я.Шехтера). Шехтер о себе: ...и вообще, чем писатель отличается от обыкновенного враля? Старый – престарый вопрос, и ответ на него давно найден. «Выходящее из сердца всегда доходит до других сердец, а враньё неизбежно повисает в воздухе. «Верю!» читателя превращает вымысел автора в правду такой мощи, что подлинные события немеют перед придуманной истиной». (В.Сердюченко «Адрес прописки: Израиль»).
2. Прочтение текста до заключительной «Прошло несколько минут и вдруг странная мысль остановила меня у привычного входа в состояние молитвы…»
3. Анализ литературного текста (вопросы к классу):
-
Куда должен идти еврей,если он сбился с дороги ?
-
Почему рассказывает об этом Янкл,есть ли в этом символический смысл? (нравственный выбор).
-
Почему автор рассказывает легенду о рождении Гаона? Что произошло? (чудо).
-
Какое чувство охватило Янкла перед началом рассказа реб Берла? (предчувствие иной реальности, свершения чуда).
-
Кто спас реб Берла? Что произошло? (пророк Элияу. Произошло чудо)
-
Что вы знаете об этом пророке? (Виленский Гаон) Комментарии учителя: становится понятно, почему рассказ начинается с легенды о Виленском Гаоне.
-
Какую молитву должен читать спасенный мальчик (чтение отрывков молитвы «Шма, Исраэль»).
-
Где сохранена старая Вильна? (в синагоге).
-
Как подают старики цдаку незнакомцу? Помогли ли эти деньги незнакомцу?
-
Как ведут себя старики и реб Берл, слыша повторную просьбу о помощи ?
-
Встретил ли сочувствие незнакомец? Как он ощущал себя? (лишним).
-
Возможные варианты финала рассказа. (Ответы класса).
-
Чтение рассказа до конца. (Учитель).
-
Вопросы по финалу рассказа: В какие моменты приходит пророк Элияу? Для чего он приходит? (Для помощи и проверки).
-
В чем состоит настоящее испытание? (В милосердии).
-
Каковы последствия поступка главного героя? (Получение разрешения на выезд, исцеление).
-
Что произошло с главным героем? Произошло ли чудо, или эти события – случайные совпадения?
-
Почему Янкл ничего не рассказал о случившемся реб Берлу? («…кaждый должен сам пробиваться через толщу,
отделяющую его от истины»). Можно прочитать отрывок из
главы «О милосердии: Тот, кто отворачивается от нищего,
просящего милостыню, нарушает заповедь Торы…не
ожесточи сердца своего не сожми руку свою перед
нуждающимся братом твоим» (Дварим ,15:7).
4. Слово учителя: Постарайтесь определить главную идею рассказа. Вам могут помочь отрывки из классических текстов: «Склонность к добру , к благодеянию (цдаке) присуща потомству Аврагама…(Брейшит, 18:19). Наши мудрецы говорят, что избавление еврейскому народу придет благодаря тому, что евреи будут выполнять заповедь цдаки, как сказано: «Сион будет искуплен правосудием,а раскаявшиеся его Благодеянием» (Йешагу,1:27, глава «О милосердии»). Исходя из вышесказанного, как можно объяснить название рассказа? (Чтение отрывка «В Тель-Авиве и без такого легко прослыть сумасшедшим…» - грешность города).
зал о случившемся реб Берлу?*Почему Янкл ничего не рассказал о случившемся реб Берлу?*ысл?* Тщеславие дающего
2–ой урок
В начале урока на доске вновь написаны ассоциативные ряды: «Положительные и отрицательные стороны помощи ближнему».
1. Ученики рассаживаются по группам - группа «за» и группа «против».
2. Несколько слов учителя о Рамбаме.
3. Учитель раздает карточки : «Ступени цдаки» (Рамбам, Мишна Тора, Законы о подарках бедным, гл.10) .
Задание ученикам: распределить карточки в правильной последовательности -от наиболее высокого нравственного уровня до самого низкого. Следующий этап: отчет каждой группы о разделении «ступеней цдаки». Затем дискуссия по результатам каждой из групп.
В конце дискуссии учитель раздает листки с оригинальным текстом Рамбама .
4. Слеующее задание: определить - к какой ступени цдаки можно отнести пожертвование главного героя рассказа Я. Шехтера и обосновать свое мнение. Учитель: На мой взгляд, поступок главного героя можно отнести к высшей ступени цдаки. (После обсуждения).
5. Дискуссия по группам: обосновать свою позицию («за» и «против» оказания помощи ближнему). Возможно кто-то поменяет свое мение и перейдет после чтения рассказа,обсуждения статьи Рамбама и дискуссии в другую группу.
6. Заключительное слово учителя: «Каждый должен сам пробиваться через толщу, отделяющую его от истины, искать в ней лишь для него предназначенную нишу» (Я.Шехтер «Признание сумасшедшего»), поэтому я даю вам задание на дом – написать эссе «Нужно ли быть милосердным?» (рефлексия на рассказ Я.Шехтера и отрывки из классических текстов о милосердии.)
Можно прочитать в заключении отрывок из рассказа Я.Шехтера «Сюжет, продиктованный чаем» (читает учитель) : «...Увидев нищего, мы невольно ставим себя на его место, жалеем себя и подаём, по существу, самим себе...»).
Р.S. Эти уроки, по моему мнению, могут быть проведены в 11-ом классе.
Использованная литература:
1. Я.Шехтер: « Признание сумасшедшего»
(http://www.lechaim.ru/ARHIV/137/shehter.htm)
2. Я.Шехтер: «Сюжет, продиктованный чаем»
(http://club.sunround.com/journals/7shechter.htm)
3. Раввин Израэль – Меир Лау: «Практика иудаизма» (В свете устной Торы)
Изд-во «Массада» 1991 г. (Глава «Дары бедным»).
4. «Быть евреем» (раздел «Повседневная жизнь еврея», часть II, глава «О
милосердии».
5. Рабби Ш.Р.Гирш: «Неопубликованные письма»
6. Рамбам «Ступени Цдаки». Мишна. Тора. Законы о подарках бедным.
Гл. 10.
7. Валерий Сердюченко: «Адрес прописки: Израиль».
(http://club.sunround.com/22/serduch_shehter.htm)
8. Рав И.Д.Соловейчик «Община и индивидуум».
Достарыңызбен бөлісу: |