ИСКУССТВО СТРАН ИСЛАМА
Основные регионы мусульманского мира. Возникновение и распространение культуры ислама в средние века, Новое и Новейшее время.
Особенности искусства стран Аравийского полуострова, Сирии, Ирака и Палестины, Египта и стран Магриба. Мавританское искусство в Испании. Искусство Ирана, государств Средней Азии. Искусство Турции и сопредельных стран. Основные периоды развития. Место мусульманского искусства в мировой культуре. История взаимодействия искусства Европы с искусством Ближнего и среднего Востока. Культура России и культура стран ислама.
Особенности и специфика архитектуры и искусства ислама. Виды культовых построек (мечеть, минарет, медресе, мавзолей) и светских (замок, дворец, караван-сарай и др.), их специфика. Иерархия видов и жанров искусства в мусульманской традиции. Проблема изобразительности; Коран и хадисы об антропоморфных образах. Особенности и роль искусства каллиграфии, ее взаимодействие с изображениями. Важнейшие канонические почерки арабского письма: куфи, ( включая его листвичные и цветочные формы), насх, сульс, насталик, дивани и др. Ибн Мукла и его роль в развитии каллиграфического искусства.
Особенности книжного искусства в странах ислама. Книга в контексте мусульманской культуры. Приемы оформления книжных обложек и страниц. Организация труда в миниатюрных мастерских. Проблемы авторства в миниатюре.
Крупнейшие мыслители Ближнего и Среднего Востока о художественном творчестве.
Основные этапы изучения искусства ислама в западно-европейской и отечественной науке. Иван Щукин как собиратель и исследователь миниатюры.
Взаимодействие принципов мусульманского искусства и архитектуры с другими культурными традициями Востока в Южной и Юго-восточной Азии.
Тенденции ориентализма и искусство Ближнего и Среднего востока.
4. Искусство Древнего Йемена
Древнейшие художественные традиции Аравии. Минейское и Сабейское царство, государство набатеев. Специфика культуры кочевых народов, роль устной литературной традиции. Древняя городская архитектура Южной Аравии (в частности, Йемена) и ее отображение в сохранившихся постройках в Сане
Сана
- узкие улицы, 7-8 этажные пирамидальные здания, верхние этажи отступают вглубь, образуя террасу, крыши окружены парапетом, каждый дом для одной семьи (в Хадрамауте дома похожи на башни), дома украшены белым лепным узором на фоне желто-коричневого камня) обрамляющим окна и делящим этажи. Многоэтажность и полихромия фасадов, отделанных лепниной – черты арх-ры Юж. Аравии
мечеть аль-Кабир (670-е гг) в Сане
- горизонт протяженность, имеет большой двор, обнесенный аркадой, во дворе – святилище из рядов красного и темного камня (из Гумдана), 2 минарета 9 в.
- на фасаде с барельефами предположительно из замка Гумдан 2-8 вв.: орел, лев из меди
( замок Гумдан имел 20 этажей, с облицовкой стен из белого-красного-черного-зеленого камня) - минаретами, жилая архитектура с ее традициями многоэтажности и полихромии
Мечеть Джанадиа (632) близ Таиза
- дворовая, с аркадой на толстых столбах, с др стороны двора – молитвенный зал
- высокий минарет :8-гранные, цилиндр ярусы, украшен белой лепниной
МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ.
Хиджра (622 г.) – переселение Мохамеда из Медины в Мекку
Дом Мохаммада в Медине
- первое молитвенное помещение: большой внутр двор, в Юж части – портик для проповедей с колоннами в виде стволов пальм, покрытый пальмовыми листьями
Святилище Каабы в Мекке (608, отстроено после пожара в 684).
- отстроена в н. 7 в: чередование слоев дерева и камня, 12 на 10 м.
- отстроено после пожара в 684 полностью из камня, покрыта черной тканью, внутри мозаики и метеорит в серебре
Понятие о кибле: ее перенос из Иерусалима в Мекку. Зарождение архитектурной формы михраба – ниша в стене, указывающая направление на Каабу
5. Арх-ра Арабского Халифата династии Омейядов (7-8 ВВ).
Сирия, Ирак, Палестина.
Арабская экспансия 7-8 вв. Особенности развития арабской культуры на территории бывших византийских провинций.
Главную роль стала играть Сирия
Мечеть Омейядов в Дамаске (706-715) Валида
- дворовая (колонная) мечеть, длина 140 м.
- раннехрист. базилика Иоанна Крест
- Сев стену открыли, пристроили двор с Сев ( с квадр и круг колоннами)
- нефы уравняли, построили дополнит поперечный трансепт, который ведет к михрабу с куполом на Юге
- 2-ная колоннада с Коринф капителями, плоские стропила
- мозаики с образами райского сада: на золотом фоне арх-ра, водоем, деревья, нет животных ( похоже на Помпеи), инкрустация из мрамора
Мечеть аль-Акса в Иерусалиме (нач. 8 в.).
- перестроена из раннехрист базилики
- центрально-купольная, с минаретом с балкончиком
- обилие многоцветной мозаики в арках с изо-ем растений
Мечеть Скалы (Купол Скалы) 687-691 в Иерусалиме (Куббат ас-Сахра)
- на горе Моия, где был первый храм Соломона
- стоит на террасе в середине площади
- мирадж – вознесение пророка с этой скалы, т.е. как реликварий
- центрально-купольная постройка, 8-гранник d =50 м со стрел. куполом d=20
- интерьер: 2 кольца колонн (8 и 4), полосатые арки,
мозаики: на золотом фоне растения, вазоны, арх-ра, жемчуг
- снаружи стрельчатые арки окон, изразцы поздние
Замки:
- воспроизводились в военных ставках еще до ислама по римским канонам (правильной геометр.формы, симметричное расположение зданий)
Мшатта (первая пол 8 в.) в Иордании
- квадрат со стороной 150 м,
- мощные стены, кладка из камня и кирпича с полукруглыми башнями с куполами,
- мечеть
- на юж фасадной стене у входа - фриз 5 м: треугольники, в них – розетки, птицы, животные, плетенка (принцип арабески). Тонко, ажурно, декоративно
6. Мозаики и монументальные росписи эпохи Омейядов
Росписи в дворцовых постройках и загородных резиденциях
Каср аль-Хайра (западный) (8 в.) близ Пальмиры (Сирия)
- дворцовая постройка с открытыми сводчатыми залами
- рельеф по стуку, фигуры людей в высоком рельефе (юноша с овцой - от эллинизма)
- роспись на штукатурке по сухому: юноша среди сатиров и винограда – вакханалия, охота (воин на коне), 2 музыканта в арках - графично
Хирбат аль-Мафджар (сер. 8 в. ) близ Иерихона (Иордания),
- мечеть, дворец, баня – хаман
- мозаика Древо жизни: борьба копытного и хищника
- изо-я в бане: купающиеся женщины, охота
Куссейр Амра (первая четверть 8 в., Иордания) .
- осталась баня с росписями
- росписи распложены в верхней половине стены: сцены труда, охота на антилоп, купающиеся, арх элементы: арки, кессонированный потолок, Халиф на троне, аллегорический плафон: зрелость, юность, старость. Колорит светлый
7. Арх-ра Арабского Халифата династии Аббасидов ( 8-10 ВВ.), 11-14 ВВ.
сер. 8 в - власть перешла к Аббасидам.
Центр культурной жизни передвинулся в Ирак
Багдад (построен в 762-766) – столица, город мира «маддинат ас-салам»
- раскинулся по берегам Тигра
- радиально-кольцевая планировка, 2-ное кольцо стен
- в центре площадь: диван, дворец халифа, тюрьма, окружена стеной
- вокруг – жилые кварталы, окружены вторым кольцом стен
- развитие науки, искусства, лит-ры (макамы – короткие рассказы, Абул Ала Маари), булат, дамасская сталь
Самарра (временная столица халифа Мутасима в 836-892)
- тянется вдоль Тигра на 10 км, опустела из-за нехватки воды, население: придворные, ремесленники и гвардия
Дворец-замок Ухайдир (втор. пол. 8 в.) близ Кербелы.
- загородный замок с 2-ной оградой с полубашнями
Дворец Балкувара (9в.) в Самарре.
- похож на замох Мшатта в Иордании, но больше в 15 раз
- стена с полубашнями
- квадрат, на оси – 3 площади, по бокам – хоз постройки, в Юж части – мечеть
-нижние части стен облицованы панелями с резьбой по стуку: квадрифолий с бусинами, виноградная лоза
- ганчей (резьба по сырой штукатурке) плоская орнаментальная резьба, в отличие от Омейядов, уже более декоративное ковровое заполнение, сильно геометризованные мотивы
- росписи бани при дворцовом гареме: танцовщицы (линейно, грубовато), всадники, охотник, в обрамлении геометр узора. Плоскостно, ярко, декоративно
Декоративные стуковые панно, росписи. Формирование принципов мусульманской орнаментики. Понятие об арабеске. Проблема стилистической взаимосвязи с изобразительным искусством сасанидского Ирана.
Мечеть Мутаваккиля с минаретом аль-Мальвия сер 9 в. в Самарре
- типичная арабская колонная мечеть, но больше сирийских – 450 колонн
- особенность – плоское перекрытие галереи (перекрытие лежит не на арках , а прямо на капителях)
- толстая кирпичная стена с башнями и крытой галереей
- минарет аль-Мальвия: стоит отдельно к Сев от мечети, h=45 м, без внутр пр-ва, конус со спиральной лестницей и площадкой наверху, на цоколе
Распад арабского халифата в к. 9 в., как мировой державы (отпала Ср.Азия, Иран, Египет, Сев.Африка, Закавказье) и продолжение развития его культурных традиций в 10-13 вв. в Ираке, Сирии, Месопотамии и других странах на бывших территориях халифата. Развитие городской среды Багдада и Дамаска.
Ворота Талисмана в Багдаде (1221)
- над аркой – изо-я переплетающихся драконов, в центре - человек
Большая мечеть в Халебе (Алеппо) (осн. в 8 в.) с минаретом к.11в.
- тип колонной мечети по типу мечети Валида
- 2-ярусные стены с башнями, мосты с колоннами через ров
- слабострельчатая арка с активной светотенью
- декор: переплетенные змеи – охранная функция
- минарет: 4-гранная призматическая башня, украшенная аркатурой
Мавзолей Зубайды 13 в в Багдаде
- внизу – 8-гранник с плоскими квадратными нишами, с символичным саркофагом, вверху – пирамида со сталактитовыми окнами
Развитие айванной композиции в архитектуре медресе.
Цитадель в Алеппо (11-13 в).
- крепостная архитектура: мосты, стены и башни украшены машикулями, арками и нишами, нарядно!
Эволюция архитектурного декора.
8. Арабская миниатюра 10-13 в. Сирийская школа.
- традиции византийской живописи: монументальна, немногословна
“Фармакология” Диоскорида 1229
- иллюстр. на всю страницу, геральдично
- Диоскорид в арке на золотом фоне сидит с растением
- 2 ученика в орнаментированных костюмах
- Виноград – натуроподобно, Чечевица - декоративно
“Отборнейшие мудрые изречения и красоты говорящего” (1я пол. 13 в.)
- Сократ на камне с 2 учениками - восточные типы лиц, орнамент. костюмы, нет визант пережитков
- Сократ на холмике: холм в разрезе, фон белый, непроработанный, щеточка травы
- Солон с учениками
- фронтиспис: 6 философов вписываются в орнамент
“Калила и Димна” 1200-1220 (история о 2 шакалах)
- перевоспитание льва в еде: цветок, лев и шакал: белый фон, геральдично
- Царь воронов: изображен диван – собрание воронов
- Борьба с совами: ворон втерся в доверие и поджег пещеру сов
- Царь слонов и царь зайцев: купол неба, вода
9. Арабская миниатюра 10-13 в. Багдадская школа.
Багдадская (иракская, арабо-месопотамская) более продвинутая, чем сирийская, нет зависимости от Византии, создают свои приемы, используют арх-ру для создания ярусов, пр-во развивается и снизу и сверху, событийна, характерна, авантюрна, более восточная, эмоциональная, связь с Ираком
Коран 11 в
- фронтиспис: геометр структура заполнена геометр орнаментом и плетенкой
“Книга песен” 1218-1219
- Правитель в центре, вокруг - знатные дамы-ангелы, монголоидные лица
“Послания братьев чистоты” 1287
- Писец, записывающий текст учителя: орнаментально, декор нимб, щетина, охристо-синий колорит
Книга противоядий к 12 в.
- Правитель с дамами предается винопитию: 2 ярус композиция
- Выращивание лечебного растения, 2-ярус композиция
“Макамы” аль-Харири из Санкт-Петербурга (1225-35)
- фольклораня приключенческая история об Абу Зайде – поэт и авантюрист
- Абу Зайд приходит к правителю с сыном, выдав его за прохожего: правитель на троне, в арх-ной декорации
- Военный лагерь: ершик травы строит кулисы
- История о потерянном верблюде: ночь, шатер в разрезе, фон – пики
- Абу Зайд на необитаемом о-ве: море ограничено, люди на корабле в 2 яруса
- колорит строгий и нарядный: синий, красный, золотой
“Макамы” аль-Харири из собраний Парижа (1237, художник Яхъя ибн Махмуда аль Васити)
- Абу Зайд на необитаемом о-ве: богатый о-в с экзотическими растениями и птицами
- Беседа у деревни: Абу с сыном, на верблюде, предлагает купить экспромт, люди в домах на заднем плане
- Военная процессия празднующих: всадник на коне, музыканты на верблюдах
- 2я Процессия движется навстречу: изокефалия
- богатый колорит: + нефритовый, голубой, охристый, нарядно!
Книга Создания 1360-70
- Ангел Есрафим дует в трубу: желто-зеленая одежда, красные крылья
10. Декоративно-прикладное искусство стран Арабского Халифата
Художественное ремесло Сирии и Ирака 9-13 вв.
Керамика:
9 в.- создали технику надглазурной люстровой росписи. Существовала керамика с подглазурным орнаметном: орнамент прорезался по белому ангобу до красного мяса.
Керамика Самарры:
- неглаз и глаз, орнамент: темно-синий и зеленый на светлом фоне, группа «тигровой керамики» - желто-зеленая
- юстр: рубиновый, золотой, коричневый, зеленый
- узор: раст побеги, сетка, штриховка, чешуя, фигурные изо-я
Ракка в Евфрате: прозрачная синяя глазурь с подглаз орнаментом черного цвета
Русафа: полихромия
Достарыңызбен бөлісу: |