ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВСЕМИРНОГО КУРУЛТАЯ БАШКИР
ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН
Национальный состав населенных пунктов по переписям XVIII-XX веков
УДК 316 ББК63 Д97 '
ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН. Национальный состав населенных пунктов по итогам переписей XVIII-XX веков. - Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ, 2002,30 с.,табл.
Ответственный редактор: заместитель председателя Исполкома Всемирного курултая башкир К.А.Аралбаев.
В брошюре на основе архивных материалов анализируется
национальный состав населенных пунктов района. Приводятся
исторические сведения о вотчинном праве башкир на
землевладение и диалектных особенностях населения данного региона.
Сборник посвящен к предстоящей Всероссийской переписи
населения в октябре 2002 года, а также предназначен для тех, кто
небезразличен к своим историческим корням.
ISBN5-94705-024-2
© Исполнительный ком итет Всемирного курултая башкир,2002
ИЗ ИСТОРИИ БАШКИРСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
(по материалам переписей XVIII-XX вв.)
ВВЕДЕНИЕ
Каждый гражданин имеет право на получение объективной информации. Обеспечение данного права человека является задачей не только специальных ведомств, государственных органов, но и непосредственным долгом широкой общественности - принципы открытости и доступности при получении человеком знаний о своей истории, о судьбе своего народа, о прошлом родной земли должны стать руководством при определении будущего любого народа. Ибо участие самого народа в выборе своего пути развития является необходимым условием дальнейшего его процветания.
Исполком Всемирного курултая башкир, как общественная организация, призванная выражать волю башкирского народа, считает своей задачей всемерно содействовать в получении широкой аудиторией всей необходимой информации о прошлом и настоящем башкирского народа. В рамках подготовки к предстоящей Всероссийской переписи населения в 2002 году, в соответствии с программными документами, принятыми на I Всемирном курултае башкир, Исполком ВКБ организовал анализ результатов всех переписей, проведенных в Башкортостане начиная с 1795 г. В материалах нескольких переписей национальность граждан не определена, по этой причине они остались нами не учтенными. Итоги этого исследования сведены в самостоятельные таблицы, составленные по принципу деления на районы.
В них нашли отражение результаты учета населения Башкортостана: ревизий душ за 1795, 1834, 1859 гг., а также переписей 1897, 1917, 1920,1939, 1959, 1979 и 1989 гг. Кроме того, использовались сведения земской статистики о жителях населенных пунктов за 1870 (или 1895), 1901 (или 1905) гг. Бесспорно, итоговые сведения таблиц отражают динамику
3
этнического состава башкирского народа и населения всего Башкортостана на протяжении последних 200 лет и в историко-этнографическом плане представляют важный научный и практический интерес.
Этнокультурный состав башкирского народа ХVI - XIX вв., как всех других народов, был очень сложным. Народная память в виде преданий, шежере и других источников сохранили сведения . о том, что в состав башкирского народа некогда вошли такие крупные этнические объединения как катайцы, усергане, табынцы, кипчаки и десятки других. Как известно, многие эти объединения в свое время образовали самостоятельные союзы племен, даже государственные образования. Присутствие этих и других этнических групп в составе башкирского народа отражает различные и сложные этапы его формирования.
Основу башкирского народа составляли башкиры-вотчинники, владевшие земельными угодиями на правах коренного народа, подтвержденных грамотами русских царей и другими официальными документами. Наукой доказано, что тептяри - особая группа в составе башкирского народа, которая по тем или иным причинам лишилась собственных земельных угодий и попала в категорию безземельного пришлого населения. Эта тептярская группа башкир с башкирами-вотчинниками составляла взаимные договора на пользование или аренду земли. Эти документы назывались дэфтэр. Этим словом, возможно, связан этноним тептяр (тэфтэр, дэфтэр).
Надеемся, что представленные таблицы, наглядно показывающие этническое лицо жителей сел, вызовут определенный интерес не только у краеведов и исследователей, но и у массового читателя. Возможные неточности просим уточнить по предлагаемым источникам.
Названия населенных пунктов Республики Башкортостан даны по двум источникам: Административно-территориальное деление Башкирской АССР. Уфа, 1981; Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан. Уфа, 1999.
4
При составлении таблиц использованы следующие источники:
1795 г.: Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Фонд 1355. Опись 1. Дела 929, 932, 935, 938, 940, 1871,1874, 1876, 1879,1881,1884, 1886. Материалы этих дел опубликованы: Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. Уфа, 20.01. Автор-составитель и ответственный редактор А.З.Асфандияров. С. 40-84. Сравните с данными ревизии 1816 г. Там же. С. 85-107; а также VIII ревизии 1834 г. Там же. С. 111-377.
1859 г.: Центральный государственный исторический архив РБ (ЦГИА РБ).Ф.И-2. Оп.1, Д. 15158. Лл. 233-273; 330-331; 338-339, 340, 342-343а, 347—351, 357-360. Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. С. 378-404.
1870 г.: Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. т. 45. Уфимская губерния. Список населенных мест по сведениям 1870 г. СПб., 1877.
1895 г.: Полный список населенных мест Уфимской губернии. Уфа, 1896.
1905 г.: Полный алфавитный список всех населенных мест Уфимской губернии. Уфа, 1906.
1917 г.: ЦГИА РБ. Ф.Р-473 (Всероссийская сельскохозяйственная поземельная перепись 1917 г.). Оп. 1. Д. 169, 170, 188, 203, 226, 232-240, 242-249, 267-503, 506, 507, 509-579. Опубликовано в сборнике "Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг.» С. 487-624.
1939 г.: Административно-территориальное деление Башкирской АССР. Уфа, 1941.
1959 г.: Башкирская АССР. Административно-территориальное деление. Уфа, 1961.
1989 г.: Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан. Уфа, 1999.
5
Приняты следующие сокращения: баш. — башкиры, баш.-прип. — башкиры-припущенники, вот. — вотяки (удмурты), вотч. — вотчинники, д. — деревня, дв. — двор(ы), жит. — жители, каз. — казахи, крест. — крестьяне, крящ. — крящены, мар. — марийцы, мещ. — мещеряки (мишари), миш.— мишари (мещеряки), м.п. — мужского пола, мус. — мусульмане, нем. — немцы, припущ. — припущенники, рус. — русские, с. — село, тат.— татары, теп. — тептяри, уд. крест. — удельные крестьяне, удм. — удмурты (вотяки), укр. — украинцы, черем. — черемисы (марийцы), чув. — чуваши, яс. тат. - ясачные татары
Составители таблиц: А.З.Асфандияров (руководитель), К.М.Асфандиярова. Во внесении уточнений по отдельным населенным пунктам за 1870, 1905, 1917, 1920, 1939 гг. помощь оказал Д.Г.Кускильдин. Компьютерная версия: Р.З.Гайфуллина. Компьютерный набор: Р.З.Гайфулина, Т.Х..Ишкинин, И.Н.Ханов, С.М.Агзамова, И.Х.Сабитов.
ИЗ ИСТОРИИ ДЮРТЮЛИНСКОГО РАЙОНА
Территория современного Дюртюлинского района с древнейших времен была заселена башкирами племен елан, ельдяк, карши, с родовыми подразделениями идель-елан, кыр-елан, кыр елдьяк, буре-ельдяк. Как утверждает А.З.Асфандияров в своей книге «История сел и деревень Башкортостана, Уфа, 1995, Кн.6», татарские и мишарские деревни на территории Дюртюлинского района появились в XVIII в. По данным Всероссийской переписи 1897 г. в Уфимской губернии татары составляли лишь 8% всего населения (см.: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XVI. Уфимская губерния. Тет. 2. С. 4041. Татар по материалам этой переписи в губернии насчитывалось 184817 чел., башкир — 899910 чел.).
6
К сожалению, по материалам переписи 1989 г. в Дюртюлинском районе резко сократилась численность башкир: они по численности в 2,4 раза уступают татарам. Совершенно очевидно, что перепись 1989 г. не отражает реальную действительность: многие традиционно башкирские населенные пункты по переписи оказались татарскими. Конечно, в данном случае следует иметь в ввиду, что какая-то часть западных и северо-западных башкир, в том числе Дюртюлинского района, постепенно подвергались ассимиляции. Этому процессу в немалой степени способствовали близость языка, культуры и быта башкир и татар, смешанные браки, религия, школа и образование, и, наконец, этнопсихология башкир, их толерантность, терпимое отношение к другим языкам, традициям других народов.
Немалую роль в ассимиляции башкир сыграла
агитационно-пропагандистская деятельность наших соседей,
которые всеми средствами, особенно через школьное
образование и периодическую печать, воздействовали на
национальное самосознание башкир, что способствовало
последовательному росту численности татар. Так, по переписи
1989 г. татарскими стали деревни Верхнекаргино, Назитамак
(Ангасяковский сельсовет), Казы-Елдяк (Байгильдинский),
Урман-Асты (Кукуяновский), Баргызбаш, Ярмино
(Миништинский), Имай-Утар, Тамаково (Московский), Нижнеаташево, Аканеево (Староянтузовский), Суккулово, Новосултанбеково (Таймурзинский), Аргамак, Венеция, Тублюкучуково, Старосултанбеково, Такарлик, Юкаликуль, Юнтиряк (Такарликовский), Аюкаш (Учпилинский сельсовет).
Между тем, исторические документы свидетельствуют о другом, так согласно данным Генерального межевания 1795 г. в дер. Верхнекаргино проживали 109 душ обоего пола башкир, в середине XIX в. в этой деревне проживало 245 башкир и 120 тептярей. По всем следующим переписям (1859, 1870, 1917, 1920, 1959, 1979 гг.) деревня продолжала оставаться башкирской. Но по переписи 1989 г. вдруг оказалась татарской деревней. Подобные метаморфозы произошли и с другими
7
вышеперечисленными населенными пунктами. Так, в дер. Суккулово по материалам дореволюционных ревизий и переписей большинство населения составляли башкиры, а по переписи 1989 г. она стала полностью татарской.
Кроме того, в этническом отношении преимущественно башкирские, довольно крупные населенные пункты района в настоящее время считаются татарско-башкирскими. Сюда относится, например, село Москово, основанное башкирами. В 1795 г. в Москово проживали 349 башкир и 52 тептяря, 1870 г.
— 1366 башкир, 1920 г. — 2512 башкир и некоторое количество
тептярей. А по переписи 1989 г. (1631 башкир и татар) оно
стало башкирско-татарским. По сведениям дореволюционных
переписей в дер. Нижнеманчарово проживали башкиры-
вотчинники, 1989 г. — 579 башкир, татар. По переписи 1917 г.
Нижнеманчарово проживали 1130 башкир и 8 тептярей. По
данным 1989 г. эта деревня считается башкирско-татарской. По
переписи 1926 г. из 76500 чел. населения деревень, вошедших
затем в район, башкиры составляли 32500 чел. — 14,2%,
русские — 14,2%, татары — 24,3%, мишари — 8,6%, марийцев
-
6,4%, тептяри — 2,4%, вотяки (удмурты) — 1,5%. При образовании района в 1930 г. из 83900 чел. населения башкиры
-
35600 чел., русские ~- 11900 чел., татары — 20300 чел., мишари — 7200 чел., тептяри — 1900 чел. После переписи 1979 г. численность башкир в Дюртюлинском районе сократилось на 7069 чел. В 1979 г. их насчитывалось 21196, а в 1989 г. — 14127. В то же время численность татар за этот же период в районе возросла на 11265 чел.
В данном случае речь не идет о естественном приросте. Процесс быстрого уменьшения численности башкир и роста татароязычного населения западного и северо-западного Башкортостана проф. Р.Г.Кузеев пытается объяснить нежеланием признать татароязычных башкир принадлежащими к башкирскому этносу, попыткой отделения их от «настоящих», т.н. «чистых» башкир. Безусловно, указанная Р.Кузеевым причина имела и имеет место, и она способствовала ассимиляции башкир указанного региона. Однако попытка
8
объяснения корней этого негативного явления лишь делением башкир на «настоящих» и «ненастоящих» сильно упрощает проблему. Сокращение численности башкир в западных и северо-западных районах Башкортостана и в других регионах связано прежде всего с процессом, проводимым в Башкортостане политики ассимиляции. В конце XIX — начале XX вв. большую роль в этом деле сыграло Духовное управление мусульман в Уфе, а в годы Советской власти эту функцию взяли на себя общеобразовательные школы. С начала 30-х годов башкирские школы этого региона Башкиркой АССР были переведены на татарский язык обучения якобы из-за нехватки учебников на башкирском языке и учителей, владеющих башкирским языком. Так, по статистическим данным Наркомпроса, в 1923/24 учебном году в Бирском кантоне, куда входили Аскинская, Асяновская, Байкибашевская, Бураевская, Краснохолмская, Кизляровская, Ново-Кабаковская, Старо-Балтачевская, Татышлинская, Янаульская и некоторые другие волости, функционировали 131 башкирских, 10 татарских, 112 русских, 47 марийских школ 1 степени. В них обучались дети: башкир 6959 (40,1%), татар — 488 (2,8%), русских — 7240 (41%). А к концу 30-х годов на этой территории не осталось ни одной башкирской школы. Все они были переведены на татарский язык обучения. В результате башкирские дети отстранялись от своего родного языка, истории, культуры, обычаев, что способствовало быстрейшей ассимиляции населения.
Во второй половине 70-х годов была сделана попытка восстановления башкирских школ в западных и северозападных районах Башкиркой АССР. Но этот вопрос решался волевым путем, без соответствующей научно-технической подготовки. Были случаи прямой провокации: в число татарских населенных пунктов вводилось изучение башкирского языка и литературы. Тем не менее, башкирские дети буквально за короткий срок стали возвращаться в лоно родного языка и культуры. К сожалению, таким же волевым решением первого секретаря обкома партии Р.Хабибуллина в 80-х гг. школы
9
указанных районов БАССР были вновь переведены на татарский язык обучения. Ассимиляция башкир через обучение в школах продолжается и по сей день.
Усиление ассимиляционных процессов в Башкортостане, в том числе Дюртюлинском районе, связано и с этнопсихологией башкирского народа. Башкиры — от природы народ более толерантный. Им свойственно терпимое, доброжелательное отношение к другим языкам, религиям, обычаям и т.д. Поэтому башкиры, попадая в другую этноязычную среду, очень быстро воспринимают другой язык, обычаи. Особенно сильное воздействие на ассимиляцию башкир оказывают и смешанные браки.
Мы надеемся, что публикация материалов по этнодемографии Дюртюлинского района поможет жителям района четко определить свое этническое происхождение и будет способствовать возрождению башкирского национального самосознания жителей района, оторванных на сегодняшний день от родного языка, культуры и исторических корней.
М.М.Кульшарипов, доктор исторических наук,
профессор.
О ФОРМИРОВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА
До середины XVI в. единственным населением исторического Башкортостана, раскинувшегося от рек Тулва и Сыльва — на севере, до рек Илек и Яик — на юге, от Среднего Поволжья на западе —- до Тобола на востоке, были башкиры. Со времени добровольного вхождения их в Московское государство в Приуралье на башкирские земли хлынул мощный поток переселенцев с запада и севера: русских, мечтавших на привольных башкирских землях скрыться от феодально-крепостнического гнета; мишарей, татар, чувашей, марийцев, мордвы, напуганных насильственной христианизацией. Переселенцы селились на башкирских землях в качестве припущенников. Они не имели прав на землю, и башкиры в начале не видели реальной угрозы на свои вотчинные права, подтвержденные грамотами царя Ивана Грозного.
В начале XVIII века в Уфимской провинции татар фактически не было. Буквально несколько десятилетий спустя они составляли уже более 3% населения провинции, численность мишарей, тептярей и бобылей возросла в 2-3 раза. Прошедшая в конце XVIII в. Всероссийская ревизия показала, что в Бирском уезде (по современному административному делению это — Кушнаренковский, Дюртюлинский, Бураевский, Балтачевский, Илишевский, Татышлинский, Янаульский, Аскинский, Караидельский, Мишкинский, Калтасинский районы) проживают 20,5 тыс. башкир (87% населения уезда), 960 татар (немногим более 4%), около двух тыс. тептярей (8,8%). Башкир в уезде было в 20 раз больше, чем татар. В Белебеевском уезде (современные Ермекеевский, Буздякский, Туймазинский, Чекмагушевский, Шаранский, Бакалинский и, частично, Илишевский районы) было 17,3 тыс. башкир, 6,4 тыс. тептярей, и 2,3 тыс. татар. Тептяри и татары по численности в два раза уступали коренному населению уезда.
Почти аналогичное соотношение населения было и в Мензелинском уезде, где башкиры составляли 72% населения, тептяри и татары — 28%.
20
В середине XIX столетия (в 1851 г.) в Уфимской губернии проживало 229,4 тыс. башкир (24% населения губернии), 244,4 тыс. русских (25,5%), 183,8 тыс. тептярей (19,9%), 98,6 тыс. татар (10%), 97,7 тыс. мишарей (10%) и др. Как видно, башкир и в это время было в 2,5 раза больше, чем, к примеру, татар.
В Уфимской губернии после отмены крепостного права значительно возросла численность народов: русских и татар в два раза, башкир - более чем в 2,5 раза. В то же время резко сократилась численность тептярей и мишарей. В 1897 г. в губернии насчитывалось всего около 40 тыс. тептярей и 21 тыс. мишарей. Очевидно, что часть из них влилась в состав татар, часть, возможно, меньшая, в состав башкир. Тем не менее и в конце XIX в. в Уфимской губернии башкир на 715 тыс. человек было больше, чем татар. Коренному населению уступали и русские, которых на 65,8 тыс. было меньше, чем башкир.
Несколько другой была демографическая ситуация в Оренбургской губернии. В год Октябрьской революции в ней насчитывалось 290,5 тыс. башкир, 33,1 тыс. татар, 23,5 тыс. тептярей, 16,2 тыс. мишарей, 743,9 тыс. русских и других. Коренного населения в губернии было почти в 9 раз больше, чем татар и в 2,5 раза меньше, чем русских.
В советское время первая перепись населения, практически охватившая всю территорию Башкирской АССР, была проведена в 1926 г. Она выявила, что башкир в республике 625,8 тыс., татар - 461,9 тыс., русских - 1 млн. 64 тыс., мишарей - без малого 136 тыс., тептярей - 23,3 тыс., кряшен (крещенных татар) -37 чел. Для мишарей, тептярей и кряшен это была последняя перепись, когда они учитывались отдельно. В последующих переписях населения они учитывались в составе татар.
Из этих данных видно, что коренное население республики, резко уменьшилось, татарское — увеличилось. Несмотря на это, башкиры по-прежнему численно превосходили татар. Однако, вскоре башкиры оказались в меньшинстве. Предвоенная перепись 1939 г. показала, что татар на 106 тыс.
21
больше, чем башкир. Отдельные исследователи считают, что уменьшение башкир произошло вследствие небывалой засухи и голода, болезней начала 1920-х и 1930-х годов, первой мировой и гражданской войн. Все это, безусловно, имело место. Однако следует иметь в виду и то, что в межпереписное время немало западных и северо-западных башкир в силу ряда обстоятельств стало идентифицировать себя с татарами. Негативную роль в их отталкивании от основной массы этноса, безусловно, сыграло принятие башкирского литературного языка, в основу которого были положены южный и восточный диалекты. Язык западных и северо-западных башкир был проигнорирован, что впоследствии обернулось бедой для всего народа.
Кроме того надо учесть и то, что в составе татар были учтены, как уже говорилось, мишари, тептяри и кряшены. Все это в конечном итоге дало прирост татарского населения края.
В первые послевоенные десятилетия резких перемен в структуре населения республики не было. Между переписями 1979 и 1989 годов сократилась численность почти всех народов РБ за исключением татар и русских. Правда, рост русского населения был незначительным: за десять лет оно увеличилось на 398 человек, татар стало больше на 180,2 тыс. Больше всех сократилась численность коренного населения: на 72,1 тыс. Заметно уменьшились мордва и чуваши (почти на 4 тыс. каждый), удмурты (на 2,2 тыс.) и марийцы ( на 1 тыс.).
Перепись 1979 г. в западном регионе, куда входят 16 городов и поселков и 14 сельских районов, учла 209,1 тыс. башкир и 276,8 тыс. татар. При следующей переписи (1989 г.) оказалось башкир 143,6 тыс., татар — 347,3 тыс. Естественно возникает вопрос: возможен ли подобный массовый перелив людей из одного народа в другой? При всех перипетиях жизни люди, как правило, помнят древние корни, что хорошо видно, на примере башкир Бардымского района Пермской области, которые, несмотря на огромную пропагандистскую шумиху, не забывают свои этнические корни. Резкое уменьшение башкирского населения и столь же резкий прирост татарского между двумя переписями произошли в западных районах
22
Башкортостана, именно на той территории, которая была «основным и наиболее древним районом этнических процессов, приведших к сложению башкирской народности» (член-корр. РАН Р.Г. Кузеев).
М.В. Мурзабулатов, кандидат исторических наук.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ
В административном отношении башкиры с 1708 г. входили в Уфимскую провинцию. В 1744 г. в Оренбургскую губернию вливается и Исетская провинция (Зауральская Башкирия), до этого являвшаяся частью Сибирской губернии. В 1781 г. создается Уфимское наместничество в составе двух областей: Уфимской и Оренбургской, которое существует до 1796 г. С конца XVIII в. до 1865 г. вся Башкирия входит во вновь созданную Оренбургскую губернию.
В 1865 г. в ходе новой административной реформы
Оренбургская губерния делится на две самостоятельные
губернии - Уфимскую и Оренбургскую. В состав Уфимской
губернии входили Белебеевский, Бирский, Мензелинский,
Стерлитамакский, Златоустовский и Уфимский уезды. В
составе Оренбургской губернии остались Верхнеуральский,
Оренбургский, Орский, Троицкий и Челябинский уезды. Часть
башкир остается также на территории Пермской, Самарской и
Саратовской губерний. Эта административная структура
сохранилась до 1919 г., т.е. до подписания Соглашения
Российского Рабоче-Крестьянского правительства с
Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии.
14 июня 1922 г. ВЦИК издал декрет "О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики". Декрет гласит: "В развитие и дополнение Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским
23
правительством от 23 марта 1919 года и Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 12 августа 1920 года, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
1. Упразднить Уфимскую губернию, включив в состав Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики уезды; Уфимский, Бирский, Белебеевский и Златоустовский..."
Как свидетельствуют архивные документы, до образования Большой Башкирии работала комиссия по определению границ Башкирской республики, подготовившая специальный доклад Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров.
По определению комиссии, коренными жителями Уфимской губернии были башкиры. Основанием для такого вывода послужили данные Первой всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 году. По этой переписи, в Уфимской губернии число жителей было 2196642, в том числе башкир 899910 (40,98%), русских -834185 (37,97%), татар - 184817 (8,41%), мишар - 20957 (0,95%), тептярей - 39955 (1,82%), чувашей - 60616 (2,75%), мордвы - 37289 (1,69%) и т.д.
По переписи 1897г. в Оренбургской губернии проживало 1600145 человек, в том числе башкир - 254561 (15,91%), русских - 1126040 (70,37%), татар вместе с тептярами и мишарами - 114701 (7,16%), украинцев - 41541 (2,59%), мордвы - 38403 (2,39%), немцев - 5454 (0,34%), чувашей -5064 (0,31%) и др.
Эти данные свидетельствуют о том, что лишь незначительная часть башкир проживала в Оренбургской губернии.
По данным переписи населения 1920 года, на территории нынешней Башкирии проживало 3026,7 тыс. человек, в том числе: башкиры 970,4 тыс. (32,06%), русские - 1157,5 тыс. (38,24%), тюрко-татары - 612,4 тыс. (20,23%) другие национальности - 286,3 тыс. (9,47%).
24
По данным Всесоюзной переписи населения, в 1926 году в Башкирской АССР проживало 2665836 человек. Уменьшение численности населения объясняется голодом 1921 года. Погибло около 30% населения. Ниже приводим данные о национальном составе населения Башкирии по переписи 1926 г.: башкиры -
-
тыс. (23,48%), русские - 1064,7 тыс. (39,95%), татары -
-
тыс. (17,33), мишари - 135,9 тыс. (5,10%), чуваши - 84,8 тыс. (4,18%), марийцы - 79,3 тыс. (2,97%), украинцы - 76,7 тыс. (2,88%), мордва в 49,8 тыс. (1,87%), прочие - 86,7 тыс. (3,24%). (Всесоюзная перепись населения 1926 года. Башкирская АССР. Отдел 1. Народность. Родной язык. Возраст. Грамотность. Издание ЦСУ Союза ССР. Москва, 1928).
Г.Иргалин, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РБ.
О БАШКИРАХ-ВОТЧИННИКАХ
Вотчинное право башкир — это система обязательных
правил землепользования и землевладения башкир.
Обладателей вотчинного права называли вотчинниками.
Башкиры-вотчинники (асаба) имели исторически сложившиеся
права владения, распоряжения и пользования своими землями.
Чтобы быть вотчинником (асаба) необходимо было
принадлежать к определенному башкирскому племени или роду, которые издревле жили на землях своих предков, иметь наследственные юридические права на вотчинное владение землей, а также вести собственное хозяйство. Башкиры, по тем или иным причинам лишенные вотчинного права на землю и вытесненные из своей общины, теряли право быть вотчинниками (асаба) и становились тептярами или припущенниками.
Условиями вотчинного права башкир были уплата ежегодного налога — ясак и несение военной службы. Эта система (ясак и военная повинность) сложилась еще со времен
25
Золотой Орды, продолжалась и в период Казанского и Сибирского ханств, Ногайской Орды. Башкирские родоплеменные вожди получали от ханов грамоты — ярлыки на владение землями племен, границы которых определялись по тамге (родовым знакам).
После добровольного вхождения Башкортостана в Московское государство в середине XVI в. вотчинное право башкир было юридически оформлено в жалованных грамотах первого русского царя Иоанна Васильевича Грозного (Ивана IV), которое в истории России предоставлялось только этому этносу. В последующий период (вплоть до середины XVIII в.) царское правительство строго проводило политику сохранения вотчинного права башкир. Более того, оно неоднократно подтверждало его, о чем свидетельствуют Царский наказ уфимской воеводе от 1664 г., указы правительства от 1632, 1654, 1694, 1734, 1739, 1755, 1790 годов и др.
При жизни царя Иоанна Грозного соглашение между Московским государством и башкирами не нарушалось. И неслучайно Иван IV вошел в башкирский фольклор как добрый Белый царь (Атс батша). С приходом к власти династии Романовых (с 1613 г.) на вотчинных землях башкир началось массовое строительство крепостей, слобод, острогов, церквей, монастырей, горных заводов и соляных копей.
Вотчинное право башкир, более четырех столетий регулировавшее земельные отношения внутри башкирского общества, между башкирами-вотчинниками (асаба) и пришлым населением (припущенниками), было ликвидировано известным советским Декретом о земле, провозглашенным 27 октября (9 ноября) 1917 года.
С распадом СССР многие его законодательные акты утратили силу. В свете этого заслуживает внимания недавно прозвучавшие предложения общественности республики о возрождении вотчинного права башкир на их исконные земельные владения.
М.В. Мурзабулатов, З.Ф. Равилова.
26
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение з
Из истории Дюртюлинекого района 6
Национальный состав населенных пунктов Дюртюлинекого
района по переписям XVIII-XX вв. 11
О формировании населения Башкортостана 20
Историческая справка об Уфимской губернии 23
О башкирах-вотчинниках 25
Башкирские говоры (на башк. яз.) 27
30
31
Дюртюлинский район
Национальный состав населенных пунктов по переписям XVIII -XX веков
Подписано в печать 22.08.2002. Формат 60x84/16.
Компьютерный набор. Бумага ксероксная.
Гарнитура Тайме. Усл.печ.л.-2Д5. Уч.изд.л.-2,00.
Тираж 500 экз. Заказ № 121г.
Отпечатано методом ризографии с готовых авторских оригиналов
Редакционно- издательский отдел Республиканского учебно-научного методического центра Министерства образования РБ 450006, г.Уфа, ул. Ленина,61.
Достарыңызбен бөлісу: |