МОУ «Вещевская СОШ»
Исследование
истории песни
Александра Соболева – Вано Мурадели
«Бухенвальдский набат»
Работу выполнили
Ирина Сергеевна Беспалова, учитель русского языка, литературы и МХК
-
Анастасия Мисина, ученица 9 класса
-
Марина Жарова, ученица 8 класса
-
Полина Халамендик, ученица 4 класса
МОУ «Вещевская СОШ»
Выборгский район
Ленинградская область
2011
Введение
Среди песен Великой Отечественной войны и о Великой Отечественной войне «Бухенвальдский набат» привлёк нас по ряду причин. Да, о войне сложено много песен и во время войны, и в послевоенное время. Все они, независимо от времени создания, отличаются высокой нравственностью и человечностью. Во многих воспевается подвиг Солдата – подвиг смелости, или подвиг Матери, или Жены Солдата – подвиг любви, веры и ожидания…
Судьба людей, не воевавших, а ставших жертвами войны, тоже, однако, никого не может оставить равнодушными.
В нашем посёлке живут пожилые люди: совсем уже немного ветеранов Великой Отечественной, есть труженики тыла, блокадники… И есть бывшая малолетняя узница концлагеря. Именно встречи с ней и натолкнули нас на исследование истории песни «Бухенвальдский набат», потому что песня эта – настоящий гимн (скорбный, трагический!) тем, кто прошёл ужас фашистской неволи, выжил и выстоял. Она и призыв к нам, ныне живущим, помнить об их муках и беречь мир.
Каким трагическим событиям войны посвящена песня
Бухенвальд — крупнейший и самый печально известный нацистский лагерь смерти. Из 238 380 заключенных, прошедших через Бухенвальд со дня его основания (1937г.) и до освобождения (1945 г.), 56 549 умерли или были убиты. Здесь, по склонам горы Эттерсберг, любили прогуливаться Гете и Шиллер. Неподалеку от этих мест в Веймаре жили и создавали свою вечную музыку Иоганн Себастьян Бах, Ференц Лист. И, будто в насмешку над тенями великих предков, на склонах знаменитой горы фашисты устроили гигантский концлагерь. В нём жили и погибали не только взрослые мужчины, но и дети…
Как дети попадали в Бухенвальд? У каждого – своя судьба. Вот только несколько... Валентин Нестеров, тогда ему было 9, уходил из Николаева вместе с матерью. Во время бомбежки они потеряли друг друга. Его, прятавшегося в воронке, немецкие полицаи отправили под арест. Юного партизана Владимира Мациенко – ему было 12 лет – схватили во время облавы, когда он шел на связь с подпольщиками. Четырнадцатилетнего Павла Каюна забрали за то, что он пытался спрятаться в лесу, когда в их селе молодежь угоняли на работу в Германию. Все они оказались на нарах концлагеря Бухенвальд. И сквозь зарешеченные окна видели, как около крематория сваливают, будто древа, исхудавших, надорвавшихся на непосильной работе людей, в которых еще теплилась жизнь. Узник детского барака И.А. Борисов рассказывал: «Нам в концлагере охранники говорили, что выйти из Бухенвальда можно только через трубу крематория. Что бы ты ни делал – получал ли миску баланды, тащился в шеренге на перекличку, – отовсюду было видно, как выходит дымок из трубы. Сгорает чья-то жизнь. А кто туда попадет завтра? С этой мыслью жили».
Фашисты запрягали детей вместо лошадей, забирались в повозки, брали кнут и с громким хохотом погоняли их. При этом кричали, чтоб те пели на ходу. Они их так и называли: «поющие лошади». «Перед бараками стоял деревянный «козёл» для порки. Экзекуции шли каждый день, – вспоминал И. П. Николенко (когда он попал в концлагерь, ему было 14 лет).
А страшные опыты? Сегодня нельзя не вспомнить о трагедии бывших несовершеннолетних узников. Более миллиона детей и подростков было угнано в концлагеря и в рабство. Целью фашистов стало их уничтожение. Дети становились биологическим сырьём для медицинских экспериментов, использовались как живое прикрытие, их посылали на прочесывание минных полей, заминированных дорог. Детский труд эксплуатировался фашистами в концлагерях, гетто, на военных заводах, на промышленных и сельскохозяйственных работах. Многие из оставшихся в живых малолетние узники лишились здоровья, родных и близких…
11 апреля 1945 года, за считанные дни до освобождения лагеря американцами, узники Бухенвальда подняли интернациональное антифашистское восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. По решению ООН в этот день отмечается Международный день освобождения узников фашистских лагерей. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы Второй Мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них 5 миллионов - граждане Советского Союза.
В настоящее время в Москве проживает около 10 тысяч человек, признанных малолетними узниками фашизма, бывших узников гетто, угнанных в годы войны на работы в Германию и т.д., а также примерно 200 человек, прошедших через ужасы заключения в концлагерях, в том числе несколько человек - бывших узников Бухенвальда. Все они сейчас находятся в преклонном возрасте. http://totalweek.ru/moscow-news/20404-mezhdunarodnomu-dnyu-osvobozhdeniya-uznikov-fashistskix-konclagerej.html
http://informpskov.ru/press/75569.html
http://waralbum.ru/category/stories/internment/buchenwald/page/2/
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/deti_buhenvalda_2010-06-01.htm
Как и кем была создана песня, какова её судьба
Заинтересовавшись песней, мы стали искать материал об авторах. Информация о композиторе лежала на поверхности, и в Википедии, и в Большой Советской Энциклопедии.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%F0%E0%E4%E5%EB%E8_%C2
http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Мурадели%20Вано%20Ильич/
Мы узнали, что композитор Вано Ильич Мурадели — «один из видных представителей советской музыкальной культуры. Его лучшие сочинения проникнуты патриотическими и гражданскими мотивами, посвящены важным проблемам современности. Автор опер, оперетт, симфоний, а также многих песен ("Гимн Москве", "Гимн Международного союза студентов", "Песня борцов за мир", "Россия — родина моя", "Бухенвальдский набат"). Государственная премия СССР (1946, 1951). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями».
А вот о поэте… Когда мы познакомились с публикациями М.Катыс и М.Токарь, мы очень удивились, что были такие времена в истории нашей страны, когда национальность автора могла сыграть негативную роль в жизни его произведения, как получилось с «Бухенвальдским набатом». Мы, конечно, слышали о Холокосте, негодовали и скорбели, но ведь это были фашисты! Нам казалось, что по отношению к автору-еврею, наоборот, в нашей стране должны были проявить особую заботу: ведь это его народ горел в печах Бухенвальда! Мы даже не вполне поверили и стали искать информацию по другим источникам. Но информация совпадала…
Вот что в итоге нашли.
http://www.ogoniok.com/archive/1997/4494/11-40-43/
http://efimbog.livejournal.com/85213.html
http://teros.org.ru/content/view/585/
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=676
«Бухенвальдский набат» -- песня, облетевшая всю планету, ставшая своего рода символом борьбы народов за мир. Имя композитора Вано Ильича Мурадели было на слуху каждого советского человека в 60-е годы. А поэт? Это кажется невероятным, но почти за сорок лет жизни «Бухенвальдского набата» никогда не объявлялось имя человека, сочинившего:
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте,
слушайте:
гудит со всех сторон.
Это раздается в Бухенвальде
колокольный звон...
Но автор, конечно, был. И звали его Александр Соболев.
Летом 1958 года Соболев с женой Татьяной отдыхал в Московской области. В тот год в Германии состоялось открытие мемориала второй мировой войны «Бухенвальд». Сообщение радио о том, что на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, набат которого должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, и дало толчок к написанию стихотворения. Как вспоминает вдова поэта, уже через два часа после этого сообщения Александр Владимирович прочитал ей:
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся,
строятся
в шеренгу к ряду ряд...
Соболев отнес эти стихи в «Правду»: он полагал, что в центральной газете к ним отнесутся с заинтересованностью, особенно если автор -- фронтовик, инвалид войны второй группы. Однако в «Правде» были другие критерии. Газета партийная, а автор стихов -- беспартийный, к тому же еврей. Стихи не просто вернули безо всяких объяснений, они были все перечеркнуты. Тогда Соболев понес их в «Труд». В «Труде» они понравились, и в сентябре 1958 года «Бухенвальдский набат» был напечатан. И автор послал его композитору Вано Мурадели. Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу... Какие стихи!» С только что написанной песней Мурадели пошел на радио. Но... и там песня была встречена холодно. Художественный совет Всесоюзного радио «мягко упрекнул» уважаемого Вано Ильича за нетребовательность к тексту, а один очень известный в то время поэт-песенник сказал: «Это же не стихи, а мракобесие...»: ему не давали покоя строящиеся в колонны мёртвые.
Но, видимо, судьбу песни было не дано перечеркнуть никаким советским чиновникам. Как раз в то время шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене. В Вене она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета и буквально покорила всех. Это был триумф. Ее тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли ее по миру. Однако на родине, в СССР, песня стала известна позднее, когда вернулась в документальном фильме «Весенний ветер над Веной». Теперь уже и здесь остановить ее распространение было невозможно. Ее взял в свой репертуар Ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Б.А. Александрова. Популярность песни росла с каждым днем. Известный писатель Константин Федин, например, так отозвался о ней: «Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один «Бухенвальдский набат» я бы поставил ему памятник при жизни». А вот другой отзыв. «Бухенвальдский набат» -- песня-эпоха. И скажу без преувеличения -- мир замер, услышав эту песню», -- писал в «Советской культуре» поэт Игорь Шаферан. Но вот загадка: как вспоминает вдова Александра Соболева Татьяна Михайловна, при исполнении «Бухенвальдского набата» имя автора стихов никогда не называли. И постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: «Мурадели. «Бухенвальдский набат». Вдова поэта не берется утверждать, что замалчивание авторства было результатом некоего указания сверху. Однако и не исключает этого. В газетах мелькали заголовки: «В гостях у автора «Бухенвальдского набата», «Почта автора «Бухенвальдского набата» -- речь шла о Мурадели... К Александру Соболеву в период славы его песни, как, впрочем, и никогда после, не пришел ни один журналист.
А в доме Соболевых день за днем текла тихая, трудная и... счастливая жизнь.
С войны рядовой Александр Соболев, 1915 года рождения, пришел в 1944-м инвалидом второй группы. После войны -- работа в литейном цехе авиамоторного завода, заводская многотиражка... В этой газете и познакомился Александр с девушкой, ставшей его звездой, музой, счастьем, его опорой и надеждой, той, с которой они прожили вместе 40 лет. Молодая семья жила впроголодь, не имея постоянного заработка. Только любовь и взаимопонимание давали им силу для дальнейшей жизни. Поэта не принимали никуда на работу, нигде не печатали его стихов, всячески подчеркивая, что еврею в журналистике делать нечего. Мало того, его русскую жену Татьяну Михайловну уволили из Московского радиокомитета вместе с евреями-журналистами, а затем предложили восстановить на работе, если она разведется с мужем. Как инвалид он получил "квартиру" – убогую комнатенку без воды, отопления и других удобств. Два журналиста, они влачили жалкое полуголодное существование, а всё то, что он писал в те годы, отправлялось "в стол". Сквозной темой его творчества стала война и борьба за мир.
…На бойне той я был солдат И с бойни той пришел назад.
Какую я тянул упряжку
Сквозь дождь и снег, и день и ночь!
Сказать, что это было тяжко –
Неправда: было мне невмочь.
Такого адского накала
Не смог бы выдержать металл.
Но чудо! Я не умирал,
И начиналось все сначала.
А вот одно из последних стихотворений:
Заря прогнáла ночи тень,
красны восхода переливы.
Да будет светел этот день!
Да будет этот год счастливым!
Чтобы свобода больше мне
ночами долгими не снилась,
чтоб наяву, а не во сне
она в судьбе моей явилась.
Чтоб я о ней уж не блажил,
а наслаждался ею вдосталь,
свободно жил, дышал, творил
ну лет, по меньшей мере, до ста!
Стихотворение датировано 1981 годом. А уже в середине 1982 года поэта настиг смертельный недуг. Он проболел около пяти лет.
В литературном наследии Соболева есть и проза: роман "Ефим Сегал – контуженый сержант". Произведение автобиографическое и поэтому особенно ценное. Как и все другие работы Соболева, роман увидел свет лишь спустя много лет после его смерти: опальный поэт ушел из жизни 6 сентября 1986 года, так и не увидев напечатанными свои произведения… Ни в одной газете не поместили о нем ни строчки. Ни один "деятель" от литературы не пришел проститься с ним. Просто о нем никто не вспомнил.
Чтобы издать стихи и роман "Ефим Сегал" за свой счет в 1999 году (тиражом "аж 1000 экземпляров"), преданной и любящей вдове его – Татьяне Соболевой – пришлось продать свою квартиру…
Так через 10 лет после смерти поэта увидела свет его первая книга.
Она так и называется: «Бухенвальдский набат».
Александр Соболев, 40-е годы
Александр и Татьяна Соболевы. 1947
Кто исполнял и исполняет эту песню
http://sovmusic.ru/person.php?idperson=12
Бухенвальдский набат
"Люди мира, на минуту встаньте..."
Самая известная песня об узниках фашистских концлагерей
Музыка: В. Мурадели Слова: Александр Соболев 1958г. Исполняет: М. Магомаев Исполнение 1958г.
Комментариев: 13 Обращений: 52638
Бухенвальдский набат
Еще одно, несколько необычное, исполнение
Музыка: В. Мурадели Слова: А. Соболев 1958г. Исполняет: Кр. АППСА, сол. В. Дмитриев
Комментариев: 2 Обращений: 6229
Бухенвальдский набат
Музыка: В.Мурадели Слова: А.Соболев 1958г. Исполняет: Борис Гмыря Исполнение 1963г.
Комментариев: 0 Обращений: 4359
Бухенвальдский набат
Инструментальная версия. Хоть и без слов, а слушаешь, комок к горлу подступает.
Музыка: В.Мурадели 1958г. Исполняет: Оркестр
Комментариев: 0 Обращений: 5909
Бухенвальдский набат
"Люди мира, на минуту встаньте..."
Музыка: Вано Мурадели Слова: А.Соболев 1958г. Исполняет: Георгий Панков
Комментариев: 0 Обращений: 4094
Бухенвальдский набат
"Люди мира, на минуту встаньте..."
С хором и оркестром ВР п/у А. Ковалёва.
Музыка: Вано Мурадели Слова: Александр Соболев 1958г. Исполняет: Александр Ведерников,
Комментариев: 2 Обращений: 4862
Бухенвальдский набат
"Люди мира, на минуту встаньте"
Знаменитая песня в другом исполнении
Музыка: Вано Мурадели Слова: Александр Соболев 1958г. Исполняет: Хор Ленинградского университета Исполнение 1971г.
Комментариев: 1 Обращений: 4775
Мы слушали песню в исполнении Муслима Магомаева и «Непосед», оба исполнения нам понравились. А вот Алле Алексеевне Сторчай ближе классическое, Магомаева.
Что узнали мы о жизни малолетней узницы из её рассказов
Девятого мая 2010 года мы пригласили в школу ветеранов Великой Отечественной. Встреча с Аллой Алексеевной Сторчай, малолетней узницей фашизма, никого не оставила равнодушной. Мы долго беседовали с бывшей воспитательницей нашего детского садика, замечательной мамой и бабушкой, верной «офицерской женой», умным и добрым человеком, и всё никак не могли поверить, что бывает такое: «детства не было – родом из войны».
Именно так начала Алла Алексеевна рассказ о себе.
Ей было 3 года, когда в 1941году началась война, а потом на Новгородчину пришли немцы. Мама и две девочки прятались в лесу. Детская память выхватывает из небытия то взятый в лес и брошенный бидончик мёда, то зарезанную немцами корову, то наведённый на маму ствол фашистского автомата… А потом – путь в товарняке на Запад, в Германию: скот, солома, кони… Состав бомбили, люди прятались в траве за насыпью, но немцы нашли, привели обратно, привезли в Литву, под Шяуляй. Лагерь. Баня: холодная вода из шлангов, вонючая дезинфицирующая жидкость… Голодные будни: взрослые работают на торфяниках, детишки одни в бараке целый день. «Было страшно», – чаще всего звучит именно это…
Во время наступления советских войск лагерь практически весь сгорает, некоторые заключённые попадают в литовские семьи, работают там. Литовская семья, в которую попала Алла Алексеевна, прячет девочек и их маму от карателей. А потом пришло освобождение. Восточная Пруссия, солнечный день, барский дом, в котором собрали «на пересылку» таких же вот голодных, грязных, завшивленных – вот так запомнилась Свобода. А потом путь обратно в настоящих плацкартных вагонах!
И вот – дома! Ноябрь 1944-го, Алле 6 лет.
Что помнит? В их доме, чудом уцелевшем, уже живут четыре чужие семьи, оставшиеся без крова. Все женщины и дети. Все работают: женщины поле пашут, детишки на картошке, льне, сене… Прямо с первого класса эта работа для Аллы и началась.
Помнит школьную новогоднюю ёлку: игрушки из бумаги, куклы из тряпочек… Мама шьёт, покупает лоскуты подешевле: две девчонки-погодки растут, учатся…
В классе – самая маленькая, на экзаменах – самая первая. Закончила даже не семилетку, а 10 классов, хоть и было очень тяжело материально, но мама поняла и помогла: сама закончившая только церковно-приходскую школу, всегда ценила грамотность, образованность.
Помнит первые настоящие туфельки с ремешком – в 7 классе, в них и училище закончила. Помнит первое розовое крепдешиновое платьице – на выпускной бал. Первые часики – уже когда сама работать начала.
Сначала культпросветучилище, потом Смоленский пединститут, замужество, рождение сына, сессия, сразу и зимняя, и летняя: сына не с кем оставить. Муж – военный.
Гарнизонная жизнь, работа в детском саду: сначала Юра маленький был, с ним пошла, да так и осталась.
А Юра теперь – полковник Российской Армии, лётчик, прошедший все мыслимые «горячие точки»: Чечню, Таджикистан, Югославию… Уже внуки взрослые, студент и старшеклассник, приезжают к бабушке-пенсионерке, радуют…
Тридцать лет назад, в 1980-ом, Алла Алексеевна Сторчай съездила в Литву, пытаясь найти те места, где мыкали они горе военного лихолетья. Лагеря, конечно, уже нет, семью, приютившую их, найти не удалось… Поклонилась памятнику жертвам фашизма близ Куршаная. Была в Саласпилсе, где собирались в том году малолетние узники.
Алла Алексеевна Сторчай на встрече с ветеранами в Вещевской школе у «Боевого листка», ей посвящённого.
Фото В.Зайцева
Что узнали мы о детском концлагере Саласпилс
Услышав о Саласпилсе, мы не могли не продолжить поисков информации, ведь Бухенвальд, Освенцим, Треблинка, Майданек, Равенсбрюк, Саласпилс – печальные названия-синонимы фашистской жестокости.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129481/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%81
http://www.win.ru/Mysteries-of-History/2656.phtml
http://voin.russkie.org.lv/salaspils1d.php
Саласпилс — лагерь смерти на территории оккупированной нацистами Латвии, во время Второй мировой войны предназначенный для массового уничтожения людей. В нём содержались советские военнопленные, а также евреи из Франции, Чехии, Польши и антифашисты из Германии. Он также стал центральным лагерем для всей восточных оккупированных территорий.
Находился в 18 километрах от Риги с октября 1941 года до конца лета 1944 года. Относился к числу образцовых фабрик подавления и уничтожения личности. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для немецких раненных солдат. Ежедневно у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали. А всего в концентрационном лагере за три года его существования умерло 7 тысяч детей.
Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, с газовыми камерами для одновременного убийства большего числа человек и крематорием для сжигания трупов, с заранее просчитанной производительностью, так называемые «фабрики смерти». Но в него люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали как можно более мучительной смертью. Здесь происходил чудовищный отбор. Тех, кто здоровьем покрепче, угоняли на работы в Германию. А слабых делали еще слабее и умерщвляли. Во времена второй мировой здесь было замучено около 50 тысяч человек. Земля в округе в прямом смысле слова пропитана слезами и кровью.
В 1961—67гг. на месте лагеря создан мемориальный ансамбль Памяти жертв фашистского террора. Он включает в себя символическое сооружение — «Стену жизни и смерти», внутри которой находится музей памяти жертв лагеря, «Дорогу страданий», опоясывающую центральное поле, на котором установлены бетонные статуи и группы, символизирующие трагедию народа, ненависть к фашизму и волю к борьбе. Комплекс с большой драматической силой и одухотворённостью утверждает идеи солидарности, несломленной силы сопротивления.
«За этими воротами стонет земля» — эту надпись на входе саласпилсского мемориального комплекса, один раз увидев, уже не забудешь.
Без слёз и ужаса нельзя смотреть на место, где был когда-то детский барак.
Об этом - песня «Саласпилс» http://poiskm.ru/song/174262-Poyushchie-Gitari-Salaspils
(А. Тимошенко, Э. Кузинер - Я. Голяков-ВИА "Поющие гитары")
Захлебнулся детский крик
И растаял, словно эхо.
Город скорбной тишиной
Проплывает над землёй,
Над тобой и надо мной.
Шелестит листвой платан
Над гранитною плитою:
Он убитых пережил,
Он им верность сохранил.
Здесь когда-то лагерь был,
Саласпилс…
Не несут сюда цветов,
Здесь не слышен стон набатный,
Только ветер много лет,
Заметая страшный след,
Кружит фантики конфет.
Детский лагерь Саласпилс
Кто увидел – не забудет.
В мире нет страшней могил.
Здесь когда-то лагерь был,
Лагерь смерти Саласпилс.
Саласпилс.
На гранитную плиту
Положи свою конфету.
Он, как ты, ребёнком был,
Как и ты, он их любил.
Саласпилс его убил.
Саласпилс…
В тишине раздаётся стук вечно бьющегося «сердца» — мраморного монумента, изнутри которого доносятся гулкие удары метронома. Пока оно стучит, помнят люди о трагедии более чем 60-летней давности.
Место детского барака «За этими воротами стонет земля..» Несломленный
Чем важна для нас оказалась работа
Беседуя с Аллой Алексеевной, собирая материал о песне «Бухенвальдский набат», читая о Саласпилсе и Бухенвальде, мы, конечно, узнавали новое о Великой Отечественной войне и о войне вообще – как о бесчеловечном явлении. Мы учились с уважением относиться к мужеству и стойкости нашего народа, к воспоминаниям пожилых людей, учились ценить тот мир, в котором живём. Но, пожалуй, важнее оказались те мысли, к которым мы пришли, анализируя судьбу Александра Соболева и события вокруг Саласпилса начала 2000-х годов, когда мемориал чуть не стёрли с лица земли латышские националисты. Это мысли о недопустимости национализма!
Нельзя призывать к межнациональной розни, нельзя возвеличивать одну нацию за счёт другой, в мире не должны быть возможны экстремизм, нацизм, фашизм!
Именно об этом напоминает нам набат Бухенвальда…
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят,
С нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Ссылки на интернет-ресурсы
-
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/deti_buhenvalda_2010-06-01.htm
-
http://totalweek.ru/moscow-news/20404-mezhdunarodnomu-dnyu-osvobozhdeniya-uznikov-fashistskix-konclagerej.html
-
http://informpskov.ru/press/75569.html
-
http://gazeta.grodno.by/217/t52.html
-
http://www.buchenwald.de/
-
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/photo_galleries/newsid_4430000/4430017.stm
-
http://waralbum.ru/category/stories/internment/buchenwald/page/2/
-
http://sovmusic.ru/person.php?idperson=12
-
http://www.cursor.net.au/padio-shalom/buhenvaldskiy-nabat-ob-istorii-sozdaniya-i-avtore-teksta/
-
http://teros.org.ru/content/view/585/
-
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=676
-
http://www.ogoniok.com/archive/1997/4494/11-40-43/
-
http://www.win.ru/Mysteries-of-History/2656.phtml
-
http://voin.russkie.org.lv/salaspils1d.php
-
http://skill.ru/artwork/65459/
-
http://lib.ru/MEMUARY/KONCLAGER/buhenwald.txt
-
http://rus.ruvr.ru/2011/04/11/48756389.html
Достарыңызбен бөлісу: |