I репрезентация национальной идентичности в политической символике



бет1/5
Дата23.07.2016
өлшемі451.5 Kb.
#216490
түріГлава
  1   2   3   4   5
ГЛАВА I

Репрезентация национальной идентичности в политической символике.


Символический фонд нации, сопричастность которому перцептивно тождественна сопричастности данному сообществу, является наиболее продуктивным материалом для поиска компонентов национальной идентичности. Символ является словесным, событийным и предметным носителем идеи национального единства, отражая значимые ценности и образы. Наличие общей символики обеспечивает универсальность средств коммуникации внутри национального сообщества, становясь, таким образом, идентифицирующим фактором. Символическое пространство гражданской общности складывается из официальной государственной символики, исторических героев и современных политических лидеров (национально-прецедентных имен), наиболее знаменательных исторических и современных событий, фиксирующих этапы развития общности, а также бытовых и природных символов, отражающих особенности жизнедеятельности общности. Важность символов заключается также и в том, что они потенциально обеспечивают мотивацию совместных действий, то есть задают векторную направленность в будущее, формируя, таким образом, поведенческий компонент национальной идентичности.

Для прославления союза нации и государства требуется выбрать, украсить или даже придумать элементы истории. Самыми осязаемыми символами национальной истории (которые успешно монополизирует государство), являются государственный флаг, герб, гимн, Конституция, национальный язык, которые будут предметом данного исследования. В исследовании впервые предлагается вполне оригинальный материал для выявления и иных символов итальянской идентичности, продвигаемых государством: это денежные знаки (и лиры, и евро), филателистическая продукция, посредством которых государство не только формирует символический ряд национальной идентичности, но и ретранслирует его по территории как национальной, так и зарубежной.

Вышесказанное согласуется с теорией известного антрополога М. Биллига, согласно которой нация «зависит от непрерывного воображения ее существования»1. «Воображение» воспроизводится, прежде всего, через целенаправленное развертывание национальных символов: Биллиг вводит термин «банальный национализм» для описания идеологических привычек, которые делают возможным воспроизводство сложившихся западных наций. Идеологические символы являются «забытым напоминанием», их значение не осознается наблюдателем, но присутствует в глубине его сознания. Благодаря этим закрепленным в обиходе привычкам и материализованным символам нация отмечается или «обозначается» в жизни своих граждан, следовательно, национализм представляет собой эндемическое состояние2.

Имидж политического лидера — один из ярких образцов политической символики и поэтому также будет выбран в качестве предмета исследования. Для создания политически эффективного национального государства важны представления о главных участниках политического взаимодействия, которые формируются в коллективном сознании. Политический имидж национальных лидеров является одновременно и символической репрезентацией эффективности, и инструментом управления общественными настроениями. В этой связи особую значимость приобретает проблема формирования привлекательного образа главы государства, так как именно он во многом определяет восприятие власти и страны в целом3.

Итальянский язык был, по выражению В.Ф. Шишмарева, «большим отечеством» для итальянцев, заменившим им единую страну, политическое становление которой было исторически нереализуемо4. Единой нации не было, но существовал национальный язык и литература на национальном языке. В современной Италии благодаря обязательному среднему образованию, широкому распространению масс-медиа, миграциям на рынке труда итальянский язык упрочил свои позиции и, бесспорно, является языком коммуникации внутри нации. Но, как уже говорилось, диалекты и миноритарные языки в конце Второго тысячелетия тоже упрочили свои позиции. Поэтому будет изучаться не исторический «вопрос о языке», о котором написано значительное количество трудов, но государственная политика в области языкового регулирования.


1. Национальная символика. Флаг.

Из национальных символов Италии флаг в большей степени ассоциируется со страной и народом, он также наиболее регламентирован государством. Итальянский государственный флаг представляет собой триколор с вертикальным расположением цветов: зеленый, белый, красный. За образец был взят флаг Французской Республики - символ революции 1789 г., сама идея триколора исторически ассоциировалась с республиканским строем. Прообраз современного государственного флага появился 7 января 1797 г. в Реджо-Эмилии как стяг Циспаданской республики, которая возникла по инициативе Наполеона. Флаг был благосклонно воспринят в прогрессивных слоях общества, потому что в Наполеоне видели судьбоносную историческую личность, способную объединить Италию, и любое его начинание приветствовалось. После Венского конгресса триколор сохраняет значение символа свободы и либерализма, в этом качестве он широко использовался в иконографии революционных движений. 23 марта 1848 г. зелено-бело-красный триколор с гербом Савойской династии в центре стал флагом Итальянского королевства. По этому случаю Король Карл Альберт адресовал жителям областей Ломбардии и Венето знаменитое обращение, знаменовавшее собой начало Первой войны за независимость. Оно заканчивалось следующими словами: «… чтобы продемонстрировать при помощи внешних знаков чувство итальянского единства, повелеваем, чтобы Наши Войска носили трехцветный итальянский флаг с Савойским гербом»5. Когда 14 марта 1861 г. было провозглашено Итальянское королевство, этот флаг автоматически стал государственным.

После учреждения Республики президентским декретом от 19 июня 1946 г. был подтвержден традиционный облик итальянского флага, но уже без монархического герба. Конституционное собрание (на заседании от 24 марта 1947 г.) одобрило вид флага; как явствует из протокола, решение было встречено «живыми, всеобщими и продолжительными аплодисментами». Все присутствующие встали, что свидетельствует о том, что флаг символизировал собой преемственность идеи единого государства, в стремлении к которому нация проделала долгий и драматический путь от первых войн за независимость до демократической республики6.

Цвета триколора имеют историческое и символическое значение: изначально были взяты белый и красный - цвета флага Болоньи, но к ним прибавили зеленый цвет, который для патриотов Л. Дзамбони (1772-1795) и Дж.-Б. Де Роландиса (1774-1796) символизировал цвет надежды на то, что весь итальянский народ присоединится к революционному движению против засилья иностранных держав7. Но цвета также означали и более осязаемые, пейзажные реалии Италии: зелень долин, снега горных вершин и пламя вулканов, поэтическое подтверждение тому мы находим у поэта Джозуэ Кардуччи (1835-1907): «Будь же он благословлен! … Нет геральдических львов и орлов, нет победоносных хищных зверей на священном стяге, но лишь цвета нашей весны и нашей страны, от Ченизио до Этны: снега Альп, апрель долин, пламя вулканов»8.

В современной иконографии цвета итальянского триколора официально определяются как «насыщенный зеленый луговой, молочно-белый и помидорно-красный», что соответствует номерам по понтону для текстиля (зеленый 17-6153, белый – 110601, красный - 18-1662). Технические характеристики для цветов итальянского флага были установлены циркуляром президиума Совета министров от 2 июня 2004 г., а впоследствии - постановлением премьер-министра от 14 апреля 2006 г., до этого времени в колорировании национального флага наблюдалась некоторая вольность9. Такое повышенное внимание свидетельствует о том, что за национальной символикой вновь признают исключительную идеологическую значимость.

Однако интерес государственных органов имеет выраженный формальный и ритуальный характер, а отношение нации к флагу поменялось - в чем-то оно отражает изменение отношения и к идее государства в целом. Во время Рисорджименто флаг был бесспорным символом национального единства возрождающейся Италии, свидетельством может послужить речь поэта Дж. Кардуччи, выступавшего в Реджо-Эмилии на праздновании столетия со дня рождения итальянского триколора. Поэт говорит о ценностях, которые воплощает для любого итальянца национальный флаг, свидетельствующий об историческом величии Италии прошлого и миссии объединенной Италии будущего: «Молодые люди, вы когда-нибудь мысленно представляли себе этот флаг, обозревающий с Капитолийского холма судьбоносную равнину, на которой зародился Рим и ринулся к победе, к просвещению мира? Или когда с корабельных рей Сан Марко он парит над морем, некогда бывшим нашим, следит на востоке за царствами торгующей и воинственной Венеции? Или когда с Дворца Приоров приветствует холмы, поднимаясь на которые сочинял стихи Данте, спускаясь с которых творил Микеланджело, холмы, на которых Галилей утверждал покорение небес?»10. Кардуччи выбрал три вышеперечисленных города, исходя из их вклада в развитие европейской цивилизации: Рим символизирует Римскую империю, которая несла государственность диким и разрозненным народам будущей Европы. Венецианская республика вела своеобразную «итальянскую» экспансию на восток благодаря сильному флоту и предприимчивости ее купцов, достаточно вспомнить легендарного Марко Поло. Флоренция символизирует собой расцвет искусства Ренессанса: Кардуччи представляет Данте (поэзию), Микеланджело (живопись и скульптура) и Галилея (науку).

В 1997 г. во время празднования двухсотлетия со дня создания итальянского триколора честь произнести юбилейную речь выпала поэту Марио Луци (1914-2005). Речь Луци сильно отличалась от восторженной речи Кардуччи столетие назад. Поэт представил флаг как символ противоречивой и неоднозначной итальянской истории XX в: «На нем, на нашем Триколоре, - пятна злоупотреблений, потерь и позора», - подразумевая колониальную захватническую политику конца XIX в., приход к власти фашизма и Вторую мировую войну. «Наш Триколор больше не является метафорой, он нам принадлежит материально», - продолжил Луци, представляя историчным и материальным этот символ, который политики использовали для позиционирования абстрактной национальной идеи, неподвижной и не подверженной изменениям, в то время как флаг является динамичной суммой истории, памяти и общественного повествования11.

Цвета государственного флага зафиксированы в Ст. 12 Конституции, есть Национальный праздник Флага (7 января), существует музей Триколора при мэрии города Реджо Эмилия (город, в котором было принято решение о создании первого триколора) и даже сайт триколора12. Рядовые итальянцы также любят свой флаг, хорошо знают цвета и их расположение (в то время как они смутно представляют себе государственный герб и помнят только первый куплет гимна), среди всех национальных символов триколор – самый любимый, наглядный и доступный.

Оскорбление флага является уголовным преступлением, наказание проходит по двум статьям: «Оскорбление флага или других государственных символов» (Articolo 299 Codice Penale) и «Надругательство над флагом или другими государственными символами» (Articolo 292 Codice Penale). В монографии профессора Прайса Монро, посвященной роли средств массовой коммуникации, есть интересные наблюдения о том, как и с какими целями государство использует национальную символику: «Подумайте о флаге как об одном из самых длительных повествований — сродни телевизионному шоу или, еще лучше, рекламе, — продвигаемом правительством, передаваемом в лучшее время, субсидируемом как символ национального единства. Дела об отдании чести флагу ближе других подступают к принуждению объявления лояльности, вещательным эквивалентом которого является приказ сетям передавать речь президента или принуждение людей смотреть определенные передачи. Дела об отдании чести — часть дел об осквернении флага: энергия и ресурсы правительства вовлекаются не только в формирование и защиту идеи, но и в требование признания и выражения веры и убеждения»13. В этом свете становится понятным показательное негативное отношение самих итальянцев к государственной символике: «Правительство нас просто прессует триколором и гербом, являя их при любом представившемся случае, чтобы придать авторитетность любому своему действию»14. Если сравнивать отношение к национальному флагу у итальянцев и англичан, то будет заметна существенная разница. В Соединенном королевстве отношение к флагу является, согласно исследованию общественного мнения, одной из восьми содержательных характеристик самоидентификации британцев. Англичане испытывают такие же трепетные чувства к Британскому флагу, как и к королевской семье, что неудивительно, так как флаг отражает идею преемственности королевской (государственной) власти, ее характер гаранта устоявшихся традиций15.

Актов оскорбления государственного флага в Италии немного, скорее всего, речь идет лишь о выходках нетрезвых граждан, но отдельного упоминания заслуживает принципиальная позиция сепаратистских движений, проявляющих открытую нетерпимость к национальному флагу. В частности, деятели политической партии «Лига Севера» усматривают во флаге символ государственного принуждения и насильственного сведения в единое государство Северной и Южной Италии (последняя содержится, по мнению лигистов, на средства трудолюбивой и промышленно развитой Северной Италии). В 1997 г. лидер «Лиги Севера» У. Босси во время митинга публично оскорбил национальный флаг следующими словами: «Когда я вижу итальянский флаг, я прихожу в бешенство (нецензурная лексика). Итальянский флаг, я его использую для того, чтобы почистить себе (нецензурная лексика)», - за что был приговорен к 1 году и 4 месяцам лишения свободы, наказание отбывал условно16.

Стоит отметить, однако, изменение позиции государства по данному вопросу: если раньше оскорбление флага влекло за собой тюремное заключение сроком от одного до трех лет, то с 25 января 2006 г. наказание в форме лишения свободы было заменено на денежный штраф размером от 1000 до 5000 евро. Возможно, это свидетельствует о том, что правительство не хочет создавать у населения имидж авторитарного или полицейского государства, при помощи тюрьмы разрешающего разногласия с собственными гражданами, а наоборот, хочет создать образ государства демократического и толерантного. Однако сумма штрафа резко возрастает, если оскорбление флага было совершено во время официальной церемонии или государственного праздника (5000-10000 евро): государство отделяет хулиганские, но относительно невинные выходки отдельных граждан от целенаправленных попыток разрушения национальной идентичности, которая в данном вопросе приравнивается к политической идентичности национального государства.

Существуют также определенные правила для очередности флагов, если их несколько, можно проследить, как сосуществуют, наслаиваются несколько идентичностей – европейская, национальная, локальная. В ситуации № 1, когда в каком-либо общественном месте Италии выставлено всего два флага – национальный флаг и флаг Евросоюза, то первым идет флаг Италии, чтобы подчеркнуть, в какой стране мы находимся и какая из стран Евросоюза превалирует в данный конкретный момент. В ситуации № 2, когда присутствует «флаг С», условно обозначающий флаг локального административного подразделения (региона, области, города), то, чтобы воплотить идею структуры и логику «общее-частное», первым ставится флаг Евросоюза, затем итальянский национальный флаг, затем флаг административного подразделения. В ситуации № 3, когда появляется «флаг O (Ospite)», есть два варианта развития событий: если страна-гость не входит в Евросоюз, то флаг будет занимать первое место по традиции гостеприимства и из соображений политкорректности: ведь если поставить его после флага Евросоюза и Итальянской Республики, то получится последнее место. Италия в данном случае предшествует Евросоюзу, потому что именно она является страной, фактически принимающей гостя. Ситуация меняется, когда «флаг О» принадлежит стране-участнице Евросоюза, тогда включается логика иерархии общее-частное: Евросоюз - принимающая Италия – страна-гость – местная административная единица17.


2. Национальная символика. Герб.

Национальный герб, второй официальный символ Итальянской Республики, был принят законодательным конституционным собранием от 31 января 1948 г., обнародован указом Президента Республики Э. Де Никола 5 мая 1948 г. Проект герба был предложен художником П. Паскетто (1885-1963), известным акварелистом и иллюстратором. Он выиграл оба конкурса 1946 и 1947 гг., в которых в общей сложности приняли участие 500 кандидатур, представивших 800 эскизов. До 1948 г. гербом Итальянского королевства служил герб Савойской династии.

Представляется целесообразным проанализировать краткий отчет специальной конкурсной комиссии по отбору эскизов на будущий герб. По мнению комиссии, все эскизы можно было разбить на шесть основных тематических групп: 1) пчелы, 2) геральдический щит с короной из башен, 3) шестеренка со звездой, 4) орел, 5) башня с маяком, 6) звезда. Показателен пристальный интерес к труду (пчелы, шестеренка), вера в путеводную силу (звезда, маяк), а также сильная привязка к историческим реалиям (римский орел, средневековые башни городов-коммун)18.

В результате герб Республики выглядит следующим образом: в центре расположена пятиконечная звезда белого цвета, окаймленная красным, звезда прикреплена к осям стальной шестеренки, которую обрамляют дубовая и оливковая ветви, скрепленные красной лентой с надписью «Итальянская Республика». Цветами герба служат традиционные зеленый, белый и красный. Символика герба отсылает нас к идее созидательного, хотя и тяжелого труда, на основе которого зиждется Республика (Ст. 1 Конституции). Однако стоит учесть, что и герб, и Ст. 1 Конституции являются политическим «реверансом» в сторону левых сил в поиске компромисса в условиях резкого изменения внешнеполитических ориентиров в эпоху начала холодной войны.

Фоном герба служит стальная шестеренка, символ работы, индустриализации и прогресса. Дубовая ветвь говорит о достоинстве и силе итальянского народа, оливковая ветвь - о миролюбии по отношению к зарубежным странам. Сияющая белым светом звезда является традиционным знаком, символизирующим Италию со времен Рисорджименто, она отсылает к одному из самых популярных образов национально-освободительного движения: Италия в виде персонифицированной женской фигуры, увенчанной короной из башен, которая высоко поднимает путеводную звезду, освещающую ей путь19.

Примечательно, что в гербе нет традиционного в геральдике поля, на котором должно располагаться символическое содержание, поэтому государственный герб Итальянской Республики иногда называют «эмблемой Италии», идет как бы снятие излишнего официоза. Действительно, если говорить о частотности использования герба в подобающих ситуациях, то где-то до 2000 г. его использовали относительно мало, и наоборот, когда правительство в последнее время стало его использовать чаще, то итальянцы восприняли это как давление государства20.

Насколько полно символика герба отражает национальную идентичность в глазах носителей идентичности? Представляется, что его содержание устарело, фактами истории стали как звезда национально-освободительного движения, так и шестеренка, вызывающая ассоциации с классовыми интересами пролетариата. Свидетельством тому может быть конкурс на эскиз нового герба Итальянской Республики, объявленный правительством Б. Кракси в 1987 г. Для выбора будущего герба было создано авторитетное жюри, куда входили писатель У. Эко, архитектор П. Портогези, график и дизайнер Армандо Теста. Однако предложенные эскизы привели в недоумение жюри и вызвали язвительную реакцию журналистов. Тематика была слишком предсказуемой и поэтому банальной: «сапожок», парусные яхты, трехцветный человечек, альпийские луга, геометрические фигуры (образцы некоторых проектов)21. В результате герб Итальянской Республики остался неизменным.
3. Национальная символика. Исторические символы Италии.

Наряду с гербом существует более древний и, в каком-то смысле, более исторически конкретный образ Италии – «Italia Turrita» - «Италия <в короне из> башен», он воплощен в памятниках (к примеру, памятник Италии в Реджо-ди-Калабрия), на денежных знаках и в филателистической продукции. Образ «Италии в башнях» включает в себя сразу несколько культурно-исторических компонентов итальянской идентичности. Подчеркивается женская сущность страны, зафиксированная также и в грамматической категории рода макротопонима «Italia». Однако это не может быть исключительно итальянской характеристикой: если проанализировать макротопонимы разных стран, то почти все названия будут женского рода. Традиция именования по женскому роду уходит корнями в доисторические времена, будучи связана с отождествлением страны-земли и женского начала.

На монетах и марках мы видим женскую голову, увенчанную короной из средневековых башен, соединенных стилизованными городскими стенами. Здесь явно прослеживается коннотация с традицией свободных городов-государств, защищающих свою свободу от внешних посягательств и соперничающих друг с другом. Города-государства были главным препятствием для создания единого, консолидированного государства на Полуострове, но именно они стали основой полицентрической модели Италии, что дало небывалый дотоле всплеск искусств в Средние века и Возрождение.

Каменная «Италия в башнях» в Реджо-ди-Калабрия одета в римскую тогу, в одной руке она держит лавровый венок, в другой - меч. Последний атрибут (наряду с весами) традиционно ассоциируется с идеей справедливости и ее осуществления. Свидетельством популярности образа «Italia Turrita» может служить частотность его использования на предметах, которые должны отражать государственную символику – на монетах, медалях и значках, марках, бюллетенях голосования на выборах и даже на удостоверениях личности итальянских граждан. Одни из первых иллюстраций «Италии в короне из башен» встречаются в работах Ч. Рипа (ок. сер. XVI в. – 1622), талантливого художника эпохи Возрождения, мастера аллегорий. Это роскошная женщина с типичными средиземноморскими чертами (смуглый цвет лица, темные волосы), держащая сноп колосьев пшеницы (отсылка к плодовитости, плодородию и сельскому хозяйству)22.

Сама корона из башен является, в свою очередь, еще более древним атрибутом. Сorona muralis (лат.), - корона из (городских) стен - являлась почетной наградой во времена Римской республики и Империи, она вручалась воину, который первым вступал в осажденный вражеский город, преодолев фортификационные сооружения неприятеля (чаще всего, крепостные стены)23. В современной иконографии встречаются две ее разновидности: «корона из стен», геральдический атрибут городского поселения (comune), и «корона из башен», геральдический атрибут города (città)24. Стоит отметить, что городское поселение отличается от города только наличием почетного титула города, который был либо закреплен историческим документом, либо присуждался в недавнем прошлом декретом премьер-министра Итальянской Республики25. Все вышеперечисленное свидетельствует о чрезвычайной важности городов для итальянской национальной идентичности.

Второй, менее известной персонификацией Италии является женская фигура-аллегория плодородия, увенчанная венком из колосьев. Этот образ запечатлен, к примеру, на монете номиналом 1 лира. В образе отчетливо различимы отголоски других, древнейших аллегорий Изобилия и Плодородия, Абунданции и Анноны.

Самым известным и узнаваемым символом является географический профиль Италии – «сапог», который изображен на многочисленной сувенирной продукции. Географический облик Италии всегда присутствует в сознании итальянца, верх сапога – это Север, а низ – Юг Италии, что зафиксировано в идиоматических выражениях «venir su» - «приехать наверх (на Север)» и «venir giù» - «приехать вниз (на Юг)». Такое внутренне присущее картографическое представление говорит в пользу единой национальной идентичности.

Существуют и другие, воистину «народные» символы итальянской идентичности - это предметы, явления, образы, даже рекламные слоганы, которые являются показателями «italianità» - «итальянской сущности» в глазах рядовых итальянцев. На форумах, на вопрос: «Что вы выбрали бы в качестве символа Италии?»26 - около 70 % респондентов назвали пиццу, пасту, Колизей, гондолы, футбол, мафию. Многие из участников добровольного опроса подчеркнули, что они выбрали подобные символы, исходя из сравнения Италии с другими странами, как бы рассматривая родную страну извне. Неожиданность для исследователя представляют гондолы и мафия, первые являются символами Венеции и должны были бы ассоциироваться у итальянцев не с Италией, а именно с городом на воде. Но, очевидно, итальянские респонденты попадают под влияние расхожих представлений иностранцев, которые в своем итальянском путешествии обязательно стремятся посетить Венецию. Похожие процессы восприятия относятся и к мафии. Хотя данное слово является названием только организованной преступности на Сицилии, оно ассоциируется с устоявшейся традицией итальянской организованной преступности вообще27. Мировая общественность «познакомилась» с итальянской мафией через Америку28, а далее кинематограф «растиражировал» этот образ, придав ему романтический оттенок, чему в особой мере способствовала популярная трилогия американского режиссера Ф.Ф. Копполы «Крестный отец» (1972-1990). Последним свидетельством интереса мировой общественности может служить фильм о буднях итальянской неаполитанской мафии «Гоморра» (2008) режиссера М. Гарроне, в 2008 г. получивший приз Европейской киноакадемии по 5 номинациям и Гран-при Каннского фестиваля.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет