История церквей христиан веры евангельской в Беларуси
Пятидесятнические церкви в Беларуси появились перед Первой мировой войной на Витебщине и Могилевщине. В 20-ые годы прошлого столетия это движение охватило Западную Беларусь вошедшую в результате Рижского мира в состав Польши.
Первопроходцами были Григорий Красковский и Степан Ярмолюк, которые выехали на заработки в Америку, где и уверовали в Бога. В 1919 г. Красковский вернулся на родину и начал проповедовать Евангелие в окрестностях Новогрудка. А в 1923 г. вернулся в Орехово (Брестский повет) Степан Ярмолюк, и уже через год основанная им община насчитывала более сотни членов.
В 1924 году в Кременце состоялся первый съезд пятидесятников Польши, на который собрались проповедники и служители из Западной Украины и Западной Беларуси. В 1924 году (по некоторым данным в 1922 г.) в районе Молодечно и Радошковичей начал проповедовать Станислав Недвецкий. В следующем году были образованы первые церкви - в деревнях Путники, Петюли и Красовщина.
В 1928 г. в Данциге (ныне Гданьск) начала работу Восточно-Европейская миссия "Ассамблей Божьих", которую возглавил Густав Шмидт. Для подготовки служителей при миссии действовали библейские курсы. На их основе в 1930-х гг. в Данциге был открыт Библейский институт, который окончили многие будущие руководители белорусских церквей ХВЕ: И. Косах, И. Кульбицкий, П. Володько, А. Ключник, Г. Селюжицкий и др. Восточно-Европейская миссия издавала разнообразную религиозную литературу, а также журналы "Путь веры" и "Примиритель".
В 1929 г. в селе Старая Чолница на Волыни был образован Всепольский Союз христиан веры евангельской, который объединил белорусские, польские, немецкие и украинские церкви пятидесятников в один Союз. Председателем Союза ХВЕ избрали Артура Берхгольца. Среди 13 членов руководства Союза были 4 белоруса Даниил Комса, Степан Ярмолюк, Григорий Красковский и Онуфрий Мазало.
В 1930 г. к Союзу ХВЕ присоединились примерно тысяча евангельских христиан из IIинского повета. Распространение церквей христиан веры евангельской проходило в нелегких условиях. В Восточной Беларуси входившей в состав СССР, пятидесятнические церкви были фактически уничтожены. В Западной Беларуси польские власти также чинили христианам веры евангельской различные препятствия. Организовывать богослужения можно было лишь в закрытых помещениях и только для верующих. Общины ХВЕ часто испытывали трудности при получении разрешений на проведение религиозных собраний.
Однако даже в таких условиях христиане веры евангельской примерно из 100 церквей Беларуси объединились в четыре районных объединения: Полесское, Новогрудское, Виленско-Молодеченское и Брестско-Пружанское. С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 г. центр Союза ХВЕ в Лодзи и восточно-европейская миссия в Данциге практически прекратили свою деятельность. В нацистской Германии, как и в Советском Союзе, деятельность пятидесятнических церквей запретили.
Одновременно с приходом Красной Армии в Западную Беларусь среди населения была развернута широкая антирелигиозная пропаганда. Однако церкви ХВЕ продолжали жить и действовать, а координацию их деятельности осуществлял заместитель председателя Всепольского Союза ХВЕ Иван Калинникович Панько. Начавшаяся в 1941 г. немецкая оккупация принесла новые страдания белорусскому народу. Не минула эта чаша и христиан веры евангельской. Так, в 1943 году был арестован и расстрелян немцами один из организаторов пятидесятнического движения Станислав Недвецкий.
В 1944 г., после прихода Советской Армии, в Вильне был создан Республиканский церковный совет ХВЕ Беларуси и Литвы возглавляемый И.К. Панько. Совет начал ходатайствовать перед властями СССР о регистрации церквей ХВЕ. Однако советское государство, рассматривая пятидесятников как "чуждый Советской власти элемент", отказывалось их регистрировать. По инициативе Совета по делам религиозных культов при СНК СССР начались переговоры о вхождении христиан веры евангельской во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В августе 1945 г. после длительных обсуждений, руководители церквей ХВЕ Беларуси и Украины И. Панько, С. Вашкевич, А. Бидаш, Д. Пономарчук подписали "Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими Христианами баптистами в один союз", или, как иначе его называли, "Августовское соглашение".
После его подписания начался процесс объединения, который вызвал недовольство с обеих сторон. Ряд общин ХВЕ отказались от регистрации, по данным Совета по делам религиозных культов, в 1946 г. в БССР присоединились к ВСЕХБ 83 церкви ХВЕ, а 28 церквей действовали нелегально.
60-е годы ознаменовались новой волной преследований верующих. В 1960 году было принято постановление ЦК КПСС "О мерах по ликвидации нарушений духовенством Советского законодательства о культах. В рамках реализации этого постановления был разработан план о прекращении деятельности всех пятидесятнических общин. Именно в это время в прессе стали публиковаться материалы об "изуверах-пятидесятниках" и совершаемых ими "жертвоприношениях". Эти годы стали очередным испытанием веры для многих руководителей пятидесятнических общин Беларуси. Судебные процессы проходили в Пинском, Столинском, Березовском и других районах страны. С 1961 года по 1964 год только в Могилевской области, где действовало 13 общин ХВЕ, к уголовной ответственности и религиозную деятельность были привлечены более 20 человек.
В середине 1970-х годов власти пошли на уступки и разрешили церквям ХВЕ регистрироваться автономно. В этот период были зарегистрированы церкви ХВЕ в Кнотовщине, Пинске, Орше, Поставах, Минске, Несвиже, Пружанах. Таким образом, часть церквей находились в подполье, часть - в составе ВСЕХБ, и часть была зарегистрировав автономно.
18 ноября 1989 года представители 118 церквей христиан веры евангельской собрались на конференцию в Минске и приняли решение о создании Союза ХВЕ Беларуси, избрали старшим пресвитером Николая Яковлевича Куркаева. Устав Союза христиан веры евангельской в Республике Беларусь и решение о его регистрации были приняты на 1 съезде, прошедшем в Минске 8 февраля 1991. В марте этого же года в Москве прошел 1 съезд ХВЕ СССР. Председателем Союза христиан веры евангельской СССР был избран Роман Ивановия Билас, а его первым заместителем - Н. Я. Куркаев. В связи с отьездом Н. Я. Куркаева в Москву, председателем Союза ХВЕ Беларуси в 1991 году был избран Федор Кондратьевич Марчук, который в 1997 году ушел в вечность. В том же году на III Съезде епископом Союза ХВЕ в РБ был избран Сергей Сергеевич Хомич, который несет то служение по настоящее время.
В период с 1991 по 2001 годы было открыто более 300 новых церквей в городах и деревнях Беларуси. На 1 января 2006 года в 480 зарегистрированных церквах насчитывалось 31018 человек, заключивших завет с Господом через водное крещение. Вместе с детьми богослужения посещают около 53 тысяч человек. В 374 воскресных школах учатся примерно 20000 детей. В сентябре 1996 года был открыт Теологический институт.
С 1996 года издается журнал "Благодать", печатный орган Союза ХВЕ в Беларуси.
В 1997 году при Союзе ХВЕ был учрежден отдел по работе среди заключенных и малообесченных слоев населения, С 1995 года в г. Барановичи начала работу миссия "Возвращение". Сотрудники миссии в четырех отделениях в стационарных условиях помогают людям стать полноценными гражданами белорусского общества. 75 процентов проходящих курс христианской реабилитации полностью освобождаются от наркотической и алкогольной зависимости.
Сегодня Белорусская Церковь христиан веры евангельской является самым крупным в стране евангельским объединением, и второй по числу общин конфессией Беларуси. Как и их предшественники много столетий назад, они продолжают нести евангельскую весть своему народу.
Достарыңызбен бөлісу: |