Изменение биологических ритмов студентов медицинского института под влиянием режима учебной нагрузки



Дата11.07.2016
өлшемі113.38 Kb.
#192658
612.766.1 Изменение биологических ритмов студентов медицинского института под влиянием режима учебной нагрузки

Гильмуллина Анна Рашитовна

Скурыгина Елизавета Игоревна

Научный руководитель –доцент Бондаренко В.Ф.

Балтийский Федеральный университет им. И. Канта

Медицинский институт

Калининград, Россия.
Введение.

Тема "Биоритмы" и в частности хронобиология и биоритмология представляет интерес во всех сферах жизнедеятельности общества. Возникновению биоритмологии как науки предшествовало множество исследований как российских, так и зарубежных ученых. Большой вклад в науку принадлежит Х. В. Гуфелянду[1] благодаря работе по изучению суточных циклов. Особое внимание к данной теме проявлено российскими исследователями такими, как Павлов[3], Чижевский[3], Вернадский[3]. Ими было определено: биоритмы основополагающее и фундаментальное свойство всего живого.

Следующий этап развития науки связан с именами Хальберга и Ашоффа[2]. Ими были выявлены закономерности биоритмов и дана их классификация. Об этом подробнее в главной части работы. Данная тема остается актуальной и сейчас. Она связана во многом с личным интересом человека. Также она волнует и врача. Например, достаточно давно доказана связь заболеваний нервной системы (неврозы) с биоритмами человека. Тема актуальны в связи с принятием законопроекта, предложенного Д. Медведевым, о зимнем времени и отменой сезонного перевода стрелок часов и повышенным вниманием прессы. Созданы специальные комиссии по рассмотрению возникшей проблемы о возможных негативных влияниях перевода времени и максимально целесообразному ее разрешению. Причем учитывается главным образом самочувствие человека, также эффективность его производительности.

Целью, нашей работы — было выявление предполагаемых изменений биологических ритмов студентов под влиянием режима учебной нагрузки.


Материалы и методы исследования.

Исследование проводилось путем тестирования на определение биологического ритма студентов первого, второго и третьего курсов медицинского института БФУ. Всего в тестировании приняли участие 79 человек. В ходе тестирования студентами заполнялись анкеты опросника Остберга и определялось соотношение хронотипов на разных курсах. Статистическая достоверность изменений соотношения разных хронотипов от курса к курсу оценивалась с помощью метода оценки достоверности разности долей Вилкоксона [4]


Результаты исследования.
Уже у студентов первого курса отсутствовал четко выраженный утренний тип. Слабо выраженный утренний тип был выявлен у 2 человек с распределением баллов:
78 и 81 балл.
Наибольшее количество первокурсников (35 человек) имело аритмичный тип. Баллы были распределены следующим образом:
58, 63, 72, 67, 59, 62, 59, 61, 70, 71, 65, 74, 73, 66, 61, 67, 62, 70, 64, 63, 68, 63, 61, 62, 62, 60, 65, 65, 75, 61, 63, 62, 67, 65 баллов. 
Слабо выраженный вечерний тип имели 10 человек: 
57 , 51, 50, 55, 52, 44, 46, 56, 54, 54 балла.

Четко выраженный вечерний тип у 2 человек:


30 и 38 баллов.

2 курс:
Слабо выраженный вечерний тип у 16 человек. 


Испытуемые набрали следующие баллы:
52 балла, 46, 57, 54, 50, 54, 51, 50, 46, 50, 50, 47, 52, 52, 54, 55 баллов.
Аритмичный тип у 12 человек. 
Баллы распределились следующим образом:
61 балл, 59, 67, 59, 68, 63,58, 59, 68, 65, 62 и 59 баллов.
Четко выраженный вечерний тип у 2 человек, в числе которых тестируемые с баллами 32 и 40
Утренний тип среди тестируемых отсутствовал.
3 курс:

Аритмичный тип у 2 человек.

Вечерний тип у 13 человек.

Утренний тип у 1 человека.


Статистическая обработка результатов показала, что, начиная со второго курса, количество аритмиков, достоверно уменьшается, а количество студентов с вечерним типом работоспособности достоверно увеличивается.
Заключение

Исходя из проведенных нами исследований только 49% студентов имеют удовлетворительную адаптацию. Исследования показали, что, со второго курса количество аритмиков начинает достоверно уменьшаться, в отличие от количества студентов с вечерним типом работоспособности – их количество достоверно увеличивается.

Список литературы:


  1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы). – М.: Сов. Россия, 1977. – 256с.

  2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 208с.

  3. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 251с.

  4. Лакин Г.Ф. Биометрия — М.: Высш. школа, 1990 – 352с.

УДК 618.2

Заболотов Д.А. Карасева Д.В. Степанян И.А.

Учебно-методическое пособие "Кровоток в системе мать-плацента-плод" для внедрения в медицинскую компьютерную программу «Автоматизированное рабочее место врача ультразвуковой диагностики “Ассистент”».

Балтийский Федеральный университет имени Иммануила Канта

Медицинский институт, Калининград

Научный руководитель: профессор, д.м.н. Изранов В.А.

1. Актуальность:

Здоровое население и в частности здоровые дети являются залогом процветания страны. Именно поэтому надлежащее состояние и надзор за беременными является важнейшим вопросом современности.

Плацента является эмбриональной органом, который формируется двумя организмами, матерью и плодом, соответственно она соединяет два различных кровотока. Система "мать-плацента-плод" формируется и начинает свое функционирование с самого начала беременности. Нормальное развитие плода определяется в основном адекватной гемодинамикой в системе мать-плацента-плод, что зависит также и от особенностей строения плаценты. В формировании плаценты принимают участие производные трофобласта, эмбриобласт а также децидуальная ткань.

Строение плаценты и состояние кровообращения в сосудах пуповины и плаценты является одним из постоянных и важных составляющих, исследуемых при скрининговой ультразвуковой диагностики беременных.

Современные технологии визуализации ультразвукового исследования плода привели к применению специальных компьютерных программ: в частности, "автоматизированное рабочее место врача ультразвуковой диагностики «Ассистент»"

В настоящее время, программа, упомянутая выше, совершенствуется и пополняется дополнительной и полезной информацией.

2. Цель исследования:

1) Создание учебно-методического пособия по структуре плаценты и кровообращению в системе мать-плацента-плод.

2) Включение пособия в программу "автоматизированное рабочее место врача ультразвуковой диагностики «Ассистент»"

3. Материалы и методы исследования:

Анимационное изображение кровотока в системе мать-плацента-плод созданное в Microsoft Power Point. Использовался метод векторной графики и пошаговая анимации.

4. Результаты и выводы:

Вниманию читателя предлагается два приложения. Благодаря этим приложениям огромный материал по данной теме может быть структурирован и понят более или менее легко.

Приложение 1 состоит из схемы строения плаценты и кровообращения в системе мать-плацента-плод.

Приложение 2 показана схема циркуляции крови в организме плода.

Оба приложения могут использоваться в качестве учебно- методического пособия для студентов медицинских вузов, а также могут быть включены в компьютерную программу "автоматизированное рабочее место врача ультразвуковой диагностики «Ассистент»"




Приложение 1

Схема структуры плаценты и маточно-плацентарного кровообращения




1 - артерии пуповины
2 - стволовая ворсина
3 - децидуальная перегородка
4 - децидуальный слой
5 - миометрий
6 - вены
7 - спиральные артерии
8 - хорион
9 - амнион
10 - межворсинчатое пространство
11 - вена пуповины
12 - котиледон



Приложение 2

Схема циркуляции крови в организме плода

прямоугольник 10







1 - верхняя полая вена
2 - овальное отверстие
3 - нижняя полая вена
4 - венозный проток 5 - портальный синус
6 - воротная вена


7 - вена пуповины
8 - артерии пуповины
9 - плацента
10 - надчревные артерии
11 - артериальный проток



5. Список использованных источников:

Maternal-placental-fetal unit; fetal & early neonatal physiology / Obstetrics and gynecology by Appleton & Lange, 1994 (p. 157).

М. В. Медведев. Изучение особенностей кровотока в аорте плода и артерии пуповины во втором триместре беременности. // Акуш. и гинек. 1989 г., №1, с. 17 – 21.

[http://www.art-med.ru/articles/list/art234.asp]

А. Н. Стрижаков. Клинико-диагностическое значение оценки кровотока в системе мать – плацента – плод при ОПГ-гестозе // Акуш. и гинек. 1993 г., №3, с. 12 – 14

И. С. Сидорова и соавт. Состояние новорожденных в зависимости от пренатальных показателей фетоплацентарного и маточно-плацентарного кровотока // Российский вестник перинатологии и педиатрии 1995 г., №4, с. 14 – 18



УДК: 616.438 - 007.61 - 053.2
Парамзин Ф.Н. 3 курс

Научный руководитель: профессор, д.м.н. Волкова Л.В.

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта,

медицинский институт, Калининград, Россия


ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКАЯ И ИММУНОГИСТОХИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИМУСА У ДЕТЕЙ ПО МАТЕРИАЛАМ АУТОПСИЙ

Актуальность

Врождённые и приобретенные иммунодефицитные состояния - это патология, играющая важную роль в заболеваемости и смертности детей, особенно в раннем возрасте [1]. При аутопсиях детей первых трех лет жизни и мертворожденных иммунодефициты выявляются достаточно часто и диагностируются как основное заболевание или его осложнение. На первом этапе при органометрической оценке патологии иммунной системы проводится исследование размеров и веса лимфоидных органов – вилочковой железы и селезенки, лимфатических узлов различной локализации. На втором этапе после традиционного патогистологического исследования аутопсийного материала выявляются структурные изменения в указанных органах, которые и являются определяющими в диагностике патоморфологических признаков варианта иммунодефицита. В последние годы появился ряд отдельных научных публикаций, характеризующих экспрессию некоторых иммуногистохимических маркеров в вилочковой железе в норме и патологии, что может оказаться полезным при аутопсийной диагностике иммунодефицитов у детей.



Цель исследования

Целью настоящей работы было изучение распределения некоторых органометрических показателей лимфоидных органов по материалам аутопсий Детской областной больницы г. Калининграда и анализ возможностей иммуногистохимических подходов для диагностики иммунодефицитов у детей.



Задачи

1) Клинико-анатомическое исследование 19 протоколов вскрытий новорожденных и мертворожденных детей гестационного возраста 37-41 недели, проведенных в Детской областной больнице г. Калининграда в 2011-2013 годах;

2) Статистическая оценка органометрических показателей для выявления отклонений со стороны тимуса и селезенки у умерших детей;

3) Анализ возможностей использования современных иммуногистохимических методов для диагностики структурно-функционального состояния вилочковой железы при подозрении на иммунодефицитное состояние.



Материал и методы

Изучено 19 материалов аутопсий детей, проведенных в патологоанатомическом отделении Калининградской Детской областной больницы, дети были рождены на сроках 37-41 недель беременности в 2011 - 2013 годах. Использованы методы клинико-анатомического анализа, микроскопического исследования при окраске препаратов лимфоидных органов гематоксилином и эозином, оценки результатов иммуногистохимического окрашивания гистологических срезов вилочковой железы по стандартной методике для выявления антигенов - CD8, Ki-67, CD 34, панцитокератина [3]. Статистический анализ данных выполнен с помощью пакета прикладных программ Excel, версия 7.0 и программы Statistica, версия 5.0.



Результаты

Установили, что в исследованной группе детей, состоящей из 19 умерших, было 8 мальчиков и 11 девочек. Среди основных причин смерти в данной группе преобладали асфиксия (8 случаев) и врожденные пороки развития (4 случая), помимо этого диагностированы синдром массивной аспирации мекония, вирусная врожденная пневмония.

Показатели массы тела варьировали в интервале от 2516 до 4192 г, а средняя масса тела детей составила 3178,6 ± 163,07 г. В группе мальчиков выявлены показатели массы тела составили 3415, 0 ± 252,50 г, в группе умерших девочек - 3184,7 ± 142,53 г. В данной возрастной категории условно нормальные показатели массы тела составляют 2500- 4300 г.

При оценке показателей массы вилочковой железы установили, что средние показатели в группе из 19 детей составили 10,4±3,60 г. Для данной возрастной категории условно нормальный показатель веса тимуса - 15-20 г. Отклонение показателей массы вилочковой железы от условной нормы в изученной группе детей наблюдалось в 85 % случаев (16 вскрытий; 6 мальчиков, 10 девочек), во всех наблюдениях отклонения оценивали с учетом массы тела ребенка. В большинстве случаев (10 аутопсий; 3 мальчиков, 7 девочек) зарегистрировано уменьшение массы тимуса, варьировавшей у детей из данной группы в интервале от 1,5 до 11,5 г. Средние показатели массы тимуса в группе из 10 детей с диагностированным уменьшением данного показателя составили 7,9 ± 0,90 г. В 7 вскрытиях зарегистрировано увеличение массы вилочковой железы по сравнению с условной нормой (2 мальчика, 5 девочек), в 3 случаях наблюдалось увеличение массы тимуса более чем на 50%, а в отдельных наблюдениях масса органа превышала 21,5 г.

При оценке массы селезенки установили, что средние показатели в группе из 19 детей составили 12,0 ± 4,10 г. Для данной возрастной категории нормальный показатель веса селезенки составлял 10 - 12 г. Отклонение показателей массы селезенки от условной нормы в изученной группе детей наблюдалось в 70 % случаев (13 вскрытий; 5 мальчиков, 8 девочек). В 6 случаях (3 мальчиков, 3 девочек) зарегистрировано уменьшение массы органа, варьировавшей в диапазоне от 5 до 9 г, средние показатели составили 7,3 ± 0,70 г. В 7 вскрытиях зарегистрировано увеличение массы селезенки (2 мальчиков, 5 девочек), показатели варьировали в интервале от 13,0 до 27, 5 г, а средняя масса органа в указанной группе составила 17,7 ± 2,00 г.

При оценке корреляции между массой тела и показателями массы вилочковой железы и селезенки умерших детей и мертворожденных, установили, что достоверная положительная корреляция (Р≤ 0,0005) высокой величины выявлена между показателями массы тела и массы вилочковой железы (r=0,72). В то время как достоверной корреляции между показателями масса тела - масса селезенки, масса тимуса - масса селезенки не выявлено.

Традиционное гистологическое исследование вилочковой железы позволяет идентифицировать такие основные патогистологические варианты отклонений от нормальной структуры органа, как гипоплазию, дисплазию, гиперплазию, акцидентальную инволюцию вилочковой железы различной степени. Гипоплазия и дисплазия тимуса, акцидентальная инволюция 3-4 степени, как правило, имеет место в случаях уменьшения массы органа, которое в наших исследованиях выявлено у 10 умерших детей. Гиперплазия вилочковой железы в настоящей работе диагностирована в 7 наблюдениях.

Для понимания этиопатогенетических механизмов изменения морфофункционального состояния вилочковой железы при патологии у детей, перспективным представляется использование современных методов исследования – иммуногистохимического анализа экспрессии маркеров отдельных структурных компонентов и клеточных элементов тимуса, например таких маркеров, как CD3, CD4, CD8, CD34, Ki-67, панцитокератин и некоторых других. Проведен анализ данных литературы и предварительная апробация методов оценки экспрессии таких маркеров, как CD8, CD34, Ki-67, панцитокератин для изучения патологии вилочковой железы у детей по материалам аутопсий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что иммуногистохимическое исследование для оценки структуры тимуса - это высокоинформативный метод, который может существенно упростить и углубить диагностический процесс, а также является весьма перспективным подходом для решения фундаментальных проблем тимологии.



Выводы:

1) У новорожденных и мертворожденных детей при сроке гестации 37-41 неделя в большинстве аутопсий обнаруживаются отклонения массы вилочковой железы и селезенки от нормальных показателей, чаще всего в сторону уменьшения, что указывает на возможность врожденных иммунодефицитов, для верификации которых необходимо как патогистологическое исследование, так и комплексный клинико-морфологический анализ.

2) В случае перинатальной смерти детей на сроках беременности 37 недель и более выявлена достоверная корреляция высокой величины между показателями массы тела и массы вилочковой железы, в то время как достоверной коррелируемости признаков в парах масса тела–масса селезенки, масса тимуса–масса селезенки не наблюдалось.

3) Перспективными методами исследования вилочковой железы у детей, как в патологоанатомической практике, так и в исследовательской работе являются иммуногистохимические методы оценки экспрессии ряда маркеров - CD8, CD34, Ki-67 и панцитокератина.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова Л.В., Бондарев В.П. Гетерогенность гиперплазии тимуса у детей по данным аутопсий. - Тр. Y съезда Росс. общества детских патологов. – Санкт-Петербург; ООО «Изд-во «ЛЕМА». – 2012.- С. 201-204.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет