Изображения Тесея в афинской вазописи VI-V в.до н.э. как исторический источник
М.Андреева
4 класс
Научный руководитель – П.А.Евдокимов
Оглавление
Введение
Основная часть
1. Исследование изображений афинских ваз
2. Анализ данных и поиск закономерностей для дальнейшего исследования.
3. Древнегреческая вазопись как способ пропаганды
4. Два периода увеличения популярности Тесея в Афинах:
4.1. Эпоха Писистрата и Писистратидов
4.1.1. Представления современных ученых об идеологии тирании Писистрата и Писистратидов .
4.1.2. Основные темы и мифологические сюжеты, имевшие отношение к идеологии тирании Писистрата и Писистратидов.
4.1.3. Тесей как прообраз царя.
4.2. Эпоха Кимона
4.2.1. Поиск «останков Тесея» как пропаганда власти Кимона.
Выводы
Обоснование гипотезы данными анализа вазописных изображений.
Список литературы
Введение
Вазопись Древней Греции позволяет узнать о жизни древних греков и их представлениях о мифологии. Это один из исторических источников. Существует множество ваз, изображающих разных богов и героев. Интересно посмотреть, как меняются со временем эти изображения, и понять связь с изменениями в жизни древних греков.
В своей работе я исследовала изображения Тесея в аттической вазописи 6-5 в.до н.э., а также пыталась разобраться, почему иногда на вазах молодого Тесея изображают с бородой и объяснить почему иногда Тесея изображали на вазах чаще, а иногда реже.
Для этого надо было найти датированные изображения керамики с Тесеем, просмотреть их, собрать информацию о вазах так, чтобы ее было удобно анализировать.
После рассмотрения многих ваз, я обнаружила некоторые закономерности и выдвинула гипотезу, которую старалась доказать в своей работе: есть связь между изменениями изображений Тесея и жизнью Афин VI-V в.до н.э.
После изучения литературы о жизни Афин VI-V в.до н.э. (3) я уточнила гипотезу: в VI-V в.до н.э. Тесея изображали на афинских вазах чаще, чем в другое время, чтобы пропагандировать идеологию тирании Писистрата, а позднее Кимона.
Теперь для обоснования гипотезы надо было изучить литературу.
Основная часть
1. Исследование изображений афинских ваз
На сайте Corpus Vasorum Antiquorum (CVA) (1), использованном в работе, собраны описания и фотографии античных ваз из коллекций большинства музеев мира и многих частных коллекций (всего 2029 музеев и коллекций). В каталоге есть изображения многих ваз. На сайте есть удобный механизм поиска по каталогу с использованием ключевых слов.
По описанию ваз, которое есть в CVA у каждой вазы, я подсчитала за каждый период, сколько всего ваз и сколько ваз с Тесеем. Всего в Corpus Vasorum Antiquorum есть описания 812 ваз с изображением Тесея. Затем я рассматривала вазы за каждый период, чтобы узнать есть ли на них у Тесея борода и какой сюжет. Эти данные я собрала в таблице 1. Также, я подсчитала, сколько ваз с изображением боя Тесея и Минотавра , и сколько раз изображены Геракл и Дионис (как утверждает Бордмен, эти образы использовались для пропаганды во времена Писистрата).
Таблица 1. Количество изображений в базе CVA
Период
|
Всего ваз
|
Вазы с Тесеем (описания в базе)
|
Вазы с Тесеем (изображения в базе)
|
Вазы с Тесеем и Минотавром (изображения в базе)
|
Изображения Тесея с бородой
|
Вазы с Гераклом (описания в базе)
|
Вазы с Дионисом (описания в базе)
|
650-600
|
|
|
|
|
|
|
|
625-575
|
220
|
0
|
0
|
0
|
0
|
6
|
|
600-550
|
1620
|
3
|
3
|
2
|
0
|
39
|
8
|
575-525
|
4546
|
78
|
58
|
53
|
20
|
397
|
218
|
550-500
|
10863
|
145
|
87
|
77
|
5
|
1344
|
1473
|
525-475
|
15067
|
146
|
56
|
29
|
2
|
1263
|
1985
|
500-450
|
10696
|
142
|
85
|
20
|
0
|
329
|
526
|
475-425
|
11021
|
144
|
85
|
10
|
0
|
101
|
295
|
450-400
|
6904
|
79
|
47
|
1
|
0
|
53
|
145
|
425-375
|
2541
|
12
|
7
|
0
|
0
|
40
|
95
|
400-300
|
4612
|
24
|
11
|
3
|
0
|
97
|
372
|
300-200
|
11
|
0
|
0
|
|
0
|
|
|
200-100
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице 2 собраны процентные соотношения. Например, процент изображений Тесея с бородой от изображений Тесея (по периодам). Или процент количества ваз с Тесеем и Минотавром от количества ваз с Тесеем.
Таблица 2. Доля изображений в базе CVA
Период
|
Всего ваз
|
Вазы с Тесеем (описания в базе) %
|
Вазы с Тесеем (изображения в базе)
|
Вазы с Тесеем и Минотавром (изображения в базе) %
|
Изображения Тесея с бородой
|
Вазы с Гераклом (описания в базе) %
|
Вазы с Дионисом (описания в базе) %
|
650-600
|
|
|
|
|
|
|
|
625-575
|
220
|
|
0
|
|
|
2,7%
|
0,0%
|
600-550
|
1620
|
0,2%
|
3
|
67%
|
0%
|
2,4%
|
0,5%
|
575-525
|
4546
|
1,7%
|
58
|
91%
|
34%
|
8,7%
|
4,8%
|
550-500
|
10863
|
1,3%
|
87
|
89%
|
6%
|
12,4%
|
13,6%
|
525-475
|
15067
|
1,0%
|
56
|
52%
|
4%
|
8,4%
|
13,2%
|
500-450
|
10696
|
1,3%
|
85
|
24%
|
0%
|
3,1%
|
4,9%
|
475-425
|
11021
|
1,3%
|
85
|
12%
|
0%
|
0,9%
|
2,7%
|
450-400
|
6904
|
1,1%
|
47
|
2%
|
0%
|
0,8%
|
2,1%
|
425-375
|
2541
|
0,5%
|
7
|
0%
|
0%
|
1,6%
|
3,7%
|
400-300
|
4612
|
0,5%
|
11
|
27%
|
0%
|
2,1%
|
8,1%
|
300-200
|
11
|
0,0%
|
0
|
|
|
0,0%
|
0,0%
|
200-100
|
|
|
|
|
|
|
|
При анализе данных надо рассматривать таблицу 2, потому что важно не количество ваз (они есть в таблице 1), а какая доля ваз в каждый период содержит определенные изображения.
Диаграмма 1. Доля изображений Тесея в базе CVA
Разноцветные прямоугольники – процент ваз с Тесеем среди всех ваз в CVA, а синяя ломанная приблизительно показывает, как менялась доля ваз с Тесеем среди всех ваз. На самом деле изменение количества ваз с изображением Тесея происходило не с одинаковой скоростью и линия должна быть более плавной, но у нас нет более точных дат. Главное, что мы можем проследить, как менялась доля ваз с Тесеем, направление этих изменений и их границы.
На диаграмме хорошо видны периоды увеличения доли изображений Тесея среди всех ваз в базе CVA.
2. Анализ данных и поиск закономерностей для дальнейшего исследования.
Из таблицы 2 видно, что Тесея чаще изображали с 575 по 525 годы до н.э., потом количество его изображений уменьшается и снова увеличивается с 475 по 450 годы до н.э. Это время правления Писистрата, а потом эпоха Кимона.
Также видно, что с бородой молодого Тесея изображали только во времена Писистрата.
Также во времена Писистрата был популярен сюжет Тесея с Минотавром. Затем его популярность постепенно падает.
Гипотеза: в VI-V в.до н.э. Тесея изображали на афинских вазах чаще, чем в другое время, чтобы пропагандировать идеологию тирании Писистрата и Писистратидов, а позднее Кимона.
Чтобы доказать гипотезу, надо изучить литературу об Афинах VI-V в.до н.э.
3. Древнегреческая вазопись как способ пропаганды.
В научной литературе давно обсуждали вопрос о связи аттической вазописи с пропагандой идеологии афинских правителей.
Бордмен первым заговорил о «художественной пропаганде» Писистрата. Он пытался доказать, что некоторые сюжеты в аттической вазописи второй половины VI в.до н.э. были связаны с тиранией и были некоторой пропагандой религиозно-политических идей Писистрата и его сыновей (Писистратидов). Ученые-скептики, которых оказалось большинство, критиковали теорию Бордмена. Однако, как пишет Харийс Туманс, «следует признать, что возражения скептиков также не отличаются убедительностью – они не в состоянии по существу опровергнуть тезисы Бордмена, а вся их аргументация может быть сведена к одной формуле: ’’этого не может быть, потому что этого не может быть’’. Совершенно очевидно, что за неимением прямых доказательств ни одна позиция не может считаться окончательной, тем более, что таких прямых доказательств просто не может быть.» (7)
Например, Макаров считает, что вазопись могла пропагандировать идеологию тирании, но этот способ пропаганды не был на первом месте. (5) Поэтому эта дискуссия пока не окончена. И я в своей работе пытаюсь найти подтверждение теории Бордмена.
Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, Харийс Туманс предлагает «попытаться реконструировать соответствующую историческую ситуацию и попытаться выяснить, какова была идеологическая составляющая власти Писистрата. Тогда только станет ясно, могла ли при нем иметь место какая-то пропаганда и целенаправленная культурная политика или нет.»(7)
И Макаров и Харийс Туманс сходятся в одном: «Писистрат имел определенную идеологию и использовал все возможные средства для ее пропаганды и внедрения в сознание афинян». (7)
Один из примеров такой пропаганды – торжественный въезд Писистрата в Афины на колеснице в сопровождении «Афины» (ее изображала Фия, высокая красивая девушка).
По мнению Х.Туманса, «как показывает исторический опыт человечества, при наличии идеологии искусство вообще никогда не остается в стороне и начинает обслуживать нужды государственной идеологии» (7), хотя заинтересовывать в этом художников государство может самыми разными способами.
Например, тиран мог заказать такие вазы. Или художники, которые зависели от него (были ему чем-то обязаны), зная его желание, могли изображать на вазах то, что он хотел видеть. Также аристократы, которые хотели сделать приятное тирану, добиться его расположения, могли заказывать такие вазы для торжественных случаев, в которых мог участвовать тиран.
Почему же именно вазопись использовалась для пропаганды? Афиняне активно использовали керамику в быту. Было много разных видов керамики для различных событий. Какие-то виды керамики использовались для хранения и перевозки продуктов, какие-то для возлияний (жертвоприношений), какие-то использовались как награда победителям, какие-то для пиров. В быту использовались нерасписная керамика, а вазы для торжественных мероприятий украшали росписями. Вазы украшенные росписями были дорогими и, наверное, были предметом гордости владельцев, что по словам Х.Туманса «обеспечивало им высокую публичность и репрезентативность» (7). Значит, изображения на таких вазах были очень значимыми и «выражали ценности их владельцев, которые владельцы ваз хотели продемонстрировать широкому кругу знакомых» (7). Поэтому вазы очень удобный инструмент пропаганды, потому что они могли наглядно показать афинянам идеи Писистрата, выраженные в образах.
Х.Туманс пишет: «можно с большой долей вероятности предполагать, что некоторые мастера хотя бы частично работали по прямому заказу тирана. Раз уж Писистрат мог организовать строительство храмов и общественных зданий, то заказать отдельным художникам определенные сюжеты на вазах для него не представляло никакого труда. Кроме того, желание угодить правителю всегда и во все времена было действенным стимулом для многих художников.» (7)
В этом тексте сказано «желание угодить правителю всегда и во все времена было действенным стимулом для многих художников» (7). Для многих, но не для всех.
Далее автор пишет:
«Конечно, это еще не значит, что все художники в Афинах вдруг разом бросились обслуживать идеологию Писистрата. Скорее наоборот, таковых были единицы и из всех вазовых изображений той эпохи только малая их часть могла предназначаться непосредственно для выражения идей Писистрата. Зато можно утверждать, что это была наиболее публичная и репрезентативная часть, благодаря чему кое-что из нее сохранилось и до наших дней» (7).
Значит, благодаря некоторым вазописцам, которые согласились пропагандировать Писистрата, мы знаем теперь, чьим потомком или подражателем хотел казаться Писистрат. А главное, мы знаем, почему Писистрата не свергли, почему народ любил его, как Писистрат показывал, что он потомок Геракла, что он подобен Дионису и Зевсу, а также своим героизмом подобен Тесею. То есть так он пропагандировал идеологию тирании и показывал, что тирания подобна власти древних царей и героев.
4. Два периода увеличения популярности Тесея в Афинах:
4.1. Эпоха Писистрата и Писистратидов
4.1.1. Представления современных ученых об идеологии тирании Писистрата и Писистратидов .
Для начала определим, что такое «идеология» и «пропаганда». Харийс Туманс, автор статьи «Идеология Писистрата», пишет: «когда речь идет о власти Писистрата, под идеологией мы будем понимать в данном случае систему образов и представлений, как мифологических, так и политических, с помощью которых власть тирана могла быть легитимирована, представлена в наилучшем свете и которые придавали бы этой власти естественный и всем понятный смысл.» (7) Далее он пишет, что эта система могла быть оформлена в явном виде, как тексты и действия, или в неявном, как изображения или другими иносказательными способами. Пропаганда это способы популяризации среди народа идеологических идей Писистрата.
Харийс Туманс утверждает (7), что древнегреческие тираны хотели, чтобы их власть была похожа на власть древних героев и царей, известную нам из поэм Гомера. Они старались вести себя так же, как герои прошлого и создавать похожие ситуации. Идеологию такой тирании можно свести к нескольким предложениям:
«1. Власть басилея дается либо по наследству, либо он выбирается народом, с мнением которого должен считаться.
2. Власть басилея характеризуется его личной харизмой, то есть благодатью, данной ему самим Зевсом. Эта харизма выражается в личных качествах басилея, возносящих его над соплеменниками. Поэтому он считается ’’самым лучшим’’ в своем народе и является воплощением аристократических доблестей. Басилей предстает любимцем богов, пользующимся их неусыпным покровительством. Зевс вручает ему скипетр как знак власти и знания справедливости, необходимой для того, чтобы вершить правосудие. Помимо Зевса особенно активно царям помогает богиня Афина.
3. Благодаря своей харизме басилей пользуется наибольшим почетом в обществе и обладает целым рядом привилегий – как моральных, так и материальных, включая лучший и больший земельный надел – теменос.
4. Основными функциями басилея являются: военное руководство и демонстрация храбрости в бою, отправление правосудия и исполнение культовых обязанностей
5. Ввиду неразвитости общественных отношений власть басилея юридически никак не оформлена. Она основывается исключительно на авторитете басилея, вытекающем из его харизмы, а также на поддержке его родственников и сторонников.» (7)
Макаров в статье (5) считает, что тирана выбирали аристократы, а не народ. Но в остальном он согласен с Х.Тумансом.
4.1.2. Основные темы и мифологические сюжеты, имевшие отношение к идеологии тирании Писистрата и Писистратидов.
Харийс Туманс перечисляет в своей статье (7) основные темы и сюжеты, имевшие отношение к идеологии Писистрата. Во-первых, это образ Геракла. Во-вторых, бога Диониса.
«Можно утверждать, что в искусстве эпохи Писистрата сознательно культивировались и акцентировались сюжеты, вызывающие прямые ассоциативные связи между тираном и некоторыми мифологическими героями. Тиран уподоблялся Гераклу, Триптолему и возможно, в некоторой степени, также Тезею.» (7)
Из таблицы 2 видно, что в начале правления Дионис был популярнейшим персонажем после Геракла, а во второй половине правления Писистратидов даже популярнее Геракла.
4.1.3. Тесей как прообраз царя.
Детство Тесей провел в доме матери, дочери Пелопа, одного из правителей Пелопоннесса. Когда он вышел из детского возраста, по древнему обычаю, он отправился в Дельфы и посвятил богу Дионису первины своих волос. (Plut. Thes.5) Когда Тесей был еще совсем молод, но уже достаточно мужествен и умен, его мать открыла ему его происхождение и велела отправляться в Афины. (Plut. Thes.6)
По дороге к отцу Тесей совершил много подвигов. Когда Тесей встретился со своим отцом Эгеем, царем Афин, отец признал его. Но главный подвиг Тесея был впереди. Царь Крита возложил дань на Афины. Каждые девять лет Афины должны были отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру (Plut. Thes.15). Тесей добровольно отправился на Крит, как один из юношей (Plut. Thes.17).
Прибывши на Крит Тесей получил от влюбившейся в него Ариадны нить и узнал, как не запутаться в Лабиринте. Когда его отправили в Лабиринт, он убил Минотавра, выбрался из Лабиринта и, посадив на корабль Ариадну и афинских юношей, пустился в обратный путь. (Plut. Thes.19)
Поскольку Тесей был среди юношей, значит он не выделялся своим внешним видом среди них и был близкого к ним возраста. В другом месте Плутарх (Plut. Thes.16 и 19) называет подростками отправляемых в жертву. То есть Тесей убивший Минотавра был молод, скорее всего, безбород, и не считался взрослым человеком.
Именно так, без бороды его изображали на вазах в 5-м веке и позже. А во времена Писистрата есть много (почти половина) изображений борьбы бородатого, то есть взрослого, Тесея с Минотавром.
В древности у разных народов были обычаи по посвящению мальчиков в юноши, а потом в мужчины. Например, у славян у мальчика появлялись новые предметы одежды и их отправляли в лес к «бабе Яге» для испытаний. В Древней Греции примерно в 5-го века существовал институт эфебов. Юноши 18-20 лет из знатных семейств учились воинскому искусству. Кстати, они брили бороды, которые начинали у них расти. Потом они проходили специальные испытания и становились настоящими мужчинами. Скорее всего, институт эфебов продолжал древние традиции посвящения юношей в мужчины.
Битва Тесея с Минотавром напоминает последнее испытание юноши, после которого он становится взрослым. Ведь после возвращения домой, Тесей становится царем, объединяет Аттику, делает много полезного, слагает с себя царскую власть и продолжает управлять государством. Так он стал великим правителем.
Изображение Тесея с бородой во времена Писистрата абсолютно противоречит представлениям древних греков о Тесее, как о юноше, совершающем главный подвиг для превращения в мужчину. И это противоречие подтверждает желание художников изобразить Писистрата, взрослого бородатого мужчину, в образе героя Аттики Тесея.
Харийс Туманс пишет: «В научной литературе уже несколько раз высказывалась мысль о том, что изображения Тезея на аттических вазах периода тирании … имеют отношение к Писистрату. Эта точка зрения аргументируется тем, что во-первых, Тезей был знаменитейшим афинским царем, а значит, достойным прообразом для царя-тирана; и во-вторых, тем, что в это время Тезей изображался чаще всего в момент победы над Минотавром или марафонским быком. Предполагается, что сцена убийства чудовища могла вызывать ассоциации с победой Писистрата в битве при Паллениде, и таким образом, служить в качестве дополнительного» оправдания «власти тирана, являющегося как бы наследником древнего афинского царя и героя. Данная концепция подверглась обоснованной критике.» (7)
Макаров также считает, что изображения Тесея и других героев использовались для пропаганды идеологии Писистрата среди афинских аристократов. (5)
Из таблицы 2 видно, что сюжет борьбы Тесея с Минотавром был популярен во времена Писистрата, только в это время молодого Тесея изображали с бородой, как Писистрата, и в это время есть заметное увеличение количества изображений Тесея.
4.2. Эпоха Кимона
4.2.1. Поиск «останков Тесея» как пропаганда власти Кимона.
Кимон был лидером афинского народа. Когда он захватил Скирос, он нашел там «могилу Тесея». (Plut. Cim. 8) Тесей бежал на остров Скирос, где умер или был убит, когда его свергли с престола. (Plut. Thes. ) После того, как пифия приказала афинянам собрать кости Тесея и перенести на родину, Кимон отправился на поиски. Через некоторое время Кимон объявил о том, что им найдена «могила Тесея». Кимон доставил на родину «Тесея» и там его с почетом захоронили. (Plut. Thes. 36) Как пишет Суриков "останки Тесея" «были с большой помпой возвращены в Афины и перезахоронены; на месте их нового пребывания основали святилище Тесейон, игравшее в дальнейшем довольно важную роль в религиозной жизни полиса» (6).
Род Кимона по женской линии восходил к Тесею. (6) Для Кимона было важно сделать Тесея популярным героем Аттики, чтобы поддержать свою популярность у народа. Таким образом Тесей постепенно становился величайшим "национальным" героем Афин, аттическим аналогом Геракла.
И мы видим подтверждения этому в увеличении доли изображений Тесея в афинской вазописи в 475-425 годах.
Выводы
Обоснование гипотезы данными анализа вазописных изображений.
Во времена Писистратидов Тесей изображается чаще, чем в другие времена (особенно сюжет борьбы Тесея с Минотавром) и только в это время молодого Тесея изображают с бородой. Второе увеличение популярности Тесея в вазописи во времена Кимона.
Теперь можно смело утверждать, что есть связь между увеличением количества изображений Тесея и попытками правителей использовать образ Тесея для пропаганды своей власти. Это подтверждает теорию Бордмена о связи афинской вазописи с пропагандой идеологии афинских правителей.
Дальнейшее направление работы:
Исследовать изображения Тесея в афинской вазописи в более поздние периоды и выявить, с чем связано увеличение числа его изображений в IV в. до н.э., понять, какие сюжеты с Тесеем становятся основными в более позднее время и с чем это связано. Затем исследовать изображения Диониса в афинской вазописи и выявить, что пропагандировали его изображения
Список литературы
Источники
-
http://www.cvaonline.org - Corpus Vasorum Antiquorum (поиск по базе: http://www.beazley.ox.ac.uk/XDB/ASP/dataSearch.asp)
-
Плутарх. Избранные жизнеописания Кимон и Лукулл. М.: «Правда», 1987.
Исследования
-
Гаспаров М. Л.Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. М.: «Фортуна Лимитид», 2002.
-
Макаров И. А. Идеологические аспекты ранней греческой тирании // ВДИ. 1997. № 2.
-
Суриков И. Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи. Время расцвета демократии // М.: «Наука», 2008.
-
Туманс Х. Идеология Писистрата // Вестник древней истории. 2001. № 4.
Достарыңызбен бөлісу: |