<20 июля 1932>
«"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
Зам<еститель> Начальника
Котельнического О<перативно>-
П<олитического> С<ектора>
П<олномочного> П<редставителя>
ОГПУ Ниж<егородского> края
_______________ (БАТОВ)
О Б В И Н И Т Е Л Ь Н О Е З А К Л Ю Ч Е Н И Е
по следственному делу № 1004
По обвинению: 1. ЮФЕРЕВА В. К.,
2. ЖГУЛЕВОЙ П. Я. и 3. РОГАЧЕВА П. Ф.
в преступлении, предусмотренном
ст<атьями> 58-10 и 58-11, ч<асть> 2 УК
В феврале месяце 1932 года С<екретно>-П<олитическим> О<тделом> Котельнического Опер<ативного> сектора П<олномочного> П<редставителя> ОГПУ Ниж<егородского> края в 2-х районах была ликвидирована контрреволюционная церковно-монархическая организация "ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ", стоявшая на платформе непризнания Советской власти, как власти сатанинско-антихристовой, не признающей православной Церкви, ведущей с ней борьбу, поэтому одним из программно-политических вопросов членов организации и стояло непризнание Советской власти и непримиримая борьба с ней.
Оставшиеся в Арбажском районе, "хвосты" ликвидированной организации из духовенства, монашества и кулаков, унаследовав установки организации, не признавая Советскую власть, путем агитации вели борьбу с ней, питая надежды на скорое падение Сов<етской> власти и восстановление монархического строя.
"В марте месяце 1932 года, в воскресенье, поп ЮФЕРЕВ Виктор Константинович служил обедню и выступал с проповедью перед крестьянами в количестве 80 чел<овек>. Сначала он рассказывал о жизни какого-то святого, а затем перешел на вопрос коллективизации и заявил: "В писании Божьем не говорится, чтобы жизнь на земле была построена так, как сейчас ее строят коммунисты. Вспомните, православные, писание Божье, что на землю придет жизнь наподобие геенны огненной, будут насильно проводить запись, будут изгонять людей, мучать православных в тюрьмах, вместе с этим будет гонение на святых отцов и православных христиан. Этот период жизни пришел, кто не идет в колхозы, тому дают твердое задание, лишают избирательных прав, судят, сажают в тюрьмы, но Бог терпел и нам велел, этого мучения осталось немного. Горе будет тем, кто издевается над верой и православными христианами, скоро все нехристи погибнут от вновь разразившейся войны. Кто против веры православной и православных христиан, тому нет спасения ни на земле, ни в водах и ни под землею, они будут гореть в огне. Изнемогаем от налогов и займов, помогите православные, принесите Господу Богу жертву и спасите нас от этих непосильных налогов, мы и наши дети изнемогаем от голода".
По окончании обедни, поп ЮФЕРЕВ был окружен кулаками и твердозаданцами, которым он советовал бежать из деревни со своим семейством в другое место, спасать свою жизнь и добавлял: "Близок тот час, когда перевернется власть и жизнь расцветет"...
"Стоя на квартире в дер<евне> Лобасты, ЮФЕРЕВ вел агитацию: "В мае месяце будет война, Сов<етскую> власть сметут, а колхозников на огне сожгут". Благодаря этому в марте месяце в деревне Лобасты колхоз развалился" (показания свид<етеля> ВИНОГРАДОВА П. А., л<исты> д<ела> 37, 38).
"РОГАЧЕВ Прокопий Фокеевич весной 1932 года агитировал: "Хамы лезут везде и к церкви, давайте постоим за церковь и коммунистам руки обрубим".
В 1930 году РОГАЧЕВ был руководителем восстания в с<еле> Караванном на почве закрытия церкви, где собирал народ на площади и агитировал: "Бей коммунистов, притеснителей Церкви православной, не дадим закрывать церкви", — и натравливал женщин убить секретаря ячейки ВКП(б) ТОКМЯНИНА, но последнему удалось скрыться… Рогачев за это судился" (показания свидетелей: КОВРИЖНЫХ Ф. И., л<ист> д<ела> 32, БЕХТЕРЕВА М. А., л<ист> д<ела> 34 об<орот>, ТРУХИНА С. Т., л<ист> д<ела> 36 об<орот>).
"По поводу устроенного им в 1930 году массового выступления, на почве закрытия церкви, на масляной неделе 1932 года, РОГАЧЕВ среди крестьян говорил: "Воли нехристям сатаны мы не дали, а нагнали страху, так как коммунистов всего одна горсточка, а нас ведь больше и раздавили бы их как мух..." (показания свидетеля КОВРИЖНЫХ Ф. П., л<ист> д<ела> 32 об<орот>).
"На протяжении ряда лет (1930, 1931 и 1932 годы) поп ЮФЕРЕВ В. К. молился за царскую семью, употребляя такую формулу: "Еще молимся о благочестивых царях и царицах", — тогда как такая формула поминовения в церквях прекращена с начала революции… Находясь совместно со мной в апреле месяце сего года под стражей в Арбажском Ар<естантском> помещении, ЮФЕРЕВ В. К. заявил: "Май месяц должен быть решительным, и придется ставить памятник, в память избавления от большевиков, как был поставлен когда-то разрушенный ими в городе Москве храм Христа Спасителя, в память от избавления от 12 хамов" (показания свидетеля ЮФЕРЕВА А. Н., л<ист> д<ела> 48).
Усматривая из успешно проводимого в деревне колхозного строительства неминуемую гибель религии и разрушение всех политических и экономических ее устоев, "хвосты" контрреволюционной организации "ИПЦ", путем агитации, противодействовали колхозному строительству:
"РОГАЧЕВ П. Ф. вступил в коммуну, но пробыв в ней 3 месяца, вышел и за собой увел из коммуны 16 хозяйств, а в конце 1932 года, стараясь окончательно развалить коммуну, среди ее членов агитировал: "Скоро большевики погибнут, рука Божья скоро по затылку и по рукам их ударит, а проклятой коммуны не будет, и вам достанется, как следует, Бог все видит, как мучите нашего брата", — и в результате такой агитации в коммуне пошли суждения: "В коммуне жить не будем, так как не дают нам молиться Богу, и хотят закрывать церковь" (показания свидетелей КОВРИЖНЫХ Ф. Н., л<ист> д<ела> 32, и БЕХТЕРЕВА М. Х., л<исты> д<ела> 34 об<орот>).
"В середине марта месяца 1932 года, в церковной сторожке, поп ЮФЕРЕВ В. К. среди верующих говорил: "Сатана залез на престол и наложил на землю свою печать и, Бог видит и не даст ему много народа взять под свое влияние. Религия с Богом сильнее самого сатаны, который душит нас налогами, вот и у меня все имущество взяли. Миряне, нужно выручить нас и храм, ведь видите, что наших братьев арестовали в селе Советске, скоро, наверно, и до нас доберутся, тогда антихрист наложит совсем на вас руку свою, а вы —колхозники не спасете своей души никогда, Бог вам не простит поругания над верой Божьей. Ну, что вы видите в своих колхозах — ничего... Нас загнали и презирают, а вы что хладнокровно смотрите на все это" (показания свидетеля КИСЛИЦЫНА А. А., л<ист> д<ела> 40).
"В марте или апреле месяце 1932 года, точно не помню, монашка ЖГУЛЕВА Парасковья Яковлевна ходила по деревням с агитацией за церковь и среди наших колхозников агитировала: "Вот до чего дожили с колхозами, что веру в Бога забыли, и не сумели от ареста ГПУ попов защитить, а кто сейчас будет крестить ваших ребят, ведь антихрист наложит на них дьявольское звание "пионер" (показания свидетеля ЖГУЛЕВА В.Т., л<ист> д<ела> 44).
"Весной 1932 года, в доме гр<аждан>ки ЖГУЛЕВОЙ Дарьи, монашка ЖГУЛЕВА Парасковья Яковлевна среди собравшихся единоличников агитировала: "Не нужно все-таки вам ходить в колхоз, а нужно подождать пока, так как время сейчас тревожное и что будет впереди, Бог только знает, а вы знаете, что колхозы — это и по Евангелию сказано и Яранский епископ (Нектарий) мне говорил, что сатана с антихристом спелись вас обманывать. В колхозах не верят в Бога и не молятся, за что и хлеба у них нет, и вам голодовать придется, если вы вступите в колхоз, а коммунисты только жиреют" (показания свидетеля ЖГУЛЕВА Г. М., л<ист> д<ела> 46).
"3 ноября 1931 года, будучи с молебнами в деревне Бол<шой> Арбаж и, находясь в доме гр<аждани>на ЦЕЛИЩЕВА У. К., последнему поп ЮФЕРЕВ В. К. говорил: "В колхоз вступать пока не надо, а там видно будет", — последними словами он хотел сказать, что Сов<етской> власти скоро не будет" (показания свидетеля ЮФЕРОВА А. Н., л<ист> д<ела> 48).
Оказывая противодействие проводимым в деревне хоз<яйственно>- полит<ическим> кампаниям, старались срывать собрания и намечаемые планы по тем или иным мероприятиям, в частности по весеннему севу:
"В феврале месяце 1932 года среди единоличников и коммунаров, стараясь сорвать план весенней посев<ной> кампании, РОГАЧЕВ заявил: "На кой черт вы будете сеять ныне, так как все у вас власти выгребут, да и земли вам надавали столько, что и семян не хватит. Села власть на вашу шею и ноги свесила, но скоро конец миру сему будет, так как Бог видит, что вы богохульствуете" (показания свидетеля ТРУХИНА С. Т., л<ист> д<ела> 36 об<орот>).
Наряду с этим "хвосты" контрреволюционной организации, с целью ослабить ход хоз<яйственных> полит<ических> кампаний в деревне, и вызвать паническое настроение среди населения, распространяли провокационные слухи о войне, товарном голоде и кончине мира:
"На масляной неделе 1932 года РОГАЧЕВ Прокопий Фокеевич говорил крестьянам: "Скоро пойдет сильный огненный град и все уничтожит на земле, и большевиков не помилует". А обращаясь к колхозникам, заявил: "Эх, и много вы нагрешили, Бог не велит грабить, а вы что сделали, — обобрали, ограбили и кусочки собирать заставили, да и в Бога не веруете, накажет он вас, хлеб не уродится, а Сов<етская> власть вас не накормит, не надейтесь на нее, ей ведь только как вас обмануть, да в коммуны и колхозы эти затянуть, а там дела до нее нет. Под чертово влияние вы попали" (показания свидетеля БЕХТЕРЕВА М. Х., л<исты> д<ела> 34 об<орот>, 35).
"В начале марта месяца 1932 года РОГАЧЕВ И. Ф. распространял слухи: "Газеты пишут, что скоро товаров не будет, все пойдет на армию, так как скоро будет война, поэтому товарами нужно запастись, но и не забывать о церкви, так как враги наши, коммунары и большевики, стараются нарушить веру и закрыть церковь" (показания свидетеля БЕХТЕРЕВА М. Х., л<ист> д<ела> 35).
«В январе месяце 1932 года поп ЮФЕРЕВ В. К. среди верующих распространял слух о том, что скоро война, так как в городе Барнауле уже идет мобилизация" (показания свидетеля ЮФЕРЕВА А.Н., л<ист> д<ела> 48).
В момент возникновения контрреволюционной организации "ИПЦ", оставшиеся после ее ликвидации "хвосты", так же играли руководящую роль в деле насаждения ячеек организации:
"В период церковного разделения, в начале 1928 года, поп ЮФЕРЕВ В. К. возглавлял викторовщину в нашем приходе и, не соглашаясь с декларацией митр<ополита> Сергия, в тот момент заявлял: "Радоваться успехам Советской власти и быть лояльным к ней я не могу, так как она власть безбожная и проводит мероприятия, направленные против религии". А получив лично от епископа Виктора его воззвание, с содержанием его знакомил членов церковного совета" (показания свидетеля ЮФЕРЕВА А. Н., л<ист> д<ела> 48 об<орот>).
С целью получения указаний в своей контрреволюционной деятельности, члены организации поддерживали живую связь с руководителями центра "ИПЦ" — епис<копами> ВИКТОРОМ и НЕКТАРИЕМ, а также руководителями местных филиальных ячеек.
«Склонив приход на сторону епископа ВИКТОРА, ЮФЕРЕВ В. К. с целью извещения о присоединении посылал к нему председателя церковного совета ВЕРШИНИНА... После ареста епископа Виктора, ЮФЕРЕВ пытался завязать связь с епископом НЕКТАРИЕМ, с какой целью посылал к нему в середине 1930 года активного церковника ЗАХАРОВА Е. В. Кроме того, ЮФЕРЕВ поддерживал связь с благочинными села Советска МЫШКИНЫМ Н. М. и села Ефименки СТРЕЛЬНИКОВЫМ М. И." (показания свидетеля ЮФЕРЕВА А. Н., л<ист> д<ела> 48 об.).
Н а о с н о в а н и и в ы ш е и з л о ж е н н о г о:
1. ЮФЕРЕВ Виктор Константинович1 (л<исты> д<ела> 4, 6, 8),
2. ЖГУЛЕВА Парасковья Яковлевна (л<исты> д<ела> 13, 15, 17),
3. РОГАЧЕВ Прокопий Фокеевич (л<исты> д<ела> 21, 22, 24, 26),
О Б В И Н Я Ю Т С Я в т о м, ч т о:
Войдя в состав контрреволюционной церковно-монархической организации "ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ", по заданию последней, среди населения вели контрреволюционную работу, при этом используя религиозные предрассудки масс, то есть в преступлении, предусмотренном статьями 58-10 и 58-11, часть 2 УК.
Будучи допрошены в качестве обвиняемых по данному делу: ЮФЕРЕВ В. К., ЖГУЛЕВА П. Я. и РОГАЧЕВ П. Ф. свою виновность в принадлежности к контрреволюционной организации отрицают.
Считая следствие по данному делу законченным и обвинение доказанным,
П О Л А Г А Л Б Ы:
дело направить на рассмотрение во внесудебном порядке в Особую Тройку при П<олномочном> П<редставителе> ОГПУ Нижегородского края.
Уполномоченный
С<екретно>-П<олитического> О<тдела> <подпись> (Тананин)
"СОГЛАСЕН":
За начальника
С<екретно>-П<олитического> О<тдела> <подпись> (Гельман).
С П Р А В К А:
1. Вещественных доказательств по делу нет.
2. Обвиняемые ЮФЕРЕВ В. К. и ЖГУЛЕВА П. Я. находятся под стражей при Котельническом изоляторе, первый — с 9 апреля 1932 года, вторая — с 26 апреля 1932 года, а обвиняемый РОГАЧЕВ П. Ф. — с 14 июля сего года освобожден под подписку о невыезде и проживает в деревне Коврижата Арбажского района, Нижегородской области.
Уполномоченный
С<екретно>-П<олитического> О<тдела> <подпись> (Тананин)
16/VII - 1932 года.
"СОГЛАСЕН":
Рай<онный> прокурор <подпись>
20/VII - 1932 года».
20>
Достарыңызбен бөлісу: |