«Казахстанская модель этноконфессиональной толерантности в контексте общественно-политических изданий»



Дата25.02.2016
өлшемі145.22 Kb.
#23052
Библиографический обзор литературы на тему

«Казахстанская модель этноконфессиональной толерантности в контексте общественно-политических изданий»


Аманова Г. К.

НБ им. С. Бейсембаева

ПГУ им. С. Торайгырова, г. Павлодар
В Казахстане сложилась устойчивая модель взаимодействия этносов и религий, обеспечивающая стабильность и атмосферы созидания и согласия в обществе. Как отметил Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, «Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий».

В рамках проекта «Білім+» целью, которой является повышение религиозной грамотности среди обучающейся молодежи ПГУ им. С. Торайгырова в контексте задач, поставленных в Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства», 28 марта 2014 года в Научной библиотеке им. С. Бейсембаева состоялся библиографический обзор литературы и книжная выставка на тему «Казахстанская модель этноконфессиональной толерантности в контексте общественно-политических изданий».

За годы независимости республики, Казахстан сумел сохранить межнациональную стабильность, консолидацию общества, не допустил конфликтов на почве идей, разделяющих народы и этносы, проживающие на его территории. Сохранению этой стабильности способствует государственная политика республики Казахстан, прежде всего формирование правовой базы реализации права на свободу совести. Согласно Конституции РК, принятой 30 августа 1995 г. Республика Казахстан - государство светское, где религиозные организации отделены от государства. В Основном законе страны закреплены все демократические права и свободы, в частности свобода совести и вероисповедания [1].

В крупномасштабном программном документе «Стратегия «Казахстан-2050» – Новый политический курс состоявшегося государства» [2]. Лидером нации выдвинута системная концепция стратегического развития светского государства до середины столетия, ключевыми направлениями которой являются казахстанский патриотизм, благосостояние и процветание казахстанского народа, межэтническое и межконфессиональное согласие. В этой программной работе особо обозначены место и роль религии в Казахстане XXI века [3]. Они и есть руководство к действию, основополагающий концепт, который задает тон, динамику процессам в сфере религии.

Являясь президентом многонационального государства, Н. А. Назарбаев осознает, что без принятия пакета законов, учитывающих интересы всех этносов и общенациональные интересы, нельзя строить и укреплять межнациональное согласие и гражданский мир в республике. В связи с этим в Казахстане принят ряд законов и программ, которые позволяют упорядочить религиозный облик страны. Это, прежде всего: Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» принятая 11 октября 2011 г [4]. Дополнительным инструментом реализации Стратегии «Казахстан-2050» служит «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы», принятая 2 октября 2013 года. И план мероприятий по реализации данной программы.

В определении и осуществлении правильного курса национальной политики государства помогают труды нашего Президента Н. А. Назарбаева: «Без правых и левых» (1991), «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» (1992), «К обновленному Казахстану через углубление реформ, общенациональное согласие» (1994), «Пять лет независимости» (1996), «На пороге 21 века»(2003), «Евразийский Союз: идея, практика, перспективы 1994-1997» (1997), «В потоке истории» (1999), «Критическое десятилетие» (2003), «Казахстанский путь» (2006), «Избранные речи» (2010) в 5-ти томах, Ежегодные послания Президента и другие.

Межрелигиозное и межэтническое согласие является важнейшим элементом стабильности любого общества. Для сохранения и укрепления межнационального согласия в Казахстане, 1 марта 1995 года на общественно-политической арене республики появился новый институт в области национальной политики – Ассамблея народов Казахстана, а 20 октября 2008 года принят Закон РК «Об Ассамблее народов Казахстана». Все важные решения в стране теперь принимаются при согласовании с Ассамблеей народа Казахстана. В связи с этим вниманию студентов и магистрантов были представлены следующие книги: «Материалы 4 сессии Ассамблеи народов Казахстана, г. Акмола» (1997), Назарбаев Н. А. «Сборник докладов на 1-10 сессиях Ассамблеи народов Казахстана» (2005), «Где единство, там и процветание: прямой эфир с участием Президента РК Н. А. Назарбаева» (2005), «Н. Назарбаев – этносаралық және конфессияралық келісімнің Қазақстандық үлгісінің негізін қалаушы» (2006), Сергей Дьяченко «Искусство возможного» (2008), Дымов О. Г. «Тепло казахстанской земли»(1999) и «Земля, ставшая Родиной» (2008), «Живем в семье единой!» (2005). Данные издания посвящены деятельности Ассамблеи народа Казахстана, Президенту Республики Казахстан Н. А. Назарбаеву, как основателю казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия, истории народов проживающих в Казахстане, культурно-этническим центрам.

Межрелигиозное согласие в Казахстане невозможно вне согласия межэтнического, так как за религиями стоят этнические сообщества, исповедующие те или иные религии. Особенности этнической и религиозной сфер общества принадлежит к числу актуальных теоретических и практических проблем нашего времени, и поэтому всегда находятся в центре внимания ученых, политических и общественных деятелей Казахстана.

Этой теме исследования посвящено немало научных трудов, монографии, публикации, учебные издания ведущих ученых Казахстана.

В монографии д.и.н., первого заместителя директора Института истории государства, Кыдыралиной Ж. У. «Этнос и религия в Казахстане: история и судьбы» (2007) исследуется проблема межэтнических и межконфессиональных отношений в Казахстане, прошлое и настоящее этносов и конфессий страны. В отдельных главах анализируется современная этническая и религиозная ситуация в Казахстане. Большое внимание уделяется вопросам политики государства в сложной и деликатной области, какими являются межэтнические и межконфессиональные отношения [5].

Надо отметить, что Жанна Уркинбаевна Кыдыралина, автор таких работ как: «Корейцы в Прикаспии», «Депортированные в Казахстан народы», «Межэтнические и межконфессиональные отношения в Казахстане теория и практика регулирования», «Казахстанская интеллигенция и национальный вопрос», «Нация и история» более 70 статей по актуальным вопросам развития этнополитических процессов в Казахстане, опубликованные в отечественных и зарубежных изданиях.

В коллективной монографии «Евразийская идея Н. Назарбаева и тюркское пространство»(2011) рассматривается теория и практика евразийства, в том числе и теоретико-методологические и практические подходы Президента РК Н. А. Назарбаева. Крупнейшие отечественные и зарубежные ученые в данной работе с различных позиций пытаются подойти к решению проблем языкознания, литературоведения, культурологии, истории, этнологии и этнографии.

Как известно, на протяжении последних 140 лет Казахстан стал уникальным многонациональным и поликультурным обществом. Этому во многом способствовал ряд исторических обстоятельств и как итог многолетних политико-демографических экспериментов, в настоящее время в республике проживает более 16 миллионов человек, представленных более 140 этносами и 45 конфессиями. Благодаря выработке своей неповторимой и уникальной модели межнациональных отношений Казахстан сумел обеспечить в стране внутриполитическую стабильность, в первую очередь, в такой деликатной сфере как межнациональные отношения. В связи с этим мы заострили внимание на таких главах в этой книге как: «Межэтнические отношения в Казахстане: евразийская модель», «Межконфессиональная толерантность», «Переселение соотечественников на историческую родину как форма укрепления консолидации общества».

Данное издание предназначено для широкого круга читателей, а также для студентов и магистрантов.

В работе известного казахского философа, писателя, депутата Сената Парламента РК, академика Гарифоллы Есима «Философия независимости» (2011), также прослеживаются принципы национального согласия и общественной стабильности, которые составляют основу казахстанской цивилизации, так как на этой земле проживают многие этносы и мирно уживаются все конфессии. Тюркская, славянская культуры сосуществуют как феномены, и так же мусульманские и христианские ценности, пишет автор, значит, без взаимного согласия и понимания тут не обойтись. Далее автор указывает, что: «Мы не можем принять мировую схему противостояния христианской и мусульманской цивилизации. Нам необходимы мир и согласие. В мире все больше и больше набирают обороты политические силы, которые хотят разрушить вечные ценности и принципы человеческого сообщества и поэтому одной из важных проблем национальной безопасности является формирования понятия Отечества. Надо иметь стойкий иммунитет ко всякого рода чужеродным и опасным веяниям, течениям и идеям», - призывает автор в своей работе [6].

Интересны мысли ученого о выдающихся личностях, ярким примером служит великий Абай, в одной из многочисленных публикаций в периодических изданиях, Гарифолла Есим в статье с волнующим названием: «Абай – это море» поделился мыслями, что «среди тюркоязычного, мусульманского мира второй половины 19 века, рядом с ним некого поставить. Абай это достояние не только казахского но и всего тюркоязычного мусульманского мира». Взглянуть на творчество, великого поэта позволил философский труд ученого «Хакім Абай» (1995, 2012). В анализе поэтических произведений и слов Абая, автор раскрывает философские и религиозные воззрения великого казахского мыслителя и поэта методом герменевтики. Он называет Абая Хакимом, как когда-то Абай называл хакимами - Платона, Сократа, Аристотеля и считал их своими учителями. Хакимами называют мыслителей, ученых, но не каждый ученый – хаким, - говорит Абай. Автор прослеживает в данной работе и взгляды Абая на религию. «Как говорил Платон: «Сократ мне друг, но истина дороже», - так и Абай, будучи мусульманином, в то же время высказывает смелые мысли антирелигиозного толка. Абай высказывает свой взгляд на Аллаха, на пророка, не повторяя чужого мнения и предлагает его читателю. Он прекрасно понимает, как велика его ответственность перед людьми за каждое слово об Аллахе, и тем не менее он берется за эту великую тему и пытается создать новую систему мышления», - пишет автор [7].

В Казахстанском институте стратегических исследований при Президенте республики Казахстан (КИСИ) с 1993 года было издано более 250 книг и брошюр, по международным отношениям, проблемам глобальной и региональной безопасности. Ряд научных и информационно-аналитических журналов. Мы представили вниманию слушателей коллективную монографию «Факторы внешнего влияния на межэтнические отношения в Республике Казахстан» (2010) подготовленную учеными и экспертами института. В данной монографии рассматриваются социально-демографические и миграционные параметры этнической структуры населения Казахстана, исследуется этнический фактор в экономике страны и двусторонних отношений с рядом государств; влияние иностранного капитала, международных организаций и зарубежных СМИ на состояние сферы межэтнических отношений в РК. Предметом исследования явилось также влияние на этноконфессиональные отношения в Казахстане исламского мира.

Межконфессиональное согласие в Казахстане опирается, прежде всего, на ислам и православие. Их мирное сосуществование выступает гарантом стабильности нашей социальной и духовной жизни. На их основе, как на стержне выстраиваются отношения между всеми конфессиями Казахстана. Религиозные организации играют определенную роль в стабильном развитии Казахстана. Они вносят посильный вклад в укреплении внутриполитической стабильности и межнационального согласия. Но политика свободы в сфере религии, политика толерантности, транспарентности не должна приводить к проникновению на территорию страны всякого рода религиозных, нетрадиционных для нас конфессий, усилению деятельности экстремистов и террористических организаций, появления сепаратистских тенденций. Это может расколоть наше общество, разбить наши семьи, привести к тем событиям, которые имели и имеют место в Киргизии, Афганистане и Таджикистане. В большинстве своем экстремизм, терроризм и сепаратизм имеют иностранное происхождение и не совсем связаны с исламом. Зарубежные эмиссары акцент делают в сторону молодежи, в том числе и студенческой. Поэтому наиболее эффективным способом формирования религиозной толерантности у молодежи и профилактики религиозного экстремизма является повышение религиозной грамотности [8]. В связи с этим, мы предложили вниманию издания Института философии, политологии и религиоведения Комитета МОН РК, монографии и научные статьи по проблемам политики, науки, образования, культуры, религии, казахской и мировой философии. Это труды и научные статьи известного ученного, заведующего отделом религиоведения данного института Сатершинова Бахытжана Мендибековича «Қазақстан мәденіетінің тарихы мен теориясының кейбір мәселелері» и «Саяси-құқықтық ілімдер тарихы», статьи Сатершинова опубликованы в журналах «Адам әлемі», «Известия НАН РК Серия общественных наук», «Қазақ өркеніеті =Казахская цивилизация» и другие.

Мы предложили также вниманию студентов книгу, известного казахстанского философа, профессора, сотрудника данного института Косиченко Анатолия Григорьевича «Религия: сущность и актуальные проблемы» (2012) . В данном сборнике объединены работы автора написанные в разные годы и посвященные религиозной проблематике. Автор описывает, что представляет с собой Казахстанская модель межрелигиозного, межконфессионального согласия, что межрелигиозное согласие невозможно вне согласия межэтнического, так как за религиями стоят этнические сообщества, исповедующие те или иные религии [9].

Косиченко А. Г. автор более 250 статей, 15 коллективных монографии. В нашей библиотеке есть три работы ученого: «Религия: сущность и актуальные проблемы», «Ислам и христианство возможности духовной консолидации народов Казахстана», «Қазақстан Республикасындағы діні ахуалды дамытудың өзекті мәселелері». Статьи Косиченко А. Г. опубликованы в журналах: «Казахстан-Спектр», «Аналитик», «Достық=Дружба», «Әл-Фараби=Аль-Фараби», «Известия НАН РК Серия: Общественных и гуманитарных наук».

Данным институтом (ИФПР КН МОН РК) в 2013 году был издан сборник материалов международной научно-практической конференции «Влияние религии на современный мир», который отображает широчайший спектр проблем, связанных с содержанием и ролью религии. Особое внимание уделено религиозной ситуации в РК, что делает издание предметно актуальным. Авторы статей, представленных в сборнике, имеют свой взгляд на сущность и формы сущестования религии, но всех их объединяет стремление актуализировать позитивные возможности религии, понять религию в ее глубоких и гуманистических измерениях.

А книга Орынбекова М. С. «Генезис религиозности в Казахстане» (2013) познакомила с доисламскими верованиями в Казахстане – это тенгрианство, шаманизм, митраизм и зороастризм [10].

Вниманию студентов было предложено двухтомное уникальное издание, хрестоматия «Қазақстандағы діндер» (2011), составленная учеными Казахстана докторами философских и политических наук: Артемьевым А. И., Колчиным С. Ю., Цепковой И. Б. Чем уникально это издание? Вперые в Казахстане под одной обложкой собраны фрагменты основных священных и вероучительных текстов целого ряда религий мира, имеющих распространение в нашей республике. Теперь есть возможность в составе единой книги получить представление о содержании сразу большого числа религиозных писаний и преданий.

Ислам и православие как две мировые религии сосуществуют в единном географическом и человеческом пространстве. Эти две основные конфессии на протяжении несколько веков мирно уживались на территории Казахстна.

Книга ученого-исламоведа Шейх Абсаттар хаджи Дербисали «Ислам – религия мира и созидания» (2010), затем новая книга Верховного муфтия Ержан қажы Малғажыұлы «Дін мен дәстүр» (2013) посвящены сущности ислама, роли и месте Ислама в Казахстане, опыте Казахстана в сохранении межрелигиозной и межнациональной дружбы, общечеловеческих ценностях Ислама.

Для тех кто интересуется историей Православия в Казахстане, мы предложили два сборника Архимандрита Иосифа (Ерёменко) «Из истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье 1919-1990» (199) и «К истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье 18-начала 20 вв.: сборник материалов и документов» (2011). Эти сборники являются первой попыткой выявления, подбора и приведения в систему документов по истории Русской Православной Церкви в Казахстане. Здесь также можно найти сведения и по истрии Павлодарского Прииртышья. Ведь история религии – это неотьемлемая часть истории народа, его духовного богатства.

Были предложены вниманию студентов в обзоре, научные и учебные издания ученых ПГУ им. С. Торайгырова это: монография д. полит. наук, профессора Акишева А. А. «Региональная политика Республики Казахстан и ее влияние на национальную безопасность страны» и учебное пособие «Региональная политика Республики Казахстан», затем книги профессора Иренова Г. Н. «Консолидация общества», «Отвечая духу времени», «Политика де-и-реидеологизации», «Казахстан и Россия: многовековые традиции, преемственность и партнерские отношения», учебные пособия по этнополитологии.

В 2013 году вышла коллективная монография ученых ПГУ «Этнополитика Казахстана на современном этапе», в ней рассматриваются проблемы связанные с национальной политикой в РК, среди авторов Акишев А. А., Иренов Г. Н., также ведущие специалисты «РНПЦ исследования межэтнических и межконфессиональных процессов» доцент Кожамжарова М. Ж., магистр Тышканова Н. С. и другие.

В 2006 году по государственной программе «Мәдени мұра» «Культурное наследие» учеными ПГУ был составлен 50-ти томное издание серии «Библиотека казахской этнографии», 46 том издания посвящен «Религиозным верованиям и обрядам казахов». В книгу вошли материалы ряда исследователей дореволюционного и советского периодов. В книге можно найти интересные материалы о казахских баксы, сведения о мусульманских ишанах, отношении казахов к исламу, картину религиозного образования. Дополнением к теме религиозного образования послужит учебное пособие Раздыковой Г. М. «История мусульманского образования в Казахстане». Это пособие познакомит с системой просвещения у казахов, которая представлялась сетью мусульманских мектебов и медресе. Даже в условиях кочевого быта была широко распространена грамотность. Народные традиции, народная этнопсихология, этнопедагогика, традиционная литература в мектебах получили свое развитие и стали основой для формирования традиционного народного самосознания.

Абай Кунанбаев, к примеру, пишет автор: «Получил первоначальное образование в аульном мектебе, а, продолжив образование в медресе, стал одним из выдающихся деятелей казахской культуры.

В 2011 году на базе нашего университета прошла международная научная конференция «Дін және ұлт» посвященной председательству РК в Организации Исламской Конференции (ОИК) и 10-летию Центральной мечети имени Машхур-Жусупа. Мы предлагаем вашему вниманию 2-х томное издание материалов этой конференции, где вы найдете научные статьи посвященные религиозной политике Казахстана, проблемам межнационального согласия и культурных ценностей, о роли религии в современном мире. Затем материалы научной студенческой конференции, которая прошла 2013 г. «Новые религиозные движения и безопасность Казахстана: взгляд молодежи».

В заключении обзора, мы предложили вниманию новые книги, учебники и учебные пособия по религии, религиоведению, истории религии, также журналы и газеты, с которыми можно ознакомится в научной библиотеке университета.


Список использованной литературы


  1. Конституция Республики Казахстан. – Алматы: Жеті жарғы, 1999.-430 с.

  2. Послание Президента Республики Казахстан – лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства. 14.12.2012 г.

  3. Выступление Председателя Агентства РК по делам религий Марата Азильханова на Третьем Форуме религиоведов Казахстана «Роль религии в светском государстве» (г. Астана, 13 ноября 2013 г.)

  4. О религиозной деятельности и религиозных объединениях: Закон РК // ҚР парламентінің хабаршысы. – 2011. - № 17 (2594). – 87-104 б.

  5. Кыдыралина, Ж. У. Этнос и религия в Казахстане/ Ж. У. Кыдыралина. – Астана: Елорда, 2007. - 224 с.

  6. Есим, Гарифолла Философия независимости / Гарифолла Есим. – Алматы: Білім, 2011. – 384 с.

  7. Есимов, Гарифолла Хаким Абай / Гарифолла Есимов. – Алматы: Білім, 1995. – 192 с.

  8. Муканова, Н. Религиозная грамотность молодежи / Назым Муканова // Мысль. 2009. - № 5. – С.33-35.

  9. Косиченко, А. Г. Религия: сущность и актуальные проблемы / А. Г. Косиченко; под общ. ред. З. К. Шаукеновой. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. – 220 с.

  10. Орынбеков, М. С. Генезис религиозности в Казахстане / М. С. Орынбеков. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. – 204 с.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет