Учебно-методическое пособие по культурологии для практических занятий. / Т. А. Жукова. Краснодар, 2008. 200 с



бет1/9
Дата08.07.2016
өлшемі8.8 Mb.
#185887
түріУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии и культурологи


Жукова Т.А.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Рабочая тетрадь

Краснодар

2008

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии и культурологи


Жукова Т.А.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Рабочая тетрадь

Краснодар2008

Печатается по решению кафедры социологии и культурологии КГАУ


УДК 008 (075.8)

ББК 71.01

З-382


Культурология. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие по культурологии для практических занятий. / Т.А.Жукова. – Краснодар, 2008. 200 с.

В пособие вошли фрагменты трудов по актуальным проблемам современной культурологии. Фрагменты снабжены практическими заданиями и вопросами по основным разделам учебного курса: сущность культуры, типология культуры, история мировой культуры и т.д.

Пособие рассчитано на студентов, преподавателей, а также для всех, изучающих культурологию.

Ответственный редактор:

зав. кафедрой социологии и культурологии, доктор социологических наук, проф. А.А. Хагуров


ПРЕДИСЛОВИЕ

В современном процессе обучения часто приходится встречаться с пассивностью студенческой аудитории. Преодолению этого положения могут способствовать активные формы обучения. При их творческом применении студент из пассивного потребителя информации становится активным соучастником образовательного процесса. Опыт показал, что при изучении разделов, посвященным теории культуры и этапам развития мировой и отечественной культуры можно применять задания и тесты различной степени сложности (в зависимости от подготовленности аудитории). Данная методика может способствовать росту активности студентов в освоении культурологии, развитию творческого мышления, навыков общения с гуманитарными текстами, расширению культурного кругозора. Основная задача высшего образования – формирование личности студента с инновационной направленностью, с психологической установкой на саморазвитие и самоусовершенствование. Для реализации данной задачи вузам необходимо создать такие инновационные технологии подготовки студентов, которые, с одной стороны, соответствовали бы мировым образовательным стандартам, а с другой - опирались бы на традиционные, устойчивые национальные ценности образования. При этом перспективным направлением совершенствования высшего образования является реализация гуманистической личностно-развивающей парадигмы в образовании, переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передача компетенций потенциала к действиям).

Данное пособие представляет собой сборник заданий по основным разделам учебного курса «Культурология». Пособие является частью комплекта учебно-методических материалов, позволяющих студентам более эффективно и глубоко освоить базовый курс «Культурология». Тематический спектр данного пособия отнюдь не охватывает полностью всю проблематику современной культурологии, сюда включены лишь наиболее важные темы из теории и истории культуры.
Пособие призвано помочь студенту получить комплексное и системное представление об основных закономерностях развития культуры, изучить особенности отдельных типов культуры в различных аспектах, познакомиться с различными теориями и гипотезами, существующими в современной культурологии, теории и истории культуры. Пособие направлено на то, чтобы активизировать знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы с источниками и литературой, а также стимулировать интерес к собственным исследованиям.

Задания могут быть использованы преподавателями культурологии на семинарских занятиях по этому курсу, а также в качестве контрольных упражнений.



СОДЕРЖАНИЕ
Семинар №1

Тема: Культура и культурология................…………………….4


Семинар № 2

Тема: Культурологические концепции ХIХ-ХХ века……….13


Семинар № 3,4

Тема: Типология культуры…………………………………….27


Семинар №5

Тема: Природа и культура, их взаимодействие в условиях экологического кризиса. Социокультурные факторы и механизмы предотвращения экологической катастрофы……….......................................................................44


Семинар №5

Тема: Культура и общество.…………………………………...53


Семинар №6

Тема: Культура и личность………………………………...….57


Семинар №7

Тема: Культура, субкультура, контркультура. Понятие массовой и элитарной культуры……………………………………...............................64


Семинар №8

Тема: Диалог культур в современном мире. Место и роль России в этом диалоге…………………………………………….....................69


Семинар №9

Тема: Язык и символы культуры……………………………78


Семинар №10

Тема: Генезис культуры и культура древнейших цивилизаций……………………………………………………83


Семинар №11

Тема: Античность как тип культуры…...……………………120


Семинар №12

Тема: Культура Средневековья и Ренессанса…...………….143


Семинар №13

Тема: Культура эпохи Нового времени и Просвещения…...163


Семинар №14

Тема: Современная западная культура…………………..….171


Семинар №15

Тема: Основные черты русской культуры, её генезис и периодизация………………..……………………...................183


Библиографический список……………………...…...……204
Ключ к выполнению тестовых заданий………………....206


Тема 1. Культура и культурология
1.1. Понятие и многообразие подходов к определению понятия «культура».

1.2. Структура культуры. Нормы и ценности культуры.

1.3. Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Методы культурологии.

1.4. Культура и цивилизация, их соотношение.

1.5. Основные функции культуры.

О бесспорном и спорном.

Мир культуры – это мир человека.

В.М. Межуев.

Ценность культуры определяется её влиянием на характер человека: что толку от культуры, если она не облагораживает и не укрепляет его? Культура должна служить жизни.

С. Моэм.

Цивилизация в подлинном смысле этого слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний.

М. Ганди.

Цивилизация страны измеряется тем, что думают и знают её женщины, передающие новому поколению свои мысли и предрассудки.

Л. Лабуле.

Самые цивилизованные нации также близки к варварству, как отполированное железо - к ржавчине. Народы смахивают на металлы: ведь блеск их снаружи.

А. Ривароль.
Дайте определения понятиям:

Культурология –

Культура –

Цивилизация –

Гуманизм –

Нормы –


Ценности –

Традиции -

Материальная культура –

Духовная культура –

Морфология культуры –
Вопросы и задания к практическому занятию
1. Выскажите своё отношение к следующим определениям культуры. Выберите из предложенной подборки то, которое наиболее созвучно вашим убеждениям и объясните ваш выбор. Попытайтесь дать собственное определение, аргументируйте вашу точку зрения.

«Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Социальное бытие не существует само по себе, безотносительно к его воспроизводству людьми; в этом, собственно, и состоит его отличие от природы». (Современный философский словарь. М., Бишкек; Екатеринбург. 1996. С.255)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________«Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». (Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.18)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Истинная суть и смысл культуры – в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать» (М. Горький).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «Есть в мире движущаяся параллельно силе смерти и принуждения ещё одна огромная сила, несущая в себе уверенность, и имя ей – культура.» (А.Камю).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Культура – это тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом» (Ф. Ницше).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите основные подходы к определению понятия «культуры».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Раскройте сущность одной из версий происхождения культуры: орудийно-трудовой, психоаналитической, игровой, символической, сакральной. Какая из версий вам кажется наиболее убедительной?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В чем сущность деятельностной концепции культуры?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кто из знаменитых людей сказал, что культура - это возделывание, воспитание души?

_____________________________________________________

6. Прокомментируйте тезис о том, что человек выступает одновременно как творец культуры и ее продукт.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что значит быть культурным человеком?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Может ли человек жить вне культуры, быть "диким"? (Ожидается содержательно-обоснованный ответ)


10. Проведите различие между определениями цивилизации:

а. Цивилизация – это синоним культуры;

б. Цивилизация – это ступень, следующая за варварством;

в. Цивилизация – это последняя стадия развития культуры.

11. Заполните таблицу:

Название

понятия


Определение

понятия


Сходство

Различие

Культура








Цивилизация









12. Каково соотношение между национальным и общечеловеческим в культуре?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Что изучает антропология?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Раскройте структуру культуры.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Заполните таблицу «Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания».



Название науки

Характеристика связи с «Культурологией»

Философия



Социология



Психология



История



Социальная антропология


16. Заполните таблицу.



Название метода

культурологии



Характеристика метода

семиотический метод


психологический метод



биографический метод



метод моделирования



сравнительно-исторический метод



структурно-функциональный метод



диахронический метод



синхронический метод



17. Какова взаимосвязь норм и ценностей?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Назовите и охарактеризуйте основные типы культурных ценностей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Заполните таблицу:



название функции

характеристика функции

функция производства новых норм, ценностей, значений и знаний и духовное творчество




функция накопления, хранения, передачи культуры и воспроизводства духовного процесса



функция целеполагания



коммуникативная и интегративная функции



социализирующая функция культуры



рекреативная или компенсаторная функция культуры;



игровая функция культуры как существенный и специфический вид культурной деятельности



адаптивная функция






Полученные по данной теме знания, проверьте и закрепите с помощью тестов:
1. Культура как таковая становиться предметом специального изучения.

а) в период античности

б) в эпоху средневековья

в) в эпоху Возрождения

г) в Новое время

2. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?


а) Н. Бердяев

б) Э. Тейлор

в) О. Шпенглер

г) все перечисленные

3. Из перечисленного ниже выберите то, что относится к цивили-

зации:


а) художественные произведения;

б) нравственные нормы;

в) небоскребы;

г) технологические линии;

д) философские трактаты;

е) машины

4. Какая наука изучает объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением и развитием культурных потребностей людей, сравнительным анализом культур?

а) религиоведение

б) философия

в) герменевтика

г) эстетика

д) культурология

5. Выделите один из общих законов развития культуры:

а) закон дополнительности;

б) закон достаточного основания;

в) закон преемственности;

г) закон соответствия.
Задания для самостоятельной работы студентов.

Роль обычаев и традиций в формировании культуры.


Тема 2. Культурологические концепции

ХIХ-ХХ века

2.1. Образ культуры через призму исторической эпохи.



    1. Общественно-исторические концепции (Н.Я Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби).

    2. Типологические концепции (Ф.Ницше, Н.Бердяев, К.Ясперс).

    3. Социологические концепции (П.Сорокин, М.Вебер).

    4. Психоаналитическая концепция (З.Фрейд, К.Юнг).

    5. Игровые и экзистенциальные концепция культуры (И. Хейзинга, Х. Ортега-и- Гассет, Г.Гессе)

2.7.Ведущие культурологические теории ХХ в. (структурализм, постструктурализм и др.).

О бесспорном и спорном.

Счастлив тот…, кто умеет укреплять себя Локком, просвещать Кларком и Ньютоном, находить духовный подъём в чтении Цицерона и Боссюэта, украшать себя прелестью стихов Вергилия и Тасса.

Вольтер.

Только из столкновения мнений рождаются новые истины и движение вперёд. А что не движется, то умирает и разлагается.

В. Короленко.

Как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине.

А. Бутлеров.

Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей собственной голове.

Д. Писарев.

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

К. Гельвеций.

Дайте определения понятиям:

Пайдейя -

Калогатия –

Катарсис –

«Вызов» -

«Ответ» -

Локальные цивилизации -

Культурно-исторический тип –

Идеациональная культура –

Аполлонистическая культура –

Дионистическая культура -

Игровая теория культуры –

Культуры архетип -
Вопросы и задания к практическому занятию

1. Как первоначально рассматривалось понятие «культуры»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните пропуски в предложениях.

А) Утверждая, что «культура ума есть философия», Цицерон имел в виду ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Б) В эпоху Средневековья понятие «культуры» трансформируется в_______________________________________,которое означает______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________ .

В) В эпоху культуры Возрождения культура ориентирована на

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Г) Эпоха Просвещения рассматривает культуру через призму

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Д) Гуманистические идеи просветительства получили дальнейшее развитие у следующих мыслителей немецкой классики:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Е) В конце ХIX- начале XX века на смену рационалистической концепции культуры приходит _____________________________________________________

в лице следующих представителей: _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________.

3. Заполните следующую таблицу:



Школа,

направление,


концепция

Исследователь

Факторы, влияющие на возникновение и
развитие культуры

Выделяемые типы культур

Немецкая классическая идеалистическая философия

Г. Гегель (1770-1831)







Марксистская

К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. Ленин (1870-1924)







Психоаналитическая

З. Фрейд (1856-1939)







К. Юнг (1875-1961)







Общественно-историческая

Н. Данилев-ский
(1822-1885)







О. Шпенглер (1880-1936)







А. Тойнби (1889-1975)







Социологическая

М. Вебер (1864-1926)







П. Сорокин (1899-1968)







Типологическая

Ф. Ницше (1844-1900)







Н. Бердяев (1874-1948)







К. Ясперс (1883-1969)







Структуралисти-ческая

К. Леви-Стросс (р. 1908)







Игровая

Й. Хёйзинга (1872-1945)





Экзистенциаль-ная

Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955)







Этическая

А. Швейцер (1875-1965)






Продолжение таблицы.

Школа, направ-
ление,
концепция

Взаимоотношения культуры, человека и общества

Существует ли
единая мировая культура?

Соотношение
понятий «культура» и
«цивилизация»

Немецкая классическая идеалистическая философия










Марксистская








Психоаналитическая









Общественно-историческая









Социологическая









Типологическая









Структуралисти-

ческая










Игровая









Экзистенциаль-ная









Этическая









 

4.Что является основанием для типологии культуры О.Шпенглера, какие культурно-исторические типы он выделяет?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие основания для типологии культур выдвигает Н.Я.Данилевский, какие культурно-исторические типы им описаны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

6. Какие периоды мировой истории выделяет К. Ясперс?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Разрешите дилемму: единый мировой культурный процесс или история «локальных цивилизаций».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Назовите три черты, свойственные классической модели европейской культуры

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В чем суть теории Х.Ортеги-и-Гассета о массовом обществе и массовой культуре? Чем принципиально отличается массовая культура от культуры предшествующих эпох?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания повышенной степени сложности

1. Из какой знаменитой работы, какого известного английского этнолога конца ХIХ века, возглавившего одно из ведущих направлений в культурологии - __________________________, приведена следующая цитата?___________________________

"Вообразите себе, что мы видим цивилизацию, как она в олицетворенном мире шествует по миру. Вот она иногда задерживается и останавливается на своем пути, нередко отклоняется на такие боковые дороги, которые приводят ее, утомленную, назад, в такие места, где она проходила весьма давно. Однако прямо, или отклоняясь, она движется вперед. И если время от времени она, пытаясь сделать несколько шагов назад, начинает беспомощно спотыкаться, попятный путь противен ее природе. Её ноги устроены не так, чтобы делать неверные шаги назад. И взгляд ее, и движения, устремленные вперед, являются выражением подлинно типичных свойств человечества"._________________________________________

2. Из какой знаменитой работы, какого известного немецкого культуролога начала ХХ века, представляющего одно из ведущих направлений в культурологии_____________________, приведена следующая цитата?

"Всякая культура переживает возрасты отдельного человека. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость, старость: при наступлении старости начинающейся цивилизации огонь души угасает... Усталая, вялая и остывшая она теряет радость бытия и стремится... в могилу.»

_____________________________________________________

3. Перед вами цитата из известной фундаментальной работы нидерландского историка культуры ХХ века. Назовите данную работу и имя ее автора.
"Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте a fair play (честной игры); a fair play есть ни что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности. Нарушитель правил игры разрушает саму культуру."

_____________________________________________________

_____________________________________________________

4. Основоположник и первопроходец в истории русской культурологической мысли. При жизни автора, в 1836 г., было опубликовано лишь одно из восьми его "Философических писем", в котором дается уничтожающая и во многом несправедливая критика России и русского народа, вызвавшая неприятие многих современников, в том числе его младшего друга и почитателя - великого Пушкина.___________________

5. Сын века Просвещения, основатель экологического движения. Неприязнь к культуре, восхваление "примитивных" племен, критика элитарности делали его идейным предшественником Ф. Ницше, 3. Фрейда; К. Леви-Строса, Л.Н. Толстого, а также многих других мыслителей, так или иначе склоняющихся к мысли о "больном человечестве". Самое известное произведение этого знаменитого мыслителя - "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?".

_____________________________________________________

6. Руссо критиковал современную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства: какие аргументы он приводил?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какова роль П.Я.Чаадаева в истории отечественной культуры? Почему и как его творческое наследие вплоть до наших дней преломляется в духе России?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Заполните таблицу, подбирая соответствующие приведенным в левом столбце понятиям имена из следующего списка: П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, К.Ясперс,

Э. Кассирер, Н. Данилевский, Ф. Ницше, Й. Хейзинга.



Культурные сверхсистемы




«Осевое время»




Цивилизация как смерть культуры




Культурно – исторические типы




«Вызов» и «ответ»




«Дионисийское» и «аполлонийское» начала




Символические формы культуры




Игра как культурно-историческая универсалия



9. Кто является автором обозначенных ниже произведений. Определите соответствие, пользуясь справочной литературой




Название произведения

Предполагаемый автор

Правильный ответ

«Закат Европы»

Эсхил




«Россия и Европа»

Бердяев




«Постижение истории»

Вергилий




«Антигона»

Софокл





«Смысл и назначение истории»

Тойнби




«Медея»

Гомер




«Золотая ветвь»

Ясперс




«Рождение трагедии из духа музыки»

Данилевский




«Судьба России»

Шпенглер




«Орестея»

Фрезер




«Илиада»

Ницше





Полученные по данной теме знания, проверьте и закрепите с помощью тестов:

1.Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала?

а) А. Шопенгауер

б) Г.Гегель

в) Ф.Ницше

2. "Аполлоновский" тип культуры основан на:

а) рациональности,

б) чувственности.

3. Основные фазы историко-философского анализа развития культуры по терминологии Н. Данилевского носят название

а)культурно-исторические периоды

б)цивилизации

в)культурные суперсистемы

г)культурно-исторические типы

4. Что К.Ясперс понимал под периодом “осевого времени”?

а) научно-техническую революцию в Европе;

б) “духовный” переворот, происшедший благодаря явлению Христа и христианству;

в) появление оружия массового уничтожения.

5. Кому из мыслителей XX века принадлежат следующие слова: «Культура возникает в игре, как игра»:


а) А.Тойнби

б) Н. Бердяеву

в) Й. Хейзинге

г) О. Шпенглеру

д) К. Ясперсу

6. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и предполагали, что культурные живые организмы могут совершенствоваться, развиваться от простых к более сложным?


а) функциональной;

б) эволюционной;

в) структурной антропологии;
г) бихевиористской.

7. Что составляет, с точки зрения М. Вебера, основу “духа капитализма”, определившего рождение цивилизованного капитализма?

а) аскетическая этика протестантских сект;

б) особенности католического вероисповедания;

в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку.

8. Понятие «культурные суперсистемы» введено


а) Питиримом Сорокиным

б) Карлом Юнгом

в) Карлом Ясперсом

г) Освальдом Шпенглером

9. Труд «Рождение трагедии из духа музыки» принадлежит перу

а) Эрнста Кассирера

б) Николая Данилевского

в) Николая Бердяева

г) Фридриха Ницше

10. Кому принадлежит термин “дегуманизация искусства”?

а) Гадамеру

б) Ницше

в) Ортеге-и-Гассету

г) А. Камю.

11. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры?

а) труд


б) рефлексия

в) пассионарность

г) игра.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Пользуясь дополнительными материалами, опишите генезис развития цивилизаций, представленных в работе А.Тойнби «Постижение истории» (от одной до трёх, на усмотрение преподавателя).

2.Изложите основные идеи Х.Ортеги-и-Гассета и ответьте на вопрос, кажутся ли они вам верными или неверными?

3.Пользуясь дополнительной литературой, составьте краткий конспективный материал по отрывку из работы Н.А. Данилевского «Россия и Европа» на тему: «Европа ли Россия?»




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет