Командиры



Дата14.06.2016
өлшемі52.56 Kb.
#134513
КОМАНДИРЫ

Старшина В. Корчагин, стрелок-радист

ст. сержант Ф. Лямкин, механик-водитель

ЛЕЙТЕНАНТ А. АДЕЛЬБЕРГ


С лейтенантом Адельбергом мы вместе пришли в часть. Он стал командиром танка, а я у него стрелком-радистом. Адельберг молодой, полный энергии, весёлый и разумный командир.

Уже в первых боях он завоевал себе славу, любовь и уважение товарищей. Адельберг не знает страха в бою. И чем сложней обстановка, чем труднее и жарче схватки, тем сильнее проявляются его командирская способность, умение наверняка бить гитлеровских палачей. В июльских боях наш экипаж под командованием Адельберга сжёг 5 фашистских танков, в том числе одного «тигра».

Бывало, получаем задачу: стать в засаду. Лейтенант соберёт командиров танков и механиков-водителей, выйдет с ними на местность, покажет экипажам, какой лощиной можно скрытно подвести танк к позициям, как расставить машины, чтобы одна поддерживала огнём другую, укажет водителю, как сманеврировать на случай, когда враг обнаружит, как выручить товарища в бою. Наметит ориентиры, отмерит расстояние до них, рассчитает, сколько и когда надо боеприпасов, горючего. В одном из боёв Адельберг был ранен в ногу. Зубами скрипел он от боли. Ему предлагали уйти в госпиталь, но лейтенант оставался в строю ещё два дня и ушёл лечиться лишь тогда, когда гитлеровцы были остановлены.

3 августа подразделение готовилось к наступательным действиям. Стояли мы уже на исходных позициях. Механик-водитель старшина орденоносец Сергей Головешкин, башнёр старшина Константин Нелепов и я осматривали машину, вспоминали командира. Вдруг сзади раздался знакомый голос:

– Хлопцы, значит, я не опоздал?

Это был лейтенант Адельберг. Мы обнялись, как с родным братом, будто не виделись годы. Радовался экипаж приходу любимого командира, радовалась вся рота.

– Пойдём в передовом отряде, – серьёзно сказал лейтенант, – уже имею задачу от командира полка.

Ещё не смолк орудийный грохот, как раздался рокот моторов наших танков. Рота вошла в прорыв, и вёл её испытанный и отважный командир, эстонец, лейтенант Адельберг. Качаясь и поднимая за собой столбы пыли, танки боевыми порядками неслись через немецкие траншеи вперёд, обочинами дорог, чтобы не напороться на вражеские мины. Экипажи на ходу ведут огонь по сопротивляющимся фашистам. Лейтенант Адельберг то пытливо всматривается в перископ, обозревая поле боя и соседние машины, то прислоняется к оптическому прицелу, то приоткрывает люк и снова наблюдает.

– Полный вправо! – слышится его команда водителям, когда над танками появляются вражеские самолёты.

– Осколочным, заряжай, – получает приказ башнёр и один за другим посылает снаряды в казённик. Бьёт пушка, бьют пулемёты.

– Радируй: первому принять левее, усилить наблюдение за флангом …

Ни на минуту не упускает командир управления. Через смотровую щель вижу, как по лощине низко стелется предутренний туман. В машину задувает прохладный ветерок. Перед нами крупный населённый пункт. Ориентируемся. Достигли северо-западной окраины.

– Из деревни бьют шестиствольные миномёты немцев, – докладывают бойцы-сапёры, сидевшие на корме машины.

Танки медленно спустились в лощину. Лейтенант Адельберг приоткрыл люк.

– Вижу два миномёта, – говорит он башенному стрелку, – подавай осколочные.

Пять метких выстрелов сделал командир. Вместе со столбами земли на воздух взлетели два разбитых немецких шестиствольных миномёта. Доношу командиру подразделения. Получаем лаконичный ответ: «Молодец Адельберг, двигаться дальше, смотреть в оба».

Едва успели отъехать несколько десятков метров, как показалась немецкая легковая машина. Догоняем и уничтожаем, сообщили по радио командованию. Двигаемся дальше. Налетают стервятники. Впереди подсолнух. На полном ходу вскакиваем в него, рассредоточиваемся. Стервятники теряют нас из виду, бомбят пустое поле.

Миновали несколько деревень. Уже садится солнце, в танке трудно дышать. На дороге за одним селом видим два немецких танка с десантом автоматчиков. Лейтенант принимает решение пересечь им путь. Вихрем несётся наша машина. Командир на ходу разворачивает башню. Слышим команду: «Стоп!».

Механик-водитель на ровной площадке делает короткую остановку. Десять выстрелов сделал экипаж. Один вражеский танк, словно вкопанный подбит Адельбергом. Всему экипажу видно, как с брони слетели автоматчики.

– Добре вы их спугнули, – улыбнулся башнёр Нелепов. Командир тоже засмеялся.

* * *

Недавно лейтенант Адельберг совершил новый подвиг. Отражая контратаку крупных сил вражеских танков, он уничтожил из своей машины 4 немецких хищника.



Таков наш командир. С ним мы пойдём на выполнение любого задания.
ЛЕЙТЕНАНТ П. С. АКИШИН

С лейтенантом Акишиным Петром Семёновичем мы воюем давно. Я знаю его, когда он ещё был командиром экипажа. В июльских боях Акишин управлял уже взводом и показал свою офицерскую зрелость, высокое командирское мастерство. Его взвод находился на самых трудных участках и всегда отлично выполнял боевую задачу. Сам командир сжёг тогда три немецких тяжёлых танка, уничтожил несколько автомашин и много гитлеровцев.

Сейчас офицер Пётр Акишин командует ротой. Большим испытанием для нас, танкистов, рядовых, сержантов и офицеров явились наступательные бои. Мы действовали в передовом отряде, экипажи уходили в глубокий прорыв, оставляя часто неприятеля на флангах и в тылу.

… Под вечер экипажи нашей роты подошли к деревне Сенное. Лейтенант Акишин выслал одну машину с группой автоматчиков в разведку. Вскоре они возвратились и доложили, что в деревне много немецких автоматчиков и автомашин. Командир немедленно повёл свои танки в обход, чтобы отрезать путь отступления фашистов. Но едва мы успели выйти к сахарному заводу, как обнаружили на шоссе колонну немецких танков. По численности враг превосходил нас в несколько раз. Тем не менее, командир роты нашёл такое решение, которое позволило нам одержать победу над немцами.

Лейтенант приказал экипажам немедленно удалиться от дороги на 200-250 метров и стать в засаду за бугорок. Сапёры и автоматчики, ехавшие с нами, помогли танкистам быстро замаскировать машины. Буквально за несколько минут всё было готово к бою. Ожидаем. И когда немецкие танки вытянулись на дороге и поравнялись с нами, командир отдал приказ:

– По фашистским танкам, огонь!

От первых же выстрелов загорелось несколько вражеских боевых машин и цистерн с бензином. Чёрный дым застилал дорогу на протяжении нескольких километров. Уцелевшие немецкие танки бросились наутёк.

В 12 часов ночи гитлеровцы попытались внезапно подобраться к нашим машинам, чтобы взорвать их и перебить экипажи. Но так-то было! Командир роты, располагаясь на ночлег, заранее выставил круговую оборону из числа приданных автоматчиков и стрелков, сам их проинструктировал, расставил. И когда гитлеровцы попытались проникнуть к танкам, они напоролись на ураганный огонь наших воинов и разбежались, оставив много своих убитых.

И так всегда. Предусмотрительность, расчётливость, трезвая оценка сложившейся обстановки – вот что характерно для нашего командира. В роте о нём говорят:

– Коль с нами командир лейтенант Акишин, нам не страшны ни огонь , ни вода.

Ещё есть замечательная сторона у командира роты Акишина. Он требует от своих подчинённых пунктуальности во всём и в то же время проявляет о них отцовскую заботу. Когда в боях случится время для отдыха, он первым не ляжет спать, как и не поест, покуда не посмотрит, как отдыхают, как покушали его подчинённые бойцы и командиры.

За личную доблесть и умелое управление экипажами в бою лейтенант П. С. Акишин уже дважды удостоен высокой правительственной награды. Его грудь украшают ордена Отечественной войны I степени и Красной Звезды.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет