К омпозиция 51
для двенадцати саксофонов (1989)
Форма
– многозначные ритмовариации Схема 1.:
1-е значение – тема и пять вариаций;
2-е значение – тема и одна вариация.
Тема и пять вариаций (1-е значение)
Тема (раздел, обозначенный партитуре первой части сочинения буквой "а" – 1-21 тт. Пример 1.) – это серийно-дискретное двенадцатиголосие2, все голоса которого – дискретные линии, составленные из звукоточек, разделенных паузами разной протяженности –отличаются друг от друга в ритмическом, высотном и тембровом отношении.
Пример 1.(в книге № 146)
|
Все звукоточки имеют протяженность в одну рациональную или одну иррациональную шестнадцатую.3
Фактура всего раздела может быть определена как "дискретно-многоголосная свободно имитационная".
Вариации – пять последующих после темы разделов сочинения (все по 21-му такту), отмеченные композитором в первой части буквами "b" и "с", а во второй – "A", "В" и "С".
1-я вариация – дискретно-двенадцатиголосная фактура, в которой наряду со звукоточками – вначале изредка, но затем все чаще и чаще – появляются краткие звуколинии, разделенные паузами. В отдельные моменты эти линии начинают звучать одновременно, вследствие чего музыкальная ткань мутирует из звукоточечной пуантилистической фактуры в линеарно-дискретную Пример 2..
Пример 2.(в книге №147)
|
2-я вариация – линеарно-дискретная двенадцатиголосная фактура, мутирующая в линеарно-мелодическую.
Пример 3. (43-45 и 61-63 тт.)
|
3-5-я вариации – это ритмические вариации на материал первых трех разделов сочинения – a-b-c. Их функция – ограниченно-алеаторическое обновление ритмического материала во всех голосах названных разделов. Это обновление связано с произвольным смещением исполнителями большинства длительностей в своих голосах, но в пределах мнимотактов, указанных композитором 4. При этом в 3-ей вариации обновляется ритмоструктура темы, в 4-й – ритмоструктура первой вариации, в 5-й – второй Пример 4., Пример 5., Пример 6. .
Пример 4.
|
Третья вариация (начало)
|
Пример 5.Четвертая вариация (начало)
|
Пример 6.Пятая вариация (начало)
|
Тема и одна вариация (2-е значение)
Тема – вся первая часть сочинения (1-63 тт.); вариация – вся вторая его часть.
Динамическая форма
Важнейшие закономерности динамического процесса «Двойных камерных вариаций» – это его статичность в каждом разделе сочинения и прогрессийность на уровне отношений динамических структур этих разделов. Наличие таких закономерностей обуславливает образование в сочинении зеркально-прогрессийной шестичастной громкостной формы или, в другом определении, "шестиступенной равносторонней динамической пирамиды" Схема 2. .
-
(в книге № 70)
a b c A B C
p
mf
p
mf
f
f
|
Достарыңызбен бөлісу: |