Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
VIII Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства
ИННОВАЦИЯ
Выставка номинантов
22 марта – 5 мая 2013
Выставочный зал ГЦСИ, Зоологическая улица, 13 стр. 2
Пресс-показ: 21 марта, 17:00
Открытие: 21 марта, 18:00
Куратор выставки: Ирина Горлова
Архитектор выставки: Антон Наговицын
Выставка номинантов конкурса ИННОВАЦИЯ 2012 собирает в едином экспозиционном пространстве проекты, которые были отобраны Экспертным советом из 310 заявок, поступивших на конкурс в этом году. Среди работ номинантов есть масштабные проекты и инсталляции, которые в рамках общей выставки невозможно показать в полном объеме. По согласованию с авторами такие проекты демонстрируются либо в адаптированных версиях, либо в формате фото- и видеодокументации.
Кроме того, в экспозиции представлены лауреаты двух внеконкурсных номинаций – «За творческий вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России».
Номинация «Произведение визуального искусства»
Аня Жёлудь
Родилась в 1981 году в Ленинграде; живет и работает в Московской области и Москве
Последняя выставка
Выставка
Осуществлена в Арт-центре «Гридчинхолл»; номинирована Арт-центром «Гридчинхолл»
У каждого художника бывает первая выставка. Каждая следующая – последняя. Эта выставка действительно последней для большинства работ, на ней представленных. Раньше я думала,
что у художника должны сохраняться его работы, следила за тем, чтобы они возвращались с выставок, не пропадали. В итоге в мастерской не осталось места, чтобы работать дальше. И я попыталась от них избавиться! Но как только у меня забрали последнюю картину с изображением батареи, я тут же себе сделала новую. Значит, для того чтобы появлялись новые картины, должны исчезать старые. Новую короткую жизнь перед тем, как исчезнуть (по крайней мере, из моей жизни), получили фрагменты инсталляций «Коммуникации», «Золотое руно», «Паркет, который встал дыбом», «Секции», «Не тот художник», а также несколько не замеченных на выставках объектов…
Аня Жёлудь
Арсений Жиляев
Родился в 1984 году в Воронеже; живет и работает в Москве
Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы
Выставка
Осуществлена в Государственной Третьяковской галерее; номинирована Московским музеем современного искусства
Смысловым центром инсталляции «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы» является непростая диалектика отношений «музей – художник». Арсений Жиляев противопоставляет две эпохи – позднесоветскую эру работы/досуга, на стыке которой рождались независимые, неподконтрольные и анонимные формы творчества, и эпоху постсоветскую, которая их профессионализировала и вывела «художников от сохи» на уровень коммерческой культуры. Если музей задает ритмы художественного производства, где творчество вписывается в институциональную машину общественных и политических запросов, то анонимное досуговое творчество является побочным эффектом этой машины, поскольку оно рождается в кружках самодеятельности, рабочих клубах и домах культуры.
Мария Чехонадских
Группа ПРОВМЫЗА
Галина Мызникова
Родилась в 1968 году в Горьком
Сергей Проворов
Родился в 1970 году в Горьком
Живут и работают в Нижнем Новгороде
Опера «Марево»
Театральная постановка
Премьера состоялась в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства; номинирована Фондом поддержки современного искусства «Артпроект»
Совместный проект группы ПРОВМЫЗА и композиторов Марка Булошникова и Кирилла Широкова. Либретто Антона Шраменко, вокал Натальи Пшеничниковой (сопрано), Ольги Гречко (сопрано), Андрея Архипова (бас) и др., инструментальная партия – ансамбль «NoName-ensemble».
Музыкальный критик Вадим Рутковский назвал эту постановку апокалипсическим триллером, «медленным метафизическим странствием на стыке искусств». Художественная часть постановки –
не просто оформление или декорация, а самоценное произведение. Персонажи словно появляются
из фона и в него возвращаются, а сюжетные коллизии ближе к перформансу, разыгранному
в пространстве инсталляции, чем к традиционному спектаклю. Отсутствие действия, минималистский язык тела, звуковые и пространственные пустоты, замкнутость героев и герметичность невнятно произносимого текста сближают постановку с визуальным искусством. Сама идея, сюжет, вся образная система и даже характер звучания были изначально задуманы именно художниками-постановщиками. В этом отношении «Марево» – настоящий художественный проект ПРОВМЫЗы.
Владимир Селезнёв
Родился в 1973 году в Нижнем Тагиле; живет и работает в Екатеринбурге
Пространство борьбы
Инсталляция
Осуществлена в рамках основного проекта 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в здании типографии «Уральский рабочий»; номинирована Уральским филиалом Государственного центра современного искусства
В своих проектах Владимир Селезнев выступает медиатором, улавливающим и обнажающим связи между реальностью, пространством и человеком. В инсталляции «Пространство борьбы» герой отсутствует, есть только художник-наблюдатель, фиксирующий полярные точки социально-политической борьбы – энтузиазм и чувство бессилия. Владимир Селезнёв в своей работе затрагивает важные проблемы глобализированного современного общества и находит для этого яркое, изящное художественное воплощение: зритель попадает в комнату, сплошь покрытую протестными граффити
и лозунгами, вдруг гаснет свет, и поверх этих надписей возникает светящееся резюме — «всё напрасно», как печать на документах. Трудно припомнить более яркую метафору нынешнего протестного движения в России.
Леонид Тишков
Родился в 1953 году в городе Нижние Серги Свердловской области; живет и работает в Москве
Заброшенные утопии: Коньковый завод
Выставка – инсталляция
Осуществлена в рамках программы «Арт-резиденция» 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства на Центральном стадионе Екатеринбурга; номинирована Уральским филиалом Государственного центра современного искусства
«Заброшенные утопии: Коньковый завод» – эстетическая, археологическая, социологическая интерпретация полевых исследований руинированного индустриального пейзажа Верхотурья
и создание идеального музея Верхотурского конькового завода. Проект включает мультимедийную инсталляцию «Собор лиц рабочих и служащих конькового завода», скульптуру «Всё выше и выше,
и выше!», видео и фото «Руины памяти: Missa Solemnis», а также документальный фильм «Конец рабочего дня». «Мы представляем воображаемый музей Конькового завода как музей-собор лиц людей, объединенных когда-то работой на фабрике. В индустриальном веке произошла замена храмов на заводы, этот процесс был усугублен в Советском Союзе, где религия была упразднена, а гражданам страны была предложена модель фабрики как духовного и квазирелигиозного центра. В 1997 году завод коньков в Верхотурье закрыли: станки пропали, остатки лезвий заржавели и превратились
в железный лом. Мы возводим прозрачные стены собора-музея Конькового завода, в которых поместятся души всех, кто когда-то обитал в цехах, стоял у станков, вытачивал лезвия, аккуратно укладывал их в коробки, проверяя качество изделий».
Леонид Тишков
Номинация «Кураторский проект»
Юрий Альберт
Родился в 1959 году в Москве; живет и работает в Москве и в Кельне
Московский концептуализм. Начало
Выставка
Осуществлена в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства; номинирована Приволжским филиалом Государственного центра современного искусства
Московский концептуализм – одно из знаковых явлений отечественного искусства. Несмотря на то,
что он давно считается классикой, начальный период его истории до сих пор недостаточно изучен. Наши представления о нем – скорее мифы, нежели точные знания. Куратор Юрий Альберт обращается к истокам московского концептуализма, к первому десятилетию его существования, четко очерчивая круг художников-участников. Отбирая произведения и беседуя с их авторами, Альберт ставит принципиальный для отечественного искусствоведения вопрос: «Почему то, чем мы занимались
и многие из нас занимаются до сих пор, называлось и называется концептуализмом?». Среди представленных на выставке объектов, произведений графики и живописи, фотографий, документаций акций, текстов, ряд работ был показан впервые.
Ярослава Бубнова
Родилась в 1961 году в Москве; живет и работает в Софии
Самое себя глаз никогда не видит
Выставка, основной проект 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства
Осуществлена в типографии «Уральский рабочий» в Екатеринбурге; номинирована Уральским филиалом Государственного центра современного искусства
Основной проект 2-й Уральской индустриальной биеннале обращается к видению как к уникальной способности различать болевые точки в современном мире исчезающего прошлого и нестабильного будущего. Название выставки – цитата из стихотворения Иосифа Бродского «Доклад для симпозиума», написанного в 1989 году накануне падения Берлинской стены. Бродский в своем произведении обозначил необходимость найти проводника в условиях постоянных угроз и опасностей. Сегодня таким проводником-визионером может быть художник: он определяет точки максимального напряжения, создаваемые глобальными процессами, и тем самым нейтрализует заключенную в них опасность. Когда «враждебность среды растет... зрение обостряется», художники доказывают свою компетентность в политике, экономике, науке. Исследуя практики актуального художественного видения, куратор размышляет о способности искусства быть универсальным посредником
и реформировать мир.
Андрей Ерофеев
Родился в 1956 году в Париже; живет и работает в Москве
Леонид Соков. Угол зрения
Персональная выставка
Осуществлена в Московском музее современного искусства; номинирована Московским музеем современного искусства
Имя Леонида Сокова теснейшим образом связано с историей движения «соц-арт», визитной карточкой которого стали его скульптурные диалоги знаков. Соков свел «тет-а-тет» различные образы советской и западной цивилизаций. Соединение в одном произведении Мэрилин Монро со Сталиным, «шагающего человека» Джакометти с памятником Ленину, народной игрушки с имперской эмблемой проявили геополитический конфликт культур ХХ века, расколотое сознание и «двоемыслие» современного человека. Соков является одним из создателей новейшего, постмодернистского типа скульптуры. Помимо разорванной, конфликтной формы, эта пластика включает смеховой авторский комментарий и интерактивное взаимодействие с публикой. Выставка Леонида Сокова «Угол зрения» представила основные этапы творческой эволюции мастера с 1970 по 2010 годы на примере 130 произведений из многочисленных музейных и частных коллекций. Многие работы художника, в первую очередь, живописные, никогда не выставлялись в Москве.
Виталий Пацюков
Родился в 1939 году в Москве; живет и работает в Москве
Джон Кейдж. Молчаливое присутствие
Междисциплинарный проект
Осуществлен в Фонде культуры «Екатерина», Государственном центре современного искусства, Московской государственной филармонии, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, галерее «Система»; Номинирован Государственным центром современного искусства, членом Экспертного совета Анной Гор, галереей «Е.К. Арт-бюро»
Проект «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие», приуроченный к 100-летию со дня рождения выдающегося американского композитора и мыслителя и 60-летию первого исполнения композиции «4'33''», посвящен творчеству Кейджа и его влиянию на формирование новейшей культуры России. Этот междисциплинарный проект – первая попытка показать разные грани личности композитора, создать пространство, в котором реализуется идея сосуществования контрастных жизненных миров
и равноправия всех форм искусства. Это не только перформативное представление творчества
и философии Джона Кейджа, но и исследование роли композитора в формировании музыкальной
и визуальной культуры России. Выставка «Эксперименты Джона Кейджа и их контекст» посвящена влиянию идей и экспериментов Кейджа на современные художественные процессы. В основной части проекта представлены работы Кейджа и его ближайших соратников – хореографа Мерса Каннингема
и художника Роберта Раушенберга. В центре экспозиции – партитуры и видеозаписи исполнения основных произведений композитора, графические работы Кейджа, а также реконструкция знаменитой акции Джона Кейджа «Лекция о ничто». Выставочным проектам предшествовали музыкальные программы с участием российских и американских исполнителей.
Анастасия Рябова
Родилась в 1985 году в Москве; живет и работает в Москве
Президиум ложных калькуляций
Выставка
Осуществлена в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей (Москва); номинирована Фондом V.- A.- C. (Виктория – Искусство быть Современным)
Независимо от того, понимаем ли мы, как устроена современная экономика, мы обязаны ориентироваться в мире собственных потребностей и ограниченных ресурсов. Давление экономической необходимости столь сильно, что ведет к восприятию свободного рынка как единственно возможной среды взаимодействия человеческих интересов, которая при этом зачастую воспринимается нами как откровенно враждебная. Невероятная, порой граничащая с абсурдом, сложность устройства современного финансового капитализма ведет к росту отчуждения и обострению художественной и политической бдительности. Проект «Президиум ложных калькуляций» –
это попытка зафиксировать реакцию художников на глобальные экономические процессы, в том числе и на территории современного искусства, ставшего экспериментальной площадкой свободного предпринимательства. Место проведения выставки — руинированное пространство музея — фрагмент возможного будущего, где рыночные отношения превратились в экспонаты музея, экспозицию которого создают художники. Участниками выставки стали молодые художники из России, Украины, Чехии, Австрии, Голландии и Франции.
Номинация «Теория, критика, искусствознание»
Екатерина Андреева
Родилась в 1961 году в Ленинграде; живет и работает в Санкт-Петербурге
Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва – Ленинград, 1946-1991
Книга
Издательство «Искусство – XXI век», М., 2012
Номинирована Государственным центром современного искусства
Книга «Угол несоответствия» Екатерины Андреевой – первый опыт синхронного представления истории нонконформизма в изобразительном искусстве двух советских мегаполисов – Москвы
и Ленинграда. Автор сопоставляет московскую модель, стратегически приверженную антропологическим исследованиям и социальной критике, и ленинградскую, нацеленную на эстетическое инакомыслие. Впервые в отечественной историографии выстроенная общая хроника событий дает возможность гораздо более полно понять советскую культурную политику, тактические ходы государства и итоги социополитического противостояния 1960-1980-х годов. Одна из основных тем книги – интерпретация абсурда и алогизма как творческого метода – связывает ее с другими работами автора. Екатерина Андреева доказывает, что именно различия в понимании традиции абсурдизма (традиции ОБЭРИУ) лежат в основе своеобразия московского и ленинградского искусства. Эта тема присутствует в значительных филологических работах, например в статье Владимира Маркова о творчестве Хлебникова, но применительно к изобразительному искусству Екатерина Андреева развивает ее первой.
Александр Боровский
Родился в 1952 году в Ленинграде; живет и работает в Санкт-Петербурге
Северный грифель. Статьи о графическом (1978-2012)
Книга
Проект «Свободные художники Петербурга», CПб., 2012
Номинирована Петербургским благотворительным фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ»
Книга Александра Боровского представляет собой сборник: основные статьи и концептуальное предисловие написаны в 2012 году, многие старые тексты дополнены вставками мемуарного характера. Сборник построен в обратном хронологическом порядке: от недавних статей до самых ранних, в которые автор сознательно не вносил никаких поправок, чтобы сохранить «дух времени»
и специфическую репрезентативность. Понятия «графика» и «графическое» в 1980-2010-е годы претерпели значительные изменения, которые Александр Боровский и пытается проследить. «Северный грифель» посвящен не только проблемам «графического», но и отдельным героям художественного процесса – М.Кантору, М. Карасику, С. Есаяну, В. Тамби и многим другим. С одной стороны, большая часть статей этой книги посвящена современным художникам, с другой стороны,
в издании заметно следование традиции писания о графике, которая существовала в русской художественной критике.
Борис Гройс
Родился в 1947 году в Берлине; живет и работает в Нью-Йорке
Moscow symposium: Conceptualism revisited
Материалы симпозиума
Sternberg Press / e-flux journal, Берлин, 2012
Номинирован Фондом поддержки культуры «Стелла Арт»
В 2011 году, накануне открытия выставки «Пустые зоны. Андрей Монастырский и группа “Коллективные действия”» в павильоне России на 54-й Венецианской биеннале, в Центральном доме литераторов в Москве прошел симпозиум «Возвращение к концептуализму: русская ситуация
в международном контексте», организованный куратором выставки Борисом Гройсом совместно
со Stella Art Foundation. Его основные задачи были сформулированы Гройсом следующим образом:
«На сегодняшний день интерес к концептуальному искусству 1960-1970-х годов характерен в целом для мировой художественной сцены. То же самое можно сказать и о современном российском
арт-сообществе. В связи с возникшим интересом к концептуальному искусству встает вопрос о его становлении и сути. Один из главных вопросов: существует ли одна или множество традиций этого искусства? Другими словами, есть ли концептуализм по природе своей однородное явление или же можно говорить о гетерогенных течениях?» Среди участников симпозиума были отечественные специалисты (Е. Деготь, К. Чухров) и западные исследователи концептуализма (Т. Смит, С. Уилсон).
В 2012 году его материалы были опубликованы на английском языке в берлинском издательстве Sternberg Press в рамках издательской программы e-flux journal.
Виктор Мизиано
Родился в 1957 году в Москве; живет и работает в Москве и Челье Мессапика (Италия)
Тереза Мавика
Родилась в 1960 году в Бонефро (Италия); живет и работает в Москве
Московская кураторская летняя школа
«Делать выставки политически» (2012)
Реализована Фондом V.- A.- C. (Виктория – Искусство быть Современным) в партнерстве с Российским государственным гуманитарным университетом; номинирована Фондом V.- A.- C.
Московская кураторская летняя школа – ежегодный образовательный проект Фонда V.-A.-C., призванный аккумулировать крупнейших международных и российских специалистов в области теории, истории и практики кураторства и современного искусства. Задача школы – проблематизировать фигуру куратора в развивающейся системе современного искусства, а также проанализировать вопросы, связанные с профессиональными границами и компетенциями, авторскими правами, обязательствами и ответственностью куратора. Тема первой Московской кураторской летней школы – «Делать выставки политически» – подчеркивает сугубо творческий характер кураторского высказывания, которое всегда обладает общественным измерением и политическим смыслом. Структура школы включает в работу над учебным проектом вместе с приглашенным куратором и серию лекций и мастер-классов. К работе над учебным проектом в 2012 году была приглашена кураторская группа WHW (Хорватия), разрабатывающая в своих проектах политическую проблематику и методологию. Лекции и мастер-классы провели Дейв Бич (Великобритания), Борис Буден (Хорватия/ Германия), Дмитрий Виленский (Россия), Людмила Воропай (Россия / Германия), Риза Гринберг (Канада), Ольга Копенкина (Беларусь / США), Геральд Рауниг (Австрия), Джон Робертс (Великобритания), коллектив Société Réaliste (Франция), Кристина Фрейер (Бразилия), Грегори Шолетт (США). Студентами школы были разработаны три виртуальных проекта, концепции которых нашли свое выражение в такой форме репрезентации, как выставочные афиши.
Елена Петровская
Родилась в 1962 году в Москве; живет и работает в Москве
Безымянные сообщества
Книга
Издательство «Фаланстер», М., 2012
Номинирована Государственным центром современного искусства
Книга посвящена практически не исследовавшейся в России проблеме сообщества, понимаемого не как институциональное образование, но как условие прочтения самых разных текстов современной культуры. В сферу рассмотрения включаются такие сюжеты, как художественный авангард начала
ХХ века, утопическое в массовой культуре, событие и документ, образ в противоположность изображению, «множество» и размышления о политических изгоях. Современное искусство угадывает такие ситуации в сфере восприятия, которые свидетельствуют о том, что индивидуальному зрителю обязательно предшествует зритель коллективный. Автор подчеркивает, что сегодня отсутствует обособленное созерцание как доминирующая форма культурного опыта; и напротив, плюралистическое в своей основе искусство опирается всецело на шаблон. Это выражается
и в исчерпанности языков разнообразных видов искусств, и в заимствовании выразительных средств,
а точнее – образов, у массовой культуры и масс-медиа.
Номинация «Региональный проект современного искусства»
Илья Долгов
Родился в 1984 году в Воронеже; живет и работает в Воронеже
Гербарий
Персональная выставка
Осуществлена в галерее Х.Л.А.М. (Воронеж) и музее-усадьбе Д. Веневитинова (Воронежская область); номинирована Воронежским центром современного искусства
14 лет назад в Графском заповеднике я собрал гербарий самых обычных растений заливного луга
и соснового бора. Гербарий – особая форма знания, сочетающая непосредственный, почти детский опыт познания мира, и огромный аналитический аппарат, созданный многими поколениями старательных ботаников. Вопрос о таком знании и его возможности сейчас – первая тема выставки. Основа экспозиции – графическая серия. Я перерисовал лист-в-лист гербарий
из заповедника, завел себе воображаемых друзей среди растений, определил их род и вид. Геоботаника восприятия – вторая тема проекта. Видеоработы документируют базовые, клишированные образы растительной природы. Графическая работа «Произрастание» раскладывает лес
на перспективные приемы, структуры и позиции наблюдения. Объект «Слой» и кубы, собранные
из тростника, моделируют освоение растениями пространства. Результатом моих вопросов к растениям стало чувство природы как пустого океана. Гербарий, рисунок – только эти устаревшие способы познания позволили мне вернуть часть отчужденного мира.
Илья Долгов
Дмитрий Булатов
Родился в 1968 году в Калининграде; живет и работает в Калининграде
Александра Костич
Родилась в 1966 году в Мариборе; живет и работает в Мариборе
SOFT CONTROL: Искусство, наука и технологическое бессознательное
Выставка
Осуществлена в Центре мультимедийных искусств MMC KIBLA (Марибор, Словения) и Художественной галерее Koroška Galerija (KGLU, Словень Градец, Словения); номинирована Балтийским филиалом Государственного центра современного искусства
В этом международном проекте исследуется понятие «технологического бессознательного», техника рассматривается как самоценная онтологическая сущность, обладающая собственной материальностью и реальностью. Выставка, в которой приняли участие ведущие художники в области современного технологического искусства, призвана продемонстрировать, как язык и идеи современного постбиологического общества способны видоизменять и реконфигурировать границы нашей реальности и нашу идентичность. Сосредоточивая внимание на произведениях искусства, выполненных с использованием новейших средств XXI века, – робототехники, информационных технологий, биомедицины и нанотехнологий – авторы проекта пытаются выявить истоки современного технологического мифа, который настаивает на непреходящей ценности эффективности, контроля, ничем не сдерживаемого технического развития и экономической экспансии. Выставка не только демонстрирует пути использования новейших технологий в актуальном художественном процессе,
но и подвергает критическому анализу роль техники и медиа в современном обществе.
Светлана Усольцева
Родилась в 1982 году в Каменске-Уральском
Женя Чайка
Родилась в 1986 году в Свердловске
Живут и работают в Екатеринбурге
Программа «Арт-резиденции» в рамках 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства
Художественные резиденции и итоговая выставка
Осуществлена в Уральском регионе, выставка демонстрировалась на Центральном стадионе в Екатеринбурге; номинирована Уральским филиалом Государственного центра современного искусства
Программа «Арт-резиденции» – это художественный эксперимент в Уральском регионе, новый формат взаимодействия промышленных и городских пространств с современным искусством. Программа состояла из семи проектов, реализованных в семи городах региона: Верхотурье, Верхней Салде, Нижнем Тагиле, Невьянске, Екатеринбурге, Первоуральске, Дегтярске. Художниками резиденций стали: Леонид Тишков (Россия), коллектив Ars Virtua (Россия-США), Николас Фрезер (США), Елена Железов (Израиль), Матье Мартен (Франция), Андреа Стиудель (США) и Radya (Россия). Программа выстраивает сложную коммуникацию между художниками, предприятиями, городами и их жителями. Программа арт-резиденций – важный этап развития Уральской индустриальной биеннале.
От полушутливого слогана «каждому художнику по заводу» она трансформировалась в постоянный проект персональных художественных исследований индустриальных пространств и работающих предприятий Уральского региона. Оказался найденным формат, который дает художникам столь редкую возможность создавать проект, исходя из возможностей конкретного производства, его специфики.
Михаил Савченко
Родился в 1984 году в Тольятти
Илья Сульдин
Родился в 1972 году в Куйбышеве
Владимир Логутов
Родился в 1980 году в Куйбышеве
Константин Зацепин
Родился в 1980 году в Куйбышеве
Александр Филимонов
Родился в 1975 году в Куйбышеве
Ольга Филимонова
Родилась в 1982 году в Куйбышеве
Живут и работают в Самаре
Течения: Самарский авангард 1960-2012
Выставка
Осуществлена в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П.В. Алабина; номинирована Уральским филиалом Государственного центра современного искусства
Выставка «Течения» – первая, не имеющая аналогов в России, ретроспектива современного искусства отдельного региона, модель сконструированной локальной художественной истории, прототип несуществующего в Самаре музея современного местного искусства. На выставке были представлены более 80 работ из фондов Самарского художественного музея, Тольяттинского художественного музея, частных коллекций. Экспозиция разделена на два символических потока, соответствующих двум базовым для самарского искусства способам художественной репрезентации: «аналитическому»,
где доминирует формальный прием, и «экспрессионистскому», где преобладает экспрессия художественного жеста. Два эти структурных стержня проходят сквозь три хронологических блока: советский период, искусство 1990-2000-х годов и незавершенное настоящее.
Галина Тебиева
Родилась в 1956 году во Владикавказе; живет и работает во Владикавказе
Евгений Уманский
Родился в 1961 году в Нижнем Тагиле; живет и работает в Калининграде
Елена Цветаева
Родилась в 1965 году в Калининграде; живет и работает в Калининграде
VI Международный художественный симпозиум «Аланика»
Симпозиум
Осуществлен во Владикавказе; номинирован Министерством культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия – Алания
Основная идея симпозиума «Аланика-2012» заключалась в представлении разнообразных актуальных художников, работающих с публичными пространствами. Паблик-арт версия симпозиума встроила
в пространство города художественные проекты, тактично воспитывая и образовывая горожанина, подвигая его не к агрессивному спору, а к активному диалогу. Восемнадцать художников: Маите Кахаравиль (Испания), Наташа Залозная (Бельгия), Даниел Сегерберг (Швеция), Онно Диркер (Нидерланды), Майкл Грубер (Германия), Казбек Тедеев, Темболат Гугкаев (Владикавказ), Сергей Братков, Анна Желудь (Москва), Апанди Магомедов, Тагир Гапуров, Тимур Мусаев-Каган (Махачкала), Данил Акимов, Евгений Уманский (Калининград), Айшат Адуева, Асланбек Усаев (Грозный), Виталий Пушницкий, Петр Швецов, Андрей Люблинский, Дмитрий Пиликин (Санкт-Петербург) реализовали свои авторские проекты в виде скульптурных объектов, звуковых инсталляций, видеофильмов, художественных перформансов в городских парках, Национальной научной библиотеке, кинотеатре «Комсомолец», в магазинах, кафе, на уличных рекламных билбордах и видео экранах. В рамках симпозиума также прошел Форум «АРТ КАВКАЗ NEXT» (куратор Дмитрий Пиликин) для молодых художников, искусствоведов, кураторов из регионов Кавказа.
Номинация «Новая генерация»
Павел Акимов, Евгения Баланцева, Игорь Баранчук, Дмитрий Венков и Антонина Баевер, Софья Гаврилова, Евгения Дёмина, Мария Доронина, Алексей Корси, Михаил Максимов, Александр Полевой, Кирилл Смирнов, Никон Филиппов, Софья Филиппова, Анна Ходорковская, Ольга Широкоступ, Объединение «Вверх!»
Варвары
Выставка
Осуществлена в Центре творческих индустрий «ПRОЕКТ_FАБRИКА», в качестве специального проекта III Московской международной биеннале молодого искусства; номинирована Центром творческих индустрий «ПRОЕКТ_FАБRИКА»
Проект «Варвары» стал результатом коллаборации группы молодых авторов, объединившихся с целью создания нового, телесно-контактного искусства, опирающегося на чувственное начало
и превозносящего материальность объекта и его «реальный» психологический вес. Экспозиция «Варваров», занявшая практически все пространство Фабрики, создала тотальную неразделимую ситуацию, в которой работы существовали не простым перечислением, а непосредственно «входили» одна в другую, смешивались и работали на создание нового «варварского» ландшафта. «Непричесанная орава “варваров”, наплевавшая на нонспектакулярность и левый дискурс, нагородившая театральных алтарей и дачных парников», как охарактеризовала участников экспозиции Анна Толстова в газете «КоммерсантЪ», привлекла внимание многих критиков и кураторов, назвавших получившуюся в результате их «нашествия» выставку лучшим проектом молодежной биеннале.
Группировка ЗИП, активисты КИСИ
Степан Субботин
Родился в 1987 году в Краснодаре
Василий Субботин
Родился в 1991 году в Краснодаре
Евгений Римкевич
Родился в 1987 году в Краснодаре
Живут и работают в Краснодаре, члены группировки ЗИП
Виктор Линский
Родился в 1987 в Краснодаре
Юлия Капустян
Родилась в 1991 году в Краснодаре
Александр Лиханов
Родился в 1987 году в Челябинске
Живут и работают в Краснодаре, активисты КИСИ
Этот Цех борется за звание образцового
Выставка
Осуществлена на выставочной экспериментальной площадке КИСИ (Краснодарский институт современного искусства) и в XL галерее (Москва); номинирована членом Экспертного совета Валентином Дьяконовым
Выставка представляет собой своего рода отчет о полугодовой деятельности «Цеха» – объединения художников и нехудожников, отрабатывавшего механизмы самоорганизации в ситуации российской провинции и предпринявшего попытку влияния на эту ситуацию художественными средствами. Проект был реализован в виде инсталляции, визуально-пластический образ отсылал к опыту русского авангарда и, в частности, конструктивизма. От авангарда «Цех» наследует, прежде всего, веру
в возможность изменения мира средствами искусства. Ведь само объединение становится и субъектом, и продуктом изменений как повседневной жизни провинции (нарисованный художниками пешеходный переход на трассе под Анапой был воспроизведен дорожной службой), так и социальных преобразований в Краснодаре и крае (появление площадки для дискуссий, формирование интеллектуально-художественной среды нового поколения, повышение внимания городской общественности к современному искусству и социально-политическим проблемам).
Дмитрий Морозов (::vtol::)
Родился в 1986 году в Москве; живет и работает в Москве
Тишина лжёт (Silence Lies)
Sound-art проект
Осуществлен в деревне Никола-Ленивец в рамках презентации проекта «Вселенский разум»; номинирован некоммерческой организацией «Архполис»
Радио как проводник в эфир – симулятивный подслой звука, очевидно существующий, но явный лишь для желающего с ним встретиться. Слои могут быть многомерными, пересекающимися, ускользающими, неочевидными и теряющимися, но в любом случаи дополняющими и побуждающими. Взаимодействие может быть осуществлено как при полном исключении звука натурального
(в наушниках), так и путём включения звука слоёного в реальность. Допускается наличие артефактов радио эфира, помех, вклинивание переговоров пролетающих самолётов и просто невнятного бормотания. Sound-art проект «Тишина лжёт» представляет собой множество локальных радио-передатчиков работающих в FM-диапазоне и расположенных в разных точках на местности,
но вещающих на одной частоте, что позволяет, передвигаясь в пространстве, находить новые звуковые слои без перестройки приёмника на другую частоту. Специально для проекта были изготовлены компактные радио-передатчики, а звуковые треки созданы непосредственно
на местности. Пространство леса превратилось в динамическую многоканальную звуковую инсталляцию, образованную потоками людей с радио в руках.
RADYA
Родился в 1988 году в Свердловске; живет и работает в Екатеринбурге
Превыше всего
Стрит-арт проект
Осуществлен в Екатеринбурге в рамках основного проекта 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства; номинирован Уральским филиалом Государственного центра современного искусства
Стрит-арт интервенции Radya обращаются к осмыслению общечеловеческих проблем и тенденций развития современного общества. Основная стратегия работы художника – нелегальное преобразование городской среды. «Превыше всего» – серия посланий, написанных на крышах домов в разных частях города. Фразы предельно просты и универсальны: «Возвращайся», «Благодарю»,
«С любовью», «Помню», «Превыше всего» и другие. Гигантские надписи, несмотря на свое расположение, видны прохожим с улицы, из окон соседних домов и проезжающих поездов.
«Как важны эти слова, я понял, когда очень устал и, лежа на крыше, увидел созвездие, которого раньше не видел. Я стал думать про сны, и тут до меня дошло, что в этом доме сейчас все люди спят
в своих постелях, и вместе с ними теперь спит и живет это слово на крыше дома. Как большое одеяло», – говорит Radya. Его работы – терапевтическое проживание города, личного пространства
в общей среде. «Улучшения на районе» призваны не просто наполнить улицы, тротуары, дома и парки объектами искусства, но обратить внимание прохожего на город, на то место, где он обитает, осознать, почему оно именно такое, и что каждый из нас может в нем изменить. Художник работает
с текстом, создает образы поэтические, лаконичные и емкие, меняя традиционные настройки городского масштабирования.
Иван Плющ
Родился в 1981 году в Ленинграде; живет и работает в Санкт-Петербурге
Процесс прохождения
Инсталляция
Осуществлена в ЦК «Орджоникидзевский», Екатеринбург, в рамках специального проекта
«От производства к произведению» 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства; номинирована Уральским филиалом Государственного центра современного искусства
Гигантская пространственная инсталляция «Процесс прохождения», созданная в Екатеринбурге специально для 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, превратила пространство не функционировавшего много лет Концертного зала конструктивистского ДК Орджоникидзе, построенного в свое время по требованию рабочих клуба имени Сталина,
в торжественный храм ушедшей советской эпохи. Здание концертного зала постепенно разрушается,
и сама эпоха распалась, оставив только формы, материалы, звуки. Иван Плющ предлагает принципиально новый способ работы с советским культурным наследием. Художник возвращает полуразрушенному зданию концертного зала пролетарского ДК его былое визуальное величие,
но делает это таким образом, что разрушение не маскируется, а выводится на передний план. «Снятая» идеология в работе Плюща как нельзя лучше передает ощущение современного исторического момента, когда само деление на советское и постсоветское неожиданно потеряло свою актуальность.
Андрей Щербенок
Номинация «За творческий вклад в развитие современного искусства»
Эрик Булатов
Творчество Эрика Владимировича Булатова занимает одну из важнейших и принципиальных позиций в современной отечественной культуре. Оно опирается на стратегии радикальной картины, содержащей практически все формы актуального художественного мышления. Картина художника, сохраняя в своих измерениях эволюцию визуальной культуры, становится инструментом и особым оптическим прибором в обнаружении места человека в реалиях истории и культуры. Использование текста, как образа в пространстве картины, позволяет Эрику Булатову вводить в структуру произведения личное отношение к реальности, комментировать свои художественные свидетельства, превращая текстовые конструкции в особые световые визуальные высказывания.
В 1988 году ЮНЕСКО объявляет Эрика Булатова лучшим художником года, он получает право на персональную выставку в Центре Помпиду, и с этого момента его имя присутствует на многих крупнейших форумах европейской арт-территории. Творческий путь художника совпадает с историей искусства конца ХХ столетия и начала нового тысячелетия, соединяет его личную судьбу с вектором мирового процесса, определяющего социально-художественные смыслы нашей эпохи.
Отстаивая собственную пластическую позицию, Эрик Булатов органически фокусирует в своем искусстве непрерывность творческой мысли, живущей в универсальности мировой культуры. Его образы и живописные технологии несут в себе традицию русской художественной школы, не только естественно реагируя на драматургию европейского художественного сознания, указывая на общечеловеческие ориентиры, но и постоянно отвоевывая у цивилизации феноменальность бескорыстия искусства.
Виталий Пацюков
Номинация «За поддержку современного искусства России»
Фонд Михаила Прохорова
Создание благоприятных условий для развития современного искусства всегда было приоритетным направлением деятельности Фонда Михаила Прохорова. В течение четырех лет – с 2005 по 2009 годы – Фонд выступал учредителем и организатором междисциплинарного фестиваля современного искусства «Таймырский кактус» в Норильске, ставя перед собой задачу решить проблему информационной и культурной изоляции заполярного региона. С 2007 года Фонд является генеральным партнером Красноярской музейной биеннале, уникального конкурса музейных проектов. Дважды Фонд был генеральным партнером Московской международной биеннале молодого искусства, одного из самых крупных и амбициозных проектов московской арт-сцены.
Продвижение российской культуры на международной сцене, знакомство интернационального арт-сообщества и западных зрителей с самыми интересными представителями отечественного искусства видится Фонду логичным продолжением его деятельности в регионах. Фонд поддержал российский проект «Победа над будущим» на 53-й Венецианской биеннале современного искусства и выставку «Дмитрий Пригов» на 54-й биеннале в Венеции. В 2010 году в рамках Года России – Франции Фонд организовал мультимедийный фестиваль современного российского искусства под названием «Неизвестная Сибирь» в Лионе. В конце 2012 года Фонд Михаила Прохорова и Бруклинская Академия Музыки (Нью-Йорк) объявили о трехлетней программе культурных обменов – «ТрансКультурный Экспресс: Искусство России и США сегодня».
***
Аккредитация и дополнительная информация:
Анна Свергун, Наталия Воробьёва, Антон Мириманов
+7 905 544 1883
artpr@svergun.ru, a.svergun@gmail.com, vorobiova71@gmail.com, anmirim@ya.ru
Достарыңызбен бөлісу: |