Конспект за 4 класс мдс грузинская п ц (6-е место) Распр христианства в Грузии



бет1/4
Дата24.07.2016
өлшемі0.56 Mb.
#220472
түріКонспект
  1   2   3   4
История Поместных Православных Церквей

Конспект за 4 класс МДС

Грузинская П Ц (6-е место)




Распр. христианства в Грузии

Св. ап. Андрей Первозванный проповедовал Евангелие в Иверии, Колхиде, на Северном Кавказе, Тавриде (Крыму) и Скифии. Св. ап. Симон Кананит также проповедовал и даже погребен здесь – в Анакопии (ныне Новый Афон, Абхазия, близ Сухуми). Ап. Варфоломей обошел с проповедью юго-восточную Грузию и пострадал от язычников в …; по некоторым сведениям, ап. еванг. Матфей также был в Колхиде перед путешествием в Эфиопию. Ап. Матфий (избранный по жребию на место Иуды Искариота) проповедовал в Абхазии, обратил в христианство сванов и их царицу Диодору, затем вернулся в Иерусалим и был побит камнями от иудеев.

Через Грузию проходили торговые пути из Ирана в Византию, из Индии в Скифию.

Картлия или Карталиния – от имени Картлос. Так звали родоначальника грузинского народа, погребенного, по преданию, на вершине Зедазени (груз. «ввысь и ввысь») – высокой горы к северу от Мцхета.

Первая по времени святая Груз.Пр.Ц. – св. дева Сидония (финик. «рыба»), мцхетская иудеянка, сестра раввина Элоиза. Она погребена с Хитоном Господним, который она прижимает к груди, под престолом Мцхетского собора Светицховели (Всемилостивого Спаса) внутри часовни, похожей на Кувуклию.

В Вост. Грузии преобладал маздеизм (или зороастризм, т.е. огнепоклонничество), в Западной – эллинистическое язычество, особенно культ Гекаты – богини магии и смерти, изображаемой в виде Луны или женщины, обвитой змеями. Иран был не грубой языческой страной: сюда перебирались деятели искусства, философы и поэты, оставшиеся язычниками и не желавшие жить в римском государстве, ставшем христианским. Маги-огнепоклонники были наследниками эллинизма и индуистской языческой философии. Платоник Филон включил персидских магов в число древних мудрецов, наряду с брахманами. Иран, не сумев искоренить христианство в Грузии огнем и мечом, стал готовить в своих школах проповедников маздеизма и засылать их в Грузию. Практиковался и скрытый маздеизм, когда маги проникали под видом верных в Церковь, чтобы расшатывать ее изнутри (архиепископ Мобидан, к примеру, был тайным огнепоклонником) и покровительствовать внутри Церкви манихеям и прочим еретикам. Купцы, ремесленники и все, принявшие зороастризм, получали от персов щедрые льготы. И вот в такое время в Грузию по откровению, полученному от Богоматери, пришел сирийский подвижник из Антиохии преп. Иоанн (позднее – Зедазенийский или Зедазнели) с 12-ю учениками. Это событие произошло между 552-557г.г.

В Тбилиси, в Сионском кафедр. соборе, хранится крест из виноградной лозы, обвитый волосами св. Нины. Она скончалась в Кахетии ок. 342г.

Царь Мириан (+ 342) и его супруга Нана погребены в Самтаврском соборе.

Родители царя Вахтанга I Горгасали (по другим источникам – Гург-Аслана) – царь Арчил I (413-434) и правившая после его смерти его жена царица Сандухт. Правление Вахтанга I – 446-…Он организовал переводческую деятельность. Буквы грузинского алфавита изобретены армянским ученым Месропом при АрчилеI. Царица Сандухт около 440 г. начала перевод Священного Писания на грузинский язык. Вахтанг I продолжил дело своей матери.

Войска халифа Омара сломили Персию.

В Грузию пришли впервые в 642г. 736-740г. – нашествие Мурвана-Кру (прозван глухим за свою жестокость). Св. муч. князья Давид и Константин Арагветские. В Тифлисе около 300 лет правит эмир.

Уже в VIII веке Халифат простирался на огромнейшей территории: от Атлантики на западе до Индийского Океана и Великой Китайской Стены на востоке, от Сахары на юге до Скифии и Хазарии на Севере. Столица Великих Халифов – сказочный Багдад – превзошел красотой и роскошью дворцы Древней Индии. Отторгнув от Византии Сирию и Египет, арабы воспользовались огромным арсеналом эллинизма, и к Х-му веку стояли по своей культуре выше европейцев. Для араба того времени слово «франк» было синонимом слова «варвар».

В Х-ом веке грузины исчисляли время не по годам, а по нашествиям арабов.

Если арабы, сохранившие свои обычаи бедуинов-кочевников, были благородными разбойниками, то турки-сельджуки были жестокими грабителями.

Под предводительством Альп-Арслана (Храбрый Лев) они в 1064г. наводнили Грузию.

О войне мусульман с неверными в Коране говорится, к примеру, в следующих местах: Сура (глава) 2, аят (стих) 186-189, 212-215, 245; Сура 4, аят 76, 78, 86, 91-93; Сура 8, аят 40, 47, 62, 66, 68; Сура 9, аят 3-16, 20-21, 29, 30-35, 74; Сура 22, аят 77; Сура 47, аят 4-5, 9-12, 22-24, 33, 37; Сура 48, аят 29; Сура 66, аят 9 (по изданию: Коран. Перевод и приложения Саблукова Г. Казань, типография Императорского Университета, 1877. – 533+VIII с.).1

Подьем при ц. Давид IV Строителе (к.XI,н.XII в.): стали восст. и строиться храмы и обители, созв.I собор ГЦ.

Св. благоверная ц.Тамара Великая, его правнучка (1165 род.; 1178г. – соправительница отца; с 1184 – царица. + 1213г.) завершила объед. Грузии. Её отец – Георгий III (1156-1184). «Тамара» – от евр. «Фамарь» (пальма, т.е. красивая и стройная как пальма). первый брак был неудачным: по настоянию Церковно-народного Собора она вышла замуж за русского князя Георгия (по предположению некоторых историков – сына благ.кн.Андрея Боголюбского), хотя любила с детства осетинского князя Давида Сослани, с которым вместе росли и учились. Князь Георгий, необычайно храбрый, пришел в Грузию с дружиной преданных ему половцев и сначала очаровал всех своими манерами, красотой и отвагой. После свадьбы он провел несколько победных походов, а потом впал в пьянство, и открылось, что он содомит (по грузинским летописям). Тамара как могла его увещевала, но все было напрасно, у них даже не было детей. Пришлось его проводить (хотя и с богатыми дарами) – в 1189г. Он ушел в Константинополь. В 1191 бывший муж вернулся в Грузию с войском. На границе он объявил себя подлинным царем и вторгся в пределы Грузии. Нашлось несколько сановников, которые его поддержали (в надежде на его победу, в случае которой они будут щедро награждены и возвышены). Однако Георгий был разбит, бежал, и более о нем ничего не известно… Тех же, кто его поддержал, царица Тамара… простила. Они были лишь сняты с должностей, но не казнены, как того заслуживали, являясь государственными изменниками.

Миссионерская деятельность св.Тамары: сваны, хевсуры, осетины, аланы, др. «Я – отец сирых и судья вдов», - говорила св. Тамара. В свободное время занималась вышиванием, а деньги за эти работы раздавала нищим (на социальные нужды она отчисляла 10 % государственного бюджета!). Ей принадлежит строительство множества храмов, часовен, крепостей и башен, мостов и водопроводов. Её дворец Вардзиа (в пер. «Сад роз»), там же был и Вардзийский монастырь – это 360 покоев, высеченных в массиве горы (целый подземный город)…

В 1204 грузинские войска взяли штурмом Карс – город-крепость турок, считавшийся неприступным. В 1205 – сражение с султаном Рукн-эд-дином в долине Басиани. Захария и его брат Иванэ Мхаргрдзелли (арм. «Долгорукие») – армяне, прославленные полководцы царицы Тамары, о которых знали и уважали даже в Византии.

В 1204 св.Тамара основала Трапезундское царство, с Алексеем Комнином во главе. Достигла этим сразу нескольких целей: противовес латинянам, прибежище бегущим от латинян грекам (избегает и негостеприимства, и проблем с беженцами и местным населением), буферная зона между Грузией и Западом...

Грузинские паломники и монастыри в Святой Земле не платили никаких налогов мусульманам с XIII до середины XVII-го века.

В XIV в. вследствие разд-я Гр. на два ц-ва - вост. и зап-е - возникло два католикосата: 1-й - каф. в Мцхете, католикос Карталинский, Катетинский и Тифлисский; 2-й - сначала в Бичвинте (Абхазия), з-м - в Кутаиси, к-с Абхазский и Имеретинский (последний Абх. к-с Максим ск. в 1795 г. в Киеве).



Дух.просвещение, хр. жизнь, монашество

в XVIII в. - ц.жизнь в сильном расстройстве в т.числе и д.просвещение: существовали лишь нач. школы при ц-х и м-х, низш.дух-во было чрезв. малогр-м. Царили суеверия.

Многие монастыри лежали в развалинах или были лишены имущества. Созд. кр. центры иверского монаш-ва на Афоне, Синае, в Иерусалиме.

Грузины чтили дух-во и мон-во, щедро жертвовали на хр. и м-ри. Проявляли гостеприимство и помогали бедным. С др. ст. были широко распр. суеверия и предрассудки, не умели прав. вести себя в ц-ви, обр-сь к знахарям и волш-м.


Католич. пропаганда

По просьбе ц-цы Русудан (дочь ц.Тамары, XIIIв.) о воен. помощи против монголов папа Григорий IX прислал… доминиканских монахов, начиная с которых и до наст. времени настойч. проводилась кат. пропаганда в Грузии. В 1920 г. Католикосу Леониду было предл-но признать гл-во папы. Несм. на отказ, Ватикан в 1921г. назн. в кач. своего представителя для Кавказа и Крыма еп.Сметса. С ним прибыло в Тбилиси большое число иезуитов.


Георгий IV (1213-1223). В 1221г. здесь впервые появились татары. Русудан – дочь Тамары (правила 1223-1247). 1226 – нашествие Джелал-эд-Дина, Хоросанского султана по прозвищу «Макберни» (слава веры). Разорил Тифлис. 1289г. – страшное по жестокости и опустошительное нашествие. Погиб царь Димитрий II Самопожертвователь (1270-1289). 1387г. – нашествие Тамерлана. Царь Баграт V шесть месяцев оборонял страну, но потом был вынужден принять ислам (внешне), чтобы спасти отечество от анархии. Тем не менее в дальнейшем за 35 лет Тамерлан еще семь раз вторгался в Грузию, и лишь горы спасли православных от полного уничтожения. Кало-убани.

Шах Аббас I. Св.вмц. Кетевань. Мусульманский историк Искандер-Мунджи: убито 70.000, угнано в плен и выселено в Хоросан около 100.000, а на их место переселено 80.000 анатолийских татар.

Персы были обращены в ислам к XV в.

В 16-17 в.в. многие кахетинские и карталинские цари вынуждены были принять ислам.

Янычары – «новые воины».

Надир-шах персидский (убит 1747г.) весьма уважал грузин за стойкость и мужество, особо проявленные ими во время его Индийского похода.

С XV в. грузины нач. обр. за помощью к России. 1795 г. - послед. наш-е персов. Ираклий II (1718 род.; правил с 1744. + 1798г.). На его счету – 150 сражений. О нем высоко отзывались Екатерина II и Фридрих Великий. Дворцовые интриги, раздоры между удельными правителями. В конце XVIII-го века особенно усилилась католическая пропаганда в стране. Знать и интеллигенция были за сохранение государства путем унии с Римом. Грузия в итоге была принята Россией под покровительство по Георгиевскому трактату 24 июня 1783г. Ага-Магомет-хан Каджарский в ответ вступает с 70.000 в Грузию. В молодости он был оскоплен и сделан евнухом Надир-хана, что вызвало в нем крайнюю жестокость. Ираклий пошел навстречу ему с 7.000. Битва на Крцанисском поле: грузины отняли у персов несколько знамен, шах уже отдал приказ об отступлении. Явились два предателя, бежавшие из Тифлисской тюрьмы. Часть войск шаха тайными тропами зашла в тыл Ираклию и отрезала ему путь к столице. Он вырвался из окружения, но Тифлис остался беззащитным, т.к. царь отошел к берегам Арагвы. 12 сентября 1795г. персы ворвались в город. Это было 29-е по счету разорение Тифлиса. 13 сентября, в день памяти св.вмц. Кетевань, шах въехал в Тифлис, который уже был разрушен почти до основания. 14 сентября, в день Воздвижения Креста Господня, были сначала казнены всё духовенство и монашество столицы: им связали руки и сбросили с обрыва в Куру. На рынках торговали молодыми женщинами и девушками. Видя, что неохотно покупают матерей с грудными детьми, персы убивали младенцев на глазах матерей. Через восемь дней шах ушел в Персию. Отступавшие заставляли матерей (с собой персы увели в рабство 16.000 пленниц) бросить детей моложе 3-х лет, которыми была усеяна дорога отступавшего персидского войска... Шах был убит своим телохранителем в июне 1797г.

Присоед. Грузии к России

Разрушен Тифлис. Численность населения катастрофич. уменьшилась. По воле ц. Георгия XII (1798-1800), последнего царя Вост. Грузии, и его вельмож, и царя Западной Грузии Соломона II Грузия обр. к Росии с просьбой о присоед-и. Присоед-е сост. офиц-но манифестом Ал-ра I от 12 сент.1801 г. Вскоре после этого ГЦ утратила автокефалию, антиканоничным путем - решением светской (российской) власти. Посл. к-с Антоний V (избран в 1810 г.) удержал за собой звание К-са, будучи чл.Синода. В 1811 г. уволен на покой и звание К-са было упразд-но. Согл. импер. распоряжению вместо него Синод отныне назначал экзарха Иверии, митр. Мцх. и Карт. В нач.XX в. грузины начали ставить вопрос о восст. автокеф. Этот вопрос рассм. в 1906-7 г. на Предсоб. Присутствии, кот. отнесло его к компетенции Пом.Соб.РПЦ.

В 1904-1907г.г. значительная часть грузинского духовенства открыто примкнула к революционерам и местным социал-демократам. Экзарх Грузии архиеп. Павел писал архиеп. Тверскому Савве, что он, Экзарх, «отказывается ехать вновь в дикий, зверский край, и, искренно желая владыке Савве добра и любя его, отнюдь не желал бы, чтобы последнему пришлось пить горькую чашу – служить в грузии. Положение дел там ужасное!»... В 1906 г. Экзархом Грузии был назначен архиеп. Никон (Софийский). Еще до его отъезда на Кавказ он сам и Священный Синод получили от грузинского духовенства предупреждения, чтобы он туда не приезжал.

Встречавший Экзарха Грузии в Сионском кафедральном соборе в официальной обстановке викарий Грузинской епархии епископ Горийский Петр в первой приветственной речи высказал Экзарху, чтобы он жил с грузинами в мире, т.к. «кроме браунингов и кинжалов есть в Тифлисе река Кура, куда бросали даже митрополитов»... Грузинское духовенство отказалось встречать своего архипастыря, с первого же дня объявило ему бойкот, стараясь не допускать к нему и паству. Он был убит 28 мая 1905 года на лестнице Синодальной Конторы. Стреляли из пистолетов двое местных кавказцев. Телефонные провода оказались перерезаны, врачи прибыли с большим опозданием, но они ничем не смогли бы помочь: в тело попала шесть пуль, из них три навылет, две застряли – все ранения смертельные; одна раздробила левую стопу. Через полчаса Владыка скончался (Софийский Л.И. С.111-135).


Разрыв кан. общения с ГПЦ и его восст-е

После Фев.рев-и 1917 г., 12 марта национализированно настроенные епп., дух-во, и народ. представители в каф. соборе 12-ти Апп., без благ-я Синода приняли реш-е о восст. авток-и, до выборов К-са назначив местбл-м еп. Горийского Леонида. А в сент. 1917 г. избран К-сом еп.Кирион. Произошел разрыв мол.-кан. общения с РЦ, продолжавшийся 25 лет, до избрания Патриарха Сергия: поздравляя П.Сергия со вст. на П.престол, Святейший Каллистрат выразил пожелание о восст-и общения. Восс-е сост. 31 окт. 1943 г. : в Сион. С. Тифлиса было совершено совм. служение К-са и архиеп.Ставроп.Антония. Заслушав доклад арх.Антония о переговорах, Патриарх и Св.Синод постановили о восст-и молитвенно-евх. общения.

Памятники старины: Мцх.собор V в., усып-ца царей и К-сов; Сион. собор в Тбилиси V в., в котором находится крест св. Нины из виногр. лозы.



Соврем. положение ГПЦ

Восст-ся 15 епархий из 36 историч. слож-ся; 6 жен.м-рей; около сотни приходов; в Мцхете - 3-х г. семинария.

Глава - Свят-й и Бл-й Илия II К-с-Патриарх всея Грузии, Ахиеп. Мцх. и Тб.

Правительство масона Шеварднадзе (клуб «Магистериум») оккупировало часть территории Абхазии в 1992г., что повлекло за собой долгую и кровавую войну. Простое население поставлено на грань голодной смерти: людям не на что купить хлеб, многие забыли вкус сливочного масла. С Черноморского побережья выезжает славянское население, и на смену православным приходят враждебно настроенные мусульмане-ваххабиты. Адыгея, Черкесия, Абхазия и Кабарда заселяются потенциальными врагами славян. Шеварднадзе сделал всё, чтобы не состоялся военный союз Грузии и России, чтобы из Грузии ушло более 1,5 млн. беженцев (русских и грузин). В материальном отношении беженцы живут лучше (!) тех, кто остался в Грузии, даже присылают в Грузию помощь. По отношению к Церкви царит произвол: навязана встреча с Папой Римским, вывозятся церковные ценности и т.д. (См.: Русский Дом. 1999. № 10. С.20-21).





Сербская П Ц 7-е место

Крещ-е сербов в VII и IX вв.

Ап.Андрей, юг – ап.Павел во 2 и 3-ем мисс. п-ях прошел по юж. и вост. части Балк.п-ва, а в Далмацию послал ап. Тита. В IV в. нек. области совр.Сербии вх-ли в состав Сирмийской митр-и как части Рим.империи.

В VII в. на терр-и Далмации посел-сь сербы и хорваты. Имп. Ираклий обр-ся к рим.папе с просьбой прислать туда свящ-в.

В XII в. сербы и хорваты сами обратились к имп.Василию Македонянину с просьбой прислать греческих св-в, кот. привезли переводы Свящ.Писания и богослуж. текстов свв. Кирилла и Мефодия. Тогда и произошло массовое крещ-е сербов.

Сербы почти всегда сохр. вост.православие. Хорваты же, по близости к Риму, вскоре вынуждены были подч-ся РимЦ. После покорения к концу XI в. Венгрией Хорватия стала навсегда страной католической.

Серб.Ц с центром в г.Расе до пол. XI в. нах в иерарх. зав-ти то от Констант-го Патриарха, то от болг. Охридского архиеп-па. В тоже время в Сербии сохр. свое влияние и РимЦ, т.к. часть сербов была обращена лат.миссионерами. В пол.XI в. папам удалось на некоторое время и совсем подчинить себе СЦ. С целью укрепления своего пол-я нек. серб. князья склонялись на сторону Рим.Ц: вел. кн. Михаила (1054-1084) папа Гр.VII за покорность наз-л "возлюбленным сыном"; таким был и его сын Константин Бодин (1084-1100). Но уже в XII в. влияние Рима ослабело: православный вел.жупан Стефан Неманя (1159-1195), уничтожив уделы, сделался единодерж. правителем. Он дал перевес ПЦ, строил много храмов, боролся с богомильской ересью. Его сред. сын Стефан Первовенчанный (1195-1228) стал преемником, но ст.брат Волкан при помощи венгер. короля сверг его и формально подч. СЦ папе. В 1207 г. Стефан возвратил престол (братья помирились) и упразднил папскую власть окончательно.

Учреждение самостоятельной Сербской Архиепископии

Св. Савва {царевич Растко [Растислав], младший сын Стефана Немани (впоследствии преп. Симеона Мироточивого, и его супруги преп. Анастасии, до пострига Анны – мощи их почивают в монастыре Студеница)}, долго времени подвизавшийся на Афоне (пострижен в Русском Пантелеимоновом мон-ре). Его отец принял постриг под влиянием сына в основанном им (Стефаном Неманей) Студеницком мон-ре, и вскоре пришел к сыну на Афон, в Ватопед. Основали Хиландарский м-рь на Афоне (он был в запустении, они с отцом его обустроили и он стал сербским), в котором вскоре уже было до 200 братий и который включал в себя 14 монастырей и метохий. Преп. Симеон Мироточивый причислен к лику святых вскоре после кончины (+1200), сын написал ему стихиры и канон. В 1207г. мощи принесены Саввой (был уже архимандритом) в Сербию, в мон-рь Студеницу, и Савва стал в нем игуменом. Основал с братом Стефаном Жичский Вознесенский мон-рь и ввел в нем афонский устав.

В 1219 г., исходатайствовал у К-го (тогда он был с императором Феодором Ласкарисом в Никее – после 1204г.) патриарха Мануила право иметь СЦ автокефального Архиеп-па. По воле Патриарха св.Савва и стал первым Ахиеп-м (в праздник Успения). Вернулся в Сербию через Афон (взял монахов для новой Церкви) и Солунь (составил и написал на слав. языке Кормчую книгу – позже ею руководствовались и в Болгарии, и на Руси). Кафедру устроил в Жичском мон-ре. Открыл помимо двух бывших епархий еще восемь, а всего устроил 12, и еп-ми поставил своих учеников, прибывших с ним с Афона. Поместные Соборы. Управлял с1219 по 1233 годы.

В 1221г. в Жиче торжественно короновал своего брата Стефана короной, присланной (ради признания Стефана королем со стороны соседей) папой Римским (это был лишь обычай, не повлекший в данном случае подчинения папе). Потому Стефан называется Первовенчанным. Скончался он на руках святителя Саввы в 1229г., который постриг его в монашество с именем Симеон. Сменил его на троне старший сын Радослдав, также венчанный на царство свт.Саввой. После этого свт.Савва совершает в 1229-1230гг. паломничество: в Иерусалим, Никею (к имп.Иоанну Ватаце) и на Афон, в любимые Ватопед и Хиландар, затем в Солунь и обратно на родину. Здесь по его указанию открывают нетленные благоуханные мощи его брата Стефана, в иночестве Симеона. Причислен к лику святых, мощи его – в Студенице, рядом с мощами родителей.

В 1232г. Радослава, которым многие были недовольны за его греховную жизнь, сверг Владислав, его младший брат. Радослав бежал; в итоге был пострижен свт.Саввой в иночество с именем Иоанн и вскоре скончался. После этого свт.Савва венчал Владислава на царство. Владислав основал один из величественнейших монастырей сербских – Милешевский.

В 1233г. свт.Савва сложил с себя полномочия главы Сербской Церкви, передав их избранному им самим преемнику – архиеп.Арсению I, а сам удаляется в паломничество на Восток: Палестина, Египет (Александрия, Ливийская пустыня, Фиваида), Персия. Затем он посетил Синай, где провел Великий пост и вернулся в Иерусалим. Далее – Антиохия и латинский Константинополь, откуда он отправился в столицу Болгарии Тырнов, к Иоанну Асеню, на дочери которого был женат Владислав Сербский. В Тырнове после Богоявления он и скончался около 1236г. и был погребен в кафедральном храме в честь Сорока мучеников. Король Владислав неоднократно просил вернуть в Сербию его мощи, сам дважды приезжал за ними, но болгары не соглашались, и лишь ночное видение царю Иоанну Асеню заставило его исполнить волю сербов. Однако то место в храме, где прежде стоял гроб свт.Саввы, стало, к радости болгар, чудотворным. Мощи свт.Саввы положены были в Милешевском соборе. 27 апреля 1594г. турки сожгли их. Наиболее известное его житие написано в 1330г. хиландарским монахом Феодосием. Канонизация свт.Саввы состоялась в 1775г., в народе же он почитался святым еще при жизни.

Возвышение на степень Патриархии

Король Стефан Душан (1336-1355) (прозван Сильным) род. ок. 1308г. Его отец – св. Стефан Дечанский. Сын, по наущению бояр, поднял восстание против отца в 1336г. (хотя и так уже был королем), и отец погиб. 13 походов против Византии. Завоевал у нее Эпир (Албанию), Македонию, Фессалию (кроме самих Фессалоник). Титулом себе взял «Царь Сербом, Греком и Болгаром», а Арх-па сделал Патриархом в 1346 г. Собором серб. епп., кот. и венчал его на ц-во. К-й патриарх отлучил и серб.предстоятеля и Душана и всю СЦ. Лишь в 1374 г. посредничеством аф. сербского монаха Исаии раскол был уврачеван.





Завоевание Турцией

После Стефана Сербия склоняется к падению. В 1375г. – данница турок. В 1459 г. завоевана и обращена в турецкую провинцию. Последний владетель Сербии Лазарь завещал гос-во в ленное владение папе, надеясь спасти гос-во от турок, но бояре и народ сами пригл. турок, чтобы не сделаться латинянами.



Переселения бегущих от тур. ига сербов в Австрию и нац-но-объединяющее влияние Печских Патриархов вызвало подозрительность к Патриархам из сербов, на Печскую каф. стали ставить греков. В 1766 г. Печ.Патриархия совсем упразднена (Мустафа III) и все епатриархии подч-ны Константинополю (патриарх Самуил I). Все епп.-сербы зам-ны греками.

Признание независ. княжеством

В 1804 г. сербы восстали под предв. Кара-Георгия, а затем Милоша Обреновича. При подд-ке России сербы добились нез-ти. После Андриан. мира между Россией и Турцией, по настоянию русского прав-ва в 1830 г. Сербии предост. полная государственная автономия.



Восст. автокеф-и

1832 г.- договор с К-м Патриархом: сербы сами избирают Архиеп-па, Патр-х только утверждает, а серб. пр-во ежегодно делает денеж. взнос в патр. казну, и , при каждом новом избрании патриарха делает денеж. подарок патриарху.

1878 г.- Сербия признана незав. королевством, а в 1879 г. К-й Патриарх Иоаким III признал автокефалию СЦ.

Черногор. митр-я

В эпоху рим.вл-ва терр-я Черногории входила в состав рим. провинции Далмации. В VI-VII вв. страна была занята сербами и составляла сербскую пров-ю под именем Зеты. Она управлялась собственными князьями. Христианство распространялось в Зете в IX - X в. Ц-вь в ней зависела то от Рима, то от Константинополя. После 1054г. господствующим было Прав-е. При серб. короле Стефане Немане (1159-1195) Зета поставлена в зав-ть от Серб.кор-ва. При Ст. Душане (1336-1355), когда серб.арх-п был возведен в сан Патриарха (1346), Зетская еп-пия стала митр-ей.

После разгрома Сербии на Косовом поле (1389) Зета еще долго отст-ла самостоят-ть. В конце XV в. (1483) сербы вынужденыны выселиться в малодоступные гористые р-ны с центром на Черной горе. Первым вождем стал народный герой Иван Черноевич. Положение было настолько тяжело, что его сын Гергий удалился из Ч., передав управление страной митрополиту, и только в 1851 г. произоишло отделение власти гражданской от церковной. Черногор. владыки: ДАНИИЛ – в 1712 г. во главе небольшого отряда (12 тыс) разбил турец. армию (190 тыс); ПЕТР I , святитель, управлял страной 49 лет (с 1781г.). Замечателен как законодатель: издал "Уложение" для страны и прав-но орг. судеб. власть. Много забот. о внутр. церк. устройстве. Имел огромный авторитет среди народа. Митр-т ПЕТР II, его племянник. Возв. в епп. в Петербурге (1833). "Владыка-герой, правитель и поэт". При нем черногорцы разбили отрядом в 800 ч. турец. отряд в неск. тыс. Сам он нередко стоял с мечом в руках во главе дружин. Активно прод-л дело предш-ка по устр-во Ц-ви и гос-ва. Его поэзия заним. видное место в славян. лит-ре.

Пр.сербы в Австро-Венгрии


Австр. прав-во поощряло перес-е сербов, надеясь на помощь в борьбе с турками. В 1710 г. СЦ даровала автокефалию Австро-Венг.Ц. Ее глава носил титул Митр-та и проживал в Сремских Карловцах. После венг.восст. (1848) он получил титул Патриарха. Австр. пр-во временами безуспешно пыталось навязать унию. В отстаивании православия особо можно отметить Патриарха Стефана Стратомировича (1790-1837).

Карлов. митр-я: вошла в состав СЦ в 1918 г. До I мир. войны сост. из 7 епархий.

Ц-вь в Боснии, Герц. и Далмации


Ветвями Карл. патриархии были Босния с Г. и Д. В Б. и Г.(древний Иллирик) ПЦ возникла одновр. с появл-м восточ. христианства в Сербии и Болгарии. В 1463 г. Б. и Г. стали турец. провинциями. После Рус.-тур. в. 1877-1878 гг., эти области были отданы Австрии во временную оккупацию, завершившуюся в 1909 г. окон-м присоед. к Австрии. Около 1880 г. в Б. и Г. учр. сам-е митр-и. После 1918 г. все 4 епархии вошли в состав СЦ.

В Далмации в сост.СЦ вошли две епархии, нах-ся в канон. зав-ти от Буковинской митр-и, кот., до 1873 г.(стала самостоят.) зависела от Карл. митр-в. Вся история правосл. сербов в Д. - борьба с австр. пр-м, кот. пыт-сь насадить кат-во и унию. Далм. еп. Никодим Милеш(XIX) канонист ПЦ, написал "Правосл. церк. право".

*СЦ после созд-я СХС и в годы II мир. войны

1 дек. 1918 г. в Королество сербов, хорватов и словенцев (СХС) объед-сь Сербия, Хорватия, Словения, Черногория, Босния, Герцеговина и Далмация. Все предстоятели Ц-й нового гос-ва собрались в Сремских Карловцах и провозгл-ли свое единение в СЦ. В 1920 г. восст-но патриаршество. В 20-е - 30-е гг. СЦ высказ-сь в поддержку святителя Тихона и РПЦ. 1-й Патриарх - Белгр. митр. Димитрий (1920-30). Преемники: Варнава (1930-7; по народному убеждению, отравлен католиками), и Гавриил (1938-50). В годы войны патриарх Гавриил стал на стороне освоб. движеняия, за что претерпел заключ-е и пытки. Расстрелян Чешско-Моравский еп. Горазд (входил в юрисдикцию СЦ), тж. митр. Добросанский Петр, еп. Баньялуцкий Платон , еп. Горно-Карловацкий Савва и сотни свящ-в СЦ.

6 апреля немцы начали наступление, 17 апреля 1941 Югославия капитулировала. Король бежал из страны. Югославия была разделена между оккупантами. Германия взяла себе собственно Сербию со столицей Югославии Белградом, Банат и часть Словении. Италия: Косово и Метохию, Черногорию, части Словении, Далмации, Боснии и Герцеговины. Болгария присвоила себе Македонию и часть Восточной Сербии. Венгрии достались провинции Бачка, Бараня, Междумурье и Прекомурье. А вот Хорватия (НДХ, «Независимая Держава Хорватская») взяла себе территории собственно Хорватии, Срем, части Далмации, Боснии и Герцеговины. На этой территории проживало 6 млн. чел., их них 3 млн. – хорваты, 2 с небольшим – сербы, остальные – цыгане, евреи, русские и т.д.

Четники – это партизаны-монархисты (были еще, разумеется, и партизаны-коммунисты).

Патриарх Гавриил Сербский был арестован, находился под домашним арестом, затем был перевезен в концлагерь Дахау, где томился до конца войны (затем долго восстанавливал организм в Швейцарии)…

Усташский министр Будак: «1/3 сербов мы убьем, 1/3 выгоним, 1/3 превратим в хорватов, перекрестив их в католицизм». Католический священник Могуш: До сих пор мы работали в пользу католической веры молитвенником и крестом, а теперь пришло время действовать ружьем и револьвером». (См.: Новак В., проф. полвека католицизма в Хорватии.) Загребский архиепископ Алоиз Степинац и Сараевский архиепископ Шарич, католики, ничего не сделали для облегчения участи сербов, цыган и евреев, которых вырезали хорваты. Приют Степинаца для детей-сирот: католические монахини-воспитательницы собственноручно однажды расстреляли двух мальчиков, выведя их за ограду, и объявили остальным, что и с ними то же будет – «за непослушание»… 500.000 – зверски убито; 300.000 – насильно перекрещены; многие – изгнаны в Сербию. Нередко убивали целые деревни сразу же после того, как прелат перекрещивал жителей: сербы, даже неправославные, были не нужны. Православный серб обязан был носить на рукаве повязку с буквой «П» - «православец», и любой хорват мог сделать с ним всё, что угодно. Во время войны на приеме у папы Степинац доложил ему, что в его епархии всё в порядке. Степинац после войны за свое потворство творившемуся был приговорен к 16 годам тюрьмы, которые были заступничеством Ватикана заменены ему на домашний арест. До 1960г. он был под домашним арестом. А в 1953г. ему, военному преступнику (пособнику), папа Пий XII дал звание кардинала!

НДХ: из 557 священников убито 217, умерло в тюрьме 5, выслано 334.

Немецкая зона оккупации: убито 143 священника, 41 монах и 6 вероучителей.

Венгерская зона оккупации: убито 9 священников и 3.500 мирян.

Всего (по минимуму): 6 епископов, 409 свящ-ков и диаконов, 97 монахов, 9 вероучителей. По другим подсчетам общие цифры составляют от 500 до 700 человек…

ЖМП №6, 1945; №8, 1948; №2, 1949 (статья С.Троицкого «Великое преступление»); №1, 1992.


Соврем. пол-е СЦ


8 млн. вер-х, 28 епархий (7- за рубежом: 3 в США и Канаде, 3 в Центр. и Зап. Европе и 1 в Австралии),более 4.200 храмов, ок. 90 мон-рей, один правосл. богословский фак-т, 4 Дух. Сем., одна школа для иноков и инокинь. 6 журналов и 2 газеты.

В июле 1995г. войска НАТО нанесли по Республике Сербской массированные удары с воздуха. По статистике сербов, самолеты США предприняли 2.318 воздушных атак против Сербии, Англия – 326, Франция – 284, Нидерланды – 198, Испания – 121, Турция – 70, Германия – 59, Италия – 35.



Румынская ПЦ 8-е место


Начало христианства на терр. совр. Рум.


Ап.Андрей, учч. ап.Павла, в V в. проповедовал лат. мисс-р Никита Ремесьянский(ум.431), на II, III, IV ВС присутст. Томский(ныне г. Констанца) еп. В хрониках упом. еп. г.Акве, но, только в XIV в. РЦ получ-т иерарх. устройство: две митр-и - в Валахии и Молдове, номинально зависящие от к-го патриарха, на деле же вполне самост-е.

Сост. ПЦ до порабощения Р. турками и в эпоху тур. вл-ва


Рум. митр-ты имели огромное влияние на гос. дела. Протопопиат явл. вспомог. органом епарх. власти по надзору. В 1476г. турками зав-на Валахия, а в 1511 - Молдавия. До начала XVIII в. Р. упр-сь своими кнн., но теперь стала отдаваться на откуп грекам-фанариотам, кот. производили поборы, граничившие с грабежами. На высшие иерарх. посты стали назн. греки. В кафедральных городах богосл-е стало соверш. на греч языке.

Реакция п-в иноз. вл-я;Содействие Ц-ви нац. и полит. возрожд. страны

Реакция нач. с к. XVIII - н. XIX в. всвязи с победами русских над турками. Митр. Вениамин Костаки стемился поднять дух. уровень рум. народа: в монастыре Сокол (5 верст от Ясс) учр. Дух. Семинарию, часто выст-л с проповедями, издал много дух кнн.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет