Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад 105 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Родительская любовь есть могущественная сила воспитания, это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером (В. А. Сухомлинский).
Подготовила: педагог-психолог Ковина Е.В.
Сыктывкар, 2012
Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «Добрым», «Умным», «Хорошим человеком» и т.д.
Прежде всего – нужно его любить. На первый взгляд подобное утверждение может показаться банальностью. Все родители любят своих детей. Но так ли это? Когда дети нас радуют, мы, конечно, не скупимся на выражение своей любви. Но бывает и так, что они нас огорчают или просто мешают нашим взрослым делам. «Как он (а) мне надоел (а): орет и орет», - в раздражении заявляет невыспавшаяся мама 3-месячного младенца. «Выйди из комнаты, когда взрослые разговаривают», - с сознанием собственной правоты произносит отец, обращаясь к 3-летнему карапузу. А как эти слова могут быть восприняты малышом? «Если меня прогоняют, - значит, не любят!» - может сделать вывод ребенок. А ведь он должен чувствовать родительскую любовь и в тех случаях, когда взрослые бывают недовольны его поведением.
Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе потребности в любви и привязанности, в безопасности и защите.
Потребность в родительской любви — одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребенок любого возраста. Родительская любовь обеспечивает наличие чувства безопасности у ребенка, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению и в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.
Дети, выросшие в обстановке постоянной и ощутимой любви близких, в сознании своей защищенности, раскрываются лучшими своими качествами.
Недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате нехватки родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; страстное стремление к контакту и близости; ей присуща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость. Такие люди личностно незрелы, замкнуты, угрюмы, порой даже озлобленны.
Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку. Переживая любовь к своему ребенку, родитель стремится стать для него опорой и, как следствие, ощущает собственную значимость и внутреннюю силу. При невозможности удовлетворить потребность в получении и реализации родительской любви человек страдает сам, а вместе с ним и окружающие. Именно поэтому поведение родителей должно быть направлено на создание у ребенка уверенности в том, что его любят.
Родительскую любовь можно представить как творчество, она индивидуальна. Никто не сможет сделать точный и окончательный вывод о том, какова будет любовь конкретного родителя. Родительская любовь сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как нет и нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.
Родительская любовь - это источник и гарантия эмоционального благополучия, поддержки телесного и душевного здоровья.
Родительская любовь, как всякий динамический процесс, обладает способностью к развитию, которое включает три самостоятельных процесса, становление, формирование и преобразование.
Становление — созревание и рост родительской любви, переход от одного состояния к другому. Это единство уже осуществленного и потенциально возможного.
Формирование — оформление, обретение формы и совершенствование родительской любви. Это процесс ее изменения в ходе взаимодействия родителя с реальной действительностью (с ребенком), появление физических и социально-психологических новообразований и стереотипов в структуре родительской любви.
Преобразование — саморазвитие, смена основного направления родительской любви. Преображение — кардинальное преодоление сложившегося режима родительской любви в соответствии с иерархией ценностей и смысла бытия родителя, акт творчества и импровизации.
Родительская любовь, ее динамика имеет свое объективное проявление.
Одним из таких проявлений является сила родительской любви. Существует точка зрения о том, что сила родительской любви пропорциональна беспомощности потомства. Чем сложнее организация живого организма, тем дольше длится период зависимости потомства от родителей и тем сильнее потребность родителей опекать и кормить младенца — это прямое свидетельство родительской любви.
Таким образом, родительская любовь заключает в себе определенный смысл для человека. Смысл родительской любви коренится, с одной стороны, в типах отношений, существующих между определенными фрагментами мира (родитель, ребенок и т. п.), обладающими специфическими функциями и свойствами, а с другой стороны, — в субъекте, который сам испытывает потребность в таких взаимоотношениях с миром.
Опыт родительской любви представляет собой то, что человек, будучи ребенком, усвоил, пережил в различных жизненных ситуациях взаимодействия с собственными родителями.
А. С. Спиваковская на основе выделения отношений, составляющих родительскую любовь, таких, как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность, описывает восемь типов родительской любви.
1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку, принимающее его личность, поведение, а также активное внимание к интересам ребенка, уважение его прав и признание обязанностей, оказание помощи при разумной требовательности. Формула воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, а также с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».
3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Для родителя характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребенка. В результате родитель приходит к идее об исключительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой, как все, он не так хорош». Родитель предоставляет ребенку особые привилегии, излишне опекает, тратит массу времени и усилий на предохранение от вредных влияний. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».
4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылками на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Неблагополучие ребенка негласно признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно ориентируется в душевном мире ребенка. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».
5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерны попытки сократить общение с ребенком. Он старается не замечать присутствия ребенка, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».
6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Для родителя характерно игнорирование всего положительного, что есть в ребенке, его достижений. Родитель переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергиванием, требовательностью. Такой родитель постоянно обращается к различным специалистам с просьбой «исправить» его ребенка. Формула воспитания: «Я страдаю, мучаюсь от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».
7. Преследование (антипатия, близость). Характерно присутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок — законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих проявлениях ребенка родитель постоянно видит его «злую волю». Родитель пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступает инициатором привлечения общественности к его воспитанию, нередко склонен применять излишне строгие меры воздействия. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!».
8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция). Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отношений такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудовища». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».
В процессе развития ребенка под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребенку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.
В. А. Сухомлинский выделяет разновидности уродливой родительской любви:
• Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная любовь. Родитель радуется каждому шагу ребенка, не задумываясь, к каким последствиям он может привести. Любовь умиления «развращает» душу ребенка, так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате он вырастает капризным, болезненным и эгоистичным.
• Любовь деспотическая. Родитель постоянно упрекает ребенка, создавая при этом невыносимую обстановку. Все это родитель делает только потому, что, как он говорит, любит ребенка, желает ему добра, учит жить — чтобы был умнее и уважал родителей. Родитель в этом случае эгоистичен и бескультурен, относится к ребенку как к вещи. В результате такой любви у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человечность и ожесточается.
• Любовь как откуп. Родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными затратами. При этом ребенка окружает атмосфера духовной пустоты и убожества. Ему становятся недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. В результате ребенок может вырасти эмоционально невежественным человеком.
Материнская и отцовская любовь являются составными частями (проявлениями) целостного феномена родительской любви; они находятся в единстве, определяя родительскую любовь как некоторую целостность.
Любовь матери — первая и наиболее значимая для ребенка сторона родительской любви. Материнская любовь приобретает исключительное значение для ребенка особенно на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру.
Общаясь с ребенком, мать с помощью своей любви выступает в качестве посредника, соединяющего ребенка с окружающим миром, именно она подготавливает предпосылки для эмоциональной связи с ним. Материнская любовь способствует возникновению доверия к миру, что необходимо для нормального психического развития ребенка и является основой для формирования его отношения к людям.
Отсутствие материнской любви либо ее нехватка вызывает негативные последствия для личностного развития ребенка, нарушается его умственное, физическое, эмоциональное и социокультурное развитие. Детей, лишенных материнской любви, отличает эмоциональная холодность и неспособность испытывать любовь и привязанность.
Вторая составляющая родительской любви - это любовь отца. Еще не появившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Любви отца принадлежит значительная роль в развитии личности ребенка независимо от его пола и возраста.
Так, психологические исследования показывают, что при сравнении детей, выросших с отцами и без них, обнаружено, что дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как мужчина может проявлять любовь к детям, к жене и к окружающим.
Таким образом, стоит помнить, что любовь матери безусловна, она любит ребенка таким, каков он есть. Любовь отца условна и более взыскательна, он гордится реальными достоинствами и успехами ребенка. При этом человеку необходимы обе стороны родительской любви, ему важно, чтобы его объективно оценивали за реальные жизненные достижения, но не менее важно и то, чтобы его безусловно принимали.
Литература: 1. Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
2. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
Достарыңызбен бөлісу: |