МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств»
Опыт работы
преподавателя
Меркурьева С.В.
Тема: «Театральная деятельность как средство развития творческих и личностных качеств обучающихся»
Суксун 2013
Игра – наиболее доступный для ребенка, интересный способ выражения эмоций и впечатлений.
А театрализованная игра – это эффективное средство социализации школьника, благоприятное условие для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Театр оказывает особое влияние на развитие личностных качеств ребенка, доставляет детям радость, помогает раскрыть их творческие способности.
Противоречия, существующие между высокими требованиями государства к развитию личностных качеств, эмоционально-волевой сферы обучающихся и недостаточной разработанностью системы упражнений театральной деятельности в детской школе искусств подтолкнули меня к тому, что необходимо подобрать новые приёмы, подходы для эмоционально-личностного развития детей.
Поэтому ведущая идея моего опыта – создание условий для эмоционально-личностного развития через систему упражнений с детьми на театральном отделении.
Цель: использование приёмов, направленных на развитие творческих и личностных качеств обучающихся.
Задачи:
-
анализ литературы по театральной педагогике;
-
подбор приёмов и методов, способствующих развитию творческих способностей и личностных качеств детей;
• развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;
• выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;
• формирование базовых психологических качеств: самостоятельность, уверенность, толерантность, коллективизм.
Гипотеза: возможно, предположить, что при использовании приёмов, способствующих развитию актерского мастерства и речи раскроются:
* творческие способности детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации).
* психологические процессы (мышление, речь, память, внимание, воображение, фантазия).
* личностные качества (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки).
Появление в России лицеев, гимназий, школ искусств, театральных классов и кружков требует нового педагога, умеющего учитывать и развивать способности детей. Истинная образованность невозможна без творческого мышления.
Лучшие педагоги-новаторы (Ш.А. Амонашвили, Е.Н.Ильин, Ю.П. Азаров) доказали, что учебная программа доступна всем ученикам. Но и им, мастерам-педагогам, пришлось столкнуться с величайшими трудностями: ученики мало подготовлены к творческому мышлению.
Театр обладает необъяснимой силой, помогающей «выпрямить» человека: увлечь, повлиять на него, преобразить. Не случайно театральный мир всё активнее стремится к овладению наследием К.С. Станиславского. Вопросам внедрения технологии театрального искусства в школьное образование пристальное внимание уделяет издаваемый ассоциацией БАСПН журнал «Линк-ап».
В 80-е годы, впервые в практике высшего педагогического образования, коллектив Полтавского педагогического института им. В.Г. Короленко создал учебный курс «Основы педагогического мастерства», оснастив его учебными программами, рекомендациями и пособиями, в которых значительное место отведено театральной педагогике.
В 1996 и 1998 годах на базе Екатеринбургского гуманитарного центра «Театр» были проведены Международные научно-практические конференции «Дети, театр, образование». В резолюции было записано: «Это инновационное движение – слияние театральных и педагогических технологий – позволяет найти новые пути развития личности». Участники конференции подчеркнули необходимость развития непрерывной системы использования театрально-игровых методов.
Необходимость театрализованной деятельности очевидна: новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Театрализованная деятельность заставляет детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных и творческих способностей. Участвуя в постановке, дети также знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. При распределении ролей того или иного персонажа, я стараюсь учитывать индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционально-личностного развития, творческие и возрастные особенности, интересы и предпочтения ребенка.
Немаловажную роль в жизни человека и его деятельности играют эмоции. Это особенно важно, если речь идет об организации процесса обучения. Педагог, если он сам обладает эмоциональной культурой, должен в совершенстве владеть методами и приёмами целенаправленного формирования у учащихся позитивных эмоций, создавать и обеспечивать положительное эмоциональное отношение к познанию учебного материала.
В своей работе я активно использую приёмы, направленные на:
-
развитие актёрского мастерства;
-
развитие сценической речи.
-
Развитие актерского мастерства.
Развитию актёрского мастерства способствуют
-
упражнения на внимание
Хорошо развитое внимание – является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней.
Сколько человек хлопало? Группа рассаживается в полукруг. Из участников выбираются «водящий» и «дирижер». «Водящий» становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. «Дирижер» занимает место перед учащимися и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жестом «дирижера» участник хлопает в ладони один раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. «Водящий» должен определить, сколько человек хлопало. После того, как он справится со своей задачей, «водящий» занимает место в полукруге, «дирижер» идет вводить, а из полукруга выходит новый участник.
Зеркало. Играть в эту игру можно в парах или вдвоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.
Четыре стихии. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Будь внимателен. Игроки рассаживаются по комнате и ждут некоторое время. Они не знают, какое именно задание им будет предложено и когда будет задан вопрос. Вопросы придумывает ведущий. Поэтому он должен быть особенно внимателен. Через определенное время ведущий просит описать все события, которые произошли в комнате с того момента, как все заняли свои места. Это может быть чье-то покашливание, скрип двери и т.д.
Важные мелочи. На несколько секунд ведущий показывает предмет игрокам. Показывать надо так, чтобы у всех была возможность хорошо рассмотреть со всех сторон предложенный предмет. Затем ведущий прячет предмет и спрашивает игроков о какой-нибудь малозаметной особенности этого предмета. Игроки должны постараться припомнить названную деталь и дать правильный ответ.
Помехи. Одному из участников упражнения вручают какой-нибудь сложный текст. Участвующий в течение минуты должен прочесть этот текст, а затем пересказать его или ответить на вопросы. В то время, пока он читает, остальные участники должны активно ему мешать: шуметь, смеяться, задавать вопросы и т.д.
Чуткое ухо. Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал.
Капля, речка, океан. Действие желательно сопровождать динамичным музыкальным фоном. Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок — это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли. Ведущий дает команду: "Объединиться по двое". Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: "Объединиться по трое". И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: "По четыре человека, по пять, по шесть". "Все в общий круг", — командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.
Последнее слово. Педагог называет разные существительные. Неожиданно он прерывается, подходит к одному из участников и просит повторить последнее слово.
Вопрос соседу. Все садятся в круг, ведущий - в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: "Как тебя зовут?", "Где ты живешь?" и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева.
Красим забор
Упражнение по актерскому мастерству направлено на развитие пластики рук. Участники театральной группы все сразу или по очереди должны выполнять следующие движения:
-
красить импровизированный забор, будто кисть руки — кисточка с краской;
-
пускать волны через плечо (волны должны быть плавными);
-
трогать невидимую стену (ладони и пальцы будто прикасаются к плоскости);
-
грести веслами;
-
перетягивать невидимый канат (для этого упражнения участники группы делятся на команды).
Собери по частям
Каждый член театральной группы получает листочек с заданием изобразить что-либо:
-
сделать из досок лодку с веслами;
-
установить все четыре колеса на машину;
-
собрать по частям вертолет;
-
собрать по частям самолет;
-
собрать по частям велосипед;
-
собрать по частям какую-то другую технику (на усмотрение ведущего).
Упражнение выполняется следующим образом: посредством пантомимы зрителям рассказывается, что и из каких частей собирается. Участник берет первую деталь и показывает ее форму (ощупывая ее руками, изображая то, для чего она предназначена и др.). Таким образом, у остальных участников группы должно сложиться ясное представление о том, что находится в руках «сборщика». Затем данная деталь якобы устанавливается. Задача группы — угадать, что же собирал ведущий.
Гладим животное
Все учащиеся театральной группы, как и в предыдущем упражнении, получают листочки с заданием. Только на этот раз им необходимо показать, как они гладят какое-либо животное, берут его на руки… Участникам можно предложить «погладить» следующих животных:
-
кошку;
-
слона;
-
жирафа;
-
хомячка (можно изобразить, как он выскальзывает из рук, бегает по плечам и пр.);
-
змею (можно показать, как она обвивает руки или шею).
Задача остальных участников — угадать животное, которое «гладят».
Попугай в клетке
Когда подобную сценку исполняет профессионал, создается впечатление, что повторить ее довольно легко. Однако это не всегда так. Задача участника заключается в следующем:
-
подойти к клетке (все предметы, в том числе и клетка, и попугай, — воображаемые);
-
ощупать ее руками;
-
переставить ее на другое место;
-
подразнить птицу;
-
найти дверцу, открыть ее;
-
насыпать в ладонь зерна и покормить попугая;
-
погладить его (попугай непременно должен укусить участника);
-
отдернуть руку;
-
закрыть клетку как можно быстрее;
-
погрозить птице пальцем;
-
снова переставить клетку.
-
Упражнения на развитие воображения и фантазии
Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.
Войдите в роль
Прочитать предложенный текст шепотом; громко; с пулеметной скоростью; со скоростью улитки; как будто вы очень замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как трехлетний ребенок; как инопланетянин.
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Метафоры. Руководитель произносит слово, например: «Гаснут...» Все участники описывают, что они увидели на своем внутреннем экране (звезды, окна, силы, глаза...). Это упражнение совершенствует ассоциативное мышление и фантазию.
Ощущения. Посидеть на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; побитая собака; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади; космонавт в скафандре.
– Пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек; гордец; артист балета.
– Улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, ребенок матери.
– Нахмуриться, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку; как человек, желающий скрыть смех.
Перевоплощение в амёб, в насекомых, в рыб, в животных, …
Если участник показывает что-то простое, например, кота, ему задают вопросы: А сколько лет коту? Он дикий или домашний? Какие у него привычки?
Правда – неправда. Руководитель неожиданно задает вопросы, на которые участники должны без раздумывания дать немедленные ответы или как-то отреагировать.
– Как здоровье Андрея Петровича? А вы откуда знаете?
– Когда вы вернете мне книгу?
– Вы отдаете себе отчет в том, чем это может кончиться?
– Вы что, плохо себя чувствуете?
– Может ли мне нравиться то, что вы говорите и делаете на уроках?
– Как вам сегодняшняя погода?
– Что случилось с вашей собакой?
– Где ваша замечательная улыбка?
Предмет по кругу. Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет). Участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение – на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.
Путешествие картины. Участнику показывается репродукция известного полотна и предлагается рассказать о том, что там изображено. После одной-двух фраз он передает репродукцию другому, который тоже добавит свою фразу. Таким образом, организуется целостный этюд или рассказ со своим сюжетом.
Скульптор и глина. Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.
Что было дальше? Выбирается небольшое, хорошо известное литературное произведение, например, сказка «Репка». Группе, равной по численности количеству сказочных персонажей предлагается сымпровизировать и представить (в соответствующих образах), что произошло после того, как репку вытянули.
Оживление предметов. Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут действия детей?
Большая семейная фотография. Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать "фотографа". Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается "дедушка" он тоже может участвовать в расстановки членов "семьи". Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль "фотографа" и "дедушек" обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других "членов семьи". Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
После распределения ролей и расстановки "членов семьи" "фотограф" считает до трёх. На счёт "три!" все дружно и очень громко кричат "сыр" и делают одновременный хлопок в ладоши.
История вещи. Придумать историю вещи (предмет в руке). Берётся два предмета. Участники одновременно про себя начинают придумывать, что было с этой вещью с начала её создания. По хлопку, история одной вещи останавливается, а другой вещи продолжаются. Можно спросить, о чём думал участник.
-
Упражнения на развитие памяти
Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.
Что исчезло? На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Повторюшки. Ведущий садится на стул, смотрит на часы, открывает книгу, зевает, снимает трубку телефона, потом, помедлив, кладет ее на место, закрывает книгу. Участник должен повторить которые в той же последовательности.
Не забудешь что купить? Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок- подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками, большой мяч - это арбуз, мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: "Игрушки", "Хозтовары", "Продуктовый" и т.д. Посылаем ребёнка в "магазин" и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.
Цепочка действий. Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола".
Кукловод. "Кукловод" завязывает глаза игроку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем игроку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Кто где? Игроки становятся или садятся в круг, водящий — в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.
Задача водящего — указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает — указанный игрок занимает его место.
-
Развитие речи.
Работу над развитием речи строю с помощью дыхательных, артикуляционных упражнений, упражнений на развитие голоса и дикции.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Варианты проводимых игр.
1. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
4. «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
8. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
10.«Косари». Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для постановки голоса. В легких не должно быть избытка воздуха, который в таком случае стремится вырваться наружу, заставляя чрезмерно напрягаться голосовые связки, и не должно быть дефицита воздуха, так как это может вызвать неблагоприятные последствия в легких. Научиться верно использовать выдыхаемый воздух — одна из сложнейших задач.
Этому учу детей, используя следующие упражнения.
Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.
Упражнение 2. Повторите задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.
Упражнение 3. Сделайте короткий вдох, немного задержите дыхание, при выдохе начните считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.
Упражнение 4. Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее".
Упражнение 5. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнесите данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!
Упражнение 6. Представьте, что ваша грудь и легкие - гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков:
Ух ты, ох ты!
Мы надели кофты,
Руки радостно в бока,
Да с парнями “гопака”!
Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!
Пляшем, сердце веселя!
Упражнение 7. Игры-соревнования:
а) “Кто дольше?”:
- прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж);
- прозвенит комаром (з-з-з-з-з);
б) “Кто больше?”:
- выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с);
- задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф).
Учеными давно доказана связь между развитием движений и формированием речевых навыков. Сочетание работы над техникой речи с ритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженность, скованность. При работе можно использовать ходьбу, движения рук и ног, производить жесты, помогающие пониманию содержания речи.
Очень нравится учащимся проговаривание скороговорок, считалок с движениями.
-
проговаривание скороговорок или считалок с дирижированием в такт речи (указательный палец правой руки движется вверх-вниз; движение-слово):
Папа тут, папа там,
Папа, папа тут и там.
Мама тут, мама там,
Мама, мама тут и там.
Папа тут, мама там,
Папа, мама тут и там;
-
проговаривание считалки с движениями:
Шли, шли, шли (идти по кругу, шаг-слово);
Мы (широкий жест по кругу) пирог нашли (слегка наклониться вперед, руки протянуты вниз).
Сели, поели (сесть на пол и сделать естественный жест рукой) и дальше пошли (встать, взмах рукой вперед).
Существует целый ряд упражнений, основанных на имитации звуков и движений различных естественных ситуаций, например:
а) воображаемым насосом накачайте шину велосипеда, делая руками привычные движения и произнося С-С-С-С, С-С-С-С, С-С-С-С...;
б) короткими, отрывочными движениями сжимайте “грушу пульверизатора”, сопровождая движения звуками Ф! Ф! Ф! Ф!...;
в) изобразите, что вы рубанком стругаете доску: Ж-Ж-Ж-Ж! Ж-Ж-Ж-Ж!...;
г) покажите, как вы косите траву: С-С-С-С! С-С-С-С!...;
д) натрите пол щеткой: Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш!
Развитие тембра, силы и высоты голоса.
Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменчивость в речевом процессе. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса или фальцету. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон выше, у других – ниже. Важно следить за тем, чтобы высокий голос не был фальцетным. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно-выразительной стороны речи.
Упражнение 1
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».
-
«А____» – руки вверх.
-
«О___» – руки кольцом перед собой.
-
«У___» – руки рупором.
-
«Ы___» – руки овалом впереди.
-
«Э___» – руки овалом сзади.
Упражнение 2
И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7-10 с.
-
А___ о___
-
А___о___у___
-
А___о___у___ы___
-
А___о___у___ы___э___
Упражнение 3
Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
* * *
Мы в лес пойдем
Дети поднимают руки в стороны и вверх.
Детей позовем: «Ау! Ау!».
Делают руки рупором.
Взял я лук и крикнул: «Эх!
Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
«Э___э___э___э».
Е. Тарлапан
Упражнение 4
Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.
Упражнение 5
Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: «Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
И. Токмакова
Делают руки рупором.
Упражнение 6
Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произносить одно из следующих слов: «Бимм, бомм, бонн, донн». Протяжно произносить последнюю гласную, стараться ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.
* * *
Динь – донн! Динь – донн!
Произносят стоя.
В переулке ходит слон,
Ходят на месте, руки на поясе.
Старый, серый, сонный слон -
Динь-донн! Динь – донн!
И. Токмакова
* * *
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час:
Час, два, три, четыре…
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бомм, бомм, бомм -
Убежали мыши вон.
С. Маршак
Упражнение 7
Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произносить слог, состоящий из сочетаний согласных «м» и «н» с различными гласными: «Момм, мамм, мумм» и т.д.
Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса
Упражнение 8
Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О___». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О».
Упражнение 9
Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А_____». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У_____». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить – «У».
Упражнение 10
Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В____». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).
Развитие силы голоса
Упражнение 11
Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А___». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А___». Руки над головой, громко: «А___». Так же с другими гласными.
Упражнение 12
Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары – шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише – шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары – слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.
Мы хлопаем руками:
«Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами:
«Топ-топ-топ».
Упражнение 13
Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
Упражнение 14
Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина
тишина…
Почти без голоса, одной артикуляцией.
Вдруг
Шепотом.
Грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик
Тихонько – ты слышишь?
Голосом разговорной громкости.
Закрапал, закрапал, закрапал
по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он
станет.
Уже барабанит. Уже
барабанит!
Очень громко.
А. Шибаев
Развитие диапазона высоты голоса
Упражнение 15
Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О___». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О___». Руки вверху, высоким голосом: «О___». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та-то-ту».
Упражнение 16
-
Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У___ту___» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.
Самолет идет на взлет.
Произносят низким голосом, руки опущены: «У___».
Самолет летит, в нем мотор гудит.
Высоким голосом, руки в стороны: «У___».
Самолет садится.
Низким голосом, руки опущены, приседают: «У___».
Упражнение 17
Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.
* * *
Летит поезд во весь дух:
- Ух! Ух! Ух!
Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками.
Загудел тепловоз: «У-у-у-у».
Низким голосом, останавливаются и гудят.
Домой деток повез: «Ду-ду-ду».
Приседают.
* * *
«Ой! – воскликнул окунек,
- Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Ф. Бобылев
* * *
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ! Топ! Топ!
Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ!
Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу.
Развитие интонационно-
выразительной стороны речи
Упражнение 18
Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.
-
Боль: «А-а-а, у меня болит голова» – руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.
-
Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» – руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.
-
Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» – руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.
-
Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» – руки вперед, брови немного сдвинуты.
-
Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» – руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.
Упражнение 19
Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый – грустный, злой – добрый, удивленный – равнодушный.
Упражнение 19
Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).
Упражнение 20
Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.
Упражнение 21
Выразительное чтение стихо-
творений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах!».
Кто встречается с бедой,
Произносят слово «Ой!».
Кто отстанет от друзей,
Произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух,
Произносят слово «Ух!».
А. Тетивкин
Работа над дикцией.
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.
1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.
Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.
Прочтите слоги.
1. па, по, пу, пы, пэ
пя, пё, пю, пи, пе
та, то, ту, ты, тэ
тя, тё, тю, ти, те
са, со, су, сы, сэ
ся, сё, сю, си, се
жа, жо, жу, жи, же
2. ап, оп, уп, ып, эп
ат, от, ут, ыт, эт
ас, ос, ус, ыс, эс
аш, ош, уш, ыш, эш
Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.
Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.
Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.
Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
Результатом театральной деятельности является участие детей в итоговых спектаклях в конце года. Работа спектаклей получила высокую оценку педагогов.
Ежегодно учащиеся принимают участие в районном конкурсе детских театральных коллективов в номинациях «Художественное чтение», «Литературно-музыкальная композиция», становятся победителями и призёрами.
Меркурьева Елена дважды участвовала в краевом конкурсе «Художественное чтение». В 2010 году заняла 3 место, в 2011 – дипломантом.
«Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи воспитывают молодое поколение, а у всех вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно работать…»
К.С. Станиславский
Список используемой литературы.
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ, 1998.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
3. Генералова И.А. Интегративный предмет «Театр», или Воспитание искусством.– М., 1997.
4. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. – С. 10-24.- М., 1992.
5. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 1998.
6. Дорфман Л. Эмоции в искусстве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
7. Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве), - Пермь, 2004.
8. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. – М.: Просвещение, 1985.
9. Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие. – М.: «ВЛАДОС», 1998.
10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение,1995.
11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
Приложение. Культура и техника речи
Игры и упражнения на речевое дыхание
Игра со свечой
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры. Детям предлагается сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
Мыльные пузыри
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры. Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э.Фарджен «Мыльные пузыри»:
Осторожно – пузыри!
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
- Мой – со сливу!
- Мой – с орех!
- Мой – не лопнул дольше всех!
Артикуляционная гимнастика
Зарядка для губ
1. Веселый пятачок:
а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов;
б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
2. Лягушки.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов.
Зарядка для языка
1. Жало змеи: рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо – влево.
2. Конфетка: губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо – влево, вверх – вниз, по кругу.
Упражнения на три виды выдыхания
Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.
Первый вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер - ССССССС…
Шумят деревья - ШШШШШ…
Летит пчела - ЖЖЖЖЖ…
Комар звенит - ЗЗЗЗЗЗЗ…
Второй вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель - ШШШ! ШШШ! ШШШ!
Сверлит дрель - ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ!
Третий вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится - Ф! Ф! Ф!
Пилит пила - С! С! С!
Заводится мотор - Р! Р! Р!
Игры и упражнения на опору дыхания
Эхо
Ведущий Дети
Собирайся, детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Ты ладошек не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Идет кругом голова! Ва! Ва!
Как поет в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
Если кто-то закукарекал, отдает фант, игра начинается сначала.
Творческие игры со словом
Портрет героя
Цель: развивать воображение, фантазию, образное мышление.
Ход игры. Педагог называет детям имя героя, например, Немилуша, Нехочуха, и предлагает им описать внешность и характер героя.
Сочини сказку
Цель: развивать воображение, фантазию, образное мышление.
Ход игры. Педагог произносит первое предложение, например, «Жила-была гусеничка…», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.
Вопрос - ответ
Цель: учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.
Ход игры. Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д.
Винегрет из сказок
Цель: развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.
Ход игры. Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением персонажей из разных сказок, например, Красная Шапочка, Колобок, Бармалей, Машенька, Золотая рыбка, и сочинить новую сказку с данными персонажами.
Фантазии о…
Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь, способность представлять себя другим существом или предметом.
Ход игры. Ребенок, превращаясь во что-либо или кого-либо, рассказывает, что вещь (существо) чувствует, что ее окружает, что волнует, где и как она живет, т.п.
Приложение. Театральная игра
Общеразвивающие игры
Что ты слышишь?
Цель: тренировать слуховое внимание.
Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий (за окном, в коридоре) в течение определенного времени.
Передай позу
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей следует поделить на исполнителей и зрителей.
Веселые обезьянки
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную – это обезьянки. Лицом к ним – ребенок – посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.
Вышивание
Цель: тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий – «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним – «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия.
Специальные театральные игры
Упражнения и этюды
Угадай: что я делаю
Цель: оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку.
2. Сидеть на корточках.
3. Наклониться вперед.
Кругосветное путешествие
Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь – по пустыне, в горах, через лес, джунгли, по реке, по болоту, через океан на корабле – и соответственно изменять свое поведение.
Игры на превращения
Превращение предмета
Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. Предмет передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.
Варианты превращения разных предметов:
• карандаш – ключ отвертка, вилка, градусник, зубная щетка, дудочка, расческа;
• маленький мячик – снежок, колобок, яблоко, ежик, картошка.
Превращение детей
Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, лягушек, котят и т.д.
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий
Король (народная игра)
Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники: Здравствуй, король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны вам работники?
Король: А что вы умеете делать?
Работники: А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.д. Король должен отгадать профессию работников.
День рождения
Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.
Приложение. Ритмопластика
Игры на развитие двигательных способностей
Буратино и Пьеро
Цель: развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются под музыку по залу хаотично, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.
Снежная Королева
Цель: умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры. Сначала педагог (затем ребенок) превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая нога, корпус), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца (расслабляются шея, руки, корпус, ноги). Дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.
Не ошибись
Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп ускоряется.
Ползущие змеи
Цель: развивать гибкость, пластическую выразительность.
Ход игры. Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги – «хвост» - и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ».
Скульптор
Цель: развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя, рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. Затем можно предложить существу ожить и начать двигаться. После этого дети меняются ролями.
Музыкально-пластические импровизации
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
Утро
Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром…
Музыкальное сопровождение: «Утро», Э.Григ.
В стране цветов
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.
Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,
П.И.Чайковский.
Умирающий лебедь
Раненный, лебедь пытается взлететь, чтобы догнать свою стаю, он машет крыльями, но силы убывают, сломанное крыло не подчиняется, движения становятся все слабее, он бессильно опускается на землю.
Музыкальное сопровождение: «Умирающий лебедь», К.Сен-Санс («Карнавал животных»).
Танцующий огонь
Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры…
Музыкальное сопровождение: «Время, вперед!», Г.Свиридов.
Достарыңызбен бөлісу: |