Краткая биография Н. А. Доронина
Николай Александрович Доронин родился в 1953г. в селе Шыладор Сыктывдинского района Коми АССР. С 1960-го года по 1964 год учился в Шыладорской начальной коми национальной школе. В 1964-1968 гг. жил и учился в поселке Новоипатово Сыктывдинского р-на, в восьмилетней школе. В 1968-1970 гг. учился в Эжве в ГПТУ-15. С 1970-го по 1971год работал на бумажной фабрике «Коммунар» в Ленинградской области. Служил в Советской Армии в Белоруссии в Ракетных войсках стратегического назначения с 1971-го по 1973 годы в должности командира отделения. С 1973-го по 1983 годы работал поочередно: на Сыктывкарском лесопромышленном комплексе, в Строительном Управлении Летского леспромхоза в Прилузком р-не Коми АССР, в Эжвинском целлюлозно-бумажном техникуме. С 1983 года и до выхода на пенсию в 2008 году работал поочередно в следующих подразделениях Сыктывкарского лесопромышленного комплекса: цех «Бумлитье», Строительно-монтажное управление, Ремонтно-строительный трест, кооператив «РСТ», дочернее предприятие «РСТ», ООО «РСТ». В одно время (1985-1986 годы) работал мастером-строителем от СМУ СЛПК в командировках в родном Шыладоре, где в то время было подсобное хозяйство СЛПК. В 1975 году окончил вечернюю среднюю школу в селе Летка Прилузского р.
С 1978-го по 1981-й годы заочно обучался в Ухтинском лесотехническом техникуме, где получил специальность техник-строитель. Работал по следующим специальностям: машинист бумагоделательных и картоноделательных машин (накатчик, каландровщик), слесарь по ремонту технологического оборудования, плотник, бригадир, мастер строительного участка, рамщик, столяр по изготовлению корпусной мебели и оконно-дверных блоков.
Печататься в Республиканских СМИ начал с 1999 года. В 2001 году занял второе место в Республиканской викторине, посвященной 80-летию Коми Республики. В 2005 году стал победителем в Республиканском конкурсе родословных работ – первое место в группе работ, выполненных на научной основе. В 2009 году стал респондентом международного издания книги «Кто есть кто в России».
Занимается сочинением и изданием книг с 2005 года, в основном за свой счёт. Книги, электронные диски и аудиокассеты, выпущенные очень малыми тиражами, большей частью раздаривает: библиотекам, школам, музеям, архиву, людям и общественным организациям.
В период с 2005-го по 2012 годы им было издано и подарено 10 (десять) книг:
1) «Наша родословная», 45 экземпляров, 2005 года изд., 2) «Сон про Рай», 200 экземпляров и 3) «Шондiбанöй – олöмöй», 200 экземпляров, обе книги изданы в 2006 году, 4) «Наша родословная. Второе издание, исправленное и дополненное», 100 экземпляров, 2007 года изд., 5) «Сказ о Родной земле. Чужан му йылысь висьтасьöм», 100 экземпляров, издано в 2008г., 6) «Поминание. Казьтылöм», 60 экземпляров и 7) «Родословная Лобановых с Гурьевки», 60 экземпляров, обе книги изданы в 2010 году, 8) «Родословная Сыктывдинских Дорониных. Историческая дилогия. Книга первая. Родовые корни писателей Дорониных с Сыктывдинск-го р-на Республики Коми», 80 экземпляров, 2011 года изд., 9) «Читать подано…», 80 экземпляров, 2011 года изд., 10) «Родословная Сыктывдинских Дорониных. Историческая дилогия. Книга вторая. Часть первая. Родовые корни известных людей с д. Шыладор Сыктывдинс-го р-на Республики Коми», 100 экземпляров, 2012г. изд-я.
Женат, есть двое взрослых детей и внук. Живет в Эжве.
Николай Доронин
Новый взгляд, сборник
Выль видзöдлас, öктöд
На добрую память……………………………………………
……………………………………………………………….
с наилучшими пожеланиями. От автора……………….. …….
На фото Ваш покорный слуга в прямом эфире в КРТК «Юрган» 13.04.2010 года
с тележурналисткой Викторией Пименовой на телепередаче «Вочакыв».
Сыктывкар. 2012 год.
Схема родовых связей
писателей Дорониных с Сыктывдинского р-на
Республики Коми
Василий Доронин
Василий Савватий
Двоюродные
Афанасий Иван, 2-й Андрей
Троюродные
Двоюродные
Емельян Кирьяк Григорий
Четырехродные
Троюродные
Григорий Павел Иван
Пятиродные
Четырехродные
Павел Михаил Зоя
Павел Михаил Зоя
Григорьевич Павлович Ивановна
Доронин, Доронин, Доронина,
писатель, писатель, в замужестве
куратовед, с 1935 года Рогова,
родом возглавлял писатель,
с Прокопьевки, Коми Союз родом
годы жизни писателей, со Слудки,
1904 – 1967 родом годы жизни
с Шыладора, 1918 – 2000-е
годы жизни
1902 – 1939
Вместо предисловия. Статья из газеты «Наша жизнь» от 19.01.2012
Человек уходит, память остается
В нашей республике есть множество больших и малых населенных пунктов с богатой историей, ставших малой родиной для людей с громкими именами, которые внесли немалый вклад в культурное и национальное развитие своей малой родины. И приятно, когда находятся среди нас те, кто настоятельно взывает к руководителям республиканского уровня, предлагая не забывать земляков, посвятивших свою жизнь развитию национальных традиций, родного языка, оставивших след на своей земле. В череде множества фамилий есть и имя коми писателя Михаила Павловича Доронина.
В декабре 2011 года в нашу редакцию поступило письмо от жителя Эжвинского района Сыктывкара Николая Доронина. В юбилейный для Республики Коми год он обратился в ряд инстанций с предложением увековечить имя Михаила Доронина, установив на дом, где проживал писатель, мемориальную доску и назвать в честь него одну из вновь вводимых улиц города Сыктывкара.
О Николае Доронине газета «Наша жизнь» со своих страниц рассказывала уже не раз. Этот удивительный человек приложил немало труда, чтобы установить корни своего рода. На этом пути сделал много открытий, восстановив забытые имена своих предшественников, внесших немалый вклад в развитие родной республики. Ему удалось составить родословную своей семьи, насчитывающую десять колен в десяти поколениях. Этот титанический труд вызвал большой читательский интерес и был заслуженно отмечен множеством наград.
Николай Александрович с гордостью говорит о том, что своей малой родиной считает извилистую речку Пожег, что несет свои воды по территории Сыктывдинского района, и стоящие на ее берегах населенные пункты Шыладор, Ипатово, Прокопьевка, Слудка. Только Шыладор дал миру трех коми писателей: Михаила Доронина (Шыладорса Миш), Александра Матвеева и Ганса Шуктомова.
Михаил Павлович Доронин – один из основоположников коми советской литературы. Как удалось установить Николаю Доронину, этот талантливый писатель является не просто его однофамильцем, но и родственником – троюродным братом деда Степана Павловича Доронина.
Родился будущий писатель 4 сентября 1902 года в бедной крестьянской семье. И каким же нужно было обладать великотерпением и целеустремленностью, чтобы мальчишка из испытывавшей постоянную нужду деревенской семьи смог не только успешно окончить школу, но после пройти совпартшколу и курсы редакторов.
Работал председателем Удорского райисполкома, а с 1930 года на журналистской работе – литературный критик. Спустя пять лет возглавил Коми писательскую организацию. Редактировал журнал «Ударник», который был предшественником журнала «Войвыв кодзув» - «Северная звезда». Свои авторские публикации он посвящает проблемам становления и развития коми литературы, вопросам художественного мастерства. С 1934 года – член Союза писателей СССР, делегат I съезда советских писателей.
К сожалению, судьба этого яркого и самобытного человека, как и многих его современников, сложилась трагически. В октябре 1937 года Михаил Доронин незаконно репрессирован. Жизнь его оборвалась далеко от малой родины – в магаданских лагерях 13 декабря 1939 года. В 1956 году решением Верховного Суда Коми АССР Михаил Павлович Доронин был посмертно реабилитирован и восстановлен в Союзе писателей СССР.
Излагая историю своей семьи, Николай Доронин пишет о том, что Шыладор – родина около 260 человек его большого рода. Это место рождения его родителей, бабушек и дедушек, родственников со стороны мамы и отца. Многие из ныне живущих родственников, особенно молодые, очень мало или вообще ничего не знают о родине своих предков. Он искренне сожалеет о том, что в свое время большое село Шыладор сегодня угасает, как и многие населенные пункты глубинки. Уходят люди, но остается память о шыладорцах, давших славу своей малой родине. Так вправе ли мы забывать имена тех, кто жизнь свою посвятил развитию республики, родного языка, национальной культуры?! Говорят: без прошлого нет настоящего. Как необходимо каждому из нас помнить о своих корнях! Как интересно и поучительно постигать историю своего рода! Как важно знать – кто мы и откуда!
Винцетта БРОВКО.
Николай Александрович Доронин представляет свои книги о родословной Сыктывдинских Дорониных ученикам Слудской школы и гостям литературного вечера в честь 110-летия со дня рождения писателя, земляка и дальнего родственника Михаила Павловича Доронина, 13 сентября 2012 года.
Фотография с Интернета. Яндекс. Искать. Доронин Николай Александрович.
Пояснение
Уважаемые господа, Вашим покорным слугой в начале декабря 2011 года было вручено обращение в некоторые Государственные организации и учреждения по поводу достойного проведения Юбилейных мероприятий видного политического и общественного деятеля, руководителя коми отделением Союза писателей СССР, Михаила Павловича Доронина, г. ж. 1902 – 1939.
В декабре 2011 года и в начале января 2012 года были получены ответы от Администрации г. Сыктывкара (хоть к ним вышеназванное обращение не направлялось), от Министерства культуры РК и от Министерства национальной политики РК. (От остальных же по сей день, (декабрь 2012 года) как говорится, ни ответа – ни привета).
Спасибо всем ответившим, и некоторые мысли вслух по этому поводу.
1) Культурные мероприятия запланированы масштабные и, дай Бог, что бы они воплотились в жизнь.
2) С присвоением, одной из вновь вводимых улиц в г. Сыктывкаре, имени Михаила Павловича Доронина, вроде тоже в ответах получено согласие. Это очень актуально, так как Мерией города собираются предложения по названиям новых улиц.
3) С тем мнением, изложенным в ответах о том, что открытие мемориальной доски в честь Михаила Павловича Доронина невозможно, потому что – невозможно, Ваш покорный слуга категорически не согласен.
В одном из ответов перечислено 6 (шесть) бюрократических препон, преодолением которых, по смыслу ответа, вроде бы некому заняться… Неужели в это кто-то поверит, при наличии в Республике огромного аппарата Государственных служащих?
Ссылка на то что, дом, где проживал Михаил Павлович Доронин, уже не существует, вызывает только недоумение и очень похожа на отписку. Всегда можно установить мемориальную доску на здание, стоящее на том месте с надписью на ней следующих слов: «Эта доска установлена на месте дома, где проживал выдающийся государственный и общественный деятель нашей Республики Михаил Павлович Доронин».
Для осуществления всего предложенного Вашим покорным слугой, нужно только желание работать от всего сердца на благо жителей Республики Коми. Финансовых и властных возможностей у «рулящих» предостаточно.
25 апреля 2012 года Н. Доронин
Данное пояснение было высказано Вашим покорным слугой: на Всероссийской научной конференции «Краеведение в России; к 90-летию Общества изучения Коми края», проходившей в Сыктывкаре 16-18 мая 2012 года, и на литературном вечере, посвящённом 110-летию со дня рождения писателя Михаила Павловича Доронина, прошедшем в Слудской школе Сыктывдинского р-на РК 13 сентября 2012 года.
(К сведению читателей. Домаш-й телефон Вашего покорного слуги 62-22-67)
Новый взгляд
на некоторые стереотипы, сложившиеся в истории коми литературы,
в отношении творчества писателей:
Михаила Павловича Доронина, Павла Григорьевича Доронина и
Зои Ивановны Роговой, в девичестве Дорониной
Работая над книгой-дилогией «Родословная Дорониных с Сыктывдинского района Республики Коми», Вашему покорному слуге пришлось глубоко вникнуть в творческое наследие, оставленное вышеназванными писателями, выходцами одного рода Дорониных из населенных пунктов по реке Пожег, которая впадает в Вычегду напротив села Палевицы. Изучались не только общедоступные их книги с библиотек, но и архивные материалы, обращалось особое внимание к оценке их творческого наследия в истории коми литературы. Вот именно эта оценка, во многом образованная, по мнению Вашего покорного слуги, некими политическими и субъективными факторами непростого времени прошлого, подчёркиваю прошлого, 20-го века, вызвала недоумение своей недостаточностью и неточностью. Нам людям, живущим в 21-м веке и, по сути, в другой стране, есть в настоящее время полная возможность по другим критериям взглянуть прямо в лицо некоторым очевидным фактам деятельности писателей Дорониных: Михаила Павловича, Павла Григорьевича и Зои Ивановны, в замужестве Роговой. Вот эти факты…
А) Михаил Павлович Доронин (чей Юбилей в этом году собирается достойно отметить вся творческая общественность нашей Республики). Внёс огромный вклад в становление основ коми литературы, работал редактором журнала «Ударник», ныне «Войвыв кодзув». Был одним из двух делегатов от нашей Республики 1-го съезда Союза писателей СССР в 1934 году, руководил коми писательской организацией с 1935-го года и до его ареста в 1937 году. Как позже, в 1956 году, выяснилось незаконно арестованный, мужественно державшийся на всех изощрённых допросах, полностью отрицавший, какую-бы то ни было, свою вину и, что очень важно, не оклеветавший ни одного своего товарища, за свою стойкость наказанный тогдашними властями, отбыванием срока в самых ужасных условиях – на Магадане, скончавшийся, там в 1939 году, он остался в памяти потомков не сломленным духом Человеком. М. П. Доронин представлен только литературным критиком и всё… . Хотя, в 1930-х годах в периодических изданиях того времени, до его ареста, публиковались, время от времени, его художественные произведения в стихах и в прозе, к сожалению, отдельного их издания он подготовить не успел… . Периодика, постепенно затерялась и забылась, а остались во времени и в истории большей частью его оценки о месте и роли коми литературы в условиях требований той эпохи. Следует учесть и не забывать тот факт, что все его современники-писатели, знали о художественном творчестве Михаила Павловича, иначе, они бы не позволили, руководить ими человеку недостойному. Осталось творческое наследство земляка и дальнего родственника, троюродного брата моего деда, в личном деле писателя в Национальном архиве Республики Коми. Прочитав там некоторые из его произведений, Ваш покорный слуга был поражён его талантом, почему-то до сих пор скрытым от широкой публики? Со своей стороны попытался устранить эту несправедливость и опубликовал некоторые его художественные произведения в своей книге «Родословная Сыктывдинских Дорониных. Дилогия. Книга первая. Родословная писателей Дорониных с Сыктывдинского р-на Республики Коми», выпущенной в 2011 году за свой счёт мизерным, в 80 экземпляров, тиражом. Желающие, ознакомиться с данной книгой, может быть, найдут её в своих библиотеках, а в Центральной Республиканской библиотеке она точно есть. Опираясь на факт наличия в творчестве Михаила Павловича Доронина высокоталантливых художественных произведений, предлагаю впредь, при оценке его деятельности, называть его не только литературным критиком, но и поэтом, и прозаиком!
Б) Павел Григорьевич Доронин, богатый научный материал которого, хранящийся в Национальном архиве Республики Коми вызывает до сих пор интерес многих исследователей, известен широкой публике как учёный-фольклорист, учёный-куратовед, именно он был организатором 1-й выставки, посвящённой к 100-летию поэта, именно благодаря ему, мы знаем, как выглядит Иван Алексеевич Куратов на фотографии. Ещё о Павле Григорьевиче Доронине известно, как об историке, как об авторе рассказов, как об авторе…, написавшем и опубликовавшем первый коми роман «Парма сьöлöмын» («В сердце пармы») в 1936 году, повторяю, этот факт зафиксирован во всех справочных литературоведческих материалах и он никем не был оспорен до настоящего времени. Вот парадокс, в истории коми литературы место первого романиста занимает Василий Васильевич Юхнин со своим романом «Алöй лента» («Алая лента»), написанным им в 1939 году. Этот парадокс, может быть, имел право на свое существование из-за каких-то, в наше время не совсем понятных, политических, конъюнктурных и субъективных соображений. Но в 21-м веке, как уже было сказано выше, мы должны оценивать прошлое не замутнённым, каким бы, то, ни было, «…измом», взглядом. Поэтому предлагаю, впредь внести изменения в историю коми литературы и считать первым, с 1936 года, коми романистом Павла Григорьевича Доронина. Если это не сделаем мы, то сделают наши потомки, ещё дальше удалённые от всяких стереотипов!
В) Зоя Ивановна Рогова, в девичестве Доронина, для которой литература не была основной деятельностью, (она работала в военные годы учительницей, затем добросовестно трудилась в разных учреждениях Сыктывкара, была за свой труд награждена многими медалями, ушла от нас в «мир иной» совсем ещё недавно, в 2000-х годах) известна в истории литературы только как детская писательница, сказительница. Стоящие на этой позиции исследователи, видимо, не знакомились с её книгой «Ов, Придашöй» («Живи, родная Слудка»), рассказы в которой предназначены, отнюдь не для детских душ. Там и про самоубийство женщины из-за истязаний мужа, там и про убийство колхозного активиста, там и про стычки между колхозниками и их противниками в селе Слудка с применением огнестрельного оружия. Особенно хорошо описан Зоей Ивановной образ его родного дяди, председателя колхоза в военные годы Георгия Григорьевича Доронина, он проявляет, «чудеса» мало кому понятные из нынешнего поколения, честности, стойкости, справедливости, показывает пример, нашим «власть предержащим», истинного служения народу. Представьте, занимая главный пост в селе, он не мог позволить себе взять для больной жены дополнительное питание, и она вскоре скончалась от голода. Про «нынешних» же «властей», мы знаем многочисленные противоположные примеры. Более того, Георгий Григорьевич пожертвовал своей свободой и жизнью, ради сохранения жизни односельчан. Видя, что они истощены от голода до предела, и если их не накормить немедленно, то начнётся массовая гибель, он раздал людям неприкосновенный запас с амбаров, чем сохранил жизни многим, и был немедленно арестован за нарушение инструкций, так и погиб. Его дочери остались сиротами и были отданы в детдом. Вот так описывает Зоя Ивановна гражданский и человеческий подвиг своего дяди, его пример заставляет задуматься многих взрослых о правильности, выбранных ими, жизненных ценностей. На примере рассказов, приведенных в книге «Ов, Придашöй» («Живи, родная Слудка»), предлагаю впредь считать Зою Ивановну Рогову, в девичестве Доронину, просто писателем, которая одинаково, как и многие другие литераторы, писала очень талантливо и для взрослых, и для детей!
Предваряя вопрос, к сожалению, часто слышимый Вашим покорным слугой, о том, кто я такой, посмевший предлагать изменения, в устоявшуюся за многие годы в историю литературоведения. Отвечаю: во-первых, Гражданин, имеющий право высказывать своё мнение в любых аудиториях, во-вторых, «потомок декабриста» из легенды о происхождении рода Дорониных в Сыктывдинском р-не Республики Коми, из легенды самим же (своими исследованиями) разрушенной в пух и в прах…
Вот такой взгляд на смену оценки литературного творчества писателей Дорониных был представлен Вашим покорным слугой: на Всероссийской научной конференции «Краеведение в России; к 90-летию Общества изучения Коми края», проходившей в Сыктывкаре 16-18 мая 2012 года, и на литературном вечере, посвящённому 110-летию со дня рождения писателя Михаила Павловича Доронина, прошедшем в Слудской школе Сыктывдинского р-на РК 13 сентября 2012 года.
Выдержки из книги
«Родословная Дорониных с Сыктывдинского р-на Республики Коми. Дилогия. Книга вторая, часть первая. Родословная известных людей с Шыладора, плюс родословная всех Дорониных и большей части Торлоповых и Шуктомовых с этого, некогда большого села, а ныне деревни со Слудского с/п.
«…289,115,70,37,11,1. Доронин Михаил Павлович, родился в Шыладоре в 1902 году, жил в Сыктывкаре, скончался в Магадане в 1939 году, в «сталинских» лагерях, смотрите обзорно о нём и его семье в № 116 (К). Это писатель, Михаил Павлович Доронин, в 1930-е годы руководивший Коми отделением Союза писателей СССР. До этого он редактировал журнал «Ударник» («Войвыв кодзув»), в 1920-х годах работал председателем Удорского райисполкома Коми автономной области.
«…В Шыладоре в семье у Дорониной Павлы Васильевны проживают 3 человека, из них 1 грамотный, старше 17 лет, 1 неграмотная, старше 40 лет, сын Михаил, р. 04.09.1902г., учится в 1-м классе Усть-Вымского училища».
По карточкам учёта детей Прокопьевской волости за 1919 год, фонд 66, опись 1, дело 6, страница 24.
Он один из самых известных людей с села Шыладор (ныне деревни) Сыктывдинского р-на Республики Коми. К сожалению, наши современники стали забывать об этом, широко известном в свое время, человеке. Чтобы этого не случилось, Ваш покорный слуга в декабре 2011 года, в преддверии Юбилейного 110-го года рождения Михаила Павловича Доронина, официально обратился в некоторые властные организации и культурные учреждения нашей Республики с предложением достойно отметить эту дату.
Вот текст данного обращения – предложения:
В Министерство национальной политики Республики Коми,
в Министерство культуры Республики Коми,
в Республиканский финно-угорский центр,
в Сыктывкарский центр Коми культуры,
в Администрацию Сыктывдинского района Республики Коми,
в литературный музей имени И. А. Куратова
от Доронина Николая Александровича,
проживающего по адресу; г. Сыктывкар,
проспект Бумажников, …
№ домаш-го телефона, …
Обращение и предложение
Уважаемые руководители и работники вышеназванных ведомств и учреждений, обращаю Ваше внимание на то, что наступающий 2012 год будет Юбилейным, 110-м годом со дня рождения выдающегося государственного и общественного деятеля нашей Республики, отдавшего жизнь за её культурное и национальное развитие – Михаила Павловича Доронина (Шыладорса Миша).
«4 сентября 1902 года в д. Шыладорской у крестьянина Павла Кирьяковича Доронина и его законной жены Павлы Васильевны родился сын Михаил. Восприемником был сын их старший Григорий». По мет-й книге Ипатовской, святых Зосима и Савватия, церкви за 1902г., ф. 254, оп. 1, д. 906, стр. 72.
«Доронин Михаил Павлович (псевд. – Шыладорса Миш; 4.(16).9.1902, с. Шыладор Усть-Сысольского у. Вологодской губ. – 13.12.1939, Магадан), коми литературный критик. Род. в бедной крест. семье. Окончил совпартшколу (1921), курсы редакторов. Работал председателем Удорского райисполкома. С 1930 Д. – на журналистской работе. В 1935 году возглавил Коми писательскую организацию, редактировал журнал «Ударник», («Войвыв кодзув»). Литер-критич. статьи Д. появились в печати в конце 20-х гг. Работы Д. посвящены проблемам становления и развития Коми литературы, вопросам художеств. мастерства. Д. – член СП СССР (1934). Делегат 1-го съезда сов. писателей. В окт. 1937 Д. незаконно репрессирован. 3.8.1956 решением Верх. Суда Коми АССР посмертно реабилитирован. Восстановлен в правах члена СП СССР». По книге «Энциклопедия Республики Коми». т. 1, стр. 414, 1997г.из.
Жену Михаила Павловича звали Евдокия Ивановна, в д. Шуктомова, родилась в Шыладоре 01.02.1903 года. У них были дети: Александра и Леонид. Александра рано умерла, семьи и детей не было. Леонид тоже уже умер, у него остались дети: Анатолий и Любовь, с большой вероятностью можно утверждать, что они со своими семьями проживают в Сыктывкаре.
Михаил Павлович с семьей в 1930-е годы проживал по адресу; г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 48, кв. 18.
Уважаемые Господа-товарищи, руководители и работники вышеназванных ведомств и учреждений предлагаю Вам в Юбилейный год:
А) Использовать всю Вашу компетенцию и ресурсы для освещения творческой деятельности и жизни Михаила Павловича Доронина.
Б) На дом, где проживал М. П. Доронин, повесить мемориальную доску.
В) Назвать одну из вновь вводимых улиц г. Сыктывкара его именем.
Прилагаю фотографии Михаила Павловича и…
в подарок Вам свою книгу «Читать подано…».
С уважением Н. Доронин. Декабрь 2011 года
Кроме вышеназванных ведомств и учреждений, были поставлены в известность о данном обращении – предложении следующие редакции газет: «Республика», «Коми му», «Наша жизнь», редакция журнала «Войвыв кодзув», Союз писателей Республики Коми, также работники Сыктывдинского музея в с. Выльгорт, Сыктывдинской центральной библиотеки, Эжвинской центральной библиотеки «Светоч», Эжвинского Центра Коми культуры, общественной организации «Эжваса комияс», «Эжвинские коми», Республиканская организация «Коми войтыр».
Уже получены в декабре 2011 года и в январе 2012 года официальные ответы за подписями руководителей от Министерств – Культуры и Национальной политики и от отдела культуры Сыктывкарской администрации. В этих ответах выражается благодарность Вашему покорному слуге за столь своевременное напоминание о предстоящем Юбилее, и описываются предстоящие мероприятия по чествованию М. П. Доронина, планируемые данными ведомствами и учреждением.
От других, вышеназванных в обращении – предложении, структур пока (на сегодняшний день, когда пишутся эти строки, (декабрь 2012 года) ответов не поступало. Ну, что ж, оставим это на их совести…
Уважаемые читатели, Ваш покорный слуга начал свою литературную деятельность с публикации очерка «Богатство Родной земли» в газете «Наша жизнь» в апреле 1999 года, где рассказывалось об известных писателях с населенных пунктов по реке Пожег Сыктывдинского р-на, в их числе и о Михаиле Павловиче Доронине. Чувство гордости вызывают и мысли о кровном родстве с таким геройским человеком, никого не оклеветавшим на допросах в «сталинских застенках», из-за этого его приговорили на верную смерть, отослав на Магадан. А родство такое: мой дед по матери Степан Павлович Доронин приходится Михаилу Павловичу троюродным братом, значит, я ему прихожусь троюродным внучатым племянником.
С большим уважением Ваш покорный слуга всегда отзывался о Михаиле Павловиче в своих ранее изданных (в основном за свой счёт, а затем подаренных людям и библиотекам) книгах. Смотрите об этом в следующих трудах автора: «Наша родословная» на страницах: 7, 19, 129, 135, «Сон про Рай» на страницах: 9-10, «Шондiбанöй – олöмöй. Олöм йылысь висьтасьöм» на странице 4, «Наша родословная. Второе издание» на страницах: 27, 42, 191, 199, 260, «Сказ о Родной земле. Чужан му йылысь висьтасьöм» на страницах: 12-13, 98, 140, «Поминание. Казьтылöм» на странице 11, «Родословная Лобановых с Гурьевки» на странице 84, «Родословная Сыктывдинских Дорониных. Историческая дилогия. Книга первая. Родовые корни писателей Дорониных с Сыктывдинского р-на Республики Коми» на страницах: 1, 2, 9, 11-12, 95, 125, 128, 140, 191. Внимание, впервые за многие десятки лет, в этой книге опубликованы художественные произведения Михаила Павловича на страницах 131-132. Да, он писал поэтическим языком, но в истории Коми литературы, почему-то обозначен только литературным критиком, пришла пора назвать его поэтом и прозаиком. В книге «Читать подано…» есть строки о нём на страницах: 38, 48 и 76.
Спрашивайте книги Вашего покорного слуги в ближайших библиотеках, если их там нет, требуйте их доставки с Коми Национальной библ-ки, где есть все эти книги.
Его жена, Евдокия Ивановна, в д. Шуктомова, родилась в 1903 году в Шыладоре, жила в Сыктывкаре. В Коми национальном архиве хранятся письма этой женщины, жены, матери к Михаилу Павловичу. Уже в полуистлевших строках этих писем заключены: такая Любовь, Верность и Страдание, что хоть пиши мюзикл, наподобие «Юноны и Авось», такие там проникновенные слова, забирающие за Душу, что все невзгоды, выпавшие на долю жены несправедливо репрессированного руководителя Коми писательской организации, встают перед глазами и долго невозможно успокоиться. Обращаю внимание, автором этих писем является простая коми женщина с деревни Шыладор, воистину – талант сходится с талантом!
Читайте про неё в книге «Наша родословная. Второе издание» на стр. 42.
Может, найдется талантливый человек, который, опираясь на эти письма, конечно, с разрешения родственников, создаст что-то высокохудожественное.
«1 февраля 1903 года в д. Шыладорской у крестьянина Ивана Павловича Шуктомова и его законной жены Марии Александровны родилась дочь Евдокия. Восприемницей была с той же деревни крестьянская жена Матрена Прокопьевна Шуктомова». По метрической книге Ипатовской церкви за 1903 год, фонд 254, опись 1, дело 906, стр. 93»
Михаил Павлович Доронин, писатель Шыладорса Миш
Фотография из Коми Национального архива Республики Коми.
Выдержка из биографии
писателя, генеалога и краеведа
Доронина Николая Александровича
«..Занимается сочинением и изданием книг с 2005 года, в основном за свой счёт. Книги, диски и аудиокассеты, выпущенные очень малыми тиражами, большей частью раздаривает: библиотекам, школам, музеям, архиву, людям и общественным организациям.
В период с 2005-го по 2012 годы им было издано и подарено 10 (десять) наименований книг:
1. «Наша родословная», 45 экземпляров, 2005 года издания.
2. «Сон про Рай», 200 экземпляров и
3. «Шондiбанöй – олöмöй», 200 экземпляров, обе книги изданы в 2006 году.
4. «Наша родословная. Второе издание, исправленное и дополненное», 100 экземпляров, 2007 года издания.
5. «Сказ о Родной земле. Чужан му йылысь висьтасьöм», 100 экземпляров, издано в 2008 году.
6. «Поминание. Казьтылöм», 60 экземпляров и
7. «Родословная Лобановых с Гурьевки», 60 экземпляров, обе книги изданы в 2010 году.
8. «Родословная Сыктывдинских Дорониных. Историческая дилогия. Книга первая. Родовые корни писателей Дорониных с Сыктывдинского р-на Республики Коми», 80 экземпляров, 2011 года издания.
9. «Читать подано…», 80 экземпляров, 2011 года издания,
10. «Родословная Сыктывдинских Дорониных. Историческая дилогия. Книга вторая. Часть первая. Родословная известных людей с Шыладора. Родословная всех Дорониных и большей части Торлоповых и Шуктомовых, с этого, некогда большого села». 80 экземпляров, издана 2012 году.
В данную книгу вошли родословные ~ с 1717-го по 1920-1960-е годы следующих известных в Республике Коми (и не только) людей, связанных своими корнями с селом (ныне деревней) Шыладор с Сыктывдинского р-на Республики Коми. Вот эти люди:
1) Писатель Доронин Михаил Павлович,
2) Экс-Глава РК Торлопов Владимир Александрович,
3) Видный политик РК Рогов Александр Григорьевич,
4) Кавалер ордена Ленина (посмертно) Шуктомов Михаил Андреевич,
5) Известная сказительница, соавтор книги «Ипатьдорса фольклор», «Фольклор с Ипатова» Шуктомова Анастасия Арсентьевна,
6) Писатель Шуктомов Ганс Александрович,
7) Участник ВОВ, прошедший войну с первого до последнего дня, дольше всех (из участников ВОВ с Шыладора) проживший, рассказавший «окопную» правду Войны в газетах и в интернете, Доронин Питирим Семенович,
8) Заслуженный работник Республики Коми, много лет работавший Главврачом Слудской больницы Доронин Павел Николаевич,
9) Известный художник-дизайнер, много раз, выставлявший свои работы в Республике, и даже в Москве и в Санкт-Петербурге, Доронин Александр Александрович,
10) Ваш покорный слуга, писатель, генеалог и краевед, Доронин Николай Александрович, автор десяти книг, рассказывающих, в том числе, и о вышеперечисленных людях и, о более двух тысяч других – не так известных. Но, каждый из них принес свой вклад в историю Государства Российского.
Эти фотографии с пояснениями смотрите в книге «Родословная Сыктывдинских Дорониных. Дилогия. Книга 2-я, часть 1-я. Родословная известных людей с Шыладора»
Общественная и творческая деятельность
члена Совета общественной организации «Эжваса комияс»
Николая Александровича Доронина за 2010 год
В апреле 2010 года в рамках «Дней коми культуры в Эжвинском р-не» участвовал в обрядовой постановке «Коми свадьба» в роли отца жениха.
К середине апреля 2010 года выпустил в свет около 20-ти экземпляров книги «Поминание. Казьтылöм», посвященной к 65-й годовщине Великой Победы и описывающей 179 воинов, его земляков по (селу) деревне Шыладор, что в Сыктывдинском р-не РК, как погибших на ВОВ, так и вернувшихся оттуда, но, к сожалению, не доживших до наших дней.
Выпуск этой книги широко освещался в Республиканской печати, на радио и по телевидению, (об этом читайте ниже). Были проведены две её презентации; 17 апреля 2010 года в Эжвинской р-й библиотеке «Светоч», 30 апреля 2010 года в Выльгортской р-й библиотеке, что в Сыктывдинском р-не. На этих презентациях, кроме рассказа о создании данной книги, был проведен сбор денег для возведения обелиска в Шыладоре всем перечисленным в книге воинам, в их числе и Михаилу Андреевичу Шуктомову, о подвиге которого, совершенном им под Сталинградом в 1942 году, написал поэму Народный поэт Серафим Попов. Средства на возведение этого обелиска собирались, как из добровольных пожертвований слушателей, так и из всей вырученной суммы, полученной автором книги от продажи его книг и электронных дисков с его произведениями. Все эти деньги затем были переданы под расписку руководству Эжвинского школы – интерната № 3, которое непосредственно занималось возведением обелиска в Шыладоре, так как они там имеет подсобное хозяйство, перешедшее к ним в свое время от Сыктывкарского ЛПК.
6 мая 2010 года участвовал в торжественном, официальном открытии обелиска в Шыладоре. Своё счастливое состояние о достижении поставленной цели, (обелиск был задуман им ещё в 2008 году), он выразил в интервью, присутствовавшим на этом событии журналистам из КРТК «Юрган». Этим же вечером и на следующее утро, данное интервью было показано по телевидению в новостных передачах.
20-21 мая 2010 года был приглашен для участия на Республиканский семинар библиотекарей по теме «Освещение детских книг на коми языке в библиотеках РК». 20 мая перед данной аудиторией, в Сыктывкарской детской библиотеке им. С. Я, Маршака, дал мастер-класс «По составлению родословной». Затем, подарил всем присутствующим диски своими произведениями. 21 мая было выездное заседание этого семинара по Усть-Куломскому р-ну РК, с посещением Ульяновского монастыря и библиотек в селах; Кужба и Усть-Кулом. Где рассказывал о своем творчестве и продолжал раздаривать; диски со своими произведениями да несколько авторских книг.
1 августа 2010 года принимал активное участие в торжествах по случаю празднования 300-летия села Гурьевка, что в Прилузском р-не РК. Это родина его жены Анны Ивановны, в девичестве Лобановой. На этом торжестве он презентовал недавно выпущенную, за свой счет, книгу тиражом около 20-ти экземпляров «Родословная Лобановых с Гурьевки». В ходе презентации он подарил эти книги и диски своими произведениями: Гурьевской сельской и школьной библиотекам, библиотекам близлежащих сел и Объячевской районной библиотеке, да музею в райцентре. После презентации продолжал раздаривать всё это, находящимся там родственникам и знакомым людям.
В течение августа-сентября 2010 года были выпущены в свет 2-е издания вышеперечисленных книг, опять за свой счёт, улучшенные и дополненные, обе книги тиражом около 20-ти экземпляров. Все эти книги, впоследствии, были подарены; некоторым родственникам и знакомым, библиотекам, а также; Эжвинскому музею им. Н. М. Дьяконова, Сыктывкарскому литературному музею им. И. А. Куратова, Сыктыдинскому районному музею села Выльгорт, Коми Национальному архиву, журналу «Арт». С этими и ранее выпушенными, затем подаренными, книгами можно ознакомиться во всех общественных библиотеках Эжвинского р-на, а также в библиотеках; ПУ № 15, техникума и многих школ этого р-на. Его книги ждут читателей в некоторых библиотеках г. Сыктывкара, Сыктывдинского, Прилузского и других р-в РК.
В октябре 2010 года принял непосредственное участие в акции, проведенной газетой «Коми му», по сбору книг для, сгоревшей летом от молнии Мутницкой школьной библиотеки, что в Прилузском р-не, подарив около 80-ти книг из домашней библиотеки, в их числе и авторские книги, и диск со своими произведениями.
Принимал активное участие в деятельности Эжвинского литературного объединения «У камелька».
Участвовал в большей части собраний и мероприятий, проводимых общественной организацией «Эжваса комияс».
Стал одним из респондентов в книге «Кто есть кто в России – 2009», выпускаемой ежегодно заграничным издательством в Швейцарии. В этой книге НЕ упоминаются; политики и чиновники разного ранга, богатые люди, артисты и прочая публика, часто показываемая на Российских телеканалах. В ней составители представляют людей, много сделавших полезного для России и, тем не менее, мало известных широкой публике.
Вышенаписанный текст вошёл в отчётный доклад председателя общественной организации «Эжваса комияс», «Эжвинские коми» Галины Михайловны Шарафутдиновой на районной конференции коми народа в ноябре 2010 года и был дополнительно освещён в газете «Коми му» от 27 ноября 2010 года.
16
Сон про Рай
или
О любви и соприкосновении с миром «иным»
Однажды мне приснился Волшебный cон и он почему-то крепко запомнился, обычно все сны забываются во время просыпания. Еще с детства внушил себе не запоминать сны, ведь в то время мне часто снились кошмары. Этот же cон, вопреки моему внушению, крепко запомнился, может потому, что он был такой светлый и добрый.
1
Мне приснилось, будто бы я почему-то умер и очень переживал разлуку навсегда с родными и близкими людьми. Подробностей не помню, но будто мы, все умершие, плывем на каком-то большом корабле на незнакомый остров. Вот мы сходим с корабля, и нас встречают очень-очень много людей. Они нас встречают, как долгожданных и любимых гостей. Это не говорится, а просто чувствуется и видно по их отношению к нам.
Любовь и доброта, вот что главное на этом острове. Всё становится понятно, как только с кем-то из них встретишься глазами. Это переглядывание, как нажатие на кнопку компьютера. Получается мгновенное включение всех твоих, когда-то забытых, знаний и все вокруг происходящее становится понятным за долю времени.
На этом острове общаются Души людей, что доставляет им очень большую радость и счастье, как-будто встреча на Земле очень близких друзей после долгой разлуки, как бывает при встрече новорожденного ребенка родными, когда к нему нет никаких претензий, и все его любят за просто так, за то, что он есть. Вопреки устоявшимся представлениям, что там встречаются родные и знакомые, в моем сне было не так. Все люди, или Души людей, были незнакомы в прежней жизни, но любили меня, а также каждого, вновь прибывшего на корабле, как очень-очень близкие люди.
Как я уже говорил, по одному взгляду в глаза-глаза все становится понятно на Том Свете. Попробую, как смогу, объяснить это. Там нет несчастливых людей так, как нет причин быть несчастливым. Ведь там живут одни Души, а не тела людей. Поэтому там нет никаких физических потребностей. Ноль. И не надо думать об этих потребностях, присущих живым людям на земле. Там получаешь безмерное, душевное удовольствие, получая любовь от всех и делясь своей любовью со всеми. Там не надо; есть, пить, спать, работать или чем-то заниматься, чтобы что-то иметь. Не надо ничего добиваться и ничего доказывать ни перед кем. Все, буквально все, тебя любят просто так.
Там люди находятся в том возрасте, в каком ушли с Земли. Все здоровы и душевно очень молоды, как дети. Нет понятия: времени суток, числа, месяца и года. Времени, как такового, там вообще нет. Поэтому возраст людей не меняется. Там нет ничего физического, и в то же время есть все физическое, что каждый захочет представить себе в меру своих Земных знаний и опыта, но только хорошее по отношению к другим людям так, как ничего плохого невозможно представить. Там нет злости, зависти, жадности, мести, подлости, обиды, ревности, состязания между собой, в чем бы то ни было. Все люди равны и никто никому не желает плохого. Любовь и только любовь между людьми потому, что каждый в одно мгновение может представить себя обладателем любой Земной физической вещи без всякого труда, но это там не представляет никакой ценности.
Ценностью там является обмен друг с другом опытом Земной жизни посредством взглядов в глаза друг друга. Одного мгновенного взгляда достаточно чтоб увидеть всю жизнь твоего товарища, а он видит твою жизнь. Но никто никого не осуждает за прегрешения в прошлой жизни, они воспринимаются просто как факт, ничего не значащий. Ведь все любят друг друга безмерно. Там как-то создаются семьи, наверно, из родственных Душ. Это просто уже как данное. У меня, например, была жена индианка, крестьянка с Индии, и сын, негр с Америки. Был дом в какой-то холмистой местности, с небольшими рощами и лугами. А может это просто представление моего воображения. Ведь я уже говорил, что там сбывается сразу всё, что представляешь, как будто нажимаешь на кнопку своей памяти или знаний, и всё, что захочешь, уже есть.
Там нет физической любви между людьми и поэтому нет трагедий из-за этого, как на Земле. Кто туда попадает, никогда не хочет вернуться назад и никак не переживает за, оставшихся на земле, родных и близких. Правда, было одно исключение из этого. Встретили, как будто, убитого на Второй Мировой войне солдата. Представьте теперь время, когда мне это приснилось, в конце 1990-ых годов, а по встрече выходит, что это начало 1940-ых годов. Ведь он был убит всего несколько мгновений назад. Это представляется сразу, как в кино, он был убит пулей в сердце. Он осознавал, где сейчас находится и видел, как его все ждали и любили, но, несмотря на это, очень переживал за оставшихся на земле родных и просился назад на землю. И его просьбу выполнили. Просто мгновенье вернули назад и пуля, которая должна была попасть в сердце, пролетела мимо, не задев его. А он, живя дальше на Земле, забыл, что побывал на Том Свете, пока не умер в свое время.
Еще хочется добавить, там нет деления по языковому признаку, все понимают друг друга без слов, как человек понимает сам себя. Вообще нет никакого деления между людьми, ни по какому признаку. Нет никаких начальников и подчиненных, никаких командиров и рядовых, все во всём равны. Как равны капли воды в большом океане, как равны волосы на голове, как равны песчинки в пустыне. Никто ни перед кем ничем не гордится, никто никому ничего не доказывает. Все просто делятся Земным опытом без всякого осуждения друг друга. Всем понятна вся Земная жизнь и известна вся история Земли; её прошлое, настоящее и будущее. Ведь там нет этих понятий потому, что времени там нет. И возвращаясь, в Другой жизни обратно, человек теряет все эти знания об истории Земли, которые получил там, общаясь с другими людьми. Как, например это случилось со мной. Как-то выяснилось, что моё время быть там еще не пришло, и я попал туда по ошибке. Поэтому меня, несмотря на нежелание, отправили назад на Землю.
2
Вдруг очутился на улице какого-то прибалтийского города. Надо было как-то устраивать жизнь своего физического тела на Земле. Значит надо; что-то есть, где-то с кем-то жить, устраиваться на работу, доказывать на этой работе свою значимость и необходимость. В общем, обычные проблемы любого жителя Земли. Но, после полученных знаний о том, что есть иной вид жизни, где не надо ничего добиваться и где все тебя любят за просто так, мне захотелось вернуться обратно туда. Как будто, нашел такого же отвергнутого оттуда товарища, похожего на популярного киноартиста. Мы решили вернуться обратно уже вполне сознательно. Ведь где-то должен же быть туда вход, и мы нашли это место. Видимо вспомнили, как один раз туда уже попадали и знали, где это находится.
Это представлялось какой-то проходной с вахтерами, они пропускали только умершие души, а мы то с товарищем живые и у нас огромное желание попасть туда. И тогда мы быстро проскочили мимо вахтеров и стали убегать от них по каким-то лестницам, переходам, коридорам. Оторвавшись от погони, мы попали, как будто, в большой зал в стиле древнего амфитеатра. Сели на свободные зрительские места. Моему товарищу досталось место в первых рядах, а мне в последних. Вокруг сидят только что, умершие люди, они очень все грустные, видимо жалеют о прошедшей земной жизни и тревожатся о том, что их ожидает. А мы ведь с товарищем знаем, что нас ожидает впереди очень хорошее и поэтому у нас приподнятое настроение. Это вызывает большое удивление окружающих. Тут появляется на сцене какой-то человек и говорит, что надо дуть на розы. В это мгновение у всех на руках, оказывается, по одному цветку серой розы. А дуть на неё надо для того, чтобы выяснить есть ли среди сидящих в зале живые люди, говорит человек со сцены. Мол, некоторые специально раньше времени прорываются сюда. Он, наверно, имел в виду нас с товарищем. Поэтому мы с ним очень сильно испугались, что нас разоблачат и вернут назад на землю. А мы не хотели этого потому, что вкусили уже другой, Райской жизни. Но другие люди рядом с нами этого не знали и хотели вернуться назад к родным на землю. Поэтому они изо всех сил дули на свои серые розы, но у них даже лепестки не шевельнулись. Мы же с товарищем сдерживали своё дыхание, как могли, но наши цветки всё равно шевельнулись и нас разоблачили. Человек со сцены показал охране на меня и моего товарища, велев ей вывести нас обратно в Земную Жизнь, как нарушивших свою судьбу. Я уже говорил, что мой товарищ сидел в первых рядах, поэтому его сразу же определили и вывели из зала. А вместо меня по ошибке вывели сидящего впереди меня наискосок человека, к его и моей радости. Он был рад, что ожил и что снова встретится с близкими людьми, а я был рад тому, что снова попаду в то место, где мне было так хорошо.
3
Достарыңызбен бөлісу: |