КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Апсида -
|
полукруглый (иногда снаружи граненый) выступ в восточной части церкви, в котором расположен алтарь. Если церковь имеет не одну, а три апсиды, то в боковых расположены жертвенник и дьяконник.
|
Аркада -
|
ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.
|
Аркатура -
|
(аркатурный пояс) - декоративный мотив в виде ряда глухих арочек.
|
Барабан -
|
вертикальная цилиндрическая вставка под куполом, прорезанная окнами и служащая для освещения церкви.
|
Бема -
|
см. Вима.
|
Вима (иначе - бема) -
|
дополнительное членение между подкупольным пространством церкви и апсидой.
|
Витраж -
|
живопись на оконном стекле; иногда под этим термином понимают просто цветные оконные стекла.
|
Закомара -
|
полукруглое завершение членения фасада, отвечающее конструкции перекрытия, т. е. торцу цилиндрического свода.
|
Квадр -
|
отесанный прямоугольный каменный блок.
|
Квадрифолий -
|
четырехлепестковый план здания (в виде четырех соединенных полукружий).
|
Кокошник -
|
то же, что закомара (см.), но не отвечающая конструкции и имеющая чисто декоративный характер.
|
Конха -
|
полукупол, перекрывающий полукруглое в плане помещение, например апсиду.
|
Крестовокупольная система -
|
система перекрытия церкви, при которой в центра находится купол, опирающийся с помощью парусов (см.) на четыре столба, а к центральному пространству примыкают крестообразно расположенные цилиндрические своды. Если при этом угловые членения имеют такую же высоту, как ветви архитектурного креста, и в интерьере не отделены от крестообразного пространства глухими стенами, то данный вариант обычно называют вписанным крестом.
|
Купольная базилика -
|
здание базиликального типа (удлиненное здание, средний неф которого выше боковых нефов), в центральной части перекрытое куполом.
|
Лопатка -
|
плоская вертикальная тяга, утолщение стены, отвечающее конструктивным членениям здания. Если лопатка не плоская, а имеет более сложную
|
-155-
|
профилировку, то в древнерусском зодчестве ее обычно называют пилястрой (см.).
|
Мозаика -
|
род монументальной живописи из маленьких кусочков специального цветного стеклянного сплава - смальты (см.); в древнерусском зодчестве применялась также для убранства полов наиболее богатых зданий.
|
Нартекс -
|
западное членение церкви, более или менее четко отделяющееся от основного помещения.
|
Неф -
|
продольное помещение внутри церкви. Если нефов несколько, они отделяются друг от друга рядами столбов.
|
Парус -
|
часть купольного свода, сферический треугольник, служащий переходом от квадратного подкупольного пространства к круглому кольцу барабана купола.
|
Пилястра -
|
см. Лопатка.
|
Плинфа -
|
плоский и широкий кирпич, применявшийся в домонгольской Руси.
|
Подпружные арки -
|
арки, опирающиеся на столбы или стены, поддерживающие своды или паруса барабана.
|
Поребрик -
|
декоративная полоса из кирпичей (или камней), поставленных на ребро под углом к поверхности фасада.
|
Придел -
|
часовня, пристроенная к церкви.
|
Притвор -
|
помещение типа тамбура перед порталом церкви.
|
Смальта -
|
стеклянный сплав, имеющий в зависимости от введенных в него добавок различные цвета и оттенки. Золотая смальта делается из двух слоев прозрачного стекла, между которыми прокладывается тончайший золотой листок. Смальта изготавливается в виде дисков, а для использования в мозаике дробится на маленькие кусочки.
|
Триконх -
|
здание, имеющее с трех сторон (с севера, востока и юга) полукруглые выступы, перекрытые полукуполами - конхами (см.).
|
Фреска -
|
монументальная живопись, основные тона которой исполнены водяными красками по свежей известковой штукатурке. Детальная проработка обычно выполняется уже по подсохшей штукатурке в темперной технике.
|
Хоры -
|
балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц.
|
Цемянка -
|
мелко измельченная керамика или толченый кирпич, служащий заполнителем известкового раствора.
|
Достарыңызбен бөлісу: |