РИТОРИКА
Книга первая
«Риторика» печатается по изданию Аристотель. Риторика, перевод с греческого Н. Платоновой. Спб., 1894. Для настоящего издания перевод заново сверен О.В.Смыкой по изд.: Aristotelis ars rhtorica, ed. A.Roemer. Lipsiae, 1885, а также по изд.: Aristotelis ars rhtorica, rec. W. D. Ross. Oxonii, 1964.
Краткое содержание глав «Риторики» принадлежит переводчику. Нумерация текстов Аристотеля идет по классическому изданию: Aristotelis opera ex rec. I. Bekkeri, ed. Academia regia Borussica, ed. altera. Addendis instruxit, fragmentorum collectionum retractavit O.Gigon, v. I-V. Berlin, 1960-1963.
1
1 Диалектика (греч, dialegomai «беседую», «веду разговор») основана на методе беседы и рассуждения для поисков объективной истины, Платон называет диалектиком того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы» (Платон. Соч., в трех томах, под ред, А. Ф. Лосева и В. Ф, Асмуса, I 1. М., 1968, с. 390. Далее все ссылки на русские переводы Платона приводятся по этому изданию).
Диалектика обычно противопоставляется софистическому спору – софистике. Искусство диалектики, пишет Платон в «Федре», «в душе человека насаждает и сеет речи, способные помочь и самим себе и сеятелю, ибо они не бесплодны, в них есть семя, которое родит новые речи в душах других людей, способные сделать это семя навеки бессмертным» (Платон. Федр, 277 а). Риторика также использует законы диалектики для нахождения способов убеждения или опровержения слушателя или собеседника. Мысль об общности наук, о «едином в отношении многого» вообще близка Аристотелю. Диалектику, которая «имеет дело со всеми науками», а не «с каким-либо одним определенным родом» он считает именно такой «общей наукой» («Аналитика вторая», II 11, 77 а 27—32) (Аристотель. Аналитики первая и вторая. М., 1952).
2 Энтимема (греч, enthymema «то, что находится в уме» — en thymōi) —логическое доказательство, высказанное неполностью, часть которого подразумевается. Это логическое умозаключение, в котором из двух высказываний, посылок, следует новое высказывание, заключение, той же структуры, что и посылки, Деметрий (см. в этом же издании его сочинение «О стиле», 32) считает энтимему «некоторым риторическим умозаключением», т. е. силлогизмом, У Аристотеля энтимема также относится к риторическим средствам убеждения в той же мере, как и вообще другие типы логических доказательств, которыми оперирует риторика.
Суть — в греческом тексте, принятом издателями Аристотеля, стоит sōma, т. е. «тело», хотя есть указание на недошедшее рукописное чтение rhōmа (=е) «сила». Здесь характерное для греческого мышления телесное представление о философских, эстетических и этических категориях. Ср., например, у Ксенофонта в «Кинегетике» рассуждение о «теле добродетели» (II 19) (Xenophontis scripta minora, ed. F.Rühl, v. II. Lipsiae, 1912). В рукописи «Гиппия большего» Платона (301 b) также читаем о «телах сущности». Подробности см.: Платон. Соч., т. 1, прим. 35 к «Гиппию большему».
3 Ареопаг —высший судебный орган в Афинах по важнейшим уголовным делам. Назван по месту заседаний на «холме Ареса». Члены Ареопага избирались пожизненно. В 462 г. до н. э. по реформе Эфиальта утратил свое былое политическое значение. О том, что в Ареопаге запрещалось многословие, сообщает оратор Фемистий (26, 311 b)(Themistii orationes, ed. G.Downey et A.Norman, v. II. Leipzig, 1971). У Платона также находим сведения, что выступающего на суде связывает «противник и зачитываемый иск, сверх которого ничего нельзя говорить» («Теэтет», 172 е).
4 О силлогизме см. выше, прим. 2.
5 См. «Топика», 1 2, 101 а 30—32, где говорится, что искусство доказательств «необходимо для обмена мыслей» и особенно «при общении с другими, учитывая мнения толпы».
6 В комментарии Прокла на платоновского «Кратила» читаем (prooem IV), что «Аристотель и софисты считают только риторику и только диалектику способными на то и другое, т. е, убедить кого-либо сделать выбор или опровергнуть» (Procli Diadochi in Platonis Cratylum commentarii, ed. G.Pasquali. Lipsiae, 1908).
7 Ср. замечание оратора Исократа о риторическом искусстве, которое «самое серьезное из всех, так как оно может решить то, что является более важным в отношении души, а не тела; таким образом, сведущие в ней люди хвалят больше тех из философов, кто в ней упражняется» (15, 250) (Isocratis orationes, ed. altera cur. F.Blass, v. II Lipsiae, 1885).
8 Сравнивая диалектику и софистику, Аристотель пишет в «Метафизике»: «Софистика и диалектика занимаются тою же областью, что и философия, но эта последняя отличается от диалектики по характеру своей способности, а от софистики по игранному ею образу жизни. Диалектика только делает те или другие попытки в отношении тех объектов, которые познает мудрость, а софистика — это мудрость мнимая, а недействительная» (IV 2, 100 4 b 22— 26).
2
9 Плутарх, сравнивая двух ораторов, Демосфена и Фокиона, говорит, что первый был величайший, но второй зато самый искусный. Он воздействовал на слушателей не только силой речей, но и безукоризненностью жизни, понимая, что «одно-единственное слово, один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше многих пространных доводов» (Плутарх, Сравнительные жизнеописания в трех томах, т. III («Демосфен», X) М., 1964). Еврипидовская Гекуба, обращаясь к искусному оратору Одиссею, тоже убеждена в роли личности говорящего.
Нe надо слов искусных: обаяньем
Своим ты греков покорить сердца.
Из уст безвестных и вельможных уст
Одна и та же речь звучит различно.
(«Гекуба», 293—295, пер. И. Анненского)
10 О страстях Аристотель говорит во второй книге «Риторики».
11 Аристотель не раз утверждает эту мысль. В «НикомаховоЙ этике» он считает политику наиболее общей, архитектонической» наукой, которой служат стратегия, экономия и риторика, «наиболее уважаемые способности» (I 1, 1094 а 26—b 3).
12 Наведение (греч. epagōgē) есть не что иное, как индукция, которая на основании частных случаев делает общее заключение. Об индукции см.: «Первая аналитика», II 23.
Пример делает возможным частное заключение на основании частного случая. О доказательстве посредством примеров см.: «Первая аналитика», II 24.
О взаимоотношении энтимемы и силлогизма см. выше, прим. 2.
13 См. «Первая аналитика», II 23, 24.
В другом месте Аристотель, говоря об обучении на основании имеющихся знаний, ссылается на высказывания, которые что-либо доказывают посредством силлогизмов или индукции, и находит сходный с этим тип доказательства в ораторском искусстве, когда «ораторы убеждают других или посредством примеров, которые являются видом индукции, или посредством энтимем, которые представляют собою силлогизмы» («Вторая аналитика», I 1. 71 а 1—11).
14 «Топика», I 10. См, выше, прим. 12.
15 «Методика» до нас не дошла. Диоген Лаэртский в перечне сочинений Аристотеля упоминает «восемь книг «Методик» (V 23) (Diogenis Laertii. De clarorum philosophorum vitis, rec. C.Cobet. Parisiis, 1878).
16 Сократ (469—399 до н. э.) — афинский философ, основатель диалектического способа (посредством вопросов и ответов) нахождения истины. Ничего не писал, но его деятельность и беседы послужили материалом для диалогов учившегося у него Платона (см. Платон. Соч. в трех томах) и «Воспоминаний» Ксенофонта (см. Ксенофонт. Сократические сочинения. М., 1935). Речь Сократа на суде, где он был обвинен в развращении молодежи, непризнании старых богов и введения новых (Diog. Laert., II 40), а также его последние дни и часы перед казнью обрисованы Платоном в «Апологии Сократа», «Критоне» и «Федоне», Подробную характеристику: деятельности Сократа см.: Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона. В кн.: Платон. Соч., т. 1.
Каллий, сын Гиппоника,— богатый афинянин, тративший большие обучение у софистов. Упоминается у Платона («Апология Сократа», «Кратил»).
17 Дорией — сын атлета Диагора Родосского, воспетого Пиндаром (Ol., VII). Одержал три победы в Олимпии как панкратиаст и на других состязаниях. Сражаясь на стороне спартанцев, был взят афинянами в плен, но отпущен на свободу из-за своей славы. О статуях Диагора, Дориея и его братьев в Олимпии сообшает Павсаний (VI 7, 1).
18 «Первая аналитика», I 8, 13—14.
19 Греч. tecmar означает не только «знак», или «признак», но и «конец, цель»; pеras — также «конец, граница».
20 См. «Первая аналитика». II 27 (об энтимеме).
21 Имеется в виду сиракузский тиран Дионисий Старший (431—367 до н. э.). О сиракузских тиранах Дионисии Старшем и Младшем см. у Плутарха в жизнеописании Диона, Платон в «Законах» рисует тип «тиранического» человека (VII 565 d - 569 c).
Писистрат (вторая половина VI в, до н.э.) — афинский тиран, в родстве с Солоном. Плутарх рассказывает о том, как Писистрат хитростью добился у афинян разрешения иметь личную стражу. Он ее «открыто набирал и содержал сколько хотел, а народ спокойно смотрел на это, пока, наконец, он не занял Акрополь» («Солон», XXX).
Феаген, тиран Мегары (VI в. до н. э.), достиг власти, защищая на первых порах неимущих (см. Аристотель, Политика, V 5. I 305 а 24 cл.).
22 Аподиктический (греч. ароdeicticos) — убедительный. В логике так называются суждения, утверждающие полную и безусловную необходимость чего-либо.
23 См, «Топика», I 1, 14; III 5, О методе доказательств в разных науках на основе только им присущих свойств см.: «Первая аналитика», I 30.
3
24 Эпидейктическая речь - торжественная, произносимая по специальному случаю.
25 Ахилл, сын Пелея и Фетиды,— главный герой «Илиады» Гомера.
Патрокл, сын Менетия,— друг Ахилла, убитый Гектором под Троей.
В «Илиаде» (XIX 401—418) один из коней Ахилла, бессмертный Ксанф, человеческим голосом пророчит Ахиллу смерть:
Сын могучий Пелид, тебя еще нынче спасем мы.
Но приближается день твой последний. Не мы в этом оба
Будем повинны, а бог лишь великий с могучей судьбою….
4
26 Риторика близка к софистике, так как занимается вопросами не только истинного убеждения, но и убеждения кажущегося (см. конец первой главы).
27 Аристотель пишет, что из трех видов правления (монархия, аристократия, тимократия) «лучшее — монархия, худшее — тимократия», См,: Аристотель, Этика, пер. Э. Радлова, Спб, 1908 («Никомахова этика». VIII 12, 1160 а 31—1160 b 69).
Под тимократией (греч. timē «честь», «цена», «плата») понимается правление, основанное на цензе в соответствии с имущественным положением. В «Политике» (IV 4) Аристотель рассматривает демократическую форму правления; наследственную власть, или «династию» (IV 5, 1292 b 5 cл.); царскую власть, приобретаемую за деньги, наподобие той, что была в Карфагене (II 8, 1273 а 36); промежуточную форму правления «эсимнетов», пожизненно избранных монархов (IV 8, 1295 а 10—14); три формы тирании (IV 8, 1295 а 15-23). В «Риторике» Аристотель определяет тиранию как «неограниченную монархию» (1 8, 1366 а 2).
Олигархия — «власть немногих». Анализ олигархии дается Аристотелем в «Политике» (IV 5). При олигархии власть обеспечена высоким имущественным цензом, ограничивающим доступ к власти большинству граждан. Аристотель устанавливает четыре типа олигархии.
5
28 Разные представления о счастье, или благе, даны в «НикомаховоЙ этике» Аристотеля (I 2). Автор считает, что «совершенное благо должно удовлетворять себя» (I 5, 1097 b 7 cл.), а «блаженство состоит в душевной деятельности (psyches energeia), сообразной с добродетелью» (I 13, 1102 а 5 cл.). В «Риторике» Аристотель перечисляет определения блаженства в духе сократическом (добродетель — aretē), стоическом (самоудовлетворение — аytarceia), эпикурейском (приятнейшая жизнь — hēdistos), а также дает распространенные обывательские представления о блаженстве как богатстве.
29 Благородство происхождения прославляет афинский оратор Исократ в хвалебной речи Евагору (Euag., 71).
30 Платон в «Законах» называет женский род ввиду его слабости «более скрытым и лукавым», «беспорядочным», «по достоинству хуже» мужского (VI 781 аb). Аристотель в «Политике» (II 9) осуждает своеволие спартанских женщин, их влияние на мужей, с чем не мог справиться даже Ликург, пытавшийся подвести женщин под свои законы.
Аристотель прямо считает, что свободное отношение спартанского законодательства к женскому вопросу «оказывается вредоносным», «не служит к благополучию государства вообще» (II 9, 1269 b 12—14) и «вносит не только своего рода дисгармонию в государственный строй», но и содействует «развитию корыстолюбия» (1270 а 11-15).
31 Геродик из Мегар- учитель Гиппократа Косского, содержал гимнасий в Афинах. Ввел гимнастику в лечебных целях. Удлинял жизнь больного, при этом не вылечивая его. Платон («Государство» 406 а) с негодованием пишет, что Геродик «сперва жестоко мучил самого себя, а потом и многих других».
32 Пентатл --пятиборье, куда входили бег, прыжки, борьба, метание диска, метание копья.
33 Панкратий —соединение кулачного боя с борьбой.
34 В «Физике» Аристотель рисует картину полного детерминизма, когда «ничто не делается случайно, но для всего, возникновение чего мы приписываем самопроизвольному или случаю, имеется некая определенная причина» (II 4). Для Аристотеля, «случай есть нечто второстепенное, чем и разум и природа» (II 6). Он основывается на причине, «неясной для человеческого разумения» (II 4). См.: Тахо-Годи А. А Природа и случай как стилистические принципы новоаттической комедии.— В кн.: Вопросы классической филологии, № 3-4, М., 1972, с. 246 и сл.
6
35 К добродетелям Сократ присоединяет благочестие, или справедливость, «честность» (Платон. Менон, 78 b). В «Государстве» Платона (VI 486 b) великодушие считается свойством истинного философа.
36 «Илиада», I 255.
37 «Илиада», II 176, 298.
38 Эта пословица нигде больше не засвидетельствована.
39 Симонид Кеосский (VI—V вв. до н. э.) —знаменитых греческий элегик и создатель хоровых песен. Здесь имеется в виду фр. 36 (Anthologia lyrica graeca, ed. E. Diehl, v. I—II, Lipsiae, 1925). Схолиаст Пиндара (Ol, XIII 78, — In: Pindari opera, ed. A. Boeckhius, v. II, pars. 2, Lipsiae, 1821) разъясняет, что некоторые коринфяне под предводительством Главка, сына Беллерофонта, были союзниками троянцев и потому их не порицали. Однако коринфяне как греки вообще мыслили себя врагами троянцев, и стихи Симонида должны были для них звучать оскорбительно.
40 Аристотель перечисляет всем хорошо известные мифологические мотивы и сюжеты греческого героического эпоса: Афина, богиня мудрости покровительствует Одиссею во всех его предприятиях, афинский царь и герой Тесей похитил Елену, совсем еще юную; Александр, или Парис, был избран судьей в споре трех соперниц — богинь Афины, Геры и Афродиты (см. речь Исократа «Елена», 18.41), Ахилл — любимый герой Гомера (ср. начало «Илиады»: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына»).
7
41 Леодомант — известный афинский оратор, ученик Исократа, выступал обвинителем Каллистрата и Хабрия.
Каллистрат — известный афинский оратор, исполнял должность стратега вместе с Хабрием (377, 373 - гг. до н. э.), пытался установить мир со Спартой.
Хабрий — афинский стратег, победитель спартанцев в 388 г. до н. э. Сведения о его жизни и мужественной смерти дает в своих жизнеописаниях К. Непот.
42 «Всего лучше вода» – начало I Олимпийской оды Пиндара, за которым следуют слова: «а золото пылающим огнем... самое превосходное из богатств». Видимо, здесь намек на учение Фалеса о воде как материальной основе бытия.
43 Ср. Платон: «...если бы оказалось неизбежным либо творить несправедливость, либо переносить ее, я предпочел бы переносить» («Горгий» 469 с). Эта позиция Сократа проводится также в «Критоне»: «...Нельзя и отвечать несправедливостью на несправедливость». (49 с). Противоположное этому читаем у Еврипида: «Я считаю, что человеку свойственно делать врагам зло» (фр. 1092) (Tragicorum graecorum fragmenta, rec. A. Nuack. Supplementum adjecit B. Snell. Hildesheim, 1964).
44 «Илиада», IX 592—594, Слова принадлежат жене этолийского героя Мелеагра, умоляющей его вступить в бой во время войны этолян и куретов.
45 Эпихарм – знаменитый сицилийский комедиограф (VI-V вв. до н. э.), близкий по взглядам к пифагорейцам. Его философские фрагменты см. в изд.: Die Fragmente der Vorsokratiker, griechisch und Deutsch, v. H. Diels, 9. Aufl., herausgeg. v. W. Kranz, Bd I—III. Berlin, 1959—1960), а комические — в изд.: Comicorum graecorum fragmenta, ed. G. Kaibel, v. I. Berolini, 1899.
46 Симонид Кеосский, фр. 110 (о победителе на Олимпийских играх, бывшем рыбаке).
47 Ификрат — известный афинский стратег (V—IV вв. до н. э.), сын простого кожевника (см. его жизнеописание у К. Непота).
48 «Одиссея», XXII 347. Слова певца Фемия, обращенные к Одиссею с мольбой о пощаде во время расправы последнего с женихами. Одиссей дарует Фемию жизнь, так как он «певец, и богам свои песни поющий и людям» и «само божество» вложило ему в сердце «всякие песни» (345 сл.).
49 Перикл (ок. 469—429 гг. до н. э.) —афинский государственный деятель, глава демократов, стратег, блестяще образованный оратор. Способствовал военному и культурному возвышению Афин. Его биографию см.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. I («Перикл»)
Здесь упоминается, видимо, первый год Пелопоннесской войны. Надгробная речь Перикла погибшим известна из «Истории» Фукидида (II 35 - 46). Однако данная метафора там отсутствует. У Геродота (VII 162) похожая метафора встречается в речи к афинянам сиракузского тирана Гелона, который потерю своей помощи Элладе уподобил изъятию весны из времен года.
Еврипид в «Просительницах» метафорически говорит:
Иной, как ниву о поре весенней,
Жнет храбрецов и косит молодых.
(448 сл., пер. С. В. Шервинского).
8
50 О формах правления см. выше, прим. 27. Платон упоминает также о смешанном виде правления, как, например, в Спарте. В «Законах» оно характеризуется как похожее то на тиранию, то «на самое демократическое из всех государств», хотя в нем «странно не признать и аристократию», и «пожизненную царскую власть» (IV 712 d —е).
51 См. «Политика», IV 4. 5, 8; II 8.
9
52 Энкомий — первоначально хвалебная песнь в торжественном шествии победителя на играх, затем — жанр хвалебной речи.
Аристотель пишет в «Никомаховой этике»: «Похвала же принадлежит добродетели, ибо она делает нас способными ко всему прекрасному; хвалебные же гимны [энкомии] относятся в одинаковой мере как к душевной, так и к физической деятельности» (I 12, 1101 b 31-34).
53 подобное же определение находим у Аристотеля в «Евдемовой этике» (VII 15, 1248 b 18), а также в платоновском «Горгии», где прекрасное определяется через удовольствие и благо, или добро (475 a). В «Определениях», приписываемых Платону, прямо сказано: «прекрасное есть благо» (414 e). См. также прим. 28 и 35.
54 Определению добродетели посвящен диалог Платона «Менон» (70 a – 81 a и 86 c – 100 c). В «Никомаховой этике» Аристотель заключает: «Если блаженство состоит в душевной деятельности, сообразной с добродетелью, то мы должны исследовать добродетель» (I 13, 1102 a 5 сл.).
55 Сафо и Алкей (VII–VI вв. до н. э.) – древнегреческие поэты с о-ва Лесбос, современники и друзья, основатели мелики, т. е. сольной песенной лирики. Здесь имеется в виду Сафо, фр. 149.
56 См. прим. 43 и Архилох, фр. 79. а, где выражается радость по поводу несчастий обрушившихся на друга, изменившего клятвам верности.
57 Об этом обычае см.: Ксенофонт. О государственном устройстве лакедемонян, II 3. Элиан в «Пестрых рассказах» сообщает, что спартанцам «было запрещено заниматься недостойным трудом» (VI 6).
58 Паралогизм – непреднамеренная логическая ошибка, возникшая в доказательстве или споре.
59 В «Менексене» Платона Сократ говорит: «Вот если бы надлежало хвалить афинян в Лакедемоне или лакедемонян в Афинах, то, конечно, нужен был бы ный ритор, умеющий убедить и представить предмет в хорошем виде. А кто подвизается среди тех, кого хвалят, тому хорошо говорить, кажется, дело невеликое» (235 d).
60 См. выше прим. 46.
61 Симонид Кеосский, фр. 85. Строка из эпитафии Архедике, дочери афинского тирана Гиппия, сына Писистрата. Гиппий бежал из Афин в г. Лампсак (М. Азия), где его дочь была замужем за тираном Эантидом (Фукидид, VI 59, 3-4).
62 Гипполох — лицо неизвестное.
Гармодий и Аристогитон прославились как убийцы тирана Гиппарха (514 г. до н. э.), брата Гиппия, который был предупрежден и сумел бежать.
Известна бронзовая группа работы Крития и Несиота, изображающая тираноубийц и поставленная на афинской площади — Агоре.
10
63 Эту классификацию Аристотеля можно представить таким образом:
ВСЕ ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ВСЕ
непроизвольно
случайно
по необходимости
по принуждению
согласно требованиям природы
произвольно
по привычке
под влиянием стремления
разумно (или желание стремиться к благу)
неразумно
под влиянием гнева
под влиянием страсти
64 См. «Риторика», II 12—17.
65 См. «Риторика», I 5.
66 См. «Риторика», II 2.
11
67 Ср. об удовольствиях, или наслаждениях: «Никомахова этика», VII 12—13.
68 Эвен Паросский, фр. 8 Diehl.
Аристотель в «Никомаховой этике» (VII 11) приводит стихи элегического поэта Эвена о привычке как следствии упражнения, ставшей природой человека. Под именем Эвена существуют два поэта, один из которых — софист, старший современник Сократа — не раз упоминается Платоном («Апология Сократа», 20 bc, «Федон». 60 d; «Федр» 267 a).
69 Еврипид. Андромеда, 133 N.— Sn.
70 «Одиссея», XV 400-401.
71 «Илиада» XVIII 109.
72 «Илиада», XXIII 108; ср. «Одиссея», IV 183.
73 Еврипид. Орест, 234 (слова Электры к брату Оресту).
В «Никомаховой этике» Аристотель несколько иначе объясняет приятность перемен: «Природа человека испорчена, и подобно тому, как испорченный человек есть самый изменчивый, так природа нуждается в изменении, так как она непроста и не совершенна» (VII 15, 1154 b 28-31).
74 Ср. Платон, Федр, 240 с и пословицу, которую приводит схолиаст Платона к этому месту: «Сверстник радует сверстника, старик — старика». Ср, также:
Бог, известно, всегда подобного сводит с подобным.
(«Одиссея», XVII 218)
По Аристотелю, «натурфилософы приводят в порядок всю природу, взяв в качестве принципа стремление подобного к подобному» (31 А 20 а Diels). Атомист Левкипп тоже приводит принцип стремления подобного к подобному при образовании миров (67 A 1). Демокрит полагает, что подобное стремится к подобному (68 А 99 а, А 165). См. также: Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946, фр. 200.
Эта старая и весьма популярная мысль начиная с Гомера пронизывает всю натурфилософию.
75 Еврипид, фр. 183 из недошедшей трагедии «Антиопа».
76 Рассуждения Аристотеля о смешном, видимо, находились в недошедшей части «Поэтики», В известном нам тексте говорится о древней комедии (гл. 3, 5).
12
77 См. «Риторика»; II 19.
78 Лицо неизвестное.
79 Имеется в виду отдаленность Карфагена. Данное место не очень ясно. Конъектура Гайсфорда, предлагающая читать «халкедоняне» (ср. греч. chalcedonian — carchedonioi «карфагеняне»), может быть, имеет основание, так как древние считали жителей Халкедона ловкими грабителями.
80 Эту фразу можно толковать двояко: как пословицу «добыча мизийцев» имеющую в виду предмет никому не нужный, на который даже мизийцы, известные своей трусостью, не претендуют, или же как сравнение с трусливыми мизийцами, которые легко становятся добычей врага.
81 Дион — государственный деятель и политик, брат жены сиракуэского тирана Дионисия Старшего. Сочувствовал идеям Платона о «просвещенном монархе». Пытался совершить государственный переворот, но в результате заговора был убит Каллиппом, своим прежним другом. См. Плутарх. Дион, гл. LIV-LVII, а также седьмое письмо Платона (Платон. Соч., т. 2).
Достарыңызбен бөлісу: |