КРЕДО 3 (235)
КРЕДО 3 (235) 1
Оглавление 1
Дорогие читатели нашей газеты! 2
Встречаем Пасху 2
Вступи в Пасхальное Триденствие 6
Мастер-класс в Щучинске 11
5. Чудеса и почитание после смерти святой Матери Терезы Иисуса 12
Два дара для каждого
периода жизни 16
Св. Екатерина Сиенская, 18
Этот человек 19
в деревянных башмаках 9 19
Среди гонений /15 22
Священники Казахстана и Средней Азии 22
Борьба человека с изображениями Бога 24
От редакции
Дорогие читатели нашей газеты!
Заканчивая Великий Пост, мы с Вами входим в величайшую тайну христианства – в тайну смерти и воскресения нашего Господа Иисуса Христа. Втечение всего поста мы с Вами готовили наши сердца к этому моменту, когда сможем вновь с Иисусом пережить тайну Его безграничной любви, которая выражается в том, что Он за нас грешных, ради нашего спасения отдает свою жизнь, умирая на кресте, но воскресает и живет вечно, чтобы и мы с Ним в Его Царстве жили вечно.
В этом номере нашей газеты Вы можете найти помощь для того, чтобы глубоко пережить пасхальную тайну Иисуса. Можете найти свидетельство жизни с Господом Богом некоторых святых, особое воспоминание которых мы совершаем в это время, и многое другое, что может стать полезным в нашей жизни.
Пусть наша в вами жизнь будет продолжением этих страниц. Пусть пасхальная тайна Господа преобразит нас полностью, даруя нам спасение и Божью любовь.
О. Евгений Зинковский
Официально
Встречаем Пасху
Пасха, в отличие от Рождества – подвижное торжество, поэтому каждый год она приходится на разные даты.
На Никейском соборе в 325 г. было решено, что Пасха будет праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния между 22 марта и 25 апреля. Это решение признается большинством Церквей и сегодня.
Вычислить дату Пасхи на конкретный год очень просто, по крайней мере, для компьютеров. А началось все с открытия математика Карла Фридерика Гауса, нашедшего в 1800 г. «пасхальную формулу», которая позволяет рассчитать, когда в том или ином году следует праздновать Пасху, но не объясняет, однако, почему. Ответ можно найти у истоков христианства, уходящих в иудаизм. Евангелисты описывают страдание и смерть Иисуса в преддверии Пасхи, которую евреи праздновали в память об исходе из Египта в четырнадцатый день весеннего месяца Нисана. Однако отделение Церкви от синагоги привело к разделению этих праздников. Никейский собор постановил, что Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Таким образом, участники собора хотели подчеркнуть сугубо христианский характер торжества.
В григорианском календаре, названном в честь папы Григория XIII, в соответствии со средневековой традицией в 1582 г. было окончательно установлено, что весна начинается 21 марта. Таким образом, существует 35 возможных дат празднования Пасхи в период с 22 марта по 25 апреля. Однако не все даты выпадают одинаково часто: торжество очень редко приходится на периоды до 28 марта и после 21 апреля, что связано с математикой, а не с богословием.
Страстная неделя – это вершина церковного года, самая важная Неделя церковного Года для всего человечества. В ней мы вспоминаем о событиях, с которых берет свое начало смысл и цель всей человеческой истории – страдание, смерть и воскресение Иисуса.
Вербное воскресенье
В Вербное воскресенье мы воспоминаем тот день, когда Иисус на ослике торжественно въехал в Иерусалим. Много людей вышло навстречу Ему, размахивая пальмовыми ветвями и крича «Осанна! – Слава Сыну Давидову!»...
Сейчас христиане так же выходят навстречу Иисусу, приветствуя Его. У нас, обычно, – вербой или ветвями другого подходящего дерева. Этим мы выражаем наше желание того, чтобы умерло всё, что не от Бога, а то, что Божие, – победило в нас.
Великий четверг
В это время мы вспоминаем тот день, когда Иисус установил Святые Дары и священство. В литургии появляется обряд омовения ног, – это внешнее выражение решения подражать Христу в смирении и духе безграничного служения любви.
Из «Воспоминаний» Эгерии (ок. 400 г.) следует, что в IV в. на Великий четверг в Иерусалиме совершалось две литургии. Первая – в середине дня в базилике Мучеников, – завершала собой Великий пост, вторая – в храме на Голгофе, – совершалась в честь установления Евхаристии. Подобным образом в Северной Африке времен св. Августина служилось две Мессы: одна – утром, вторая – вечером, в подражание Христу, установившему Евхаристию после вечерней трапезы.
В Риме VII в. Папа служил только одну Мессу, зато в приходских Церквах их было три: первая – связанная с принятием в общение отлученных грешников, вторая – с освящением елея, а третья – в честь установления Евхаристии.
Ныне Месса Тайной вечери, главной темой которой является установление Христом таинства Евхаристии, совершается в вечернее время. С литургией Великого четверга сопряжены следующие обряды:
«Mandatum» – «Заповедь». Речь идет о заповеди любви («Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»), внешним выражением которой является обряд омовения ног другому человеку. Это древнее выражение гостеприимства (ср. Быт 18, 4), жест, воспроизведенный впоследствии Самим Иисусом Христом по отношению к апостолам (Ин 13, 1-11). Обычай практиковался в монашеских общинах, а в литургию был введен впервые в Испании (Толедский синод 649 г.). Перед реформой 1955 г. данный обряд был зарезервирован исключительно для епископов и аббатов, а ныне его рекомендуется совершать в каждом приходе. Правящий епископ или настоятель прихода моет ноги двенадцати (по числу апостолов).
Перенесение Святых Даров. Этот обряд оформился в связи с почитанием в Западной Церкви Святых Даров. Начиная со Средневековья, развивается символика гробницы. Однако в обновленной литургии не говорится уже о гробнице, но об «алтаре выставления». Во время процессии перенесения Даров полностью исполняется знаменитый гимн св. Фомы Аквинского «Pange lingua», прославляющий Евхаристию.
«Denudatio altaris» – «Обнажение алтаря». Собственно, до VII-VIII вв. покровы на алтаре оставались только на время совершения литургии, а затем убирались. Однако ныне алтарь покрыт постоянно, а обнажается лишь после перенесения Даров в Великий четверг. Считается, что это должно символически знаменовать то, что Христа оставили самые близкие люди, и Его обнажение перед распятием.
«Crepitacula» – отказ от использования колоколов, колокольчиков и органной музыки. Все музыкальные инструменты умолкают после ликующего гимна «Слава» в начале Мессы. Могут употребляться лишь деревянные колотушки (crepitacula). Обычай этот восходит еще к VIII столетию. Считается, что он символизирует смирение и уничижение Христа, а также является воспоминанием о тех временах, когда музыкальные инструменты в литургии вообще не использовались, как это и доныне имеет место в Православной Церкви. Кое-кто говорит о «посте ушей», подобно обычаю закрывать изображения и кресты, начиная с 5-ой недели Великого Поста, что свидетельствует о «посте зрения».
Страстная пятница
День смерти Христа. Тяжело человеческим словом выразить этот ужас: смерть Сына Божия причиненная людьми, но и его победа – наше искупление.
Малым, но важным жестом нашего участия в страданиях Христа является строгий пост в Страстную пятницу.
Это единственный день в году, когда не служится Святая Месса. Вначале литургии священник падает перед алтарем на лицо, чтобы выразить нашу скорбь о страданиях Христа, и нашу готовность нести свои жизненные кресты, следуя за Иисусом.
Это особый день выражения нашей любви и благодарности Иисусу.
Согласно свидетельствам того же Эгерии, в этот день жившие в Иерусалиме христиане собирались в Церкви, построенной на Голгофе, и поклонялись Святому Кресту, на котором умер Спаситель.
Ход пятничной литургии в Иерусалиме IV в. описан в «Воспоминаниях» Эгерии. В них говорится, что верные первоначально собирались, дабы выразить свое почтение месту, где Иисус подвергся бичеванию. Затем шли на Голгофу, где епископ держал крест, которому воздавались почести. Верные, подходя к кресту, касались его и надписи над ним («Сей есть Царь Иудейский») лбом, потом глазами, и целовали его. Верные, также собирались пополудни на Голгофе, дабы размышлять над словом Божьим, услышать описание Страстей Христовых, принять участие в пении псалмов и совместных молитвах.
Кроме того, известно, что в Великую пятницу и Великую субботу соблюдался строгий пост. При этом его понимание было скорее не аскетическое, а связывалось с отсутствием Небесного Жениха (так пишет об этом христианский автор конца II столетия Тертуллиан). Церковь постилась и молилась в ожидании Господа, а, с другой стороны, утешалась Его присутствием в Евхаристии. Таким образом, пост и Евхаристия составляли как бы два полюса духовной жизни Церкви, взаимно дополняли и обуславливали друг друга, создавая парадокс «уже» и «еще нет», лежащий в основе всей динамики церковной жизни. Здесь же следует искать истоков евхаристического поста (воздержания от принятия пищи перед Причастием) как такового, который в своей идее, является ничем иным, как ожиданием и духовным приготовлением к пришествию Христа в Евхаристии. Из Иерусалима возношение и почитание креста распространилось на другие страны, с VII в. оно стало известно и в Риме, а с VIII в. вошло в Папскую литургию.
Ныне Воспоминание Страстей Христовых совершается в послеполуденные часы. Вначале богослужения священники в литургических одеяниях красного цвета подходят к алтарю, который символизирует Христа, и простираются перед ним ниц либо становятся на колени, а верующие, собравшиеся на службу, молятся в тишине. Этот обычай переносит нас в Средневековье, тогда священники «лежали крестом» перед алтарем в начале каждой Мессы.
В этот день Евхаристической литургии нет. Жертву совершает Сам Христос. Верные причащаются Даров, освященных в Страстной четверг. С 1622 по 1955 гг. в этот день причастие было запрещено, однако папа Пий XII отменил этот запрет.
По окончании поклонения Кресту на алтарь возлагается покров, корпорал и Миссал. Святые Дары, освященные на службе Великого четверга из дарохранительницы в молчании переносятся на алтарь. Два министранта с зажженными свечами сопровождают Дары, а затем устанавливают свечи на алтаре. Затем проводится причащение.
Великая Суббота
Мертвое тело похоронено. Вокруг царит великая тишина. Мы воспоминаем о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад для избавления душ умерших от власти небытия и смерти. Дарохранительница пуста. Сияет только Крест, перед которым все преклоняют колени. Литургия сознательно создает впечатление «отсутствия». Церковь неколебимо стоит у гроба, в котором покоится ее Возлюбленный. Это день крайней тишины.
Литургия Чтения нам предлагает прекрасный текст Древней проповеди на Великую Субботу:
«Что произошло? Великая тишина наполнила землю, на земле наступила великая тишина, а затем пустота, ибо Царь почил. Земля устрашилась и умолкла, ибо Бог уснул в человеческом теле, и разбудил спящих от века. Бог умер в теле, и сотряс ад.
Он идет на поиски первого человека, как ищут потерянную овцу. Он жаждет прийти к сидящим во тьме и тени смертной, чтобы вызволить и освободить от страдания пленника Адама, а вместе с ним и невольницу Еву. К ним идет Он, их Бог и Сын.
Господь пришел к ним, держа в руках Крест, орудие Своей победы. Увидев Его, праотец Адам, от изумления ударил себя в грудь и закричал всем: «Господь мой с нами всеми!» А Христос ответил Адаму: «И со духом твоим!», и взяв его за руку, поднял, говоря: «Восстань, спящий, воскресни из мертвых, и Христос осветит тебя!»
Вот, Я, твой Бог, ради тебя я стал твоим Сыном. Сейчас я обращаюсь к тебе и ко всем твоим потомкам, своей силой приказываю всем, кто еще в оковах: Выйдите! А тем, кто во тьме, говорю: Да воссияет над вами свет! Тем же, кто уснул, приказываю: Восстаньте! Тебе, Адам, я приказываю: Проснись, спящий! Не для того я тебя сотворил, чтобы ты был пленником преисподней. Восстань из мертвых, ибо Я – жизнь даже тех, кто умер. Восстань, творение Моих рук. Восстань, образ, сотворенный по Моему подобию. Встань, пойдем отсюда! Ибо ты во Мне, а Я в тебе, как одно неделимое существо.
Для тебя Я, твой Бог, стал твоим Сыном; для тебя Я, Владыка, принял образ раба. Для тебя Я, живущий превыше небес, пришел на землю и спустился в ее недра. Для тебя, человека, я стал, как немощный человек, но среди мертвых я свободен. Для тебя, исшедшего из Сада, я был предан иудеям в саду и в саду распят.
Посмотри на плевки на моем лице, я перенес их ради тебя, чтобы вернуть тебе первое дыхание жизни, которое я вдохнул в тебя. Посмотри на следы от пощечин на Моем лице: Я принял их, чтобы твоему изуродованному лику вернуть Мой образ. Посмотри на Мою спину, исполосованную плетьми, чтобы с твоих плеч снять бремя грехов, придавившее тебя. Посмотри на Мои руки, накрепко прибитые гвоздями к древу креста ради тебя, согрешившего, протянув руки к дереву.
Сном смерти я уснул на кресте и копье пронзило мой бок для тебя. Ты уснул в раю, и из твоего бока родилась Ева. Мой пронзенный бок исцелил твой раненный бок, мой сон освободит тебя из адского сна. Копье, пронзившее Меня, отвело копье, нацеленное на тебя.
Восстань, идем отсюда! Враг вывел тебя из райского сада, Я же приведу тебя не в рай, а на Небесный Престол. Ты был отлучен от древа жизни, а теперь Я, Жизнь истинная, отдаю самого Себя тебе. Я приказал ангелам хранить тебя, как слугу, а теперь они поклоняются тебе, как богу. Уже готов Престол Небесный, слуги ожидают приказа, Брачная Вечеря приготовлена, стол накрыт яствами, вечные чертоги и сокровищницы блаженства отворили врата, и Царство Небесное, уготованное от века, уже открыто».
С древнейших времен этот день считается временем строгого поста. Евхаристия не совершается, а содержанием Литургии часов является «Святая и Великая Суббота» (в смысле «покоя», «упокоения») Сына Божия, обновившего дело творения.
Ночь с субботы на воскресенье называется: Великая ночь. Литургия начинается с освящения огня и свечи – Пасхала, который является символом воскресшего Христа, победителя Смерти и тьмы зла. Христианин, который включен во Христа – в Свет, так же становится всем своим существом источником света для других.
В Литургии Слова мы созерцаем великие и замечательные дела, которые Бог совершает от начала мира, чтобы подготовить и осуществить наше искупление – спасение.
В Литургии Крещения мы возобновляем свое крещение, в котором мы объединились со Христом, восстали к новой жизни со свечой – светом в руке, мы осознаем свою миссию, которая в Нем берет свое начало.
В Евхаристической Литургии мы становимся семьей, собранной у одного алтаря, для того, чтобы развиваться духовно, расти во Христе, через Тело и Кровь пасхального Агнца – Христа. Евхаристия – это наша пища на пути к вратам вечности, к вратам нашего Дома.
мх
Жизнь Церкви
Достарыңызбен бөлісу: |