Культура Междуречья
Город и зиккурат
Географические особенности Междуречья: отсутствие леса и камня, частые разливы рек. И, как следствие, необходимость строить из глины и на возвышенностях.
-
Древнейшие глинобитные и тростниковые постройки, обмазанные глиной.
-
Изобретение и применение сырцового кирпича. Дороговизна обжига.
-
Город: стихийная застройка, канализация, крепостные стены вокруг всего города, вокруг административного центра и вокруг храмового участка.
-
Вавилон — первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города:
-
оборонительные стены, ворота и дороги процессий Нового Вавилона (прямые линии, резко очерченные углы, полукруглые арки, зубцы крепостных стен);
-
ворота Иштар: структура, рельефы и изразцы;
-
зиккурат Этеменанки — Дом основания Небес и Земли. Структура и назначение зиккурата;
-
дворцы Вавилона и висячие сады.
Задания:
-
Подумайте, почему у многих народов древности возникает желание строить огромные сооружения, явно несоизмеримые с человеческим ростом?
-
Какие современные сооружения таких масштабов вы знаете?
-
Сравните описание зиккурата и стихотворение К. Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени...” Что мог называть Бальмонт ступенями? Какой смысл может нести художественный облик зиккурата?
-
Сравнить художественные особенности Вавилонской архитектуры и современной бытовой городской архитектуры. Чем можно объяснить сходство и различия.
-
Чем можно объяснить использование художественного образа зиккурата в мавзолее Ленина на Красной площади в Москве?
Культура Древней Индии
Буддийские и индуистские храмы и монастыри .
-
Искусство древнейших Индских цивилизаций (Мохенджодаро и Хараппа).
-
Понятие мелкой пластики. Глиптика — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные печати как произведения глиптики.
-
Формы буддийских культовых сооружений:
-
Ступа — символический реликварий сферической формы. Материалы и техника возведения ступы. Символика мандалы (плана мира) в структуре ступы.
-
Чайтья — храм-молельня. Планировка чайтьи (вытянутое в глубину помещение, два ряда колонн, ритуальная ступа).
-
Вихара — скальный буддийский монастырь. Планировка вихары (зал, окруженный кельями монахов).
-
Стамбха — отдельно стоящая колонна.
-
Росписи и скульптура храмов и монастырей:
-
религиозные символы и сцены земной жизни Будды в росписях;
-
изображения бодхисатв;
-
канон скульптурного изображения Будды (миндалевидный овал лица, длинные мочки ушей, третий глаз, бугор на темени, монашеское одеяние и т.д.);
-
канонические позы Будды (сидящий на лотосовом троне, лежащий на одре смерти).
-
Храмовый комплекс Аджанты. Слияние архитектуры, скульптуры, живописи и рельефов в комплексе. Сюжеты джатак (рассказов о прежних рождениях) в росписях.
-
Храмы индуизма. Форма храма. Вырубание храма в скале и “складывание” храма на открытом пространстве. Структура храма: вимана (святилище) с гарбха-гриха (основным помещением) — шикхара (храмовая башня) — мантапам (помещение для молящихся) — амалака (навершие храма в виде плода лотоса).
Задания:
-
Где вы еще встречали культовые постройки без внутреннего помещения? Есть ли общие черты в их назначении и символике?
-
С каким типом христианского храма можно сравнить чайтью и по каким признакам?
-
Сравните храмовый комплекс Аджанты с православным храмом (под руководством учителя) по назначению, символике, структуре, взаимодействию и наличию различных видов искусств и их функции в храмовом действе.
-
Используется ли в европейской архитектуре форма ступы? Где?
Синтез искусств в Древней Индии
http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8&where=all&filmId=2684154-06-12
-
Концепция искусств I - II вв. н.э.
-
8 чувств — 8 “раса” (любовь, веселье. печаль, отвага, гнев, страх, отвращение, удивление).
-
33 кратковременных чувства (отрешенность, уныние, колебание, сонливость и т.д.).
-
Рага и раса. Рага — круг мелодических оборотов и ритмических фигур. Точное взаимное соответствие раса и рага. Их магические свойства. Индийский звукоряд. Ритмические фигуры (тала). Импровизация в музыке. Гита (песня) — вершина в иерархии искусств.
-
Танец: ритм в танце; 3 танца Шивы (танец разрушения — освобождение от мира иллюзий, йогический танец — спокойное созерцание, танец озарения — радость творения); алфавит танца, позы танца (караны).
-
Овеществление поз танца (каран) в храмовой скульптуре. Каноны изображения богов и людей в скульптуре на основе теории раса.
-
Храмовое действо как синтез всех искусств.
Задания:
-
Какие еще скульптурные каноны можно найти в истории художественной культуры?
-
Попробуйте нарисовать цветовой и графический образ какой-либо мелодии и сравнить их рисунки. Какой из образов (в цвете или черно-белый) точнее передают мелодию?
-
Похоже ли индийское соответствие расы и цвета на цветомузыку на дискотеке? Что общего и в чем различие? Почему?
-
Сравните европейский классический балет с индийским танцем. По одинаковым ли законам строятся канонические позы того и другого?
-
Есть ли у вас личные предпочтения в музыке для различных эмоциональных состояний?
Культура Древнего Китая
http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F&where=all&filmId=13250068-06-12
Архитектура китайского дома, дворца, храма
-
Возникновение городов при династии Шан-Инь. Правильная планировка, деревянный дворец правителя. Распространение городов в I тыс. до н.э.
-
Упорядоченность архитектуры в свете философии Конфуция (упорядоченность всей жизни человека и государства).
-
Принципы фэн-шуй (ветер-вода) в архитектуре (равновесие, преобладание сил Инь или Ян в зависимости от назначения постройки, природные и искусственные источники энергии Ци, влияние скопления Ци, взаимодействие Ци постройки с окружающим миром).
-
Пекин. Ориентация Пекина по сторонам света. Центр и окраина Пекина. Трехчастная структура города. Роль холма Цзиньшань.
-
Принципы строительства традиционного китайского здания:
-
структура: платформа, стволы, каркас, крыша с системой кронштейнов;
-
защита: высокая платформа, лак, обходная галерея, охранители дома.
-
Основные типы традиционных китайских деревянных построек:
-
дянь — одноэтажные прямоугольные павильоны с одним залом, разделенные внутри колоннами на 3 коридора, поперечных входу;
-
лоу — многоэтажные здания с обходными галереями;
-
тай — надвратные беседки, стоящие на стене крепости;
-
тин — изящные парковые беседки;
-
лан — резные парковые галереи.
-
Национальная символика цвета. Цвета покрытий различных архитектурных сооружений.
-
Храмы Пекина:
-
храмы мяо, посвященные культу предков;
-
храмы тань, посвященные молитвам и жертвоприношениям Земле и Небу. Структура такого храма: Храм Неба — Храм молитвы за годовую жатву — Храмы небесного величия — Алтарь — Храм Земли и Злаков;
-
буддийские храмы сы: торжественные ворота, две входные башни — Колокола и Барабана, пагода для святынь).
Задания:
-
Каких еще охранителей дома вы знаете? Кто (или что) охраняет дом в русской культуре?
-
Что общего между фахверком (слайд учителя) и китайским домом? Почему именно в этих странах становится возможным использовать этот конструктивный принцип?
-
Уютно ли “почувствует себя” маленький домик в окружении небоскребов? Как этот эффект объяснить с точки зрения фэн-шуй?
-
Как в русской культуре называется та отрицательная энергия, которая, по фэн-шуй, скапливается в водоемах со стоячей водой?
-
Какому принципу фэн-шуй соответствует русское выражение “как за каменной стеной”?
-
Где еще в художественной культуре вам встречался “колонный зал”? Как он назывался?
Синтез искусств в погребальных комплексах Древнего Китая
-
Погребальные холмы государства Шан-Инь:
-
выбор места холма по законам фэн-шуй;
-
скульптуры стражей входа;
-
инкрустация и росписи внутренних помещений;
-
предметы быта, их украшение и символический смысл.
-
Погребальный комплекс Цинь Шихуана:
-
Ансамбль погребений минской династии:
-
священная дорога: пятипролетные каменные ворота пайолу — дорога — аллея духов;
-
структура погребения: храм предков — крепостная башня — могильный холм — подземный дворец.
Задания:
-
В каких еще культурах место захоронения отмечают холмом (насыпью, курганом) или архитектурным сооружением большого размера? Почему необходимо возвышать места над захоронениями?
-
В чем сходство египетских ушебти и керамического воинства Цинь Шихуана?
-
Сравните структуру египетских и китайских погребальных комплексов. Чем объяснить наличие в них одних и тех же элементов? Выполняют ли они одну и ту же функцию?
-
Есть ли в русской культуре священные дороги и холмы?
-
Культура Древней Греции
Достарыңызбен бөлісу: |