Л. И. Шабалин
ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РУДО И МАГМООБРАЗОВАНИЯ
Новосибирск
2002
УДК 539.19.001.01:553.52
Шабалин Л. И. Основы молекулярно-кинетической концепции рудо- и магмообразования. – Новосибирск, 2002. – 204 с.
Изложены основы новой концепции рудо- и магмообразования, названной автором молекулярно-кинетической в отличие от существующей сейчас феноменологической (термодинамической). Концепция базируется на четырех положениях: 1) молекулярно-кинетической силе разуплотнения поверхностного слоя воды, 2) контактно-соударительном законе, 3) принципе устойчивости-энергоподвижности, 4) автометасоматически-мобилизационной модели постмагматического рудообразования. Эта концепция рассмотрена на примерах конкретных геологических процессов; на ее основе показан механизм формирования дифференцированной земной коры и континентов.
Предназначена для широкого круга геологов.
L. I. Shabalin. Bases of molecular-kinetic conception of ore- and magma formation. Novosibirsk, 2002. – 204 p.
The bases of a new conception of ore- and magma formation, called molecular-kinetic, distinct from the existing phenomenological (thermodynamic) conception, is outlined. It is based on fore principles: 1) molecular-kinetic force of decondensation of the superficial layer of water, 2) contact-collision law, 3) principle of stability-energymobility, 4) autometasomatic-mobilization model of postmagmatic ore formation. The conception is examined by the example of different geological processes. The mechanism of origin of differentiated earth’s crust and continents is demonstrated, basing on the conception.
This book is for broad association of geologists.
Возможность разработки молекулярно-кинетической концепции рудо- и магмообразования я в краткой форме анонсировал в своих предыдущих книгах: «Система самоорганизации природы» (1998), «Как саморазвивается живая и неживая природа» (1999), «Сила разуплотнения поверхностного слоя воды как фундаментальное явление природы, создающее обмен веществ (заявка на открытие)» (2000) и «Сила разуплотнения поверхностного слоя жидких, твердых и газообразных веществ» (2001). В них были изложены основные положения концепции, главнейшим из которых является разработанное мной представление о существовании в природе неизвестной науке силы, которую я назвал «молекулярно-кинетическая сила разуплотнения поверхностного слоя жидких, твердых и газообразных веществ», и в первую очередь воды». Именно это положение инициировало разработку концепции. Данная книга посвящена дальнейшей разработке и конкретной характеристике основ молекулярно-кинетической концепции рудо- и магмообразования.
В геологических науках рудо- и магмообразование является одним из основных изучаемых процессов, потому что руды являются для человечества главнейшими полезными ископаемыми, а магматические интрузии участвуют в формировании дифференцированной земной коры и способствуют зарождению значительной части месторождений полезных ископаемых. Современную науку о рудо- и магмообразовании можно назвать феноменологической (от греческого phainomenon – явление) или термодинамической, так как поведение и свойства веществ она описывает с помощью термодинамических параметров (температура, давление, состав, объем, время), определяемых экспериментально. По существу, при изучении процессов обмена веществ феноменологическая концепция игнорирует молекулярную структуру веществ, рассматривая химические компоненты как взаимопроникающие непрерывные континуумы. Элементы молекулярно-кинетического подхода присутствуют только в минералогии при изучении роста граней отдельных кристаллов или анализе кристаллографической структуры минералов в целом.
Возникает вопрос: если термодинамические методы исследований в геологических науках за более чем столетний период их применения показали себя вполне удовлетворительно при решении многих вопросов рудо- и магмообразования, то стоит ли переходить на молекулярно-кинетический уровень исследования вещества горных пород земной коры, т. е. тот уровень, который показан в учебниках молекулярной физики?
Для ответа на этот вопрос сначала необходимо представить себе, чем отличается термодинамический уровень исследования веществ от молекулярно-кинетического. Например, с точки зрения термодинамики, температура – это величина изменения объема веществ при нагревании или охлаждении, измеряемая жидкостными или другого вида термометрами по градуированной шкале в градусах. С точки зрения молекулярной кинетики, температура – это средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул, и она измеряется в единицах энергии – джоулях. Для ее перевода в градусы Кельвина существует константа «к» – постоянная Больцмана. Молекулярно-кинетический уровень изучения веществ предполагает изучение скорости движения молекул, их массы, характера соударения друг с другом и со стенками вмещающих сосудов, изучение поведения молекул в поверхностном слое веществ и т. д. Иными словами, это принципиально новый объект для исследования и от механизмов движения молекул зависят термодинамические особенности поведения веществ.
Но именно молекулярно-кинетические особенности движения веществ, особенно в геологических науках, изучены наиболее слабо. Среди имеющихся неясных вопросов наиболее существенными, по моему мнению, являются два: неясность в объяснении молекулярно-кинетического механизма формирования поверхностного натяжения жидкостей, в первую очередь воды, и в объяснении Вант-Гоффом механизма действия открытого им закона о равенстве газового и осмотического давлений, проявляющегося в виде осмоса.
На первый взгляд кажется, что эти вопросы не имеют никакого отношения к теории рудо- и магмообразования. Но следует обратить внимание на то, что поверхностное натяжение воды и осмос действуют в тонкой поверхностной пленке воды. Эта пленка в земной коре непосредственно контактирует с минералами горных пород. Разные исследователи называют ее связанной, аномальной, структурной, нарушенной, адсорбированной, упорядоченной, диффузным слоем воды. На ее долю приходится существенная часть всей присутствующей в земной коре воды. Микропоры при метасоматических процессах имеют диаметр, сопоставимый с толщиной этой пленки. Поэтому в ее пределах осуществляются растворение вещества, образование новых минералов и перенос компонентов вдоль микропор. По существу, это та среда, где происходят все химические реакции и обмен веществ при формировании минералов в земной коре. Роль этой среды в геологических процессах изучена слабо. В подавляющем большинстве работ по теории рудо- и магмообразования о ней как специфической среде даже и не упоминается.
Поэтому появление новых идей в объяснении механизма формирования поверхностной пленки воды должно привести к новым идеям в формировании руд и магматических пород. На основании анализа вышеотмеченных неясных вопросов в молекулярно-кинетической теории газов и жидкостей, нерешенных проблем в теории метасоматоза, в первую очередь причины поддержания постоянной проницаемости пород в течение всего хода метасоматического процесса, а также на основе дополнительных экспериментальных работ мной разработана идея существования действующей в поверхностном слое жидкости неизвестной науке фундаментальной силы, которую я назвал молекулярно-кинетической силой разуплотнения поверхностного слоя воды, по начальным буквам ключевых слов – СРПС. Эта сила создает в микропорах горных пород эффект, названный мной микропородиффузионный каталитический эффект (МДК-эффект), который способствует ускорению химических реакций и ускоренному диффузионному перемещению с силой осмотического давления растворенных веществ из узких микропор в более широкие трещинные пустоты, где они осаждаются в виде рудных месторождений или участвуют в зарождении магматических пород. Рудо- и магмообразование осуществляется в результате действия механизма, названного мной механизмом диффузионного флюидозамещения при участии МДК-эффекта и коллоидных или полимеризованных растворов.
Сила разуплотнения поверхностного слоя воды участвует также в создании осмоса, гетерогенного катализа, во многих явлениях гидрогеологии, биологии, инженерной геологии, геодинамики земных недр, геокриологии, нефтяной геологии. Она действует не только в воде, но и в твердых и газообразных веществах, являясь, по существу, пятым родом фундаментальных сил после гравитационных, электромагнитных, ядерных, и механических. Эта сила создает микропоры и поддерживает их открытыми в процессе обмена веществ в живой и неживой природе, т. е. как в горных породах земной коры, так и в биологических клетках растений и живых организмов. Поэтому СРПС является одним из первых и основных положений, на котором базируется молекулярно-кинетическая концепция рудо- и магмообразования.
Вторым положением этой концепции является контактно-соударительный закон:
Все многообразие природных объектов материального мира создается в результате соударения составляющих их частей и способности этих частей соединяться по определенному морфогенетическому коду.
Третьим положением молекулярно-кинетической концепции является принцип устойчивости-энергоподвижности:
Развитие природных объектов непосредственно зависит от их физической устойчивости в определенных физико-химических условиях внешней среды и кинетической энергии направленного движения составляющих их субстанций.
Этот принцип дополняет контактно-соударительный закон в том, что для формирования объекта кроме морфогенетического кода и соударений необходима еще и достаточная для его формирования энергия привноса вещества, требующаяся для строительства этого объекта.
Процесс этого строительства можно сопоставить со строительством избы. Для этого необходимы, во-первых, материалы – бревна, доски с определенной системой пазов (морфогенетических кодов), чтобы они могли подходить друг к другу, составляя прочную конструкцию; во-вторых, определенная подвижность этой системы бревен и досок (соударение – контакт), чтобы была возможность подогнать их плотно друг к другу в соответствии с системой пазов; в-третьих, достаточная скорость (V) и количество (m) подвоза строительных материалов к участку строительства, определяемых как кинетическая энергия движения материалов . Энергия подвоза материалов должна быть такая, чтобы дом был построен в оптимальное время, по крайней мере не позднее, чем его сруб сгниет от долгостроя или его место не займет другой дом, сделанный более энергичными строителями.
Разработка этих двух положений была связана с тем, что мне хотелось выразить самые общие, простые и понятные закономерности, которым подчиняется самоорганизация природы вокруг нас. Они не требуют доказательства, являясь аксиомами, так как вполне просты и понятны из нашего жизненного опыта. Но обратив внимание на них, ученый уже начинает смотреть на самоорганизацию природы, в том числе и геологической, под определенным углом зрения. Из этих положений следует, что изучение процессов в природе необходимо начинать с закономерностей движения ее элементарных «кирпичиков» – атомов и молекул или даже с ядерных частиц. Но если последние являются объектом изучения ядерной физики, которой в геологии не касаются, то атомно-молекулярный уровень исследования веществ вполне по силам геологическим наукам. С него и необходимо начинать изучение закономерностей обмена веществ в процессе рудо- и магмообразования. Обращение к этим закономерностям привело меня к разработке идеи о существовании силы разуплотнения поверхностного слоя воды и далее к выявлению новых механизмов рудо- и магмообразования.
Четвертым положением молекулярно-кинетической концепции является автометасоматически-мобилизационная модель магматогенного рудообразования. Строго говоря, она относится к разряду феноменологических явлений; ее основы разрабатывались мной в процессе многолетних геологических полевых и камеральных исследований. Но при ее окончательном оформлении я использовал представления о молекулярно-кинетической силе разуплотнения поверхностного слоя воды, о принципе устойчивости-энергоподвижности. Поэтому она входит как составная часть в молекулярно-кинетическую концепцию рудо- и магмообразования.
Особенностью концепции является то, что она позволяет объяснить образование руд и магматических пород на основе физико-химических и молекулярно-кинетических свойств горных пород и флюидов (растворов и расплавов) литосферы без привлечения для объяснения этого трансмагматических или интрателлурических флюидов, идущих из мантии или земного ядра, хотя и не отрицает возможность их действия как одного из дополняющих или в некоторых случаях инициирующих факторов.
В целом данная работа посвящена характеристике этих основных положений и анализу на их основе главнейших геологических процессов, в первую очередь рудо- и магмообразования, а также механизмов дифференциации земной коры в целом.
Автор выражает благодарность всем, кто содействовал подготовке этой книги: докторам геол.-минерал. наук В. И. Бгатову, С. С. Долгушину, Г. П. Зарайскому, В. Т. Покалову, В. Л. Русинову, А. И. Летувнинкасу, М. П. Мазурову, С. Л. Шварцеву, Г. Н. Черкасову; академику РАН А. А. Маракушеву, член-корр. РАН Б. А. Соколову, доктору физ.-мат. наук Ю. Н. Григорьеву; докторам хим. наук К. Г. Ионэ, С. Ф. Тимашеву, Ю. И. Дытнерскому; кандидатам геол.-минерал. наук А. Б. Шепелю, Э. Г. Кассандрову, И. А. Зотову, П. А. Балыкину; кандидатам физ.-мат. наук И. Ф. Головневу, Д. К. Ефремову; геологам В. Г. Спирину, И. М. Рубинову, А. М. Молокоедову, Л. Е. Саленкову, А. П. Долгушину за обсуждение отдельных разделов книги, критические замечания и полезные советы; руководству ФГУП «Березовгеология» за содействие в финансовом обеспечении работы по этой проблеме; В. Ф. Батурину, А. Г. Полевееву, В. Г. Полевееву, А. И. Лобасу, В. Г. Котову, В. М. Зыряновой, Т. М. Симоновой за помощь в сборе и подготовке геологического каменного материала для исследований; сотрудникам ГПНТБ СО РАН за создание прекрасных условий для работы с научной литературой; моей жене Нине за всестороннюю помощь и поддержку в процессе работы.
Достарыңызбен бөлісу: |