Л. Н. Толстой и оренбургский край



Дата19.07.2016
өлшемі67.5 Kb.
#210135
Оренбургский государственный университет, Оренбург
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ

Никишова Т. П.

Неоднократно бывал в пределах Оренбургского края и в самом Оренбурге Лев Николаевич Толстой. Всего Лев Николаевич совершил десять поездок в наш край. В то время он был мировым посредником Крапивенского уезда Тульской губернии. Он защищал интересы крестьян, обманутых земельной реформой, боролся с местными помещиками. В то же время он создал сеть школ для крестьянских детей и издавал журнал «Ясная поляна». В 1862 году у него умирает брат Николай. Смерть брата потрясла Льва Николаевича. Его стали одолевать мысли о бессмысленности жизни. С каждым днем ему становилось хуже, необходимо было лечение. Он часто слышал о чудодейственном напитке, кумысе, приготовленном из молока степных кобылиц.

И в 1862 году 12 мая Толстой отправляется в заволжскую степь. Писателя сопровождал слуга Орехов и два крестьянских мальчика: Василий Морозов и Егор Чернов. По дороге в своем дневнике Толстой записал: «Как будто опять возрождаюсь к жизни, к самому созданию ее». Остановился Лев Николаевич Толстой в селе Каралык, в 130 верстах от Самары.

Два раза Л. Н. Толстой бывал в самом Оренбурге. Первая поездка была совершена 3 - 8 сентября 1876 года, сопровождал писателя Н. В. Толстой, сын сестры. Толстой встречался с севастопольским товарищем, оренбургским генерал-губернатором Н. А. Крыжановским. По сведениям биографов, Толстой останавливался именно у него.

Лев Толстой, который в тот период был увлечен хозяйственными делами и планами, отдал, безусловно, дань знакомству с оренбургской торговлей.

Второй раз Толстой побывал в Оренбурге в 1878 году. В этот год в Самарском имении гостил С. Берс и известный критик Страхов.

В 1883 году в мае-июне Толстой совершает десятую и последнюю поездку в наш край.

Свои мысли и впечатления об Оренбуржье Толстой выразил в некоторых произведениях. «Оренбургскими» можно считать рассказы «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно?».

В рассказе «Много ли человеку земли нужно?» действия происходят в столь хорошо знакомых Толстому башкирских степях. Писатель близко узнал быт и нравы башкир, с которыми знакомит нас: «За кибитками жеребята привязаны, и к ним два раза в день маток пригоняют; кобылье молоко доят и из него кумыс делают. Бабы кумыс болтают и сыр делают, а мужики только и знают – кумыс и чай пьют, баранину едят, да на дудках играют».1

В произведении автор размышляет над ласковостью и добродушием башкир, но в то же время отчасти жестокостью, и даже старшину башкирского Толстой сравнивает с дьяволом.

Остроумие и хитрость башкир мы видим в описании Толстым следующего момента: башкиры продают землю, «степь ковылистую», тысяча рублей за один день: «Сколько обойдешь в день, то и твое… Только один уговор: если назад не придешь в день к тому месту, с которого возьмешься отмерять, пропали твои деньги».2

Чаще от жадности человек – покупатель, пытаясь охватить земли побольше, не доходил до обозначенного места до захода солнца или ,хуже того, умирал.

В другом произведении «Ильяс» Лев Николаевич рассказывает нам о гостеприимстве и трудолюбии башкир: «И всех принимал, и всех поил и кормил Ильяс. Кто бы не пришел – всем был кумыс, всем был чай и щерба, и баранина. Приедут гости – сейчас бьют барана или двух, а много гостей, бьют и кобылу».3

Толстой гордится тем, что часть своей жизни провел среди такого народа, который, несмотря на все трудности и невзгоды, в душе способен сохранить любовь и веру в прекрасное. Счастьем для башкир является труд, постоянная суета.

В рассказе нам опять представлена широкая, бескрайняя степь и лечебный напиток кумыс, который так помогал писателю.

Исследователями в яснополянской библиотеке были найдены еще три книги «оренбургского происхождения». Это «Записки Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества» в трех выпусках. Первые два изданы в 1870 и 1871 годах в Казани, в университетской типографии. Третий в Оренбурге, в типографии И. И. Ефимовского-Мировицкого. Книги интересны как историческими, так и этнографическими статьями.

Таковы литературно-творческие результаты заволжских поездок Льва Толстого.

Кроме рассказов «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно?», есть другие произведения Льва Толстого, отразившие в известной мере его «оренбургские» впечатления. Можно указать на повесть времен польского восстания 1830 года «За что?», трагический финал которого развертывается в Уральске, куда герой повести попадает в ссылку.

Также есть основания полагать, что наблюдения Толстого над теми интеллигентами, с которыми он общался, бывая в самарском имении, дали ему известный материал для портретных зарисовок в последней части «Воскресенья», где выведены революционеры.

Сергей Львович, сын Толстого, свидетельствует: «Отец впоследствии вспоминал о Лазареве, когда писал «Воскресенье». На Лазарева из села Грачевки похож Набатов»1.

Лазарев был мускулистый, белокурый, бодрый веселый крепыш среднего роста, двадцати восьми лет, с открытым лицом. В его разговоре сказывалось его крестьянское происхождение. Из седьмого класса гимназии он был исключен и арестован, просидел два с половиной года в доме предварительного заключения, в 1879 году судился по процессу 1830-х , был оправдан, после чего был взят на военную службу и отправлен сначала в Уральск, а затем в Карск. Там он продолжал вести пропаганду. Окончив службу, он вернулся в родную Грачевку. В 1884 году революционер Егор Егорович Лазарев по доносу известного предателя Дегаева был арестован и подготовлен к ссылке в Восточную Сибирь на три года. В конце августа он был переведен в Бутырскую тюрьму. Толстой не раз ходил на свидания с Лазаревым; сцены, увиденные им там, описаны в «Воскресении».

Животворность оренбургских поездок Толстого видится во многом. «Воздух здешних мест», говоря словами современника, их девственные просторы и «скифская» простота жизни стали как бы «соавторами» и гармоничным фоном для писателя в пору создания им «Казаков», «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресенья», придали его прозе эпическое дыхание и нравственное здоровье.

Л. Н. Толстого привлекал Василий Алексеевич Перовский. Интерес к личности губернатора Оренбургской губернии возник у Льва Николаевича за много лет до поездки в Оренбуржье. Личностью Перовский был крупной и заметной. Недаром Л.Н. Толстой задумал роман, главным героем которого должен стать дважды оренбургский губернатор.

Двоюродная тетка Льва Николаевича А. А. Толстая, с которой писателя связывала многолетняя искренняя дружба, была доброй знакомой Перовского. Александра Андреевна могла немного рассказать об этом человеке – участнике Отечественной и Турецкой воин, впоследствии крупном военном и государственном деятеле, дважды управляющим Оренбургским краем, Лев Николаевич писал А. А. Толстой: «У меня давно бродит в голове план сочинения, местом действия которого должен стать Оренбургский край, а время Перовского…. Я сам не знаю возможно ли описывать В. А. Перовского, но все, что касается его, мне ужасно интересно, и должен вам сказать, что это лицо, как история»1. Толстой видимо загорелся писать новый исторический роман, во всяком случае, он попросил Бертнева прислать ему номер редактируемого им «Русского Архива» с «Письмами к другому о походе в Хиву» В. И. Даля о трагическом походе, высветившим все хорошие и дурные стороны Перовского.

Толстой говорил: «Фигура Перовского одна может наполнить картину из времен 20-х годов». Очень жаль, что замысел романа остался невоплощенным. Попытку осуществления этого замысла можно видеть в отрывке «Князь Федор Щетинин», где прототипом персонажа, названного этим именем, явился Перовский. В образе Щетинина предстает перед нами личность с необычайной силой ума и железной волей, производившая сильное впечатление на окружающих, особенно подчиненных. Если познакомиться с биографией Перовского, то можно довольно-таки много найти сходств князя Щетинина с Василием Алексеевичем. Сходство видно в следующем. И для Перовского, и для Щетинина было важно выглядеть красиво и безупречно, в Щетинине просматривается решительность и резкость Перовского, а также хорошее чувство юмора и, конечно же, справедливость. В произведении упоминается, что князь Щетинин не был лишен женского внимания, и в биографии Перовского есть такие строки: «У женщин имел успех, да какой!».

Помимо отрывка «Князь Федор Щетинин», Толстой воспользовался рассказами тетушки о пребывании В. А. Перовского в плену у французов, для описания плена Пьера Безухова в романе «Война и мир». А главы о Пьере у постели умирающего отца напоминают рассказ В. А. Перовского в письме Жуковскому о примирении старшего брата (Антона Погорельского) с умирающим отцом – Разумовским.

Оренбургский край отразился и в переписке Толстого. В письме человек проявляет свой внутренний мир, раскрывает свою душу, свое отношение к чему-либо или кому-либо. Временно живя в Оренбуржье, Толстой вел переписку со своими близкими и родными людьми.

Он часто писал о том, что его привлекает в этом крае. «Ново и интересно многое: и башкиры от которых Геродотом пахнет, и русские мужики, и деревни, особенно прелестные по простоте и доброте народа»,1 - писал Лев Николаевич С. Толстой 23 июня 1871 года.

В следующем письме Лев Николаевич писал жене: «Живем в кибитке, пьем кумыс; неудобства жизни привели бы в ужас твое кремлевское сердце: ни кровати, ни посуды, ни белого хлеба, ни ложек. Так что, глядя на нас, ты бы легче переносила несчастия пережаренной индейки или недосоленного кулича. Но неудобства нисколько не неприятны…»1. Из этого письма видно, что, несмотря на все неудобства и трудности жизни в степном краю, Толстой все же с любовью и какой-то нежностью описывает все, что окружает его, все, чем он живет там, в степи, и все это его ни капельки не тяготит. Также в письме к Фету 16 июля 1871 года мы видим неприхотливость Толстого: «Жара третий день стоит страшная. В кибитке накалено, как на полке, но мне это приятно. Край здесь прекрасный»2.

В письмах Толстой подтверждает то, что он был одним из первых пассажиров Оренбургской железной дороги. 1876 года 7 сентября он писал жене: «Мы потеряли двое суток. Несмотря на то, надеюсь попасть в Оренбург, куда мне очень хочется. Железная дорога, говорят, хотя не открыта, ходит очень правильно 2 раза в сутки, и езды менее суток».3 Со своими впечатлениями о поездке в Оренбург Толстой поделился в письмах со Страховым и Фетом.

26 сентября 1876 года он писал Страхову: «Я на днях вернулся из Самары и Оренбурга – очень хороша была поездка…».4

Письмо к Фету немного похоже: «Поездка моя была очень интересна - отдохнул от всей этой сербской бессмыслицы…».5

Очень много можно прочесть писем Толстого, написанных из Оренбуржья, и в каждом из них он выразил только свою любовь, теплоту, и отчасти благодарность оренбургским степям, народу, простодушному, доброму. Память о Толстом живет в Оренбурге и сегодня. Благодарные потомки и сейчас помнят замечательного писателя 19 века. В области есть два памятника Льву Николаевичу Толстому. В Оренбурге, в городском саду «Тополя», среди зелени центральной аллеи высится могучая фигура великого писателя, которую изваял народный художник России Ю. А.Чренов. Скульптура была установлена и торжественно открыта в сентябре 1996 года – в дни, когда отмечалось 120-летие со дня первого приезда Л. Н.Толстого в Оренбург. Также есть памятник в сквере в центральной части Бузулука. Открыт он 8 сентября 1971 года в ознаменование посещения бывшего уездного города гениальным писателем и мыслителем земли русской. Также в Бузулуке школе № 2 присвоено имя Л. Толстого. Среди первых пассажиров железнодорожной линии Самара – Оренбург еще до официального ее пуска был Лев Толстой. В память об этом историческом факте на здании Оренбургского вокзала установлена мемориальная доска.

«Аллея Льва Толстого» называют в Первомайском районе Оренбуржья аллею из 34 сосен, что на бывшем хуторе Назаровском (ныне село Назаровка).

Лев Николаевич останавливался здесь, совершая поездку в Уральск. Аллея является охраняемым памятником природы.

Имя Л. Н.Толстого присвоено городским библиотекам в Орске и Бузулуке, улицам в Бузулуке, Оренбурге, Орске, Новотроицке и Новосергиевке.

Материалы о связи Толстого с Оренбуржьем составляют разделы оренбургского и бузулукского краеведческих музеев. Центром празднования 150–летия со дня рождения Л. Н.Толстого был Бузулук. Произведения Толстого вошли в репертуар театров Оренбуржья с самого начала 20-го столетия. В дни славянской письменности и культуры 1997 года город Оренбург, Орск и другие города Оренбуржья посетил директор Государственного музея – заповедника «Ясная Поляна» праправнук великого писателя В.И. Толстой.




Список использованной литературы
1 Большаков, Л. Н. Оренбургская Толстовская энциклопедия / Л. Н. Большаков. - Оренбург. : Печатный дом «Димур», 1997. - 400 с.

  1. Кузнецов, В. Д. Я посетил места / В. Д. Кузнецов. - Калуга. : Золотая аллея, 1995. - 115 с.

  2. Прокофьева, А. Г. Оренбургский край в произведениях русских писателей / А. Г. Прокофьева. - Оренбург. : ИПК Южный Урал,1993. - 91 с.

  3. Прянишников, Н. Е. Писатели – классики в Оренбургском крае / Н. Е. Прянишников. – Челябинск. : Южно-Уральское книжное издательство, 1970. – 283 с.

  4. Савельзон, В. Оренбургская история в лицах / В. Савельзон. - Оренбург. : ППК «Южный Урал»,2002.- 81 с.

  5. Толстой, Л. Н. Повести и рассказы 1872 - 1886 г.- Москва. : Художественная литература, 1982. - 345 с.



1 Толстой, Л. Н. Повести и рассказы 1872-1886 год / Л. Н. Толстой. - Москва. : Художественная литература,1982. - 162 с.

2 Толстой, Л. Н. Повести и рассказы 1872-1886 год / Л. Н. Толстой. - Москва. : Художественная литература,1982. - 165 с.

3 Толстой, Л. Н. Повести и рассказы 1872-1886 год / Л. Н. Толстой. - Москва. : Художественная литература,1982. - 170 с.

1 Прянишников, Н. Е. Писатели – классики в Оренбургском крае / Н. Е. Прянишников. – Челябинск.: Южно-Уральское книжное издательство, 1970. - С.119.

1 Большаков, Л. Н. Оренбургская Толстовская энциклопедия / Л. Н. Большаков. - Оренбург. : Печатный дом «Димур», 1997. - С. 8.

1 Большаков, Л. Н. Оренбургская Толстовская энциклопедия / Л. Н. Большаков. - Оренбург. : Печатный дом «Димур», 1997. - С. 20.

1 Прянишников, Н. Е. Писатели – классики в Оренбургском крае / Н. Е.Прянишников. – Челябинск. : Южно-Уральское книжное издательство, 1970. - С.121.

2 Прокофьева, А. Г. Оренбургский край в произведениях русских писателей А. Г. Прокофьев. - Оренбург. : ИПК Южный Урал,1993. - С. 73.

3 Прянишников, Н. Е. Писатели – классики в Оренбургском крае / Е. Н. Прянишников. – Челябинск. : Южно-Уральское книжное издательство, 1970.- С. 130.

4 Прянишников, Н. Е. Писатели – классики в Оренбургском крае / Н. Е. Прянишников. – Челябинск. : Южно-Уральское книжное издательство, 1970. - С. 134.

5 Прянишников, Н. Е. Писатели – классики в Оренбургском крае / Н. Е. Прянишников. – Челябинск. : Южно-Уральское книжное издательство, 1970. - С. 135.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет