Источник:
Unipack.ru
|
13.09.2007
Л. Ю. Березовская
|
Жесть и картон. История кондитерской упаковки в России
«Что остается, когда съедено все варенье?» Разумеется, банка. Мусор ли это, или вещь самодостаточная, определяет замысел дизайнера упаковки. Упаковка может стать предметом коллекционирования - и немудрено, ведь в истории упаковки - в том числе и в российской - есть множество случаев, когда она являла собой художественную ценность. Большинство имен художников, создававших эскизы для упаковки, история не сохранила, но точно известно, что в их числе были знаменитые мастера, например, Иван Билибин .
Первые кондитерские появились в Петербурге и Москве в XVIII в. Там изготавливали пирожные, нугу, конфеты, марципаны и варили шоколадный напиток. Крупные фабричные производства кондитерских изделий возникают во второй половине XIX в. К 1913 г. в России были зарегистрированы 142 кондитерских предприятия, а общий выпуск продукции, включая и мелкое кустарное производство, составил 125 тыс. тонн. Из дореволюционных кондитерских предприятий России наиболее известны фабрики «Эйнем» (ныне « Красный Октябрь ») и «Сиу» (ныне « Большевик »), а также московская фабрика Абрикосова и фабрики Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове. Даже на этих относительно крупных предприятиях производство носило полукустарный характер. Применялись варочные огневые печи, ручные прессы, открытые варочные котлы с ручными мешалками, изделия завертывались вручную. Ассортимент, выпускавшийся на рубеже XIX и XX вв., включал в себя практически все известные сегодня виды сластей: конфеты, печенье, пастилу, нугу, мармелад, пряники, мороженое, шоколад.
Бонбоньерка
|
Говоря современным языком, производители решали и задачи брендинга: придумывали названия сортам изделий, разрабатывали виды обертки и упаковки. Одни и те же виды продукции могли продаваться россыпью или быть расфасованы.
Первоначально кондитерские изделия упаковывались в простую бумагу, в ящички, шкатулочки, стеклянные, фарфоровые и прочие коробки. Из французского языка в русский пришло слово для обозначения коробки для различных сладостей и конфет - бонбоньерка (bonboniere, от bonbon - конфета). В кондитерских хрупкие шоколадные конфеты укладывали в один ряд, иногда в дополнительной обертке, в плоские картонные коробки без каких-либо элементов украшения. Конфеты, продававшиеся россыпью, чаще всего помещали в деревянные или металлические коробки в форме куба или сундучка. В коробки той же формы, что и для конфет, могли быть расфасованы печенье и пряники, халва, пастила и т.п. Печенье насыпали в коробку россыпью или укладывали слоями с бумажной прокладкой. Магазин, который обращался на фабрику с заказом на определенное количество товара, мог заказать размер упаковки - чаще всего один, полтора или два фунта.
Жестяное издательство
Первая специализированная упаковка с рекламными надписями и указанием фирмы производителя продукции появляется в начале XIX в. До нас дошли отдельные образцы такой бумажной упаковки. На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.
С 1880-х гг., когда был разработан способ нанесения изображения на жесть методом хромолитографии (металлохромии), появляется и быстро становится популярной жестяная упаковка. К концу XIX в. производство кондитерской упаковки приобрело промышленные масштабы. Поразительное разнообразие форм жестяных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упакованные в них кондитерские товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, карамель, монпансье и пр.
Упаковку для своей продукции кондитеры заказывали на специальных производствах. Наиболее известными в России производителями упаковки были акционерное общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко» , фабричное жестяное издательство Торгового дома «Жестянка», хромолитография по жести фабричного торгового Товарищества «Н. С. Растеряев», а также фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве.
Много жестянок – хороших и разных
Обычно форму коробки и эскиз оформления разрабатывали на упаковочном производстве. Коробки - жестяные (паянные или завальцованные) и картонные на клею - бывали самыми разнообразных форм и размеров: прямоугольные, прямоугольные со скругленными краями, круглые, фигурные, в виде корзинок, саквояжей, сундучков и т.п. Крышки могли быть откидные или съемные. Образцы тары рассылались по кондитерским фабрикам, а кондитер делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта конфет. При использовании одной и той же коробки для различных видов продукции дополнительно наклеивали бумажную ленту-бандероль с указанием содержимого. Наряду с данными об изготовителе продукта на коробке иногда имелось указание и на производителя упаковки. В качестве коробки для конфет могли использовать неспециализированную «тару». Например, в прейскуранте фирмы Ж. Бормана за 1912 г. есть указание, что для трех сортов шоколадных конфет - «Сакай», «Бунго» и «Мияки» - использовали лаковые японские шкатулки. На такого рода упаковке дополнительно помещался только фирменный знак производителя конфет. В данном случае на внутренней стороне крышке вручную было нанесено название фирмы.
Роспись по жести
Некоторые кондитерские фабрики имели собственные мастерские по производству упаковки. На фабрике Абрикосова был цех по изготовлению коробок из жести и картона под управлением «живописца Федора Шемякина» (кат. № 9); при этом Абрикосов покупал упаковку и на других производствах. Жестяные коробки собственного производства использовали и на фабрике «Блигкен и Робинсон».
Мы знаем имена лишь нескольких художников, работавших над эскизами к коробкам. Однако были среди них и известные живописцы. Так, Иван Билибин подготовил эскизы для серии упаковки в «русском стиле»; коробки по его эскизам использовали различные кондитерские фабрики, по его образцам изготовлялись коробки с готовым напечатанным рисунком, где было оставлено место для надпечатывания названия фабрики или сорта конфет. В отдельных случаях художники использовали при подготовке рисунков готовые образцы орнаментов и сюжетных сценок, которые публиковались в специальных художественных изданиях.
По своему предназначению среди коробок выделялись витринные и рекламные. Примером этому может служить рекламная жестяная коробка фирмы «Эйнем» со специально утяжеленным дном: в ее крышке имеется прорезь с резаком, а на стенках расположены изображения рекламных плакатов фирмы. Внутри коробки помещался шпагат, который использовался для перевязывания пакетов с покупками.
Юбилейная упаковка
К знаменательным датам и юбилеям, например, к трехсотлетию дома Романовых, к столетию войны 1812 года производителям упаковки поступали особые заказы. Изготавливали специальную упаковку и для торжественных случаев – полковых или семейных праздников, завершения строительства корабля или представления фирмы на Всемирных и Всероссийских торгово-промышленных выставках. Такая упаковка выпускалась небольшими партиями.
Кондитерская упаковка с «исторической» тематикой напоминала о великих людях и событиях, пробуждала интерес к истории Отечества.
На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.
Иногда в коробки помещали различные призы и сюрпризы. Например, к юбилею А. С. Пушкина были изданы миниатюрные издания его поэм и сказок, которые вкладывали в коробки. Помещали туда и рекламные открытки: при предъявлении всей серии открыток магазин или фирма вручали покупателю приз. В качестве вложений использовались также образцы для рукоделия или кулинарные рецепты. На этикетках «Бумажных поделок» фирмы Жоржа Бормана печатались схемы изготовления разнообразных игрушек и поделок из бумаги.
Предполагалось, что сами коробки в дальнейшем могут использоваться в хозяйстве. Так, в прейскуранте фирмы Ж. Бормана указывали, что для печенья «Смесь для хозяек» заказаны коробки двух размеров с названиями не самого печенья, а продукта, который впоследствии должен был там храниться - на них имелись надписи «Мука», «Сахар» и т.п.. Это побуждало хозяек приобретать новые коробки с печеньем из этой «серии». Из архивных документов известно, что после закрытия Рамонскои фабрики оставшиеся на складах жестяные коробки продавали именно для хозяйственных нужд.
За особые заслуги
На упаковке также всегда изображали награды кондитерской фирмы, полученные за высокое качество продукции на торгово-промышленных выставках. Даже если награда давалась за отдельный вид продукции, например монпансье, то изображение награды могло быть помещено на упаковку любой кондитерской продукции этой фирмы. Высшим признанием качества было получение права помещения на продукции герба Российской империи и знака «Поставщик двора Его Императорского Величества». В таком случае другие награды на упаковке могли не воспроизводиться. Звание поставщика, в отличие от наград и права помещения изображения герба Российской империи, получала не фирма, а ее владелец. После его смерти наследники не имели права помещать на продукции этот знак.
Все надписи, сделанные на упаковке, должны были быть дозволены цензурой, о чем иногда сообщалось на коробке. Кондитеры заботились о том, чтобы оградить себя от недобросовестных производителей, для этого на коробке помещалась фабричная марка, которую надо было зарегистрировать в Департаменте торговли и мануфактур, а позднее в Отделе промышленности Министерства финансов. Надписи, подтверждающие это, также появлялись на коробках.
Конец жестяной королевы
После Октябрьской революции 1917 г. кондитерские товары некоторое время продолжали продаваться в произведенных ранее жестяных коробках, однако очень быстро было налажено производство коробок прежнего дизайна, но с новой символикой и надписями, например: «Монпансье бывш. Ландрин».
Впоследствии в оформлении упаковок отразились авангардные тенденции советского искусства.
Довольно быстро жестяную упаковку вытеснила более дешевая в производстве картонная упаковка. Жестяные коробки стали изготавливаться небольшими тиражами в основном для особых случаев или праздников и лишь монпансье по прежнему выпускалось в жестяных коробочках.
Наибольшее количество упаковки этого периода посвящено юбилеям Великой Октябрьской социалистической революции и победе в Великой отечественной войне. Отражались в кондитерской упаковке и значительные события в мирной жизни - строительство метрополитена, возведение стадионов и пр. С конца 50-х гг. ХХ в. покорение космоса стало одной из излюбленных тем оформления кондитерской упаковки. В 1960-е гг. на коробках и этикетках появляются сюжеты, связанные с былинными и сказочными персонажами.
Постепенно праздничная кондитерская упаковка становилась все более однообразной. В оформлении преобладал красный цвет и строго выверенная и утвержденная советская символика.
В постсоветский период новые образцы упаковки почти не разрабатывались. В этом не было нужды, ведь многие кондитерские производства закрылись на реконструкцию или просто перестали существовать, а рынок заполнила зарубежная кондитерская продукция.
В последние несколько лет традиция праздничного оформления кондитерской упаковки снова возвращается.
Автор: Л. Ю. Березовская, главный хранитель Санкт-Петербургского музея Хлеба
Достарыңызбен бөлісу: |