Лечат звуки музыки



Дата20.07.2016
өлшемі150 Kb.
#211802
Целительная сила музыки

"Лечат звуки музыки".Автор: Роксолана ГНАТЮК (кандидат медицинских наук)

Музыка — наибольшая отрада для грустящего человека...

Мартин Лютер
Каждый день мы слышим музыку: по радио, на собственном проигрывателе, на концерте или первые, еще не слишком умелые, гаммы юного музыканта из соседней квартиры. Музыку слушаем для собственного удовольствия, но, оказывается, ее звуки могут помочь людям при лечении тех или иных заболеваний.
Целебные свойства музыки были известны издавна. К примеру, в Библии описывается, как царь Израиля Саул, одержимый злым духом, позвал Давида и попросил сыграть на арфе. «Давид взял арфу, играл, и лучше становилось Саулу».

Одним из тех, кто первым заявил,что музыка лечит болезни и научно объяснил целебный эффект музыки, был... Пифагор, утверждавший, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию. Однажды Пифагору даже удалось с помощью музыки успокоить разгневанного мужа, в припадке ревности пытающегося сжечь дом, в то время как никто из родных не мог его остановить. А древнегреческий врач Гиппократ лечил музыкой бессонницу и эпилепсию.

В начале XX века известный психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев начал изучать влияние музыки на организм человека. Ученый пришел к выводу,что музыка лечит болезни - может избавлять от усталости и заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. Академик Бехтерев считал, что матери недаром поют своим малышам. «Без колыбельной вообще невозможно полноценное развитие ребенка», —писал ученый.

В последнее время методы музыкотерапии (использование музыки для лечения больных с определенными психологическими или соматическими проблемами) получили широкую популярность. На Западе (и даже кое-где в Украине) уже подготовлено много специалистов, изучающих методы музыкотерапии. Различают пассивную и активную музыкотерапию. При первой пациенту предлагают прослушать различные музыкальные композиции, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. При второй человек сам принимает участие в исполнении музыки: играет на музыкальных инструментах, поет, отбивает такт ногой или хлопает в ладоши.

Музыкотерапевты отмечают, что для каждого конкретного пациента нужно подбирать индивидуальные мелодии, но существуют и «мелодии-целители» для определенного психологического состояния или заболевания.
Какая музыка лечит?

Классическая музыка лечит. К примеру, для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея Моцарта, «Хабанеру» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» или «Триумфальный марш» из «Аиды» Джузеппе Верди. Забыть о неприятностях и проблемах вам поможет «Аве Мария» Франца Шуберта и «Колыбельная» Иоганнеса Брамса. Если вам тяжело вставать по утрам, сонливость прогонят концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта. Ощущением утренней свежести наполнят вашу душу «Утро» Рихарда Штрауса, «Утреннее расположение духа» Эдварда Грига, симфонический эскиз «Море» Клода Дебюсси, «Пробуждение птиц» Оливье Мессиана.

При переутомлении стоит поставить диски с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Веллингтона. При нарушении сна помогут «Пьесы» Петра Чайковского, «Мелодия» Кристофа Глюка, «Мечты» Роберта Шумана и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса. Религиозная музыка дарит людям ощущение покоя и духовной просветленности, помогает побеждать или облегчает боль.

"Вальс цветов» Чайковского и музыка Моцарта лечат язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Мигрень помогут одолеть «Юморески» Антонина Дворжака и Джорджа Гершвина, «Весенняя песня» Феликса Мендельсона, а головная боль, связанная с эмоциональной перегрузкой, уменьшится при прослушивании сюиты «Маскарад» Арама Хачатуряна, «Венгерской рапсодии» Ференца Листа и «Дон Жуана» Вольфганга Амадея Моцарта.
Не знаю, правда ли, что ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют только Моцарта.

Карл Барт


Музыка Моцарта вообще особая. Нейробиолог Гордон Шоу после ряда экспериментов утверждает, что музыка Моцарта мобилизует возможности человеческого мозга. Ученый считает, что «столь яркая и разнообразная музыка облегчает работу головного мозга, в частности помогает математикам и шахматистам».

Такой положительный эффект объясняется тем, что музыкальные произведения этого композитора выдерживают 30-секундный интервал «громко-тихо», а он точно соответствует характеру биотоков головного мозга человека. Гениальный австрийский композитор писал свою музыку преимущественно в мажорных тонах, поэтому она постоянно привлекает внимание слушателей. Его симфонии и скрипичные концерты кажутся настолько радостными и искренними, что возникает естественное желание поддаться этому радостному настрою и подпевать.

Французский врач А.Томатис в своей книге «Почему именно Моцарт?» пишет: «Сила Моцарта недоступна другим. Его музыка освобождает душу. Лечебные свойства ее настолько сильны, что это делает Моцарта величайшим из композиторов». Музыку Вольфганга Амадея Моцарта полезно слушать всем. Она успокаивает грудных младенцев и будущих мам. Детям она помогает развивать речь, успокаиваться при нервном возбуждении и лучше учиться. Ученые доказали: если при изучении материала делать 10-минутные музыкальные паузы с Моцартом, эффективность обучения повышается. А взрослым музыкальные произведения Моцарта помогут преодолеть душевные проблемы, улучшат слух и красноречие.

Но даже среди классической встречается музыка, бесполезная для эмоционального здоровья человека. После ее прослушивания человек ощущает себя слабым и измученным. Например, некоторые ноктюрны Фредерика Шопена (при их безусловной высокой эстетической ценности) навевают слушателям глубокую печаль и ностальгию. Считается, что в этих произведениях композитор дал мощный выход собственной меланхолии.

Чувствовать себя лучше человеку помогают не только определенные мелодии, но и определенные инструменты. Так, считается, что арфа гармонично влияет на работу сердца. Барабан также помогает больному сердцу нормализовать ритм и лечит кроветворную систему. Нежная скрипка исцеляет душу и способствует самопознанию человека. Благородный орган гармонизирует деятельность позвоночника и «наводит порядок в голове». Недаром на нем исполняли произведения преимущественно в церквях и храмах, после чего люди выходили с прояснившимся сознанием и чистыми мыслями. Пианино нормализует работу щитовидной железы, а флейта расширяет и очищает легкие. А таинственный саксофон оправдывает репутацию самого сексуального инструмента, поскольку под его влиянием активизируется сексуальная энергия человека.

И напоследок несколько советов о том, как слушать музыкальные произведения. Большое значение при прослушивании музыки имеет ваша собственная интуиция. Если мелодия, которая у других улучшает расположение духа, у вас отнимает силы, лучше не слушать ее, а найти для себя мелодию, с которой можно было бы идти по жизни.

Лучше всего слушать музыку не напрягаясь, в удобном положении, с закрытыми глазами. Не так уж трудно уделить 10—15 минут в день, чтобы соединить полезное с приятным. Музыка помогает именно тогда, когда ее слушают, словно бы пропуская через себя, заполняя мелодией мысли и сознание.

Регулируйте звук. Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку — это вредно для организма.

Не перестарайтесь. Если слушать симфонии Бетховена больше часа, эффект может быть противоположным. Такое прослушивание не только не расслабит, но и вызовет усталость и раздражение. Для одного сеанса достаточно десяти минут.

Слушайте и наслаждайтесь музыкой, пойте в ванне и на людях и будьте здоровы!
Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта. 

Музыка Моцарта как никакая другая оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьёзных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Учёные экспериментальным путём определили, что звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить количество эпилептических атак).

В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьёзными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность выполнять тонкие движения рук.

В клиниках Швейцарии роженицам дают слушать музыку Моцарта, т.к. шведские учёные и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность.

По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшить речь и слух.

Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта – исчезнут многие проблемы с пищеварением.

Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают её наиболее целебной среди всей классической музыки. Во-первых, высокочастотные гармонизированные звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки с частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и мышления.

После этого последовали новые исследования, целью которых является определение того, оказывает ли другая музыка такое же положительное воздействие на эпилептиков, как и Моцарт. По словам профессора Джона Дженкинса, рассматривавшего результаты международного исследования, вполне вероятно, что и другая музыка может вызывать так называемый "эффект Моцарта". В пример он привел творчества Баха. 


Пациенты, прослушавшие 10-минутный отрывок сонаты, прошли потом тестирование, в ходе которого выяснилось, что эти 10 минут музыки улучшили их пространственные навыки - такие, как разрезание бумаги и ее свертывание.

Исследования показали, что человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая - тембр и мелодию.

“Музыка Моцарта мобилизует способности нашего мозга, — говорит Гордон Шоу. — Я вообще полагаю, что красочная и разнообразная музыка облегчает работу головного мозга, в частности) хорошо помогает математикам и шахматистам. А вот монотонная музыка скорее приведет к обратному эффекту”.

В тот день, когда были опубликованы результаты теста, студенты, узнавшие о новом “лекарстве для ума”, раскупили в городке Ирвин все компакт-диски с записями Вольфганга Амадея.



Песни нашего мозга

Два года спустя американец Дон Кэмпбелл написал бестселлер (“Эффект Моцарта”). Составленный им компакт-диск произведений Моцарта (в продажу он поступил под броским девизом “Музыка, повышающая ваш интеллект”) сразу же угодил в десятку самых популярных записей классической музыки, опубликованную на страницах американского журнала “Биллборд”. Среди людей, отупевших от популярной музыки, начался настоящий бум. Все хотели слушать Моцарта. Не просвещаться — лечиться! Ведь быть умным — это престижно!

Еще лет двадцать тому назад ученые впервые убедились, как сильно классическая музыка может влиять на состояние мозга. В то время Гордон Шоу как раз занимался компьютерной имитацией работы головного мозга. Он обратил внимание, что нервные клетки мозга образуют некие “группы”, действующие в определенном ритме. Когда компьютер попробовал воспроизвести этот ритм, подбирая звуки, результат получился неожиданным. Внезапно зазвучали то мелодии Востока, то ритмы “новой волны”, то музыка эпохи барокко.

Тогда Гордон Шоу вместе с нейробиологом Марком Боднером из Лос-Анджелесского университета решил провести еще один опыт — исследовать возникающий магнитный резонанс. Теперь сразу стало видно, какие части мозга возбуждаюся, когда звучит музыка Моцарта, Луи Армстронга или “К Элизе” Бетховена. Выяснилось, что активность проявляют те отделы мозга, которые как раз и заняты обработкой доносящихся до них звуков. Боднер отметил, что у человека, который наслушался Моцарта, светится вся кора головного мозга.




В чем же тайна этой музыки?

Ее попытался разгадать нейробиолог Джон Хьюджес из медицинского центра при Иллинойсском университете. Он проанализировал сотни сочинений различных композиторов, интересуясь, как часто в течение определенного промежутка времени меняется громкость того или иного произведения. Оказалось, что поп-шлягеры, как и экзерсисы маэстро Гласса имеют самые низкие показатели по этой шкале, а вот музыка Моцарта с ее неожиданными переходами, переливами, перетеканиями звуков, с ее богатством нюансов лидирует здесь. Именно в творчестве Моцарта чаще всего выдержан тридцатисекундный ритм “громкое—тихое”, а он точнее всего соответствует характеру биотоков головного мозга.

Хьюджес попробовал лечить музыкой пациентов, страдавших от эпилепсии. В 29 случаях из тридцати шести это помогло. Припадки стали случаться все реже, и протекали они все спокойнее.

Альфред Томатис первым осознал, что человеческий эмбрион начинает слышать уже на шестнадцатой неделе — за пять месяцев до своего появления на свет. К этому времени слуховой аппарат будущего ребенка уже сформировался. Теперь он постоянно слышит где-то высоко над собой, словно “глас Божий”, некий загадочный рокот: звуки материнской речи. Кстати, исследования показали, что малыш лучше воспринимает звуки высокой частоты, то есть тонкий голос матери, чем низкочастотные — глуховатый голос отца.

Зная это, французский врач предложил свой оригинальный метод подготовки артистов и музыкантов, а также лечения детей с врожденными физическими недостатками или нарушениями психики. Среди его многочисленных клиентов был и Жерар Депардье — в ту пору юный, совсем безвестный артист, страдавший от проблем с дикцией. “В тот день, когда я впервые разговаривал с Томатисом, мне не удалось безошибочно произнести ни одной фразы”, — вспоминал Депардье. Томатис определил, что у его пациента серьезные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы каждый день по два часа слушать Моцарта.

В самом деле, в нашем внутреннем ухе втрое больше клеток, улавливающих звуковые волны высокой частоты, нежели клеток, реагирующих на низкие частоты. Итак, чем выше частота звуков, тем больше клеток активизируется и тем больше электрических импульсов поступает в головной мозг человека.

“Мощь Моцарта недоступна другим, — писал А. Томатис в своей книге “Почему Моцарт?”. — Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов”.

Отступление злого духа

Впрочем, целебные свойства музыки вовсе не ограничиваются Моцартом. В середине шестидесятых годов к Томатису обратились за помощью монахи-бенедиктинцы из Южной Франции. Что-то непонятное стало твориться у них в монастыре: странная депрессия охватила его обитателей. Братья стали быстро уставать; радость покинула их души, уступив приют унынию. Неожиданно для себя врач выяснил, что некоторое время назад в распорядке дня монахов была сделана одна, казалось бы, незначительная поправка. Прежде они часами упражнялись в пении григорианских хоралов. Теперь они были избавлены от этой докуки, вот только аббат, взявшийся вводить новые порядки в обители, не учел одного; упражнения в пении — это больше чем развлечение. Когда человек поет, его дыхание замедляется, а кровяное давление падает. Он исподволь ощущает, как приятно становится у него на душе. Врач посоветовал аббату возобновить занятия пением – через полгода и впрямь у монахов не стало никаких проблем со здоровьем.

Если обратиться к истории, мы увидим, что музыка — одно из древнейших средств, к которым прибегали целители, стремясь врачевать телесные и душевные недуги. Современные ученые, используя ядерно-спиновые томографы и компьютеры, лишь заново открывают истины, известные с незапамятных времен. Издревле музыка считалась языком, коим глаголет душа. Не существовало ни одной человеческой культуры, где бы музыка ни играла важной роли. Музыка не нуждается в словах. Чтобы передать помыслы и настроения людей, ей достаточно своих очень разнообразных и выразительных средств. Когда наша речь бывает не в силах выразить скорбь и ярость, блаженство и тоску, боль и любовь, отчаяние и грусть, на помощь приходит музыка. Звуки, ритмы и мелодии выражают наши переживания и чувства лучше, чем способны это сделать бескрылые, монотонные слова, лишь пересказывающие все, что мы ощущаем, вместо того, чтобы воссоздавать мимолетное, мелькнувшее, пережитое.

Одно из самых ранних свидетельств лечения музыкой – 42 гимна, которые сочинила Энкидуанна, дочь Саргона, аккадского царя, объединившего в ХХIV в. до н.э. всю Северную Месопотамию. По преданию, вдохновение снизошло на нее ночью. Звуками гимнов она пыталась успокоить боль. С тех пор жители Шумера и Аккада лечили этими заклинаниями больных.

Пифагор, Аристотель, а вслед за ними философы и врачи раннего средневековья также считали музыку терапевтическим средством. В “Corpus Hippocratium” – собрании сочинений, приписываемых знаменитому древнегреческому врачу Гиппократу (460-370 гг. до н.э.), музыкой рекомендуется лечить бессонницу и эпилепсию.

Особую роль музыка играет в средневековой арабской культуре. Больных, лежащих в госпиталях, и умалишенных, заточенных в приют, лечат звуками музыки, ибо она водворяет мир в душах страждущих.

Испанский король Филипп V (1700-1746) лечился от уныния, слушая удивительно высокий голос итальянского кастрата Фаринелли (он же Карло Броски). В течение многих лет Фаринелли жил при мадридском дворе и десять лет подряд по вечерам пел монарху четыре песни на сон грядущий, освобождая душу его от тревог. Объем и гибкость его голоса считались образцовыми, звук был нежным и мягким. Его трели, группетто, восходящие и нисходящие пассажи, исполнявшиеся им с безукоризненной чистотой, приводили в восторг. Король по достоинству вознаградил своего преданного врачевателя, сделав его директором Оперного театра. Его преемник, Фердинанд VI (1746-1759), “токмо любви к музыке ради” назначил Фаринелли министром. Так ценились в те времена редкие счастливцы, способные своим искусством утолить все печали.
Нотный ключик Корелли

Теперь подобная терапия стала частью современной практики. Лечение музыкой – это способ постепенного лечения души. Способ психотерапии звуками. Пациентов никто не принуждает слушать музыку. Они слушают ее, когда им захочется, когда у них будет настроение, когда попросит из душа. Причем не только слушают, но и сами поют, музицируют.

Музыка – универсальный инструмент общения, универсальный и очень действенный. Она способна проникать в губины нашей души, увлекать нас, ободрять наш измученный дух. Одно мгновение, и от случайно услышанных звуков вдруг оживают странные воспоминания, возвращаются приятные чувства, которые давно забылись. Чуть подправляя Пруста, остается цитировать: “Звуки, эти еле ощутимые крохотки, среди развалин несут на себе, не сгибаясь, огромное здание воспоминанья”.

Верный тон способен увлечь людей любого возраста: и образованных, и ничему не учившихся. Порой нотный ключ умеет открыть дверцу, которую не взломать новейшими медицинскими приборами. Так обстоит дело спациентами, лежащими в коме. Кажется, никак не добудиться их! Но вот звучат мелодии, слышанные ими в их счастливые дни, и исподволь, следуя музыкальным тактам, в омертвело застывших людях просыпается жизнь.

Немецкая специалистка Дагмар Густорфф — одна из тех, кто пытается с помощью музыки вернуть к жизни людей, страдающих от приступов эпилепсии или пребывающих в коме. Она сидит возле их больничной койки и поет, причем песня ее звучит в такт дыхания больного. Повинуясь этому ритму, многие больные машинально прикладывают руки к груди или тянут их к руке своего врача. Эти спонтанные движения значат очень многое. По рассказу Густорфф, выздоровев, эти люди вспоминали примерно следующее: “Я чувствовал, что кому-то хочется, чтобы я жил. Я чувствовал”.

Американский музыкальный терапевт Стефани Меррит проводит сеансы интенсивного лечения, используя избранную классическую музыку. Во время этих сеансов пациенты, расслабившись, слушают музыку и описывают образы, краски, чувства, возникающие в глубине их сознания. Это воображаемое путешествие зачастую подсказывает врачу, каким образом можно справиться с проблемами, мучающими пациента. “Я постоянно поражаюсь той власти, что музыка имеет над людьми, — говорит Стефани Меррит. — Всего за шесть—восемь занятий мы справляемся с проблемами, которые не устранить, беседуя с больными в течение года. Музыка напрямую обращается к подсознанию пациента”.

Учителем Стефани Меррит стал болгарский психолог Георгий Лозанов. Он не раз наблюдал за тем, как музыка помогала пациентам, лечившимся в России, Болгарии, на Украине. По его собственному опыту, музыка эпохи барокко благотворно сказывается из больных, позволяя им расслабиться. Тихая струнная музыка заметно улучшает способности человека и особенно его внимание.

Сам Лозанов придумал способ лечения больных с помощью музыкальных отрывков, длящихся всего четыре секунды. В частности, он обратил внимание на то, что лучше всего помогает пациентам струнная музыка, исполняемая в ритме 64 четверти ноты в минуту. Все объясняется влиянием звуков на мозг пациентов. Как известно, левая половина мозга отвечает за логическое, аналитическое и рациональное мышление, в то время как правая его половина отвечает за нашу способность к воображению, за творческое начало, за пространственное мышление и умение обобщать. Если обе половины мозга нормально взаимодействуют, мы легко и без всяких проблем усваиваем новый материал. Этого согласия удается достичь благодаря классической музыке. Она способна наладить работу левой и правой половин нашего мозга,

Артур У. Харви, профессор музыки и терапевт из университета восточного Кентукки, тщательно систематизировал, какая музыка улучшает работу нашего мозга, а какая ухудшает. По его мнению (и в этом он не оригинален), наиболее целебным свойством обладает музыка барокко. Наш сердечный ритм составляет в основном 68—72 удара в минуту, в то время как ритм музыки Баха, Генделя, Вивальди или Корелли составляет всего 60 четвертей в минуту. При прослушивании музыки барокко наше сердце подстраивается под этот ритм, и мы поневоле расслабляемся.

От рок-музыки заболевает ваша тыква

Громкая, быстрая и диссонантная музыка, напротив, ослабляет наш организм. Это показало исследование нейробиолога Джевазии Шрекенбергер и физика Харви Берда. Они наблюдали за двумя группами мышей, блуждавших по лабиринту в поисках приготовленной для них пищи. При этом одна “компашка” мышей слушала вальсы Штрауса, а другая — барабанный бой. Результат этого музыкального испытания был таков: “вальсирующие” стали ориентироваться в лабиринте лучше, чем прежде, а вот зверьки, мчавшиеся под звуки барабана, и по прошествии трех недель не могли проторить дорогу к еде. Когда Шрекенбергер исследовала ткани мозга мышек, приученных к барабанной муштре, она выявила отклонения в развитии нейронов гиппокампа, что, очевидно, и мешало животным хоть чему-нибудь научиться.



Что хорошо для мышат, годится и растениям. Еще в семидесятые годы Дороти Ретеллек из Темпл-Буэл-колледж (Колорадо) провела эксперимент, вызвавший сенсацию. Она выращивала различные растения — тыкву, бархатцы, циннию и кукурузу — то под классическую музыку, то под хард-рок. Вот что она рассказала об опыте с тыквами: “На участке, где из динамиков звучала классическая музыка, тыква быстро росла и вскоре начала виться, а вот на участке, где звучала рок-музыка, результаты были обратными”. Бархатцы, выращенные под грохот рок-музыки, требовали больше воды, а через шестнадцать дней они вовсе погибли.

Наш слух тоже отдает предпочтение гармоническим тонам. Современные биологи все чаще называют наш слуховой аппарат самым совершенным из всех органов чувств. Здесь наблюдается наибольшая концентрация нервных клеток и окончаний. Так, в одной только улитке насчитывается тридцать тысяч чувствительных клеток. Как только раздается какой-либо звук, на него реагируют не только соответствующие клетки, но и те клетки, что улавливают родственные обертоны — октавы, квинты и кварты. Вот почему мы отдаем предпочтение тонам, чья частота колебаний кратна основной частоте колебаний, то есть предпочитаем гармонические тона.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет