Я слышал, что стихами Авиценна
Писал рецепты для больных людей.
Я слышал, что излечивал мгновенно
Больных своею музыкой Орфей.
(Р. Гамзатов)
ЛЕЧЕБНОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ
Вы ощущаете усталость или чем-то огорчены? Послушайте «Маленькую ночную серенаду» В. Моцарта, и через несколько минут вы почувствуете бодрость, легкость, хорошее настроение. Тайну целительных свойств музыки Моцарта подтвердил Альфред Томатис, врач-отоларинголог, член Французской академии медицинских наук. Исследуя особенности работы мозга человека, он выяснил: прослушивание высокочастотных звуков – 5000–8000 Гц – активизирует мозговую деятельность, улучшает память, стимулирует процессы мышления. Эти вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним и все тело. Анализируя музыку разных композиторов, Альфред Томатис пришел к выводу, что произведения Моцарта содержат наибольшее число нужных частот. Он также выяснил, что именно их в основном слышит ребенок в период внутриутробного развития. Томатис разработал метод лечения с помощью музыки, который эффективен при детском аутизме, нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.
Доктор Гордон Шоу так объясняет влияние музыки на здоровье. Вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем "музыкальную" энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Наш организм и сам подобен оркестру: биение сердца, ритм мозговой деятельности, сокращения легких, циркуляция крови, импульсы нервных клеток. Если ритмы внешней жизни слишком агрессивны, работа внутреннего «оркестра» нарушается: организм, пытаясь адаптироваться, «подхватывает» быстрый ритм, напряжение растет, возникает стресс. И наоборот, если музыка соответствует нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию.
Еще задолго до рождения ребенок слышит материнское сердцебиение, в самом конце жизни мы до последнего вздоха воспринимаем музыкальные и акустические сигналы в то время, когда прочие каналы восприятия уже полностью закрылись для нас. Звук соприкасается с нашими органами чувств намного раньше, чем любой другой возбудитель. Клетки мозга, отвечающие за слух, реагируют на возбуждение в 10 миллионов раз более слабое, чем то, которое возникает от прикосновения к коже. Звуки проникают в организм не только через органы слуха, но и через кожу, т.к. представляют собой поток звуковых волн. Звуковые сигналы попадают на резонансную частоту, которая соответствует физическим характеристикам того или иного органа. Даже вибрация одной ноты поразительным образом действует на весь человеческий организм. Нота «до» заставляет клетку крови вытягиваться в длину, а звучание «ля» устраняет дисгармоничные образования на клеточном уровне.
Начало вовлечения музыки в медицинскую теорию и практику теряется в глубине веков, когда музыка и искусство врачевания были неразрывно связаны друг с другом. С древних времен музыка считалась великой космической силой, управляющей миром. Поэтому все народы в своем развитии пережили периоды веры в магическую силу музыки, воздействующей на природу и человека. В начале главную роль играло так называемое «целебное пение». Посредством мантр и песнопений, в которых делался упор на определенные гласные и согласные звуки, лечили людей жрецы Египта и Индии. В «Илиаде» Гомера говорится об особой форме целебного пения для защиты от чумы. Пифагор воздействовал музыкой и пением на больных людей и классифицировал мелодии, применявшиеся для лечения по болезням: для каждого заболевания собственный музыкальный рецепт.
В античный период музыка была не только магией, но и воспринималась как принцип построения мира. Платон отмечал звучащее единство трех звеньев музыки: музыка Вселенной – «musica mundana», музыка, звучащая в человеке – musica humana, и музыка инструментальная – musica instrumentalis. Согласно этой концепции, в душе и теле человека имеют место такие же гармонические и цифровые пропорции, как в движении звезд и в звуках музыки. Музыка, звучащая в человеке, находила свои соответствия вначале как представление о пульсе. Такое понятие исходило от врача Герофилоса (300 г. до н.э., Александрия). Позже оно было воспринято средневековой теорией музыки, а также медициной. Роджер Бэкон в своей книге «Opus tentium” указывал на то, что биение пульса через равные интервалы подобно музыке. По его мнению, врач обязательно должен был знать музыкальные пропорции. Новая страница в изучении взаимосвязи пульса с музыкой началась в XVI веке с Леонардо да Винчи, который первым обратился к систематизированному вычислению ударов пульса за определенное время.
Гениальные врачи средневекового Востока Ибн Сина и Аль Фараби писали трактаты по музыкотерапии, широко применяли ее во врачебной практике. Ибн Сина в «Книге исцеления» целый раздел посвятил взаимосвязи между пульсом и музыкой. Переведенная на латинский язык в XII веке, эта книга стала основным медицинским учебником Запада. Важно отметить, что в X веке предпосылкой для изучения медицины считалось овладение музыкой. В XIII веке это требование стало обязательным в университетском плане обучения. На медицинском факультете в Париже с 1462 года было предписано, что студенты-медики, получая звание доктора, должны пройти аттестацию по различным видам искусства.
Парацельс утверждал, что врач – слуга природы, а музыка – помощница врача. Метод лечения сводился к согласованию духовной и материальной природы человека путем вибраций, к которым относили произнесение заклинаний и священных имен, музыку и пение, световую терапию. В век Просвещения Иоганн Петр Франк, близкий друг Бетховена, и основатель общепризнанного учения о здоровье, в своем труде «Система современной медицинской помощи» писал: «Сила музыки должна заставить нас осмотрительно использовать это божественное средство».
В использовании музыки в лечебных целях большую роль сыграли врачи России – В.М.Бехтерев, И. Р. Тарханов, Г.И.Россолимо, И.М. Догель. Так, еще в 1888 году профессор Казанского университета И.М.Догель говорил в своей лекции, что музыка способна влиять на силу сокращения мышц, на нервную систему вообще, на кровообращение и на давление крови. И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В связи с этим обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, но и с практической точки зрения. Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях.
В настоящее время лечебное воздействие звука изучается многими университетами и лабораториями мира. Были созданы: Институт музыкальной терапии в Германии, Центр музыкальной терапии в Лондоне, Всемирная и Европейская Ассоциации музыкотерапии. Венская музыкальная школа проводит исследования по музыкальной терапии. В Париже Фабьен Маман организовал Академию звука, цвета и движения.
Известный московский врач С.В.Шумаджан, в прошлом оперный певец Большого Театра, использует метод вокалотерапии, который основан на пропевании особых звукосочетаний – мантр. Когда человек поет, лишь 20 % звука уходит во внешнее пространство, а 80 % - во внутренние органы, улучшается работа сердца и внутренних органов. Пением лечатся бронхиальная астма, бронхит, а также заикание.
На кафедре музыкально-инструментальной подготовки Харьковского национального педагогического университета имени Сковороды более 7 лет работает творческая лаборатория по изучению звука. Разрабатываются сеансы музыко- и арттерапии.
С 1993 года музыкотерапия стала одним из самых популярных способов лечения в США. Так, доктор Шульман излечивает пациентов, предлагая им прослушать аудиокассету со звуками различных внутренних органов человека: сердца, легких, желудка, кишечника. По его мнению, больной организм, "послушав" гармоничные звуки здоровых органов, самостоятельно начнет выздоравливать.
В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: "Пищеварение", "Бессонница", "Мигрень". Есть также "Печень", "Легкие", "Сердце". Китайцы "принимают" эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы. Подобные музыкальные сборники издаются и в Японии.
Биолог из Калифорнийского университета Дэвид Дэймер поставил вопрос: могут ли звучать молекулы ДНК? Дэймер измерил молекулярные колебания ДНК при помощи инфракрасного спектрометра, затем преобразовал невидимые вибрации в звуковой спектр и получил… музыку! Запись мелодии ДНК напоминала медитативные мелодии Индии!
В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.
Во Франции благотворное влияние музыки используют в некоторых столичных детских больницах. Их предоперационные палаты похожи на концертные залы: маленькие пациенты, родители и персонал могут играть на музыкальных инструментах, импровизировать или просто слушать кассеты. Врачи убеждены: музыка помогает детям успешнее перенести анестезию, да и само по себе пребывание в клинике.
Полчаса классической музыки в день обязательны для всех детей американского штата Флорида – так велит принятый там уже шесть лет назад закон № 660, иначе называемый Beethoven's Babies Bill. Законодатели штата уверены: музыка не только помогает малышам заснуть в «тихий час», но и способствует гармоничному развитию мозговой деятельности ребенка.
Почему одни мелодии нам по душе, а другие - нет? Многие музыкотерапевты пытаются установить связь между психологическими типами личности и музыкальными формами… Тщетно: два человека с близкими по типу темпераментами могут иметь абсолютно разные музыкальные вкусы. На формирование музыкальных (как, кстати, и кулинарных) предпочтений оказывает влияние прежде всего семья, в которой растет ребенок. Если в детстве вас укачивали под серенады Шуберта или адажио Вивальди, став взрослыми, вы наверняка будете питать к ним теплые чувства. Восприятие музыки очень индивидуально. К тому же оно меняется в зависимости от окружающей обстановки, нашего настроения, общего психологического и физического состояния.
«Каждая болезнь – это музыкальная проблема. Поэтому лечение – это музыкальное решение», – говорил немецкий поэт-мистик ХYIII века Новалис. Есть некоторая "классическая" схема воздействия определённых произведений на конкретное заболевание, которая была сформирована опытно-экспериментальным путём.
Замечено, что:
снимает головную боль, уменьшает эмоциональное напряжение прослушивание полонеза Огинского "Прощание с Родиной", Венгерская рапсодия 1 Листа, Моцарт – фрагменты из оперы «Дон Жуан», Хачатурян - Сюита «Маскарад».
успокаивает, уменьшает чувство тревоги и неуверенности прослушивание - "Аве Мария" Шуберта, вальсы Штрауса, "Колыбельная" Брамса, "Лунный свет " Дебюсси, мелодии Рубинштейна, Бетховен - Симфония 6, часть 2, Ноктюрн соль-минор, мазурки и прелюдии Шопена.
алкоголизм и курение (наркотическая зависимость) уменьшаются от прослушивания - "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Метель" Свиридова, "Лебедь" Сен-Санса.
восстанавливает кровяное давление и сердечную деятельность, снимает напряженность в отношениях с другими людьми прослушивание - Ноктюрн ре-минор Шопена, "Свадебный марш" Мендельсона, Кантата 21 и Концерт ре-минор для двух скрипок с оркестром Баха, Брукнер - "Месса ля-минор".
бессонницу устраняют - сюита "Пер Гюнт" Грига, "Грустный вальс" Сибелиуса, "Грезы" Шумана, пьесы Чайковского.
гастрит "не любит" - "Сонаты N7" Бетховена.
эпилепсия "не любит" - "Сонату К448" Моцарта.
улучшает зрение - музыка Вольфганга Амадея Моцарта
уменьшает cуставные боли - музыка Вольфганга Амадея Моцарта
росту умственных способностей у детей - способствует прослушивание музыки Моцарта.
нормализует работу мозга - прослушивание сюиты "Пер Гюнт" Грига.
стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение музыка Бетховена, Штрауса.
В Японии провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих матерей. Одни мамы слушали классику, другие - поп-музыку. В первой группе количество молока увеличилось на 20 процентов, а у поклонниц современных ритмов - уменьшилось наполовину.
Основой для создания тяжелого рок-металла послужили древние ритмы черных колдунов Африки, используемые для бесовских заклинаний. Это воздействие многократно усилено, так как ужесточен ритм и применяется современная мощная аппаратура. Строго научно доказано, что тяжелый рок отрицательно воздействует на все живое. Он подавляет рост культурных растений, вызывает расстройство физиологии животных. Зато при нем отлично себя чувствуют сорняки и болезнетворные микробы.
Каково же разрушительное воздействие такой «музыки» на нервную систему человека?! Рок-музыка «перебивает» биение человеческого сердца и рассогласовывает работу нервной системы и эндокринных желез. Она воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые "слышат" все наши органы, и способна разрушать мозг по принципу известного "25-го кадра".
Рок-музыка способна подтолкнуть человека на крайний шаг. До сих пор не выяснены истинные мотивы самоубийств солиста группы "Лесоповал", гитариста группы "Черный кофе", технического сотрудника группы "Технология", гитариста группы "Алиса". Психолог Азаров "прогнал" через компьютер все сочинения этих коллективов и обнаружил, что в их музыке часто повторялось одно роковое сочетание нот, ведущее к самоуничтожению. Психолог утверждает, что это и есть тот "звуковой яд", который способен довести человека до сумасшествия.
Во многих современных композициях появилась тенденция необоснованных повторов, и если в классических произведениях повторение какого-либо мотива, мелодии связано с процессом накопления энергии, которое в последующих тактах находит естественное разрешение, что отвечает закону природы (принцип волны), то музыка в стиле техно изобилует назойливыми повторами, которые, образуют замкнутое пространство и энергетические болото. Обратим внимание на одно из основных средств «выразительности» современной музыки – динамику. Продолжительное воздействие звуков, превышающее допустимые 65 децибел, впоследствии приводит к глухоте, а мощность более 110 децибел вводит слушателей в состояние транса. Известно, что страшное воздействие громкой музыки использовали в древнем Китае для пыток и даже для смертной казни.
Негативный аспект музыкального воздействия – предмет серьезной тревоги мыслителей древности, в наши дни, к сожалению, пока широко не обсуждается. Но еще за 200 лет до Платона, который назвал музыку «медициной духа», великий Конфуций утверждал: «Если хотите узнать, как страна управляется и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке». Какие музыкальные построения мы слышим в окружающем нас пространстве? Чаще всего в музыке присутствуют чрезмерное акцентирование, подчеркнутость диссонансов, отказ от привычных ладотональных соотношений, наиболее распространенным динамическим оттенком является форте, штрих стаккато, пунктирный ритм и т.д. Какого качества энергия пронизывает человека в данном случае – ведь музыка – это мысль, а мысль имеет свой энергетический потенциал? Нарушая энергетическое равновесие, такая музыка будет вызывать повышение сердечно-сосудистого давления, учащение пульса и дыхания, сокращения мускулатуры, повышение чувствительности кожных покровов и др.
Потребляя низкопробную музыкальную продукцию, мы незаметно разрушаемся сами, и разрушаем мир вокруг себя. Что же можно сделать, чтобы человечество не потеряло гармонию и красоту, не разрушилось?
Начерченную линию можно уменьшить, не прикасаясь к ней. Для этого рядом параллельно следует провести более длинную линию. Более длинная линия – это совместная работа медиков, музыкантов, психологов, педагогов. И, конечно, необходимы образовательные программы, чтобы с детских лет человек получал прививку от пошлости и бездуховности - того, что загрязняет экологию звукового пространства.
Еще Аристотель отмечал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
Чулочникова О.Д., преподаватель Симферопольского музыкального училища
Палей Л.Д., концертмейстер Донецкого музыкального училища
Выступление на Педагогических Чтениях «Звук и музыка как средство духовного совершенствования человека», которые состоялись 31 января 2010 года
Достарыңызбен бөлісу: |