Лекции 36 час. Практические занятия 18 час. Самостоятельная работа 18 час. Общая трудоемкость дисциплины 3 з е. 108 час



Дата06.07.2016
өлшемі88.95 Kb.
түріЛекции
Аннотация

Рабочей программы дисциплины

«Древняя история Китая»

направления подготовки 41.03.01 «Зарубежное регионоведение»

направленность (профиль) программы: «Азиатские исследования»
1.Общая трудоемкость дисциплины

Курс 2 Семестр 3

Экзамен 3 семестр 36 час.

Лекции 36 час.

Практические занятия 18 час.

Самостоятельная работа 18 час.

Общая трудоемкость дисциплины 3 з.е. 108 час.
2.Цели и задачи освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является получение знаний об особенностях исторического развития Древнего Китая.

Задачи дисциплины:

• представить историю Древнего Китая в контексте развития всемирно-исторического процесса;

• охарактеризовать основные черты и этапы эволюции китайского общества в период древности;

• проследить особенности формирования в изучаемый период основных государственных и общественных институтов;

• дать характеристику факторам внешнего влияния и соотнести их с факторами внутреннего развития;

• отметить выдающихся исторических деятелей и их место в формировании национального самосознания на соответствующем этапе развития общества и государства;

• охарактеризовать основные источники и литературу по истории Древнего Китая и региона.
3.Место дисциплины в структуре ОП ВО

Данная учебная дисциплина относится к базовым дисциплинам Блока 1. Шифр – Б1.Б.12.1.

Данная дисциплина изучается в третьем семестре и предваряется изучением специальных дисциплин вводного характера: Введение в китаеведение, География Китая, Этнография Китая. Продолжение изучения истории Китая происходит в ходе освоения дисциплин «Средневековая история Китая», «Новая история Китая», «Новейшая история Китая», которые хронологически, а также методически и методологически следуют всем принципам, лежащим в основе изучения данной дисциплины. Изучение дисциплины «Древняя история Китая» сопровождается экзаменом в конце семестра.
4.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



общепрофессиональные компетенции:

- способностью составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ОПК-2);

- способностью учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов региона специализации (ОПК-6);

- способностью выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации (ОПК-11);

- способностью владеть основами исторических и политологических методов, уметь анализировать современные политические тенденции на уровне регионов и стран с учетом исторической ретроспективы (ОПК-12);

информационно-аналитическая деятельность:

- способностью описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализацции с учетом их (ее) лингвострановедческой специфики (ПК-4).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные источники и литературу по древней истории Китая; характерные черты и этапы эволюции древнекитайского общества; особенности формирования и основные закономерности развития общественно-политических институтов древнего Китая, понимать роль культурно-религиозных факторов в этом процессе; знать социальную структуру древнекитайского общества;

уметь: обосновать сравнительные достоинства и недостатки общепринятой научной периодизации древней истории Китая; уметь учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей современной политической культуры Китая и менталитета китайского этноса; выявлять соотношение факторов внутреннего развития и внешних влияний в древнем Китае;

владеть: основами навыков анализа основных закономерностей развития Китая в древности в контексте всемирно-исторического процесса; профессиональной лексикой и терминологией, связанной с характеристикой соответствующего этапа исторического развития Китая.
5. Краткое содержание дисциплины

№ п/п

Наименование темы

Содержание темы

1

Введение

Длительность истории и непрерывность культурной традиции Китая. Место Китая во всемирной истории. Краткие страноведческие данные и их влияние на исторический процесс. Китай: история и современность.

Основные направления синологической историографии.

Типы периодизации всемирной истории. Периодизация всемирной истории и периодизация истории Китая. Типы периодизации истории Китая. Династические циклы в Китае. Типы членения времени в Китае.


2

Происхождение китайской цивилизации и возникновение государства


Проблемы генезиса китайского общества и государства. Понятие традиционного общества в современных общественных науках. Традиционное общество и «азиатский способ производства». Цепочка «этническая группа – чифдом – государство» в современной антропологии. Понятия: «племя», «чифдом», «протогосударство». Типология образования протогосударств. Нижнепалеолитические культуры и древнейшие гоминиды типа синантропа на территории Китая. Формирование монголоидных расовых признаков у китайских палеоантропов (линцзуньский, ордосский человек) и проблема метисации их потомков с сапиентными неоантропами в Западной Азии. Неолитическая революция в Западной Азии (X-VII тыс. до н.э.) и появление земледельческого неолита расписной керамики (Яншао) в бассейне Хуанхэ (IV тыс. до н.э.). Неолитические культуры черно-серой керамики в Китае (луншаньско-луншаноидный горизонт; III-II тыс. до н.э.). Археологические культуры неолита в бассейне Янцзы.

Бронзовая культура Шан-Инь и сложение цивилизации городского типа в долине Хуанхэ (13-11 вв. до н.э.). Проблемы генезиса протогосударства Инь, родоплеменные связи и политическая администрация иньцев. Археологические открытия 70-90-х гг. ХХ в. и их интерпретация. Восточная община и концепция государственного способа производства. Контуры структуры «азиатского деспотизма» в иньском социуме: аргументы pro et contra.



3

Государство и общество чжоу (западное Чжоу)


Разгром Шан-Инь союзом племен во главе с Чжоу в 1027 г. до н.э. (битва при Муъе). Возникновение военно-политической структуры Чжоу. Первые правители чжоусцев – Вэнь-ван, У-ван. Чжоу-гун и укрепление централизованного государства Западного Чжоу (1027-771 гг. до н.э.). Возникновение удельной системы и начало междоусобной борьбы владетельных аристократов (удельных князей). Ослабление власти вана и рост могущества удачливых удельных князей; превращение усилившихся княжеств в фактически независимые царства.Укрепление аристократических кланов. Клан и сельская община. Разложение первобытного общинного землепользования (система цзинтянь / «колодезных полей») и введение системы налогов с крестьян-общинников. Территориальное расширение чжоуских царств за счет некитайского населения окраин.

4

Китай в период восточного Чжоу (VIII-V вв. до н.э.)


Перенесение столицы чжоуского вана в Лоян (771 г. до н.э.) и потеря ваном реальной власти. Борьба за власть правителей крупных царств (Цзинь, Ци, Лу, Сун, Чу и др.). Государи-гегемоны (ба) в качестве фактических правителей Чжоу при номинальном сакральном сюзеренитете вана. Возникновение уделов в царствах и борьба удельных аристократов за власть и влияние. Появление значительной прослойки ненаследственных аристократов (дафу), составивших ядро военной мощи чжоуских царств. Иерархическая структура и система вассалитета. Кодекс аристократической этики. Междоусобные войны и политические интриги в период Чуньцю («Весны и осени») и Лего (Удельные княжества).

Рост тенденции к централизации в Китае Взаимное истребление знати и усиление правителей царств. Отказ правителей от системы уделов и новое административное членение на уезды во главе со сменными чиновниками. Комплектование аппарата власти из чиновников-ши, выходцев из ненаследственной знати и иных слоев населения. Дальнейшее разложение совместных форм землепользования в деревне и появление общинных поселений нового типа с крестьянским двором в качестве податной единицы. Налоговые реформы. Начало процесса приватизации и появление в общинной деревне богатых и бедных, владеющих землей и лишенных ее. Развитие ремесла и торговли. Появление денег.



5

Духовная культура и философская мысль древнего Китая

Культ божественного первопредка иньцев Шан-ди и культ Неба начала Чжоу. Чжоуский Ван – сын Неба, Китай – Поднебесная. Книга исторических преданий Шуцзин о мандате Неба («тяньмин») и «детерминанте» Дэ как критерии для обретения мандата Неба. Книга песен Шицзин о древних традициях, ритуалах, мудрости и добродетельности предков и правителей (Яо, Шунь, Юй). Конфуций (551-479 гг. до н.э.) и его учение (трактат Луньюй). Пиетет к старине и мудрости древних. Примат морального начала, гуманности, верности, искренности и долга. Воспитание в духе культа предков и почитания старших. Социальный эталон «достойного» цзюнь-цзы и роль соблюдения ритуалов (Ли) в саморегулировании иерархического порядка в семье и государстве. Главные последователи Конфуция – Мэн-цзы и Сюнь-цзы, их интерпретация конфуцианского учения. Неоконфуцианство. Легизм – главный идеологический соперник конфуцианства в период «борьбы ста школ». Примат писаного закона и палочной дисциплины в трактатах основоположников легисткой мысли Шан Яна, Шэнь Бухая, Хань Фэй-цзы. Становление основ развитой бюрократической администрации под воздействием теории и практики легистов.Учение Мо-цзы о «всеобщей любви» с призывом к эгалитарной казарменной утопии. Сложение основ даосизма с его идеей о Дао как верховном духовном Абсолюте и Дэ – его эманации в мире. Эгалитарно-утопический идеал даосизма – «Тайпин». Поиски формулы бессмертия и вклад даосов в естественно-прикладные знания. Идеи гармонизации двух начал (инь-ян), циклического взаимоопределения пяти первоэлементов (земля-вода-огонь-металл-дерево) и всепроникающей энергетической субстанции (ци) в учениях натурфилософов, логиков, политических стратегов, эклектиков и др. школ. Книга гаданий Ицзин. Нумерологическая система китайской натурфилософии.

6

Китай в период Чжаньго (сражающихся царств) (457-221) и централизованной империи Цинь (221-202 гг. до н.э.)


Появление железных орудий и рост производительных сил в 5-4 вв. до н.э. Разрушение старых общин, перемещение населения на новые земли, резкий рост численности населения. Возникновение частной собственности, развитие товарно-денежных отношений, усиление имущественного неравенства. Гибель наследственной аристократии и замена ее чиновничеством. Борьба между «семеркой» «сражающихся царств»: Ци, Чу, Янь, Хань, Чжао, Вэй, Цинь; усиление в них регулирующей роли государства.

Беспокойство государственного аппарата в связи с обезземеливанием крестьян и уменьшением притока налогов в казну. Легисты против усилившегося собственника. Шан Ян в Цинь и его реформы. Укрепление государства, строгие законы и суровые наказания, борьба с частными собственниками («стяжателями») и усиление военной мощи Цинь. Борьба Цинь за гегемонию и объединение чжоуских земель под эгидой императора Цинь Шихуан-ди. Деспотическая структура власти в империи Цинь. Унификация начертания иероглифов, введение единой денежной системы и единой системы мер и весов. Строительство Великой стены, дворцов и усыпальниц, дорог – рост непосильных повинностей. Преследование конфуцианцев и разрушение привычных клановых связей и традиций. Кризис и гибель империи в огне народного восстания.



7

Складывание основ китайской конфуцианской империи при династии Хань (206-220 г.н.э.)


«Крестьянский император» Лю Бан и его реформы. Синтез конфуцианства и легизма (Дун Чжуншу). Укрепление и расширение империи при У-ди. Война с гуннами (сюнну) на севере. Путешествие Чжан Цяня и открытие Великого шелкового пути. Споры о структуре власти и основах управления империей. Проблема государственных монополий. Усиление частнособственнических тенденций и упадок центральной власти при преемниках У-ди. Попытка реформ (Ван Ман) и их неудача. Конец правления Западной Хань в результате восстаний «Зеленого леса» и «Краснобровых» (17 и 18 гг.). Восстановление в 25 г. династии Хань (Восточной) и реформы Гуан У-ди. Восстановление прямых связей «землевладелец-казна» за счет ослабления позиций частного собственника. Упорядочение конфуцианской экзаменационной системы. Походы Бань Чао в Западном крае (совр. Синьцзян) и восстановление контроля над Великим шелковым путем.

Появление «сильных домов» и ослабление центральной власти во 2 в. н.э. Усиление центробежных тенденций. Рост количества рабов и зависимых различных категорий. Кризис и ухудшение положения крестьян. Усиление притягательности даосских проповедей всеобщего равенства («тайпин»), наступление эры «Желтого неба». Восстание «Желтых повязок», возглавляемое сектой Чжан Цзюэ. Подавление восстания (184 г.) и гибель Хань.



Каталог: attachments -> article -> 13678
13678 -> Лекции 36 час. Практические занятия 18 час. Самостоятельная работа 18 час. Общая трудоемкость дисциплины 2 з е. 72 час
13678 -> Лекции 36 час. Лабораторные работы 12 час. Самостоятельная работа 24 час. Общая трудоемкость дисциплины 2 з е. 72 час
13678 -> Лекции 54 час. Практические занятия 54час. Самостоятельная работа 108 час. Общая трудоемкость дисциплины 6 з е. 216 час
13678 -> Литература Китая» направления подготовки 41. 03. 01 «Зарубежное регионоведение»
13678 -> Программа курса "Теория и практика перевода (вэньянь)" рассчитана на четыре семестра и предназначена для работы


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет