А. Б. Ковельман
Лекции по раввинистическому иудаизму
Введение
Понятие «раввинистический иудаизм». Рождение раввинистического иудаизма и христианства в I-II вв. Общие истоки раввинистического иудаизма и христианства – различные течения эллинистического и палестинского иудаизма эпохи Второго Храма. Точки расхождения и пересечения иудаизма и христианства. Тесные взаимосвязи иудаизма и ислама. Поздняя античность как формативный период раввинистического иудаизма. Иудаизм в Европе в Средние Века и Новое время: отклонение от иудаизма формативного периода и сохранение архитипических черт.
Текст и образы. Священные книги и религиозное знание
-
Постановка проблемы: специфика иудаизма в отношении к христианству и исламу в вопросе об отношении к образу и тексту.
-
Традиционное представление о враждебности иудаизма «образности». Вторая заповедь. Осуждение изобразительного искусства в эллинистическом иудаизме (Филон Александрийский).
-
Расцвет синагогального изобразительного искусства в Сирии и Палестине во II – VI вв. (Сепфорис, Тивериада, Бет-Альфа, Дурра Европос). Родство синагогального искусства и раннехристианской живописи. Исчезновение синагогальной фигуративной живописи на библейские сюжеты в VII в. и связь этого факта с развитием иконоборчества в Византийской империи. Формирование ислама в обстановке иконоборчества.
-
Ценности раввинистического иудаизма и ценности христианства в формативный период. Вера против дел или учение против дел. Приоритет веры в христианстве и приоритет учения в раввинистическом иудаизме. Роль образов в укреплении веры в ситуации варваризации Западной Европы и кризиса Византийской империи. Роль учения в городских центрах Востока как фактор победы иконоборческих тенденций в иудаизме и исламе. Изучение Торы как основополагающая заповедь иудаизма и как самостоятельная, высшая ценность (не направленная на иные цели как то нравственное усовершенствование, приближение к Богу и т.п.). Параллель между «незаинтересованностью» искусства по Канту и «незаинтересованностью» изучения Торы в раввинистическом иудаизме, игровой характер раввинистической литературы.
-
Тора устная и Тора письменная. Кардинальное отличие Устной Торы от фольклора, устного народного творчества и т.п. Устная Тора как часть школьной культуры поздней античности (эпоха второй и третьей софистики). Авторитет письменного текста и забота о каноне не отменяют, а усиливают «устный» характер школьного творчества (как в риторике, так и в философии). Ж. Деррида и С. С. Аверинцев о «грамматоцентризме» иудаизма в противоположность «фоноцентризму» греческой цивилизации.
-
Предвечность и неизменяемость Торы и представления об изменении Торы или отмене заповедей в мессианские времена или в будущем мире. «Тора с Синая», содержащая все последующие толкования. Толкования Торы (мидраш) как господствующий вид творчества в еврейской культуре. Отличие мидраша от христианской экзегезы. Проблема присутствия или отсутствия платонической онтологии в мидраше и христианской экзегезе (трансцендентность истинного бытия в отношении к тексту, текст как отпечаток). Имманентность Торы (присутствие ее на Земле, Тора дана Земле, а не Небесам). Неотменяемость буквального толкования и невозможность удовлетвориться буквальным толкованием. «Телесность» Израиля и «буквализм» мидраша (в противоположность «духовности» христиан и «аллегоризму» христианской экзегезы) в постструктуралистских концепциях.
-
«Номоцентризм» иудаизма против «логоцентризма» христианства. Отвержение иудаизмом абстрактного «логоса», внеположенного Торе и превосходящего Тору против образа Торы как «Моисеева покрывала» у Павла. Антиномизм Павла и антилогизм Устной Торы. Заповеди в раввинистическом иудаизме не подчиняются абстрактному внеположенному Торе разуму или его законам, но даны Богом, что и является их конечным обоснованием. Концепция обоснования заповедей (таамей мицвот) в средневековой еврейской философии. Способы толкования Торы (мидот) и силлогизмы Аристотеля. Принятие риторики и отвержение логики в Устной Торе. Отвержение «греческой мудрости» как исходная позиция раввинистического иудаизма. Корректировка этой позиции в средневековой еврейской философии.
-
Буквализация библейских метафор в мидраше и воплощение логоса в христианстве. Филактерии (тефилин) как пример буквально понятой метафоры. Гипостазированные понятия в раввинистическом иудаизме (мемра, шехина, бат коль, дурное и хорошее побуждения и т.п.). Гипостазированные понятия в платонизирующих течениях в иудаизме (Филон Александрийский, каббала). Сефирот в каббале. Невозможность завершенного гипостазирования понятий (превращения их в полностью персонифицированные сущности) в раввинистическом иудаизме.
-
Поэтический и игровой характер мидраша. Смысл выводится из слов и из произвольно атомизированных фрагментов текста. Противоположность греческой традиции теории (усмотрения) как способа выведения смысла. Присутствие в христианстве логоса за пределами текста (логос больше текста) означает возможность внести в текст смысл, не связанный непосредственно со словами (тем более, со словами еврейского языка, на котором написана Библия). Отвержение логоса в раввинистическом иудаизме означает возможность вывести из текста смысл, укорененный в метафорике Библии, но не вытекающий из библейского контекста.
-
Многозначность библейского текста, допущение различных толкований и различных мнений в пределах традиции и корпоративной солидарности. Херем как наказание за нарушение корпоративной солидарности. Еретик (мин) и эпикуреец в еврейской традиции. Попытки выведения credo в пределах раввинистического иудаизма (Мишна Санхедрин 10:1; Маймонид, «Мишне Тора»). Отсутствие догматических споров в пределах раввинистического иудаизма, отсутствие догмы, существенное отличие заявлений Мишны или credo Маймонида от никейского символа веры. Отсутствие догмы вследствие отвержения внеположенного Торе логоса.
-
Аггада и галаха. Единство аггады и галахи в раннем раввинистическом дискурсе (синтез галахи и аггады). Разрушение этого синтеза в переод гаонов и его периодическое возобновление в еврейской культуре. Критика аггады с галахических и философских позиций. Попытка замены поэтической многозначной метафоры логической однозначностью в галахе и еврейской философии. Недоговоренность этой попытки.
Грех и религиозная антропология
-
Номоцентрическое понимание человека в раввинистическом иудаизме (в противоположность логоцентрическому началу в античной философии). Тора предназначена только для человека и неприменима для ангелов, но именно человек не может соответствовать Торе, и потому ему было бы лучше не быть сотворенным. Бог творит человека вопреки аргументам ангелов и доводам разума. Человек обладает свойствами зверя и свойствами ангела, он умирает как зверь, но будет жить, если исполнит Тору.
-
Заповеди Торы как средство очищения человека (даны только для очищения человека и могут, по некоторым воззрениям, быть отменены, когда в Будущем мире окажутся только праведники). Откровение как процесс усовершенствования человека. Заповеди соблюдались уже патриархами до Синайского откровения. Адам не был создан обрезанным, но обрезание оказалось необходимым для совершенствования.
-
Тора как лекарство для человека. Дурное побуждение и хорошее побуждение не определяют полностью поступки людей. Изучение Торы и соблюдение заповедей позволяют преодолеть дурное побуждение. Изучение Торы и благие дела изымают человека из сферы необходимости (он уже не подчиняется созвездиям). Элементы учения о предопределении в иудаизме до 70 г. («Дамасский документ» и др.) и их отвержение раввинистическим иудаизмом. Через Павла учение о предопределении входит в христианскую традицию (Августин, Лютер и т.п).
-
Отсутствие понятия «первородный грех» в раввинистическом иудаизме. Грех Адама принес в мир смерть, но сам по себе он не определил грешную природу человека (которая уже при сотворении человека помещена между ангелом и зверем). Возможность жизни открывается Торой (как в христианстве она определяется искупительной миссией Иисуса).
-
Противоречие между происхождением всех людей от Адама и соблюдением Торы только Израилем. Это противоречие осознается как раввинистическим, так и эллинистическим иудаизмом, а также христианством. Христианство отвергает заповеди (кроме тех, что укладываются в разряд общезначимых, общепонятных) и отвергает различие между евреями и неевреями. Эллинистический иудаизм пытается сгладить противоречие между всеобщим и частным, раввинистический иудаизм его подчеркивает и объясняет либо волей Бога, либо тем, что только евреи согласились принять Тору, предложенную всем. Вместе с тем, язычник, соблюдающий заповеди превосходит (согласно одному из мнений) первосвященника.
-
Элементы платонической антропологии и антиплатонические тенденции в раввинистическом иудаизме. Миф об андрогине. Душа человека как аналог Бога. Запас душ и его иссякновение. Пренатальное знание. Можно ли считать раввинистический иудаизм «плотским» в отличие от «духовного» эллинистического иудаизма и христианства? Платоновское разделение божественной «души» и низменного «тела» против равноправия души и тела в раввинистическом иудаизме (душа и тело равно ответственны перед Богом). Заповедь «плодитесь и размножайтесь» как одна из главных в иудаизме. Маргинальность аскетизма в иудаизме и отвержение безбрачия.
-
Парадоксализм в понимании греховности человека и его отношения к Торе. Дурное побуждение как необходимое условие существования человечества. Грех с Золотым тельцом как предпосылка рождения последующих поколений. Соблюдение Торы могло бы сделать людей бессмертными, но остановило бы поток рождений. «Хороша смерть» (толкование р. Меира). Смерть как возможность наказания тиранов. Парадоксализм и антилогизм Павла в объяснении природы человека и его отношения к Торе как параллель раввинистической традиции. Невозможность соблюдения Торы, святость Торы, Тора как провокатор греха, отвержение Торы у Павла. Снятие парадоксализма в патристической традиции (Тора в патристике выступает как наказание евреям за жестоковыйность или как дисциплинарное средство, необходимое евреям ввиду их особой жестоковыйности).
-
Грех и «нарушение заповеди» в раввинистическом иудаизме. Номистское понимание греха. Номизм не противоречит искренности в выполнении заповедей. Роль намерения (кавана) и покаяния (тешува), Тем не менее, выполнение предписанного ценится больше, чем интуитивное совершение сверхдолжного.
-
«Нормальный мистицизм» по М. Кадушину. Сакрализация повседневной жизни (вплоть до самых материальных и телесных ее проявлений как то секс или естественные отправления). Стол равен алтарю. Оборотной стороной такой сакрализации является фарс, отторжение философской и догматической серьезности в раввинстическом иудаизме.
-
Достоинство маленького человека в раввинистическом иудаизме. Разрушение Храма как наказание за обиду, нанесенную маленькому человеку. Уничтожение человека как уничтожение мира. Равенство всех людей по происхождению от единого Адама. Взаимная ответственность евреев и людей вообще против персональной ответственности. Роль праведников в поколении и деление людей на праведников, «средних» и негодяев. Крайняя трудность для человека достичь состояния праведности и удержать его.
-
Понятие вины, страх и восприятие смерти. Страх смерти как протест души против разделения с телом. Этот страх симметричен страху, который душа испытывает перед вселением в тело. Страх перед судьей в ситуации почти полной невозможности достичь праведности и убедиться в ней. Отсутствие в иудаизме идеальных персонажей (все библейские герои в той или иной степени унижаются и даже высмеиваются в мидрашах и Талмуде). Психологический реализм мидрашей и Талмуда. Смирение как высшая ценность (в свою очередь подвергающаяся осмеянию). Страх и плач мудреца перед смертью и Божьим судом.
-
Ритуалы очищения в иудаизме и их частичная замена изучением Торы и благими делами после разрушения Храма. «Дни трепета» и Йом Киппур. Буквализация метафоры: изнурение ученого, изучающего Тору, есть принесение в жертву его тука и мяса.
Сакральное пространство. Спасение и эсхатология
-
Тесная взаимосвязь пространственно/временных понятий и эсхатологических мифов в раввинистическом иудаизме и христианстве. Изгнание, рассеяние и возвращение в Библии и раввинстическом иудаизме. Метафорическое и буквалистское значение этих понятий. Земля Израиля как Земля обетованная. Хронологическая и пространственная оси библейского мифа (от водворения Адама в Эдем до возвращения евреев в Иерусалим). Метафора и аллегория в понимании пространства и времени. Пространство и время «буквальные» и «метафорические», несущие мифологическую, сказочную, философско-утопическую и метафизическую нагрузку.
-
Земля Израиля, Иерусалим и Храм в философско-утопическом, сказочном и мифическом контексте. Философская утопия Иудеи в «Послании Арестея». Урбанистическая утопия Иерусалима в мидрашах. Сказочная земля, которая пожирает своих жителей, сокращается как «кожа оленя», если Израиль на ней не живет, расширяется при возвращении Израиля для прихода и евреев, и неевреев.
-
Отсутствие категорий «пространство» и «время» в Библии. Олам как давно прошедшее прошлое или далекое будущее. «Земля», «Небеса» и другие библейские понятия, лишенные общего категориального смысла. Формирование понятий «мир», «время», «вечность» и т.п. в греческой философии и проникновение их в эллинистический и раввинистический иудаизм, в эллинистическое и раввинистическое толкование Библии. Рецепция этих же понятий в Новом Завете через эллинистический иудаизм и фарисейскую традицию. Толкование греческих категорий через библейские понятия, термины и сюжеты. Различная степень метафоризации в иудаизме и христианстве: сохранение в иудаизме буквального значения понятий, превращенных в абстрактные категории.
-
Мир как космос в раввинистическом иудаизме. Творение и уничтожение миров Богом в мидрашах. Стоическая теория регулярной гибели и рождения миров. «Геенна огненная» и стоическая теория сожжения миров (экпюросис). «Этот мир» и «Будущий мир» (в новозаветной терминологии – «Царствие небесное»). «Будущий мир» как вечность в противоположность временности предшествующих миров. Будущий мир как Ханаан. Вступление евреев в Ханаан как прообраз наступления Будущего мира. Совмещение греческого космоса и библейского Ханаана в понятии «Будущий мир» в раввинистическом иудаизме и христианстве.
-
Роль Синедриона в наследовании Будущего мира (Царствия небесного). Кто допущен к наследованию? Все или только евреи? Все евреи или только праведники? «Весь Израиль спасется» (Послание к Римлянам) и «У каждого израильтянина есть доля в Будущем мире» (Мишна «Санхедрин»). Спор о наследовании Будущего мира/Ханаана между евреями и христианами. Гражданство в Будущем мире (Царствии небесном) и статус метека.
-
Тора и учение о воскресении из мертвых. Буквализация метафоры о «мертвых костях» в раввинистическом иудаизме. Мистериальные культы эпохи эллинизма и учение о личном спасении. Эсхатологический Будущий мир и посмертный Будущий мир. Посмертный Будущий мир как чистилище. Попытки согласовать различные точки зрения на посмертную судьбу праведников и грешников, невозможность такого согласования.
-
Скудость представлений о Будущем мире. Будущий мир как раввинистическая академия. Возможны ли плотские наслаждения в будущем мире? Сохранится ли галаха в Будущем мире?
-
Мессианские времена и учение о двух мессиях (Сын Иосифа и Сын Давида). «Родовые схватки» мессианских времен. Антиномизм мессианских чаяний (отступление от галахи) со времен Иудейской войны до Шабтая Цви и франкизма. Сопротивление раввинистической элиты острым мессианским ожиданиям, призыв к максимальной осторожности. Попытка сдержать антиномизм и не вступить в конфликт с государством.
-
Понятие Бога как «Места» в эллинистическом и раввинистическом иудаизме. Бог – место мира, а не мир – Место Бога. Человек как мир («микрокосм»). Мир как город, а человек как гражданин мирового города (космополит).
Духовенство и миряне, религиозные общины и светские власти
-
Рождение интеллектуально-духовной элиты нового типа в первые века новой эры: школьная философско-риторическая элита («образованные люди») в греко-римском обществе эпохи Второй софистики, раввинистическая школьная элита (рабби, законоучителя, «ученики мудрецов» - талмидей хахамим), христианский клир. Отличие этой элиты от традиционной восточной и греческой элиты: отсутствие пророческого дара, необязательность принадлежности к жреческим родам, претензии на просветительство и духовное руководство всем обществом (включая неграмотных и малограмотных), обязательность образования и критерии образованности для членов элиты, морализм и номизм (требование пунктуального соблюдения заповедей и моральных максим).
-
Конфликт образованной элиты с обществом: обвинение ее в лицемерии (несоблюдение ею же провозглашенных правил), демонстративное презрение образованных к толпе, ведущей себя неразумно. Воспроизводство этого конфликта в иудаизме. Обличение «фарисейства» законоучителей. Третирование законоучителями «народа земли» (профанов), проникновение концепции «толпы» в иудаизм. Концепции филантропии и мизантропии в раввинистическом иудаизме. Отличие позиции рабби от позиции философа: философ критикует общество как толпу, провозглашая себя аутсайдером, рабби является лидером своего народа, отвечает за свой народ и любит его. Нахождение баланса между законоучителями и «народом земли».
-
Раввинистическая академия (бейт мидраш, ешива) и синагога («дом собрания») как основные институты раввинистического иудаизма. Ешива как аналог философской кафедры и риторической школы поздней античности. Появление синагоги в эпоху эллинизма в Александрии. Синагога, подобно церкви и мечети, рассчитана на присутствие людей, а не Бога, носит общинный, а не только ритуальный характер.
-
Различия между христианством и иудаизмом. В христианстве церковь – реплика Иерусалимского Храма. В ней совершается жертвоприношение как в Храме (евхаристия), воскуряются благовония, служат священники (которые и называются так по образцу священников Иерусалимского храма), архиереи носят облачение, воспроизводящее детали архиерейского облачения в Иерусалимском Храме. Синагогальный культ, сохраняя слабые аллюзии на храмовый культ, максимально отдаляется от него. Раввин не является и не называется священником, не предстоит Богу за общину, не совершает жертвоприношения, не носит священнического облачения. Рукоположение раввина (семиха) не является таинством и не носит сакрального характера. Функции раввина – изучение Торы, раввинский суд, вынесение галахических решений, чтение проповеди в синагоге, обучение студентов в ешиве, духовное лидерство в общине. Сходство между раввинистической и исламской элитами. Особая роль цадика в хасидизме. Влияние христианского понимания духовного лидерства: в христианском обществе раввины рассматриваются как аналог священников, в реформистском иудаизме синагога называется храмом и т.п. Возможное влияние еврейской структуры духовного лидерства на протестантизм.
-
Светское лидерство еврейских общин и его отношения с раввинами. Институт патриарха (наси) в римской Палестине, сочетающий духовные со светскими функциями, институт экзиларха (реш галута) в Сасанидской Вавилонии, наделенный светскими функциями. Архисинагог и парнасы.
-
Отношение еврейской общины со страной изгнания: различные модели. «Царство зла» (Римская империя, Византия), которое все же вызывает похвалы ряда представителей раввинистической элиты (наподобие похвал греческих риторов в адрес той же империи). Сотрудничество с властями Царства зла. Меняющееся отношение к Парфии и Сасанидскому Ирану. Фердинанд II как «фараон испанский». Правило дина де медина – дина (закон государства есть закон), то есть закон государства, в котором евреи живут, евреи обязаны соблюдать.
-
Модели аккультурации евреев в странах рассеяния. «Александрийский» феномен и его повторение в еврейской цивилизации – попытки максимальной аккультурации, энтузиазм в отношении цивилизации, в которой евреи живут, без потери религиозной или национальной принадлежности к еврейству. Регулярное крушение этого феномена.
Библиография к курсу:
-
Антология Аггады. С толкованиями раввина Адина Эвен Исраеля (Штейнзальца) / Перевод и комментарии Ури Гершовича и Аркадия Ковельмана. Под общей редакцией р. Адина Эвен Исраеля (Штейнзальца) и Сергея Аверинцева. Иерусалим - Москва. 2001-2004. T.1-2.
-
Библейские исследования. Сборник статей /Сост. Б.Шварц. М.,1997.
Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретации Библии. М., 2002. Грин А.А. Страдающий наставник. М., 2007. Ковельман А.Б. Эллинизм и еврейская культура. М., 2007. Сират К. История средневековой еврейской философии. М., 2003. -
Таргум. Еврейское наследие в контексте мировой культуры. Вып 1-2. М., 1990-1991.
Шифман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. М.-И., 2000. -
Шолем Г. Основные течения еврейской мистики. М., 2004.
Kadushin M. The Rabbinic Mind. N.Y., 1972. -
Urbach E. The Sages: Their Concepts and Beliefs. Cambridge, Mass, 1995 (русское издание: Урбах. Э. Мудрецы талмуда. Их мнения и верования. Иерусалим:: Б-ка Алия, 1989).
Достарыңызбен бөлісу: |