Литература предвозрождения



бет1/4
Дата12.06.2016
өлшемі0.66 Mb.
#129492
түріЛитература
  1   2   3   4
ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ
Предвозрождение (или Проторенессанс) — переходный пери­од между Средними веками и эпохой Возрождения. А.Ф.Лосев, посвятивший в своей «Эстетике Возрождения» большой раздел Проторенессансу, называет философской основой этого явления неоплатонизм (в христианской монотеистической форме, идущей от Псевдо-Дионисия Ареопагита) с его аристотелевской акцен­туацией, развитый Фомой Аквинским, Бонавентурой, Роджером Бэконом, Дунсом Скотом и другими мыслителями XIII в., тради­ционно относимыми к схоластике.

Академик Д.С.Лихачев так сформулировал концепцию Пред-возрождения: «...Главное отличие Предвозрождения от настоящей эпохи Возрождения заключалось в том, что общее "движение к человеку", которое характеризует собой и Предвозрождение, и Возрождение, не освободилось еще от своей религиозной оболоч­ки»1. Эта концепция может быть применена к литературе Запад­ной Европы, хотя и с оговорками, связанными с развитием свет­ской литературы. Роль религиозного сознания в литературе этого периода действительно велика, что проявляется в системе обра­зов, аллегоричности, библейской символике и т.д. Особенно это очевидно в творчестве Данте. Однако существовала возможность парадоксального и пародийного использования традиций средне­вековой культуры, что отмечается в произведениях Чосера и Вий-она.



Фома Аквинекий. Фома Аквинский (1225-т-1274) — крупней­ший христианский философ, чей авторитет сопоставим с автори­тетом «отцов церкви». От своего учителя Альберта Великого он воспринял учение о величии разума и его значении в вопросах веры и откровения, о разумности и самоценности красоты. По Фоме Аквинскому, красота заключается в цельности, пропор­ции или созвучии и ясности. Он противопоставляет красоту и благо: «Благом следует называть то, что просто удовлетворяет желание, а красота говорит там, где и самое восприятие предме­та доставляет удовольствие». А.Ф.Лосев отмечал: «Художествен­ных произведений в течение всего средневековья было достаточ­но, и достаточно было людей, переживающих специфическое удо­вольствие от созерцания структурной разработки жизненно на­полненных форм этих произведений. Но только в рассматривае­мой нами философской школе XIII в., и прежде всего у Фомы, раздался мощный и убежденный голос о том, что храмы, иконы и весь культ могут являться предметом именно эстетики, предме­том самодовлеющего и вполне бескорыстного любования, пред­метом материально-пластической структуры и чистой формы. Поскольку, однако, вся эстетика Фомы неразрывно связана с его богословием, говорить здесь о прямом Ренессансе еще рано. Од­нако говорить здесь об эстетике проторенессанса уже совершенно необходимо, ибо стало возможным не только падать ниц перед иконой, но и получать удовольствие от созерцания ее формаль­ной и пластической целесообразности»2.
ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ
«Новый сладостный стиль». Одним из центров культурной жиз­ни Европы становится Флоренция. Политическая борьба гвель­фов (партии сторонников власти папы римского) и гибеллинов (аристократической партии сторонников власти императора) не помешала расцвету города.

В конце XIII в. во Флоренции складывается поэзия «dolce stil nuovo» — «нового сладостного стиля» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери). Опираясь на традиции куртуазной поэзии, представители этой школы отстаивают новое понимание любви, трансформируют образ Прекрасной Дамы и поэта по сравнению с поэзией трубадуров: Дама, «что с небес сошла на землю — явить чудо» (Данте), перестает восприниматься как зем­ная женщина, уподобляется Богоматери, любовь поэта приобре­тает черты религиозного поклонения, но вместе с тем становится более индивидуализированной, она наполнена радостью. Поэты «dolce stil nuovo» разрабатывают новые поэтические жанры, среди которых: канцона (стихотворение со строфами одинаковой струк­туры), баллата (БАЛЛАТА (итал. ballata). Итальянская баллата происходит не от французской баллады, а от французского виреле (virelai, chanson balladée) — плясовой песни, исполнявшейся солистом или несколькими певцами. В 13 в. баллата была одноголосной, а в 14 в., в эпоху итальянского ars nova, она становится полифонической. Обычно баллата состоит из трех строф, по шести строк в каждой, с одноголосным рефреном, повторяющимся в начале и в конце строфы. Известные баллаты принадлежат итальянскому композитору Франческо Ландино. (стихотворение со строфами неодинаковой струк­туры), сонет.

Сонет. Наибольшее значение имеет жанр сонета (sonetto), сыг­равший выдающуюся роль в поэзии последующих веков (вплоть до наших дней). Сонет обладает строгой формой: в нем 14 строк, разбитых на два катрена (четверостишия с рифмовкой abab abab или abba abba) и два терцета (трехстишия с рифмовкой edd ded или, с допущением пятой рифмы, cde cde, вариант ссе dde). Не менее строги правила, привязывающие к этой форме содержа­ние: в первой строке должна быть названа тема, в первом катрене

'Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978. — С. 153— 154.

излагается исходный тезис, во втором катрене — противополож­ная или дополняющая мысль (назовем ее «антитезисом»), в двух терцетах подводится итог («синтез») развития темы в сонете. Ис­следователи установили близость сонета к жанру фуги, где сход­но развивается музыкальное содержание. Такое построение по­зволяет достичь высокой степени концентрации художественно­го материала. Развитие сонета по философской триаде «тезис — антитезис — синтез» поднимает любую избранную тему, даже совершенно частную, на высокий уровень философского обоб­щения, через частное передает художественную картину мира.


Данте

Биография. Данте Алигьери (1265—1321) — первый европей­ский писатель, к которому по праву применимо определение «ве­ликий». Выдающийся английский искусствовед Д.Рёскин назы­вал его «центральным человеком мира». Ф.Энгельс нашел точ­ную формулировку для определения особого места Данте в куль­туре Европы: он «последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени». Данте родился во Флоренции и в период правления в городе партии белых гвельфов (отделившихся от партии черных гвельфов — сторонников папы Бонифация VIII) занимал престижные должности. В 1302 г., когда в результате из­мены черные гвельфы пришли к власти, Данте вместе с другими белыми гвельфами был изгнан из города. В 1315г. власти Флорен­ции, опасаясь усиления гибеллинов, даровали белым гвельфам амнистию, под которую подпадал и Данте, но он вынужден был отказаться от возвращения на родину, так как для этого должен был пройти унизительную, позорную процедуру. Тогда городские власти приговорили его и его сыновей к смерти. Данте умер на чужбине, в Равенне, где и похоронен.

«Новая жизнь». К 1292 или началу 1293 г. относится завершение работы Данте над книгой «Новая жизнь» — комментированным поэтическим циклом и одновременно первой европейской худо­жественной автобиографией. В нее вошли_25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллата, 2 стихотворных фрагмента и прозаический текст — биографический и филологический комментарий к стихам.

Беатриче. В книге (в стихах и комментариях к ним) расска­зывается о возвышенной любви Данте к Беатриче Портинари, флорентийке, вышедшей замуж за Симоне деи Барди и умершей в июне 1290 г., не достигнув 25 лет.



Данте рассказывает о первой встрече с Беатриче, когда будущему поэту исполнилось девять лет, а девочке еще не исполнилось девяти. Вторая знаменательная встреча произошла через девять лет. Поэт восторгается Беатриче, ловит каждый ее взгляд, скрывает свою любовь, демонстри­руя окружающим, что любит другую даму, но тем самым вызывает не­милость Беатриче и полон раскаяния. Незадолго до нового девятилетнего срока Беатриче умирает, и для поэта это вселенская катастрофа.

Помещая в книгу канцону на смерть Беатриче, он считает свя­тотатством после нее давать комментарий, как после других сти­хов, поэтому помещает комментарий перед канцоной. В финале содержится обещание прославить Беатриче в стихах. Беатриче под пером поэта, развивающего традиции поэзии «нового сладостно­го стиля», становится образом прекраснейшей, благороднейшей, добродетельной женщины, «дарующей блаженство» (таков пере­вод ее имени на русский язык). После того как в «Божественной комедии» Данте обессмертил имя Беатриче, она вошла в число «вечных образов» мировой литературы.



Трактаты Данте. В пору изгнания Данте, готовясь к созданию поэмы о Беатриче, пишет трактаты «Искусство поэзии на народ­ном языке», «О монархии», «Пир». В неоконченном «Пире» изло­жено учение о четырех смыслах произведения. Если Фома Аквин-ский считал, что «ни одному сочинению, написанному людьми, нельзя приписать иного значения, кроме буквального», то Данте утверждает, что текст нужно понимать не только в буквальном («буквальное значение вымышленных слов»), но также в других трех смыслах: аллегорическом («истина, скрытая под прекрасной ложью»), моральном («смысл, который читатели должны внима­тельно отыскивать в писаниях на пользу себе и своим ученикам») и анагогическом (в переводе: влекущем ввысь), о котором Данте пишет: «Четвертый смысл называется анагогическим, то есть сверх­смыслом или духовным объяснением писания; он остается (ис­тинным) также и в буквальном смысле и через вещи означенные выражает вещи наивысшие, причастные вечной славе...»

«Божественная комедия». «Божественная комедия» (1307—1321) — один из величайших памятников мировой литературы, синтез сред­невекового мировоззрения и предвестие Возрождения, ярчайшее воплощение персональной модели Данте — одной из самых влия­тельных в мировой литературе. Данте дал своей поэме название «Комедия» (средневековый смысл этого слова: произведение со счастливым финалом). Название «Божественная комедия» принад­лежит Д. Боккаччо, великому итальянскому писателю эпохи Воз­рождения, первому исследователю творчества Данте. При этом Боккаччо вовсе не имел в виду содержание поэмы, где речь идет о путешествии по загробному миру и лицезрении Бога, «боже­ственная» в его устах означало «прекрасная».

Замысел поэмы. Считается, что толчком к созданию по­эмы стал сон, увиденный Данте в 1300 г. По крайней мере, эту дату подтверждают первые строки поэмы: «Земную жизнь пройдя до половины, // Я очутился в сумрачном лесу, // Утратив правый путь во тьме долины». Половина жизни, по средневековым пред­ставлениям, — 35 лет, которых Данте достиг в 1300 г. В начале поэмы Данте, заблудившись в лесу (аллегория земной жизни, полной греховных заблуждений), встречает льва (Гордость), вол­чицу (Алчность) и пантеру (Сладострастие), угрожающих поэту, от которых его спасает Вергилий (Земная мудрость: разум, вопло­щенный в философии, науке, искусстве), присланный поэту на помощь Беатриче (Небесной мудростью: верой и любовью), чья душа пребывает в Раю. Таким образом, устанавливается, что Не­бесная мудрость выше Земной мудрости и управляет ею. Данте, ведомый Вергилием, проходит 9 кругов Ада и 7 уступов Чистили­ща, а под руководством Беатриче пролетает через 9 сфер Рая и зрит Божественный свет.

Проблема жанра. По жанру «Божественная комедия» свя­зана с античной традицией (прежде всего «Энеидой» Вергилия) и несет в себе черты средневекового жанра видения (так, иссле­дователи отмечают переклички в поэме с «Видением Тнугдала»).

Композиция поэмы. Черты средневекового мировоззре­ния обнаруживаются и в композиции «Божественной комедии», в которой велика роль мистических чисел 3, 9, 100 и др. Поэма делится на три кантики (части) — «Ад», «Чистилище», «Рай», в соответствии со средневековыми представлениями об устройстве загробного мира. В каждой кантике по 33 песни, итого вместе со вступительной песнью поэма состоит из 100 песен. Ад подразде­ляется на 9 кругов в соответствии с тяжестью и характером гре­хов: в 1-м круге («Лимбе») наказываются некрещенные не по своей вине (античные мыслители, новорожденные дети); во 2-м круге — сладострастники; в 3-м круге — чревоугодники; в 4-м круге — скряги и расточители; в 5-м круге — гневливые и завистливые; в 6-м круге — еретики; в 7-м круге — насильники против ближних, себя, Бога; в 8-м круге — обманщики; в 9-м круге — изменники (в том числе сам изменивший Богу Сатана, в трех пастях которого — души Иуды, предавшего Христа, Брута и Кассия, изменивших Юлию Цезарю). На 7 уступах Чистилища (горы на противополож­ной стороне Земли) наказываются 7 смертных грехов: гордость, зависть, гнев, уныние, корыстолюбие, чревоугодие и блуд (здесь грехи не столь тяжелы, поэтому наказание не вечно). У подножия Чистилища есть его преддверие, а на вершине горы — Земной рай, поэтому снова возникает мистическое число 9. Рай состоит из 9 сфер (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Са­турна, звезд, Эмпирея — местопребывания Божественного света).

Терцина. Число 3 присутствует и в строфике поэмы, которая разбита на терцины — трехстишия с рифмовкой aba bcb cdc ded и т.д. Здесь можно провести параллель с готическим стилем в сред­невековой архитектуре. В готическом соборе все элементы — архи­тектурные конструкции, скульптуры, помещенные в нишах, ор­намент и др. — не существуют отдельно друг от друга, а вместе образуют движение по вертикали снизу вверх. Точно так же тер­цина оказывается незавершенной без следующей терцины, где нерифмованная вторая строка дважды поддерживается рифмой, зато возникает новая нерифмованная строка, требующая появле­ния следующей терцины.

Четыре смысла «Божественной комедии». Учение, изложенное Данте в «Пире», применимо к его поэме. Ее букваль­ный смысл — изображение судеб людей после смерти. Аллегори­ческий смысл заключается в идее возмездия: человек, наделен­ный свободой воли, будет наказан за совершенные грехи и воз­награжден за добродетельную жизнь. Моральный смысл поэмы выражен в стремлении поэта удержать людей от зла и направить их к добру. Анагогический, т.е. высший смысл «Божественной ко­медии», заключается для Данте в стремлении воспеть Беатриче и великую силу любви к ней, спасшую его от заблуждений и позво­лившую написать поэму.

Художественный мир.В основе художественного мира и поэтической формы поэмы — аллегоричность и символичность, характерные для средневековой литературы. Пространство в по­эме концентрично (состоит из кругов) и в то же время подчинено вертикали, идущей от центра Земли (одновременно центра все­ленной и низшей точки Ада, где наказывается Сатана) в две сто­роны — к поверхности Земли, где живут люди, и к Чистилищу и Земному раю на обратной стороне Земли, а затем — к сферам Рая вплоть до Эмпирея, местопребывания Бога. Время также двуеди­но: с одной стороны, оно ограничено весной 1300 г., с другой — в историях душ, находящихся в загробном мире, концентриро­ванно представлены как Античность (от Гомера до Августина), так и все последующие времена вплоть до современности; более того, в поэме есть предсказания будущего. При этом, естествен­но, Данте приходится прибегать к уловкам, он предсказывает ус­тами героев события, которые ко времени написания поэмы уже произошли. Так, сделано псевдопредсказание смерти папы Бони­фация VIII, к началу работы Данте над поэмой уже скончавшего­ся (умер в 1303 г.). Другое предсказание делает в сфере Марса прапрадед Данте Каччагвида, предрекающий поэту изгнание из Флоренции (тоже ложное предсказание, т. к. поэма писалась уже в изгнании) и будущий триумф поэта. Историзма как принципа в поэме нет. Люди, жившие в разные века, оказываются рядом, время исчезает, превращаясь или в точку, или в вечность.

Наиболее яркие образы и ситуации в сюжете поэмы. Сюжет поэмы развивается в двух планах. Первый — рас­сказ о путешествии Данте по загробному миру, ведущийся в хро­нологической последовательности. Этот план позволяет развиться второму плану повествования — отдельным историям душ тех лю­дей, с которыми встречается поэт. Здесь Данте достигает замеча­тельного повествовательного эффекта. Такова история, рассказан­ная во 2-м круге Ада Франческой о ее трагической любви к брату мужа. Первый комментатор «Божественной комедии» Д.Боккаччо пояснил, что Данте говорит о реально существовавших Франческе да Римини и ее возлюбленном Паоло, убитых заставшим их вместе ее мужем и братом Паоло Джианчиотто Малатеста. Характерна ре­акция Данте на эту историю: выслушав ее, он падает в обморок. Как человек Средневековья, он помещает влюбленных в Ад, а как человек кануна Возрождения он потрясен историей этой любви.

Не менее впечатляет услышанная поэтом в 9-м круге Ада тра­гическая история гибели графа Уголино и его детей, которых ар­хиепископ Руджиери уморил голодом. В кантике «Рай» на место историй приходят похвальные речи. Таковы, например, услышан­ные Данте в сфере Солнца речи Фомы Аквинского о жизни Фран­циска Ассизского и Бонавентуры о жизни Доминика.

Движение к ренессансному антропоцентризму. Велика роль «Божественной комедии» в формировании нового взгляда на человека. Очень существенно, что в поэме по загробно­му миру путешествует не душа спящего (как это было, например, в средневековом «Видении Тнугдала»), а сам поэт во плоти. Он освобождается от грехов не традиционным церковным путем, не через молитвы, посты и воздержание, а ведомый разумом и высо­кой любовью. Именно этот путь приводит его к созерцанию Боже­ственного света. Отсюда одна из важнейших идей «Божественной комедии»: человек не ничтожество; опираясь на то, что дано ему свыше — на разум и любовь, он может достичь Бога, он может достичь всего. Так в «Божественной комедии» Данте, подводив­шей итог развитию средневековой культуры, возникает ренессанс-ный антропоцентризм (представление о человеке как центре ми­роздания), рождается гуманизм эпохи Возрождения.


ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ
Предвозрождение в Англ ни. Во второй половине XIV в. в английской литературе выступают два наиболее значительных представителя Проторенессанса — Ленгленд и Чосер.

Ленгленд. Уильям Ленгленд (ок. 1330 — ок. 1400) родился в крестьянской семье, получил богословское образование в монас­тырской школе, но не сделал карьеру священника. Он переселил­ся в Лондон, где бедствовал. Около 1362 г. он написал первую, в 1377 — вторую, а незадолго до смерти, в 1393 г. третью редакцию аллегорической поэмы «Видение о Петре Пахаре», принесшей ему известность в демократических кругах и впоследствии нередко (на­чиная с народного восстания 1381 г.) использовавшейся в анти­феодальной борьбе. Ленгленд обратился к средневековой форме видения: поэт, ставший пилигримом, чтобы «узнать, какие в мире чудеса», видит сон, в котором перед ним предстают толпы лю­дей, и знатных, и простых: «Одни тянули плуг, копали землю, // В труде тяжелом взращивая хлеб; // Другие ж их богатства истреб­ляли». Поэт видит различные пороки, представленные в житей­ских образах. Таково, например, Чревоугодие, воплощенное в об­разе Обжоры — пьяного ремесленника, попавшего вместо церк­ви, куда он шел исповедаться в грехах, в кабак.

Тысячи грешников, не знающих пути к Правде, обращаются к Петру Пахарю, знающему этот путь, и он называет добродетели, ведущие к Правде: Кротость, Скромность, Воздержание и т.д. Главное — надо пре­одолеть лень и трудиться, и пилигримы, ищущие Правду, помогают Петру Пахарю пахать землю и тем самым приобщаются к Правде.

Чосер. Джеффри Чосер (ок. 1340—1400), называемый «отцом» английской поэзии, одним из родоначальников английского ли­тературного языка, родился в семье торговца, был пажем при дворе, королевским курьером, что позволило ему посетить Флан­дрию, Францию и Италию. Поменяв ряд других должностей, он закончил жизнь вполне благополучно, получив королевскую пен­сию. Чосер как писатель еще близок традициям средневековой литературы, он перевел на английский язык аллегорический «Ро­ман о Розе», написал несколько видений («Дом славы», «Птичий парламент» и др.), в которых тем не менее чувствуется влияние итальянского гуманизма.

«Кентерберийские рассказы». «Кентерберийскиерас­сказы» (1386—1389) — главное произведение Д.Чосера. В них со­единилось влияние итальянского Возрождения (прежде всего «Де­камерона» Боккаччо — этой популярнейшей персональной моде­ли) и английская национальная специфика. Подобно «Декамеро­ну», «Кентерберийские рассказы» должны были представлять со­бой сборник новелл (стихотворных), объединенных рамочной но­веллой.



29 паломников, отправляющихся на поклонение мощам убитого в 1170 г. по приказу Генриха II архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета, собрались в таверне «Табард» в Соуерке. Они принимают пред­ложение хозяина таверны по дороге, чтобы скоротать время, рассказы­вать какие-нибудь правдивые или придуманные истории, лучший рас­сказчик будет славно угощен в таверне на обратном пути, а уклонив­шийся — наказан.

По неизвестной причине Чосер написал только 24 новеллы, не закончив повествования. Особо значима в книге рамочная но­велла, затмевающая последующие рассказы многоцветьем красок, жизненностью портретов персонажей, среди которых доблестный Рыцарь и кроткая Аббатиса, разбогатевший Купец и Студент, тратящий все свои деньги на книги, ловкий Юрист и Доктор, искусный в медицине, и др.

Чосер демонстрирует поразительное жизнелюбие, священные цели паломников не мешают им предаваться земным радостям. Юмор Чосера редко перерастает в сатиру. Чосеру присущи такие черты эстетики Пред возрождения, как парадоксальность и паро­дийность.

Предвозрождение во Франции. Во французской поэзии XIV—XV вв. получили развитие такие жанры, как баллада, рон-дель (рондо), вирелэ, завещание. В творчестве Гильома де Машо, Эсташа Дешана складывается концепция поэзии как «второй ри­торики».

Вийон. Франсуа Вийон (настоящая фамилия — Монкорбье или де Лож, 1431 или 1432 — после 1463) — крупнейший представи­тель французского Проторенессанса. В самой его судьбе воплоще­ны черты переходного, противоречивого времени. Он учился в Сорбонне и стал магистром искусств (1452), а через три года убил в драке священника, позже связался с ворами и грабителями, не раз сидел в тюрьме, в 1463 г. был приговорен к повешению за убийство, но казнь была заменена изгнанием из Парижа (после чего его следы теряются). В то же время он участвует в поэтиче­ском состязании с Карлом Орлеанским, представителем «рито­рическом школы», демонстрируя поразительное поэтическое но­ваторство в жанре баллады.

Виойон закрепил во французской поэзии твердую форму бал­лады. Баллада включает 3 строфы на одинаковые рифмы: ababbcbc для строфы из 8 строк и ababbccdcd для строфы из 10 строк с рефренов и «посылку» — заключительную полустрофу с обраще­нием к адресату. Так, «Баллада повешенных» начинается строфой из 10 строк:



О люди-братья, мы взываем к вам: Простите нас и дайте нам покой! За доброту, за жалость к мертвецам Господь воздаст вам щедрою рукой. Вот мы висим печальной чередой, Над нами воронья глумится стая, Плоть мертвую на части раздирая, Рвут бороды, пьют гной из наших глаз... Не смейтесь, на повешенных взирая, А помолитесь Господу за нас.

Последняя строка этой строфы сохраняется в конце второй и третьей строф. Далее следует посылка из 5 строк:



О Господи, открой нам двери Рая! Мы жили на земле, в Аду сгорая. О люди, не до шуток

нам сейчас, Насмешкой мертвецов не оскорбляя, Молитесь, братья, Господу за нас!

(Перевод Ф.Мендельсона)

Поразительна новая образность этой баллады: соединение ще­мящего чувства вины и несправедливости, безнадежности и моль­бы, усиленное элементами эстетики безобразного. Вийон не стес­няется «непоэтических» слов и образов. Замечательна остроумная, ерническая и вместе с тем страшная эпиграмма поэта в собствен­ный адрес:



Я — Франсуа, чему не рад, Увы, ждет смерть злодея, И сколько весит этот зад, Узнает скоро шея.

(Перевод И.Эренбурга)

Видимо, Вийон занимался и постановкой мистерий. Марги-нальность Вийона нашла художественное отражение в парадок­сальном и пародийном началах его поэзии, использовании во­ровского жаргона.

«Малое завещание» и «Большое завещание». В 1456 г. Вийон написал «Лэ» — поэму в 320 строк, получившую впоследствии название «Малое завещание». Это монолог нищего студента, пародия на юридическое завещание, где, например, па­рижским священникам завещаются мыльные пузыри. Вийон вир­туозно владеет ритмом и рифмами, каламбурами, соединяет юмор, сатиру и лирический пафос, высокое и низкое вплоть до не­пристойного. Позже он написал «Большое завещание», поэму в 2023 строки, в которую включил вставные баллады («О дамах ми­нувших времен», «Парижские женщины» и др.). В этом произведе­нии представлен целый мир низов общества (нищих, воров, про­ституток, трактирщиков, бродяг, пьяниц), причем едва ли не впер­вые в поэзии этот мир наделяется глубокими чувствами — нераз­деленной любви, тоски, предчувствия гибели, но эти чувства пе­ремешаны с ироническим отношением к жизни и к людям, к самому себе, жизнерадостностью, карнавальностью.

Вийон — один из наиболее ярких поэтов, завершавших Сред­невековье и открывавших путь в культуру эпохи Возрождения.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет