Белорусский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе БГУ
________________ __А.В. Данильченко
(подпись) (И.О.Фамилия)
___26.06.2013_________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-264/р.
История зарубежной литературы: Античная литература
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине
для специальности:
1-21 05 06 — романо-германская филология и 1-21 05 07 — восточная филология”
Факультет _________________филологический________________________
Кафедра _________________зарубежной литературы______________
Курс (курсы) ____________1______________
Семестр (семестры) _______1____________________
Лекции ___26______ Экзамен ______1_________
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия ____12______ Зачет _______--__________
(количество часов) (семестр)
Курсовой проект (работа) ___—___
(семестр)
Всего аудиторных
часов по дисциплине ___38____
(количество часов)
Внеаудиторная самостоятельная работа 48___
Всего часов Форма получения
по дисциплине ___86_____ высшего образования __дневная__
(количество часов)
Составил(а) _______С.Д. Малюкович, кандидат филологических наук, доцент_____
2013 г.
Учебная программа составлена на основе программы “Гісторыя замежнай літаратуры”: вучэбная програма для студэнтаў вышэ навуч. Устноў па спец. 1-21 05 01 “Беларуская філалогія”. 1- 21 05 02 “Руская філалогія”, 1- 21 05 04 “Славянская філалогія”, 1-21 05 05 “Класічная філалогія”, 1- 21 05 06 “Рамана-германская філалогія”, 1- 21 05 07 “Кітайская філалогія” / аўт склад. І.В.Шаблоўская [і інш.] программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 06 — романо-германская филология; пад агульнай рэд. І. В. Шаблоўскай. — Мн.: БДУ, 2005. Зацверджана Вучэбна-метадычным аб’яднаннем ВНУ Рэспублікі Беларусь па гуманітарнай адукацыі (09 снежня 2004 г. Рэгістрацыйны ТД-ДГ 004/тып.).
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры зарубежной литературы
_____21.05.2013 г., пр. №9____
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
________________ А. М. Бутырчик
(подпись)
Одобрена и рекомендована к утверждению Учебно-методической комиссией филологического факультета Белорусского государственного университета
30 мая 2013 г. , пр. №7
(дата, номер протокола)
Председатель
________________ Н.Н. Хмельницкий
(подпись)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Античная литература» является первой частью общего курса «История зарубежной литературы и открывает для студентов-первокурсников филологических факультетов историю всемирной литературы. В связи с этим изучение данного курса предполагает непосредственную подготовку студентов романо-германского отделения к их будущей профессиональной деятельности, а для студентов, обучающихся по специальности «Восточная филология», — к одному из ее аспектов.
Учебная программа составлена таким образом, чтобы дать представление о развитии древнегреческой и древнеримской литератур с учетом основной цели преподавания: способствовать осознанию уникальности античной литературы и культуры, заключающейся как в ее художественной самоценности, так и значимости на всех этапах, в том числе современном этапе развития общества.
Задачи курса «История зарубежной литературы (Ч. I. Античная литература)» — сформировать четкие представления о мифологической системе эллинов и римлян, лежащей в основе европейской культуры, об общих закономерностях литературного процесса в античную эпоху и особенностях в каждый из ее периодов, обусловленных историко-культурным контекстом; дать навыки анализа классических произведений, предполагающие работу с научной литературой, учебными пособиями, словарями-справочниками, электронными материалами; способствовать освоению понятий, необходимых для восприятия античной литературы и культуры.
Программа курса «История зарубежной литературы (Ч. I. Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями общеобразовательного стандарта (52а/ч — по специальностям 1 – 21 05 06 «Романо-германская филология» и 1 – 21 05 07 — «Восточная филология».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Понятие «античная литература». Хронологическая и географическая протяженность античности; историческое развитие общества от родовой общины к рабовладельческой империи. Особенности развития греческой и римской литератур. Мифологизм их тематики, традиционализм, поэтическая форма; система жанров, стилей, стихосложения. Проблема сохранности литературных памятников. Место греческой и римской литератур среди литератур Древнего мира. Античность и Восток. Основополагающее значение античности, ее общественных и эстетических идеалов для европейской цивилизации, культуры и литературы нового времени. Рецепция античности в литературе и искусстве Беларуси (переводы, подражания, интерпретация образов и мотивов, использование поэтических форм и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Периодизация истории греческой литературы. Протяженность долитературного периода (до VIII в до н.э.). Греческие племена. Этапы их миграции. Восприятие достижений критской культуры. Устное словесное творчество греков. Особое значение мифологии как одной из форм коллективной духовной деятельности. Понятие о мифе, мифологии, мифологическом мышлении. Своеобразие мифологической системы греков. Микенская эпоха (XVI — XII вв. до н.э.) как время создания олимпийского пантеона и героических сказаний. Жанры древнегреческого фольклора. «Гомеровская эпоха» (XI — VIII вв. до н.э.) в истории Древней Греции. Разложение родовой общины и переход к рабству. Возникновение эпической поэзии. Аэды и рапсоды.
Архаический период (VIII — VI вв. до н.э.)
Гомеровский эпос. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Понятие об эпосе, эпической фабуле, эпическом герое. Мифологическая основа "Илиады" и "Одиссеи". Исторические сведения о Трое. Характер гомеровского общества. Эпические герои в поэмах, зарождение индивидуальной характеристики героя. Человек и судьба, боги и судьба в гомеровском эпосе. Гуманистический пафос поэм.
Композиционная структура «Илиады» и «Одиссеи». Особенности стиля. Гекзаметр. Современное состояние гомеровского вопроса. Н. Гнедич и В. Жуковский как авторы «классических» переводов поэм на русский язык. Ю. Дрейзин, Б. Тарашкевич, А. Клышка – белорусские переводчики гомеровского эпоса.
Послегомеровский эпос. Сведения о «киклических поэмах». Сборник так называемых гомеровских гимнов. Пародийная поэма «Война мышей и лягушек». Проблема ее авторства и времени создания.
Дидактический эпос. Поэмы Гесиода «Теогония» и «Труды и дни». Систематизация мифологических представлений о богах и происхождении мира в «Теогонии». Философия истории, философия жизни в «Трудах и днях». Связь с гомеровской стилевой традицией и отличие от нее.
Лирика VII — VI вв. до н.э. Переход от общинно-родовых отношений к государству. Становление полисной системы. Возникновение лирики как рода словесного творчества. Лирика и музыка. Основные виды лирической поэзии – элегия, ямб, мелика.
Архилох как автор элегий и «язвительных ямбов» Своеобразие элегий Тиртея и Солона.
Монодийный мелос. Алкей (мотивы политической борьбы; тема застолий; «алкеева строфа». Сапфо (открытие в поэзии мира личных чувств; темы любви, восхищения красотой подруг, природы, всего мира; создание эпиталамий; «сапфическая строфа»). Анакреонт (любовные и застольные мотивы; контраст чувств и ситуаций; юмор и самоирония). Рецепция лирики Сапфо и Анакреонта, античной «анакреонтики» в творчестве М. Богдановича и современных белорусских поэтов.
Хоровой мелос VI–V веков до н. э. Культовый и обрядовый характер хоровой поэзии. Оды Пиндара: тематика, структура, стиль. Традиция "пиндаризма" в лирике Горация и в поэзии нового времени.
Возникновение прозаических жанров в VI веке до н.э. Басни Эзопа.
Классическая литература
эпохи расцвета и кризиса рабовладельческой демократии
(V – IV века до н. э.)
Утверждение рабовладельческой демократии в Аттике. Консолидация свободных граждан, усиление полисного патриотизма как следствие побед греков в их освободительных войнах с Персией. Экономический, политический, культурный расцвет Афин в «век Перикла». Художественное воплощение идей свободы, демократии, гуманизма в искусстве и литературе. Афинский Акрополь – вершина классического искусства. Роль театра в общественной жизни государства. Устройство театра и организация театральных представлений. Греческая драма и ее жанровые структуры: трагедия, сатировская драма, комедия.
Древнегреческая трагедия. Проблема происхождения трагедии (свидетельства Аристотеля). Структура трагедии. Роль хоровых партий в ней. Мифологическая основа трагической фабулы. Актуальность проблематики.
Эсхил – «отец трагедии», поэт эпохи становления и подъема афинской рабовладельческой демократии. Героический, монументальный характер его произведений. Патриотическая и религиозно-моральная концепция исторических событий в трагедии «Персы». Трагедия «Прикованный Прометей»: протест против тирании, вера в творческие силы человека, в культурный прогресс. Роль драматических образов в раскрытии авторского замысла. Влияние эсхиловской концепции образа Прометея на литературу нового времени. «Орестея» как образец древнегреческой трилогии. Интерпретация мифа об Атридах в ней. Политическая (прославление Афинского государства) и этическая (вопросы личной и родовой ответственности человека за свои поступки) проблематика «Орестеи».
Софокл. Отражение в его трагедиях эпохи высшего расцвета Афинского государства, а также начала кризиса. Мировоззрение драматурга. Утверждение нормативности героических образов, выражающих идеалы демократического полиса (люди, «какими они должны быть»). Влияние противоречий современной Софоклу действительности на характер трагического конфликта в его произведениях. Столкновение неписаных божественных законов с произволом деспотичного властителя в трагедии «Антигона». Индивидуальная воля человека и божественное предопределение (тема человека и судьбы) в трагедии «Царь Эдип». Трагическое величие героя. Тема искупления вины страданием в трагедии «Эдип в Колоне». Совершенство драматического мастерства Софокла.
Еврипид. Мировоззрение драматурга, отход от традиции в его взглядах на природу, религию, мифологию (влияние софистов). Отражение в трагедиях Еврипида кризиса афинской рабовладельческой демократии, особенно обострившегося в период Пелопонесской войны. Отказ от монументальности и нормативности в изображении человека, дегероизация мифологических персонажей. Характер трагического конфликта. Показ противоборствующих сил в душах героев. Тема любви, любовной страсти и ревности как основа трагического действия в «Медее» и «Ипполит». Медея как художественное воплощение тезиса Протагора «Человек – мера всех вещей». Люди и боги в «Ипполите». Психологизм образа Федры. Патриотический пафос трагедии «Ифигения в Авлиде». Влияние на драматургию Менандра. Еврипид в современном театре, на белорусской сцене.
Древняя аттическая комедия. Проблема происхождения комедии как жанра. Структура комедии. Ее общественно-политическая активность, свобода в осмеянии любых авторитетов.
Аристофан как «отец комедии». Сочетание реальности и фантастики в комедиях Аристофана. Изобретательность в создании фабулы. Тема войны и мира в его творчестве («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»). Злободневность комедий Аристофана и реалии политики, тема власти и народа, критика демагогов («Всадники»). Философская и педагогическая проблематика комедии «Облака». Обличение софистов в ней. Сатирический образ Сократа. Сократ аристофановский и Сократ исторический. Литературно-эстетические взгляды Аристофана в комедии «Лягушки». Эволюция Аристофана от древней комедии к средней («Плутос»). Комедийное мастерство Аристофана. Его влияние на литературу нового времени. Рецепция творчества «отца комедии» в литературе и искусстве Беларуси.
Проза в V–IV веках до н. э. Основные модификации древнегреческой прозы: историография, красноречие, философия. Геродот как «отец истории». Героическая борьбы греков с персами, соединение исторически достоверных событий с легендарно-мифологическим и сказочным материалом, изображение стран Востока в его сочинении «История» («Музы»). Ценность сведений о Египте и Скифии. Фукидид – основоположник истории как науки. Беспристрастность, склонность к политическому анализу в изложении событий Пелопонесской войны (сочинение «История»).
Виды ораторского искусства: политическое (Демосфен), судебное (Лисий), эпидиктическое (Исократ). Демосфен как великий оратор и государственный деятель. Проблема независимости Греции в его «Олинфских речах» и «Филиппиках». Особенности стиля.
Философская проза Платона и Аристотеля. Академия Платона. Диалоги Платона. Образ Сократа в них («Пир», «Федр», «Протагор»). Особенности художественной манеры автора. Полемика Аристотеля с Платоном. Ликей Аристотеля. Проблемы литературы и искусства в «Поэтике» и «Риторике». Учение о трагедии и ее функциях; понятия о мимесисе, о катарсисе.
Литература эллинистического периода
(вторая половина IV века – I век до н. э.)
Эллинизм как эпоха в истории античного общества. Утрата Грецией политической самостоятельности под властью Македонии. Приход крупных монархий на смену независимым полисам. Взаимовлияние эллинской и восточной культур. Александрия как культурный и научный центр эллинистического мира. Возникновение филологии как науки. Распространение греческого языка (койнэ).
Разрушение полисной морали. Рост индивидуализма и аполитизма. Афины – центр философии и комедиографии. Основные философские школы: стоицизм, эпикурейство, киники. Влияние «Характеров» Феофраста на развитие новой комедии.
Новая аттическая комедия. Менандр. Гуманно-филантропическая направленность его творчества. Изображение характеров в комедиях «Брюзга», «Третейский суд». Влияние Менандра на римскую литературу.
Александрийская поэзия. Разработка малых жанров (элегии, эпиграммы, идиллии, мима) в творчестве эллинистических поэтов. Культ формы. Идиллия (буколика, идиллия-мим) в поэзии Феокрита. Ученая и литературная деятельность Каллимаха. Многожанровость его поэзии. Эпиграммы Асклепиада Самосского и Леонида Тарентского.
Аполлоний Родосский как автор поэмы "Аргонавтика". Соединение старой эпической традиции и эллинистической новизны в ней.
Менипп из Гадары. Форма и характер его сатиры. Влияние на греческих и римских авторов.
Поздний («римский») период греческой литературы
(конец I века до н.э. – IV век н.э.)
Греческий мир под властью Рима (после 30 г. до н.э.). Идеологическая депрессия греческого общества и культурная политика Рима. Разносторонность его литературной деятельности; основные две группы произведений: «Моралии» (сочинения смешанного содержания, преимущественно философские и дидактические) и «Параллельные жизнеописания». Метод античной биографии. Анализ характера. Богатство и красочность стиля. Значение «Параллельных жизнеописаний» Плутарха для литературы нового времени.
Вторая софистика как явление греческого "возрождения". Сближение и взаимопроникновение философии и риторики. Лукиан — выдающийся сатирик античности. Комическое снижение олимпийских богов, перевод мифа в бытовую сферу в «Разговорах богов», «Разговорах в царстве мертвых», «Зевсе трагическом».
Проблема происхождения греческого романа и сохранности пяти текстов этого жанра (романов Харитона, Ксенофонта Эфесского, Ахилла Татия, Гелиодора, Лонга). Традиция эллинистической литературы в них. Буколический мир романа Лонга «Дафнис и Хлоя». Психологизм и эротика в нем. Особенности языка и стиля.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Особенности литературного процесса в Риме. Преемственный характер римской литературы и культуры. Периодизация истории римской литературы. Протяженность долитературного периода (до середины III века до н.э.). Своеобразие римского пантеона. Виды фольклора. Распространенность фесценнин и ателланы. Сатурнийский стих древней поэзии.
Ранняя римская литература
(середина III – середина II веков до н. э.)
Установление римского господства над всем западным Средиземноморьем. Рост самосознания Рима как мировой державы. Начало эллинизации. Первые римские поэты (Ливий Андроник, Гней Невий, Квилет Энний).
Тит Макций Плавт как яркий представитель паллиаты. Плебейский характер его творчества. Заимствование сюжетов и мотивов из новоаттической комедии. Образы хитрого раба («Псевдол»), скупого старика («Клад»), бахвала военачальника («Хвастливый воин»). Комедийное мастерство Плавта.
Публий Теренций Афр. Нравственно-этическая проблематика его комедий («Братья», «Свекровь»). Близость филантропической программе Менандра. Облагораживание традиционных персонажей. Серьезный тон комедий Теренция, последовательность в развитии действия и формировании характеров. Язык комедий Теренция — изящный язык образованных римлян. Новаторское использование прологов.
Литература периода кризиса и гибели республики
(середина II – середина I веков до н. э.)
Начало глубокого общественного и духовного кризиса в Риме (со второй половины II в. до н.э.). Усиление социальных противоречий, обострение политической борьбы. Актуализация литературной тематики, преобладание прозаических жанров, дальнейшее сближение с литературой эллинизма.
Марк Туллий Цицерон — как выдающийся мастер ораторского искусства. Гуманистический идеал Цицерона, идеальный образ «правителя республики» (речь «Об ораторе»). Взгляды на искусство и поэзию (речь «В защиту поэта Архия»). Сочинения по теории красноречия («Оратор», «Брут»). Речи Цицерона против Катилины как образец политического красноречия. Заслуга Цицерона в нормализации латинского языка (теория о трех стилях), в создании латинского периода.
Тит Лукреций Кар как автор философско-дидактического эпоса «О природе вещей». Причины и характер обращения поэта к философии Эпикура. Взгляды Лукреция на развитие общества. Критика мифологии и религии. Композиционная структура поэмы, сочетание различных жанровых элементов. Особенности стиля.
Поэты-неотерики. Отчуждение от политической жизни и обращение к субъективной, узколичной тематике. Усвоение традиции александрийской поэзии.
Гай Валерий Катулл. Значение его лирического цикла к Лесбии. Оригинальная трактовка темы дружбы. «Ученые» эпиллии Катулла. Характер эпиграмм. Переводы стихотворений Катулла на белорусский язык.
Литература периода империи
1. «Золотой век» римской литературы
(эпоха принципата Августа)
(вторая половина I века до н. э. – начало I века н. э.)
Римское общество в эпоху становления империи. Идеологическая и культурная политика Августа, стремление к возрождению древних идеалов республики. Внимание к литературе как часть официальной политики. Кружок Мецената. Выдвижение на первый план поэзии. Утверждение классического стиля.
Публий Вергилий Марон. Отражение важнейших тем и идей эпохи принципата Августа в его творчестве. Идеализация сельской жизни в «Буколиках» («Эклогах») в связи с политикой Августа. Воспевание италийской земли и сельского труда в поэме «Георгики». «Энеида» Вергилия как образец римского героического эпоса. Мифологическая основа. Соединение мифа и истории, мифа и современности в поэме. Обоснование могущества Римского государства и власти Августа божественной волей. Концепция исторической миссии Рима (VI кн.). Образ Энея как художественное воплощение идеалов старой республики, италийского патриотизма. Преодоление героем личных интересов ради будущей славы Рима. Образ Дидоны, воплотивший героизм и жертвенность страсти. Психологическая сложность в изображении героев. Особенности композиции. Своеобразие стиля и языка. Вергилий и Гомер. Рецепция «Энеиды» в литературе нового времени, в белорусской литературе.
Квинт Гораций Флакк. Эволюция политических взглядов (от республиканизма к примирению с империей). Отношение Горация к Меценату и Августу. Жанровое многообразие его творчества. «Эподы», их тематика и форма. «Сатиры» Горация: отход автора от обличительного пафоса сатир Луциллия, обращение к личному опыту. «Оды» Горация, их тематическое и метрическое богатство. Ориентация на традицию греческих поэтов Алкея, Сапфо, Анакреонта. Гражданская, патриотическая направленность «Римских од». Своеобразие любовных и философских од. Высокий стиль. Идеал «золотой середины». Тема «Памятника» в поэзии Горация. Роль Горация в формировании нормативной эстетики классицизма (послание к Пизонам, известное под названием «Наука поэзии»). Гораций и Аристотель. Влияние Горация на литературу последующих эпох. Белорусские переводы лирики Горация.
Альбий Тибулл и Секст Проперций — представители римской любовной элегии. Концепция любви как основного смысла существования, средоточия жизни и поэзии.
Публий Овидий Назон. Новаторское воплощение традиционных мотивов в «Любовных элегиях». Продолжение традиций Тибулла и Проперция в творчестве Овидия. Пародийно-дидактические поэмы «Наука любви» и «Лекарства от любви». Мифологическая поэма Овидия «Метаморфозы»: философский замысел, своеобразие композиционной и жанровой структур. Художественная обработка мифов. Историко-культурное значение поэмы. Овидий в изгнании. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Своеобразие поэтического изображения невзгод и одиночества. Элегии на темы дружбы, творчества. Традиции Овидия в белорусской и европейской поэзии.
2.» Серебряный век» римской литературы
(I век – начало II века н.э.)
Римская империя после классического периода. Внешний расцвет и кризисные явления общества. «Новый стиль» в литературе: Луций Анней Сенека и его литературная деятельность. Идеи стоической философии в «Нравственных письмах к Луциллию». Трагедии Сенеки. Продолжение традиций Еврипида в них, ужасы и страсти как художественное отражение времени. Власть рока, гибельность страсти, тирания, безотрадность мира, смерть и самоубийство – преобладающие темы трагедий («Троянки», «Медея», «Федра», «Эдип» и др.). Влияние Сенеки на развитие европейской драмы.
Гай Петроний Арбитр и его роман «Сатирикон».
Федр-баснописец. Связь с традицией Эзопа, ее продолжение и развитие.
Марк Валерий Марциал как новатор в жанре эпиграммы. Римская действительность («сама жизнь») – материал для эпиграмматической поэзии Марциала. Особенности стиля: живость и непосредственность, выразительность сентенций, ирония.
Децим Юний Ювенал. Продолжение сатирической традиции Луциллия в его творчестве. Отражение римской современности. Техника декламационного "нового стиля" — гиперболизм и сентенциозность. Ювенал – мастер сжатой и броской сентенции.
Публий Корнелий Тацит. Освещение современной истории Рима в «Истории» Тацита, истории Юлиев-Клавдиев – в «Анналах». Изображение тиранических режимов Тиберия, Нерона, осуждение императорского правления и защита республиканских идеалов. Психологизм и драматизм повествования, мастерство портретных характеристик, выразительность образов, сжатость слога.
Поздняя римская литература
(II – V века)
Начало упадка римской литературы. Усиление роли провинций и распространение римской культуры по всей территории Римской империи. Гай Светоний Тарквилл как автор сочинения «Жизнь двенадцати цезарей». Занимательность содержания, наличие обширных сведений о быте и нравах императорского Рима.
Апулей. Разнообразие интересов Апулея: философия, история, риторика, право. «Апология» – образец ораторской самозащиты от обвинений в магии. Роман «Метаморфозы, или Золотой осел»: фольклорные и литературные источники сюжета, особенности структуры, значение вставных новелл, сказки «Амур и Психея». Философская концепция романа и религиозно-мистические взгляды автора. Дидактическая морализующая идея «Метаморфоз». Языковые и стилистические особенности. Белорусский перевод романа.
Идеологический и общественно-политический кризис Римской империи в III веке. Последний литературный подъем в IV веке. Характер творчества Авсония. Расцвет христианской литературы («золотой век» патристики): Амвросий, Иероним, Августин. Использование достижений литературы античной.
Содержание учебного материала
№п/п
|
Наименование разделов, тем
|
Количество аудиторных часов*
| Аудиторные |
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
Лекции
|
Практич., семинар.
|
Лаб. занят.
|
УСР
|
1.
|
Понятие «античная литература». Особенности развития греческой и римской литератур.
|
1
|
|
|
|
1
|
2.
|
Периодизация истории греческой литературы. Устное словесное творчество. Своеобразие мифологической системы греков.
|
4
|
|
|
|
10
|
3.
|
Героический эпос. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гомеровский вопрос. Дидактический эпос Гесиода.
|
2
|
2
|
|
|
10
|
4.
|
Лирика VII-VI вв. до н.э. Виды лирической поэзии. Метрические особенности.
|
2
|
|
|
|
1
|
5.
|
Роль театра в общественной жизни Древней Греции. Драма и ее жанровые структуры.
|
1
|
|
|
|
1
|
6.
|
Эсхил как «отец трагедии». Героический, монументальный характер его произведений.
|
2
|
|
|
|
2
|
7.
|
Софокл. Характер трагического конфликта в его произведениях. Совершенство драматического мастерства.
|
1
|
2
|
|
|
2
|
8.
|
Еврипид – «трагичнейший из поэтов». Психологическое мастерство в пьесах «Медея», «Ипполит увенчанный».
|
2
|
|
|
|
2
|
9.
|
Аристофан как «отец комедии». Острота проблематики и художественное своеобразие пьес. Основные модификации прозы.
|
|
2
|
|
|
2
|
10.
|
Литература эллинистического периода.
|
2
|
|
|
|
2
|
11.
|
Общая характеристика творчества Плутарха. Сатира Лукиана.
|
2
|
|
|
|
1
|
12.
|
Особенности литературного процесса в Риме. Периодизация истории римской литературы.
|
1
|
|
|
|
1
|
13.
|
Римская бытовая комедия: пьесы Плавта, Теренция.
|
2
|
|
|
|
2
|
14.
|
Литература периода кризиса и гибели республики (Цицерон, Лукреций, Катулл).
|
2
|
|
|
|
2
|
15.
|
Литература ранней римской империи. Творчество Вергилия.
|
1
|
2
|
|
|
2
|
16.
|
Гораций как представитель римского классицизма.
|
|
2
|
|
|
2
|
17.
|
Всемирное значение творчества Овидия.
|
2
|
|
|
|
2
|
18
|
Литература поздней империи. Апулей и его роман «метаморфозы, или Золотой осёл».
|
|
2
|
|
|
3
|
Достарыңызбен бөлісу: |