Максим Музафаров
ЕЛЦ святой Екатерины г. Казани
13 воскресение после Троицы 10.09.2006 г.
Псалом: 118:145, 147, 151, 156а, 159б «Молитва о спасении» стр.569
Послание: 1Иоанна 4:7-12 «Бог есть любовь» стр.1004
Евангелие: Лука 10: 25-37 «Притча о добром самарянине» стр.908
Predigt: Быт. 4:1-16 Жертвоприношения Каина и Авеля и Каин убивает Авеля.
Д.О.! Вся книга Бытие повествует нам о событиях в прошлом для того, чтобы мы лучше могли познать настоящее. Так и в сегодняшнем отрывке Бог рассказывает нам о конфликте в прошлом, чтобы мы поняли, что такое конфликт, какова его природа, чтобы мы поняли суть конфликта. Конфликты и противоречия сопровождают нас всю жизнь: напр., внутренние противоречия, т.е. конфликт с самим собой; конфликты с окружающими людьми, с родственниками, на работе; международные конфликты, столкновения между нациями. Конфликты – это одна из огромных наших проблем.
В сегодняшнем тексте проповеди Бог приводит нам несколько ключевых факторов развития конфликта и несколько способов их разрешения в виде известного рассказа о двух братьях, о Каине и Авеле.
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
16 И пошел Каин от лица Господня Быт.4:1-16
Как мы видим, вся история заканчивается проклятием и одиночеством. Всякое убийство в прямом и переносном смысле ведет к одиночеству. Бог отворачивается от человека. Это одно из многочисленных последствий первородного греха.
Авель был пастухом, а Каин – земледельцем. И вот, после жертвенных приношений Бог призрел, т.е. принял приношения Авеля, а на жертву Каина не призрел. С первого взгляда может показаться, что причина такой мнимой «несправедливости» в самих жертвоприношениях: у Авеля были животные, а у Каина – плоды от земли его. Быть может, Каину надо было принести в жертву животное, и все было бы в порядке? Но в Библии ничего не сказано, что кто-то предписал Каину принести животное. Вообще, не стоит искать в Библии то, чего там нет. Более того, в Библии людям заповедано посвящать Богу хлебные приношения и, вообще, плоды труда своего. Т.е. совсем не важно, какую жертву приносит человек, приноси лишь плоды труда своего! В сегодняшнем тексте проповеди только говорится: И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел.
Очевидно, дело не в приношениях, а в людях. В Библии (Евр.11:4; 1Ин.3:12) говорится, что Авель был праведен перед Богом, Бог засвидетельствовал его праведность. Бога больше волнуют сами люди, чем их приношения. На Каина Бог не призрел. Почему? – нам об этом ничего не говорится. Бог знает. А на Авеля – призрел.
После этого Каин сильно огорчился, и поникло лице его. Что было на сердце у этого человека в тот момент? Что он задумал? Им руководил гнев и уныние. Он был разгневан и пал духом. Он был готов совершить страшный поступок…
И тогда вмешивается Бог и спрашивает Каина: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Эта история дает нам очень многое. Если ты разгневан, огорчен или унываешь, то это очень хороший вопрос. Его можно задавать в момент негодования: Почему вы рассержены? Что является источником вашего негодования? Что в действительности является предметом вашего гнева? Вы понимаете? - всегда есть способ предотвратить, предвосхитить конфликт. Грех влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Очень часто человек, который ведет себя подобно Авелю, не является действительной причиной гнева! Реакцией Каина на то, что Бог не призрел на его жертву, оказался гнев, и этот гнев он выместил на своем брате Авеле. (Пример с женщиной и детьми)
Бог задает вопрос Каину, чтобы помочь ему найти ответ и помочь нам найти ответ. Бог спрашивает: «Где брат твой? что ты сделал?» Вопросы эти, однако, устремлены глубже. Богу и так известно, где Авель. Он побуждает Каина к покаянию. Он спрашивает: «Почему ты гневаешься на Авеля? Почему ты убил его? Понимаешь ли ты, что ты совершил?» Мы видим, что в основании этого противоречия находится человек не в себе, разгневанный, недовольный человек и движущие силы его гнева.
Разрешение проблемы, однако, заключается не в разложении своего гнева на составные части. Когда человек понимает, почему он негодует, он продолжает негодование. Избавиться от гнева помогает другое: Если вы делаете доброе, не презрит ли на вас Бог? Не будете ли вы выше ценить себя? Иначе вам придется идти по жизни, нападая на Авелей и забивая их. Здесь очень подходят слова Иисуса из Евангелия от Матфея: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:1-5) Суть этих стихов заключается в следующем: «Перед тем, как судить брата, осуди себя»
Бог говорит Каину: если будешь творить доброе, то станешь благоугодным Мне. Но Каин не послушал Бога. Он был зол, потому что его не приняли. В такой ситуации, как правило, есть два пути: либо исправиться, либо свалить свой гнев и ответственность за него на других людей, посчитать Авеля виновным в своей злобе.
У Каина был выбор. У нас у всех есть такой выбор. И надо сосредоточить внимание на том, что проблема находится внутри нас самих. Очень легко обвинить кого-либо в своих неудачах, тем более, когда мы неуравновешенны и нервозны. Однако если у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Главное в том, чтобы быть уверенным в Господе, ходить пред Богом, а не людьми и тогда нам не придется проводить свою жизнь в злобе к другим людям и сваливать свое негодование и недовольство на другого. Аминь.
Литература:
Дик Вудвард, «По страницам Священного Писания»
Home/Главная
Достарыңызбен бөлісу: |