Маршрутами, тропами



бет1/61
Дата22.06.2016
өлшемі1.39 Mb.
#153154
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61
Для любителей путешествий и тех, кто любит Дальний Восток.
Вадим Кириллов

МАРШРУТАМИ, ТРОПАМИ

И ДОРОГАМИ

Из бродяжьих воспоминаний дальневосточного геолога-поисковика

СОДЕРЖАНИЕ



Предисловие

Первый «геологический» опыт.

Еврейская область,

на сопках Малого Хингана (1971г).

Молодость. Студенческие годы (1973-1978 гг.)
1975 г. Красоты Горного Алтая
1976 г. Таймырский полуостров. «На севере диком»

1977 г. Дыхание Камчатки запомнится навек
Другие путешествия в студенческие годы

В «Таежке» на Становике (1979-1980 гг.)
1979 г. По Зейскому району

1980 г. Через Становик

Шестидесятые широты, Охотские места

(1981-1986 гг.)
1981 г. От Охоты до южного Приморья
1982 г. На Охотском побережье

1983 г. Нилгысыг – край межгорных озер
1984 г. В верховьях Индигирки и на Улье
1985 г. На Нюте и рядом

1986 г. Сунтар-Хаята. На самом водоразделе

В глубинах тайги. По Аяно-Майскому району (1987-1998 гг.)
1987 г. На древнем Улканском хребте.

1988 г. Вокруг Улканского хребта
1989 г. «Элгэтэйский» сезон.

1990 г. От Улкана до Лурикана
1991 г. По старым следам
1992 г. Только на море
1993г. С молодёжью по Лурикану

1994 г. Впервые в «Амуре»

1995 г. На Амуликане
1996 г. В лесном хуторке на «Виктории»

1997г. Восточный Кет-Кап доказывает свою золотоносность
1998 г. «Джугджур» – это значит, «Высокие горы»

Почти домашняя «Амурка» (1999-2003 гг.)
1999 г. Большим кругом - по Амурской области

2000 г. Сергилен – ландышевая страна
2001 г. Второй раз на Сергилене

2002 г. Там, где плещется Зейское море
2003 г. По Норе от Иликана до хребта Джагды – в дальних
пределах «Дальней Тайги»
Сине-зелёный край земли: Сахалин и Курилы (2004-2005 гг.)
2004г. Уруп – это значит, «Лосось»
2005г. «Ветер пью, туман глотаю…»
Заграничные вояжи

1995г. Большой Канадский калейдоскоп

1999 г. Западно-Американская мозаика
1999г. Китай. В Гуйджоу – провинции водопадов

2001 г. Китай, (Сычуань, Тибет). В стране изумрудных озер и

перечных деревьев
Другие поездки и командировки
Первая Забайкальская поездка (1987 г.)
По Забайкалью – второй раз
Амурскими волнами
В Восточное Приморье
О «хорошем, плохом, безобразном»
Опыт «хождения по мукам», или поход «в люди»

Личный взгляд на науку.
«Сейчас», или краткие комментарии к портрету времени

Моим дорогим

родителям

посвящается



«Мой финиш – горизонт,
а лента – край земли»
В. Высоцкий


Предисловие

Эту книжечку я рассматриваю как сокращённый дневник своих странствий, который, возможно, скоро увидит свет. Период повествований охватывает значительное время – одних только полевых сезонов, включая студенческие практики, набирается за тридцать.


В последнее время всё чаще стали публиковать воспоминания геологов. Причина этому кажется очевидной – «бродяжьему люду» действительно есть о чём рассказать, и жизнь их насыщена впечатлениями. Кроме того, ввиду «старения» профессии большинство моих коллег – люди в возрасте, и самое время заняться мемуарами. Наконец, вследствие недостаточности ассигнований на полевые исследования ездить стали заметно меньше, и появилось свободное время – читать и писать.

За прошедшие годы довелось поколесить – от Камчатки до Германии, от Якутии до Алтая, от Таймыра до Крыма, от Калифорнии до Тибета, от Приморья до Курильских островов. Лучше всего я знаком с Дальним Востоком, и особенно с Хабаровским и Приморским краями, с Амурской областью и Якутией.
Пишу об основных событиях и личных впечатлениях от путешествий и поездок. За кадром оставлены сотни других, может быть, тоже интересных. И сознательно избегаю давать характеристики и не задерживаюсь на именах – даже самых замечательных людей, деловые и человеческие качества которых ценю очень высоко.

В этой книжечке нет ни малейшего вымысла либо художественной фантазии – только то, что происходило реально, что помню хорошо. Поистине жизнь коротка, а память длина. А неправды вообще не терплю. Хватает духу сказать правду – говорю, не хватает – просто молчу. В конце-концов, правда – это всегда проблема тех, кому она не нравится, а не того, кто её говорит.
Тешу себя надеждой, что, может быть, кто-нибудь из молодежи прочтет мои «воспоминания», и они окажутся полезными для тех, кто увлекается путешествиями, географией и естественными науками. Думаю, что они содержат некоторый познавательный материал. Кроме того, из книжки можно получить представление об особенностях и специфике профессии геолога и понять, каким образом он зарабатывает свой хлеб.

Около одиннадцати лет своей жизни, в общей сложности, я провёл в тайге, замечательном творении матушки-Природы, и здесь мне хотелось бы еще раз замолвить за неё слово. Это ее «зелёные паруса» дают нам и кислород атмосферы, и кров в лесу, и ещё многое другое. И помогают «плыть» нашей цивилизации дальше. Понятно, что потеря этого зелёного покрова может обернуться всемирной экологической катастрофой, и мне печально видеть следы таёжных пожарищ или вырубки, местами протягивающиеся до горизонта.

Тайгу есть за что полюбить – туда едешь, как домой, и не разу не возвращаешься без положительных эмоций. Есть у неё такой особый мистический дар – лечить измученную городом человеческую душу своей красотой и покоем...

***

Детство у меня было хоть и не идеально безоблачным, но вовсе неплохим. Учился в средних школах городов Уссурийска и Хабаровска, там же – в художественных школах, в средних и в старших классах занимался спортом – легкой атлетикой, плаваньем, волейболом, самбо и боксом. С особенной ностальгией вспоминаю наш дружный класс в Уссурийске, где проучился семь лет. Летом отдыхал в пионерлагере «Геолог» в районе Сад-Города на берегу Амурского залива.



Среди родственников у меня довольно много геологов из фамилий Лавреновых и Саковичей из краев Сибирских (Томск и Красноярск). Бабушка Александра Георгиевна работала минералогом-лаборантом в Томском университете, мама радиометристом в партиях и химиком в лабораториях Октябрьской экспедиции и ДВИМСа. Мой двоюродный дед Василий Георгиевич Лавренов прославился тем, что, потеряв на фронте ногу, в маршруты ходил на костылях. Он открыл в Сибири два месторождения, железа и алюминия, одно из которых (железорудное в Кузнецком Алатау) так и назвали по его фамилии – Лавреновское. Рассказывали, что однажды на юге Сибири группа туристов, с трудом взобравшись на высокую гору, с удивлением увидели там геолога на одной ноге, спокойно записывающего маршрут в пикетажку. На такие высоты он забирался как на лошади, так и пешком. Трудно и представить, какая сила воли и сколько усилий ему требовалось для работы в нелегких условиях горной тайги.

Дед, Аркадий Андрианович, умер рано – в сорок шесть лет от сердечного приступа, вернувшись из маршрута. Сказались перегрузки и тяготы военных и послевоенных лет. В тридцатые годы он закончил Томский горный институт, всю жизнь проработал на Дальнем Востоке, в последние годы – в должности начальника экспедиции и при этом активно участвовал в маршрутных исследованиях. Сразу после войны ему суждено было стать одним из первых волонтёров битвы за «стратегический металл» (уран) – сначала начальником партии на поисках радиоактивного монацита, а потом в этой же должности возглавить в 1948 году только что созданую аэропартию. Его «товарищи по оружию», с которыми он работал на Дальнем Востоке – академики и известные геологи Л. Красный, Ю. Чемеков, В. Онихимовский и В. Ярмолюк, пережили его куда как намного.

Отец, Евгений Аркадиевич, выпускник Томского политехнического института, с 1956 года долгое время работал на Дальнем Востоке в экспедициях системы Первого Главка и в ДВИМСе, а в семидесятых командировался на шесть лет в Восточную Германию (ГДР) в совместное советско-германское горно-добычное предприятие «Висмут».

Первый «геологический» опыт
1971г. Еврейская область, на сопках Малого Хингана.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет