ул. Межлаука, 3/45, г. Казань, 420021 телефон: (843) 2920306
ПОЛОЖЕНИЕ
о Всероссийской заочной олимпиаде школьников
по фортепианному искусству и исполнительству «Art of Piano»
(18-28 марта 2013 года)
-
Общие положения
1.1. Всероссийская заочная олимпиада школьников по фортепианному искусству и исполнительству «Art of Piano» (далее – Олимпиада) организуется с целью выявления и поддержки учащихся, талантливых в области изучения и исполнения фортепианной музыки; развития у школьников музыкально-творческих способностей и интереса к фортепианному искусству и исполнительству; профессиональной ориентации учащихся - будущих абитуриентов отделения искусств Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.
1.2. К участию в Олимпиаде приглашаются учащиеся средних и старших классов музыкальных школ, школ искусств и студий. В качестве руководителей могут выступить преподаватели фортепиано ДМШ, ДШИ и студий.
2. Порядок проведения Олимпиады
2.1. Олимпиада проводится заочно в 1 этап. Конкурсная программа включает 3 раздела:
- исполнение фортепианного произведения (оценка конкурсантов осуществляется по присланной видеозаписи);
- выполнение тестовых заданий (оценка проводится по заполненному и присланному конкурсантом тестовому бланку);
- подготовку творческой работы - эссе на одну из предложенных тем (оценка проводится по присланной на конкурс работе).
Эссе представляется в текстовом редакторе Word на русском языке объёмом 1-2 страницы печатного текста. Заглавие работы и автор выделяются полужирным шрифтом и размещаются по центру. Формат А4; все поля - 2 см; ориентация – книжная; шрифт – TimesNewRoman; размер шрифта – 14; красная строка – 1,25 см; междустрочный интервал – 1,5; выравнивание текста – по ширине.
Критерии оценки эссе: содержательность в аспекте раскрытия обозначенной темы и отражения вопросов фортепианного искусства и исполнительства; оригинальность идей, проявление личного отношения к теме; образность языка, использование средств художественной выразительности речи; ясность изложения; грамотность, аккуратность в оформлении.
3. Порядок участия в Олимпиаде
3.1. В комплект документов участника Олимпиады входят:
- заявка участника (см. Приложение 1). Наименование документа «Фамилия И.О.Заявка»;
- справка с места учебы о том, что конкурсант является учащимся образовательного учреждения. Наименование документа «Фамилия И.О.Справка»;
- видеозапись исполнения конкурсантом фортепианного произведения. Наименование файла «Фамилия И.О.»;
- заполненный бланк тестовых заданий (см. Приложение 2). Наименование документа «Фамилия И.О.Тест»;
- текст эссе на одну из предложенных тем (см. Приложение 3). Наименование документа «Фамилия И.О.Эссе».
3.2. Все материалы присылаются в электронном виде до 18 марта 2013 года на e-mail: piano_olimpiada@mail.ru или по почте на адрес Оргкомитета: 420021, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Межлаука, д.3/45, ауд.206. Батыршиной Гульнаре Ибрагимовне. Телефоны для справок: (843) 2920306 (раб.); 89600477333 Батыршина Гульнара Ибрагимовна (моб.).
3.3. Результаты конкурса будут известны и сообщены участникам по электронной почте 23 марта 2013 года.
3.4. Торжественное награждение победителей Олимпиады состоится на отделении искусств Института филологии и искусств КФУ 28 марта 2013 года. Победителям вручаются дипломы лауреатов и дипломантов, их научным руководителям - благодарственные письма. При отсутствии возможности лично присутствовать на церемонии награждения, награду можно получить через доверенное лицо или по почте.
3.5. Участие в Олимпиаде бесплатное. Расходы по оплате проезда и проживания участников для участия в церемонии награждения осуществляются за счет направляющей стороны.
Приложение 1
ЗАЯВКА
участника Всероссийской заочной олимпиады школьников
по фортепианному искусству и исполнительству «Art of Piano»
Наименование образовательного учреждения (полностью)
|
|
Почтовый адрес образовательного учреждения
|
|
Фамилия, имя, отчество директора образовательного учреждения, должность, ученая степень и звание
|
|
Фамилия, имя, отчество участника
|
|
Класс
|
|
Фамилия, имя, отчество научного руководителя
|
|
Должность, квалификация, ученая степень и звание научного руководителя
|
|
Автор, наименование конкурсного произведения
|
|
Тема эссе
|
|
Контактная информация:
e-mail, телефон, факс, почтовый адрес
|
|
Приложение 2
I. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ1
__________________________________________________________________
(ФИО конкурсанта)
Задания с выбором одного правильного ответа
1. Прелюдии и фуги в «Хорошо темперированном клавире» И.С.Баха расположены
|
а) по тонам
|
|
б) по хроматизму
|
|
в) по тональностям квинтового круга
|
|
г) в случайном порядке
|
|
2. Назовите один из самых популярных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе. Его исполняли и записывали А.Рубинштейн, В.Горовиц, Э. Гилельс, С.Рихтер, Л.Оборин, В.Ашкенази. Концерт входит в обязательную программу финального тура конкурса имени П.И.Чайковского.
|
а) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор ор.23 П.И.Чайковского
|
|
б) Концерт для фортепиано с оркестром №2 до минор op.18 С.В.Рахманинова
|
|
в) Концерт для фортепиано с оркестром ля минор op.16 Э.Грига
|
|
г) Концерт для фортепиано с оркестром ля минор оp. 54 Р.Шумана
|
|
д) Концерт для фортепиано с оркестром № 20 ре минор КV 466 В.А.Моцарта
|
|
3. Какой знаменитый зарубежный пианист, наиболее известный благодаря своим интерпретациям музыки И.С.Баха, в 60-е годы 20 века прекратил концертную деятельность, полностью переключившись на записи в студии?
|
а) Даниэль Баренбойм
|
|
б) Ван Клиберн
|
|
в) Дьердь Циффра
|
|
г) Артуро Бенедетти Микеланджели
|
|
д) Гленн Гульд
|
|
е) Кристиан Цимерман
|
|
ж) Вильгельм Кемпф
|
|
з) Вальтер Гизекинг
|
|
4. В репертуар этой исполнительницы входили произведения важнейших композиторов XVIII века: И.С.Баха (в 1931 г. она осуществила первую запись Гольдберг-вариаций на клавесине), Генделя, Куперена, Рамо, К.Ф.Э.Баха и др. В то же время для нее писали и новейшие композиторы, в том числе Мануэль де Фалья и Франсис Пуленк, благодаря чему клавесин вновь вошёл в инструментарий современной музыки. Назовите имя этой исполнительницы?
|
а) Татьяна Николаева
|
|
б) Мария Юдина
|
|
в) Ванда Ландовска
|
|
г) Анни Фишер
|
|
д) Маргерит Лонг
|
|
е) Дениз Ресту
|
|
5. Произведение В.А.Моцарта, третьей частью которого является «Рондо в турецком стиле», - это
|
а) Фортепианная соната №11 Ля мажор КV 331
|
|
б) «Маленькая ночная серенада» соль-мажор КV 525
|
|
в) «Реквием» KV 626
|
|
г) Симфония №40 соль минор KV550
|
|
6. Какая американская фирма – производитель фортепиано в 1872 г. организовала гастроли Антона Рубинштейна, в ходе которых он дал 215 концертов за 239 дней?
|
|
а) «Bösendorfer»
|
|
б) «Bechstein»
|
|
в) «Steinway & Sons»
|
|
г) «August Förster»
|
|
д) «Pleyel»
|
|
е) «Blüthner»
|
|
Задания с выбором нескольких правильных ответов
7. В Европе во второй половине 18–19 в. появляются центры фортепианного искусства. В каких европейских столицах создаются школы фортепианного мастерства?
|
а) Лондон
|
|
б) Париж
|
|
в) Вена
|
|
г) Осло
|
|
д) Будапешт
|
|
8. В фортепианной литературе есть программная музыка, которую могли бы не только воспринимать, но и исполнять дети. Какие фортепианные циклы написаны специально для детей композиторами-романтиками?
|
а) «Детский альбом» П.Чайковского
|
|
б) «Альбом для юношества» Р.Шумана
|
|
в) «Картинки с выставки» М.Мусоргского
|
|
г) «Годы странствий» Ф.Листа
|
|
д) «Детский уголок» К.Дебюсси
|
|
9. Какие иностранные музыкальные термины обозначают замедление?
|
а) allargando
|
|
б) incalzando
|
|
в) ceder
|
|
г) langsammer werdent
|
|
д) rallentando
|
|
е) lentando
|
|
ж) allentando
|
|
з) ritenuto
|
|
и) ritardando
|
|
к) stringendo
|
|
10. Каденция, от итальянского cadenza, от латинского cado – «падаю, оканчиваюсь» – это:
|
а) заключительный гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность
|
|
б) старинный итальянский танец, для которого характерны спокойное, плавное движение в умеренном темпе, размер 6/8 или 12/8, минорный лад, певучесть
|
|
в) небольшая пьеса свободного построения, характеризующаяся печальным, сентиментальным образным строем, передачей грустного, задумчивого настроения
|
|
г) импровизируемый исполнителем или включенный в нотный текст виртуозный эпизод партии солиста в концерте для инструмента (фортепиано) с оркестром
|
|
11. Великолепная техника и артистизм известного российского пианиста Дениса Мацуева наиболее полно проявляются в исполнении произведений
|
|
а) эпохи барокко
|
|
б) венского классицизма
|
|
в) джазового направления
|
|
г) фольклорного направления
|
|
Задания на добавление слова в готовый ответ
12. ____________________ - это направление в современной исполнительской практике академических музыкантов, которое ставит своей задачей максимально точное воссоздание звучания музыки более ранних эпох, соответствие современного исполнения замыслам и представлениям композиторов прошлого.
13. Фортепианная соната №___ ор.___ Л.Бетховена, посвященная графу Вальдштейну, одному из боннских покровителей и друзей композитора, была опубликована в 1805 году под названием «Большой сонаты», впоследствии получила наименование, связанное с именем мифологической богини утренней зари _______________.
14. Французский термин_______________соответствует итальянскому термину piano, используется в обиходе со значением «медленно», «спокойно». Однако в качестве музыкального термина он является лишь динамическим, а не темповым указанием.
15. В отличие от многих своих предшественников и современников, композитор ________________сочинял почти исключительно для фортепиано. На концертах он большей частью исполнял свои собственные сочинения. О его Вариациях на тему из оперы В.А.Моцарта "Дон Жуан" Р.Шуман написал: "Шапки долой, господа, перед вами гений".
16. Считается, что ______________- предшественник фортепиано - был изобретен греком Ктесибием, жившим в Александрии Египетской в 296-228 гг. до н.э. Изображение похожего инструмента имеется на монете времён Нерона. Зародыш этого инструмента можно усмотреть в флейте Пана, а также в волынке.
17. Многие свои сочинения великий русский композитор и пианист ________________играл иначе, чем их исполняли другие. Так, прелюдия g-moll, трактуемая обычно как победоносный марш, приобретала у него характер зловеще надвигающейся угрозы. Элегию, Баркаролу и другие «лирические» пьесы он играл мужественно, даже сурово, неуклонным «устремлением вперёд» снимая с них всякий налёт сентиментальности.
18. Искусство собирательного, описательного портрета было всегда свойственно композитору ________________и заключалось прежде всего в создании определенного настроения, чувства при тонком использовании элементов звукоподражания. Названия его клавесинных пьес - это целая портретная галерея: "Вязальщицы", "Фиглярка", "Близнецы", "Брюнетки и блондинки", "Старые сеньоры", "Молодые сеньоры", "Паломницы", "Девочка-подросток", "Фаворитка" и др.
Задания на упорядочивание ответов
19. Установите правильное соответствие авторов и их произведений:
1)
|
Л.Бетхвен
|
а)
|
19 сонат для фортепиано
|
2)
|
В.А.Моцарт
|
б)
|
52 сонаты для фортепиано
|
3)
|
Й.Гайдн
|
в)
|
32 сонаты для фортепиано
|
20. Установите правильное соответствие итальянских терминов и их значений:
1)
|
colla destra
|
а)
|
играть правой рукой
|
2)
|
colla sinistra
|
б)
|
играть левой рукой
|
21. Установите правильное соответствие музыкальных понятий и их значений:
1)
|
аппликатура
|
а)
|
перенесение произведения из одной тональности в другую
|
2)
|
артикуляция
|
б)
|
способ расположения и порядок чередования пальцев при исполнении и его обозначение цифрами в нотах
|
3)
|
динамика
|
в)
|
характеристика звучания, связанная со слитностью-расчленённостью звуков
|
4)
|
транспонирование
|
г)
|
переложение музыкального произведения для другого состава исполнителей
|
5)
|
аранжировка
|
д)
|
характеристика звучания, связанная со степенью громкости звука
|
22. Установите правильное соответствие исполнительских качеств и жанров, наиболее ярко их проявляющих:
1)
|
виртуозность
|
а)
|
баллада
|
2)
|
импровизационность
|
б)
|
баркарола
|
3)
|
мелодическая выразительность
|
в)
|
этюд
|
4)
|
строгая ритмическая организация
|
г)
|
сарабанда
|
23. Установите правильное соответствие знаковых и терминологических обозначений:
1)
|
|
а)
|
appoggiatura
|
2)
|
|
б)
|
tremolo
|
3)
|
|
в)
|
acciaccatura
|
24. Установите правильное знаковых и терминологических обозначений:
1)
|
rfz
|
а)
|
forte fortissimo
|
2)
|
sf
|
б)
|
fortissimo
|
3)
|
f
|
в)
|
rinforzato
|
4)
|
fff
|
г)
|
sforzando
|
5)
|
ff
|
д)
|
mezzo forte
|
6)
|
mf
|
е)
|
forte
|
Приложение 3
II. ТЕМЫ ЭССЕ
-
«Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер»». Р.Шуман
-
«Педаль - лунный свет, льющийся на пейзаж». Ф.Бузони
-
«Интерпретация - это свободная прогулка по твердой земле». А.Шнабель
-
«Звук должен быть окутан тишиной». Г.Нейгауз
-
«Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души». А.Рубинштейн
-
«Только требуя от рояля невозможного, достигаешь на нем всего возможного». Г.Нейгауз
-
«Техника … без музыкальной воли - это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству». Ф.Бузони
-
«Исполнительское искусство в своем развитии менее долговечно, чем само произведение. Каждую весну сменяются цветы на плодоносном дереве, но самый ствол может жить не одно столетие». С.Фейнберг
Достарыңызбен бөлісу: |